Что относится к общественным благам в рыночной экономике
Экономика будущего: как можно сгладить несовершенства капитализма и рынка
Итоги долгого развития экономической теории в части исследования достоинств и недостатков рыночных механизмов можно свести к двум простым утверждениям:
Слабости (несовершенства) рынка — неспособность рыночных механизмов решать некоторые экономические задачи.
Причины слабостей рынка заключаются в том, что в реальной жизни никогда не удается соблюсти все те условия, которые позволяют рыночным механизмам успешно решать главные экономические проблемы общества.
Назовем наиболее важные из них:
Как правило, в условиях смешанной экономической системы государство берет на себя решение нескольких задач:
Устранение последствий, порождаемых слабостями (несовершенствами) рынка
1. Монополизация рынка
Рыночный механизм сам по себе не может помешать той или иной фирме занять главенствующее положение на рынке определенного товара. При этом такая позиция фирмы может быть достигнута в силу либо экономического преимущества, либо различных сговоров или уничтожения конкурентов. Монополизация рынка за счет экономического преимущества той или иной фирмы может возникнуть, если эта фирма смогла предложить покупателям наиболее выгодное им соотношение «цена — качество» по своим товарам. Основой такого преимущества обычно служит внедрение более совершенных технологий производства или методов организации производства и сбыта товаров.
Если итогом такой деятельности фирмы становится захват подавляющей доли рынка, то в этом нет ничего опасного — ведь здесь рыночный механизм успешно решает свою главную задачу: обеспечивает наилучшее распределение ограниченных ресурсов. Действительно, в такой ситуации наибольшая доля ресурсов достается фирме, победившей в конкурентной борьбе за счет наилучшего использования ограниченных ресурсов и достижения на этой основе минимальных затрат или наивысшего качества.
И то и другое хорошо для потребителей, а потому оснований для вмешательства государства здесь нет. Если же такая фирма попытается использовать свое господство на рынке для завышения цен, то тем самым она создаст условия, позволяющие другим фирмам — даже имеющим более высокие издержки — выжить за счет предложения покупателям более низких цен.
Монополизация рынка за счет сговора или уничтожения конкурентов — совсем иное дело. Такая ситуация возникает, когда господство на рынке одной или нескольких фирм является следствием не лучшей технологии или организации производства, а следствием сговора нескольких крупнейших фирм между собой, вытеснения остальных конкурентов с рынка или поглощения их. В этом случае хозяевами рынка вовсе не обязательно становятся фирмы, обеспечивающие наиболее эффективное использование ограниченных ресурсов, а просто самые крупные или ловкие в уничтожении соперников. В этом случае производственные ресурсы распределяются хуже, чем могло бы произойти на немонополизированном рынке (они попадают в руки не самых успешных фирм).
2. Трудности создания общественных благ на коммерческой основе
Большинство благ люди потребляют по принципу исключительности, т.е. если потребляет один человек, то другой этого сделать уже не может. Однако в ассортименте человеческих нужд есть такие блага, которые нельзя потреблять по принципу исключительности, — они равно доступны всем. Такие блага называются общественными.
Простой пример общественного блага — правовая система общества, т.е. законы и способы обеспечения их исполнения. Эта система призвана оберегать от произвола всех граждан страны и гарантировать равное соблюдение их интересов. Подобная организация общественной жизни дает всем гражданам равные исходные возможности, и потому услуги по созданию и обеспечению соблюдения законов полезны людям, т.е. являются благом.
Вместе с тем представить себе коммерческий способ создания и продажи таких услуг (например, «защищаем от ограбления только этого гражданина, поскольку он за это заплатил») в нормальном обществе просто невозможно. Подобные ситуации характерны для криминализированных стран, где государство слабо, а потому и люди, и фирмы ищут защиты от бандитов или вынуждены добиваться вроде бы гарантированных им законом прав путем подкупа коррумпированных чиновников. С подобным «криминальным правопорядком» хорошо знакомы жители не только России, но и юга Италии, а также стран Латинской Америки, Африки и некоторых азиатских государств.
В большинстве стран мира «криминальный правопорядок» уничтожен правовой системой, которая поддерживается силой государства. Именно для получения такого общественного блага, для того, чтобы закон равно защищал всех, а не только тех, кто оплатил мафии «крышу», люди готовы согласиться на вмешательство государства в жизнь общества.
Ассортимент общественных благ огромен. Сюда относятся услуги армии, милиции, проверка доброкачественности поступающих из-за рубежа продуктов питания и лекарств, аварийные службы для чрезвычайных ситуаций, службы профилактики эпидемий и т.д. Все это удобнее делать с помощью государства, чем на рыночной основе.
3. Возникновение внешних эффектов или внешних затрат
Такая ситуация характерна, например, для производств, загрязняющих окружающую среду. Химический комбинат загрязняет через атмосферные выбросы окружающую территорию, и от этого болеют дети в близлежащем городе. Это никак не волнует дирекцию комбината, зато очень заботит родителей этих детей — им бы хотелось, чтобы комбинат поставил мощные очистные сооружения и перестал загрязнять воздух.
Однако жители этого города никоим образом не участвуют в управлении комбинатом или формировании цен на его продукцию. Следовательно, в рамках стандартных коммерческих процедур их интерес рынком не может быть учтен. Покупатели химической продукции также не заинтересованы в дополнительных затратах на очистку воздуха, поскольку это вызовет удорожание покупаемого ими товара.
В результате загрязнение воздуха над жилыми кварталами оказывается как бы «внешним» эффектом, посторонним по отношению к рынку химической продукции, и потому никак не учитывается в формировании цен на нем. Это, естественно, сердит жителей пострадавшего города, и они начинают требовать от правительства «навести порядок», учесть их интересы, т.е. заставляют его вмешаться в обычные рыночные процессы.
Если загрязнение полей атмосферными выбросами промышленности — пример отрицательного внешнего эффекта, то улучшение освещения улиц вечером за счет реклам и витрин магазинов — пример положительного внешнего эффекта. Но этот эффект никак не сказывается на взаимоотношениях владельцев магазинов и покупателей в них. А значит, также не может быть учтен рынком при регулировании распределения ограниченных ресурсов (в данном случае — ресурсов, используемых для производства товаров, которые продаются в магазинах с хорошо освещаемыми витринами и световой рекламой).
Иными словами, внешние (побочные) эффекты некоторых видов хозяйственной деятельности для общества в целом могут иметь большое значение, но рынком не учитываются и потому не могут влиять на то, как он распределяет ограниченные ресурсы. Если рыночные решения принимаются без учета всех издержек и выгод, связанных с производством и потреблением определенного типа благ, то эти решения оказываются далекими от совершенства. Более того, недоучет внешних эффектов означает игнорирование потерь или выгод некоторых групп граждан или фирм, а это может породить общественные конфликты.
Вот почему государство вынуждено вмешиваться в решение проблемы внешних эффектов хозяйственной деятельности, компенсируя несовершенство рынка, его неспособность учитывать такие эффекты и находить наилучшие решения для подобного рода ситуаций.
4. Смягчение неравенства доходов и богатства
Изменить эту ситуацию можно несколькими способами:
1. Самый прямой и на первый взгляд самый простой — изъять у наиболее богатых граждан часть их доходов и богатства и распределить собранные средства между беднейшими гражданами страны.
Этот способ вполне разумен, но практическое его использование всегда порождает массу проблем, что мы и наблюдаем сегодня во всем мире, в том числе и в России. Назовем только некоторые из них.
Во-первых, изъятие достаточно большой доли доходов может отбить охоту к деятельности у наиболее экономически активных (а зачастую именно потому много зарабатывающих) граждан. Действительно, какой смысл работать особенно интенсивно или рисковать, создавая фирмы, если государство все равно отнимет почти весь полученный доход? Но если самые экономически активные или одаренные граждане перестанут работать в полную силу, то в итоге все общество начнет производить меньше благ и сумма совокупных доходов населения упадет.
Во-вторых, изъятие на цели перераспределения очень большой доли доходов может привести к тому, что граждане с самыми высокими доходами начнут прятать их от государства, пускаясь на те или иные (в том числе противозаконные) ухищрения. Между тем, развитие теневой экономики всегда и везде ведет к росту взяточничества и укреплению мафии, что разрушает все устройство государства.
Наконец, получение беднейшими гражданами денег от государства просто «за то, что они бедные» часто ведет к возникновению иждивенчества: люди начинают считать само собой разумеющимся, что они могут особенно и не стараться заработать — все равно государство «подбросит на жизнь».
2. Более сложный, но экономически более рациональный способ смягчения неравенства в доходах и богатстве семей — создание как можно более равных стартовых условий для начала трудовой деятельности.
Самый очевидный пример таких мер — это всеобщее бесплатное школьное образование. Если бы такая возможность не обеспечивалась государством и школьное образование было только платным, то получить образование и шансы на высокие доходы в будущем могли бы лишь дети из состоятельных семей.
Дети бедняков были бы обречены, даже при наличии у них больших природных способностей, заниматься во взрослой жизни только низкоквалифицированной (а значит, и малооплачиваемой) работой. Тогда неравенство доходов стало бы уделом определенных семей навсегда (вспомним, сколько об этом написано в русской литературе XIX — начала XX в.)
Создание системы бесплатного всеобщего школьного образования выпадает из рыночного механизма, требующего платить за все жизненные блага, но зато оно дает всем детям равные стартовые условия, во всяком случае с точки зрения возможности проявления своих дарованных природой умственных способностей.
Однако этого мало — необходимо устранять и другие барьеры, затрудняющие людям равный старт на рынке труда и в бизнесе. Как же государство может этого добиться?
Прежде всего необходимо не допускать дискриминации при найме на работу по этническим или иным признакам. Это весьма актуально для России, где в городах с наивысшей экономической активностью и наибольшими заработками часто невозможно найти работу только потому, что человек приехал из другой местности и у него нет регистрационной отметки в паспорте.
В идеале желательно помогать еще и начинающим предпринимателям, поскольку выходцы из беднейших семей просто не могут собрать сумму, достаточную для начала собственного дела. Вот почему во многих развитых странах мира существуют специальные программы государственной поддержки начинающих предпринимателей.
Способ ликвидации неравенства в доходах за счет поощрения трудовой и предпринимательской активности граждан — самый эффективный, но и самый трудный для реализации. Именно поэтому пока еще большинство даже самых развитых стран мира вынуждено пользоваться наиболее прямолинейным методом сглаживания различий в благосостоянии — изъятием части доходов граждан с помощью системы прогрессивного налогообложения и использованием собранных средств для оплаты программ социальной помощи беднейшим слоям населения.
Таким образом, основные функции современного государства в сфере экономики весьма многообразны.
УСПЕЙТЕ ДО НГ!
Самый посещаемый курс «Клерка» про управленческий учет проходят уже более 100 ваших коллег. Успейте записаться на курс по старой цене 2021 года. Потом – дороже. Оплатите сейчас, учитесь в 2022 году в удобном потоке.
Общественные блага и теория общественного выбора
Экономическая природа общественных благ и особенности формирования спроса на них
Общественные блага и их признаки
Чтобы классифицировать общественные блага, нужно понять важность доступности экономического блага для потребителей и выгоды от него.
Доступность блага для потребителей позволяет рассмотреть два признака благ: исключаемость из потребления и неисключаемость.
Исключаемость блага говорит о том, что тот, кто хочет обладать благом и может заплатить за него, получает этот продукт, то есть это благо можно купить на рынке.
Неисключаемость свидетельствует о том, что все без исключения потребители бесплатно могут пользоваться этим благом.
Рассматривая блага с точки зрения выгоды для потребителей, нужно рассмотреть такие признаки как избирательность и неизбирательность.
Избирательность свидетельствует о невозможности потребления определённого блага одним человеком при потреблении его другим, то есть потребители конкурируют друг с другом за возможность потребления.
Неизбирательность свидетельствует о том, что благо неконкурентное и его потребление приносит выгоду всем потребителям без ограничений.
Принимая во внимание эти признаки, блага можно разделить на частные и общественные.
Чистое частное благо – благо с признаками исключаемости и избирательности. Доступность и выгода блага – только для покупателя. Такое благо можно купить на рынке поштучно.
Чистое общественное благо – благо, которое обладает признаками неисключаемости и неизбирательности. Доступность и выгода такого блага – для всех потребителей. Чистое общественное благо нельзя разделить.
Частные фирмы не могут заниматься производством чистых общественных благ, так как не получат от этого прибыли.
На рис. 15.1 видно, что предельные издержки предоставления чистого общественного блага равны нулю.
Производство чистых общественных благ влечёт за собой положительные экстерналии.
График спроса на чистое общественное благо – кривая совокупных предельных выгод от потребления данного блага (рис. 15.2).
На рис. 15.2, б можно увидеть объём потребляемого блага всеми потребителями, равный количеству чистого общественного блага, потреблённого каждым:
При этом оптимальный объем производства чистых общественных благ равен МС = ΣМВn, где МС – предельные издержки производства единицы чистого общественного блага; ΣMBn – сумма предельных выгод, полученных каждым потребителем.
Спрос для каждого потребителя чистого общественного блага – желание купить и возможность заплатить по разным ценам.
Общественные блага обычно производятся государством.
Общие блага (блага совместного потребления) – блага с признаками низкой исключаемости и высокой избирательности, доступ к которым тяжело ограничить, поскольку это требует больших издержек.
Это коммунальные блага, места общего пользования.
Коллективные блага – блага с признаками низкой избирательности и высокой исключаемости, доступ к которым легко ограничить с низкими издержками, например, введя плату за потребление.
Перегружаемые блага – например, дороги или мосты. С ростом потребителей этих благ увеличиваются предельные издержки и снижаются предельные выгоды других пользователей (рис. 15.3). Плата за пользование ими «разгружает» чистые общественные блага. Доход распределяется на ремонт этих дорог и мостов.
Клубные блага – блага, которыми пользуются только на добровольной договорной основе и цена которых позволяет избежать перегруженности общественного блага. Индивидуальные платежи членов клуба позволяют пользоваться дорогими общественными благами с выгодой.
Общественные блага можно свести в табл. 15.1.
Общественные блага | Соперничество (избирательность, конкурентность) | Неизбирательность (неконкурентность) |
---|---|---|
Неисключаемые | Общие блага (места общего пользования): блага, предоставляемые муниципалитетами (парки, пляжи) | Чистое общественное благо: обеспечение безопасности в стране, неперегружаемая дорога, эфирное TV |
Исключаемые | Чистое частное благо: товары, услуги, недвижимость | Исключаемые общественные, или коллективные, блага: 1) перегружаемые (дороги, музеи); 2) клубные (различные клубы) |
Оптимальный объем чистых общественных благ
Функция спроса на общественное благо – зависимость получения индивидом предельной выгоды от объема потребления блага (рис. 15.4).
MSC на рис. 15.4 – предельные издержки производства и обеспечения потребителей данным общественным благом в количестве Qs.
Оптимальный объём чистых общественных благ определяется равенством предельных выгод и предельных издержек:
Предоставление общественных благ рынком и государством
Потребители чистых общественных благ в процессе пользования получают выгоды, но платят за них не все. Такая проблема называется проблемой «зайца» или «безбилетника» (от английского freerider problem).
«Безбилетники» обычно бывают в больших коллективах, где их труднее распознать. Примером может служить отказ оплатить проезд в общественном транспорте или коммунальные налоги.
Рынок не в состоянии решить эту проблему, терпит фиаско.
Существует несколько методов предоставления общественных благ посредством рынка.
1. Исключение «безбилетников»: ограничение доступа к потреблению блага
Исключаемые общественные блага – это блага, пользование которыми можно ограничить, введя плату за них, например, продавая билеты на зрелищные мероприятия.
Введение платы может быть использовано в отношении перегружаемых благ (например, платные автострады), что ведёт к росту эффективности предоставления таких благ.
Заключение частных контрактов может быть эффективным в отношении благ совместного потребления. Пример: внесение оплаты за поддержание дорожек в дачном товариществе.
2. Комплексная оплата
Первый метод – продажа исключаемого и неисключаемого блага в едином пакете. Пример: оплату телевещания можно взимать в качестве части цены телевизоров.
Второй метод – продажа побочных продуктов. Пример: взимание платы за рекламу.
Комплексная оплата не может обеспечить достижения эффективного объема общественного блага, но оно способно содействовать приближению к оптимуму.
3. Субсидирование (добровольные пожертвования)
Такое финансирование неэффективно, поскольку цены на общественное благо становятся ниже при более высокой предельной полезности, извлекаемой потребителями.
В случае, если внешние эффекты невозможно трансформировать во внутренние, или производство общественных благ требует высоких расходов, эти блага предоставляет государство.
Формы участия государства в обеспечении общественными благами:
Источник финансирования и производства общественных благ государством – налоги.
Введение прогрессивного налогообложения может устранить неэффективность производства общественных благ.
Функции государства в рыночной экономике. «Провалы» рынка
«Провалы» (фиаско) рынка – это проявления неэффективности рыночного механизма.
Существуют четыре «провала» рынка:
Асимметричная информация – это неодинаковые сведения, которыми располагают стороны, участвующие в рыночной сделке, в результате чего редкие ресурсы общества распределяются неэффективно.
Во всех случаях «провалов» рынка на помощь приходит государство. Для решения вопросов с абсолютной монополией оно проводит антимонопольную политику. Оно контролирует производство для устранения отрицательных экстерналий в случае, когда рынок не справляется с ними. Государство помогает участникам рынка преодолеть ассиметричную информацию.
«Провалы» государства (от английского government failure) – ситуации, при которых правительство не может создать оптимальное распределение общественных ресурсов.
Информационная проблема государственного управления экономикой обусловлена тремя группами причин.
Во-первых, причинами технического характера – сложностью сбора и переработки больших объёмов информации.
Во-вторых, причинами формально-логического характера – неполнотой информации и несовершенством формально-логических прогнозов.
В-третьих, влиянием человеческого фактора – умышленным искажением информации и введением в заблуждение государственных органов с целью использовать это в частных интересах.
Проблема поиска ренты. Усилия индивидов, предприятий, организаций, направленные на получение исключительных преимуществ с помощью государства, называются поиском ренты. Теория поиска ренты, разработанная Р. Толлисоном, Дж. Бьюкененом, Д. Коландером и другими учеными, утверждает, что издержки государственного вмешательства связаны с отвлечением ресурсов на непроизводительную деятельность частных агентов, направленную на то, чтобы получить ренту, порожденную государственным вмешательством.
Несовершенство политического процесса – это логроллинг, манипуляция голосами, лоббизм принимаемых решений.
Логроллинг – это практика «торговли голосами» среди членов законодательных органов.
Деятельность государства направлена на развитие инфраструктуры, дотации на школьное обучение, пенсии, пособия и т.д. Государственные расходы во всех развитых странах имеют тенденцию к росту.
Общественные блага: понятие, сущность
Общественные блага занимают в национальной экономике значительное место. Их адекватная интерпретация, управление их производством, распределением и потреблением являются залогом эффективного функционирования и развития национальной экономики.
В национальной экономике существует обширный видовой состав благ. В зависимости от их видовой принадлежности и определяются их сущностные характеристики.
Общественные блага – это совокупность товаров и услуг, которые предоставляются населению на безвозмездной основе, за счет финансовых средств государства.
К общественным благам относятся, например, дороги, здравоохранение, образование, услуги, предоставляемые государственными и муниципальными органами власти, мосты.
Производство и распределение общественных благ относится к основным функциям государства, его первоочередным задачам. Сегодня нормальное функционирование национальной экономики невозможно представить без таких общепринятых благ, как бесплатная система здравоохранения, образования, внешняя и внутренняя безопасность государства, социальное обеспечение и страхование. Общественными благами являются и работа служб гражданской обороны, ликвидации чрезвычайных ситуаций. Значение общественных благ заключается в том, что в них имеется потребность не у части, а у всего населения.
Относительно механизма производства и распределения общественных благ законы национальной экономики бессильны – они не способны эффективно работать в этой области рынка. Поэтому объективно эту задачу на себя берет государство – государственный аппарат.
Общественные блага обладают следующим специфическими чертами:
1. отсутствием конкуренции в потреблении общественных благ, обусловленное тем, что использование блага одним человеком нисколько не уменьшает ценности и значения;
2. неделимостью блага, обусловленной тем, что индивид не может самостоятельно определять характеристики блага, объем его производства;
3. нерыночным характером стоимости блага, связанным с тем, что на него не действуют законы свободного рынка и конкуренции. Производство общественных благ не может быть регулируемо законами рынка, а поэтому на себя эту функцию берет государство, искусственно определяя характер производства и распределения общественных благ;
4. тотальным и неисключаемым характером блага, связанным с тем, что его потребление не может быть ограничено определенной группой населения, или тем, что это не является целесообразным.
По характеру потребления выделяют следующие основные виды благ:
• общественные, отличающиеся тем, что находятся в свободном потреблении всеми членами общества и не могут быть использованы индивидуально;
• индивидуальные (частные блага), отличающиеся тем, что они могут быть использованы только одним членом общества и направлены на удовлетворение только его потребностей.
26) Внешние эффекты (экстерналии) — ситуация, когда издержки или выгоды от рыночных сделок не учитываются в ценах в полном объеме. При отрицательных (положительных) внешних эффектах деятельность одного лица вызывает издержки (выгоды) других лиц. Если цементный завод производит выбросы в атмосферу, налицо отрицательный внешний эффект для окрестных жителей (они терпят издержки, не учитываемые в цене цемента, и ничего не получают взамен). Если же завод проведет дорогу и окрестные жители смогут ею бесплатно пользоваться, налицо положительный внешний эффект.
Среди издержек, которыми занимается экономическая наука, мы должны различать два типа издержек:
• трансформационные издержки (издержки технологии);
Трансформационные издержки — это издержки, сопровождающие процесс физического изменения материала, в результате чего мы получаем продукт, который обладает определенной ценностью.
Обычно выделяют пять основных форм трансакционных издержек:
• издержки поиска информации;
• издержки ведения переговоров и заключения контрактов;
• издержки спецификации и защиты прав собственности;
• издержки оппортунистического поведения.
Издержки поиска информации связаны с ее асимметричным распределением на рынке: на поиск потенциальных покупателей или продавцов приходится тратить время и деньги.
Издержки ведения переговоров и заключения контрактов также требуют затрат времени и ресурсов. Издержки, связанные с переговорами об условиях продажи, юридическим оформлением сделки, нередко значительно увеличивают цену продаваемой вещи.
Весомую часть трансакционных издержек составляют издержки измерения, что связано не только с прямыми затратами на измерительную технику и сам процесс измерения, но и с ошибками, которые неизбежно возникают в этом процессе.
Особенно велики издержки спецификации и защиты прав собственности. В обществе, где отсутствует надежная правовая защита, нередки случаи постоянного нарушения прав. Затраты времени и средств, необходимых для их восстановления, могут быть чрезвычайно высоки. Сюда же следует отнести расходы на содержание судебных и государственных органов, находящихся на страже правопорядка.
Издержки оппортунистического поведения также связаны с асимметрией информации, хотя и не ограничиваются ею.
Таким образом, трансакционные издержки возникают до процесса обмена, в процессе обмена и после него.
27) Национальная экономика — это совокупность экономических субъектов и связей между ними, характеризующаяся хозяйственной целостностью, общностью в определенных временных и пространственных рамках.
Национальная экономика — это хозяйство многонациональной страны, которое составляет единую основу существования разных наций в пределах определенного государства.
Основными признаками национальной экономики являются:
• наличие тесных экономических связей между хозяйствующими субъектами страны на основе разделения труда;
• единая экономическая среда, в которой действуют хозяйствующие субъекты. Ее образуют прежде всего:
• единое хозяйственное законодательство;
• единая денежная система;
• общая финансовая система;
• общий экономический центр, контролирующий деятельность хозяйствующих субъектов. Этим центром является государство;
• общая система экономической защиты. Это наличие своего рода экономических границ в виде экспортно-импортных пошлин, квот и т.д.
Современное национальное хозяйство имеет три основных уровня организации: микроэкономика, мезоэкономика, макроэкономика. Эти уровни различаются по экономическим признакам:
• степени разделения и кооперации труда;
• формам организации хозяйства;
Важнейшим показателем, характеризующим мощь и потенциальные возможности национальной экономики, является национальное богатство.
Национальное богатство — стоимость всех запасов, накопленных в данном обществе, материальных ценностей, созданных человеческим трудом для производства и потребления, запасов драгоценных металлов и камней, валюты, долгов других стран и собственности данной страны в зарубежных странах за вычетом долгов данного государства.
Логическая модель макроэкономики
Из множества рынков Кейнс выделил 4 основных:
1. Рынок благ. Продавцом выступают фирмы, покупателем – домохозяйства, фирмы и государство.
2. Рынок денег. Продавец – государство, покупатель – фирмы, домохозяйства и государство.
3. Рынок труда. Продавец – домохозяйства, покупатели – все субъекты.
4. Рынок ценных бумаг. Продавец – фирмы и государство, покупатели – все субъекты.
Эти рынки дополняются макроэкономическими связями:
• фирмы и домохозяйства выплачивают государству налоги;
• государство осуществляет дотации фирмам и трансфертные платежи домохозяйствам;
• фирмы часть прибыли превращают в инвестиции (будущее предложение), а домохозяйства часть дохода сберегают (будущий спрос);
• государство часть бюджета использует для финансирования нерыночных секторов экономики (наука, образование, оборона, здравоохранение, производственная и социальная инфраструктура);
• государство вступает в кредитные отношения с заграницей.
Макроэкономика использует широко различные модели.
Макроэкономические модели представляют собой формализованные (логически, графически и алгебраически) описания различных экономических явлений и процессов с целью выявления функциональных взаимосвязей между ними.
Любая модель является упрощенным, абстрактным отражением реальности. С помощью моделей определяется комплекс альтернативных способов управления динамикой уровней занятости, выпуска, инфляции, инвестиций, потребления, % ставок, валютного курса и др. внутренних (эндогенных) экономических переменных, вероятностные значения которых устанавливаются в результате решения модели.
В качестве внешних (экзогенных) переменных, величина которых определяется вне модели, нередко выступают основные инструменты фискальной политики правительства и монетарной политики Центрального банка – изменения в величинах государственных расходов, налогов и денежной массы.
С помощью моделей обеспечивается многовариантность способов разрешения экономических проблем, которая позволяет добиваться необходимой альтернативности и гибкости макроэкономической политики.
28) Основными макроэкономическими показатели являются:
• Валовый национальный продукт
• Валовый внутренний продукт
• Чистый национальный продукт
• Валовый национальный доход
• Валовый национальный располагаемый доход
• Чистое кредитование и чистое заимствование