Что относится к оборудованию урока
Учебное оборудование: классификация и функции
Любое образовательное учреждение, будь то школа или ВУЗ, трудно представить без специального учебного оборудования. Оно не является дополнением к интерьеру кабинета. Подобное оснащение – неотъемлемая часть учебного процесса, верный помощник в получении детьми качественного образования.
Назначение учебного оборудования
Наглядное обучение и систематизация знаний – основные два фактора, которые помогают ученикам легко усваивать пройденный ими материал. Учебное оборудование обеспечивает такую возможность. Иногда учебный инвентарь выполняет лишь ознакомительную функцию (примером могут служить портреты известных литераторов, научных деятелей). Но чаще всего без специальных приборов просто не обойтись. Кабинеты физики, химии, биологии, географии, ОБЖ в обязательном порядке должны быть оснащены макетами, моделями, плакатами. Такие дисциплины гораздо легче осваивать не только по сухому печатному тексту, но и через практику, а также тактильное и визуальное восприятие.
Классификация
Учебное оборудование подразделяется на следующие категории:
Грамотное наполнение кабинета всеми видами учебного оборудования способствует комфортному и продуктивному обучению детей в стенах образовательного учреждения.
На что обратить внимание при выборе?
Оборудование, закупаемое учебным заведением, обязательно должно быть сертифицированным. Перед приобретением товара следует удостовериться, что он:
Помимо документального заверения качества, учебное оборудование должно иметь эстетический внешний вид, надежные крепления и соединения (если они имеются).
Статья «Техническое оснащение современного урока: личный опыт, проблемы и перспективы»
Техническое оснащение современного урока: личный опыт, проблемы и перспективы
Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера,
мы украдём у наших детей завтра. (Дж. Дьюи)
Главная задача современной школы — воспитать высоконравственную, творчески мыслящую личность, формирование и развитие которой происходит в процессе усвоения основных закономерностей познавательной и практической деятельности.
Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:
• анализировать свои действия, самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
• отличаться мобильностью;
• быть способны к сотрудничеству;
• обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.
Стратегия современного образования заключается в том, чтобы дать возможность всем без исключения учащимся проявить все свои таланты и творческий потенциал. Образование должно превратиться в процесс непрерывного развития личности. Задача педагога в современной школе — не преподавать свой предмет, а развивать личность его средствами. А для этого необходимо отойти от старых догм и стереотипов, постоянно повышать свой профессиональный уровень, заниматься самообразованием: изучать новые течения в педагогике, знакомиться с трудами современных педагогов-новаторов, учиться внедрять новые педагогические технологии на своих уроках, то есть — повышать свою профессиональную компетентность.
Технические средства обучения (ТСО) — совокупность технических устройств с дидактическим обеспечением, применяемых в учебно-воспитательном процессе для предъявления и обработки информации с целью его оптимизации. ТСО, как вытекает из самого названия, являются средствами обучения, т. е. носителями информации различного плана. Они давно и прочно вошли в наш образовательный процесс и получили широкое распространение.
Главная задача их применения — повысить эффективность обучения.
Правильное использование ТСО оказывает значительное влияние и на организацию деятельности (коллективную, групповую и индивидуальную), позволяет строить её в соответствии с возможностями каждого обучающегося, достигать высокого уровня индивидуализации обучения, осуществлять контроль, самоконтроль, корректирование организации учебно-познавательной деятельности учащихся.
ТСО объединяют два понятия: технические устройства (аппаратура) и дидактические средства обучения (носители информации), которые с помощью этих устройств воспроизводятся.
Дидактические функции ТСО:
уменьшение затрат времени;
передача необходимой для обучения информации;
рассмотрение изучаемого объекта или явления по частям и в целом;
обеспечение деятельности учащихся и педагога.
Интерактивные доски — комплекс оборудования, дающий возможность сделать процесс обучения ярким, наглядным и динамичным. Он позволяет охватить большой по объёму материал, организовать проверки, вносить поправки и коррективы, делать комментарии, сохраняя материалы для дальнейшего корректирования.
Уроки литературы должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием аудио- и видео- сопровождений. Издательство «Просвещение» для уроков литературы предлагает фонохрестоматии, в которые включены записи произведений, исполняемых признанными мастерами сцены, задания, которые помогут обучающимся глубже проникнуть в содержание произведения, сделают его понятнее, интереснее. Использование фонохрестоматий сделает изучение литературы более живым и эмоциональным.
Одной из самых распространённых, на мой взгляд, можно назвать работу с компьютерными презентациями. Цели, преследуемыми педагогом, применяющим их, могут быть разными. Основная — служить наглядным материалом. При помощи проектора на экран выводятся цветные портреты писателей и поэтов, иллюстрации к произведениям, фотографии, которые оживляют ход урока, вызывают интерес к литературным произведениям, позволяют образно представить жизнь, личность писателя. Вторая функция — информативная. Виртуальные «заочные» экскурсии, задания, вопросы, большие по объёму тексты, творческие задания можно вывести на экран для самостоятельной работы, также презентации могут быть одной из форм отчётности по завершении работы над литературным проектом. Видеозапись — это одно из самых любимых учащимися экранных средств. Тематика видео богата и разнообразна. Фрагменты из телепередач, спектаклей, художественных фильмов, а также самодельные видеоматериалы, подготовленные совместно с детьми, — далеко не полный перечень фонда видеозаписей, который я использую на уроке. Главное требование к видеозаписям, демонстрируемым на уроке, — соответствие возрастным особенностям детей, разумная дозировка видеоматериала, систематичность и методическая грамотность включения видеофрагментов в урок. Это далеко не полный перечень ТСО, который может использовать педагог для повышения эффективности образования, но не стоит забывать, что главным источником получения информации на уроке остается слово педагога. И только при методически грамотном использовании слова педагога и технических средств обучения, возможно успешное усвоение материала.
Современный урок – это:
• урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска и т.п.);
• урок, на котором осуществляется индивидуальный подход к каждому ученику.
• урок, содержащий разные виды деятельности.
• урок, на котором ученику должно быть комфортно.
• урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика.
• современный урок развивает у детей креативное мышление.
• современный урок воспитывает думающего ученика-интеллектуала.
• урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.
Рене Декарт сказал: «Мало иметь хороший ум, главное – хорошо его применять». Наш ученик имеет «хороший ум», задача современного учителя – найти применение этому уму.
Аствацатуров Г. О. Дизайн мультимедийного урока. — Волгоград: Учитель, 2010.
Безрукова В. С. Всё о современном уроке: проблемы и решения. — Москва: Сентябрь, 2004.
Воронин Ю. А. Компьютеризированные технологии в процессе предметной подготовки учителя.// Педагогика.-2003.-№ 8.
Воронкова О. Б. Информационные технологии в образовании: интерактивные методы / О. Б. Воронкова. — Ростов н/Д: Феникс, 2010. — 315 с.
Кулагин В. П., Найханов В. В., Овезов Б. Б., Роберт И. В., Кольцова Г. В., Юрасов В. Г. Информационные технологии в сфере образования. — М., (Янус-К), 2004.
Маликова С. Б., Насонова Л. В. Интерактивное оборудование и интернет-ресурсы в школе. — М.: БизнесМеридиан, 2011.
Новиков С. П. Применение новых информационных технологий в образовательном процессе //Педагогика.-2003.- № 9.
Современный словарь по психологии. — Минск: Элайда, 2000.
Чернявская А. П. Образовательные технологии. — Ярославль, 2008.
Учебное оборудование
Перечни оборудования для общеобразовательных учреждений утверждаются приказами Министерства образования. Для начальной школы разрабатываются на базе требований к основам образования и включают:
помогающие школьнику совершенствовать и развивать свою личность. Типовые перечни подобных средств позволяют оказать помощь подростку в определении верных ориентиров в формировании нравственных принципов, и культурных ценностей.
В современном образовании кроме принятых обучающих курсов существуют и авторские разработки, и развивающие программы, что влияет на номенклатурные порядки перечней, которые могут изменяться и корректироваться в соответствии с задачами.
Нормы средств и оборудования определяются документацией на школу с одним комплектом классов, а количество лабораторного оборудования и расходных материалов в данных нормах указывается в расчёте на среднюю наполняемость классов.
Учебно-лабораторное оборудование
Различные наглядные пособия и учебно-лабораторное оборудование позволяют учителю сделать процесс усвоения материала более продуктивным, и мотивировать школьников к более глубокому изучению той или иной дисциплины. Потому, промышленностью выпускается одобренная к производству продукция, призванная заинтересовать молодое поколение и определиться с выбором профессии.
Администраторам учебных заведений предлагается продукция, которая необходима в классах и кабинетах:
§ биологии, в частности анатомии и ботаники;
§ математики и литературы;
то есть, практически для любой школьной дисциплины, где программа обучения предполагает использование наглядных пособий или проведение лабораторных работ и помогает повысить эффективность усвоения материала.
Перечень учебного оборудования
Потому, новые проекты перечней содержат:
§ изделия, которые выпускаются с одобрения Министерства образования на серийной основе;
§ оборудование и изделия, производимые для нужд народного хозяйства, но признаны полезными для использования в школьных учреждениях;
§ аппараты, подлежащие модернизации;
§ предметы и материалы, находящиеся в разработке;
§ подготовленные к выпуску, но ещё не производимые в промышленных масштабах.
Пополнение перечней новой аппаратурой учитывается данными документами по мере изменений, происходящих в промышленности и техническом оснащении. Некоторое устаревшее оборудование исключается из рекомендованного и на смену ему приходят новые разработки, способные помочь в получении полноценного образования в современной школе.
Оборудование учебного кабинета
Учебные кабинеты – помещения школы, где проводятся изучение какого-либо предмета, факультативы и внеклассная работа, оснащённые специальными наглядными пособиями, оборудованием и иными техническими средствами
В зависимости от классификации они могут подразделяться:
§ на классные комнаты без определённой специализации;
§ предметные классные помещения;
§ зальные комнаты, предполагающие занятия физической культурой, хореографией,
что определяет составления особого перечня для оборудования каждого из них.
Часто в документах отражена не только материально-техническая, но эстетическая сторона оформления учебной аудитории для изучения того или иного предмета школьной программы.
При оформлении кабинетов не должно быть перенасыщения пространства наглядными пособиями и элементами дизайна, например, растениями, которые способны отвлекать внимание учащихся.
Учебное оборудование и пособия
Все материалы, собранные в учебных кабинетах, должны отвечать требованиям современной педагогической науки, то есть:
§ иметь научную основу;
§ соответствовать принятым стандартам;
§ храниться в оборудованных для этого местах и быть в доступности для преподавателя.
Наглядные пособия должны аккуратно выглядеть, способствуя эстетическому оформлению кабинета.
Оборудование и технические средства оснащения кабинета или лаборатории, в зависимости от их специализации должны отвечать всем требованиям техники безопасности.
При каждом специализированном кабинете по изучению химии или физики, биологии или информатики, оборудуется лаборантская, где хранится применяемое оборудование, расходные материалы и пособия, что способствует оптимальной организации учебного процесса.
Учебное техническое оборудование
Независимо от материально-технической базы школы получение современного образования невозможно без использования в учебном процессе целого ряда технических средств:
§ технических устройств и компьютеров, используемых для обучения и проведения различных культурных мероприятий;
§ средств передачи образовательной информации, к которым относятся видеомагнитофоны; музыкальные центры; графопроекторы, диапроекторы, радиоузлы и компьютерная техника;
§ технические средства контроля;
§ тренажёры для самостоятельного обучения;
§ вспомогательные технические устройства, такие как движущиеся классные доски, или приборы дистанционного управления.
Данная аппаратура постоянно обновляется и совершенствуется, что даёт возможность более эффективного использования учебного времени. Применение технических средств позволяет сформировать у школьников навыки управления различными технологическими процессами.
Использование учебного оборудования
Новые требования к техническому оснащению общеобразовательных школ предполагают решение задач по обеспечению учебных заведений современным оборудованием и внедрению цифровых информационных технологий, которые способны дать возможность:
§ поиска информации во всемирной паутине;
§ проведения экспериментов не только с использованием лабораторного оборудования, но и в виртуальной среде;
§ использования компьютерного моделирования, цифровых планов и карт;
§ размещения своих материалов в информационном поле учебного заведения.
Преподавательскому составу применение современного оборудования позволяет:
§ использовать интерактивные средства обучения;
§ знакомить учащихся с новыми источниками информации;
§ наиболее эффективно иллюстрировать какой-либо процесс или явление;
§ проводить эксперименты с помощью цифровых аналогов;
§ осуществлять автоматизированный контроль над усвоением материала по определённой тематике или всему курсу программы,
что даёт возможность проводить дистанционное обучение и интеллектуально развивать школьников.
Техническое оснащение современного урока.
Минпрорсвещения направило во все регионы Российской Федерации методические рекомендации по реализации программ начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального образования, а также дополнительных общеобразовательных программ с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Общеобразовательным учреждениям на время карантина рекомендовано проводить занятия на школьном портале или другом сервисе с использованием различных электронных образовательных ресурсов.
Сайт Учи.ру ( поможет наиболее безболезненно перевески обучение в дистанционный формат. Ученики найдут на портале интерактивные курсы по всем основным предметам. Учителям будут полезны тематические вебинары по дистанционному обучению. Сервис позволяет работать над ошибками учеников, обеспечить каждому индивидуальный подход, а также показывает прогресс школьников в личном кабинете. Кроме того, в личных кабинетах есть специальный внутренний чат.
Всем известное издательство «Просвещение» предоставляет бесплатный доступ к электронным учебно-методическим комплексам, входящим в Федеральный перечень. Важно, что для работы с учебными пособиями не нужен интернет.
Онлайн школа Фоксфорд, онлайн школа английского языка Skyeng и видеопортал InternetUrok.ru открыли бесплатный доступ к своим платформам. Причем важно отметить, что занятия проводят преподаватели ведущих вузов России, среди которых МГУ, Высшая школа экономики, МФТИ и другие.
Учитывая то, что современные школьники в большинстве своем активно пользуются социальными сетями, учителя вполне могут ис пользовать для проведения дистанционных уроков, например, сеть «ВКонтакте».
Кроме того, ресурс «Мои достижения» открыл расширенный доступ к своим функциям. Ученики с 1 по 11 класс найдут на этой платформе большой выбор диагностик по школьным предметам, а также различным тематикам.
«Использование социальных сетей в создании электронных учебных материалов»
Активное распространение информационных технологий в современном обществе способствовало изменению традиционных сфер коммуникаций. Теперь Интернет стал главной площадкой безбарьерного общения людей, которые могут находиться на расстоянии многих тысяч километров друг от друга.
Необходимость средств для удаленных коммуникаций педагоги часто недооценивают, особенно те, кто уже привык к традиционному «поучительному» методу преподавания. Но даже в этих условиях у студентов все равно всегда была потребность в постоянном общении и обсуждении материала на семинарах, в совместной работе над домашними заданиями. К сожалению, двадцать лет назад, когда большая часть современных специалистов были еще школьниками, были существенные ограничения в цифровых средствах связи. Обмениваться учебными материалами можно было только с помощью копировального аппарата, но это устройство было непозволительной роскошью в обычных семьях. Для многих постоянная виртуальная активность до сих пор так и осталась дикостью или уделом юнцов.
С тех пор произошел глобальный технологический переворот в сфере коммуникационных технологий, и интернет прочно вошел в нашу жизнь. Раньше главным препятствием перед безграничным общением было расстояние и время. Сейчас же можно мгновенно обменяться необходимыми для обучения файлами, задать виртуально вопрос, не дожидаясь консультации преподавателя, или удаленно сдать домашнее задание. Единственным барьером на пути безграничного общения теперь является наша техническая безграмотность и неосведомленность.
Сейчас с полной уверенностью мы можем сказать, что наиболее универсальным инструментом общения и самыми популярными сервисами, удерживающими внимание большей части активной Интернет-аудитории, являются программы для удаленных коммуникаций. Нас же интересует тот факт, что подобные сервисы — это мощный инструмент для организации взаимодействия студентов и преподавателей, их участия в профессиональных сообществах.
В данном методическом пособии ставится цель познакомить с некоторыми Интернет-ресурсами, которые могут быть полезны преподавателям и студентам, и изучить возможные подводные камни при их использовании в сфере образования.
До недавних пор самым распространенным сервисом для удаленных коммуникаций людей была электронная почта. Конечно, она не теряет своей актуальности и по сей день, но у нее всегда был, есть и остается один очень существенный недостаток − затрудненная возможность общаться с человеком в режиме реального времени. После того, как вы отослали адресату свое письмо, вы можете лишь ждать и надеяться на скорый ответ. К счастью, прогресс не стоит на месте и сейчас существует множество различных способов поддерживать связь с удаленными в физическом плане от вас людьми. Сделаем краткий обзор подобных ресурсов, из которых можно выбирать необходимый по приоритетам индивидуальных предпочтений и поставленных целей.
Профессиональные социальные сети можно успешно использовать для поиска ваших «коллег» по научным интересам и обмена актуальными в академической среде новостями.
Возможности использования сервисов GOOGLE в образовательном процессе
Современные тенденции развития общества напрямую связаны с развитием информационной среды. XXI век – это век информатизации, которая охватывает все сферы деятельности, в том числе и образование. Согласно Концепции информатизации системы образования России на период до 2020 года, информатизации является фундаментальной и важнейшей задачей на современном этапе. Кроме того, современное информационное общество стремительно становится мобильным. А это значит, что доступ к информации и услугам обеспечивается пользователям постоянно, независимо от времени и места нахождения.
Приоритетное развитие информационного пространства мобильного образования предполагает наличие постоянного доступа к электронным образовательным ресурсам и услугам, в том числе в учреждении образования, дома, в дороге. Это касается всех участников образовательного процесса: учащихся и их законных представителей, педагогов, руководителей системы образования. Мобильность каждого участника образовательного процесса становится обязательным условием успешности в новом информационном обществе. Для обеспечения такой мобильности появились «облачные» технологии, лидерами среди которых являются различные сервисы Google.
Организация мобильного образования посредством применения сервисов Google имеет ряд преимуществ:
доступ к информации с любого устройства, подключённого к интернету;
независимость от операционной системы и программного обеспечения на локальном компьютере;
возможность бесплатно использовать различных приложений;
совместная работа с данными для чтения или редактирования;
Среди сервисов Google, наиболее востребованными и способствующими решению основных образовательных задач, можно выделить «Google Документы», «Google Формы», «Google Диск», «Google Сайт». Данные сервисы позволяют не только осуществлять разработку и предоставление доступа к электронным образовательным ресурсам, но и способствуют организация коммуникации и совместной работы учащихся, помогают учителю осуществлять контроль и оценка учебных достижений, дистанционно управлять обучением и создавать индивидуальную стратегию обучения в соответствии с потребностями всех участников образовательного процесса.
Использование сервиса «Google Формы» в образовательном процессе
Google Формы позволяют создавать следующие типы вопросов:
Короткий текст (респонденту предлагается вписать короткий ответ);
Длинный текст (респондент вписывает развернутый ответ);
Один из множества (респондент должен выбрать один вариант ответа из нескольких);
Несколько из множества (респондент может выбрать несколько вариантов ответа);
Выпадающий список (респондент выбирает один вариант из раскрывающегося списка-меню);
Шкала (респондент должен поставить оценку, используя цифровую шкалу, например, от 0 до 10);
Сетка (респондент выбирает определенные точки в сетке, состоящей из столбцов и строк).
Основными преимуществами использования сервиса «Google Формы» являются:
Простота в использовании, интерфейс удобный и понятный, форму не надо скачивать, пересылать своим респондентам и получать от них по почте заполненный вариант;
Данный сервис может быть использован в образовательном процессе как для организации работы с учащимися, так и для совершенствования методической работы педагогов, а также для налаживания эффективного взаимодействия с законными представителями учащихся.
Сервис «Google Формы» позволит проводить оперативный контроль знаний учащихся по изучаемым темам с помощью системы тестов, а также поможет классным руководителям проводить анкетирование учащихся в течение учебного года для организации воспитательной работы. Формы могут быть использованы на уроке при проведении опроса домашнего задания и на рефлексивном этапе урока. Сервис является удобным инструментом опроса, сбора и обработки данных при проведении учебно-исследовательских работ учащимися. Ресурс может быть использован для анкетирования родителей учащихся, для заполнения классной документации, поскольку Формы предоставляют аналитическую информацию в виде таблиц.
«Google Формы» могут быть применены для налаживания эффективного взаимодействия между педагогами и администрацией внутри учреждения образования, а также при выявлении основных затруднений педагогов методических формирований района, области, республики.
Что такое Google Формы?
Создать Google Форму можно аналогично другим документам, выбрав соответствующий пункт меню.
оздать Google Форму можно аналогично другим документам, выбрав соответствующий пункт меню.
При выборе «Использовать шаблон» появится окно, в котором необходимо выбрать тему оформления. Темы позволяют настроить форму по своему вкусу, а также повысить ее привлекательность для целевой аудитории.
После выбора темы открывается окно редактирования формы. Здесь можно менять название, добавлять описание анкеты, вопросы и др.
Текст ( Text ) − респонденту предлагается вписать короткий ответ.
Текст (абзац) ( Paragraph text ) − респондент вписывает развернутый ответ.
Один из списка ( Multiple choice ) − респондент должен выбрать один вариант ответа из нескольких.
Несколько из списка ( Checkboxes ) − респондент может выбрать несколько вариантов ответа.
Выпадающий список ( Chose from a list ) − респондент выбирает один вариант из раскрывающегося меню.
Шкала ( Scale ) − респондент должен поставить оценку, используя цифровую шкалу.
Сетка ( Grid ) − респондент выбирает определенные точки в сетке, состоящей из столбцов и строк.
Дата ( Date ) − респондент выбирает дату, используя календарь.
Время ( Time ) − респондент выбирает точное время или временной промежуток.
Для того, чтобы добавить новый вопрос, необходимо нажать на кнопку
«Добавить вопрос» и выбрать тип ответа из предложенного списка.
При заполнении формы имя и адрес электронной почты респондента автоматически не сохраняются. Чтобы записать их, нужно добавить в форму поля «Имя» и «Электронный адрес».
Чтобы сделать форму более удобной для чтения и заполнения, можно разбить ее на разделы и присвоить им заголовки. Для этого в меню «Добавить раздел» нужно выбрать пункт «Описание».
С каждым вопросом, заголовком или новой страницей своей формы можно выполнять следующие действия:
Завершив работу над формой, можно отправить ее респондентам по электронной почте или опубликовать в социальной сети. Для этого необходимо нажать на кнопку «Отправить форму» в правом верхнем углу окна браузера, отправить респондентам ссылку на форму или добавить их имена, адреса электронной почты или названия групп Google в поле «Кому». Далее нужно нажать на кнопку «Отправить», чтобы выслать форму указанным пользователям.
Google Формы помогут вам в мониторинге образовательного процесса и сборе информации для отчетов, их можно использовать как форму для регистрации на курсы и конференции. Кроме того, они могут быть полезны для создания тренировочных или контрольных тестов, викторин, опросов и пригодятся для организации быстрой обратной связи между разными звеньями цепи образовательного процесса.
Moodle написана на языке программирования PHP профессором из Австралии Мартином Дунгиамосом и переведена на несколько десятков языков и используется для обучения более чем в ста пятидесяти странах мира.
Широкую популярность ей обеспечили простота использования и открытый исходный код. Сама система распространяется по лиценции GNU GPL и вам не придется производиться лицензионные отчисления в пользу разработчика.
Основной учебной единицей Moodle являются учебные курсы. В рамках такого курса можно организовать:
Взаимодействие учеников между собой и с учителем. Для этого могут использоваться такие элементы как: форумы, чаты
Передачу знаний в электронном виде с помощью файлов, архивов, веб-страниц, лекций.
Проверку знаний и обучение с помощью тестов и заданий. Результаты работы ученики могут отправлять в текстовом виде или в виде файлов.
Совместную работу учебную и исследовательскую работу учеников по определенной теме, с помощью встроенных механизмов wiki, семинаров, форумов и пр.
Moodle в современном образовании
Современный мир стремительно меняется. Развитие компьютерной техники и средств связи кардинально меняют образ жизни человека. Не осталось в стороне от этих изменений и образование. Прошли те времена, когда для осуществления процесса обучения было необходим личный контакт учителя и ученика. Cуществуют способы интенсифицировать процесс обучения используя методы и средства электронного обучения. Мы предлагаем использовать возможности электронного обучения, или как его еще называют e-learning, на основе системы управления электронными курсами Moodle.
Moodle можно использовать для организации:
Система Moodle может обеспечить:
Выбор удобного времени и места для обучения как для преподавателя, так и для ученика
Прочное усвоение знаний
Контакт преподавателем с учеником по мере необходимости. Если ученик работает он контактирует с преподавателем.
Преимущества системы дистанционного обучения Moodle.
Основным преимуществом системы дистанционного обучения Moodle является возможность ее бесплатного использования. При этом функциональность системы дистанционного обучения Moodle не уступает коммерческим аналогам.
Еще одним важным преимуществом системы дистанционного обучения Moodle является то, что она распространяется в открытом исходном коде, что позволяет адаптировать ее под специфику задач, которые должны быть решены с ее помощью.
Встроенные в систему дистанционного обучения Moodle средства разработки дистанционных курсов позволяют снизить стоимость разработки учебного контента и решить проблемы совместимости разработанных дистанционных курсов с СДО.
Также к преимуществам системы дистанционного обучения Moodle следует отнести легкость инсталляции, а также обновления при переходе на новые версии.
Основные возможности Moodle:
система реализует философию «Педагогики социального конструкционизма» (сотрудничество, действия, критическое осмысление и т.д.);
на 100% подходит для организации online-классов, а также подходит для организации традиционного обучения;
система дистанционного обучения Moodle является: простой, легкой, эффективной, совместимой с различными продуктами, предъявляя невысокие требования к браузеру;
система легко устанавливается на большинство платформ, поддерживающих PHP;
система требует только одну базу данных;
список курсов, размещенных в системе дистанционного обучения Moodle, содержится описание для каждого курса;
дистанционные курсы могут быть категаризированы;
возможен поиск по дистанционным курсам;
особое внимание уделено высокому уровню безопасности системы;
большинство страниц могут быть отредактированы с помощью встроенного редактора.
Основные функциональные возможности Moodle
управление сайтом осуществляет администратор;
конфигурация сайта осуществляется, как во время установки, так и уже когда система дистанционного обучения Moodle развернута;
при необхъодимости можно настроить цвета, шрифты, расположение объектов на страницах сайта;
при необходимости можно расширить функциональные возможности системы дистанционного обучения Moodle с помощью дополнительных модулей;
использование языковых пакетов позволяет осществить локализацию системы дистанционного обучения Moodle для любой страны и любого языка;
использование открытого кода позволяет внести любые необходимые изменения в функционал системы.
допускается несколько способов регистрации пользователей: саморегистрация, ручная регистрация администратором, использование LDAP и т.д.
система дистанционного обучения Moodle обеспечивает возможность автоматического напоминания паролей пользователям (пароль направляется пользователю посредством электронной почты);
в рамках системы дистанционного обучения Moodle реализованы все необходимые механизмы защиты от несанкционированного доступа;
информация о слушателях хранится в профайлах. Слушатели могут наполнять свой профайл информацией по своему усмотрению;
для назначения слушателям курсов в системе дистанционного обучения Moodle используется гирокий диапозон инструментов: ключ назначения дистанционного курса, ручное назначение, и т.д.;
для управления правами пользователей в системе дистанционного обучения Moodle используются роли;
права пользователей могут назначаться на разлибные объекты, например на дистанционные курсы.
по умолчанию преподаватель имеет полный контроль над свойствами курса (возможности преподавателя могут быть ограничены администратором);
для организации курсов могут быть использованы различные форматы. Например, SCORM-формат, формат на основе топиков и т.д.;
для каждого курса могут быть созданы индивидуальные настройки;
система дистанционного обучения Moodle предлагает большой набор интерактивных элементов: форумы, тесты, глоссарии, ресурсы, чаты и т.д.
в обязательно порядке сохраняются последние изменения в курсе с момента последней авторизации пользователя;
для каждого курса отслеживается полная информация по успеваемости слушателя;
система дистанционного обучения Moodle интегрирована с почтовыми системами. В результате информация от преподавателя к слушателям и наоборот может передаваться по электронной почте;
дистанционные курсы могут быть запакованы в один ZIP-пакет с использованием функции Backup;
элементы дистанционных курсов, размещенных в системе дистанционного обучения Moodle, могут быть импортированы из других курсов.
Основным средством обучения, используемым в системе дистанционного обучения Moodle, являются дистанционные курсы.
Система дистанционного обучения Moodle предоставляет инструменты для разработки дистанционных курсов.
Дистанционные курсы, разработанные с использованием средств системы дистанционного обучения Moodle могут включать в себя:
база данных. Элемент база данных может быть использован для:
совместного накапливания статей, книг, гиперссылок и т.д.;
демонстрации созданных слушателями дистанционного обучения фотографиями, плакатами и т.д.
предоставления слушателям дистанционного обучения места для хранения файлов;
Основные требования, предъявляемые к Дистанционным курсам
Содержание ДК должно быть разработано на основе учебного плана соответствующей образовательной программы и отвечать требованиям ФГОС по направлению, а также соответствовать рабочей программе.
ДК должен полностью обеспечивать учебный процесс по соответствующей дисциплине. Содержание ДК должно быть «замкнутым», т.е. в его составе имеются все необходимые и достаточные средства для проведения обучения.
Все компоненты ДК выполняются в едином стиле и дизайне.
Обучающие учебные материалы должны быть логично структурированы, обязательно разбиение материалов на отдельные модули, разделы, темы. Т.е., ДК должен адекватно отражать структуру курса (дисциплины), четко определять, какие именно разделы/темы/модули, и в какой последовательности должны быть изучены, каким образом разделы/темы/модули взаимосвязаны между собой.
Обучающие учебные материалы не должны содержать грамматические и стилистические ошибки.
Структура ДК и формат его представления должны быть открытыми для расширения и добавления новых компонентов, редактирования и модификации имеющихся разделов.
Требования к содержанию блоков Дистанционного курса
Дистанционный курс включает в себя четыре взаимосвязанных блока: инструктивный, информационный, коммуникативный и контрольный:
Инструктивный (организационный) блок.
В данном блоке делается презентация курса и раскрываются особенности организации его изучения. Обязательные элементы:
методические указания (руководство) к изучению дисциплины (по ДК в целом и по каждому модулю);
методические указания к самостоятельной работе студентов (по ДК в целом и по каждому модулю);
критерии оценки (для ДО это рейтинг-план дисциплины);
график обучения, (включает в себя: план-график событий дистанционного курса, время проведения семинаров, вебинаров, постановки заданий, время ответов на задания и выставления оценок, время ответов на вопросы анкет и т.п.).
В организационном блоке допускается публикация материалов в виде прикрепленных файлов (pdf-файлы) и страниц.
Включает теоретический материал по всем разделам курса, выносимым на зачет или экзамен (согласно УМК). Информационный блок должен быть логически структурирован и разбит на темы. Каждая тема должна раскрываться в отдельном файле или ином элементе курса.
теоретическая часть (учебная информация, разбитая на модули): теоретический материал курса, разбитый то темам;
практическая часть (практикум): задания к семинарам, практическим занятиям, лабораторные работы, упражнения (тренинги), рефераты;
список рекомендуемой литературы; дополнительные источники информации (ссылки на внешние источники).
глоссарий (толкование терминов и понятий, используемых в дисциплине);
хрестоматия (полные или сокращенные тексты литературных источников по тематике дисциплины);
видео/аудио лекции и т.п.
Коммуникативный (коммуникационный) блок.
В данном блоке решаются задачи педагогического общения, которое реализуется в «эпистолярном» жанре, т. е. коммуникация проводится с помощью электронных сообщений, а не вербально (словесно), как на очном семинаре. Общение базируется на использовании электронной почты, форумов, чатов или реализуется в различных формах электронных занятий (вебинар и т.п.).
форум (консультации off-line);
чат (консультации on-line).
анкеты, опросы, кроссворды и материалы учебно-игрового плана;
страницы коллективных знаний WiKi.
Контроль заключается в проверке хода и результатов теоретического и практического усвоения слушателями учебного материала. Содержательную часть данного блока составляют в основном задания для текущего и рубежного контроля и итоговые тесты.
сборник заданий по всем видам контроля: домашнее задание, контрольная работа и т.п.;
тесты для промежуточного (текущего или рубежного) контроля,
допуск-контроль: итоговое тестирование и/или подведение итогов.