Что относится к объектам придорожного сервиса
Что относится к объектам придорожного сервиса
Статья 22. Обеспечение автомобильных дорог объектами дорожного сервиса, требования к присоединению стационарных торговых объектов к автомобильным дорогам
(в ред. Федерального закона от 05.12.2017 N 390-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 22
1. Размещение объектов дорожного сервиса в границах полосы отвода автомобильной дороги должно осуществляться в соответствии с документацией по планировке территории и требованиями технических регламентов. Размещение объектов дорожного сервиса в границах придорожных полос автомобильной дороги должно осуществляться с учетом требований части 8 статьи 26 настоящего Федерального закона.
2. Минимально необходимые для обслуживания участников дорожного движения требования к обеспеченности автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального, местного значения объектами дорожного сервиса, размещаемыми в границах полос отвода автомобильных дорог (с указанием количества и вида объектов дорожного сервиса), а также требования к перечню минимально необходимых услуг, оказываемых на таких объектах дорожного сервиса, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
3. Обеспечение автомобильной дороги объектами дорожного сервиса не должно ухудшать видимость на автомобильной дороге, другие условия безопасности дорожного движения, а также условия использования и содержания автомобильной дороги и расположенных на ней сооружений и иных объектов.
4. В случаях строительства, реконструкции объектов дорожного сервиса, размещаемых в границах полосы отвода автомобильной дороги федерального, регионального или межмуниципального либо местного значения, разрешение на строительство выдается в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, соответственно федеральным органом исполнительной власти или подведомственным ему федеральным государственным учреждением, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или подведомственным ему государственным учреждением, органом местного самоуправления, уполномоченными на выдачу разрешения на строительство автомобильной дороги, в границах полосы отвода которой планируется осуществить строительство, реконструкцию таких объектов. В случае строительства, реконструкции объектов дорожного сервиса, размещаемых в границах полосы отвода частной автомобильной дороги, разрешение на строительство выдается в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, органом местного самоуправления поселения или городского округа, на территориях которых планируется осуществить строительство, реконструкцию таких объектов, либо, если строительство, реконструкцию таких объектов планируется осуществить на межселенной территории, органом местного самоуправления муниципального района.
(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 243-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. В случаях строительства, реконструкции объектов дорожного сервиса в границах придорожных полос автомобильной дороги разрешение на строительство выдается в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации:
(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 243-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1) органом местного самоуправления городского поселения, если строительство, реконструкцию таких объектов планируется осуществлять в границах городского поселения;
(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 243-ФЗ, от 28.11.2015 N 357-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2) органом местного самоуправления муниципального района, если строительство, реконструкцию таких объектов планируется осуществлять на межселенных территориях, а также в границах сельских поселений (за исключением случая, установленного пунктом 2.1 настоящей части);
(п. 2 в ред. Федерального закона от 28.11.2015 N 357-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2.1) органом местного самоуправления сельского поселения, если строительство, реконструкцию таких объектов планируется осуществлять в границах сельского поселения (в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями вопроса осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений);
(п. 2.1 введен Федеральным законом от 28.11.2015 N 357-ФЗ)
3) органом местного самоуправления городского округа, если строительство, реконструкцию таких объектов планируется осуществлять в границах городского округа.
(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 243-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
6. Объекты дорожного сервиса должны быть оборудованы стоянками и местами остановки транспортных средств, а также подъездами, съездами и примыканиями в целях обеспечения доступа к ним с автомобильной дороги. При примыкании автомобильной дороги к другой автомобильной дороге подъезды и съезды должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами и обустроены элементами обустройства автомобильной дороги в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
7. За оказание услуг присоединения объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам взимается плата на основании заключаемого с владельцами автомобильных дорог договора о присоединении объекта дорожного сервиса к автомобильной дороге.
8. При заключении договора о присоединении объекта дорожного сервиса к автомобильной дороге владелец автомобильной дороги обязан информировать лиц, с которыми заключается такой договор, о планируемых реконструкции, капитальном ремонте автомобильной дороги и о сроках осуществления ее реконструкции, капитального ремонта.
9. Плата за присоединение объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам общего пользования федерального, регионального или межмуниципального, местного значения рассчитывается исходя из установленных соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления стоимости и объема услуг, оказываемых по договору о присоединении соответствующего объекта дорожного сервиса к соответствующей автомобильной дороге.
(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
10. Строительство, реконструкция, капитальный ремонт, ремонт и содержание подъездов, съездов и примыканий, стоянок и мест остановки транспортных средств, переходно-скоростных полос осуществляются владельцем объекта дорожного сервиса или за его счет. Капитальный ремонт, ремонт и содержание подъездов, съездов и примыканий, стоянок и мест остановки транспортных средств, переходно-скоростных полос осуществляются в соответствии с классификацией работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства.
(в ред. Федерального закона от 17.07.2009 N 145-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
12. Лица, осуществляющие строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов дорожного сервиса или реконструкцию, капитальный ремонт и ремонт примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам без разрешения на строительство, без предусмотренного частью 11 настоящей статьи согласия или с нарушением технических требований и условий, подлежащих обязательному исполнению, по требованию органа, уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора, и (или) владельцев автомобильных дорог обязаны прекратить осуществление строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов дорожного сервиса или реконструкции, капитального ремонта и ремонта примыканий объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам, осуществить снос незаконно возведенных сооружений, иных объектов и привести автомобильные дороги в первоначальное состояние. В случае отказа от исполнения указанных требований владельцы автомобильных дорог выполняют работы по ликвидации возведенных объектов дорожного сервиса или примыканий с последующей компенсацией затрат на выполнение этих работ за счет лиц, виновных в незаконном возведении таких объектов, сооружений, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(часть двенадцатая введена Федеральным законом от 17.07.2009 N 145-ФЗ)
Ч. 13 ст. 22 не применяется к объектам площадью свыше 10 тыс. кв. м., введенным в эксплуатацию до 16.12.2017, за исключением требований к содержанию подъездов, съездам, примыканиям, стоянкам, местам остановок и переходно-скоростным полосам.
(часть 13 введена Федеральным законом от 05.12.2017 N 390-ФЗ)
Что относится к объектам придорожного сервиса
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14 августа 2015 г. N 1163-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33062-2014 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 декабря 2015 г.
6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Август 2019 г.
Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.
В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге «Межгосударственные стандарты»
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на проектируемые, строящиеся, реконструируемые, капитально ремонтируемые и эксплуатируемые объекты дорожного и придорожного сервиса, предназначенные для размещения на автомобильных дорогах общего пользования с целью обслуживания участников дорожного движения по пути следования.
Требования настоящего стандарта не распространяются на:
— автомобильные дороги категории ниже V;
— автомобильные дороги промышленных, строительных, лесных и иных производственных предприятий;
— автомобильные дороги, предназначенные для временного использования;
— автомобильные дороги, расположенные в специальных зонах отчуждения и сооружаемые для нужд обороны или исключительно в спортивных целях;
— улицы населенных пунктов при проектировании (включая изыскания), строительстве, реконструкции, капитальном ремонте и эксплуатации.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 12.1.004 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования
ГОСТ 12.1.007 Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности
ГОСТ 12.1.051 Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Расстояния безопасности в охранной зоне линий электропередачи напряжением свыше 1000 В
ГОСТ 25869 Отличительные знаки и информационное обеспечение подвижного состава пассажирского наземного транспорта, остановочных пунктов и пассажирских станций. Общие технические требования
В Российской Федерации действует ГОСТ Р 58287-2018 «Отличительные знаки и информационное обеспечение транспортных средств пассажирского наземного транспорта, остановочных пунктов и автостанций. Общие технические требования».
ГОСТ 33027 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к размещению средств наружной рекламы
ГОСТ 33100 Дороги автомобильные общего пользования. Правила проектирования автомобильных дорог
ГОСТ 33149 Дороги автомобильные общего пользования. Правила проектирования автомобильных дорог в сложных условиях
ГОСТ 33176 Дороги автомобильные общего пользования. Горизонтальная освещенность от искусственного освещения. Технические требования
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 автовокзал: Объект транспортной инфраструктуры, включающий в себя размещенный на специально отведенной территории комплекс зданий (с залом ожидания вместимостью не менее 75 мест для сидения пассажиров) и сооружений, предназначенных для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа, обеспечивающий возможность отправления более 1000 чел. в сутки.
3.2 автозаправочная станция: Имущественный комплекс, предназначенный для приема, хранения и выдачи топлива транспортным средствам (кроме гусеничного транспорта), а также зарядки электротранспорта.
3.3 автостанция: Объект транспортной инфраструктуры, включающий в себя размещенный на специально отведенной территории комплекс зданий (с залом ожидания вместимостью до 75 мест для сидения пассажиров) и сооружений, предназначенных для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа, обеспечивающий возможность отправления от 250 до 1000 чел. в сутки.
3.4 автостоянка: Имущественный комплекс, обеспечивающий возможность отстоя и хранения транспортных средств, оборудованный площадкой для стоянки транспортных средств с парковочными местами.
3.5 гостиница: Имущественный комплекс (здание, часть здания, иные постройки), предназначенный для временного проживания.
3.6 доступ к объекту сервиса: Устройство согласно проектной документации съезда транспортных средств с автомобильной дороги на территорию объекта дорожного или придорожного сервиса и выезда на автомобильную дорогу.
3.7 знаки информирования об объектах дорожного и придорожного сервиса: Дорожные знаки и информационные указатели, предназначенные для информирования участников дорожного движения об объектах дорожного и придорожного сервиса.
3.8 зона влияния объекта дорожного или придорожного сервиса: Участок автомобильной дороги, в пределах которого распространяется влияние объекта дорожного или придорожного сервиса на транспортно-эксплуатационное состояние автомобильной дороги, режимы, условия и безопасность дорожного движения.
3.9 зона обслуживания транспортных средств: Территория в составе комплекса сервиса, включающая объекты дорожного и придорожного сервиса (автозаправочные станции, станции технического обслуживания, пункты мойки, автостоянки и пр.), предназначенные для обслуживания транспортных средств.
3.10 зона обслуживания участников дорожного движения: Территория в составе комплекса сервиса, включающая объекты дорожного и придорожного сервиса (площадки отдыха, пункты питания, пункты торговли, гостиницы (мотели) и т.п.), предназначенные для оказания услуг непосредственно участникам дорожного движения.
3.11 кемпинг: Сезонный гостиничный комплекс, оборудованный коттеджами облегченного типа, временными сооружениями для отдыха (палатки, юрты и т.п.) или местами для их установки, парковкой, в том числе для транспортных средств с прицепами-дачами (автокемперами), обеспечивающий организацию отдыха на принципах самообслуживания.
3.12 многофункциональный комплекс сервиса: Имущественный комплекс, представляющий собой совокупность объектов дорожного и придорожного сервиса, включающую парковки для транспортных средств, площадки отдыха, туалеты, автозаправочные станции, пункты питания, торговли и мойки, мотели (кемпинги), станции технического обслуживания, автостоянки, вертолетные площадки и площадки аварийно-спасательных служб, привлекаемых для ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий, специализированные автостоянки служб эвакуации транспортных средств, а также другие объекты, обеспечивающую широкий спектр сервисных услуг для участников дорожного движения.
3.13 мотель: Гостиничный комплекс для отдыха участников дорожного движения и обслуживания транспортных средств в дорожных условиях. Особенностью является наличие автостоянки и вход в номера с места парковки транспортных средств.
3.14 площадка обзорная: Элемент обустройства автомобильной дороги, предназначенный для осмотра ландшафта, открывающегося с места расположения площадки, объектов культурно-исторического наследия и т.п.
3.15 обочина: Элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части и предназначенный для обеспечения устойчивости земляного полотна, повышения безопасности дорожного движения, организации движения пешеходов и велосипедистов, а также использования при чрезвычайных ситуациях.
3.16 объекты дорожного сервиса: Здания и сооружения, расположенные в пределах полосы отвода и предназначенные для обслуживания участников дорожного движения (остановочные пункты автобусов, в том числе с павильонами, площадки для кратковременной остановки транспортных средств, площадки для отдыха со стоянками транспортных средств, устройства аварийно-вызывной связи и иные сооружения).
3.17 объекты придорожного сервиса: Здания и сооружения, расположенные на придорожной полосе и предназначенные для обслуживания участников дорожного движения по пути их следования (мотели, гостиницы, кемпинги, станции технического обслуживания, автозаправочные станции, пункты питания, торговли, связи, медицинской помощи, мойки, средства рекламы и иные сооружения).
3.18 остановочная полоса: Укрепленная часть обочины автомобильной дороги, предназначенная для вынужденной остановки транспортных средств в экстренных случаях.
3.19 остановочный пункт маршрутных транспортных средств: Сооружение, предназначенное для остановки маршрутных транспортных средств, ожидания, посадки и высадки пассажиров.
3.20 парковка (парковочное место): Специально обозначенное и, при необходимости, обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения.
3.21 переходно-скоростные полосы: Дополнительные полосы движения, устраиваемые для обеспечения разгона и торможения транспортных средств, съезжающих с основных полос движения или въезжающих на них.
3.22 площадка для кратковременной остановки транспортных средств: Укрепленный участок поверхности земляного полотна, примыкающий к проезжей части, предназначенный для вынужденной остановки транспортных средств в экстренных случаях.
3.23 площадка отдыха: Элемент обустройства автомобильной дороги, предназначенный для кратковременного отдыха водителей и пассажиров, проверки состояния транспортных средств и грузов, устранения мелких неисправностей.
3.24 полоса отвода автомобильной дороги: Земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса.
3.25 придорожная полоса автомобильной дороги: Земельные участки, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороги и в границах которых устанавливается особый режим их использования в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации автомобильной дороги, ее сохранности с учетом перспектив развития автомобильной дороги.
ГОСТ 33062-2014
Дороги автомобильные общего пользования. Требования к размещению объектов дорожного и придорожного сервиса
Купить ГОСТ 33062-2014 — бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее
Распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО «ЦНТИ Нормоконтроль»
Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.
Способы доставки
Распространяется на проектируемые, строящиеся, реконструируемые, капитально ремонтируемые и эксплуатируемые объекты дорожного и придорожного сервиса, предназначенные для размещения на автомобильных дорогах общего пользования, с целью обслуживания участников дорожного движения по пути следования.
Оглавление
1 Область применения
2 Нормативные ссылки
3 Термины и определения
5 Требования к размещению объектов дорожного и придорожного сервиса на автомобильных дорогах общего пользования
5.1 Общие требования
5.2 Требования к размещению остановочных полос и площадок для кратковременной остановки транспортных средств
5.3 Требования к размещению остановочных пунктов маршрутных транспортных средств
5.4 Требования к размещению площадок отдыха
5.5 Требования к размещению площадок обзорных
5.6 Требования к размещению устройств аварийно-вызывной связи
5.7 Требования к размещению парковок
5.8 Требования к размещению автостоянок
5.9 Требования к размещению автостанций и автовокзалов
5.10 Требования к размещению гостиниц (мотелей) и кемпингов
5.11 Требования к размещению станций технического обслуживания
5.12 Требования к размещению автозаправочных станций
5.13 Требования к размещению пунктов питания
5.14 Требования к размещению пунктов мойки
5.15 Требования к размещению средств наружной рекламы
6 Требования к размещению многофункциональных комплексов сервиса
Приложение А (справочное) Примеры схем размещения объектов сервиса
Дата введения | 01.12.2015 |
---|---|
Добавлен в базу | 12.02.2016 |
Актуализация | 01.02.2020 |
Этот ГОСТ находится в:
Организации:
05.12.2014 | Утвержден | Межгосударственный Совет по стандартизации, метрологии и сертификации | 46 |
---|---|---|---|
14.08.2015 | Утвержден | Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии | 1163-ст |
Разработан | ООО Корпорация Строй Инвест Проект М | ||
Разработан | ООО НПО Транспорт | ||
Издан | Стандартинформ | 2015 г. |
Automobile roads of general use. Requirements for placement of road and roadside service objects
Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ
INTERSTATE COUNCIL FOR STANDARDIZATION, METROLOGY AND CERTIFICATION
Дороги автомобильные общего пользования
ТРЕБОВАНИЯ К РАЗМЕЩЕНИЮ ОБЪЕКТОВ ДОРОЖНОГО И ПРИДОРОЖНОГО СЕРВИСА
Предисловие
Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2009 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены»
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью «Корпорация «Строй Инвест Проект М» и Обществом с ограниченной ответственностью «НПО «Транспорт»
2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 418 «Дорожное хозяйство»
3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 5 декабря 2014 г. № 46)
За принятие проголосовали:
Краткое наименование страны по МК(ИСО 3166) 004—97
Код страны по МК(ИСО 3166)004—97
Сокращенное наименование национального органа по стандартизации
Госстандарт Республики Беларусь
Госстандарт Республики Казахстан
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 14 августа 2015 г. № 1163-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33062-2014 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 декабря 2015 г.
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе «Национальные стандарты» (по состоянию на 1 января текущего года), а текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
В Российской Федерации настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии
5.1.22 Расстояния между объектами дорожного и придорожного сервиса одного вида для обслуживания участников дорожного движения, приведенные в таблицах 2 и 3, при соответствующем технико-экономическом обосновании допускается:
— увеличивать при плотности населения на территориях, по которым пролегают автомобильные дороги, ниже 5 чел/км 2 ;
— увеличивать или уменьшать в связи с основаниями для отказа в размещении объектов дорожного и придорожного сервиса, указанными в 5.1.21, при соблюдении требований 5.1.18 и 5.1.19.
5.2 Требования к размещению остановочных полос и площадок для кратковременной
остановки транспортных средств
5.2.1 Остановочные полосы должны быть устроены на автомобильной дороге в зависимости от ее
— IA: на всем протяжении;
— 1Б: на всем протяжении — при расчетной интенсивности движения свыше 14000 транспортных средств/сутки; у съездов, на которых не предусматривается устройство переходно-скоростных полос, на расстоянии не менее 100 м в обе стороны от съезда — при меньшей расчетной интенсивности движения;
— IB: на всем протяжении — при расчетной интенсивности движения свыше 14000 транспортных средств/сутки; у съездов, на которых не предусматривается устройство переходно-скоростных полос, на расстоянии не менее 100 м в обе стороны от съезда — при меньшей расчетной интенсивности движения;
-II: у съездов, на которых не предусматривается устройство переходно-скоростных полос, на расстоянии не менее 100 м в обе стороны от съезда.
5.2.2 В случаях, когда ширину обочины автомобильной дороги категорий 1Б—II при проектировании или реконструкции уменьшают до 1,5 м, а остальных категорий — до 1,0 м, на автомобильной дороге необходимо предусматривать размещение площадок для кратковременной остановки транспортных средств с дорожной одеждой капитального или облегченного типа.
5.2.3 Расстояние между площадками для кратковременной остановки транспортных средств, в зависимости от категории автомобильной дороги, должно составлять не более:
— 0,5 км — для категорий 1Б—II;
-1 км — для категории III.
5.2.4 Ширина остановочных полос и площадок для кратковременной остановки транспортных средств должна быть не менее 2,5 м.
5.2.5 Дорожную одежду площадок для кратковременной остановки транспортных средств капитального или облегченного типа необходимо рассчитывать на статическую нагрузку от наиболее тяжелого автомобиля при единичном нагружении в соответствии со строительными нормами государств.
5.2.6 Длину площадки для кратковременной остановки транспортных средств на автомобильных дорогах общего пользования назначают из расчета вместимости от двух до четырех автопоездов и схемы их расстановки (допускается принимать 25 расчетных метров — на один автопоезд). Длину площадки с вместимостью более двух автопоездов устанавливают при соответствующем технико-экономическом обосновании.
5.2.7 Площадки для кратковременной остановки транспортных средств должны быть оборудованы переходно-скоростными полосами.
5.2.8 Остановочные полосы и площадки для кратковременной остановки транспортных средств отделяют от проезжей части дорожной разметкой.
5.3 Требования к размещению остановочных пунктов маршрутныхтранспортныхсредств
5.3.1 Остановочные пункты следует предусматривать на автомобильных дорогах с регулярным движением маршрутныхтранспортныхсредств. На автомобильных дорогах категорий 1Б-Ш вне населенных пунктов остановочные пункты должны устраиваться не чаще, чем через 1,5 км. На автомобильных дорогах категории IA остановочные пункты не устраиваются, если иное не предусмотрено законодательством государств.
5.3.2 Остановочные пункты оборудуют остановочными и посадочными площадками, площадками и павильонами для ожидания, местами для сидения, заездными «карманами» (при размещении остановочных пунктов в зоне переходно-скоростных полос у пересечений и примыканий автомобильных дорог), разделительными полосами, туалетами через каждые 10—15 км, указателями места остановки маршрутных транспортных средств по ГОСТ 25869 и мусоросборниками.
ГОСТ 33062-2014
5.3.3 Для доступа на остановочные пункты маршрутных транспортных средств предусматривают переходно-скоростные полосы.
5.3.4 Требования к обустройству остановочных пунктов маршрутных транспортных средств на автомобильныхдорогахобщего пользования регламентируются строительными нормами государств.
5.4 Требования к размещению площадок отдыха
5.4.1 Площадки отдыха по занимаемой площади подразделяют на малые (парковка от 10 до 20 транспортных средств) и большие (парковка от 21 до 50 транспортных средств, доля парковочных мест для грузового автотранспорта — от 20 % до 50 % при соответствующем технико-экономическом обосновании).
5.4.2 Площадки отдыха должны оборудоваться столами и скамейками для отдыха и приема пищи, парковками для транспортных средств, туалетами и мусоросборниками.
5.4.3 На автомобильныхдорогах категории I площадки отдыха должны устраиваться с обеих сторон автомобильной дороги.
5.4.4 Площадки отдыха располагают не ближе 1 км от населенных пунктов.
5.4.5 Площадки отдыха должны обеспечивать возможность парковки различных типов транспортных средств (легковых и грузовых автомобилей, автобусов, автопоездов) с обязательным выделением парковочных мест для граждан с ограниченными возможностями.
5.4.6 Допускается размещать на площадках отдыха зоны технического осмотра транспортных средств с эстакадой или смотровой ямой, устройства аварийно-вызывной связи, автоматы по оплате услуг связи и детские площадки.
5.4.7 Ширину полос для движения транспортных средств различных типов (легковых, легковых с прицепами, грузовых, автобусов) по территории площадок отдыха принимают в соответствии с таблицей 4, если иное не предусмотрено строительными нормами государств.
Таблица 4 — Ширина полос для движения различных типов транспортных средств по территории площадок отдыха
С косыми/продольными местами для парковки:
— грузового транспорта, автобусов и легкового транспорта с прицепами;
— только легкового транспорта;
— легкового транспорта при проходящих автобусах или легковых автомобилях с прицепами
5.4.8 Радиусы горизонтальных кривых при размещении площадок отдыха устанавливают в соответствии с требованиями ГОСТ 33100 и ГОСТ 33149.
5.4.9 Для повышения безопасности дорожного движения площадки отдыха следует отделять от проезжей части разделительной полосой.
5.4.10 Допускается размещение объектов питания и торговли, не препятствующих отдыху участников дорожного движения, за пределами площадок отдыха, как правило, за их наиболее удаленной от проезжей части границей.
5.5 Требования к размещению площадок обзорных
5.5.1 Площадки обзорные на автомобильных дорогах общего пользования размещают в местах, обеспечивающих удобный осмотр природных или социально-культурных объектов, удовлетворяющих эстетическим и духовным потребностям участников дорожного движения и туристов (объект из списка мирового наследия, памятник истории, культовый объект, природный ландшафт, памятник архитектуры или градостроительства и т. д.).
5.5.2 Площадь территории, отводимой для парковки различных транспортных средств, на площадках обзорных устанавливают аналогично площадкам отдыха (см. 5.4.1).
5.5.3 Площадки обзорные должны быть оборудованы парковкой транспортных средств, туалетом и мусоросборниками.
5.5.4 Тематическое оформление территории площадки обзорной проводят в зависимости от существующего ландшафта с использованием малых архитектурных форм и озеленения, источников освещения в темное время суток.
5.5.5 Допускается размещение объектов питания и торговли, не препятствующих отдыху участников дорожного движения, за пределами площадок обзорных, как правило, за их наиболее удаленной от проезжей части границей.
5.6 Требования к размещению устройств аварийно-вызывной связи
Устройства аварийно-вызывной связи следует размещать на автомобильных дорогах категорий I и II в соответствии с требованиями законодательств государств и при технико-экономическом обосновании.
5.7 Требования к размещению парковок
5.7.1 Расстояние от парковки для транспортных средств до зоны отдыха принимают, не менее:
-15 м — при вместимости от 10 до 20 транспортных средств;
— 25 м — при вместимости от 21 до 50 транспортных средств.
5.7.2 Парковки для любых транспортных средств размечают в виде косых парковочных мест (углы — от 30° до 60° к продольной оси проезда). Границы парковочного места должны быть четкими и различимыми. В особо стесненных условиях для экономии парковочных площадей или повышения безопасности размещения транспортных средств допускается использование продольных парковочных мест. Продольные парковочные места для автобусов располагают справа от полосы движения. Поперечная постановка легкового транспорта на парковках допускается в исключительных случаях.
5.7.3 Размеры парковочных мест приведены в таблице 5. Если одна площадка используется для парковки транспортных средств различных типов, размеры парковочного места должны соответствовать самому крупному транспортному средству.
Таблица 5 — Геометрические параметры парковочных мест
Назначение места для парковки
Параметр места для парковки
Легковой автомобиль с при-цепом
5.7.4 Ширина полос для проезда к парковочным местам транспортных средств различных типов устанавливается по 5.4.7.
5.7.5 Парковочные места для грузового и легкового транспорта должны быть разграничены (см. приложение А).
5.7.6 Если полоса движения с одной стороны оборудована косыми местами для парковки грузового транспорта и автобусов, противоположная сторона полосы не должна содержать каких-либо препятствий ближе 1 м к краю полосы. Аналогичное правило действует и для продольных парковочных мест для грузовых автомобилей, автобусов и легковых автомобилей с прицепами.
5.7.7 Косые парковочные места для автобусов глубиной 14 м нельзя располагать напротив парковочных мест для легкового транспорта (продольных или косых). Исключение составляют случаи, когда последние оборудованы буферной полосой шириной не менее 1 м и разметка мест для парковки не позволяет использовать данную полосу как место для парковки транспортного средства (см. рисунок 1).
ГОСТ 33062-2014
Косые парковочные места для автобусов
Буферная полоса >1 м
Косые парковочные места для легкового транспорта
Рисунок 1 — Буферная полоса (в данном случае отделяет косоугольные парковочные места для легкового транспорта от косоугольных парковочных мест для автобусов)
5.7.8 Косые парковочные места легкового транспорта необходимо разделять на группы от пяти до десяти парковочных мест при помощи бортового камня. Места для парковки грузового транспорта разделяют на группы от шести до восьми парковочных мест.
5.7.9 При размещении парковок следует предусматривать организацию круглосуточной охраны территории.
5.8 Требования к размещению автостоянок
5.8.1 Автостоянки на автомобильных дорогах размещают с учетом необходимости соблюдения водителями транспортных средств различного вида установленных режимов труда и отдыха.
5.8.2 В имущественный комплекс автостоянки допускается включать станцию технического обслуживания, автозаправочную станцию, пункт мойки и иные сооружения для обслуживания транспортных средств.
5.8.3 На автостоянках вместимостью более 50 транспортных средств расстояние от парковочных мест до зоны отдыха принимают в соответствии с ГОСТ 33100 и строительными нормами государств.
5.8.4 Автостоянки вместимостью более 50 транспортных средств должны иметь раздельные въезд и выезд на расстоянии не менее 20 м друг от друга, при меньшей вместимости могут иметь совмещенный въезд и выезд шириной не менее 6 м.
5.8.5 На автостоянках с контролируемым режимом обслуживания транспортных средств допускается устройство совмещенного въезда-выезда шириной не менее 6 м и отдельно — эвакуационных выездов в зависимости от вместимости стоянки. Перед шлагбаумами стоянок с контролируемым режимом обслуживания транспортных средств следует устраивать накопительные площадки длиной не менее 12 м при вместимости более 100 транспортных средств и не менее 6 м — при меньшей вместимости.
5.8.6 На участках автомобильных дорог, расположенных в непосредственной близости от крупных населенных пунктов, размещают специализированные автостоянки для грузового транспорта (в том числе автопоездов), число и вместимость которых устанавливают при соответствующем технико-экономическом обосновании.
5.8.7 Специализированные автостоянки для грузового транспорта размещают совместно с туалетами и мусоросборниками, пунктом общественного питания, душем и санитарно-хозяйственным блоком с прачечной, мотелем, при этом допускается размещать и другие виды объектов придорожного сервиса.
5.8.8 Специализированные автостоянки для грузового транспорта следует оборудовать банкоматами и автоматами по оплате услуг связи.
5.8.9 При размещении автостоянок вместимостью более 100 транспортных средств необходимо предусматривать строительство очистных сооружений по очистке ливневого стока с территории.
5.8.10 При строительстве автостоянок необходимо предусматривать мероприятия по озеленению и благоустройству территории в соответствии со строительными нормами, а также законодательством в области охраны окружающей среды государств.
5.8.11 При размещении автостоянок следует предусматривать организацию круглосуточной охраны территории.
5.9 Требования к размещению автостанций и автовокзалов
5.9.1 Автовокзалы должны быть оборудованы билетными и багажными кассами, диспетчерским пунктом, справочным бюро, камерами хранения, пунктом питания, туалетом, перроном для посадки и высадки пассажиров, автостоянкой и постами для уборки и осмотра маршрутныхтранспортныхсредств.
5.9.2 Автостанции должны быть оборудованы билетными кассами, диспетчерским пунктом, туалетом, перроном для посадки и высадки пассажиров, автостоянкой для маршрутных транспортных средств.
5.9.3 Автовокзалы и автостанции должны удовлетворять требованиям по обеспечению доступности, безопасности и информативности участников дорожного движения, в том числе с ограниченными возможностями.
5.9.4 Перроны для посадки и высадки пассажиров на автовокзалах и автостанциях должны иметь асфальтобетонное или бетонное покрытие.
5.9.5 На территории автовокзалов и автостанций наносится разметка для организации движения транспортных средств и пассажиров.
5.9.6 Объемно-планировочные решения зданий автовокзалов и автостанций должны соответствовать следующим общим требованиям:
— основные потоки пассажиров при прибытии и отправлении не должны пересекаться с транспортными потоками;
— помещения, предназначенные для ожидания и линий связи, а также помещения пунктов питания, торгово-бытового обслуживания должны располагаться вблизи перрона с отделением от главных путей движения пассажиров;
— помещения по обслуживанию пассажиров (справочные бюро, билетные и багажные кассы, камеры хранения и др.) должны располагаться вблизи главных путей движения основных потоков пассажиров;
— комнаты длительного ожидания, комнаты матери и ребенка, комнаты для инвалидов должны располагаться изолированно от наиболее шумных помещений и зон сооружений;
— потоки отправляющихся и прибывающих пассажиров должны быть разделены;
— для персонала и перронных контролеров должны быть отдельные выходы на перрон.
5.9.7 С целью оказания услуг перевозчикам автовокзалы и автостанции должны быть оборудованы помещениями:
— для организации работы диспетчерской службы по регулированию движения маршрутных транспортных средств;
— для проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей маршрутных транспортных
— для отдыха водителей маршрутных транспортных средств.
5.9.8 С целью обеспечения общественного порядка автовокзалы и автостанции должны быть оборудованы помещением для сотрудников правоохранительных органов.
5.9.9 При размещении пассажирских станционных сооружений обязательна визуализация следующей информации, наносимой на таблицы, схемы, указатели:
— расписание отправления и прибытия маршрутных транспортных средств;
— таблица расстояний и тарифов на проезд и провоз багажа;
— перечень категорий граждан, которые имеют право внеочередного приобретения билетов и льготный проезд;
— схема эвакуации людей из помещения в случае пожара и других стихийных бедствий;
— указатели и справочные таблички, содержащие информацию о месте расположения и порядке работы служебных помещений.
5.9.10 Цветографическое решение знаков информирования пассажирских станционных сооружений должно соответствовать ГОСТ 25869, общему интерьеру, обеспечивать четкость и выразительность подачи информации.
5.10 Требования к размещению гостиниц (мотелей) и кемпингов
5.10.1 Гостиницы (мотели) должны быть оборудованы пунктами питания, туалетами, прачечными, душевыми кабинами и мусоросборниками.
5.10.2 Гостиницы (мотели) следует дополнительно оборудовать банкоматами, автоматами по оплате услуг связи и пунктами медицинской помощи.
5.10.3 Вместимость гостиниц (мотелей) и кемпингов на автомобильных дорогах общего пользования определяют с учетом численности проезжающих автотуристов и интенсивности движения транспортных средств междугородных и международных перевозок (но не менее 10 номеров для гостиницы (мотеля) и 10 спальных мест для кемпинга).
5.10.4 Минимальный перечень услуг, для получения которых участникам дорожного движения обеспечивается доступ с автомобильной дороги к гостинице (мотелю):
ГОСТ 33062-2014
— горячее и холодное водоснабжение (круглосуточно); в районах с перебоями в водоснабжении необходимо иметь емкость для минимального запаса воды не менее чем на сутки;
— отопление в жилых и общественных помещениях;
— вентиляция (естественная или принудительная), обеспечивающая нормальную циркуляцию воздуха;
— естественное и искусственное освещение в номерах.
5.10.5 Кемпинги должны быть оборудованы туалетами, душевыми кабинами, мусоросборниками и павильонами бытового обслуживания, в том числе с местами для индивидуального приготовления и приема пищи.
5.10.6 Система коммуникаций кемпингов должна предусматривать подключение автокемперов.
5.10.7 Кемпинги должны быть обеспечены минимальным запасом питьевой воды, не менее чем на сутки, в зависимости от максимального количества туристов, на которое рассчитаны.
5.10.8 На территории кемпингов допускается размещать детские площадки и пункты питания.
5.10.9 В местах размещения, предназначенных для ночлега, должны быть предусмотрены аварийные выходы, лестницы, информационные указатели для обеспечения свободной ориентации как в обычной, так и в чрезвычайной ситуации.
5.10.10 Все земельные участки, предназначенные для обустройства гостиниц (мотелей) и кемпингов, должны размещаться вне зон загрязнения воздушного бассейна, водоемов и почвы.
5.11 Требования к размещению станций технического обслуживания
5.11.1 Станции технического обслуживания на автомобильных дорогах общего пользования должны быть оборудованы парковками для транспортных средств с расчетной вместительностью, туалетами и мусоросборниками.
5.11.2 Минимальный перечень работ, производство которых должны обеспечивать станции технического обслуживания:
— постовые по общему диагностированию, техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств различных типов;
— шиномонтажные и вулканизационные;
— моечные, уборочные и другие, входящие в комплекс ежедневного обслуживания транспортных средств.
5.11.3 Требуемое число постов станций технического обслуживания транспортных средств определяют с учетом расстояния между ними (см. таблицу 2) и интенсивности движения на автомобильных дорогах в соответствии с таблицей 6.
Таблица 6 — Нормативы для определения числа постов станций технического обслуживания на автомобильных дорогах общего пользования
Интенсивность движения, единиц/сутки
По технико-экономическому расчету в соответствии со строительными нормами государств
5.11.4 Перед въездом на территорию станций технического обслуживания необходимо предусмотреть парковки вместимостью не менее 10 % максимального часового количества транспортных средств, прибывающих на станцию технического обслуживания, но не менее трех машиномест на каждый пост.
5.11.5 На территории станций технического обслуживания с количеством постов восемь и более движение транспортных средств следует предусматривать в одном направлении, без встречных и пересекающихся потоков.
5.12 Требования к размещению автозаправочных станций
5.12.1 Автозаправочные станции должны быть оборудованы торговыми павильонами для продажи технических жидкостей и автомобильных принадлежностей, площадками для остановки транспортных средств, туалетами и мусоросборниками.
5.12.2 При проектировании автозаправочных станций следует предусматривать технологические системы для приема, хранения и выдачи топлива, разрешенные кприменению в установленном порядке.
5.12.3 Минимальную мощность автозаправочных станций (число заправок в сутки) необходимо принимать в зависимости от интенсивности движения на автомобильных дорогах общего пользования по таблице 7.
Таблица 7 — Нормативы для определения минимальной мощности автозаправочных станций на автомобильных дорогах общего пользования
Интенсивность движения, единиц/сутки
Мощность автозаправочной станции, расчетное число заправок в сутки
Примечание — При расположении автозаправочной станции в зоне пересечения автомобильных дорог ее мощность может быть уточнена с учетом протяженности всех обслуживаемых прилегающих автомобильных дорог, интенсивности движения и других расчетных показателей на этих участках.
5.12.4 Автозаправочные станции необходимо размещать в придорожных полосах на участках автомобильных дорог с уклоном не более 40 промилле, на кривых в плане радиусом более 1000 м, на выпуклых кривых в продольном профиле радиусом более 10000 м не ближе 250 м от железнодорожных переездов и не ближе 1000 м от мостовых переходов.
5.12.5 Не допускается размещение автозаправочных станций всех типов в пределах транспортных развязок.
5.12.6 Расположение автозаправочных станций следует предусматривать с подветренной стороны ветров преобладающего направления (по годовой «розе ветров») по отношению к зданиям и сооружениям, не относящимся к автозаправочным станциям.
5.12.7 При необходимости устройства на автозаправочных станциях ограждения, оно должно быть продуваемым и выполненным из негорючих материалов в соответствии с нормами пожарной безопасности.
5.12.8 Движение транспортных средств по территории автозаправочных станций должно быть односторонним, с организацией раздельного въезда и выезда.
5.12.9 На территории автозаправочных станций для озеленения следует применять деревья и кустарники лиственных пород.
5.13 Требования к размещению пунктов питания
5.13.1 Пункты питания должны быть оборудованы парковками для транспортных средств с расчетной вместительностью, туалетами и мусоросборниками.
5.13.2 Пункты питания следует дополнительно оборудовать банкоматами и автоматами пооплате услуг связи.
5.13.3 Требуемую минимальную суммарную вместимость совокупности пунктов питания на участках автомобильных дорог общего пользования протяженностью от 90 до 120 км определяют в соответствии с таблицей 8.
Таблица 8 — Нормативы для определения суммарной минимальной вместимости пунктов питания на автомобильных дорогах общего пользования
Тип транспортного средства
Число мест на 1000 единиц/сутки для предприятий обслуживания
Примечание — В числителе указано число мест для транзитных участков движения, в знаменателе — для участков, расположенных в непосредственной близости от городов с численностью населения свыше 200 тысяч человек.
5.14 Требования к размещению пунктов мойки
5.14.1 Пункты мойки оборудуют парковками для транспортных средств с расчетной вместительностью, туалетами и мусоросборниками.
5.14.2 Пункты мойки транспортных средств размещают в составе станций технического обслуживания, автозаправочных станций, многофункциональных комплексов сервиса, а также какотдельно стоящие сооружения.
5.14.3 Пункты мойки транспортных средств должны быть оборудованы системой очистки сточных
5.14.4 Пункты мойки легковых автомобилей с числом постов до пяти должны иметь санитарно-защитную зону, равную 50 м, мойки грузовых автомобилей — 100 м.
5.15 Требования к размещению средств наружной рекламы
5.15.1 В полосе отвода автомобильной дороги не допускается размещение рекламной или иной информации, не имеющей непосредственного отношения к организации движения, если иное не предусмотрено законодательством государств.
5.15.2 С целью обеспечения безопасности дорожного движения средства наружной рекламы не должны:
— размещаться на дорожном знаке, его опоре или на любом другом приспособлении, предназначенном для регулирования движения;
— ухудшать видимость средств регулирования дорожного движения или снижать их эффективность;
— иметь сходство (по внешнему виду, изображению или звуковому эффекту) с техническими средствами организации дорожного движения и специальными сигналами, а также создавать впечатление нахождения на автомобильной дороге транспортного средства, пешехода, животных или иного объекта;
— иметь яркость элементов изображения при внутреннем и внешнем освещении выше 75 % фотометрических характеристик дорожных знаков;
— освещаться в темное время суток на участках автомобильных дорог, где дорожные знаки не имеют искусственного освещения;
— размещаться в зоне транспортных развязок, пересечений и примыканий автомобильных дорог, железнодорожных переездов и искусственных сооружений ближе расчетного расстояния видимости от них;
— издавать звуки, которые могут быть услышаны в пределах автомобильной дороги лицами с нормальным слухом.
5.15.3 Комплекс требований к размещению средств наружной рекламы установлен в ГОСТ 33027.
6 Требования к размещению многофункциональных комплексов сервиса
6.1 Многофункциональные комплексы сервиса вне населенных пунктов должны размещаться на автомобильных дорогах категорий IA, 1Б, в том числе платных участках автомобильныхдорог, с интервалами от 100 до 150 км, а также на автомобильных дорогах других категорий с высокой интенсивностью движения, на которые распространяются требования настоящего стандарта.
6.2 В состав многофункциональных комплексов сервиса допускается включать:
— места для розничной реализации продукции местного промысла;
— места для парковки транспортных средств с прицепами-дачами (автокемперы);
— зоны детского отдыха (игровые площадки);
— площадки для выгула животных;
— телекоммуникационный сервис (Интернет, зона Wi-Fi).
6.3 Планировочные решения многофункциональных комплексов сервиса должны обеспечивать в общем случае:
— возможность реконструкции автомобильной дороги с увеличением числа полос движения без перепланировки системы проездов, а также переноса зданий и сооружений;
— единое архитектурно-конструктивное и цветовое решение объекта в целом с учетом органичного сочетания с прилегающей застройкой и ландшафтом;
— применение рациональных технологических решений с соответствующими техническими требованиями;
— простоту визуальной ориентации водителей транспортных средств, номинальную видимость дорожных знаков;
— экологическую безопасность окружающей природной среды.
6.4 Многофункциональные комплексы сервиса должны иметь информационные указатели с названием комплекса и(или) отдельных объектов сервиса (автозаправочная станция, пункт торговли, пункт питания и т. д.), содержащие сведения о предоставляемых услугах, а также схему размещения объектов и движения транспортных средств на территории комплексов. Данные указатели могут размещаться в полосе отвода или придорожной полосе автомобильной дороги с учетом требований по обеспечению безопасности дорожного движения.
6.5 Длину переходно-скоростных полос при обеспечении доступа к многофункциональным комплексам сервиса, радиусы кривых при сопряжении проезжих частей автомобильной дороги и съез-да/выезда на территорию принимают в соответствии с ГОСТ 33100 для автомобильных дорог соответствующей категории.
6.6 Конструкция и тип дорожной одежды на переходно-скоростных полосах и примыкании в пределах радиусов закруглений должны быть аналогичными конструкции и типу дорожной одежды автомобильной дороги, на которой размещаются многофункциональные комплексы.
6.7 Ширину полос для движения транспортных средств различных типов (легковых, легковых с прицепами, грузовых, автобусов) по территории многофункциональных комплексов сервиса принимают в соответствии с таблицей 9, если иное не предусмотрено строительными нормами государств.
Таблица 9 — Ширина полос для движения различных типов транспортных средств по территории многофункциональных комплексов сервиса
без мест для парковки:
— грузового транспорта, автобусов и легкового транспорта с прицепами;
— только легкового транспорта
с местами для парковки (косыми/продольными):
— грузового транспорта, автобусов и легкового транспорта с прицепами;
— только легкового транспорта;
— легкового транспорта при проходящих автобусах или легковых автомобилях с прицепами
6.8 Продольный уклон площадок многофункциональных комплексов сервиса и съездов к ним должен быть направлен в противоположную сторону от автомобильной дороги. Сброс поверхностных и очищенных стоков с территории многофункциональных комплексов в водоотводные сооружения автомобильной дороги не допускается, за исключением участков с рельефом, имеющим единственный и выраженный в сторону автомобильной дороги уклон при согласовании техническим решений с владельцем автомобильной дороги.
6.9 На территории многофункциональных комплексов сервиса следует выделять две зоны:
— для обслуживания участников дорожного движения;
— обслуживания транспортных средств.
ГОСТ 33062-2014
При этом зону обслуживания транспортных средств следует располагать ближе к автомобильной дороге.
6.10 Автозаправочные станции могут непосредственно входить в состав многофункциональных комплексов сервиса (островное расположение с возможностью объезда), либо располагаться на удалении от основных объектов многофункциональных комплексов в соответствии с нормами пожарной безопасности.
6.11 Размещение пунктов питания и торговли на автозаправочных станциях, входящих в состав многофункциональных комплексов, не допускается.
6.12 Места для заправки легкового и грузового автомобильного транспорта должны размещаться таким образом, чтобы транспортное средство имело беспрепятственный въезд без пересечения перекрестков на соответствующее место для парковки с расчетной вместительностью.
6.13 Места для заправки необходимо отделять от полосы для движения транзитного транспорта или полосы для объезда заправочной станции продольным ограждением. При определении ширины ограждающей полосы необходимо учитывать возможность размещения на ней оборудования автозаправочной станции, указателей и т. п., а также возможность последующего расширения комплекса сервиса.
6.14 Для легкового автомобильного транспорта необходимо предусмотреть парковку в непосредственной близости от места расположения автозаправочной станции, на которую можно поставить транспортное средство, не пересекая территорию автозаправочной станции.
6.15 Мотели размещают в наименее шумной части многофункциональных комплексов сервиса.
6.16 Отдельные места для парковки легковых автомобилей с прицепами-дачами (автокемперов) располагают в зеленой зоне многофункциональных комплексов (озелененной территории, выполняющей защитные и санитарно-гигиенические функции и являющейся местом отдыха).
6.17 Движение транспорта по территории многофункционального комплекса сервиса осуществляется в одном направлении.
ГОСТ 33062-2014
Содержание
1 Область применения. 1
2 Нормативные ссылки. 1
3 Термины и определения. 2
4 Общие положения. 4
5 Требования к размещению объектов дорожного и придорожного сервиса на автомобильных
дорогах общего пользования. 5
5.1 Общие требования. 5
5.2 Требования к размещению остановочных полос и площадок для кратковременной остановки
транспортных средств. 8
5.4 Требования к размещению площадок отдыха. 9
5.5 Требования к размещению площадок обзорных. 9
5.6 Требования к размещению устройств аварийно-вызывной связи. 10
5.7 Требования к размещению парковок. 10
5.8 Требования к размещению автостоянок. 11
5.9 Требования к размещению автостанций и автовокзалов. 11
5.10 Требования к размещению гостиниц (мотелей) и кемпингов. 12
5.11 Требования к размещению станций технического обслуживания. 13
5.12 Требования к размещению автозаправочных станций. 14
5.13 Требования к размещению пунктов питания. 14
5.14 Требования к размещению пунктов мойки. 15
5.15 Требования к размещению средств наружной рекламы. 15
6 Требования к размещению многофункциональных комплексов сервиса. 15
Приложение А (справочное) Примеры схем размещения объектов сервиса. 18
Приложение А (справочное)
Примеры схем размещения объектов сервиса
Зона отдыха с беседками
1—8— места для парковки транспортных средств (1 — автобусы; 2 — грузовые автомобили/автобусы; 3 — легковые автомоби-ли/мотоциклы; 4 — парковочные места для лиц с ограниченными возможностями; 5 — легковые автомобили с прицепами (продольная парковка); 6 — легковые автомобили (продольная парковка); 7—грузовые автомобили (продольная парковка); 8 — крупногабаритный/тяжеловесный транспорт (продольная парковка); 9 — туалет; 10 — мусоросборник
Рисунок А.1 — Вариант 1 размещения автозаправочной станции совместно с кафе и площадкой отдыха
Зона отдыха с беседками
1—8 — места для парковки транспортных средств (1 — автобусы; 2 — грузовые автомобили/автобусы; 3 — легковые автомоби-ли/мотоциклы; 4 — места для лицсограниченными возможностями; 5 — легковыеавтомобили с прицепами (продольная парковка); 6 — легковые автомобили (продольная парковка); 7—грузовые автомобили (продольная парковка); 8 — крупногабаритный/тяжеловесный транспорт (продольная парковка); 9 — площади для потенциального расширения;
10 — туалет; 11 — мусоросборник
Рисунок А.2 — Вариант 2 размещения автозаправочной станции совместно с кафе и площадкой отдыха
1—8 — места для парковки транспортных средств (1 — автобусы, 2 — грузовые автомобили/автобусы, 3 — легковые автомоби-ли/мотоциклы, 4 — места для лицсограниченными возможностями, 5 — легковыеавтомобили с прицепами (продольная парковка), 6 — легковые автомобили (продольная парковка), 7—грузовые автомобили (продольная парковка), 8 — крупногабаритный/тяжеловесный транспорт (продольная парковка); 9 — площади для потенциального расширения;
10 — туалет; 11 — мусоросборник
Рисунок А.З — Вариант 3 размещения автозаправочной станции совместно с кафе и площадкой отдыха
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Дороги автомобильные общего пользования ТРЕБОВАНИЯ К РАЗМЕЩЕНИЮ ОБЪЕКТОВ ДОРОЖНОГО И ПРИДОРОЖНОГО СЕРВИСА
Automobile roads of general use. Requirements for placement of road and roadside service objects
Дата введения —2015—12—01 с правом досрочного применения
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на проектируемые, строящиеся, реконструируемые, капитально ремонтируемые и эксплуатируемые объекты дорожного и придорожного сервиса, предназначенные для размещения на автомобильных дорогах общего пользования, с целью обслуживания участников дорожного движения по пути следования.
Требования настоящего стандарта не распространяются на:
— автомобильные дороги категории ниже V;
— автомобильные дороги промышленных, строительных, лесных и иных производственных предприятий;
— автомобильные дороги, предназначенные для временного использования;
— автомобильные дороги, расположенные в специальных зонах отчуждения и сооружаемые для нужд обороны или исключительно в спортивных целях;
— улицы населенных пунктов при проектировании (включая изыскания), строительстве, реконструкции, капитальном ремонте и эксплуатации.
Примечание — Требования настоящего стандарта гармонизированы с [1]—[5].
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 12.1.004-91 Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования
ГОСТ 12.1.007-76 Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности
ГОСТ 12.1.051-90 Система стандартов безопасности труда. Электробезопасность. Расстояния безопасности в охранной зоне линий электропередачи напряжением свыше 1000 В
ГОСТ 25869-90 Отличительные знаки и информационное обеспечение подвижного состава пассажирского наземного транспорта, остановочных пунктов и пассажирских станций. Общие технические требования
ГОСТ 33027-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к размещению средств наружной рекламы
ГОСТ 33100-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Правила проектирования автомобильных дорог
ГОСТ 33149-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Правила проектирования автомобильных дорог в сложных условиях
ГОСТ 33176-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Горизонтальная освещенность от искусственного освещения. Технические требования
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 автовокзал: Объект транспортной инфраструктуры, включающий в себя размещенный на специально отведенной территории комплекс зданий (с залом ожидания вместимостью не менее 75 мест для сидения пассажиров) и сооружений, предназначенных для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа, обеспечивающий возможность отправления более 1000 чел. в сутки.
3.2 автозаправочная станция: Имущественный комплекс, предназначенный для приема, хранения и выдачи топлива транспортным средствам (кроме гусеничного транспорта), а также зарядки электротранспорта.
3.3 автостанция: Объект транспортной инфраструктуры, включающий в себя размещенный на специально отведенной территории комплекс зданий (с залом ожидания вместимостью до 75 мест для сидения пассажиров) и сооружений, предназначенных для оказания услуг пассажирам и перевозчикам при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа, обеспечивающий возможность отправления от 250 до 1000 чел. в сутки.
3.4 автостоянка: Имущественный комплекс, обеспечивающий возможность отстоя и хранения транспортных средств, оборудованный площадкой для стоянки транспортных средств с парковочными местами.
3.5 гостиница: Имущественный комплекс (здание, часть здания, иные постройки), предназначенный для временного проживания.
3.6 доступ к объекту сервиса: Устройство согласно проектной документации съезда транспортных средств с автомобильной дороги на территорию объекта дорожного или придорожного сервиса и выезда на автомобильную дорогу.
3.7 знаки информирования об объектах дорожного и придорожного сервиса: Дорожные знаки и информационные указатели, предназначенные для информирования участников дорожного движения об объектах дорожного и придорожного сервиса.
3.8 зона влияния объекта дорожного или придорожного сервиса: Участок автомобильной дороги, в пределах которого распространяется влияние объекта дорожного или придорожного сервиса на транспортно-эксплуатационное состояние автомобильной дороги, режимы, условия и безопасность дорожного движения.
3.9 зона обслуживания транспортных средств: Территория в составе комплекса сервиса, включающая объекты дорожного и придорожного сервиса (автозаправочные станции, станции технического обслуживания, пункты мойки, автостоянки и пр.), предназначенные для обслуживания транспортных средств.
3.10 зона обслуживания участников дорожного движения: Территория в составе комплекса сервиса, включающая объекты дорожного и придорожного сервиса (площадки отдыха, пункты питания, пункты торговли, гостиницы (мотели) и т. п.), предназначенные для оказания услуг непосредственно участникам дорожного движения.
3.11 кемпинг: Сезонный гостиничный комплекс, оборудованный коттеджами облегченного типа, временными сооружениями для отдыха (палатки, юрты и т. п.) или местами для их установки, парковкой, в том числе для транспортных средств с прицепами-дачами (автокемперами), обеспечивающий организацию отдыха на принципах самообслуживания.
3.12 многофункциональный комплекс сервиса: Имущественный комплекс, представляющий собой совокупность объектов дорожного и придорожного сервиса, включающую парковки для транспортных средств, площадки отдыха, туалеты, автозаправочные станции, пункты питания, торговли и мойки, мотели (кемпинги), станции технического обслуживания, автостоянки, вертолетные площадки и площадки аварийно-спасательных служб, привлекаемых для ликвидации последствий дорожно-транспортных происшествий, специализированные автостоянки служб эвакуации транспортных средств, а также
ГОСТ 33062-2014
другие объекты, обеспечивающую широкий спектр сервисных услуг для участников дорожного движения.
3.13 мотель: Гостиничный комплекс для отдыха участников дорожного движения и обслуживания транспортных средств в дорожных условиях. Особенностью является наличие автостоянки и вход в номера с места парковки транспортных средств.
3.14 площадка обзорная: Элемент обустройства автомобильной дороги, предназначенный для осмотра ландшафта, открывающегося с места расположения площадки, объектов культурно-исторического наследия и т. п.
3.15 обочина: Элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части и предназначенный для обеспечения устойчивости земляного полотна, повышения безопасности дорожного движения, организации движения пешеходов и велосипедистов, а также использования при чрезвычайных ситуациях.
3.16 объекты дорожного сервиса: Здания и сооружения, расположенные в пределах полосы отвода и предназначенные для обслуживания участников дорожного движения (остановочные пункты автобусов, в том числе с павильонами, площадки для кратковременной остановки транспортных средств, площадки для отдыха со стоянками транспортных средств, устройства аварийно-вызывной связи и иные сооружения).
3.17 объекты придорожного сервиса: Здания и сооружения, расположенные на придорожной полосе и предназначенные для обслуживания участников дорожного движения в пути следования (мотели, гостиницы, кемпинги, станции технического обслуживания, автозаправочные станции, пункты питания, торговли, связи, медицинской помощи, мойки, средства рекламы и иные сооружения).
3.18 остановочная полоса: Укрепленная часть обочины автомобильной дороги, предназначенная для вынужденной остановки транспортных средств в экстренных случаях.
3.19 остановочный пункт маршрутных транспортных средств: Сооружение, предназначенное для остановки маршрутных транспортных средств, ожидания, посадки и высадки пассажиров.
3.20 парковка (парковочное место): Специально обозначенное и, при необходимости, обустроенное и оборудованное место, являющееся в том числе частью автомобильной дороги и (или) примыкающее к проезжей части и (или) обочине, эстакаде или мосту либо являющееся частью подэстакадных или подмостовых пространств, зданий, строений или сооружений и предназначенное для организованной стоянки транспортных средств на платной основе или без взимания платы по решению собственника или иного владельца автомобильной дороги, собственника земельного участка либо собственника соответствующей части здания, строения или сооружения.
3.21 переходно-скоростные полосы: Дополнительные полосы движения, устраиваемые для обеспечения разгона и торможения транспортныхсредств,съезжающихсосновных полос движения или въезжающих на них.
3.22 площадка для кратковременной остановки транспортных средств: Укрепленный участок поверхности земляного полотна, примыкающий к проезжей части, предназначенный для вынужденной остановки транспортных средств в экстренных случаях.
3.23 площадка отдыха: Элемент обустройства автомобильной дороги, предназначенный для кратковременного отдыха водителей и пассажиров, проверки состояния транспортных средств и грузов, устранения мелких неисправностей.
3.24 полоса отвода автомобильной дороги: Земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса.
3.25 придорожная полоса автомобильной дороги: Земельные участки, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороги и в границах которых устанавливается особый режим их использования в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации автомобильной дороги, ее сохранности с учетом перспектив развития автомобильной дороги.
3.26 пункт мойки: Имущественный комплекс, предназначенный для круглогодичной мойки транспортных средств.
3.27 пункт питания: Имущественный комплекс, предназначенный для производства, реализации и (или) организации потребления продукции общественного питания.
3.28 пункт торговли: Имущественный комплекс, предназначенный для продажи товаров, необходимых участникам дорожного движения по пути их следования (продуктов питания, технических жидкостей и автомобильных принадлежностей, сувенирной и печатной продукции и т. п.).
3.29 средство наружной рекламы: Техническое средство, предназначенное и (или) используемое для размещения (распространения) рекламы.
3.30 станция технического обслуживания: Имущественный комплекс, предназначенный для круглогодичного производства ремонта и технического обслуживания транспортных средств.
3.31 транзитный автомобильныйтранспорт: Автомобильный транспорт, движущийся по автомобильной дороге мимо объекта дорожного или придорожного сервиса без заезда на его территорию.
3.32 устройство аварийно-вызывной связи: Техническое средство связи для вызова к месту дорожно-транспортного происшествия или преступления уполномоченных сотрудников правоохранительных органов, медицинской, технической помощи и других оперативных служб, с круглосуточным доступом к нему.
3.33 участники дорожного движения с ограниченными возможностями: Водители транспортных средств или пешеходы, испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве.
3.34 элементы обустройства: Комплекс зданий и сооружений обслуживания движения, технических средств и устройств, предназначенных для организации и обеспечения безопасности дорожного движения.
4 Общие положения
4.1 Автомобильные дороги общего пользования должны обустраиваться объектами дорожного и придорожного сервиса исходя из транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств автомобильных дорог.
4.2 Выбор состава объектов дорожного и придорожного сервиса в зависимости от числа и видов предоставляемых услуг (уровень объектов сервиса) должен осуществляться владельцами автомобильных дорог в соответствии с положениями настоящего стандарта в зависимости от категории автомобильной дороги при соответствующем технико-экономическом обосновании и соблюдении требований законодательств государств.
4.3 Услуги, предоставляемые объектами дорожного и придорожного сервиса, должны обеспечивать комплексное обслуживание участников дорожного движения, эффективное использование транспортных средств, комфортные условия труда и отдыха водителей, в том числе экипажей транспортных средств, осуществляющих международные автомобильные перевозки, при соблюдении требований обеспечения безопасности дорожного движения.
4.4 Объекты дорожного и придорожного сервиса не должны ухудшать видимость на автомобильной дороге. Минимальные расстояния для обеспечения боковой видимости приведены в таблице 1.
Таблица 1 — Минимальные расстояния для обеспечения боковой видимости при размещении объекта дорожного и придорожного сервиса на автомобильной дороге
Категория автомобильной дороги
Минимальное расстояние видимости автомобиля на автомобильной дороге
Минимальное расстояние видимости поверхности автомобильной дороги