Что относится к образовательным информационным ресурсам в информатике
Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы
Практическая работа №1
Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы. Работа с программным обеспечением.
Цель работы: научиться пользоваться образовательными информационными ресурсами, искать нужную информацию с их помощью.
Оборудование, приборы, аппаратура, материалы: персональный компьютер с выходом в интернет.
Каткие теоретические сведения
Информационные ресурсы. Образовательные информационные ресурсы
Понятие «информационного ресурса» (ИРО) является одним из ключевых понятий социальной информатики. Широкое использование этого понятия началось после выхода в 1984 году книги Г.Р. Громова «Национальные информационные ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации».
Понятие ИРО, накопленных в обществе знаний, может быть рассмотрено в узком и широком смысле слова. ИРО в узком смысле слова — это знания, уже готовые для целесообразного социального использования, то есть отчужденные от носителей и материальные знания. ИРО в широком смысле слова включают в себя все отчужденные от носителей и включенные в информационный обмен знания, существующие как в устной, так и в материализованной форме.
Понятие ресурс определяется в Словаре русского языка С.И. Ожегова как запас, источник чего-нибудь.
Что касается информационных ресурсов, то это понятие является сравнительно новым. Оно еще только начинает входить в жизнь современного общества, хотя в последние годы становится все более употребительным не только в научной литературе, но и в общественно-политической деятельности. Причиной этого, безусловно, является глобальная информатизация общества, в котором все больше начинает осознаваться особо важная роль информации и научных знаний.
Для классификации информационных ресурсов могут быть использованы следующие их наиболее важные параметры:
тематика хранящейся в них информации;
форма собственности — государственная (федеральная, субъекта федерации, муниципальная), общественных организаций, акционерная, частная;
доступность информации — открытая, закрытая, конфиденциальная;
принадлежность к определенной информационной системе — библиотечной, архивной, научно-технической;
источник информации — официальная информация, публикация в СМИ, статистическая отчетность, результаты социологических исследований;
назначение и характер использования информации — массовое, региональное, ведомственное;
форма представления информации — текстовая, цифровая, графическая, мультимедийная;
вид носителя информации — бумажный, электронный;
Под образовательными информационными ресурсами понимается текстовая, графическая и мультимедийная информация, а также исполняемые программы (дистрибутивы), то есть электронные ресурсы, созданные специально для использования в процессе обучения на определенной ступени образования и для определенной предметной области.
При работе с образовательными ресурсами появляются такие понятия, как субъект и объект этих ресурсов. Выделяют следующие субъекты информационной деятельности:
субъект, создающий объекты (все пользователь образовательной системы — преподаватель, студент);
субъект, использующий объекты (все пользователи образовательной системы);
субъект, администрирующий объекты, то есть обеспечивающий среду работы с объектами других субъектов (администраторы сети);
субъект, контролирующий использование объектов субъектами (инженер).
К образовательным электронным ресурсам относят:
учебные материалы (электронные учебники, учебные пособия, рефераты, дипломы);
учебно-методические материалы (электронные методики, учебные программы);
научно-методические (диссертации, кандидатские работы);
дополнительные текстовые и иллюстративные материалы (лабораторные работы, лекции);
системы тестирования (тесты — электронная проверка знаний);
электронные полнотекстовые библиотеки;
электронные периодические издания сферы образования;
электронные оглавления и аннотации статей периодических изданий сферы образования;
электронные архивы выпусков.
В строке поиска введите «каталог образовательных ресурсов».
Перечислите, какие разделы включают в себя образовательные ресурсы сети Интернет.
Охарактеризуйте любые три.
Задание 2. С помощью Универсального справочника-энциклопедии (http://www.sci.aha.ru/ALL/) найдите ответы на следующие вопросы:
Укажите время утверждения григорианского календаря.
Каков диаметр атома?
Какова температура кипения железа?
Какова температура плавления ртути?
Каково расстояние от Луны до Земли?
Какова масса земли?
Какая гора является самой высокой в России?
Укажите годы правления Ивана I.
Укажите годы правления Екатерины I.
Укажите годы правления Ивана IV.
Результаты выполнения задания.
Ответы на контрольные вопросы:
Что такое информационное общество?
Что такое образовательный информационный ресурс?
Чем характеризуются национальные ресурсы общества?
Что относится к образовательным информационным ресурсам в информатике
Информационно-образовательные ресурсы: определение и виды
В последние годы намечается тенденция повышения эффективности образования за счет внедрения новых информационных технологий, широкого использования ресурсов сети Интернет.
Информационно-образовательные ресурсы –это совокупность технических, программных, телекоммуникационных и методических средств, позволяющих оптимально использовать новые информационные технологии в сфере образования, внедрять их во все виды и формы образовательной деятельности. Это открытая коммуникационная структура, состоящая из взаимосвязанных компьютерных локальных, региональных сетей, совокупности технических и программных средств, обеспечивающих свободный доступ членам общества к любым источникам удаленной информации и обмен информацией учебной, научной, культурной и любой другой.
Информационно-образовательные ресурсы находятся в виде первичного или вторичного контента на порталах. Первичные ресурсы располагаются на портале владельца. Описание и адреса вторичных ресурсов располагаются в других местах, доступных через Интернет.
Слово «портал» пришло в Интернет из архитектуры и обозначает «главный вход», с которого пользователь начинает свою работу в Интернете. Портал представляет единый доступ к широкому спектру информационных ресурсов и услуг, ориентированных на большую аудиторию (в данном случае образовательное сообщество), является функциональной структурированной средой, в которой имеется ряд классификаторов и баз данных, наращиваемых по модульному принципу. Портал включает веб-сервисы, контент и ссылки на другие ресурсы, единую систему навигации и поиска информации, а также возможность расширения всех частей портала и увеличения его масштабности в целом.
В настоящее время создана система образовательных порталов — удобная для учащихся и преподавателей информационная и обучающая среда, которая дает возможность пользователю удовлетворять индивидуальные информационные и образовательные потребности, получать необходимые знания для научной и практической деятельности, а также предоставляет средства для информационного поиска и профессионального общения.
В структуру образовательного портала, как правило, входят: новостные ленты и рассылки; расширенные многоуровневые средства навигации и поиска; электронные учебники и библиотеки; каталоги образовательных ресурсов; материалы, посвященные отдельным учебно-воспитательным и организационно-методическим вопросам; интерактивные обучающие средства, обеспечивающие активное участие пользователей в процессе обучения; виртуальные среды учебно-практической деятельности; компьютерные демонстрации; универсальные обучающие среды; базы данных и архивы; справочный отдел для поиска информации, он-лайновые журналы; обучающие игры; средства дистанционного и открытого обучения.
Залог информационного успеха официального портала образовательного учреждения лежит в понимании потребностей аудитории и в четком представлении, как портал будет использован.
Под сайтом (от англ. site — место, синонимы: веб-сайт, ресурс) обычно понимают совокупность объединенных общим содержанием веб-страниц, размещенных на каком-либо сервере под определенным доменным именем и реализующих виртуальное представительство организации или отдельного человека в Интернете. Сайт имеет в Интернете свое место с определенным IP адресом (протокол, обеспечивающий прохождение пакетов к пункту назначения через различные сети), владельца и состоит из веб-страниц, которые воспринимаются как единое целое. В качестве составляющих компонентов в сайты нередко включают систему поиска, каталоги, базы данных, электронные обновления, картографический сервис, библиотеки, Интернет-магазины, форумы, опросы, глоссарии и т. д.
Информация, помещенная на сайтах и порталах дает возможность пользователям работать в гипертекстовой среде, т. е. в условиях, когда он может самостоятельно, с учетом индивидуальных склонностей, мотиваций, способностей, мышления и уровня знаний формировать области и маршруты процесса усвоения знаний, получать, обрабатывать и передавать текстовую и графическую информацию, принимать активное участие в конференциях и дискуссиях. Средства навигации портала предоставляют пользователям возможность ориентироваться в образовательной среде отрасли, региона, страны, обеспечивают поиск учебной или информационно-справочной литературы, а также позволяют проводить сравнение и оценку характеристик учебных заведений независимо от их месторасположения и удаленности.
Порталы делятся на официальные и неофициальные, федеральные и региональные, вертикальные и горизонтальные, отраслевые и предметные, дистанционного и очного обучения, порталы исследовательских работ, порталы учащихся, преподавателей, научных работников, консультативного назначения по общеобразовательным предметам, порталы виртуальных методических объединений, порталы для тематических телеконференций и чатов в режиме on-line по вопросам образования, порталы для повышения квалификации педагогических кадров, порталы телекоммуникационных олимпиад, конкурсов и викторин, порталы информационно-развлекательных проектов образовательной тематики, порталы высших учебных заведений, колледжей, общеобразовательных школ, лицеев и гимназий, электронные библиотеки, виртуальные журналы и газеты образовательной тематики, музеи, клубы, порталы справочного характера: электронные энциклопедии, словари, справочники, каталоги, базы данных, портал смешанного типа и др.
Официальные порталы содержат наиболее важные нормативные документы, информирующие и регламентирующие правительственные и ведомственные решения, связанные с модернизацией и дальнейшим развитием системы образования, нормативно-правовым регулированием в данной области, научно-технической и инновационной деятельностью, оперативную информацию о проводимой государственной политике в сфере образования и науке.
Федеральные порталы содержат официальные и нормативные материалы по образованию и науке, воспитанию и социальной защите детей, аттестации, аккредитации и лицензированию образовательных учреждений, обеспечению школьников и студентов учебно-методическими пособиями, техническими средствами, повышению квалификации кадров. Сайты организаций органов управления содержат нормативные и методические материалы, регламентирующие управленческую и учебную деятельность.
Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы.
Понятие ресурсопределяется в Словаре русского языка С.И. Ожегова как запас, источник чего-нибудь.Ресурс – это запас или источник некоторых средств:
Что же касается информационных ресурсов, то это понятие является сравнительно новым. Оно еще только начинает входить в жизнь современного общества, хотя в последние годы становится все более употребительным не только в научной литературе, но и в общественно-политической деятельности. Причиной этого, безусловно, является глобальная информатизация общества, в котором все больше начинает осознаваться особо важная роль информации и научных знаний.
Понятие «информационного ресурса общества» (ИРО) является одним из ключевых понятий социальной информатики. Широкое использование этого понятия началось после выхода в 1984 году книги Громова Г.Р. «Национальные информационные ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации».
«Информационный ресурс– это знания, представленные в проектной форме»,– такое краткое и недостаточно строгое определение было предложено профессором Ю. М. Коныгиным. Таким образом, информационные ресурсы – это знания, подготовленные для целесообразного социального использования.
Понятие ИРО, накопленных в обществе знаний, может быть рассмотрено в узком и широком смысле слова. ИРО в узком смысле слова – это знания, уже готовые для целесообразного социального использования, то есть отчужденные от носителей и материализованные знания. ИРО в широком смысле слова включают в себя все отчужденные от носителей и включенные в информационный обмен знания, существующие как в устной, так и в материализованной форме.Информационные ресурсы – отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).
Для классификации информационных ресурсов могут быть использованы следующие их наиболее важные параметры:
— организационно- распределительная информация;
Под образовательными информационными ресурсами будем понимать текстовую, графическую и мультимедийную информацию, а также исполняемые программы (дистрибутивы), то есть электронные ресурсы, созданные специально для использования в процессе обучения на определенной ступени образования и для определенной предметной области.
При работе с образовательными ресурсами появляются такие понятия, как субъекти объектэтих ресурсов. Классификацию субъектов информационной деятельности произведем следующим образом:
К образовательным электронным ресурсам можно отнести:
Задание № 1.
1. Загрузите Интернет.
2. В строке поиска введите фразу «каталог образовательных ресурсов».
3. Перечислите, какие разделы включают в себя образовательные ресурсы сети Интернет.
1. |
2. |
3. |
4. |
5. |
6. |
7. |
8. |
9. |
10. |
11. |
12. |
Задание № 2.С помощью Универсального справочника-энциклопедии найдите ответы на следующие вопросы:
Поговорим о том, что относится к информационным образовательным ресурсам. В последнее время наблюдается тенденция повышения качества образования посредством внедрения в образовательный и воспитательный процесс ИКТ. Среди обязательных требований к педагогу высшей квалификационной категории, владение информационными технологиями и применение в работе ЭОР являются одними из наиболее важным и значимых.
Значимость
Вам будет интересно: Антропологические типы людей: особенности, условия формирования, научные объяснения
В рамках введения ФГОС нового поколения на всех ступенях обучения, существенно изменились требования к содержанию образовательных программ. Информационно-образовательные ресурсы — это обязательный элемент работы любого современного учителя. Они обеспечивают следующие моменты:
Вам будет интересно: Скорость коррозии металлов. Методы оценки коррозионных процессов
ИОС выступают в школах как основное условие образовательной деятельности, средство создания новой образовательной системы.
Информационно-образовательные ресурсы — это возможность формирования социально и интеллектуально развитой личности. Они является совокупностью нескольких компонентов:
В качестве одного из результатов внедрения в российское образование ФГОС, можно, как пример, привести создание развивающей информационно-методической среды: оптимальных условий для реализации образовательных программ.
Современные особенности ИОС
Информационно-образовательные ресурсы — это сумма технических средств: коммуникационных каналов, баз данных, компьютеров, программных продуктов. Также к ним причисляют компетентность всех участников образовательного процесса в решении познавательных учебных и профессиональных задач посредством ИКТ.
ФГОС включают в себя следующие компоненты:
Новая цель образования формируется на основе запросов государства, семьи. Она заключается в формировании такой образовательной системы, которая бы стала отличным инструментом социокультурного обновления российского общества.
Что дают ИОР?
Информационно-образовательные ресурсы — это возможность создания новых образовательных и социальных сетей и сообществ. Они позволяют формировать у школьника научные представления о человеке, обществе, природе, совершенствовать систему духовных и нравственных ценностей у подрастающего поколения.
Теоретические аспекты
Что понимают под образовательными информационными ресурсами? Это сумма программных, технических, методических, телекоммуникационных средств, которые позволяют в полной мере применять информационные источники в образовательной сфере. Эта структура состоит из связанных между собой региональных, локальных сетей, совокупности программных и технических средств, которые обеспечивают свободный доступ к любому источнику удаленной информации, позволяют обмениваться учебными, научными, культурными сведениями и фактами.
ИОР, в виде первичного либо вторичного контента, находятся на порталах. Первичные располагаются на портале самого владельца, а вторичные в иных местах, доступных через всемирную паутину.
Информационные порталы
Рассуждая о том, что относится к образовательным информационным ресурсам, остановимся подробнее на некоторых теоретических аспектах. Образовательный портал представляет собой телекоммуникационный узел, который обладает быстрым доступом, огромным диапазоном ссылок и услуг, отличным пользовательским интерфейсом. Портал позволяет педагогам и школьникам изучать разнообразные информационные ресурсы, которые ориентированы на образование и развитие. Он подразумевает систему навигации, контент, веб-сервисы, ссылки на иные ресурсы, единую систему навигации.
Пример образовательного пространства
В наше время разработана система образовательных порталов, которые удобны и для педагогов, и для школьников. К примеру, в РФ создан портал «ПроеКТОрия», направленный на информирование ребят о современных профессиях.
Такие федеральные информационно-образовательные ресурсы, помимо теоретической информации, предлагают ребятам и разнообразные задания (кейсы). Знакомство с такими упражнениями подразумевает получение дополнительных знаний по различным учебным дисциплинам.
Получается, что понимают под образовательными информационными ресурсами исследовательские и учебные ресурсы, находящиеся в общественном доступе. Они могут включать в себя модули, полные курсы, учебники, тесты, метода и материалы, позволяющие получать необходимые знания.
Центр информационно-образовательных ресурсов создан для того, чтобы в одном месте разместить все научные и практические материалы, которые способствуют повышению качества отечественного образования.
Библиотеки как варианты ИОР
На протяжении многих лет они предоставляли бумажные справочники, книги, журналы. В настоящее время ситуация изменилась, появились цифровые библиотеки, свободный доступ к которым есть у всех участников образовательного процесса. Они стали для людей, имеющих ограничения в физическом здоровье, одним из основных способов развития и самосовершенствования.
Подведем итоги
Сложно переоценить значимость ИОР в современном образовании. От степени их применения напрямую зависит успешность развития каждого ребенка. В качестве основных критериев сформированности информационно-образовательной среды выступает гарантия равных возможностей для всех участников образовательного процесса.
Классификация информационных образовательных
средств учебного назначения[1, с. 97-102].
Использование информационно-коммуникационных технологий в образовании невозможно без качественных средств обучения.
Существует большое количество терминов для обозначения образовательных электронных дидактических материалов. Среди них:
— информационные образовательные ресурсы (ИОР),
— электронные средства учебного назначения (ЭСУН),
— цифровые образовательные ресурсы (ЦОР),
— электронные учебные курсы (ЭУК) и др.
В учебной литературе приводятся различные определения этих понятий. Приведем определения некоторых из них.
Информационный образовательный ресурс — наиболее широкое понятие, охватывающее различные виды информационных ресурсов, используемых в образовании. Как средство обучения он представляет собой элемент информационной среды, в которой идет учебный процесс. Среди образовательных ресурсов различают учебную, методическую литературу, программные средства, в которых отражается некоторая предметная область и реализуется технология ее изучения, наглядные средства обучения и т.п.
Цифровой образовательный ресурс (ЦОР) — информационный образовательный ресурс, хранимый и передаваемый в цифровой форме.
Электронный учебный курс (ЭУК) — это программное приложение, обеспечивающее возможность обучаемому самостоятельно или с помощью преподавателя приобрести знания, умения и навыки по какой-либо учебной дисциплине. ЭУК может содержать также встроенные функций оценки качества усвоения знаний, умений и навыков.
Можно выделить следующие виды информационных образовательных ресурсов.
электронные обучающие системы;
электронные тренажеры, репетиторы;
электронные лабораторные практикумы;
электронные словари, справочники, энциклопедии;
электронные системы тестирования и контроля знаний;
информационные ресурсы сети Интернет — поисковые системы, интернет-каталоги, виртуальные музеи и др.
Классификация информационных образовательных ресурсов, может быть проведена по различным основаниям.
По методическому назначению информационные образовательные ресурсы и их компоненты можно разделить следующим образом:
— обучающие — удовлетворяют потребности системы обучения в формировании знаний, умений, навыков учебной или практической деятельности, обеспечении необходимого уровня усвоения учебного материала;
— тренажеры (репетиторы) — удовлетворяют потребности системы обучения в отработке разного рода умений и навыков, повторении или закреплении пройденного материала;
— контролирующие — служат для измерения, контроля или самоконтроля уровня овладения учебным материалом;
— информационно-поисковые и информационно-справочные — используются для сообщения сведений, формирования умений и навыков систематизации информации;
— демонстрационные (слайд- и видеофильмы, модели) — используются для наглядного представления, визуализации изучаемых объектов, явлений, процессов;
— имитационные — используются для представления определенных аспектов реальности;
— лабораторные — используются для проведения удаленных экспериментов на реальном оборудовании;
— моделирующие — используются для моделирования объектов, явлений, процессов с целью их исследования и изучения;
— расчетные — для автоматизации различных расчетов и других рутинных операций;
— учебно-игровые — используются для создания учебных ситуаций, деятельность обучаемых в которых реализуется в игровой форме;
— игровые — используются для организации досуга учащихся, развития у обучаемых памяти, реакции, внимания и других качеств;
— коммуникационные — удовлетворяют потребности системы обучения в организации общения педагогов, администрации, обучаемых, родителей, специалистов, общественности; доступа педагогов и обучаемых к требуемым информационным ресурсам;
— интегрированные — сочетают в себе комплекс средств, удовлетворяющих широкому спектру потребностей системы обучения.
Как и другие, эта классификация программных средств условна, поскольку в одной и той же программе могут присутствовать контроль и обучение, демонстрация и моделирование, обучение и тренаж и т. д. Тип программы указывает лишь на то, какой функции уделяется главная роль.
По форме изложения материала информационные образовательные ресурсы могут быть разделены:
— на конвекционные, соответствующие установившимся традициям классической педагогики и реализующие, в основном, информационную функцию обучения;
— программированные, имеющие форму разветвленной или линейной программы и ориентированные, прежде всего, на самостоятельную работу обучаемого;
— проблемные, базирующиеся на теории проблемного обучения и направленные на развитие логического мышления, стимулирование творческой составляющей овладения знаниями;
— комбинированные (универсальные), содержащие отдельные элементы перечисленных видов информационных образовательных ресурсов.
Существуют и другие классификации информационных образовательных ресурсов. В настоящее время предпринимаются попытки создать единую классификацию ИОР, которая должна быть многоаспектной и многоуровневой.
Требования к информационным образовательным ресурсам[1, с. 102-110]
Требования к образовательным ресурсам можно разделить на две группы: требования, имеющие отношение ко всем образовательным ресурсам (дидактические, эргономические и эстетические требования), и специфические, предъявляемые к электронным образовательным ресурсам.