Что относится к объективному критерию прогресса почему кратко
Объективный критерий прогресса
Можно поставить вопрос так: существует или нет объективный критерий общественного прогресса? Если он существует, значит, руководствуясь им, возможно, выявив направленность социальных изменений, показать, что их оценка как прогрессивных или регрессивных имеет объективные основания, независимые от позиции субъекта и характера его интересов. Если же такого критерия не существует, тогда оправдана релятивистская трактовка прогресса, то есть его признание или отрицание произвольно и зависит от субъективных оценок.
С позиций материализма проблема эта решается вполне однозначно.
Развитие общества — закономерный процесс. Общая направленность исторического процесса обусловлена развитием производительных сил общества, включающих в себя человека и созданные им средства труда. Развитие производительных сил свидетельствует о степени овладения человеком силами природы, о возможностях их использования в качестве материальных оснований человеческой жизнедеятельности, определяет смену производственных отношений. Чем более широкими материальными возможностями обладает человек в своей деятельности, тем выше уровень развития общества. Поэтому именно в развитии производительных сил следует искать объективный критерий общественного прогресса. В сопоставлении с ним определяется прогрессивность того или иного общественного строя.
Развитие общественного человека в основной сфере его деятельности — в производстве — есть база для его развития и во всех других сферах деятельности. Не случайно К. Маркс и Ф. Энгельс подчеркивали: «Какова жизнедеятельность индивидов, таковы и они сами. То, что они собой представляют, совпадает, следовательно, с их производством — совпадает как с тем, что они производят, так и с тем, как они производят». Человек — субъект, в отличие от других элементов производительных сил, и в общественном производстве лежат истоки всей его жизнедеятельности. Так, субъективные качества пролетариата, которые формируются в процессе его трудовой деятельности,— сплоченность, чувство коллективизма, классовая солидарность и т. п., проявляют себя не только в производстве.
Итак, высшим и всеобщим объективным критерием общественного прогресса является развитие производительных сил, включая развитие самого человека.
Характеристика общественного прогресса и его критериев
Проблема определения общественного прогресса
В качестве наиболее сложной проблемы теории прогресса выступает определение основного объективного критерия. И правда: существуют ли точные измерители уровня общественного прогресса? Что выступает в качестве показателей, обобщенно отражающих главные источники общественного прогресса?
В ситуации определения основного критерия общественного прогресса происходит учет интересов нескольких классов, имеющих значительные различия. В каждом общественном классе существуют собственные критерии обоснования, отвечающие за сохранение и учет интересов этого класса.
Так, некоторые современные зарубежные социологи и философы являются противниками попыток объективизации критериев общественного прогресса. Они пытаются доказать, что разрешение вопросов прогресса в общественной истории является исключительно субъективным, так как полностью опосредуется выбором критериев общественного прогресса.
В свою очередь, выбор конкретного критерия происходит за счет учета шкалы ценностей, избранной теми, кто склонен браться за изучение прогресса. При этом, человек делает это в соответствии с личными взглядами и установками, а также идеалами и симпатиями.
Имея в наличии один критерий, становится возможным признание наличия прогресса в историческом контексте, при появлении новых критериев данный факт может опровергаться. В данном случае любые точки зрения являются равноправными, так как являются в равной степени субъективными.
А. Д. Тодд в своей книге «Теории социального прогресса» излагает: «Прогресс является человеческим понятием. Настолько человеческим, что каждый трактует его по-своему».
Французский философский словарь в редакции А. Лаланда трактует прогресс в качестве «понятия по сути относительного, так как оно зависит от конкретной шкалы ценностей того, кто рассуждает о прогрессе».
Специфика критериев общественного прогресса
В материализме отвергается субъективистская и релятивистская позиция социологов и философов об общественном прогрессе. Согласно проводимым исследованиям, наличие в обществе прогресса является объективной закономерностью, которая может быть доступна исключительно строгим научным исследованиям.
В контексте этого, основным критерием общественного прогресса должен быть объективный конструкт. На основании данного конструкта, определяющими причинами постепенного развития всей человеческой истории является производительная сила, которая также выступает в качестве объективного показателя характера и способов разрешения противоречий, которые возникают между природой и обществом.
Исходя из вышеописанного, в качестве основного объективного критерия общественного прогресса выступает непосредственное развития производительной силы. За счет нее образуется основа связи и единства мировой истории, что отражается непрерывной линией подъема, проходящей через любой общественный процесс.
За счет изменения производительной силы оформляются все виды деятельности людей, несмотря на социальную сферу, в которой она осуществляет свою работу. Данный фактор имеет общесоциологическую (общеисторическую) природу и имеет распространение на все общественные группы, которые когда-либо существовали и функционировали в историческом ракурсе. Благодаря ему становится возможным определение для каждой социальной формации ее исторического места в поступательных движениях человечества.
Согласно результатам исследований, вопросы об объективности критериев общественного прогресса сводятся к выявлению первопричин постепенного развития общества, либо определению первичного элемента изменений.
В действительности, объективные критерии, глядя на которые можно определять уровень прогрессивности или реакционности определенного явления, а также степень данных процессов, имеют сильную зависимость от уровня и характера развития производительных сил. От характера производительных сил зависит все общество в целом.
Стоит учитывать также и то что общественно-экономические формации в историческом контексте располагаются в зависимости от уровня и характера производительной силы.
Основываясь на этом, наиболее прогрессивной общественной системой (либо социально-экономическим строем, политикой, идеологии, морали) будет считаться та, которая в максимальной степени будет способствовать стимуляции развития производительных сил и создания для них наибольшего простора.
Так, все процессы, действия и явления, которые в контексте производственных отношений, взглядов и идей сопутствуют продолжению развития производительной силы, работают для содействия прогрессу. И наоборот: все факторы, тормозящие данное развитие будут связаны с упадком и регрессом. Однако в этом смысле не существует автоматических зависимостей.
Прогресс в производственной сфере не всегда может прямолинейно сказываться на прогрессе духовной жизни общества, и сферах искусства и морали. Корреляция между развитием потребностей производственной силы с одной стороны, и явлений духовной жизни общества с другой опосредуется сложностью и многообразием общественных отношений, а установление данной связи является весьма сложным процессом.
В истории существования различных эксплуататорских формаций известно множество фактов того, что прогресс производительной силы обеспечивался за счет жестоких насильственных методов, которые были связаны с нарушением этических норм.
Согласно словам К. Маркса, прогресс, достигаемый такого рода действиями может быть сравним с «отвратительным языческим идолом, который жаждал вкушать нектар только из черепа убитого».
Современными зарубежными социологами достаточно часто абсолютизируется роль техники, и, в особенности, компьютера и его значимости в общественном развитии. Некоторые считают технику причиной и критерием непосредственного прогресса. Вместе с тем, данное утверждение не является верным.
Техника и компьютеры, а также целостные объекты и производственные средства выступают одним из элементов создания духовных и материальных благ. В качестве другого элемента выступают люди, которые заняты непосредственным созданием и производством духовных и материальных благ.
При этом, трудящаяся масса выступает важнейшим элементом в совокупности производительной силы общества. Исходя из этого, в качестве важнейшего показателя прогрессивности общественно-экономических систем выступает наличие возможностей, которые создаются для комплексного развития творческой активности и способностей трудящихся, совместно с затратами на удовлетворение их духовных и материальных потребностей.
Исходя из вышеописанного, для определения первенства определенной общественной системы необходимо проведение сравнения в первую очередь возможностей, которые предоставляются ей для развития производительной силы.
Данные возможности как правило принято реализовывать в повышенном темпе развития общественных производств, совместно с массовым распространением культуры в массах трудящихся, а также повсеместным их привлечением к управлению общественными делами.
Несмотря на всю сложность развития общества, его важнейшей траекторией выступают постепенные движения, вместе с тем, процессы развития от низшего уровня к высшему не только безостановочно продолжаются, но также и ускоряются от одной формации к другой.
Данный факт заметен уже исходя из времени существования различных формаций: период первообщинного строя занимал 40-50 тысяч лет, тогда как вся написанная история – ненамного превышает 5 тысяч лет, из которых период рабства длился 3-3,5 тысяч лет; период феодализма – 1,5 тысячи лет; период капитализма – несколько столетий; период социализма – несколько десятилетий.
В качестве наиболее обобщенного показателя развития производительной силы, либо объективного критерия общественного прогресса выступает темп роста производительности труда. Производительность труда сама по себе может свидетельствовать только об уровне развития производительной силы общества.
В то же время, показатели роста производительности труда отражают также и особенности производительной силы, то есть специфику и характер отношений непосредственного производителя со средствами производства. Любой новой общественной формации присущи большие темпы роста производительности труда, в сравнении с предшествующими.
При капитализме, производительность труда развивается в 20-40 тысяч раз быстрее, чем в условиях первобытнообщинного строя; в 100-150 раз быстрее, чем при рабовладельческом строе; в 50-60 раз быстрее, чем в период феодализма.
Необходимо учитывать, что в данном случае нельзя учитывать только простое сравнение уровня производственного развития, которое было достигнуто к текущему моменту странами с разными социальными строями.
Поскольку большому количеству стран, в которых утвержден демократический строй большое количество времени приходилось затрачивать на преодоление унаследованной от прошлых эпох технико-экономической отсталости, совместно со сложностями, которые вызываются в результате сопротивления реакционных сил, возникших в результате войн и иных событий.
Исходя из этого, необходимо конкретное время, чтобы стало возможным догонять сраны, которые в более ранние сроки прошли этап индустриализации и перешли к компьютеризации. Так как прогресс является совокупным результатом восходящих вех развития всех сторон жизни общества.
Он измеряется целой совокупностью различных критериев, в каждом из которых имеются собственное место и назначение в контексте определения уровня постепенного общественного развития. В данной системе существует определенная соподчиненность и иерархия, а также основные и не основные критерии, которые являются обусловленными и определяющими.
В условиях иерархии критериев прогресса общества, развитию производственных сил уделяется приоритетное значение. Иные критерии, которые действуют в области науки, морали, философии и иных сфер могут отражать только явления, возникающие на основе определенных особенностей и уровня производительной силы.
Критерий морального прогресса – это увеличение личностной свободы. Критерием научного прогресса может выступать процесс преобразования науки в непосредственные производительные силы. Критерий прогресса в области философии – это установление в обществе демократического мировоззрения.
Прогресс общества является многогранным явлением, который подразумевает поступательные факты развития во всех сферах социальной жизни. Ступени прогрессивно развивающихся форм человеческой истории в своей сути имеет соответствие с определенными общественно-экономическими формациями.
В условиях сохранения качественных состояний, формация, аналогично живому, развивающемуся организму проходит стадии зарождения, развития и распада. Разделение между восходящими и нисходящими стадиями формации образуется благодаря нарушению соответствия сторон общественных производств, совместно с его воздействие на все системы общественных отношений.
Вместе с тем, исторически, развитие общества является непрерывным процессом. В ядре старых общественно-экономических формаций начинают рождаться предпосылки других, более высоких формаций (предстающих в форме новой производительной силы, перемен социально-экономических структур).
Полное раскрытие этих предпосылок может тормозиться из-за препятствия в виде старого социального строя. Скачки в поступательном общественном развитии характеризуют революционные переходы к новым, высшим формам общественно-экономических формаций.
Любая новая формация проходит процесс зарождения, формирования и приходу на замену старой исключительно на основе предыдущей, а также ее достижений.
Согласно К. Марксу: «Ни одной общественной формации не придет конец прежде, чем будет развита вся производительная сила, для которой она имеет достаточно простора. А новые, более высокие производственные отношения никогда не смогу проявиться прежде, чем возникнут соответствующие материальные платформы для их существования в глубине самого старого общества».
В процессе, когда определенная формация развивается по восходящей траектории, все факторы, способствующие ее укреплению являются прогрессивными. В случае, когда формация проходит период загнивания и застоя, прогрессивным начинает становиться то, что способствует надлому этих устоев, в то время как способы торможения данного процесса также будут являться регрессивными.
Прогрессивные особенности развития общества нельзя трактовать в упрощенной схеме. История развития человеческого общества является сложной и противоречивой. Социальный прогресс является ее генеральной линией и общей направленностью.
Вместе с тем, в условиях исторического прогресса наблюдались и реставрационные периоды, и трагические катастрофы, которые иногда приводили к полной гибели целой цивилизации, а также большие и глубинные заблуждения человеческих мыслей.
Критерии общественного прогресса
Теория ЕГЭ по обществознанию на тему: «Критерии общественного прогресса« из раздела кодификатора (1.16 Понятие общественного прогресса)
Определить степень прогресса общества в целом невозможно. Так, например, в нравственной сфере может происходить деградация, а в сфере развития науки и техники стремительный рост, что отчасти характеризует современное состояние общественного развития.
В философии и социологии встречаются различные подходы к понятию и видам критериев общественного прогресса.
Так, французские философы эпохи Просвещения, в их числе Кондорсе, считали главным критерием общественного прогресса развитие человеческого разума.
Социалисты-утописты предлагали иной критерий прогресса — это отношение людей друг к другу как к братьям.
Современник социалистов-утопистов немецкий философ Ф.В. Шеллинг предлагал свое решение проблемы: критерием в ходе исторического прогресса человеческого рода может служить только постепенное приближение к правовому устройству.
Еще одна точка зрения на общественный прогресс принадлежит Гегелю. Критерий прогресса он усматривал в сознании свободы. По мере роста сознания свободы происходит поступательное развитие общества.
В наше время ученые также придерживаются разных взглядов на критерии общественного прогресса.
Так как общество — это большая система взаимосвязанных элементов, то подобрать единый критерий, по которому было бы возможно судить о том, прогрессирует данное общество в целом очень затруднительно. Поэтому критериев прогресса общества несколько.
1) Уровень развития производительных сил и темпы роста производительности труда.
Согласно этому подходу общественный прогресс обусловлен возникновением более совершенных средств труда, степенью овладения человеком силами природы, возможностью их использования в качестве основы жизнедеятельности человека. Именно в общественном производстве лежат истоки всей жизнедеятельности людей. Согласно этому критерию те общественные отношения признаются прогрессивными, которые соответствуют уровню производи тельных сил и открывают наибольший простор для роста производительности
труда, для развития человека, поэтому их развитие понимается и как развитие богатства человеческой природы.
2) Степень свободы людей данного общества и, соответственно, уровень демократизации.
Согласно этой точке зрения, критерием социального прогресса является мера свободы, которую общество в состоянии предоставить индивиду, степень гарантированной обществом индивидуальной свободы. Свободное развитие человека в свободном обществе означает также раскрытие его подлинно человеческих качеств — интеллектуальных, творческих, нравственных.
3) Уровень возможности индивидов для самореализации, а также степень роста человеческого счастья и добра.
4) Уровень развития науки и техники.
5) Выделяют также и гуманитарные критерии, такие как уровень образованности населения и продолжительность жизни.
Общественному прогрессу свойственны такие качества, как относительность и противоречивость.
Относительность обозначает, что не всё в жизни можно сопоставить с понятием прогресс. Так, например, картина, написанная в XVI веке, не потеряет свою ценность в XXI веке, только потому, что сейчас лучше технология производства красок, холстов и сама техника рисования. Она ценна своей историчностью.
Критерии прогресса
Объективные критерии прогресса различны для различных областей жизни. О прогрессе в области здравоохранения и материального благосостояния людей мы можем, например, судить по средней продолжительности жизни. О прогрессе культуры дают представление такие показатели, как процент грамотных, а также людей со средним и высшим образованием, количество школ и библиотек, научных учреждений и театров и т. д. Аналогичные критерии прогресса можно найти и для многих других сфер общественной жизни.
Однако для того чтобы судить о поступательном развитии всего общества, а не отдельных его сторон, нужен критерий другого рода — наиболее общий, универсальный. Таким критерием, т. е. показателем прогрессивности той или иной формации, марксистско-ленинская наука считает развитие производительных сил. Более прогрессивной является та формация, которая открывает новые возможности для развития производительных сил, обеспечивает более высокие темпы их роста, достигает более высокого их уровня.
Почему марксисты придают именно этому критерию первостепенное значение?
Прежде всего потому, что развитие производительных сил представляет собой непосредственный показатель прогресса в такой важнейшей области, как производство средств существования людей. Развивая технику, накапливая трудовые навыки и знания об окружающей природе, люди постепенно
освобождаются от господства слепых сил природы, овладевают ими, все шире используют и переделывают природу в своих интересах. Таким образом, развитие производительных сил определяет степень господства человека над природой. Но дело не только в этом. От развития производительных сил зависит в конечном счете прогресс и в других областях общественной жизни — в области общественных отношений, культуры и т. д.
Известно, например, что только с того времени, когда человеческий труд начал давать помимо средств существования, необходимых для поддержания жизни самого производителя, еще и прибавочный продукт, часть членов общества смогла освободиться от физического труда и заняться наукой, искусством, литературой. А это привело к первым серьезным успехам в духовной культуре.
Обусловливая последовательную смену формаций, развитие производительных сил ведет к таким социально-политическим переменам, которые делают возможным прогресс в различных важных областях общественной жизни. В ходе истории классового общества были ликвидированы наиболее грубые формы личной зависимости и угнетения трудящихся — рабство, а затем крепостничество. По мере развития производительных сил росла культура трудящихся, их сознательность и организованность. В результате от формации к формации усиливалась общественно-политическая активность народных масс, их роль в жизни общества.
Развитие производительных сил, обусловливая перемены в экономическом строе, в конечном счете подготавливает полное освобождение человечества от гнета общественных сил на протяжении тысячелетий действовавших так же слепо, насильственно, разрушительно, как это свойственно силам природы. Речь идет о социально-экономических отношениях эксплуататорского строя, при котором люди, производящие материальные блага, не могут ими распоряжаться и целые классы, составляющие большинство общества, попадают в подчинение горстки угнетателей, утрачивают право распоряжаться своим трудом, своей судьбой, даже жизнью.
В основе порабощения людей чуждыми общественными силами лежат частная собственность на средства производства, эксплуатация человека человеком, раскол общества на враждебные классы. Только тогда, когда производительные силы достигают достаточно высокого уровня развития, человечество может избавиться от эксплуатации и освободиться от порабощающих его социально-экономических отношений классово-антагонистического общества; это происходит при социализме. С его победой и по мере строительства коммунизма люди овладевают силами общественного развития, что дает возможность сделать новый решающий шаг вперед в
подчинении человеку сил природы, осуществлять сознательное и планомерное использование этих сил в интересах всего общества.
«Условия жизни, окружающие людей и до сих пор над ними господствовавшие, теперь подпадают под власть и контроль людей, которые впервые становятся действительными и сознательными повелителями природы, потому что они становятся господами своей обобществленной жизни. Объективные, чуждые силы, господствовавшие до сих пор над историей, поступают под контроль самого человека. И только с этого момента люди начнут вполне сознательно сами творить свою историю, только тогда приводимые ими в движение общественные причины будут иметь в значительной и все возрастающей степени и те следствия, которых они желают. Это есть скачок человечества из царства необходимости в царство свободы» 1 (Энгельс).
Приняв развитие производительных сил в качестве решающего критерия прогресса, мы неизбежно придем к выводу о поступательном характере развития общества. Ведь от одного этапа этого развития к другому уровень производительных сил возрастал, каждая формация открывала новые возможности роста техники и производительности труда, а вслед за изменениями в общественном производстве происходили прогрессивные перемены во всей жизни общества.
Из того факта, что в основе общественного прогресса лежит развитие производительных сил, следует и другой вывод: поступательное движение общества, направление этого движения является исторической необходимостью. Это значит, что ни отдельные люди, ни целые классы не могут остановить поступательное движение общества, не могут изменить по своему желанию его направление.
Попытки такого рода, как известно, не раз предпринимались, но они неизменно оканчивались полным провалом. Какие отчаянные усилия прилагал империализм, чтобы восстановить капиталистические порядки в Советской стране! Однако все эти попытки потерпели позорный крах. Такой же крах потерпели империалисты США, пытавшиеся преградить путь социалистической революции в Китае и других странах народной демократии, сохранить там отживший реакционный строй.
В современную эпоху общественный прогресс неразрывно связан с переходом к социализму. Капитализм исчерпал свои возможности. Его производственные отношения стали оковами для развития производительных сил. Сохранение этих отношений делается все более тягостным и опасным для общества.
Отстаивая идею поступательного развития общества, марксизм-ленинизм выражает взгляды и интересы самого рево-
люционного класса современности — рабочего класса. Этот класс не боится будущего, он исполнен веры в прогресс, который несет освобождение не только ему, но и всему человечеству.