Что относится к образовательным информационным ресурсам перечислите
Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы
Практическая работа №1
Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы. Работа с программным обеспечением.
Цель работы: научиться пользоваться образовательными информационными ресурсами, искать нужную информацию с их помощью.
Оборудование, приборы, аппаратура, материалы: персональный компьютер с выходом в интернет.
Каткие теоретические сведения
Информационные ресурсы. Образовательные информационные ресурсы
Понятие «информационного ресурса» (ИРО) является одним из ключевых понятий социальной информатики. Широкое использование этого понятия началось после выхода в 1984 году книги Г.Р. Громова «Национальные информационные ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации».
Понятие ИРО, накопленных в обществе знаний, может быть рассмотрено в узком и широком смысле слова. ИРО в узком смысле слова — это знания, уже готовые для целесообразного социального использования, то есть отчужденные от носителей и материальные знания. ИРО в широком смысле слова включают в себя все отчужденные от носителей и включенные в информационный обмен знания, существующие как в устной, так и в материализованной форме.
Понятие ресурс определяется в Словаре русского языка С.И. Ожегова как запас, источник чего-нибудь.
Что касается информационных ресурсов, то это понятие является сравнительно новым. Оно еще только начинает входить в жизнь современного общества, хотя в последние годы становится все более употребительным не только в научной литературе, но и в общественно-политической деятельности. Причиной этого, безусловно, является глобальная информатизация общества, в котором все больше начинает осознаваться особо важная роль информации и научных знаний.
Для классификации информационных ресурсов могут быть использованы следующие их наиболее важные параметры:
тематика хранящейся в них информации;
форма собственности — государственная (федеральная, субъекта федерации, муниципальная), общественных организаций, акционерная, частная;
доступность информации — открытая, закрытая, конфиденциальная;
принадлежность к определенной информационной системе — библиотечной, архивной, научно-технической;
источник информации — официальная информация, публикация в СМИ, статистическая отчетность, результаты социологических исследований;
назначение и характер использования информации — массовое, региональное, ведомственное;
форма представления информации — текстовая, цифровая, графическая, мультимедийная;
вид носителя информации — бумажный, электронный;
Под образовательными информационными ресурсами понимается текстовая, графическая и мультимедийная информация, а также исполняемые программы (дистрибутивы), то есть электронные ресурсы, созданные специально для использования в процессе обучения на определенной ступени образования и для определенной предметной области.
При работе с образовательными ресурсами появляются такие понятия, как субъект и объект этих ресурсов. Выделяют следующие субъекты информационной деятельности:
субъект, создающий объекты (все пользователь образовательной системы — преподаватель, студент);
субъект, использующий объекты (все пользователи образовательной системы);
субъект, администрирующий объекты, то есть обеспечивающий среду работы с объектами других субъектов (администраторы сети);
субъект, контролирующий использование объектов субъектами (инженер).
К образовательным электронным ресурсам относят:
учебные материалы (электронные учебники, учебные пособия, рефераты, дипломы);
учебно-методические материалы (электронные методики, учебные программы);
научно-методические (диссертации, кандидатские работы);
дополнительные текстовые и иллюстративные материалы (лабораторные работы, лекции);
системы тестирования (тесты — электронная проверка знаний);
электронные полнотекстовые библиотеки;
электронные периодические издания сферы образования;
электронные оглавления и аннотации статей периодических изданий сферы образования;
электронные архивы выпусков.
В строке поиска введите «каталог образовательных ресурсов».
Перечислите, какие разделы включают в себя образовательные ресурсы сети Интернет.
Охарактеризуйте любые три.
Задание 2. С помощью Универсального справочника-энциклопедии (http://www.sci.aha.ru/ALL/) найдите ответы на следующие вопросы:
Укажите время утверждения григорианского календаря.
Каков диаметр атома?
Какова температура кипения железа?
Какова температура плавления ртути?
Каково расстояние от Луны до Земли?
Какова масса земли?
Какая гора является самой высокой в России?
Укажите годы правления Ивана I.
Укажите годы правления Екатерины I.
Укажите годы правления Ивана IV.
Результаты выполнения задания.
Ответы на контрольные вопросы:
Что такое информационное общество?
Что такое образовательный информационный ресурс?
Чем характеризуются национальные ресурсы общества?
Что можно отнести к электронным образовательным ресурсам?
Любой электронный образовательный ресурс определяется его контентом, то есть предметным содержанием и структурой. Кроме того, ЭОР всегда содержит метаданные — то есть информацию, характеризующую контент и структуру ресурса, а также включающую все выходные данные и сведения о ресурсе.
По характеру и устройству контента, различают три основных группы ЭОР:
Текстографические — это текст или картинка, которые выводятся на дисплей электронного устройства и не предусматривают специального управления — например, поиска по тексту. Нужную страницу в любой момент можно вывести на экран или на печать.
Текстовые — отличаются от текстографических наличием системы навигации. Например, это учебники, в которых можно легко переходить с одной страницы на другую, искать информацию по ключевым фразам, дополнительная информация о тех или иных понятиях выводится на дисплей в виде гипертекста.
Визуальные и звуковые — ресурсы, включающие анимацию, видео и/или звук.
Часто несколько электронных образовательных ресурсов, содержащих взаимосвязанный контент и предназначенные для использования в рамках изучения одного и того же предмета, образуют учебно-методический комплекс.
С точки зрения пользователя, структура электронного издания во многом схожа с печатным. В ней предусмотрено деление на компоненты: главы, параграфы, разделы. В роли страниц выступают экранные кадры, с тем отличием, что каждый кадр содержит логически завершенную единицу контента. Все кадры пронумерованы, как и страницы в книге. У каждого кадра, в зависимости от содержания и целей, есть свой продуманный сценарий — то есть порядок и последовательность действий, которые могут совершать пользователи при работе на данной странице электронного ресурса.
Какие бывают ЭОР?
электронных форм учебников,
учебно-методических и учебно-наглядных пособий,
Все эти электронные издания можно считать официальными только после присвоения им официального грифа. Этому предшествуют научное, техническое, художественное редактирование, строгая экспертиза и рецензирование — иными словами, официальные ЭОР в обязательном порядке проходят строгий контроль качества.
Однако есть и такие электронные образовательные ресурсы, которые не определяются государственным стандартом и не получают гриф — например, обучающие компьютерные программы и автоматизированные курсы. Они также могут быть использованы в образовательном процессе.
Как узнать, с каким изданием мы имеем дело?
Вся информация об электронном образовательном ресурсе содержится в выходных данных. Это текст, предназначенный для идентификации ресурса, библиографической обработки и статистического учета. Состав выходных данных формируется в зависимости от того, каково само электронное издание, как оно распространяется и сколько предполагает пользователей, но чаще всего в них обязательно указывается общий объем информации, комплектация издания, число и продолжительность видео и аудиофрагментов, а также базовые технические требования к устройству, на котором вы будете запускать ЭОР. Если речь идет о сетевом издании, то выходные данные будут также содержать информацию о требованиях к браузеру (тип браузера, версия), скорости подключения и дополнительных настройках.
Обычно выходные данные можно увидеть на титульных экранах цифрового издания — основном и/или дополнительном. Они выполняют роль «обложки» электронного ресурса и оформляются строго в соответствии с принятым государственным стандартом.
Информационные ресурсы. Образовательные информационные ресурсы
Понятие «информационного ресурса общества» (ИРО) является одним из ключевых понятий социальной информатики. Широкое использование этого понятия началось после выхода в 1984 году книги Громова Г.Р. «Национальные информационные ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации».
«Информационный ресурс– это знания, представленные в проектной форме»,– такое краткое и недостаточно строгое определение было предложено профессором Ю.М. Каныгиным.
Таким образом, информационные ресурсы– это знания, подготовленные для целесообразного социального использования.
Понятие ИРО, накопленных в обществе знаний, может быть рассмотрено в узком и широком смысле слова.
ИРО в узком смысле слова – это знания, уже готовые для целесообразного социального использования, то есть отчужденные от носителей и материализованные знания.
ИРО в широком смысле слова включают в себя все отчужденные от носителей и включенные в информационный обмен знания, существующие как в устной, так и в материализованной форме.
Понятие ресурс определяется в Словаре русского языка С.И. Ожегова как запас, источник чего-нибудь.
Что же касается информационных ресурсов, то это понятие является сравнительно новым. Оно еще только начинает входить в жизнь современного общества, хотя в последние годы становится все более употребительным не только в научной литературе, но и в общественно-политической деятельности. Причиной этого, безусловно, является глобальная информатизация общества, в котором все больше начинает осознаваться особо важная роль информации и научных знаний.
Для классификации информационных ресурсов могут быть использованы следующие их наиболее важные параметры:
o тематика хранящейся в них информации;
o форма собственности – государственная (федеральная, субъекта федерации, муниципальная), общественных организаций, акционерная, частная;
o доступность информации – открытая, закрытая, конфиденциальная;
o принадлежность к определенной информационной системе – библиотечной,- архивной, научно-технической;
o источник информации – официальная информация, публикации в СМИ, статистическая отчетность, результаты социологических исследований;
o назначение и характер использования информации– массовое региональное, ведомственное;
o форма представления информации – текстовая, цифровая, графическая, мультимедийная;
o вид носителя информации – бумажный, электронный.
Под образовательными информационными ресурсами мы будем понимать текстовую, графическую и мультимедийную информацию, а также исполняемые программы (дистрибутивы), то есть электронные ресурсы, созданные специально для использования в процессе обучения на определенной ступени образования и для определенной предметной области.
При работе с образовательными ресурсами появляются такие понятия, как субъект и объект этих ресурсов. Выделяют следующие субъекты информационной деятельности:
o субъект, создающий объекты (все пользователи образовательной системы- преподаватель, студент);
o субъект, использующий объекты (все пользователи образовательной системы);
o субъект, администрирующий объекты, то есть обеспечивающий среду работы с объектами других субъектов (администраторы сети);
o субъект, контролирующий использование объектов субъектами (инженеры).
К образовательным электронным ресурсам относят:
o учебные материалы (электронные учебники, учебные пособия, рефераты, дипломы),
o учебно-методические материалы (электронные методики, учебные программы),
o научно-методические (диссертации, кандидатские работы),
o дополнительные текстовые и иллюстративные материалы (лабораторные работы, лекции,
o системы тестирования (тесты – электронная проверка знаний),
o электронные полнотекстовые библиотеки;
o электронные периодические издания сферы образования;
o электронные оглавления и аннотации статей периодических изданий сферы образования,
Что относится к образовательным информационным ресурсам перечислите
1. Что такое электронные образовательные ресурсы (ЭОР)?
Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства.
В самом общем случае к ЭОР относят учебные видеофильмы и звукозаписи, для воспроизведения которых достаточно бытового магнитофона или CD-плеера.
Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся на компьютере. Именно на таких ресурсах мы сосредоточим свое внимание.
Иногда, чтобы выделить данное подмножество ЭОР, их называют цифровыми образовательными ресурсами (ЦОР), подразумевая, что компьютер использует цифровые способы записи/воспроизведения. Однако аудио/видео компакт-диски (CD) также содержат записи в цифровых форматах, так что введение отдельного термина и аббревиатуры ЦОР не даёт заметных преимуществ. Поэтому, следуя межгосударственному стандарту ГОСТ 7.23-2001, лучше использовать общий термин «электронные» и аббревиатуру ЭОР.
Итак, здесь и далее мы рассматриваем электронные образовательные ресурсы, для воспроизведения которых требуется компьютер.
2. Чем отличаются ЭОР от учебников?
ЭОР бывают разные, и как раз по степени отличия от традиционных полиграфических учебников их очень удобно классифицировать.
Самые простые ЭОР – текстографические. Они отличаются от книг в основном базой предъявления текстов и иллюстраций – материал представляется на экране компьютера, а не на бумаге. Хотя его очень легко распечатать, т.е. перенести на бумагу.
ЭОР следующей группы тоже текстографические, но имеют существенные отличия в навигации по тексту.
Страницы книги мы читаем последовательно, осуществляя таким образом так называемую линейную навигацию. При этом достаточно часто в учебном тексте встречаются термины или ссылки на другой раздел того же текста. В таких случаях книга не очень удобна: нужно разыскивать пояснения где-то в другом месте, листая множество страниц.
В ЭОР это можно сделать гораздо комфортнее: указать незнакомый термин и тут же получить его определение в небольшом дополнительном окне, или мгновенно сменить содержимое экрана при указании так называемого ключевого слова (либо словосочетания). По существу ключевое словосочетание – аналог строки знакомого всем книжного оглавления, но строка эта не вынесена на отдельную страницу (оглавления), а внедрена в основной текст.
В данном случае навигация по тексту является нелинейной (вы просматриваете фрагменты текста в произвольном порядке, определяемом логической связностью и собственным желанием). Такой текстографический продукт называется гипертекстом.
Третий уровень ЭОР – это ресурсы, целиком состоящие из визуального или звукового фрагмента. Формальные отличия от книги здесь очевидны: ни кино, ни анимация (мультфильм), ни звук для полиграфического издания невозможны.
Но, с другой стороны, стоит заметить, что такие ЭОР по существу не отличаются от аудио/видео продуктов, воспроизводимых на бытовом CD-плеере.
Наиболее существенные, принципиальные отличия от книги имеются у так называемых мультимедиа ЭОР. Это самые мощные и интересные для образования продукты, и они заслуживают отдельного рассмотрения.
3. Какие новые педагогические инструменты используются в ЭОР?
Всего их пять:
-интерактив;
-мультимедиа;
-моделинг;
-коммуникативность;
-производительность.
Об интерактиве и мультимедиа мы уже говорили. Если к ним добавить еще моделинг – имитационное моделирование с аудиовизуальным отражением изменений сущности, вида, качеств объектов и процессов, то электронный образовательный ресурс вместо описания в символьных абстракциях сможет дать адекватное представление фрагмента реального или воображаемого мира.
Мультимедиа обеспечит реалистичное представление объектов и процессов, интерактив даст возможность воздействия и получения ответных реакций, а моделинг реализует реакции, характерные для изучаемых объектов и исследуемых процессов.
Четвертый инструмент – коммуникативность – это возможность непосредственного общения, оперативность представления информации, удаленный контроль состояния процесса. С точки зрения ЭОР это, прежде всего, возможность быстрого доступа к образовательным ресурсам, расположенным на удаленном сервере, а также возможность on-line коммуникаций удаленных пользователей при выполнении коллективного учебного задания.
Наконец, пятый новый педагогический инструмент – производительность пользователя. Благодаря автоматизации нетворческих, рутинных операций поиска необходимой информации творческий компонент и, соответственно, эффективность учебной деятельности резко возрастают.
4. Что такое ЭОР нового поколения?
ЭОР нового поколения представляют собой открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС).
В самом простом изложении это электронные учебные продукты, позволившие решить три основные проблемы современных ЭОР.
Первая проблема заключалась в том, что ЭОР, распространяемые в Интернете, были преимущественно текстографическими. Очевидно, что электронная копия учебника школьнику пользы не принесет, а работа со многими информационными источниками для школы, в отличие от вуза, не характерна.
Более того, на любой ступени образования получением информации учебный процесс далеко не исчерпывается, нужно обеспечить еще практические занятия и аттестацию (лучше всего на предметной базе).
Понятно, что для решения этих задач требуются ЭОР с интерактивным мультимедийным контентом, но распространение таких продуктов в глобальной сети наталкивалось на серьезные технические трудности.
В ЭОР нового поколения проблема сетевого доступа к высокоинтерактивному, мультимедийно-насыщенному контенту решена. Иными словами, в этих продуктах могут использоваться все пять новых педагогических инструментов.
Вторая технологическая проблема тесно связана с решением первой. До настоящего времени интерактивные мультимедиа продукты выпускались на компакт-дисках, при этом каждый производитель использовал собственные программные решения, способы загрузки, пользовательские интерфейсы. Часто это приводило к тому, что изучение методов работы с диском требовало практически такого же усердия и времени, какое требовалось на учебное содержание.
ЭОР нового поколения (ЭОР НП) – сетевые продукты, выпускаемые разными производителями в разное время и в разных местах. Поэтому архитектура, программные средства воспроизведения, пользовательский интерфейс были унифицированы. В результате для ЭОР НП была решена проблема независимости способов хранения, поиска и использования ресурса от компании-производителя, времени и места производства.
Для учащихся и учителей это означает, что сегодня и в перспективе для использования любых ЭОР НП требуется один комплект клиентского программного обеспечения, и во всех ЭОР НП контентно-независимая часть графического пользовательского интерфейса одинакова.
Третья проблема характерна именно для образования. Уже много лет декларируется, что компьютер обеспечит личностно-ориентированное обучение. В педагогической практике давно используется понятие индивидуальных образовательных траекторий учащихся.
Действительно, необходимость по-разному подходить к обучению разных учеников очевидна, но в классно-урочной системе практически невозможна. Однако даже в действующей бинарной системе «учитель – класс» учителя-то все равно разные, каждый из них хочет учить по-своему. Соответственно, ЭОР должны позволять создавать авторские учебные курсы.
В традиционных условиях учитель достаточно свободен в применении множества информационных источников (учебники разных издательств, методические материалы, научные публикации…) и ограниченно свободен в части практических занятий (например, лабораторные комплексы по выбору – это, к сожалению, утопия). Поэтому, когда появились первые серьезные учебные продукты на CD-ROM, к их недостаткам сразу же отнесли жесткую заданность учебного курса. Учителю хотелось бы что-то изменить, но в создании интерактивного мультимедиа контента участвует множество разных специалистов, которых, конечно, в школе нет.
В ЭОР нового поколения проблема создания учителем авторского учебного курса и индивидуальных образовательных траекторий для учащихся также решена.
5. Что нового дают ЭОР учащемуся?
Прежде всего – возможность действительно научиться.
Представьте себе, что школьник хочет научиться играть в футбол. Существует немалое количество книг по этому вопросу. Как Вы думаете, «ботаник» станет вторым Пеле? Ответ очевиден: необходима практика – тренировки и аттестация – соревнования.
Тогда почему мы хотим получить современного, готового ориентироваться в практической жизни выпускника, предлагая ему преимущественно информацию?
Как известно, учебная работа включает занятия с педагогом (аудиторные) и самостоятельные (дома). До сих пор вторая часть заключалась, в основном, в запоминании информации. Практический компонент домашнего задания был ограничен составлением текстов и формул.
Электронные образовательные ресурсы позволяют выполнить дома значительно более полноценные практические занятия – от виртуального посещения музея до лабораторного эксперимента, и тут же провести аттестацию собственных знаний, умений, навыков. Домашнее задание становится полноценным, трёхмерным, оно отличается от традиционного так же, как фотография невысокого качества от объёмного голографического изображения.
С ЭОР изменяется и первый компонент – получение информации. Одно дело – изучать текстовые описания объектов, процессов, явлений, совсем другое – увидеть их и исследовать в интерактивном режиме. Наиболее очевидны новые возможности при изучении культуры и искусства, представлений о макро- и микромирах, многих других объектов и процессов, которые не удается или в принципе невозможно наблюдать.
Древняя китайская пословица гласит:
«Расскажи мне, и я забуду,
Покажи мне, и я запомню,
Дай мне попробовать, и я научусь».
Эти замечательные слова как нельзя лучше разъясняют новые возможности самостоятельной учебной работы.
6. Что дают ЭОР учителю?
Здесь стоит привести мнение учителя. На сайте pedsovet.org Е. И. Бегенева из Воронежской области формулирует ответ так:
конспекты не писать;
сумки с тетрадками на проверку не носить, при этом ежедневно имеем фронтальный опрос, и нет проблемы объективности оценок – с компьютером не поспоришь;
экономим «горловые» усилия, освобождаемся от рутинной части урока, взамен получаем хорошо подготовленных деток для «десерта» – творчества;
решена проблема дисциплины на уроках: ученики либо уткнулись в экраны, либо участвуют в общей дискуссии, интересной для всех, поскольку каждый к ней подготовлен;
вырос авторитет учителя и в классе, и среди коллег: компьютерные технологии – это «круто» и престижно.
Действительно, пожалуй, главное заключается в том, что с подготовленным учеником гораздо интереснее и эффективнее работать.
Однако не все так просто. Прогрессивный педагог скромно умалчивает, что использует элементы новых педагогических технологий, которые нужно сначала осознать, а затем начать применять, идя трудным путем проб и ошибок.
Имеются в виду плоские ЖК-мониторы, время работы с которыми не ограничивается десятками минут, отводимых устаревшим СанПиНом для электронно-лучевых трубок.
Электронные образовательные ресурсы:
Министерство образования и науки Российской Федерации
http://mon.gov.ru/pro/fgos/
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт
http://standart.edu.ru/
Каталог образовательных ресурсов сети Интернет для школы
http://katalog.iot.ru/
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://school-collection.edu.ru/
Единое окно доступа к образовательным ресурсам