Что относится к оборудованию при составлении смет

Приложение N 5. Классификация оборудования, применяемая при составлении сметной документации на строительство

ОБОРУДОВАНИЯ, ПРИМЕНЯЕМАЯ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ СМЕТНОЙ

ДОКУМЕНТАЦИИ НА СТРОИТЕЛЬСТВО

1. К оборудованию могут относиться:

технологические линии, станки, установки, аппараты, машины, механизмы, приборы и другие устройства, совершающие различные технологические процессы, в результате которых производится энергия, вырабатывается полуфабрикат, готовый продукт или обеспечивается их перемещение, а также сопутствующие им процессы, обеспечивающие автоматизацию управления технологическими процессами, функции связи и контроля;

санитарно-техническое оборудование, связанное с обеспечением работы технологического оборудования и технологических процессов;

поставляемые в комплекте с основным оборудованием обвязочные трубопроводы, трубопроводная арматура, металлические конструкции, мерные с разделанными концами участки кабелей;

первоначальный фонд инструмента, технологической оснастки и инвентаря, необходимые для эксплуатации вводимых в действие предприятий, зданий и сооружений;

запасные части к оборудованию.

2. По функциональному назначению при проектировании предприятия, здания или сооружения оборудование подразделяется на серийно или индивидуально изготавливаемое основное технологическое и энергетическое с длительным циклом изготовления, а также инженерное (в жилых и общественных зданиях) и оборудование общего назначения.

К основным видам технологического и энергетического оборудования могут относиться:

— доменное, сталеплавильное, прокатное, агломерационное, коксовое и обогатительное оборудование;

— шахтные подъемные машины, конусные дробилки с диаметром конуса 2200 мм и более, крупные (размером 3,2 x 4 м и более) шаровые и стержневые мельницы;

— металлургические краны, а также мостовые электрические краны грузоподъемностью 30 т и выше, одноковшовые (с ковшом вместимостью 4 куб. м и более) экскаваторы, комплексы горно-транспортного оборудования непрерывного действия, паровые, газовые, энергетические и гидравлические турбины и генераторы к ним, паровые и водогрейные котлы для промышленных и отопительных котельных, специальное оборудование для атомных электростанций, силовые (IV и выше габаритов) трансформаторы, стационарные ленточные конвейеры (с шириной ленты 1600 мм и выше), мостовые перегружатели для руды и угля, комплектные технологические линии (установки, агрегаты), нефтеаппаратура, оборудование бумагоделательное, для переработки полимерных материалов, для изготовления химических волокон, для цементной промышленности;

— крупные специальные компрессоры и насосы, холодильные компрессорные центробежные нагнетатели, кислородные установки производительностью 1000 куб. м и выше, тяжелые и уникальные металлорежущие станки;

— автоматические и полуавтоматические станочные, кузнечно-штамповочные линии, а также линии для литейного производства и деревообрабатывающие;

— электротермическое оборудование (печи) индивидуального исполнения, электрические машины.

К основным видам инженерного оборудования относятся:

— подъемно-транспортные устройства (лифты, эскалаторы, транспортеры и т.п.);

— энергетические и тепловые распределительные устройства, устройства средств водообмена и воздухообмена и т.п. (силовые щиты и шкафы, силовые кабели, теплорегулирующие узлы и тепловые завесы, оборудование по перемещению сцен, занавесей, манежей, навесы для водообмена в бассейнах и трубопроводы к ним, кондиционеры и др.).

3. По условиям изготовления все применяемое оборудование разделяется на серийное и индивидуальное, изготовляемое в заводских или построечных условиях.

К серийному относится оборудование, выпускаемое промышленностью (или подлежащее выпуску) малыми, средними или крупными партиями по действующей конструкторской документации, нормалям, стандартам, техническим условиям.

К индивидуальному относится оборудование, изготовленное в разовом порядке, по специальным техническим условиям, применяемое лишь в силу особых технических решений в проекте на строительство, а также оборудование, имеющее отклонение от нормализованных типоразмеров, предусмотренных стандартами или техническими условиями, изготавливаемое по особому требованию заказчика, по единичным заказам.

4. Поставка оборудования осуществляется в соответствии с установленными требованиями комплектно, когда на площадку строительства поступают все необходимые части и детали данного оборудования, обеспечивающие его нормальную работу.

Исключение составляют случаи, когда предусмотрена поставка данного оборудования без отдельных комплектующих изделий.

По условиям транспортировки оборудование разделяется на:

габаритное, размеры которого меньше предельных внешних очертаний, определяющих возможность транспортировки по железной дороге, а масса меньше предельной массы, определенной в установленном порядке;

негабаритное, размеры или масса которого больше установленных норм, даже если оно может быть перевезено водным транспортом или автомобильным транспортом без разборки.

Оборудование поставляется, как правило:

5. Стоимость отдельных видов оборудования и машин, являющихся подвижными транспортными единицами, не связанными с технологией производства, не учитывается в сметах на строительство. К ним относятся:

по отрасли «Железнодорожный транспорт»: подвижной железнодорожный состав (локомотивы, вагоны всех модификаций), в том числе и вагоны для строящихся и действующих метрополитенов, контейнеры, краны на железнодорожном ходу, передвижные тяговые подстанции и ремонтные единицы, путевые машины и механизмы;

по отрасли «Воздушный транспорт»: самолеты, вертолеты, двигатели к ним, авиационное оборудование гражданского воздушного флота;

по отраслям «Морской транспорт» и «Речной транспорт»: морские и речные суда всех наименований, контейнеры, паромы, плавучие доки и краны, землесосы и земснаряды, спасательные плавсредства и шлюпки, такелаж, электронавигационное оборудование (ЭРНО);

по отрасли «Главгидрометслужба»: специальные суда и другие транспортные средства гидрометслужбы;

по отрасли «Автомобильный транспорт»: грузовые и легковые автомобили, автобусы, автоприцепы, подвижной состав для объединенных железнодорожно-автомобильных предприятий, машины дорожного хозяйства;

по отрасли «Рыбная промышленность»: суда и контейнеры флота рыбной промышленности;

по отрасли «Коммунальное хозяйство»: трамваи, автобусы, троллейбусы, машины для очистки и поливки улиц, а также другие машины коммунального хозяйства;

по отрасли «Строительство»: строительные машины, механизмы и транспортные средства строительных и монтажных организаций;

по отрасли «Сельское хозяйство», а также по сельскохозяйственным предприятиям и организациям, входящим в состав других отраслей: тракторы, комбайны и другие посевные, почвообрабатывающие и уборочные машины, транспортные средства сельскохозяйственных предприятий и организаций;

по отрасли «Связь»: автомашины и другие транспортные средства для перевозки почты, почтовые железнодорожные вагоны;

по всем отраслям: энергопоезда, передвижные дизельные электростанции;

буровое оборудование (включая буровые установки), геофизическое оборудование и аппаратура буровых, геологоразведочных и изыскательских организаций.

Источник

Как отличить материал от оборудования

Что относится к оборудованию при составлении смет

Что относится к оборудованию при составлении смет

Что относится к оборудованию при составлении смет

Что относится к оборудованию при составлении смет

Много лет консультируя в области ценообразования в строительстве, я выявил для себя ряд популярных вопросов от сметчиков, один из которых – как отличить материал от оборудования в сметах?

Часто при экспертизе сметной документации возникают споры, что относится к материалам, а что к оборудованию, в связи с разными % начислений транспортных и заготовительно-складских расходов – на материалы к примеру это 2%, а на оборудование 1,2%, так же отнесение затрат на разные «типы» стоимостей в объектных сметах и ССР – материалы относятся на СМР, а оборудование – относят к типу затрат оборудование, из чего вытекает и разная индексация – СМР индексируется более высоким индексом чем оборудование.

В этой статье я рассмотрю основные методические документы, которые связаны с отнесением типа стоимости на оборудование или материал, мнения сметчиков и в итоге я приведу своё мнение по этому вопросу, но обращаю внимание – мы не уполномоченный орган, который в праве решать споры между заказчиками и подрядчиками, а также давать ответы экспертизе. Статья носит информационный характер и может дополняться – подписывайтесь на рассылку, чтобы не пропустить обновления этой статьи!

При определении стоимости оборудования, мебели и инвентаря в составе сметных расчетов и смет, МДС 81.35-2004 дает нам лишь рекомендации по разделению оборудования по назначению: для производственных нужд, для производственных зданий, для общественных и административных зданий.

Есть перечень затрат, которые необходимо относить на стоимость оборудования:

приобретение технологической оснастки, инструмента и производственного инвентаря для первоначального оснащения производственных зданий и сооружений (если перечисленное не входит в комплект поставки оборудования);

шеф-монтаж, осуществляемый представителями предприятий-изготовителей оборудования или по их поручению специализированными организациями, имеющими лицензию на выполнение шеф-монтажа оборудования, контроль за соблюдением требований и специальных условий при производстве монтажных работ;

доводку на месте установки крупного металлургического, угольного, горнорудного и другого оборудования, осуществляемую в технологической цепи совместно с другим оборудованием или ввиду экономической нецелесообразности сооружения на заводах-изготовителях дорогостоящих и редко используемых повторно стендов и испытательных станций;

доизготовление (доработку и укрупнительную сборку) в построечных условиях оборудования, как правило, крупногабаритного и тяжеловесного, отгруженного на стройплощадку заводом-изготовителем в виде отдельных узлов и деталей (за исключением доизготовления, проводимого в составе монтажных работ);

предмонтажную ревизию оборудования в связи с нарушением гарантийного срока или условий его хранения на складе заказчика, организовываемую и оплачиваемую заказчиком за счет резерва средств на непредвиденные работы и затраты;

проектирование оборудования, индивидуально изготавливаемого по специальным техническим условиям, на которое отсутствуют стандарты и отраслевые нормали;

изготовление специальной оснастки в индивидуальном исполнении, необходимой для монтажа крупногабаритного, тяжеловесного или технически сложного при производстве работ оборудования.

Точного определения, что считать оборудованием, 35 МДС не дает, хотя в Приложении №5 есть перечень, того, что МОЖЕТ относиться к оборудованию. Но весь перечень оборудования, используемый в строительстве гораздо шире.

До отмены МДС 81.37-2004 «УКАЗАНИЯ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЕДИНИЧНЫХ РАСЦЕНОК НА МОНТАЖ ОБОРУДОВАНИЯ» (ОТМЕНЕН с 1 июля 2017 года. Приказ Минстроя России от 30 июня 2017 г. № 946/пр), разделение материалов и оборудование регламентировалось:

Сметные цены на материалы, принимаемые по Федеральному сборнику сметных цен на материалы, изделия и конструкции, имеют семизначный код.

При отсутствии заданных проектом материальных ресурсов в номенклатуре Федерального сборника их стоимость должна определяться на основании калькуляций с учетом документально обоснованных затрат на тару, упаковку, транспортные и заготовительно-складские расходы, наценки снабженческо-сбытовых и посреднических фирм.

Материалы и изделия производственно-технического назначения, не учтенные в единичных расценках и не включенные в перечни неучтенных материалов в составе технических частей, вводных указаний или приложений к сборникам ФЕРм, следует относить к оборудованию.

После отмены данного МДС, в действующие Методические рекомендации по применению федеральных единичных расценок на строительные, специальные строительные, ремонтно-строительные, монтаж оборудования и пусконаладочные работы (пр. 81/пр от 9 февраля 2017 г.) эти пункты не были включены.

МДС 12-15.2003 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ по составлению разделительной ведомости поставок заказчика.

Предназначены для использования ОАО «Газпром» (документ действующий, хотя существует МДС 82-1.2005 – эти же рекомендации с адресных характером). Реформа ценообразования научила сметчика быть готовым ко всему и опытного сметчика трудно удивить, но всё же, оставлю вероятность того, что приведенные ниже критерии отнесения типа стоимости ресурса к оборудованию или материалу для Газпрома могут отличаться от тех, что используются для всей остальной строительной отрасли. Приведу выдержку из документа:

2 КРИТЕРИИ ОТНЕСЕНИЯ ТОВАРНО-МАТЕРИАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ (ТМЦ) К МАТЕРИАЛАМ ИЛИ ОБОРУДОВАНИЮ

2.1 К материалам следует относить производственные запасы, представляющие собой совокупность натурально-вещественных элементов производства, применяемых в качестве предметов труда в производственной и непроизводственной сферах деятельности строительного предприятия. Они целиком потребляются в каждом производственном цикле и полностью переносят свою стоимость на стоимость выполненных строительно-монтажных работ.

2.2 К оборудованию, используемому непосредственно при производстве строительно-монтажных работ и создании условий для их выполнения, следует относить основные средства, представляющие собой совокупность материально-вещественных объектов и ценностей, действующих в неизменной форме в течение длительного периода времени.

Данные определения фигурируют в студенческих курсах экономической теории, что уже не плохо: с бухгалтерией Вы будете общаться на одном языке. Рекомендую сохранить себе этот документ – он действующий, и несмотря на свой адресный характер, может служить одним из аргументов при разделении материальных ресурсов на оборудование и материалы.

Несмотря на то, что приказ носит название «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке государственных элементных сметных норм на монтаж оборудования и пусконаладочные работы», в нем есть Приложение 6 «ПЕРЕЧЕНЬ МАТЕРИАЛОВ И ИЗДЕЛИЙ, НЕ ПОДЛЕЖАЩИХ ВКЛЮЧЕНИЮ В ЭЛЕМЕНТНЫЕ СМЕТНЫЕ НОРМЫ НА МОНТАЖ И УЧИТЫВАЕМЫХ КАК ОБОРУДОВАНИЕ».

В этом перечне 62 пункта к некоторым из которых лично у меня есть вопросы:

23-26. Масла для маслонасосных станций, трансформаторов, турбин – согласен, что при монтаже оборудования, масло является неотъемлемой частью и идет в комплекте с оборудованием, но тут надо отметить, что в данный момент Минстрой РФ движется к тому, что когда-то в России останется одна нормативная база. В данный момент существует отраслевая база на ремонт оборудования, разрабатываемая Минэнерго, я думаю, когда-то её гармонизируют (объединят) (как это сейчас делают с ОЕРрр) с ФСНБ/ГСН-2017 и тут встанет вопрос – там предусмотрены расценки на профилактический ремонт, в том числе замена масла – его необходимо будет расценивать как оборудование или материал? Лично я бы отнес это к расходным материалам, необходимым для функционирования оборудования. Рекомендуем посмотреть видео на нашем YouTube канале о процессе гармонизации ТСН-2001 и ФСНБ-2001.

26-28. Материалы, загружаемые в аппараты химических производств, Материалы фильтрующие для аппаратуры химводоочистки, Материальные ресурсы для заполнения агрегатов паротурбинных и газотурбинных – в названии указано, что это материалы. Даже не могу себе представить ртуть ОБОРУДОВАНИЕМ. Хотя в фильме Терминатор-2 было что-то похожее 😊.

29-30. Муфты. В одной смете может оказаться, что часть муфт – это материал, часть – оборудование.

42. Рубильники и переключатели на ток свыше 400 А. Ниже 400 А – материал? Давайте поищем в интернете, что такое «Рубильники и переключатели» – лично для меня возникает непонимание, почему из-за силы тока меняется функциональное предназначение прибора и он может стать материалом?

На фото предоставлен результат поиска

Что относится к оборудованию при составлении смет

46. Трубы и узлы трубопроводов (независимо от диаметра) условным давлением свыше 2,5 МПа для атомных электрических станций – в зависимости от того, где и кем используются трубы они могут быть материалом или оборудованием?

Мнения сметчиков

Среди сметчиков есть разные мнения по поводу разнесения материалов и оборудования, приведу несколько цитат с форумов (с минимальной корректировкой авторского текста, чтобы не резало глаз), выделю ‘. ‘ те, которые, лично мне, помогают при решении данного вопроса, является ли ресурс оборудованием или материалом:

Цитата №1

То что берем по ТЕРм (ФЕРм), то есть расценка на монтаж оборудования, следовательно и ресурс к расценке относится к оборудованию. А то, что по строительным или ремонтным сборникам ТЕР (ФЕР) все относится к материалам. Если оборудование немонтируемое (стол, холодильник, огнетушитель и т.п.) берем затраты на немонтируемое оборудование (см. МДС 81-37.2004 п.ч.7) и относим их к фонду оплаты труда.

Цитата №2

Цитата №3

В ряде случаев заказчик и строитель договариваются о следующих критериях отнесения ресурсов к материалам или оборудованию:

По стоимости превышать и стоить больше 20т.р.*

*(прим.авт.) цена актуальна на 2007 г., на текущий момент необходимо уточнять, что относится к малоценному имуществу по правилам бухучета.

. Еще могу добавить, что оборудование, это то, что остается на балансе предприятия и не списывается как материалы.

Любая запорная арматура с любым приводом, кроме ручного – это оборудование.

Подведу итог: отнесение того или иного материального ресурса по прайс-листу к оборудованию или материалу является актуальным вопросом. Несмотря на множество различных документов, пытающихся регламентировать разнесение товарно-материальных ценностей (ТМЦ) – мнения заказчиков и подрядчиков могут расходиться. Лично для себя, я выделяю моменты:

Коллектив Дженерал Смета,
Есть вопросы? Свяжитесь с техподдержкой.

Что относится к оборудованию при составлении смет

105120, Москва, Улица Сергия Радонежского, дом 2, помещение VII, комната 6, этаж 1

© 2010-2021 ООО «Дженерал Смета»

Информация, представленная на сайте, не является Публичной офертой. Копирование запрещено.

Обновление уже доступно! Новые возможности для сметчиков!

Нажимая кнопки «Получить коммерческое предложение», «Зарегистрироваться», «Отправить заявку», «Отправить сообщение», «Заказать обратный звонок» и другие кнопки для отправки данных форм, Вы считаетесь присоединившимся к нему.

При изменении законодательства, Соглашение может подвергаться изменениям.

Если вы считаете, что Соглашение или Администрации Сайта нарушает ваши права, сообщите об этом по электронному адресу: support@general-smeta.

1. Термины, применяемые в настоящем Соглашении:

1.1. Сайт – это совокупность текстов, графических элементов, дизайна, изображений, программного кода, фото- и видеоматериалов и иных результатов интеллектуальной деятельности, содержащихся в сети Интернет под доменным именем https://general-smeta.ru

1.2. Администрация Сайта – это лицо, обладающее правами администрирования Сайта.

1.3. Пользователь – это любое лицо, осуществившее вход на Сайт и принявшее условия настоящего Соглашения, независимо от факта прохождения процедур регистрации и авторизации.

2. Использование персональных данных

2.1. Принимая условия настоящего соглашения, Пользователь предоставляет Администрации Сайта согласие на обработку своих персональных данных.

2.2. Цель обработки персональных данных: выполнение Администрацией обязательств перед Пользователем в рамках настоящего Соглашения, продвижение товаров и услуг, клиентская поддержка.

2.3. Обработке подлежат следующие персональные данные:

2.3.1. Фамилия, имя, отчество Пользователя;

2.3.2. Электронный адрес Пользователя (Email);

2.3.3. Номер телефона Пользователя.

2.4. Под обработкой персональных данных подразумевается следующий перечень действий с персональными данными: сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление доступа), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.

2.5. Персональные данные получаются в связи с заключением договора, стороной которого является субъект персональных данных. Персональные данные не распространяются, а также не предоставляются третьим лицам без согласия субъекта персональных данных и используются оператором исключительно для исполнения указанного соглашения и заключения договоров с субъектом персональных данных.

2.6. Администрация имеет право отправлять информационные, в том числе рекламные сообщения, на электронную почту Пользователя. Пользователь вправе отказаться от получения рекламной и другой информации без объяснения причин отказа путем информирования Администрации о своем отказе по любому телефону, указанному на Сайте, либо посредством направления соответствующего заявления на электронный адрес support@general-smeta, либо нажав кнопку «Отписаться», содержащуюся в каждом информационном сообщении. Сервисные сообщения, информирующие Пользователя о заказе и этапах его обработки, отправляются автоматически и не могут быть отклонены Пользователем.

2.7. Данное согласие на обработку персональных данных действует бессрочно, но может быть отозвано субъектом персональных данных на основании личного заявления, направленного по электронной почте Администрации Сайта.

2.8. Администрация Сайта обязуется использовать персональные данные Пользователя, полученные в результате использования Сайта в соответствии с требованиями законодательства о защите персональных данных, в том числе федерального закона № 152-ФЗ от 22.02.2017 «О персональных данных» в редакции, действующей на момент обработки таких персональных данных.

3. Присоединяясь к настоящему Соглашению и оставляя свои данные на Сайте, путем заполнения полей онлайн-заявки Пользователь:

3.1 Пользователь подтверждает, что, принимая условия Соглашения, он действует свободно, своей волей и в своем интересе.

Источник

Как читать смету: взгляд бухгалтера

Что относится к оборудованию при составлении смет

Современный бухгалтер не просто ведет учет, подготавливает отчетность и отвечает на письма из налоговой инспекции, он выполняет широкий круг обязанностей, часто от секретаря до юриста. При этом приходится учиться разбираться в совершенно новых областях. Лично для меня ими стали госконтракты, аукционы и сметная документация (помимо прочего).

Самым сложным оказались сметы, ведь они являются основанием для формирования суммы контракта на работы по госзаказу и сдаточных документов, таких как формы КС-2 (акт о приёмке выполненных работ) и КС-3 (справка о стоимости выполненных работ и затрат). Тем, кто только начинает осваиваться в сметном деле, я предлагаю прочитать статью и узнать об основах работы со сметной документацией и хитростях, которые помогут разобраться в самой смете.

Что такое смета?

Начнем с азов. Скорее всего, вам придется иметь дело с локальными сметами – это документы, в которых отражаются:

Если речь о крупном объекте, то локальных смет (сокращенно ЛС) может быть несколько, они объединяются в объектных сметах (ОС), а те в свою очередь собираются в сводном сметном расчете (ССР). При этом иерархически документы формируются от простых к сложным от ЛС к ССР.

Составление ЛС начинается с проекта: строительство дома, реконструкция старого склада, ремонт офиса и т.д. Для начала нужно понять, что хочет заказчик получить в итоге, сколько денег он готов потратить, кто заказчик – бюджетная или коммерческая организация, ИП или частное лицо, выяснить особенности и конкретные пожелания.

Кстати! Часто встречается ситуация, когда необходимо вписаться в конкретный бюджет, тогда после составления чернового варианта сметы (как правило, он выйдет в деньгах дороже) придется проанализировать расходы и откорректировать их: установлением коэффициента к итоговой сумме (фактически – скидки), пересмотром состава и стоимости материалов, сокращением каких-либо затрат.

Подготовкой проекта занимаются специально обученные люди: инженеры, проектировщики, дизайнеры. Они создают техническую и визуальную часть, исходя из нее уже принимаются решения о том, какие материалы и оборудование используются, сколько работа займет времени, будут ли отдельные этапы или сдача сразу всего объекта и прочие тонкости.

После в дело вступают сметчики, они формируют документ, в котором собирают воедино всю имеющуюся информацию, руководствуясь представленным проектом, инструкциями к оборудованию, материалам, списками работ и собственным опытом.

Наконец, рождается смета, на ее основе заключаются контракты, готовятся акты и справки по выполненным работам. Вот на этом этапе часто приходится подключаться бухгалтеру – проверять достоверность отраженных расходов ресурсов, отнесение затрат на конкретный объект, списание материалов, правильность заполнения и, в принципе, наличие документов. В небольшой компании подготовкой форм КС-2 и КС-3 тоже приходится заниматься бухгалтеру.

Нужно не только работать с готовыми документами, но и уметь ориентироваться в смете, понимать, соответствуют ли объемы выполненных обязательств контракту, выводить итог (прибыль/убыток) по сделке и оперировать данными перед руководством и представителями заказчика (неловко себя чувствуешь, обсуждая со сметным отделом поправки в актах, когда не понимаешь, о чем вообще идет речь).

Основные составляющие локальной сметы

Если не вдаваться в подробности, сметы бывают разного вида, составлены с использованием различных методов и нормативных баз, даже внешне могут отличаться, потому что созданы в разных программах, но в общем они состоят из нескольких блоков:

Чтобы вам проще было ориентироваться в терминологии, дам некоторые определения.

Расценка – это стоимость определенного объема работ, она включает не только оплату труда рабочих, но и затраты на технику, некоторые материалы. Берется из специальных сборников, имеет особый шифр, отражающий, к какому сборнику, его разделу относится.

Базовые цены – установленные цены на работы на определенную дату (базовую). К ним добавляются различные коэффициенты, и в итоге они пересчитываются в цены текущего периода.

Сметная прибыль – прибыль подрядчика. Для бюджетных смет производится расчет по определенным нормативам, в коммерции могут быть и свои показатели, хотя ориентироваться необходимо на установленные для государственных нужд. Они регулярно корректируются, дополняются и меняются.

Накладные расходы – это косвенные расходы, такие как зарплата административного персонала или другие, непосредственно не относящиеся к работам. Конкретно они не расписываются в смете. Аналогично прибыли определены для госорганизаций по нормативам.

Важно! Расчет накладных расходов и сметной прибыли производится в процентах от ФОТ, включенного в расценки. Информация о процентовке и коэффициентах есть в самой смете, в графе с наименованием работ. Там же можно найти и некоторые расчеты объемов. Это хорошая подсказка.

Табличная часть сметы: расценки и ресурсы

Сметы могут составляться в расценках ГЭСН – государственные сметные элементные нормы, в региональных ТЕР – территориальные единичные расценки, в ФЕР (федеральные единичные расценки). Каждая из баз отличается своей шифрацией. Количество сборников расценок очень большое. По ГЭСН написано целых 47 сборников только на строительные работы.

При правильном подходе смета, составленная на основе любой базы, должна выходить одинаковой по стоимости. Но не всегда так получается, т.к. каждая база имеет свои особенности. Например, при составлении в ГЭСН вы увидите достаточно подробную информацию по каждой позиции, в ТЕР она более свернутая. Зато ТЕРы учитывают местные особенности: в локальных сборниках могут учесть перевозку по городу и специфику региона (допустим, отсутствие метро означает, что относящиеся к нему работы исключат).

В расценках, как уже говорилось, учтены затраты на работников, технику (автовышки, краны и т.п.), некоторые материалы. Если у вас есть возможность получить смету в электронном виде и открыть ее в программе (при условии одинакового ПО; не могу сказать, насколько корректно откроются документы, созданные в разных программах), то вы сможете просмотреть составляющие каждой строки.

Некоторые позиции удивляют. Гвозди вместо саморезов или мыло там, где его вроде бы и быть не должно. Дело в том, что сборники зачастую составлены давно, а технологии меняются. Конечно, происходят постепенные изменения и обновления, но это очень медленный процесс, поэтому сметчикам приходится пользоваться имеющимися данными.

Кстати! По креативности и творческому подходу составление смет вполне сравнимо с бухгалтерским учетом. Чтобы понимать правомерность включения позиции в документ, важно представлять хотя бы в общих чертах технологию и этапы производства работ.

К ресурсам относятся:

Вместе три пункта составляют прямые затраты. Это фактически костяк сметы. Самое важное — обратить внимание на сумму расходов на материалы. При изменчивой экономике (даже в 2020 году это хорошо видно на фоне происходящего в мире кризиса с коронавирусом) необходимо учитывать неожиданное изменение цен на товары. При продолжительном цикле работ фиксированная смета станет проблемой – увеличение суммы контракта не произойдет, а затраты вырастут.

Важно! Особенно внимательно отнеситесь к госсметам. Выиграв аукцион по сниженной цене, учитывайте вероятность получения убытка. Не за счет дешевизны работ (можно нанять рабочих и за более низкую оплату), а за счет повышения цен на материальные ресурсы (они обычно четко оговорены, и не получится поменять одни материалы на другие).

Неучтенные материалы. Мониторинг цен

Иногда в смете встречается отдельный раздел со списком материалов или оборудования. Спрашивается, почему, ведь подобные ресурсы должны включаться в расценки на работы? На самом деле это нереально сделать в некоторых ситуациях, поскольку все зависит от конкретных инженерных и дизайнерских решений, принятых при создании проекта.

При выполнении монтажа оборудования устанавливается объем и стоимость работ, а вот цена оборудования сильно различается в зависимости от производителя и технических характеристик. Значит, нужно отразить его обособленно.

Узнать такие позиции нетрудно. Во-первых, они обычно расположены отдельным блоком в таблице (но не всегда, могут и «прикрепляться» к строке с расценкой на работу), а во-вторых, у них нет собственного шифра, и в колонке, где обычно находится номер из сборника, написано «прайс», «по прайсу ООО «Ромашка», «мониторинг цен» или что-то подобное.

Обратите внимание! Мониторинг означает, что для установления цены были собраны несколько (как правило, не менее 3) коммерческих предложений от разных организаций или ИП и выведена средняя арифметическая (или минимальная, зависит от заказчика). О методике можно прочитать в пп. 4.25 МДС 81-35.2004.

Учтите, при работе со сметой в программе или при проверке привязанные к расценкам и включенные в них материальные ресурсы зависят от объема работы и меняются вместе с ним. Неучтенным материалам количество и цена задаются вручную.

Коэффициенты и НДС

Наверное, самым запутанным и сложным является система применения специальных коэффициентов. Они бывают как понижающими, так и повышающими. Могут использоваться в следующих случаях (к каждому приведены примеры):

Таких значений много, они установлены как на федеральном, так и на местном уровне. Неспециалисту понять правомерность их применения сложно, в большинстве случаев это и не требуется бухгалтеру, но знать об их существовании необходимо.

Большое количество вопросов вызывает НДС, если точнее, его отсутствие в документах, которые составлены для фирм-упрощенцев. Когда подрядчик применяет УСН и не платит НДС, он покупает материалы, которые в подавляющем большинстве случаев включают налог. Заказчики иногда норовят выкинуть НДС из сметы вообще, это в корне неверно.

Обратите внимание! Коэффициенты могут указываться построчно, это видно в колонке с шифром, а могут отражаться в итоговой таблице. Зависит от выбранного метода расчета.

Лучше согласовать конкретный вариант оформления итоговой таблицы в части НДС с заказчиком напрямую. Обращаться при этом можно и в сметный отдел, и в бухгалтерию, ведь именно они передают документы на оплату в казначейство и наверняка знают, какой документ пройдет проверку, какой нет.

Составление форм КС-2 и КС-3

Программным способом составить акт и справку легко, они формируются автоматически на основании готовой сметы. Но, допустим, локальную смету вам предоставили в Excel или Word (хуже, если в PDF или другом подобном формате в виде нередактируемой картинки). Это тоже позволяет облегчить задачу и перекопировать построчно данные в форму КС-2, ведь информация там очень похожая.

Отличия между сметой и КС-2:

Форма КС-3 еще более упрощенная. Обычно в ней достаточно указать общее наименование работы («работы по установке фундамента»). В ней отражаются суммы в разрезе трех периодов – с начала проведения работ, с начала года и в том числе за отчетный период.

Если выполняются дополнительные работы, не предусмотренные изначально, то на них необходимо сформировать отдельную смету и составить отдельные акты и справки. По 44-ФЗ (госзакупки) возможность проведения таких работ, как правило, не предусмотрена. Можно либо увеличить объем включенных в смету работ или использовать «зазор» в виде непредвиденных затрат и только при наличии подобного условия в контракте.

Важно! При работе с бюджетным учреждением увеличение возможно, как правило, в пределах 10% от стоимости конкретных работ, а не от полной стоимости сметы. Аналогичен подход к материалам. Некоторые госзаказчики строго замеряют фактический расход материалов и соответственно корректируют объемы. В итоге сумма выигранного тендера может упасть при окончательном расчете.

Проверка сметы

Проверяют вопреки распространенному мнению не только сметы для госконтрактов. С ними как раз проще — смета часто идет в составе аукционной документации на площадках, т.е. кто-то ее уже составил и утвердил. Самый безопасный вариант – брать ее за основу и составлять документы по шаблону.

Если вы заключаете прямой договор с заказчиком, то тот может проверить, правильно ли применены нормы и коэффициенты, нет ли лишних работ и материалов, реальный ли уровень цен отражен в документе. Для этого обращаются в специализированные организации в регионе (т.к. местные больше знакомы с территориальными особенностями).

Составляя смету по ремонту жилья для частного лица, узнайте, с какой целью он проводится. Если это ремонт после того, как у соседа прорвало трубу, и необходимо подготовить претензию в суд, то такую смету также могут подвергнуть проверке с привлечением эксперта.

Хитрости и советы

Есть небольшие секреты, которые помогут правильно «читать» смету и показать осведомленность в вопросе, а также пригодятся, если вы решите самостоятельно заняться подготовкой документации:

Лично мне пришлось отправиться на курсы повышения квалификации, чтобы начать разбираться в сметном деле. Не каждому бухгалтеру это необходимо, но дополнительные знания определенно дают преимущества: понимание принципов работы сметчиков, упрощение анализа документации, нахождения ошибок и несоответствий, оспаривание завышенных смет или отстаивание своих.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *