Что относится к обсервационным методам эмпирического исследования
Обсервационные методы (observational methods)
Наблюдения, яв-ся ли они формальными или неформальными, подразумевают фиксацию внимания на событиях или явлениях и регистрацию того, что наблюдается. Наблюдение лежит в основе любой науки, и для повышения объективности и надежности наблюдений за поведением разраб. специальные методы.
В контролируемом наблюдении ситуация заранее подготавливается или инсценируется с целью изучения реакций людей или животных на определенные стимульные условия. Поскольку контролируемое наблюдение требует привлечения специальных процедур, в исслед. чаще всего используется неконтролируемое наблюдение, в к-ром наблюдатель не осуществляет контроля за ситуацией, а просто регистрирует поведение in situ (на месте нахождения — лат.).
Большая часть из того, что нам известно о динамике личности и психич. нарушениях, получена в рез-те наблюдений, проводившихся в клинических условиях. Клинический метод не яв-ся вполне объективным; при его использовании не только наблюдатель-терапевт влияет на поведение пациента, но и пациент влияет на реакции терапевта.
В научном исслед. обычно считается желательным, чтобы наблюдатель в той мере, насколько это возможно, сохранял стороннюю позицию в отношении ситуации, не вступая в к.-л. взаимодействия с теми, за кем он наблюдает. Однако, если исследователь сознательно выбирает себе роль участника наблюдаемой ситуации или участвующего наблюдателя, при интерпретации полученных данных надлежит учитывать эффекты присутствия наблюдателя на поведение исполнителей.
Важнейшим первым шагом в повышении точности наблюдений яв-ся подготовка наблюдателей. Наблюдателям должно быть известно об эффектах влияния их собственных предубеждений, поведения и состояния на то, что ими наблюдается, и о тенденции смешивать факт с интерпретацией. Кроме того, при интерпретации полученных данных следует учитывать влияние самого ситуационного контекста, в к-ром проводятся наблюдения.
Качество рез-тов обсервационного исслед. тж зависит от репрезентативности выборки наблюдаемого поведения, что обычно связано с значительными временными и финансовыми затратами. С целью сокращения времени, денежных расходов и массива данных, получаемых в рез-те непрерывных наблюдений поведения, используются специальные процедуры выборки данных. В выборке случаев наблюдаются и регистрируются только специфические случаи поведения. Вторая процедура, выборка периодов времени, предполагает проведение серии наблюдений, каждое продолжительностью в неск. минут, в течение дня или около этого. Наконец, надежность наблюдений можно повысить путем использования сх. наблюдения, напр., оценочной шкалы или контрольного списка, заполняемых по ходу возникновения изучаемого поведения или сразу после его завершения.
Наблюдения тж используются в изучении психол. развития, опросах, корреляционных исслед. и даже экспериментах. Напр., в исслед. развития широко используются периодические наблюдения за развитием группы лиц одинакового возраста в течение ряда месяцев или лет (продольное (лонгитюдное) исследование), наблюдения групп различных по возрасту лиц в определенный момент времени (поперечное исследование). Контент-анализ самонаблюдений, зафиксированных в дневниках, автобиографиях, письмах и др. личных документах, тж помогает проникнуть в динамику личности.
См. также Психологическая оценка, Незаметные измерения
Обсервационное исследование
Обсервационное исследование может быть как «поперечным» (одномоментным), так и «продольным» (длящимся во времени). Одномоментные исследование, при котором происходит однократное измерение показателей и определение связи между ними, являются наиболее ненадёжными с точки зрения доказательной медицины. Сравнение показателей, полученных в разные моменты времени при продольном исследовании, уменьшает вероятность ошибки. Наиболее достоверные данные можно получить при проведении обсервационного исследования в специально сформированной группе. Выбор времени наблюдения осуществляется в зависимости от длительности наблюдаемого процесса и в остальном ничем не ограничено.
Обсервационные исследования проигрывают в надёжности контролируемым исследованиям, в котором сравниваются исходы в группе вмешательства и контрольной группе.
Основные типы наблюдательных исследований — когортное исследование и исследование «случай-контроль»:
В когортном исследовании выделенную группу людей (когорту) наблюдают в течение некоторого времени. Состояние пациентов в разных подгруппах данной когорты, тех, кто подвергался или не подвергался (или подвергался в разной степени) лечению исследуемым препаратом, сравниваются. В проспективном когортном исследовании сначала составляется план исследования и определяется порядок сбора и обработки данных, затем составляются когорты, проводится исследование и анализируются полученные данные. В ретроспективном когортном исследовании когорту подбирают по архивным записям и прослеживают состояние здоровья пациентов с момента начала наблюдения за пациентом по настоящее время.В исследовании «случай-контроль» сравнивают людей с определённым заболеванием с людьми из этой же популяции, не страдающими данным заболеванием, чтобы выявить связи между клиническим исходом и предшествующим воздействием определённых рискогенных факторов.Недостатком обсервационных исследований является высокая вероятность возникновения систематической погрешности. Однако они могут быть единственным выбором исследователя в тех случаях, когда проведение других видов исследований невозможно по этическим или экономических причинам.
Связанные понятия
Йодсодержащий контрастный препарат — рентгеноконтрастное вещество, содержащее йод, который повышает интенсивность рентгеновского изображения сосудистых структур и внутренних органов при его введении в организм. Изображение сосудов, органов мочевыделительной системы и некоторых патологических образований, например, гиперваскулярных опухолей или сосудистых мальформаций, интенсивно усиливается при внутривенном введении йодсодержащего контрастного препарата. При пероральном введении йодсодержащие препараты.
Отбор наиболее эффективных и воспроизводимых в существующих условиях методов лечения, актуализировал задачу унификации и контроля применения таких методов. Для этого в ряде стран приняты стандарты оказания медицинской помощи, учитывающие международный опыт, рекомендации экспертов и национальные особенности. В России приказом Минздрава РФ от 16 октября 1992 г. N 277 «О создании системы медицинских стандартов (нормативов) по оказанию медицинской помощи населению Российской Федерации» введена официальная.
Обсервационные методы
Виды наблюдения: срез (кратковременное наблюдение), лонгитюдинальное (длинное, иногда в течение ряда лет), выборочное и сплошное и особый вид — включенное наблюдение (когда наблюдатель становится членом исследуемой группы).
Общая процедура наблюдения складывается из процессов: 1) определение задачи и цели (для чего, с какой целью?); 2) выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать?) выбор способа наблюдения, наименее влияющего на исследуемый объект и наиболее обеспечивающего сбор необходимой информации (как наблюдать?); 4) выбор способов регистрации наблюдаемого (как вести записи?); 5) обработка и интерпретация полученной информации (каков результат?).
Самонаблюдение (интроспекция) – наблюдение человека за собственными психическими явлениями. Два вида: непосредственное либо отсроченное (в воспоминаниях, дневниках человек анализирует, что он думал).
Эксперимент (главный метод) отличается от наблюдения активны м вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осу ществляющего планомерное манипулирование некоторыми факторами и регистрацию соответствующих изменений в состоянии и поведении изучаемого.
Лабораторный эсперимент осуществляется в искусственных условиях как пра-вило с применением специальной аппаратуры, со строгим контролем всех влияющих факторов. Испытуемый знает, что проводится эксперимент, хотя до конца истинного смысла эксперимента может не знать. Эксперимент многократно проводится с большим количеством испытуемых, что позволяет устанавливать общие достоверные математико-статистические закономерности развития психических явлений.
Естественный эксперимент – психологический эксперимент, включенный в деятельность или общение незаметно для испытуемого.
Формирующий (обучающий) эксперимент – метод исследования и формирования психического процесса, состояния или качества личности.
Требования к беседе как методу. Нельзя превращать беседу в опрос (непринужденность). Наибольший результат приносит беседа в случае установления личного контакта исследователя с обследуемым человеком. Важно при этом тщательно продумать беседу, представить ее в форме конкретного плана, задач, проблем, подлежащих выяснению. Метод беседы предполагает наряду с ответами и постановку вопросов обследуемыми. Такая двусторонняя беседа дает больше информации по исследуемой проблеме, чем только ответы испытуемых на поставленные вопросы.
Социометрия — метод психологического исследования межличностных отношений в группе с целью определения структуры взаимоотношений и психологической совместимости.
Эффективное применение эмпирического метода зависит от того, насколько он валиден (соответствует тому, для получения и оценки чего он изначально предназначался) и надежен (позволяет получать одни и те же результаты при многократном использовании).
Эмпирическая база исследования: что это такое + примеры
Написать исследование без методологической базы невозможно. Однако это далеко не весь инструментарий, который нужен студенту для курсовой, дипломной или других работ. Иногда стоит использовать эмпирическую, теоретическую, нормативную и другие виды баз.
В этой статье мы подробно поговорим об эмпирической базе исследования в курсовой или дипломной работе. Вы не только разберётесь в терминологии, но и увидите примеры описания эмпирической базы исследования.
Хотите первыми получать полезные материалы? Подписывайтесь на наш Telegram-канал. И следите за акциями и скидками — с ними гораздо выгоднее учиться.
Доверь свою работу кандидату наук!
Узнать стоимость бесплатно
Эмпирическая база исследования: что это такое
Эмпирическая база исследования — это фактический материал научной работы, неопровержимые и достоверные данные. Их студент использует в соей работе как основу для наблюдения, эксперимента, построения гипотезы, создания модели и так далее.
Эмпирическую базу называют разновидностью аналитической базы, потому что главный вопрос, на который она отвечает, звучит так: к чему применяются методы исследования?
Чем в таком случае различаются эти две базы? Аналитическая — это просто перечень данных, на основании которых проводится исследование. А эмпирическая база — это материалы, собранные с помощью специально разработанных анкет, опросников и так далее, которые студент сам обрабатывает и анализирует. То есть присутствует авторский подход.
Также стоит отличать эмпирическую базу исследования от литературного списка. В первом случае — это конкретные данные и факты, которые мы используем, а во втором — материалы, на которые ссылаемся, чтобы доказать выводы.
Что может составлять эмпирическую базу
Какие конкретные материалы могут входить в эмпирическую базу исследования? Это зависит от научной дисциплины и методов, которые применяет студент в своей работе:
Эмпирическую базу можно встретить не во всех работах. В основном её используют для тех курсовых, дипломных и диссертаций, которые строятся на практических исследованиях, требуют обработки данных, доказывают теории и подкрепляют их фактическим материалом.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.
Для основательного исследования, стоит собрать больше данных
Месторасположение эмпирической базы в работе
Где же располагается эмпирическая база исследования? Как в курсовой, так и в дипломной и других видах работ её размещают во введении, после того, как опишут предмет и объект, цели и задачи курсовой, а также методологическую базу.
Текст должен отражать все положения акценты на следующих моментах:
Если вы используете всего один пример, необходимо обосновать свой выбор и показать, почему результаты, основанные на данном материале, будут представлять ценность.
Если вам не хватает каких-то данных, это также необходимо указать во введении, тем самым определив ограничения учебного исследования. Это не сделает курсовой или дипломный проект хуже — ведь данных часто не хватает. Такой подход покажет, что вы ответственно относитесь к исследовательской части работы и материалу, который используете для выводов.
Объём эмпирической базы в исследовании обычно состоит из четырёх-пяти предложений и не превышает одного абзаца.
Эмпирическая база исследования: примеры
Можно долго читать характеристики эмпирической базы и так и не разобраться, что это такое на самом деле. Поэтому мы собрали реальные примеры описания, которые можно встретить в курсовых, дипломах и диссертациях. Изучайте образцы и используйте их в качестве шаблона для своего исследования.
Примеры описания эмпирической базы исследования в курсовых
Курсовая работа по социологии
Тема: «Российские женщины-политики в социальных медиа: анализ сетевых аккаунтов»
Аккаунты отбирались по следующему принципу:
Посты на страничках должны публиковаться не реже раза в неделю, в противном случае аккаунт будет считаться заброшенным.
В выборку попадают аккаунты политиков разных рангов:
Для каждой группы было отобрано 2-3 наиболее популярных представителя. Степень их известности и популярности оценена при помощи статистики их цитирования в СМИ. Также учитывалось то, насколько популярны их аккаунты (сколько у них фолловеров).
Курсовая работа по психологии
Тема: «Психологический анализ особенностей формирования искусственного билингвизма у аутичных детей»
Эмпирическая база исследования: В исследовании приняли участие две группы детей (экспериментальная и контрольная), насчитывающие 15 испытуемых, в возрасте 10-11 лет, проживающих на территории Москвы и Московской области, с диагностированным расстройством аутичного спектра, не отягощённым умственной отсталостью.
Примеры описания эмпирической базы исследования в дипломных
Дипломная работа по финансовому праву
Тема: «Особенности правового регулирования деятельности иностранных юридических лиц на российском рынке ценных бумаг»
Эмпирическая база исследования: Фактологической основой работы явились статистические сведения Госкомстата России, Минфина России, ФСФР России, Банка России, официальные материалы МНС России, а также другие официальные источники.
Дипломная работа по медицине
Тема: «Профессиональный онтогенез: медико-социологические и психолого-этические проблемы врачебной деятельности»
Эмпирическая база исследования: Исследования проводилось на базе Волгоградского государственного медицинского университета путём анкетирования. В исследовании приняли участие студенты младших и старших курсов лечебного и педиатрического факультетов, а также врачи ЛПУ и Центра санэпиднадзора г. Волгограда и г. Волжского.
Пример описания эмпирической базы исследования в диссертации
Диссертация по праву
Тема: «Право и корпоративные нормы»
Эмпирическая база исследования: Эмпирической базой исследования является обобщение практической деятельности ряда организаций, как местного, так и межрегионального масштаба, в основу которого было положено изучение и детальный анализ корпоративных актов указанных структур.
Все образцы описания эмпирической базы исследования в курсовых работах, дипломах и диссертациях вы можете скачать в формате Word.
Надеемся, теперь вы сможете уверенно описать эмпирическую базу своего учебного исследования и с лёгкостью защитите его перед комиссией. А если не хватает времени оформлять реферат, курсовую или дипломную самостоятельно — доверьте это нашему студенческому сервису.
«Я видала такую чепуху, по сравнению с которой эта чепуха — толковый словарь» (Льюис Кэрролл «Алиса в стране чудес»). Любительница йоги, спиральной динамики и душевных разговоров 😊
Что относится к обсервационным методам эмпирического исследования
PsyMedClinic
Обсервационные методы
Обсервационные методы (observational methods)
Наблюдения, яв-ся ли они формальными или неформальными, подразумевают фиксацию внимания на событиях или явлениях и регистрацию того, что наблюдается. Наблюдение лежит в основе любой науки, и для повышения объективности и надежности наблюдений за поведением разраб. специальные методы.
В контролируемом наблюдении ситуация заранее подготавливается или инсценируется с целью изучения реакций людей или животных на определенные стимульные условия. Поскольку контролируемое наблюдение требует привлечения специальных процедур, в исслед. чаще всего используется неконтролируемое наблюдение, в к-ром наблюдатель не осуществляет контроля за ситуацией, а просто регистрирует поведение in situ (на месте нахождения — лат.).
Большая часть из того, что нам известно о динамике личности и психич. нарушениях, получена в рез-те наблюдений, проводившихся в клинических условиях. Клинический метод не яв-ся вполне объективным; при его использовании не только наблюдатель-терапевт влияет на поведение пациента, но и пациент влияет на реакции терапевта.
В научном исслед. обычно считается желательным, чтобы наблюдатель в той мере, насколько это возможно, сохранял стороннюю позицию в отношении ситуации, не вступая в к.-л. взаимодействия с теми, за кем он наблюдает. Однако, если исследователь сознательно выбирает себе роль участника наблюдаемой ситуации или участвующего наблюдателя, при интерпретации полученных данных надлежит учитывать эффекты присутствия наблюдателя на поведение исполнителей.
Важнейшим первым шагом в повышении точности наблюдений яв-ся подготовка наблюдателей. Наблюдателям должно быть известно об эффектах влияния их собственных предубеждений, поведения и состояния на то, что ими наблюдается, и о тенденции смешивать факт с интерпретацией. Кроме того, при интерпретации полученных данных следует учитывать влияние самого ситуационного контекста, в к-ром проводятся наблюдения.
Качество рез-тов обсервационного исслед. тж зависит от репрезентативности выборки наблюдаемого поведения, что обычно связано с значительными временными и финансовыми затратами. С целью сокращения времени, денежных расходов и массива данных, получаемых в рез-те непрерывных наблюдений поведения, используются специальные процедуры выборки данных. В выборке случаев наблюдаются и регистрируются только специфические случаи поведения. Вторая процедура, выборка периодов времени, предполагает проведение серии наблюдений, каждое продолжительностью в неск. минут, в течение дня или около этого. Наконец, надежность наблюдений можно повысить путем использования сх. наблюдения, напр., оценочной шкалы или контрольного списка, заполняемых по ходу возникновения изучаемого поведения или сразу после его завершения.
Наблюдения тж используются в изучении психол. развития, опросах, корреляционных исслед. и даже экспериментах. Напр., в исслед. развития широко используются периодические наблюдения за развитием группы лиц одинакового возраста в течение ряда месяцев или лет (продольное (лонгитюдное) исследование), наблюдения групп различных по возрасту лиц в определенный момент времени (поперечное исследование). Контент-анализ самонаблюдений, зафиксированных в дневниках, автобиографиях, письмах и др. личных документах, тж помогает проникнуть в динамику личности.
См. также Психологическая оценка, Незаметные измерения