Что относится к обязанностям налоговых органов

Статья 32. Обязанности налоговых органов

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ статья 32 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2007 г.

ГАРАНТ:

О конституционно-правовом смысле положений статьи 32 настоящего Кодекса см. Постановление Конституционного Суда РФ от 24 марта 2017 г. N 9-П

Статья 32. Обязанности налоговых органов

ГАРАНТ:

1. Налоговые органы обязаны:

1) соблюдать законодательство о налогах и сборах;

2) осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

3) вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц;

4) бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 244-ФЗ в подпункт 4.1 пункта 1 статьи 32 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

4.1) передавать налогоплательщикам, указанным в пунктах 2 и 3 статьи 11.2 настоящего Кодекса, в электронной форме квитанцию о приеме при получении документов, переданных в налоговый орган через личный кабинет налогоплательщика;

5) руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;

6) сообщать налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам при их постановке на учет в налоговых органах сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства, а также в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, доводить до налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сведения об изменении реквизитов этих счетов и иные сведения, необходимые для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации;

7) принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;

8) соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее сохранение;

9) направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 248-ФЗ в подпункт 10 пункта 1 статьи 32 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

10) представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам и справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов на основании данных налогового органа.

ГАРАНТ:

См. форму заявления о представлении справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам и справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, утвержденную приказом ФНС России от 3 сентября 2020 г. N ЕД-7-19/631@

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 248-ФЗ в подпункт 10.1 пункта 1 статьи 32 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

10.1) представлять ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков по его запросу, направленному в пределах предоставленных ему полномочий, справки о состоянии расчетов консолидированной группы налогоплательщиков по налогу на прибыль организаций;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 4 ноября 2014 г. N 347-ФЗ в подпункт 11 пункта 1 статьи 32 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 июля 2015 г.

11) осуществлять по заявлению налогоплательщика, ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков, плательщика сбора или налогового агента совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам. Результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам оформляются актом. Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщику сбора, налоговому агенту) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика в течение следующего дня после дня составления такого акта.

ГАРАНТ:

См. форму заявления о представлении акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам, рекомендованную письмом ФНС России от 28 октября 2020 г. N АБ-4-19/17644@

Порядок проведения совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам, форма и формат акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам, а также порядок его передачи в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;

12) по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента выдавать копии решений, принятых налоговым органом в отношении этого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 16 ноября 2011 г. N 321-ФЗ пункт 1 статьи 32 настоящего Кодекса дополнен подпунктом 13, вступающим в силу с 1 января 2012 г., но не ранее чем по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

13) по заявлению ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков выдавать копии решений, принятых налоговым органом в отношении консолидированной группы налогоплательщиков;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 248-ФЗ пункт 1 статьи 32 настоящего Кодекса дополнен подпунктом 14, вступающим в силу по истечении одного месяца со дня официального опубликования названного Федерального закона

14) представлять пользователям выписки из Единого государственного реестра налогоплательщиков;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 243-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30 ноября 2016 г. N 401-ФЗ) пункт 1 статьи 32 настоящего Кодекса дополнен подпунктом 15, вступающим в силу с 1 января 2017 г.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 ноября 2016 г. N 401-ФЗ пункт 1 статьи 32 настоящего Кодекса дополнен подпунктом 16, вступающим в силу с 1 июля 2017 г.

16) по заявлению налогоплательщика представлять налогоплательщику (его представителю) документ в электронной форме или на бумажном носителе, подтверждающий статус налогового резидента Российской Федерации, в порядке, по форме и формату, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;

Информация об изменениях:

17) представлять в электронной форме в порядке, определяемом соглашением взаимодействующих сторон, в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о постановке на учет (снятии с учета) в налоговых органах физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, в качестве налогоплательщиков налога на профессиональный доход, признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 2018 года N 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход», не позднее трех дней, следующих за днем внесения в Единый государственный реестр налогоплательщиков указанных сведений.

2. Налоговые органы несут также другие обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 243-ФЗ статья 32 настоящего Кодекса дополнена пунктом 2.1, вступающим в силу с 1 января 2017 г.

2.1. Обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом и иными федеральными законами в отношении налогоплательщиков, налоговые органы также несут в отношении плательщиков страховых взносов.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 243-ФЗ в пункт 3 статьи 32 настоящего Кодекса внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2017 г.

ГАРАНТ:

См. Инструкцию о порядке направления материалов налоговыми органами в органы внутренних дел при выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, утвержденную приказом МВД России и ФНС России от 30 июня 2009 г. N 495/ММ-7-2-347

Источник

Статья 32 НК РФ. Обязанности налоговых органов (действующая редакция)

1. Налоговые органы обязаны:

1) соблюдать законодательство о налогах и сборах;

2) осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

3) вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц;

4) бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения;

4.1) передавать налогоплательщикам, указанным в пунктах 2 и 3 статьи 11.2 настоящего Кодекса, в электронной форме квитанцию о приеме при получении документов, переданных в налоговый орган через личный кабинет налогоплательщика;

5) руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах;

6) сообщать налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам при их постановке на учет в налоговых органах сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства, а также в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, доводить до налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сведения об изменении реквизитов этих счетов и иные сведения, необходимые для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации;

7) принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;

8) соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее сохранение;

9) направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора;

10) представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам и справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов на основании данных налогового органа.

10.1) представлять ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков по его запросу, направленному в пределах предоставленных ему полномочий, справки о состоянии расчетов консолидированной группы налогоплательщиков по налогу на прибыль организаций;

11) осуществлять по заявлению налогоплательщика, ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков, плательщика сбора или налогового агента совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам. Результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам оформляются актом. Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщику сбора, налоговому агенту) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика в течение следующего дня после дня составления такого акта.

Порядок проведения совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам, форма и формат акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам, а также порядок его передачи в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;

12) по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента выдавать копии решений, принятых налоговым органом в отношении этого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента;

13) по заявлению ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков выдавать копии решений, принятых налоговым органом в отношении консолидированной группы налогоплательщиков;

14) представлять пользователям выписки из Единого государственного реестра налогоплательщиков;

16) по заявлению налогоплательщика представлять налогоплательщику (его представителю) документ в электронной форме или на бумажном носителе, подтверждающий статус налогового резидента Российской Федерации, в порядке, по форме и формату, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов;

17) представлять в электронной форме в порядке, определяемом соглашением взаимодействующих сторон, в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о постановке на учет (снятии с учета) в налоговых органах физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, в качестве налогоплательщиков налога на профессиональный доход, признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 2018 года N 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход», не позднее трех дней, следующих за днем внесения в Единый государственный реестр налогоплательщиков указанных сведений.

2. Налоговые органы несут также другие обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

2.1. Обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом и иными федеральными законами в отношении налогоплательщиков, налоговые органы также несут в отношении плательщиков страховых взносов.

Источник

Положения ст. 32 НК РФ об обязанностях налоговых органов

Что относится к обязанностям налоговых органов

У налоговых органов имеются не только права, которым посвящена ст. 31 НК РФ, но и обязанности, регулируемые ст. 32 НК РФ. Кроме тех, которые имеются постоянно, предусмотрена ещё и возможность наделения налоговиков другими обязанностями в иных нормах НК РФ.

Некоторые нюансы практической реализации обязанностей налоговых органов

Все обязанности налоговиков вытекают из норм закона, которые во многом сводятся именно к статьям Кодекса. Ни один нормативный правовой акт не может приниматься в разрез его положениям. Поэтому, если в НК РФ не предопределена какая-то обязанность, то не имеет никакого смысла требовать этого от налогового органа.

Так, НК РФ не предопределена обязанность ФНС предоставлять по запросам налогоплательщиков данные об исполнении их контрагентами обязанностей, предусмотренных действующим законодательством о налогах и сборах, или о налоговых правонарушениях, которые те совершают. Поэтому ни одно лицо не может требовать этого от инспекторов ФНС. Данная позиция подчёркивается в письме ФНС РФ от 17.10.2012 № АС-4-2/17710.

В НК РФ присутствует подход, который предусматривает, что обязанность налогового органа тесно корреспондирует с правом налогоплательщика.

Сотрудники ФНС обязаны безвозмездно доводить до сведения налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, соответствующем законодательстве, внесённых в него изменениях, и о принятых в соответствии с Кодексом нормативных правовых актах, порядке расчёта и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях должностных лиц.

Должен налоговый орган давать и консультации о порядке заполнения форм налоговых деклараций.

Только официально и в письменной форме!

С данной обязанностью сотрудников налоговых служб тесно корреспондируют права налогоплательщиков получать письменную информацию от налоговых органов. Здесь мы должны особенно подчеркнуть, что получать сведения, способные повлиять на принятие решений, нужно только в письменной форме и только официально.

Многие налогоплательщики становятся жертвами излишней доверчивости. В устной форме, да ещё и в неформальной обстановке, налоговики могут насоветовать многое из того, что принесёт существенный ущерб для предпринимателей и обычных граждан.

Что будет, если ИП спросит о том, нужно ли ему подавать нулёвые декларации, и услышит в ответ, что не нужно? Ситуация может кончиться серьёзными штрафами. Напомним, что в отличие от ООО он несёт ответственность своим имуществом, поэтому может лишиться квартиры или другой недвижимости.

Используя своё право на получение информации от налоговых органов, делайте только официальные письменные запросы и рассматривайте только письменные ответы.

Официальная позиция о том, что налогоплательщики вправе требовать письменные ответы от налоговиков, содержится в письме Минфина РФ от 11.08.2011 № 03-02-08/89.

Связанная судебная практика

Суд отклонил довод налоговиков о том, что Кодекс не предусматривает обязанности налоговых органов истребовать нужную информацию, в том числе недостающие документы, в силу того, что представление документов является обязанностью налогоплательщика. По мнению суда, это не освобождает налоговые органы от обязанности проводить контроль за соблюдением действующих законов о налогах и сборах.

Доказательством этому может стать решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.04.2005, 05.05.2005 № А40-37576/03-80-434.

В Постановлениях Третьего арбитражного апелляционного суда от 26.05.2008 № А33-15215/2007-03АП-853/2008 и Восьмого арбитражного апелляционного суда от 18.11.2009 № 08АП-7719/2009 сказано, что для реализации права на возврат налога следует обратиться к налоговому органу с письменным заявлением. Его обязанность произвести возврат суммы налога образуется на основании поданного в назначенный срок заявления.

В силу этого, если налогоплательщик не подавал заявление, у налогового органа не имелось обязанности по возврату суммы налога.

В Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.12.2010 № А33-3424/2010 суд отклонил довод об отсутствии у налогового органа юридических оснований, необходимых для списания задолженности по налогам. Как указал суд, не отрицая отсутствие данной возможности у налогового органа, следует принимать во внимание обязанность налогового органа оперировать только проверенной информацией, отражающей реальное состояние расчетов налогоплательщика по предстоящим налоговым платежам.

В Постановлении Первого арбитражного апелляционного суда от 12.02.2010 № А38-3375/2009 сказано, что для появления обоснованного мнения о том, что у налогоплательщика присутствует недоимка, налоговому органу нужно доказать факт того, что к установленному сроку налогоплательщик свою обязанность по уплате налога ещё не исполнил полностью или частично.

В Постановлении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2010 № А57-16460/2009 сказано, что рассматриваемая нами статья не создаёт обязанность налогового органа ставить в известность налогоплательщика о необходимости перехода с ЕСХН на общий режим налогообложения.

Таким же образом в Постановлении Восьмого арбитражного апелляционного суда от 15.09.2009 № А46-23597/2008 говорится, что ни гл. 26.3 НК РФ, ни региональный закон о ЕНВД не порождают обязанность налогового органа по уведомлению налогоплательщика о необходимости применения им такого налога.

Эта информация полезна для тех, кто привык ждать, что государственные органы не только подскажут, но и дадут чёткие указания касательно того, что следует делать налогоплательщику.

Передача материалов налоговой проверки следственным органам

В течение последних 5-6 лет стабильно увеличивается роль уголовно-правового способа борьбы с неуплатой налогов. Поэтому начинают приобретать важность вопросы взаимодействия участников налоговых отношений со следственными органами.

Стартовой точкой для него чаще всего становится реализация налоговыми органами полномочий по передаче материалов налоговой проверки в следственные органы. Это делается в порядке п. 3 рассматриваемой статьи. После этого мероприятия регулируются уже УПК РФ.

В силу указанной нормы, если за два месяца с момента истечения срока исполнения требования об уплате налога, налогоплательщик не выполнил свою обязанность в полном объеме, а ситуация такова, что законодательство позволяет предполагать факт нарушения закона о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня обнаружения таких обстоятельств направить материалы в следственные органы, уполномоченные производить предварительное следствие.

Налогоплательщик может воспользоваться судебным обеспечением в плане приостановления действия указанного решения.

Столкновение данных обеспечительных мер порождает новые споры о правомерности передачи материалов проверки в следственные органы в период действия судебных обеспечительных мер.

К примеру, в ходе действия судебных обеспечительных мер, приостановивших действие решения налогового органа по итогам проверки, истекает отведённый срок в 2 месяца, данный для исполнения требования об уплате налога, в связи с чем налоговый орган направляет материалы налоговой проверки в следственный отдел с целью решения вопроса о возбуждении в отношении налогоплательщика уголовного дела.

Последние решения ВАС РФ в подобных ситуациях подчёркивали, что передача материалов проверки следственным органам в таком случае является реализацией самостоятельной обязанности, установленной п. 3 ст. 32 НК РФ, что следует из определение ВАС РФ от 27.05.2014 г. № ВАС-6048/14.

После упразднения ВАС обновленный ВС поддержал позицию нижестоящего суда о том, что пока действуют обеспечительные меры налоговый орган не может утверждать, что налогоплательщик не исполнил своей обязанности по уплате налога, поэтому нет и оснований для возбуждения УД.

Высший суд отметил, что другое толкование норм права порождает коллизию: налогоплательщик может не уплачивать недоимку, а налоговый орган при этом отмечает факт неисполнения обязанности по погашению требования и направляет материалы в следственные органы. Об этом говорит постановление ФАС ДВО от 19.03.2014 по делу № А80-303/2013, которое было оставлено в силе Определением ВС РФ от 26.08.2014 № 303-ЭС14-42.

Однако ФНС РФ в письме от 29.12.2012 № АС-4-2/22690 указала, что сообразно с действующим налоговым законодательством обязательным условием для передачи материалов налоговой проверки в следственные органы для принятия решения о возбуждении УД становится вступившее в силу решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, а также фактическая неуплата налогоплательщиком суммы недоимки, объём которой даёт возможность предположить совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, имеющего признаки преступления.

Это делается и при полной, и при частичной неуплате недоимки.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *