Что относится к обрядам
Обряды
Обряд — это внешнее выражение внутреннего значения религиозной традиции, священнодействие, совершаемое по определенному чину священником и имеющее видимое и духовно-символическое содержание[1].
В Православной Церкви мы видим определенно обозначенное число таинств. Их семь: Крещение, Миропомазание, Елеосвящение, Евхаристия, Исповедь, Венчание, Священство.
Известно, что учение о семи таинствах перешло в православное богословие из схоластического понимания таинств католической церковью в XVIII веке. «Мы привыкли смотреть на таинства узко — как на церковные ритуалы, формально необходимые для христиан. Важно, однако, вспомнить, что таинственный, или мистический, принцип лежит в основе всего мира, признать, что ничто в мире не профанно и не секулярно»[2].
Формирование чинопоследования таинств было не мгновенным. В христианской Церкви на заре ее зарождения таинства имели совсем другой вид, нежели в настоящее время. Даже такое таинственнейшее из таинств как Евхаристия менялось и было изменяемо. В настоящее время мы служим Литургию святителя Иоанна Златоустого, Литургию святителя Василия Великого, Литургию Преждеосвященных Даров святителя Григория Двоеслова, папы Римского. Чины литургий оформились в IV, V и VI веках. И это не означает то, что литургий не было. Не было лишь современного вида таинства. Так вот, совокупность действий, окружающих таинства, является обрядом. Но также каждый обряд, «каждый миг, каждая сторона, каждая стадия жизни, от рождения до смерти, таинственна и составляет тайну»[3].
Протодиакон Андрей Кураев пишет: «Обряд — это способ приема дара. Человек дает оболочку («обряжает»), а Бог влагает в нее искомое содержание, Свой дар — Себя. В этом уникальность христианства: другие религии мира говорят о том, какие жертвы люди должны приносить богам, и лишь Евангелие говорит о том, какую жертву Бог принес людям»[4].
Обряд, однако, не ограничивается по своей сути лишь тем, что окружает таинства, но в некоторой степени тоже является таинством Церкви. Так, не относящееся к числу семи таинств пострижение в монашество автоматически становится обрядом.
Монашество
Чин пострижения в монашество поистине является таинственным входом человека в мир высокодуховного ангельского чина, крещением в определенном смысле. Постриг или пострижение в монашество — таинственный ввод человека под иго Христа (см. Мф. 11, 28, 29), подобно миропомазанию.
Пострижение волос в дохристианские времена было символом рабства, либо связано с перенесением какого-либо горя. Пострижение всегда было одним из основных религиозных обрядов — символом послушания и жертвы[5]. В наше время с постригом связано несколько действий обрядового характера: 1. пострижение волос совершается над новокрещеным после крещения в знак служения Христу; 2. пострижение волос совершается во время посвящения над новопоставленным чтецом в знак служения Церкви; 3. пострижение, совершаемое при принятии монашества.
Монашеский постриг соответствует трем степеням монашества. Так, существует постриг в рясофор, постриг в малую схиму и постриг в великую схиму[6]. Основные элементы, присутствующие при чине пострига: произнесение обетов, монашеское одеяние и непосредственно сам постриг волос. Пострижение в рясофор не является само по себе, в буквальном смысле, принятием монашества, т.к. не даются монашеские обеты. Но при этом постриге читаются над постригаемым молитвы, и он вручается духовнику для жизни в монастыре. Постриг в мантию или малую схиму в настоящее время включает в себя по умолчанию и рясофорный. В этом постриге есть и обеты, и более торжественный обряд. Обеты, даваемые при постриге в мантию, следующие: послушание, постничество, целомудрие, нестяжание, благоговение. Постриг в великую схиму идет по тому же чину, что и в малую, но с гораздо большей торжественностью[7].
Погребение и отпевание
Пожалуй, тщетна вера наша, если Иисус Христос не воскрес (см. 1 Кор. 15, 12, 13), если мы не ждем жизни после смерти. Мы веруем в жизнь после смерти, в жизнь будущего века (Символ веры).
Посредством таинств мы воссоединяемся Церковью с Богом и миром. Посредством молитв за усопших мы можем умолить Бога и их (усопших) воссоединить с Собой.
Тело человека — это храм его души, а тело христианина — еще и храм живущего в нем Святого Духа (см. 1 Кор. 6, 19). Поэтому и отношение к телу в Православной Церкви не только как к клети души подобно отношению эпикурейцев. В своей земной жизни человек прибегает к различным благодатным таинствам Церкви, которые освящают не только его душу, но и тело. Как в ветхозаветной, так и в новозаветной Церкви к телу усопшего относились с любовью и почтением, поскольку тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие (1 Кор. 15, 53). Поэтому его тело приготавливали к погребению определенными действиями. Такая подготовка включает в себя: омовение тела, облачение усопшего, положение тела в гроб, чтение и пение погребальных молитв[8].
На третий день после смерти над телом усопшего совершается отпевание. Отпевание — это заупокойный богослужебный чин. Его совершает священник над членом Церкви, который преставился от временной жизни. В этом чине Церковь молится о прощении упокоившемуся всех его прижизненных грехов.
Отпевание может совершаться в храме или на дому, куда приглашается священник. Во время отпевания все провожающие усопшего молятся с зажженными свечами, знаменующими Невечерний Свет вечности. При прощании целуется иконка на груди и чело (венчик) усопшего[9].
Также в Русской Православной Церкви есть практика заочного отпевания, т.е. такого отпевания, которое совершается священником без тела покойного. Однако эта практика, вошедшая в общий обиход в дни гонения на Церковь из-за невозможности совершать отпевания традиционным методом, является производной от случаев, когда тела покойного нельзя было найти или в том случае, если усопший уже похоронен, а отпевание по какой-то причине не состоялось. Поэтому отпевание покойного заочно в наше время, за исключение вышеописанных случаев, является неприемлемым.
Церковное отпевание не совершается над лицами иной веры, некрещеными, а также самоубийцами (за исключением случаев умопомрачения).
Помимо отпевания, в третий, девятый и сороковой дни по смерти человека нужно совершать заупокойную службу, именуемую панихидой. Также панихиду совершают в день рождения покойного, в дни его тезоименитства и в день его смерти.
Панихида — это богослужение, за которым поименно поминаются усопшие, им испрашивается у Бога прощение согрешений, блаженная вечная жизнь и упокоение со святыми.
Молебен
Молебен, или молебное пение, — это особенное богослужение, на котором испрашивают благодатной помощи Господа Иисуса Христа, Преблагословенной Богородицы, Небесных Сил или святых Православной Церкви. Молебны служат не только чтобы испросить помощи в различных нуждах, но и для благодарения за полученные благодеяния Божии.
Молебны служатся не только в храмах, но и по домам верующих, на улицах, в поле (на бездождие), в школах (на начало учебы) и т. п.
Всегда на Руси служили молебны, и это было естественное стремление людей в общей молитве испросить у Бога благословения. Константин Паустовский описывает в «Повести о лесах» такой общий молебен: «Наутро пришел из Парамонова поп с псаломщиком служить молебен о ниспослании дождя. Вышел весь народ с хоругвями на бугор среди полей, — с того бугра в ясную погоду был виден правый берег Волги»[10].
В настоящее время во многих храмах молебен служится каждый день после Литургии — так называемое чинопоследование общего молебна. Митрополит Иларион (Алфеев) замечает: «Почти повсеместное распространение молебнов в Русской Церкви свидетельствует о развитии литургического благочестия в сторону смыслового упрощения с заменой более древних, продолжительных и сложных текстов более простыми, краткими и доступными»[11]. Однако не только простота восприятия молебнов служит к их распространению. Также способствует этому непосредственное озвучивание просимых вещей: если это начало года — молебен с прошениями о благоприятном годе; если засуха — молебен с прошениями о ниспослании дождя. И, несомненно, желание людей заказать молебен и прийти помолиться на нем растет от службы к службе.
Акафист
Во многих храмах и монастырях совершаются в наше время молебные пения с присоединением к ним акафистов. Такая практика получила распространение лишь на территории Русской Православной Церкви и только за последние полтора-два столетия[12].
Акафисты представляют собой умилительные церковные произведения. Слово «акафист» греческого происхождения, означает «гимн, при пении которого не сидят», в отличии от «кафизмы». Акафисты довольно просты по своему содержанию и с легкостью запоминаются на слух верующими. (Так, например, акафисты святым составляются по принципу краткого переложения содержания их житий). Именно поэтому число акафистов за последние десятилетия выросло неимоверно. Общее количество текстов акафистов составляет свыше 1200[13].
Существуют акафисты Спасителю, Богородице, Ангелу-Хранителю, какому-либо из святых. В уставах, регламентирующих правило, по которому необходимо готовиться к причащению, присутствует акафист (Иисусу Сладчайшему либо Божией Матери). «Частое повторение имени Иисус и имени Божией Матери вводит читающего в живое общение и отношение к Спасителю и Богоматери»[14].
Освящение воды
В настоящее время освящение воды совершается во всех храмах Русской Православной Церкви, и все верующие имеют доступ к святой воде. Освящение воды как чин бывает двух видов: малое освящение воды и великое. После великого освящения мы называем воду великой агиасмой, или великой святыней. Такое освящение бывает только дважды в год, на праздник Богоявления (Крещения) и в его канун. Освящение воды совершается в этот день не только в храмах, но и на реках и водоемах. Если священник или архиерей в праздник Крещения идут освящать воду в естественном открытом водоеме, то такое освящение называется «хождением на Иордань», в честь Крещения Иисуса Христа в реке Иордан. На Руси освящение воды в канун праздника совершалось в храме, а в сам праздник на «Иордани», т.е. в проруби, в которую желающие окунались после окончания чина[15].
Чин малого освящения воды совершается чаще, чем великого. Основные дни, когда освящается вода: в праздник Происхождения Древ (1 августа), в праздник в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник» (в пятницу Светлой седмицы), на преполовение Пятидесятницы, в день престольного праздника храма. Однако, помимо перечисленных, вода освящается по просьбам верующих и в другие дни. Во многих храмах есть традиция освящать воду каждое воскресенье, чтобы верующие могли всегда испить святой воды.
Святая вода употребляется верующими с благоговение и молитвой, во исцеление души и тела[16].
Освящение храма
На Руси, на том месте, где начинали селиться люди, первым делом ставился храм. Храм, как и все производимое на земле для спасения верующих, необходимо освящается. Ведь храм является «обыкновенным» зданием до того момента, как над ним будет совершен обряд освящения. После же совершенного чинопоследования храм приобретает новые качества, т.к. становится вместилищем величайшей святыни[17]. С самого начала строительства храм, как величайшая святыня Церкви, сопровождается молитвами верующих. Недаром с возведением здания храма связан ряд молебствований. Это и чин основания храма, чин водружения крестов на купола, чин освящения колоколов и непосредственно сам чин освящения храма.
Чин великого освящения храма, как правило, совершает правящий архиерей. Накануне освящения вечером в храме совершается служба Обновления храма, а непосредственно в день освящения до службы совершается водосвятный молебен. Во время освящения в основание престола влагается частица мощей какого-либо святого, что и составляет главную святыню освященного храма. С этой частицей мощей совершается крестный ход. Также частица мощей влагается в антиминс.
Антиминс — это небольшой шелковый или льняной плат, который полагается на престоле и на котором совершается преложение Святых Тела и Крови Иисуса Христа. Антиминс или вместопрестолье освящает архиерей, так что «если он по какой-либо причине не может освятить храм, освящает только антиминс. Впоследствии этот антиминс отправляется в церковь, для которой он предназначен, а освящение самого храма совершается священником. Чинопоследование освящения антиминсов включает в себя многие моменты из Великого освящения храма архиереем»[18].
Сразу после великого освящения храма на только что освященном престоле служится первая Литургия — знак того, что храм освящен и будет служить для верующих Домом Спасения.
Освящение вещей
В Православной Церкви верующие всегда понимали себя частью созданного Богом мира, в котором все окружающие их вещи могут служить как к пользе, так и к вреду. Чтобы вещи служили к пользе и через них преподавалось людям Божие благословение, их принято освящать. Так сложилось множество чинов на освящение разных вещей. Есть чины на освящение мирских вещей: домов, машин (освящение «колесницы»), боевого корабля; освящение вещей церковных: крестов, икон, колоколов, богослужебных сосудов и т.д.
Все чинопоследования освящений сопровождаются кроплением освящаемых предметов святой водой. В молитвах на освящение испрашивается Божие благословение на пользование во славу Божию той или иной освящаемой вещи.
Значение слова «обряд»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Согласно академическому изданию «Большая российская энциклопедия» слова обряд и ритуал являются синонимами.
Обряды, связанные с рождением, инициацией, свадьбой, смертью, называются семейными; сельскохозяйственные и другие обряды — календарными.
Церковный обря́д, рассматриваемый с религиозной точки зрения, — «внешнее выражение верований человека» в Бога; неспособность человека представлять себе Бога и устанавливать с Ним связь «без какого-либо видимого посредства» обусловливает возникновение обряда, который позволяет такую связь установить.
ОБРЯ’Д, а, м. Церемония, чин; ряд строго определенных обычаем действий, сопровождающих и оформляющих совершение актов преимущ. культового характера. О. венчания. Обряды католической церкви. Плач и причитанья
встречаются у нас в обрядах свадебных и похоронных.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
обря́д
1. религ. совокупность определённых традиционных действий, способных — согласно религиозным представлениям — оказать влияние на естественный ход вещей и воздействовать на сверхъестественные силы (особенно в наиболее важные моменты жизни)
2. церемония, по которой совершается что-либо
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: вместилище — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Обряды
ОБРЯДЫ — комплекс действий, знаков, сигналов, визуальных и звуковых актов, заключающих в себе код общения со сверхъестественными сущностями, душами предков. По сравнению с ритуалом у обряда выше социальная значимость, сильнее психологическое и воспитательное воздействие. Если ритуалы позволяли выразить самые примитивные эмоции (страх, гнев и др.), то обряды более тонкие регуляторы: через обряды выражались радость, жалость, память об умершем и др.; у многих народов существовал обряд инициации (посвящение, или сходное — инаугурация, приведение к присяге). Такой обряд применялся при переходе из одной возрастной группы в другую. Тем самым обряд должен был фиксировать перемену статуса человека, возложение на него новых обязанностей, появление новых прав.
Смотреть что такое «Обряды» в других словарях:
Обряды — см. Ритуал и Фольклор … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
обряды — традиционные действия, сопровождающие важные моменты жизни и деятельности различных человеческих общностей; призваны способствовать всеобщему преуспеянию. Особую группу составляют семейные О., связанные с обручением, венчанием, свадьбой,… … Сексологическая энциклопедия
Обряды — (Observances) См. Нияма … Словарь йоги
ОБРЯДЫ И МИФЫ — Связь обряда (ритуала) с мифом давно отмечена исследователями. Обряд составляет как бы инсценировку мифа, а миф выступает как объяснение или обоснование совершаемого обряда, его истолкование. Такая связь «миф обряд» особенно отчётливо проявляется … Энциклопедия мифологии
Обряды и песни Пасхальной недели — В старину восточные славяне называли Пасху Велик день. Для того, чтобы обеспечить своему дому и всей общине благополучие, необходимо было заручиться помощью предков «родителей», которые, по древним поверьям, следили за порядком в мире живых[1].… … Википедия
Обряды и обычаи белорусов — Почтовая марка Белоруссии «Обряды белорусов» Обряды и обычаи белорусов совокупность установленных обычаем действий, связанных с выполнением религиозных начал или с бытовыми традициями белорусов. Обрядовые праздники жили на территории … Википедия
Обряды скандинавского культа — Cтатья является частью серии о Северное язычество … Википедия
обряды перехода — (франц. rîtes de passage, англ. rites of passage), обряды, отмечающие и формально закрепляющие переход индивида или группы людей в новую социальную категорию и приобретение нового социального статуса. Обряды перехода впервые выделены бельгийским… … Энциклопедия «Народы и религии мира»
Обряды жизненного цикла — группа обрядов, отмечающих основные (а в конечном счете все) этапы в жизни каждого чл. традиц. общества. Временой мерой этих обрядов является чел. жизнь от рож. до смерти и взросление, а затем старение конкретного индивида (хотя этапы и… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь
обряды перехода — (франц. rîtes de passage), обряды, отличающие переход индивида или группы людей в новую социальную категорию. К обрядам перехода относятся также все обряды жизненного цикла, смены социального статуса, места проживания, важнейшие календарные… … Энциклопедический словарь
Народные обряды, обычаи и традиции
Наши предки издавна уважали и чтили народные обряды и обычаи. Между прочим, многие из них превратились в современные традиции. Конечно, они претерпели некоторые изменения, но суть осталась та же. Историки накопали множество ярких примеров. Славяне видели сакральный смысл во многих календарных датах, событиях, природных явлениях.
Старинные ритуалы и в наши дни могут стать очень полезными и помочь справиться со многими проблемами. Не нужно забывать предания наших дедов и прадедов. Все, что они оставили после себя – это ценнейший дар для нас. Глупо не воспользоваться им. Сейчас выбор стоит за нами – следовать старинным обычаям или нет. Но факт остается фактом: история традиций нашего народа богата и уникальна.
ХОТИТЕ УЗНАТЬ, НЕТ ЛИ НА ВАС МАГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ?
Обряды народного календаря
В те далекие времена ни одна семья не могла выжить без земли и домашнего скота. Чтобы быть успешными в данных отраслях, славяне обращались к языческим божествам и просили о помощи.
Кстати, практически все обряды и традиции связаны с язычеством.
Вот некоторые из наиболее известных славянских ритуалов:
Как известно из старинных сказаний, бог Велес заботился о фермерах и скотоводах. К нему возносили молитвы перед засевом полей и перед сбором урожая.
Ритуалы проводились обязательно в чистой одежде после купели. На головы надевали цветочные венки. А тот, кто был самым старым жителем поселения, брал горсть пшеницы и бросал ее в свежеобработанную землю. После этого в жертву приносили либо козу, либо овцу.
Вроде бы такое обыденное мероприятие, как сбор урожая, не имеет ничего магического. Но славяне так не считали. В каждой деревне, когда приходила пора собирать плоды своего труда, проводили особый ритуал.
Все мужчины вставали в один ряд и начинали вспахивать первую грядку. За ними шел ряд женщин, которые качественно собирали пшеницу и связывали ее стебли в снопы.
Первые снопы перевязывали не обычными нитками, а красивыми лентами. В конце трудового дня все село садилось за огромный стол, забитый богатыми яствами.
Народный обряд Масленица известен каждому. И в наши дни принято отмечать этот прекрасный праздник. Оказывается, у него очень богатая история. Первые упоминания уходят вглубь веков.
Славяне взывали к Ярилу – верховному богу Солнца – и просили о богатстве будущего урожая. Конечно же, в этот день пекли блины с разными начинками.
Все жители деревень гуляли, наряжались в народные костюмы, пели песни и танцевали. А к вечеру сжигали огромное чучело, олицетворяющее холодную зиму. Она отдавала свои права весне – свежей и нежной.
Это окончание Масленичной недели. В этот день нужно обязательно попросить прощения у родственников, близких и друзей. Все обиды прощаются и остаются в прошлом – начинается абсолютно новая жизнь. А за Прощеным Воскресеньем наступает Великий Пост.
Рекомендую:
Святочные обряды
Святочные народные традиции и обряды связаны с периодом с 7 по 19 января. Они актуальны и сейчас.
Вот примеры народных обрядов:
Дети, молодежь, да и многие взрослые ходили в Святой Вечер по домам, пели святочные песни, колядовали. А за это им давали мелкие деньги, конфеты, булки, пироги. В некоторых деревнях до сих пор детки колядуют.
Этим занимались девушки, желающие встретить свою вторую половинку. Они собирались в компании, чтобы было не страшно. Такие ритуалы помогают узнать, когда девушка выйдет замуж, сколько детей у нее родится в будущем, насколько счастлива будет ее семейная жизнь.
Накрывали в семьях большой богатый стол из 12 постных блюд. Все собирались вместе, обсуждали свои проблемы, делились радостями и планами. Чем богаче будет стол, тем лучше будет урожай в грядущем году.
Сейчас такие народные праздники и обряды несколько утратили свой сакральный смысл. Многие считают это не более чем развлечением. Но все же, некоторые девушки, к примеру, собираются группами и гадают в это святое время. Хотя бы ради интереса.
Русские семейные обряды
Семейные традиции имели для славян огромное значение. Для каждого важного события проводился свой ритуал.
Свадьбы планировались всегда на осень. Ведь именно в эту пору на столе всегда присутствовали овощи и фрукты. Народный свадебный обряд обычно состоял из нескольких этапов:
Жених вместе с родственниками и близкими друзьями приходил в гости к своей будущей жене. Обе стороны собирались за одним столом и говорили о том, чем будет жить семья молодоженов.
Сразу после сватовства и родительского благословения начинался этап подготовки к празднику. Каждый вечер девушка садилась за шитье и вышивала наряды, скатерти и другие предметы, необходимые в домашнем хозяйстве. Она приглашала подруг и пела с ними песни.
Считалось, что за неделю до свадьбы, невеста должна выплакать все слезы, чтобы счастливой войти в новую жизнь. В компании подруг она грустила, прощалась со свободной девичьей жизнью. В те времена не было разводов. И девушка не знала, каким будет ее супруг. Будет ли он для нее опорой или нет?
Теща приглашала своего зятя на блины. Вновь семьи собирались вместе и радовались за молодых, желая им много детишек.
В те времена Крещение проводили сразу после рождения малыша. Если сейчас родители могут решать самостоятельно – крестить ребенка или нет, то в старину такого выбора не было.
Языческие обряды
А следующие народные обычаи не потеряли свою актуальность и в наши дни:
Правда ведь вы слышали об этом празднике? Это открытие купального периода. По легенде в ночь на Ивана Купала распускается цветок папоротника. Обычно это растение не цветет, но в магическую пору лепестки нежно распускаются и источают прекрасный аромат вокруг. Кто отыщет его, весь год будет счастлив и богат. Все тайны откроются перед ним.
Во время празднования народ перепрыгивал через костер, чтобы очиститься от грехов. Любящие друг друга пары прыгали вместе, крепко держась за руки.
Алена Головина — белая ведунья, магистр Космоэнергетики, автор сайта «МАГиЯ»
P.S. ХОТИТЕ УЗНАТЬ, В ПОРЯДКЕ ЛИ ВАШЕ БИОПОЛЕ?
Интересное по теме: