Что относится к объективным мотивам физкультурно оздоровительной деятельности

Мотивация как компонент занятий физической культурой

Что относится к объективным мотивам физкультурно оздоровительной деятельности

Рубрика: Физическая культура и спорт

Дата публикации: 10.05.2019 2019-05-10

Статья просмотрена: 7214 раз

Библиографическое описание:

Слепченко, А. Л. Мотивация как компонент занятий физической культурой / А. Л. Слепченко, Р. К. Краснов, В. В. Вольский. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 19 (257). — С. 388-390. — URL: https://moluch.ru/archive/257/58864/ (дата обращения: 26.12.2021).

Занятия физической культурой и спортом способствуют укреплению здоровья, совершенствованию функциональных и двигательных возможностей. Они являются неотъемлемой частью здорового образа жизни и ведут к гармоничному физическому и духовному развитию личности. Систематические занятия физической культурой и спортом сохраняют молодость, здоровье, долголетие, которому сопутствует творческий трудовой подъём.

Огромное значение имеет сознательное отношение к занятиям физической культурой и спортом. В основе любой программы по занятиям физической культуры должен быть заложен принцип постоянной мотивации, активной установки на произвольное самосовершенствование и саморазвитие в спорте. Мотивация к занятиям спортом является важнейшим аспектом, во многом не уступающим по значимости самому процессу тренировки. Она отражает интерес к занятиям, активное и осознанное отношение к спорту и является одним из факторов успешного освоения программы тренировок и прогресса.

«Мотивация — это побуждение к действию; психо-физиологический процесс, который управляет поведением человека, способный задавать его направленность, организацию, активность и устойчивость; умение человека удовлетворять собственные потребности» [1]. Мотивация к физической активности — особое состояние личности, направленное на достижение оптимального уровня физической подготовленности и работоспособности. Существуют различные мотивы физкультурно-спортивной деятельности. В первую очередь, надо понимать, что мотивацию можно разделить на кратковременную и долговременную. Кратковременную мотивацию можно понимать как первоначальный эмоциональный толчок, который побуждает человека начать занятия физической культурой и поменять свой образ жизни. Причины такого толчка, как правило, являются сугубо личными и могут быть связаны с какими-то событиями или личностными особенностями. Основной особенностью кратковременной мотивации является то, что она представляет лишь ежеминутное желание, идею, связанную во многом с настроением. Такая мотивация может быть использована только для того, чтобы начать изменения образа жизни. Со временем она иссякнет, и желание отдавать себя тренировкам пойдёт на спад. Для регулярных занятий физической культурой необходима долговременная мотивация, которая позволит тренирующемуся сохранить желание заниматься и не бросать, сделать тренировки своей привычкой.

Долговременную мотивацию можно рассматривать как совокупность нескольких факторов, позволяющих тренирующемуся заниматься физическими упражнениями с комфортом и получать удовольствие от процесса. Само занятие должно быть, в первую очередь, качественным. Одним из самых важных критериев качественного занятия физической культурой является грамотное построение плана занятий. «Они не должны быть единообразными, а должны включать в себя выполнение различных упражнений, чтобы не возникала как физическая, так и психическая усталость» [1]. Программа каждого занятия должна учитывать индивидуальные потребности занимающегося, связанные с его способностями к выполнению того или иного упражнения и физическим состоянием.

Помимо интереса к занятию, для долговременной мотивации человек должен иметь также и цель, мотив для тренировок. Такие мотивы можно разделить на две подгруппы: физиологические и психологические.

К физиологическим мотивам относятся все мотивы, связанные с улучшением физиологических качеств тела:

К психологическим мотивам относятся мотивы, связанные с интересами и желаниями тренирующегося как личности:

Помочь человеку заниматься физической культурой может каждый из этих мотивов или же их совокупность — это напрямую зависит от огромного количества факторов: жизненной ситуации, физических и психических качеств личности, характера и т. д. Но понятие долговременной мотивации не означает то, что эта мотивация — постоянная и бесконечная. Человек может легко потерять желание заниматься физическими упражнениями под воздействием совсем другого типа мотивации: негативной мотивации (демотивации). Негативная мотивация — это совокупность мешающих факторов и определенных неудобств, осознанных личностью и препятствующих реализации определённых действий. Тренирующийся может столкнуться с негативной мотивацией при занятиях физической культурой, если:

«Исследование мотивации спортивной деятельности является сегодня актуальным направлением, способствующим изучению возможностей формирования мотивации на здоровый образ жизни как среди молодёжи, так и среди населения в целом» [4, с. 72]. Мотивация является одним из основных компонентов занятий физической культурой. Необходимо активное формирование внутренней мотивации физкультурно-спортивной деятельности с учётом эмоциональной направленности личности, физиологических и психологических характеристик и личностных особенностей.

Источник

Мотивация учебно-физкультурной и спортивной деятельности

Мотивация учебно-физкультурной и спортивной деятельности

Мотивация учебно-физкультурной деятельности вытекает из различных потребностей, которые А. Ц. Пуни (1984) разделил на три группы: потребность в движении, потребность выполнения обязанностей учащегося и потребность в спортивной деятельности.

Потребность в движении является базовой, врожденной потребностью человека и животных. У разных индивидов эта потребность выражена по-разному, что зависит как от генетических, так и социальных факторов. Так, суточная активность студентов (объем локомоций) может отличаться в два-три раза в связи с генетически предопределенной потребностью в активности вообще и в движениях в частности. Большая потребность в двигательной активности имеется у лиц с сильной нервной системой и преобладанием возбуждения по «внутреннему» балансу. Такие лица более активны на занятиях по физкультуре и во время тренировок. Поэтому у них наблюдается лучшая успеваемость по овладению двигательными навыками и развитию двигательных качеств, а педагоги отмечают большую их работоспособность. Однако большая активность одного ученика по сравнению с другими еще не означает, что он сознательнее подходит к своим обязанностям, что он более ответствен, просто ему требуется больший объем движений, чтобы удовлетворить потребность в двигательной активности. Для учащихся с низкой двигательной активностью требуется дополнительная внешняя стимуляция: постоянное внимание со стороны учителя и товарищей, подбадривание, включение в совместную работу с высокоактивными учениками.

С возрастом потребность в двигательной активности изменяется. (Р. А. Ахундов, 1970; Д. М. Шептицкий, 1972). Если у детей 5–7 лет среднесуточный объем основных локомоций составляет, по данным ряда авторов, 7–8 км у мальчиков и 6,5–7,5 км у девочек, то у младших школьников, соответственно, 12 и 8,5 км — в 7 лет, 18,5 и 14,5 км — в 9 лет. Затем суточная активность начинает снижаться и в 13–15 лет составляет 12–16 км, а в 10-м классе — 10–12 км в сутки. У студентов объем локомоций за сутки становится еще меньше, но это можно объяснить не только, а может быть, и не столько уменьшением потребности в двигательной активности, сколько режимом учебы. С возрастом объем суточных локомоций даже возрастает, несмотря на то, что обследованные (30–60 лет) по-прежнему занимались умственным трудом.

Конечно, эти данные весьма приблизительны, так как двигательная активность человека определяется многими климатическими и социальными факторами. Однако, несмотря на это, можно констатировать, что самая большая потребность в двигательной активности — у младших школьников и что у мужчин эта потребность выражена больше, чем у женщин.

Абсолютное большинство школьников заявляют, что их интересует физическая культура. Даже в старших классах число таких учащихся достигает 80–90 %. Большинство старшеклассников систематически смотрят телепередачи на спортивные темы, многие регулярно посещают спортивные соревнования. Однако интерес этот пассивный, так как большинство этих школьников сами физкультурой не занимаются. Таким образом, «знаемый» мотив, сформировавшийся под влиянием родителей и средств массовой инфорации, не стал убеждением, не превратился в действенный мотив.

Среди занимающихся физкультурой в той или иной форме основными мотивами, по данным многих исследований, являются: укрепление здоровья, получение удовольствия от занятий (приятное времяпрепровождение), общение, желание родителей.

По данным И. Г. Келишева (1978), в начальных классах интерес к занятиям физкультурой у школьников, как правило, недифференцированный: им нравится все; чем старше они, тем чаще начинает проявляться интерес к какому-то одному разделу учебной программы (в средних классах — к спортивным играм, в старших классах — к легкой атлетике, лыжному спорту, спортивным играм). Постепенно интересы школьников начинают вступать в противоречие с учебной программой, согласно которой они должны заниматься и тем, что им не всегда нравится. Это является одной из причин охлаждения многих школьников средних и особенно старших классов к занятиям физкультурой в школе. По данным Е. Г. Еделевой (1989), только 50 % юношей и 40 % девушек старших классов положительно относятся к урокам физкультуры. Причинами отрицательного отношения к этим урокам являются: неинтересное их содержание и проведение, недостаточная физическая подготовка, потеря уверенности в себе. У большинства учащихся старших классов цели посещения уроков физкультуры не имеют ничего общего с задачами физического воспитания. Часть из них приходит, чтобы пообщаться с товарищами, часть — чтобы не иметь неприятностей из-за пропусков уроков или низких отметок по этому предмету, часть — просто подвигаться. И только около 40 % школьников занимаются на уроках физкультуры целенаправленно, желая получить хорошее физическое развитие. При этом мальчики понимают его как развитие двигательных качеств, а девочки — как улучшение своего эстетического вида: фигуры, походки и т. п. (Е. Г. Еде-лева). Недостаточный интерес девочек к физкультуре обусловлен, в частности, тем, что направленность и требования этих занятий в большей степени соответствуют ценностным ориентациям мальчиков. Этот вывод подтверждают в какой-то степени и данные Е. Г. Сайкиной (1998), изучавшей мотивы посещения уроков физкультуры девушками старших классов. Доминирующим (у 87 % школьниц) является формирование красивой фигуры и походки. Мотив «красиво двигаться и танцевать» имеется у 76 % школьниц, повысить уровень двигательных способностей — у 61 %, научиться играть в волейбол, баскетбол и прочие игры, а также укрепить здоровье — у 31 % школьниц.

У части учащихся мотив долженствования в отношении посещения уроков физкультуры отсутствует, они стараются пропускать их, а многие идут в спортивные секции, сами выбирая вид занятий.

Психологическими (субъективными) причинами пропусков занятий по физкультуре являются:

отсутствие интереса к урокам физкультуры в связи с тем, что на них не удовлетворяются потребности и склонности учащихся;

натянутые или откровенно неприязненные отношения с учителем физкультуры;

стеснительность учащихся, обусловленная слабым физическим развитием и не-посильностью даваемых заданий (что может вызывать насмешки товарищей).

Мотивация спортивной деятельности определяется как внутренними, так и внешними факторами, меняющими свое значение на протяжении спортивной карьеры. Как сказал один известный в нашей стране футболист, в юности никто не приходит в футбол ради благ, напротив, приходят с благими намерениями. Это можно отнести и к другим видам спорта.

На начальном этапе (у новичков, начинающих спортсменов) причинами прихода в спорт (независимо от вида деятельности, т. е. вида спорта) могут быть:

1. Стремление к самосовершенствованию (укрепление здоровья, улучшение телосложения, развитие физических и волевых качеств).

2. Стремление к самовыражению и самоутверждению (желание быть не хуже других, быть похожим на выдающегося спортсмена; стремление к общественному признанию; желание защищать честь коллектива, города, страны, быть привлекательным для противоположного пола).

3. Социальные установки (мода на спорт, стремление сохранить семейные спортивные традиции, желание быть готовым к труду и службе в армии).

4. Удовлетворение духовных и материальных потребностей (стремление чувствовать себя членом референтной спортивной команды или спортивной школы, общаться с товарищами, получать новые впечатления от поездок по городам и странам, желание получить материальные блага).

Каждая из перечисленных причин имеет для конкретного спортсмена большую или меньшую действенность в связи с его ценностными ориентациями. Однако некоторые мотиваторы являются ведущими для большинства спортсменов-новичков: удовольствие, получаемое от занятий спортом, стремление к здоровью и физическому развитию, к общению, к самоактуализации и развитию волевых качеств.

И. Г. Келишев (1977) выделяет мотив внутригрупповой симпатии как начальный мотив занятий спортом. Опросив около 900 спортсменов с большим стажем и высоким уровнем мастерства, он выявил, что на начальном этапе спортивной карьеры этот мотив занимал у них важнейшее место. Сущность его выражается в желании детей и подростков заниматься каким-либо видом спорта ради того, чтобы постоянно находиться в среде своих товарищей и сверстников, т. е. чтобы быть вместе и постоянно вступать в контакты друг с другом. Их удерживает в спортивной секции не столько стремление к высоким результатам и даже не интерес к данному виду спорта, сколько симпатии друг к другу и общая для них потребность в общении.

Дети пытаются предвосхитить свое будущее, не задумываясь о средствах («стоимости») достижения мечты. Их образы будущего ориентированы на результат (стать знаменитым спортсменом, чемпионом), а не на процесс его достижения. Эта мечтательность детей создает известные трудности при работе с ними, но в то же время может служить мощным стимулом проявления ими высокой активности при занятиях спортом. Задача тренера и состоит в том, чтобы превратить созерцательную мечту ребенка в активную, действенную.

Американский психолог Б. Дж. Кретти (1978) среди мотивов, побуждающих заниматься спортом, выделяет:

стремление к стрессу и его преодоление; он отмечает, что бороться, чтобы преодолевать препятствия, подвергать себя воздействию стресса, изменять обстоятельства и добиваться успеха — это:

— один из мощных мотивов спортивной деятельности;

— стремление к совершенству;

— повышение социального статуса;

— потребность быть членом спортивной команды, группы, частью коллектива;

— получение материальных поощрений.

Ю. Ю. Палайма (1966) выделил две группы спортсменов, различающихся по доминирующему мотиву. В первой группе, условно названной «коллективистами», доминирующими являются общественные, моральные мотивы. Во второй группе — «индивидуалистов» — ведущую роль играют мотивы самоутверждения, самовыражения личности. Первые лучше выступают в командных, а вторые, наоборот, — в личных соревнованиях.

Общественный мотив характеризуется осознанностью общественной значимости спортивной деятельности; спортсмены с доминированием этого мотива ставят перед собой высокие перспективные цели, они увлечены занятиями спортом. Мотив самоутверждения характеризуется чрезмерной ориентацией спортсменов на оценку своих спортивных результатов.

При психологическом обеспечении спортивной деятельности важно учитывать и тот и другой мотивы. Успешное воспитание спортсмена и достижение им высоких спортивных результатов (или, по крайней мере, большая его самоотдача) возможны только при правильном соотношении общественного и индивидуального мотивов. Пренебрежение одним из них, игнорирование того либо другого мотива одинаково приводит к негативным результатам.

Доминирование мотивов, о чем речь шла выше, подтверждают данные Е. Г. Знаменской (1980): спортсмены со спортивно-деловой мотивацией проявляют большую увлеченность занятиями спортом; спортсмены же, у которых доминирует личностно-престижная мотивация, чрезмерно ориентированы на оценку своих спортивных результатов, проявляя постоянную озабоченность личным самоутверждением. Это приводит к неадекватной самооценке, к эмоциональной неустойчивости в экстремальных условиях соревнований.

Многие авторы связывают спортивные достижения и отношение к занятиям спортом с мотивом достижения. Например, Л. П. Дмитриенкова (1980) показала, что гимнастки, имеющие высокий уровень мотива достижения успеха, имеют хорошо осознанные цели и не только стремятся достичь высоких результатов и утвердиться в роли лидера, но и обладают хорошо развитым чувством долга, ответственности перед тренером и товарищами по команде. Для гимнасток с низкой потребностью достижения успеха, наоборот, характерно отсутствие четко поставленных целей; в связи с этим у них преобладают более опосредованные мотивы занятий спортом: любовь к гимнастике, эстетическое наслаждение, получаемое в процессе занятий и т. д. Л. П. Дмитриенкова делает вывод, что у высококвалифицированных спортсменов мотив достижения успеха выражен сильнее, чем у спортсменов средней квалификации.

На начальной стадии занятий спортом, в основном у детей, мотивация характеризуется диффузностью интересов к разным его видам. При этом часто выбор вида спорта бывает обусловлен внешними случайными обстоятельствами: подражанием старшему брату, сестре или товарищу, природными условиями, близостью той или иной спортивной базы, показом по телевидению крупных соревнований и т. п. Вследствие этого дети начинают заниматься одним видом спорта, потом, через короткое время, — другим, т. е. «ищут себя», определяют свою склонность и способности методом «проб и ошибок». При этом они стремятся получить хороший результат как можно быстрее, не понимая, что путь к нему долгий и порой тернистый.

Существенно то, что многие приходящие в ту или иную спортивную секцию не могут актуализировать в своем сознании конкретный мотив выбора данного вида спорта (Н. Л. Ильина, 1998; Е. Е. Хвацкая, 1998). Но еще хуже, что эти мотивы не знают тренеры. По данным Н. Л. Ильиной, в большинстве случаев считается, что ребенок стал заниматься спортом потому, что его пригласил тренер. Глубинные причины, почему дети хотят заниматься именно этим видом спорта и почему многие из них вскоре покидают спортивные секции, остаются тренерам неведомыми. Следовательно, они не знают, чем вызвать отклик или, образно говоря, «колебание струны в душе» своих учеников.

Источник

Научная электронная библиотека

Что относится к объективным мотивам физкультурно оздоровительной деятельности

Волошина Н Б, Мусанова М М,

1.1. Определение и сущность понятия «физкультурно-оздоровительная деятельность»

Современный этап исследований теоретических и практических проблем физкультурно-оздоровительной деятельности (далее ФОД) в образовании в целом характеризуется стремлением к критическому осмыслению достигнутого, отказом от многих привычных догм при одновременном сохранении того позитивного, что накоплено за многолетний период научных поисков.

Поскольку понятие «физкультурно-оздоровительная деятельность» является одним из основополагающих в исследовании, необходимо, на наш взгляд, уточнить его сущность и определить структуру ФОД в дошкольном образовании. Изучению сущности этого понятия посвящены исследования многих авторов: Ю.Е. Антонова (2001), А.А. Артемьева (2010), Т.А. Банниковой (2002), Л.Н. Волошиной (2002), И.М. Воротилкиной (2002), Л.Д. Глазыриной (1999), А.А. Горелова (2002), Н.Н. Ермак (1998), А.В. Кенеман (1985), Я.К. Коблева (2002), И.М. Козлова (2002), М.Н. Кузнецовой (2001), Л.И. Лубышевой (2002), В.М. Малинина (2009), О.Ю. Малозёмова (2006), М.В. Мащенко (2000), И. Мюллер (1991), Нестерова В.А. (2002), М.А. Правдова (2002), Е.З. Пужаевой (2001), Г.А. Решетневой (2002), О.В. Решетняк (2002), Т.Ф. Саулиной (2000), Н.В. Седых (2002), Э.Я. Степаненковой (2001), А.А. Фонякина (2002), Д.В. Хухлаевой (1985), В.Н. Шебеко (1998), В.А. Шишкиной (2000), О.С. Шнейдер (2002) и др.

Анализ этих исследований позволяет выделить по общности взглядов на данную проблему несколько основных подходов. Во-первых, в современных исследованиях ФОД рассматривается как одна из форм человеческой деятельности, направленная на формирование здорового индивида. Во-вторых, как деятельность с целью улучшения физического состояния и здоровья. В-третьих, как сознательно регламентированная двигательная активность, направленная на развитие и совершенствование собственного здоровья и бережного отношения к нему.

Рассмотрим подробнее понятие деятельности. Философия, педагогика, психология и другие науки по-разному подходят к его определению. С точки зрения философии, деятельность – одно из фундаментальных понятий классической философской традиции, фиксирующее в своем содержании акт столкновения целеполагающей свободной воли субъекта, с одной стороны, и объективных закономерностей бытия – с другой. Так определяет это понятие Новейший философский словарь (3-е изд., исправл., 2003). Соответственно этому в структуре деятельности традиционно выделяются субъектная (целеполагающий субъект) и объектная (предмет деятельности, орудия деятельности и ее продукт) компоненты.

С позиции педагогики деятельность включает в себя цель, средства, сам процесс деятельности и результат (Н.Н. Трубников, 1968). Деятельность с позиции психологии – целеустремленная активность, реализующая потребности субъекта (Психология. Словарь. Под ред. А.В. Петровского и др., 1990).

Психологическое изучение деятельности было начато отечественными психологами Л.С. Выготским (1920) и С.Л. Рубинштейном (1940), особенно интенсивно проводилось А.Н. Леонтьевым (1930), который заложил основы так называемого деятельностного подхода в психологии. Деятельность рассматривалась им как одинаково присущая человеку и животным (жизнедеятельность). Понятие «деятельность» Словарь по естественным наукам определяет как специфическую для человека форму активности, направленную на целесообразное преобразование окружающего мира. Цель деятельности определяется потребностями личности или общества. Исходя из вида потребности, различают материальную и духовную деятельность. Основными элементами деятельности являются: осознание деятельности в виде мотива; оценка наличной ситуации; формулирование цели; выработка решения как цепи последовательных преобразований наличной ситуации в целевую ситуацию; выбор средств деятельности; реализация решения.

Анализ научных работ показывает, что понятие деятельности в исследованиях Б.Г. Ананьева (1968), Г.С. Батищева (1969, 1984), Н.Е. Веракса (2010), В.П. Иванова (1977), М.С. Кветного (1974), А.Н. Леонтьева (1975, 1981), Н.С. Слепцова (1989), О.В. Хамовой (1978), Д.И. Фельдштейн (2005) и др. трактуется по-разному, но в целом понимается как взаимодействие субъекта с окружающим миром.

При этом важно обратить внимание на такой аспект, как практическое отношение человека к действительности, которое включает в себя три составляющие:

1) субъект, наделенный активностью и направляющий ее на объекты или на других субъектов;

2) объект, на который направлена активность субъектов;

3) активность, выражающаяся в том или ином способе действия субъекта с объектом.

В роли субъектов деятельности могут выступать:

а) конкретный индивид;

б) социальная группа;

в) общество в целом.

В зависимости от этого выделяют индивидуальную деятельность, коллективную, или групповую, деятельность и общественно-историческую деятельность, или практику. В нашем исследовании мы рассмотрим индивидуальную и коллективную (групповую) физкультурно-оздоровительную деятельность. И, исходя из этого, выделим уровни управления ею.

Описывая особенности деятельности субъектов формирования и потребления системы знаний, Г.Г. Наталов (1971) выделяет в ней четыре параметра:

1) деятельность общества (предметная и социальная ориентация физической культуры, физического воспитания и спорта);

2) деятельность занимающихся (технология освоения движений, воспитание физических качеств и формирование личности);

3) деятельность специалистов (основы профессионально-
педагогического мастерства);

4) совместная (системная) деятельность общества, специалистов и занимающихся в конкретных звеньях систем физического воспитания.

Все эти параметры будут нами учтены при построении многоуровневой системы управления физкультурно-оздоровительной деятельностью.

Мы видим, что понятие «деятельность» употребляется в очень широком смысле и до сих пор в науке вокруг этого понятия ведутся серьезные дискуссии. Е.И. Исаев, В.И. Слободчиков (2000) выделяют четыре различных смысла, которые вкладываются в это понятие. Во-первых, деятельность рассматривается как совокупность результатов и последствий – продуктов, достижений, произведений и т.п. В этом понимании деятельность предстает как производство. На наш взгляд, если рассматривать ФОД в таком аспекте, то в первом случае её результатом будет здоровье, уровень физического развития и физической подготовленности детей.

Во-вторых, деятельность предстаёт как процесс преодоления трудностей, как решение проблем и задач и как средство их решения. В этом смысле деятельность по укреплению здоровья является трудом в истинном смысле этого слова. «Кто-то сказал, что должно молить богов о том, чтобы в здоровом теле был здоровый дух. Нужно, однако, не только молиться, но и трудиться» (Я.А. Коменский, 1947). Это высказывание выдающегося педагога прошлого подтверждает мысль, что деятельность по укреплению здоровья требует трудовых усилий.

В третьих, деятельность отражает процессы самоизменения человека в ходе изменения обстоятельств своей жизни. Так понимаемая деятельность – это самодеятельность. Исходя из этого, мы можем рассматривать ФОД как здоровьетворческую, здоровьеформирующую, здоровьесберегающую, здоровьеразвивающую и говорить о субъектности ребёнка, педагога, родителей в её
освоении.

В-четвёртых, деятельность как таковую, вне ее результативности, можно определить как способ отношения к условиям своей жизни, как деяние. В таком случае, деятельность – это практика. Если рассматривать ФОД как практику, возможно, соотнести её с категорией здорового образа жизни, при котором возникает внутренняя устойчивая потребность в осуществлении такой деятельности.

Учитывая то, что в основе теории деятельности лежат следующие категории: потребность, мотив, действие и операция, предмет деятельности, (А.Н. Леонтьев, 1971; Р.А. Пилоян, 1984; С.Л. Рубинштейн, 1998; и др.), к управлению деятельностью можно подойти через познание закономерностей формирования мотивации (B.C. Магун, 1983; Р.А. Пилоян, 2002).

Для лучшего понимания причин, побуждающих к ФОД, целесообразно обратиться к анализу потребностей, мотивов и установок, которые могут найти удовлетворение в этом виде деятельности.

Основываясь на положение А.Н. Леонтьева о деятельности, мы считаем, что ФОД как форма активности побуждается потребностью. Проблеме формирования потребностей человека посвящены научные труды философов, психологов, социологов и педагогов: В.П. Алексеева (1980), Б.Г. Ананьева (1980), П.М. Ершова (1990), Е.П. Ильина (2006), А. Маслоу (2001), А.В. Панина (1996), С.Л. Рубинштейна (1989) и др. Развитие физкультурных потребностей людей, по мнению В.К. Бальсевича (1996), должно быть положено в основу организационной деятельности в сфере самодеятельного физкультурного движения. К сожалению, на наш взгляд, это самое слабое звено в системе физического воспитания подрастающего поколения.

Потребности выступают источником активности человека, его деятельности.

Возникновение потребности побуждает личность к активному поиску путей их удовлетворения. Потребности становятся внутренними побудителями деятельности – мотивами. Мотив является формой проявления потребности, предметом, ради которого осуществляется деятельность.

Согласно педагогическому энциклопедическому словарю (М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др.; гл. ред. Б.М. Бим-Бад, 2002), потребность – это состояние человека, выражающее его зависимость от материальных и духовных предметов и условий существования, находящихся вне индивида. В психологии потребности человека рассматриваются как переживание нужды в том, что необходимо для поддержания жизни его организма и развития его личности. В педагогике потребности рассматриваются как внутренние состояния, выражающие зависимость живого организма от конкретных условий существования, и как основной источник активности личности. Потребности человека формируются в процессе его воспитания. Для потребности человека характерна ненасыщаемость – потребность раз и навсегда удовлетворить невозможно. Будучи удовлетворёнными, они возникают вновь, побуждая при этом человека создавать всё новые предметы материальной и духовной культуры.

Проблема формирования потребностей к ФОД раскрыта в работах М.Я. Виленского (1994), А.П. Внукова (1982), М.Е. Кутепова (1980), Н.И. Пономарёва (1993) и др. По мнению М.Я. Виленского (2001), А.П. Внукова (1982), критерием сформированной потребности в занятиях физической культурой является такой уровень самосознания личности, который активно способствует деятельности, направленной на достижение физического совершенства. Правильно организованная ФОД стимулирует развитие потребности у ребёнка в движении. Потребности ребёнка не являются неизменными, поэтому основным направлением образовательной деятельности является переход с потребления на созидание. К совершению деятельности его побуждает биологическая потребность. Для ребёнка это потребность в двигательной активности. Поэтому формирование потребности в занятиях физическими упражнениями, в здоровом образе жизни должно стать приоритетной задачей деятельности дошкольного учреждения любого вида.

Мотивационная сторона ФОД интересовала многих исследователей. Значимые мотивы для формирования потребности к продолжению занятий физическими упражнениями выделены Е.А. Захариной (2009). Автор выделяет процессуальные, оздоровительные, развлекательные, спортивные, подражания, эстетические, долженствования и социальные мотивы. В своих работах Е.А. Захарина (2009) указывает, что формирование мотивов находится под воздействием внешних факторов (условия) и внутренних (желания, интересы, увлечения и убеждения личности).

Исследования Е.И. Ильина (2006), Т.Ю. Круцевич (2001), Л.И. Лубышевой (2004) и других авторов показывают, что содержательная сторона деятельности в значительной мере определяет характер и направленность деятельности, а также результаты, к которым она приводит.

О ярко выраженных возрастных особенностях мотивов и интересов свидетельствуют исследования Т.Ю. Круцевич, В.В. Петровского (2001). Авторы считают необходимым учитывать особенности возраста при формировании мотивации у разных групп населения.

По мнению Н.П. Болотовой (2008), мотивы деятельности бывают различны. Они могут быть природными или приобретенными в определенных условиях. Природными автор называет мотивы, которые являются способом выживания, сохранения жизнедеятельности. Приобретенными являются социокультурные мотивы, к которым относятся общение, различные культурные мероприятия, развитие собственной личности и достижение определенных результатов для признания в обществе. Мотивы могут быть: осознаваемые, осознаваемые частично, осознаваемые неверно, и неосознаваемые, то есть бессознательные. Что касается физкультурно-оздоровительной деятельности, то она целенаправленна, ориентирована на конкретный результат. Мотив ФОД формируется в процессе поиска удовлетворения потребности в движении, в здоровом образе жизни. К ФОД индивида побуждает мотив, потребность в ней может вызываться различными мотивами.

Объективные и субъективные мотивы физкультурной деятельности выделяют Н.И. Пономарев, В.М. Рейзин (1988). К первым относятся характер деятельности, семейно-бытовые условия, условия окружения, возраст, уровень образования. К субъективным моти-
вам – физкультурные интересы личности, зависящие от воспитания, индивидуально-психологических особенностей, ценностной ориентации и других факторов.

Потребностно-мотивационная сторона физкультурной деятельности формируется в единстве и взаимосвязи. Потребность в ФОД не появляется сама по себе, необходимо создавать ситуации, особенно это касается периода дошкольного детства, с целью укрепления нужных мотивов и ослабления влияния препятствующих. А для этого необходим процесс управления.

На наш взгляд, мотивы ФОД являются природными и естественными, с целью удовлетворения биологической потребности в движении и приобретёнными с целью удовлетворения социокультурной потребности в самосовершенствовании. В ФОД дошкольников на основе естественных биологических мотивов необходимо сформировать потребность в саморазвитии и самосовершенствовании. Тогда возможно достичь главной цели ФОД – полноценного здоровья, гармоничного физического развития, достаточного уровня физической подготовленности. Для этого индивиду необходимо быть целеустремлённым и последовательным. Как отмечают М.Я. Виленский, О.Ю. Масалова (2010), неотъемлемым элементом всякой деятельности (в том числе и физкультурно-оздоровительной) являются ценности. Они определяют её смысл и цели, нормы и правила. Мы считаем, что уже в период дошкольного детства в ребёнке должны быть сформированы ценности ФОД, опыт и качества личности, приобретаемые в этом виде деятельности, ценностное отношение к здоровью.

Проблемы деятельности в сфере физической культуры рассматриваются в исследованиях В.К. Бальсевич (1991), Л.Н. Волошиной (2011), С.В. Дмитриева (2010), Г.К. Зайцева (2003), Ю.Ф. Курамшина (2010), Л.И. Лубышевой (2004), В.В. Приходько (2004), В.И. Столярова (1997) и др. В своих работах авторы указывают на тот факт, что в основе физической культуры лежит двигательная деятельность, которая основана на применении физических упражнений и является одной из форм человеческой деятельности. Многие исследователи обращают внимание на взаимосвязь понятий физическая культура и деятельность. Так, Н.И. Пономарёв (1993) считает, что физическая культура – это деятельность и её результаты по созданию физической готовности людей к жизни. Как творческую деятельность по освоению и созданию ценностей в сфере физического совершенствования народа и её социально значимые результаты определяет физическую культуру Ю.М. Николаев (1998).

Понятие «физкультурная деятельность», по мнению С.В. Малининой (2003), является интегрирующим, системным понятием, включающим в себя многообразие окультуренной двигательной деятельнос-
ти – сознательного развития и совершенствования, посредством использования физических упражнений, биологической природы человека.

В нашем исследовании важно учесть характеристики физкультурной деятельности, данные Ю.М. Николаевым (1997). В своих работах он отмечал, что в физкультурной деятельности находят отражение закономерности реализации всех типов деятельности (познавательной, практически-преобразовательной, коммуникативной, ценностно-ориентационной), во множестве конкретных форм ее, связанных с практикой, что нацеливает на необходимость интегрированного подхода в её реализации и находит отражение в федеральных государственных требованиях к структуре и условиям реализации основной общеобразовательной программы (2009).

В физкультурной деятельности, как и в любой другой деятельности человека, согласно классификации В.В. Бойко (1982), можно выделить следующие параметры: удовлетворенность, в основе которой лежит соответствие содержательности деятельности потребностям индивида; привлекательность – зависит от формирования целей в период общественного развития и столкновения их с интересами личности; определенная степень обязательности – определяет успех формирования потребности в занятиях физической культурой; мера ответственности перед самим собой, обществом, где человек реализует свои потенциальные возможности через физкультурную деятельность. Здесь затронуты важные внутренние характеристики деятельности, которые необходимо учесть при разработке технологии управления физкультурно-оздоровительной деятельностью.

В современных исследованиях выделяются разные виды физической культуры: образовательная, рекреационная, реабилитационная, спортивная культура, адаптивная физическая культура. Мы разделяем мнение С.П. Евсеева (2005), Л.В. Шапковой (1998), Ю.М. Николаева (1998) о том, что в состав физкультурной деятельности в настоящее время входят: физкультурно-образовательная, физкультурно-спортивная, физкультурно-рекреационная, физкультурно-реабилитационная, физкультурно-адаптивная, физкультурно-постспортивная виды деятельности. Мы бы дополнили этот перечень применительно к дошкольным учреждениям ФОД.

В своих работах Ю.М. Николаев (1997) подчёркивает, что все виды в силу взаимопроникновения и соподчинения форм физической культуры тесно связаны между собой. Автор указывает на тот факт, что в физкультурной деятельности представлен различный уровень двигательной деятельности: от оптимального в физкультурно-образовательной и наивысшего в физкультурно-спортивной до небольшого в физкультурно-рекреационной и малого в физкультурно-реабилитационной. Если исходить из этих принципов ранжирования и учесть, что в дошкольном возрасте физкультурно-спортивная деятельность занимает весьма скромное место, то ФОД должна занять самую верхнюю ступень, так как главной её ценностью является здоровье. Поэтому именно ФОД является наиболее благоприятной для воспитания и развития дошкольника.

Стадии образования физкультурной деятельности С.В. Малинина (2003) предлагает расположить в следующей иерархической последовательности:

1) влияние внешних факторов и понимание значимости и необходимости использования средств физической культуры;

2) сознательная проектировка действий в области физкультурной деятельности являются поводом – мотивом;

3) спроектированные, направленные действия на еще неудовлетворенную потребность преобразуются в интерес к культуре движений, средствам укрепления здоровья, где немаловажную роль играет и эмоциональный фон от выполнения физических упражнений, закаливающих процедур, побуждающих к дальнейшей активности, и ценностные ориентации;

4) составление программ по реализации, с возможными коррективами и дополнениями из различных источников информации, проецируют желание останавливаться на достигнутом, совершенствовать себя и свое «Я»;

5) выражение активности действий, сознательно спроектированных и носящих творческий культуросообразный характер, образуют целенаправленную физкультурно-оздоровительную деятельность, проявленную в той или иной форме организации. В зависимости от побудительных причин, на различных этапах, могут меняться формы её организации. В дошкольном возрасте ребёнок проходит три стадии образования физкультурной деятельности и начала 4 и 5 стадий, как условия формирования у него позиции субъекта физкультурно-оздоровительной деятельности.

Как одна из форм человеческой деятельности, физкультурно-оздоровительная рассматривается в научных работах Б.Г. Акчурина (2002), Н.А. Анашкиной (2003), Т.В. Волосниковой (2011), И.М. Воротилкиной (2004), В.И. Жолдак (1994), В.С. Кузнецова (2003), О.А. Мильштейна (1985), Ю.И. Тихоновой (2005) и др. ФОД, по мнению В.И. Угнивенко (2000), является способом реализации деятельности, направленной на достижение и поддержание физического благополучия, на снижение риска развития заболеваний средствами физической культуры и оздоровления. Это основные правила использования специальных знаний и умений, способов организации и осуществления конкретных действий, необходимых для выполнения физкультурно-оздоровительной деятельности.

ФОД определяется Г.Ю. Козиной (2007) как социальный процесс, который выражается в физических действиях и оздоровительных процедурах, способствует укреплению здоровья, овладению физической культурой. По её мнению, физкультурно-оздоровительная деятельность состоит из 2-х видов деятельности:

1) физические движения, виды физических упражнений;

2) гигиенические и оздоровительные процедуры.

Автор считает, что социальная функция ФОД состоит в том, что результаты этой деятельности посредством укрепления здоровья способствуют социальной активности и высокой эффективности социальной деятельности человека. Не отрицая это, мы считаем, что выше представлены не виды деятельности, а средства физической культуры, реализуемых в её процессе для достижения целей.

Мы разделяем позицию В.И. Угнивенко (2000), который в своей лекции, посвящённой физкультурно-оздоровительным технологиям, указывал на то, что ФОД как одна из форм человеческой деятельности направлена на формирование полноценного здорового индивида. Автор подчёркивает её важность в трудовой и учебной деятельности и рассматривает ФОД как сознательно регулируемую двигательную активность человека, направленную на развитие и совершенствование собственного здоровья и воспитания бережного к нему отношения. Он считает, что эффективность физкультурной деятельности связана с формированием мотиваций к здоровому образу жизни, приобретением определенного уровня знаний, с осуществлением двигательной и оздоровительной деятельности.

По мнению В.К. Бальсевича (1990), Н.А. Пономарева (1886), В.И. Столярова (1991), ФОД связана с преобразованием в единое целое социального с биологическим и духовным в человеке, которые взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Таким образом, в период формирования физического потенциала дошкольника одним из основных видов деятельности, на наш взгляд, будет являться именно ФОД, направленная на освоение опыта здорового образа жизни, сохранение оптимального физического состояния, формирование устойчивой потребности в двигательной активности, повышение субъектной позиции педагогов, родителей и самого ребёнка в достижении положительных результатов.

Учитывая тот факт, что физические возможности ребёнка неразрывно связаны с его здоровьем, в нашем исследовании мы будем говорить о физкультурной деятельности оздоровительной направленности или о физкультурно-оздоровительной деятельности, которую мы рассматриваем как форму целеустремленной активности, направленную на преобразование субъектом своего здоровья и здоровья окружающих с целью достижения позитивных результатов, реализующей потребности субъекта в движении, в здоровом образе жизни.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *