Что относится к объектам налогообложения в сфере образования
Статья 48. Льготы по налогообложению в сфере образования
Статья 48. Льготы по налогообложению в сфере образования
1. Образовательные учреждения независимо от их организационно-правовых форм в части непредпринимательской деятельности, предусмотренной Уставом этих образовательных учреждений, не облагаются налогами:
а) на прибыль. Прибыль, полученная от предпринимательской деятельности и оставшаяся в распоряжении учреждения (при фактически произведенных затратах и расходах за ее счет), при исчислении налога на прибыль уменьшается на суммы, направленные государственными и муниципальными образовательными учреждениями, а также негосударственными образовательными учреждениями, получившими лицензии в установленном порядке, непосредственно на нужды образовательного процесса (включая оплату труда) в данном образовательном учреждении;
б) на пользователей автомобильных дорог.
2. Образовательные учреждения, финансируемые из бюджета всех уровней, освобождаются от уплаты:
а) налога с владельцев транспортных средств;
б) налога на приобретение автотранспортных средств;
в) налога на имущество;
г) налога на нужды образовательных учреждений.
3. Освобождаются от налога на добавленную стоимость:
а) продукция собственного производства отдельных предприятий общественного питания (студенческих и школьных столовых, столовых других учебных заведений, больниц, детских дошкольных учреждений, а также столовых иных учреждений и организаций социально-культурной сферы, финансируемых из бюджета);
б) услуги (работы, товары) в сфере образования, связанные с учебно-производственным и воспитательным процессом; услуги по обучению детей и подростков в кружках, секциях, студиях; услуги, оказываемые детям и подросткам с использованием спортивных сооружений; услуги по содержанию детей в дошкольных учреждениях (услуги, работы, товары, производимые и реализуемые учебными предприятиями образовательных учреждений, включая учебно-производственные мастерские, освобождаются от НДС только в том случае, если доход, полученный от этой деятельности, направлен в данное образовательное учреждение и (или) на непосредственные нужды обеспечения, развитие и совершенствование образовательного процесса в этом образовательном учреждении. Суммы налога, уплаченные поставщикам за сырье, материалы, топливо, работы, услуги, использованные для их изготовления или выполнения, относятся на издержки производства);
в) научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполняемые за счет бюджета, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций; научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выполняемые учреждениями образования и науки на основе хозяйственных договоров.
4. В целях налогообложения подоходным налогом в совокупный доход, полученный физическими лицами в налогооблагаемый период, не включаются:
а) суммы доходов лиц, являющихся учащимися дневной формы обучения общеобразовательных (начальных, основных, средних) школ, учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, слушателями духовных учебных заведений, аспирантами, учебными ординаторами и интернами, получаемые ими:
— в связи с учебно-производственным процессом;
— за работы по уборке сельскохозяйственных культур и заготовке кормов;
— за работы, выполняемые в период каникул (не более трех месяцев в году), в части, не превышающей десятикратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда за каждый календарный месяц, в течение которого получен доход;
б) суммы стипендий, выплачиваемые студентам и аспирантам учреждений высшего и послевузовского профессионального образования, учащимся начального и среднего профессионального образования, слушателям духовных учебных учреждений этими учебными учреждениями, или суммы стипендий, учреждаемых Президентом Российской Федерации, органами законодательной (представительной) и исполнительной власти Российской Федерации, благотворительными фондами, а также суммы стипендий, выплачиваемые из Государственного фонда занятости населения Российской Федерации гражданам, обучающимся по направлению органов службы занятости. Данная льгота применяется также в отношении ординаторов, адъюнктов и докторантов учреждений высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, аспирантов, ординаторов, адъюнктов и докторантов научно-исследовательских учреждений.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Особенности налогообложения в российской сфере образования
Юридические науки
Похожие материалы
Образовательную сферу можно назвать весьма уязвимым местом в государственной экономике, точно так же, как и финансовые операции, которые являются самым уязвимым местом в жизни любой образовательной организации. В особенности проблемы возникают в сфере обеспечения образовательных учреждений и в сфере налогообложения.
Раньше, когда еще действовал старый закон «Об образовании», образовательные учреждения были освобождены от всех видов налогов в части их уставной предпринимательской деятельности. Теперь же все вопросы, связанные с налоговыми отношениями в образовательной организации, решаются в рамках только Налогового Кодекса РФ, который не снимает с них обязанности по уплате налогов, а дает только некоторые льготы.
Налог — это общеобязательный, индивидуальный и безвозмездный платеж, который взимается с физических и юридических лиц, с целью обеспечения деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяет закон.
В образовательной сфере объектами налогообложения являются:
Рассмотрим более подробно основные налоги и льготы, которые по ним предусмотрены:
1. Налог на добавленную стоимость (НДС) — это косвенный налог, который изначально включен в стоимость товара, работы или услуги, он переносится на конечного покупателя, заказчиком, но в федеральный бюджет перечисляется продавцом, исполнителем услуг — то есть образовательной организацией.
Образовательные учреждения платят данный налог в случаях, если:
При этом не играет никакой роли, как будет расходоваться доход от реализации: в данную образовательную организацию или на прямые нужды учебного процесса.
Освобождаются от налогообложения на основании статьи 149 Налогового Кодекса РФ услуги:
Также налогообложению не подлежат продукты питания, которые непосредственно произведены столовыми образовательных учреждений и реализуются ими в этих учреждениях.
2. Налог на прибыль организаций. Налоговой базой является разница между полученной суммой дохода и суммой фактически произведенных расходов, которая напрямую связана с ведением коммерческой деятельности (без учета НДС).
В составе доходов и расходов бюджетных организаций, включенных в налоговую базу, не учитываются средства, которые получены от учредителя на ведение уставной деятельности.
В состав расходов коммерческой деятельности при оказании услуг образования можно отнести:
В соответствии с законодательством РФ, образовательные организации имеют право на применение налоговой ставки 0% при соблюдении определенных условий, которые отмечены в законодательстве.
Образовательные учреждения вправе применять указанную ставку, если удовлетворяют следующие условия:
Если учреждения, которые перешли на применение льготной ставки 0 % в соответствии с законодательством РФ, отступят лишь от одного из условий, с начала периода, в котором был факт несоблюдения определенных законодательством условий, то применяется ставка, установленная п.1 ст.284 НК РФ. При этом сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с уплатой соответствующих пеней, начисляемых со дня, следующего за установленным ст.287 настоящего НК РФ днем уплаты налога.
3. Земельный налог. В случае если у образовательного бюджетного учреждения на правах хозяйственного ведения либо оперативного управления находятся в собственности земли, которые были изъяты из оборота, то к данным землям тоже применяется ставка 0% в соответствии со статьей 389 НК РФ.
4. Налог на имущество. Образовательная организация имеет возможность безвозмездно получить имущество. Если образовательное учреждение получает имущество по договору безвозмездного пользования, при определении налогооблагаемой базы не учитываются целевые поступления, используемые бюджетными учреждениями для ведения уставной деятельности.
В ситуации, когда Налоговый Кодекс РФ прямо не гарантирует послаблений для рассматриваемых организаций, послабления могут быть предусмотрены региональным законодательством. Например, законодательные акты субъектов РФ могут предоставить учреждениям льготы по земельному налогу и налогу на имущество.
Существуют налоговые послабления, чье действие распространяется не на организацию, которая обладает конкретными характеристиками, а на определенные операции либо имущество. Бюджетные учреждения могут применять льготное налогообложение, если попадают в соответствующую категорию налогоплательщиков.
Таким образом, можно прийти к выводу, что отношение налоговой системы к образовательной сфере практически не отличается от отношения к другим организациям, в том числе коммерческим. Различия сводятся только к набору отдельных налоговых льгот, которых, к сожалению, предусмотрено не так много для организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Список литературы
Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.
Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.
Что такое объекты налогообложения
Сегодня в бухгалтерском ликбезе Алексей Иванов рассказывает о том, почему обычные люди, предприниматели и компании становятся налогоплательщиками и в каких случаях какой налог придётся платить.
Всем привет! С вами Алексей Иванов — директор по знаниям интернет-бухгалтерии «Моё дело» и автор телеграм-канала «Переводчик с бухгалтерского». Каждую пятницу в нашем блоге на «Клерке» я рассказываю о бухгалтерском учёте. Начал с азов, потом перейду к более сложным материям. Тем, кто только готовится стать бухгалтером, это поможет поближе познакомиться с профессией. Матёрым главбухам — взглянуть на привычные категории под другим углом.
Я уже рассказывал о том, что такое налоги и сборы и какими они бывают. Сегодня разберемся с понятием объекта налогообложения. Ст. 38 НК РФ определяет его как реализацию товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога. Согласитесь, звучит захватывающе.
Перевожу на русский: объект налогообложения — это показатель, при наличии которого Катя Петрова, ИП Васечкин или ООО «Рога и копыта» становится налогоплательщиком. Какой именно показатель вызывает обязанность поделиться с государством — зависит от конкретного налога.
Составил для вас шпаргалку по объектам налогообложения для конкретных налогов и сборов.
Объекты налогообложения для федеральных налогов
Налог на добавленную стоимость (НДС) — реализация (ст. 146 НК РФ). Если продали что-то — придётся платить. К подаркам это тоже относится.
Акцизы — реализация подакцизных товаров (ст. 182 НК РФ). Перечень подакцизных товаров содержится в ст. 181 НК РФ.
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) — доход физического лица (ст. 209 НК РФ).
Налог на прибыль организаций — прибыль юридического лица, т.е. разница между его доходами и расходами (ст. 247 НК РФ).
Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов — добытые животные или биологические ресурсы (ст. 333.2 НК РФ). Перечень животных и биологических ресурсов смотрите в ст. 333.3 НК РФ.
Водный налог — использование водоемов для забора воды, сплава, гидроэнергетики и использование акваторий водоемов (ст. 333.9 НК РФ).
Государственная пошлина — обращение в государственные органы для совершения юридически значимых действий (ст. 333.16 НК РФ). Каких именно — смотрите в главе 25.3 НК РФ.
Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья — дополнительный доход от добычи углеводородного сырья на участке недр (ст. 333.45 НК РФ). Дополнительный доход — это расчётная выручка от реализации нефти и газа минус фактические расходы на их добычу, если кому-то из читателей Клерка это важно.
Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) — полезные ископаемые, добытые из недр и извлечённые из отходов добывающего производства (ст. 333.45 НК РФ).
Страховые взносы — выплаты и иные вознаграждения работодателем в пользу физических лиц (ст. 420 НК РФ). Юридически страховые взносы, конечно, не налог, но я их для наглядности в этот раздел засунул — с точки зрения работодателя разницы нет.
Объекты налогообложения для региональных налогов
Транспортный налог — наземные, водные и воздушные транспортные средства (ст. 358 НК РФ).
Налог на игорный бизнес — игровые столы и автоматы; процессинговые центры букмекерских контор, тотализаторов, их интерактивных ставок; пункты приёма ставок букмекерских контор и тотализаторов (ст. 366 НК РФ).
Налог на имущество организаций — недвижимость (ст. 374 НК РФ).
Объекты налогообложения для местных налогов
Земельный налог — земельные участки (ст. 389 НК РФ).
Налог на имущество физических лиц — недвижимость (ст. 401 НК РФ).
Торговый сбор — движимое и недвижимое имущество, которое используется для торговли хотя бы один раз в течение квартала (ст. 412 НК РФ)
Объекты налогообложения для спецрежимов
Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) — доходы минус расходы (ст. 346.4 НК РФ).
Упрощённая система налогообложения (УСН) — здесь объектов два. Налогоплательщик выбирает тот, который ему больше подходит. Первый — доходы. Второй — доходы минус расходы. Если понял, что из-за неправильно выбранного объекта платится слишком много налога или возникают сложности с учётом, то с нового года объект можно изменить (ст. 346.14 НК РФ).
Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции — здесь нет своего объекта налогообложения, этот спецрежим подразумевает особый порядок расчёта налогов по ОСНО и возможное освобождение от уплаты региональных и местных налогов (глава 26.4 НК РФ).
Патентная система налогообложения (ПСН) — потенциально возможный к получению годовой доход индивидуального предпринимателя по соответствующему виду предпринимательской деятельности. Размер такого дохода определяет регион (ст. 346.47 НК РФ).
Что относится к объектам налогообложения в сфере образования
НК РФ Статья 38. Объект налогообложения
(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй настоящего Кодекса и с учетом положений настоящей статьи.
2. Если иное не предусмотрено настоящим пунктом, под имуществом в настоящем Кодексе понимаются виды объектов гражданских прав, относящихся к имуществу в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Для целей настоящего Кодекса не признаются имуществом имущественные права, за исключением безналичных денежных средств и бездокументарных ценных бумаг.
(п. 2 в ред. Федерального закона от 20.07.2020 N 219-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Товаром для целей настоящего Кодекса признается любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации. В целях регулирования отношений, связанных с взиманием таможенных платежей, к товарам относится и иное имущество, определяемое в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
(в ред. Федерального закона от 27.11.2010 N 306-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4. Работой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.
5. Услугой для целей налогообложения признается деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.
6. Идентичными товарами (работами, услугами) в целях настоящего Кодекса признаются товары (работы, услуги), имеющие одинаковые характерные для них основные признаки. При определении идентичности товаров незначительные различия во внешнем виде таких товаров могут не учитываться.
При определении идентичности товаров учитываются их физические характеристики, качество, функциональное назначение, страна происхождения и производитель, его деловая репутация на рынке и используемый товарный знак.
При определении идентичности работ (услуг) учитываются характеристики подрядчика (исполнителя), его деловая репутация на рынке и используемый товарный знак.
(п. 6 введен Федеральным законом от 18.07.2011 N 227-ФЗ)
7. Однородными товарами в целях настоящего Кодекса признаются товары, которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики и состоят из схожих компонентов, что позволяет им выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемыми. При определении однородности товаров учитываются их качество, репутация на рынке, товарный знак, страна происхождения.
Однородными работами (услугами) признаются работы (услуги), которые, не являясь идентичными, имеют сходные характеристики, что позволяет им быть коммерчески и (или) функционально взаимозаменяемыми. При определении однородности работ (услуг) учитываются их качество, товарный знак, репутация на рынке, а также вид работ (услуг), их объем, уникальность и коммерческая взаимозаменяемость.
(п. 7 введен Федеральным законом от 18.07.2011 N 227-ФЗ)
Особенности налогообложения в российской сфере образования
Сфера образования является наряду с медициной весьма уязвимым местом в государственной экономике, точно так же, как финансовые операции являются самым уязвимым местом в жизни любого образовательного учреждения. В особенности проблемы возникают в сфере обеспечения образовательных учреждений и в сфере налогообложения.
В первоначальных редакциях закона «Об образовании» образовательные учреждения освобождались от всех видов налогов в части их уставной непредпринимательской деятельности (в дальнейшем — п. 3 ст. 40 старого закона). Однако теперь образовательные учреждения стали одним из участников, правда, наиболее незащищенным, рыночных отношений, и все вопросы, связанные с налоговыми отношениями, решаются только в рамках Налогового кодекса РФ. Налоговое законодательство не снимает с образовательных учреждений обязанности по уплате налогов, оно только дает некоторые послабления.
Налог — общеобязательный, индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с физических и юридических лиц с целью обеспечения деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в порядке и на условиях, определенных законом (впоследствии вывести это определение в презентации).
Система налогов обладает весьма разветвленной структурой, в которой представлено множество разнообразных видов и типов налогов.
Налоги: по уровням взимания — федеральные, региональные, местные по объектам налогообложения — прямые (непосредственно с дохода) и косвенные (в виде надбавок).
Условно налоги, связанные с деятельностью образовательного учреждения, можно разделить на 4 группы:
1) налоги с заработной платы и иных выплат в пользу физических лиц (НДФЛ, единый социальный налог (с 2010 г. отменен и заменен страховыми взносами)
2) налоги, связанные с имуществом (на имущество, земельный налог, с владельцев автотранспорта)
3) налоги, связанные с предпринимательской деятельностью (НДС, налог с продаж, на рекламу, на пользование автодорогами, на прибыль предприятий и организаций)
4) местные налоги, зависящие от численности работников организаций (на содержание детских учреждений, милиции).
Объектами налогообложения в сфере образования, как, впрочем, и в других сферах, являются:
— обороты (то есть перемещение денежной суммы в той или иной форме) по реализации продукции, выполненных работ, оказанных услуг;
— выручка от реализации продукции, выполненных работ, оказанных услуг;
— прибыль, то есть разница между выручкой от реализации за определенный период и затратами на ее получение (итог экономической деятельности за определенный период);
— объекты собственности, в том числе имущество, земельные участки, автотранспортные средства;
— другое в соответствии с действующим налоговым законодательством (налог на рекламу, на содержание жилищного фонда, на милицию).
Каких-либо специфических объектов налогообложения, характерных именно для системы образования, не имеется.
Налоговые льготы:
1) скидки – налоговые льготы, направленные на сокращение налоговой базы. Например, плательщик имеет право уменьшать прибыль, подлежащую налогообложению, на сумму произведенных им расходов в целях, поощряемых государством (образование, здравоохранение, благотворительность, культура и т.п.);
2) изъятие – выведение из-под налогообложения отдельных объектов налогообложения или определенных элементов, например, доход, полученный от благотворителя;
3) налоговое освобождение – полное освобождение от уплаты налогов отдельных лиц и категорий плательщиков;
4) налоговые кредиты – льгота, направленная на уменьшение налоговой ставки или суммы налога. Например, кредиты малым предприятиям.
Налог на имущество.
Согласно главе 30 Налогового кодекса РФ является налогом субъектов РФ. Налогоплательщиками считаются российские организации и иностранные организации, действующие на территории РФ через постоянные представительства и(или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории РФ. Объектом налогообложения для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе организации в качестве объектов основных средств.
Не признаются объектами налогообложения земельные участки и иные объекты природопользования (реки, болота, леса) и имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, в которых законодательно предусмотрена военная и /или приравненная к ней служба, используемое этими органами для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка в РФ. Согласно Закону РФ «О налоге на имущество предприятий» от 13 декабря 1991 г. налогом не облагается имущество бюджетных учреждений. Кроме того, тот же Закон дает право не облагать налогом имущество, используемое исключительно для нужд образования и культуры (вид льготы — налоговое освобождение).
К таковым относится имущество, используемое для:
– дошкольных и других учреждений образования, учебно-производственных комбинатов и учебных участков, учебно-опытных, опытных хозяйств, мастерских, цехов, ведущих подготовку и переподготовку рабочих и специалистов;
– оздоровительных спортивных лагерей и лагерей труда и отдыха для детей и учащейся молодежи;
– центров, клубов и кружков в сфере образования;
– предприятий и организаций, выпускающих или реализующих учебно-техническую продукцию, наглядные пособия и оборудование для учебных заведений, осуществляющих снабжение, ремонт и хозяйственное обслуживание учреждений образования (в доле, относящейся к указанной продукции, работам и услугам);
– курсовой сети по профессиональной подготовке и переподготовке населения;
– детских экскурсионно-туристических организаций;
– других учреждений и организаций, деятельность которых отвечает целям образования.
Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года, однако законодательный (представительный) орган субъекта РФ при установлении налога вправе не устанавливать отчетные периоды. Иными словами, они вправе принять решение, чтобы организации могли отчитываться (подавать налоговую декларацию) в течение всего налогового периода.
По закону налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать 2,2 %. Допускается установление и других налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков или имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Земельный налог — основная форма платы за пользование земельными ресурсами — это вид местного налога, действующего в России с 1991 г. Налогоплательщиками являются как физические, так и юридические лица, которым земля предоставлена в собственность, владение или пользование. Размер земельного налога независимо от размеров хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей устанавливается в виде стабильных платежей за единицу земельной площади в расчете на год. Согласно закону РФ «О плате за землю» полностью освобождаются от уплаты налога учреждения образования, финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов, и детские оздоровительные учреждения независимо от источников финансирования. Льготы, предоставленные статьей 12 закона «О плате за землю», относятся к образовательным организациям, имеющим организационно-правовую форму «учреждение».
Транспортный налог.
Порядок исчисления и уплаты налога с владельцев транспортных средств определяется Федеральным законом «О дорожных фондах». Законодательством каких-либо специальных льгот по налогу с владельцев транспортных средств для учреждений образования не предусмотрено. Налогоплательщики — лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения (ст. 357, 358 Налогового кодекса). Налоговой базой является количество лошадиных сил транспортного средства.
Налог на добавленную стоимость — косвенный налог на товары и услуги, базой которого служит стоимость, добавленная на стадии производства и реализации товара. Он относится к федеральным налогам.
В соответствии со статьей 149 не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) продажа:
— услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях, проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях;
— продуктов питания, непосредственно произведенных студенческими и школьными столовыми, столовыми других учебных заведений, медицинских организаций, детских дошкольных учреждений и реализуемых ими в указанных учреждениях, а также продуктов питания, непосредственно произведенных организациями общественного питания и реализуемых ими указанным столовым или указанным учреждениям (только в случаях полного или частичного финансирования этих учреждений из бюджета или из средств фонда обязательного медицинского страхования);
— услуг в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного или воспитательного процесса, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений.
Реализация некоммерческими образовательными организациями товаров, работ услуг как собственного производства, так и приобретенных на стороне подлежит налогообложению вне зависимости от того, направляется ли доход от этой реализации в данную образовательную организацию или на непосредственные нужды обеспечения развития, совершенствования образовательного процесса.
Налоговый период устанавливается как квартал (три месяца).
Налоговые ставки на товары устанавливаются согласно статье 164 Налогового кодекса Российской Федерации. На основные товары народного потребления (продукты питания, некоторых швейных и трикотажных изделий, предметов мебели, периодики и книг, а также медицинских товаров налог на добавленную стоимость составляет 10%, а на остальные товары — не более 18 %.
Применяя данную льготу, нужно помнить, что Налоговый кодекс РФ не предусматривает освобождение от налога при реализации покупных товаров вышеперечисленными столовыми и при отпуске на сторону блюд собственного производства.
При осуществлении образовательными учреждениями предпринимательской деятельности, например, при сдаче в аренду основных фондов и иного имущества, реализации товаров, работ, услуг при посреднических услугах, долевом участии в деятельности других учреждений, предприятий и организаций согласно налоговому законодательству налог на добавленную стоимость уплачивается в установленном порядке.
Налог на пользователей автомобильных дорог.
Льготы по налогу для учреждений образования не предусмотрены. Объектом налогообложения является выручка, полученная от реализации продукции (работ, услуг), и сумма разницы между проданной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческой, сбытовой и торговой деятельности. Налог исчисляется отдельно по каждому виду деятельности и входит в группу региональных налогов.
Налог на прибыль.
Налог на прибыль входит в группу федеральных налогов и сборов и уплачивается организациями (в том числе бюджетными) с валовой прибыли, уменьшенной или увеличенной на установленные регулирующие суммы.
Валовая прибыль — сумма прибыли от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов, иного имущества органзиации и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.
Порядок исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль бюджетными организациями устанавливается статьей 321 Налогового кодекса РФ.
Налоговая ставка устанавливается в размере 24 %. Налоговая ставка налога, подлежащего зачислению в бюджеты субъектов РФ, может быть понижена для отдельных категорий налогоплательщиков. При этом она не может быть ниже 13,5 %.
При определении налогооблагаемой базы не учитываются доходы в виде имущества, безвозмездно полученного государственными и муниципальными образовательными учреждениями, имеющими лицензии на право ведения образовательной деятельности, на уведение уставной деятельности.
Рассматривая налоговое законодательство применительно к системе образования, следует отметить следующее:
1) Отношение налоговой системы к сфере образования практически не отличается от отношения к иным организациям, в том числе коммерческим. Различия сводятся только к набору отдельных налоговых льгот.
2) Одним из элементов формирования эффективного экономического механизма развития образования является стимулирование многоканального финансирования образовательных учреждений. Однако анализ действующей налоговой системы показывает, что она не стимулирует создание такой системы.
3) Налоговое законодательство не предусматривает существенных льгот для юридических лиц, оказывающих финансовую и иную материальную помощь учебным заведениям. Поэтому предприятия и иные юридические лица не заинтересованы в оказании такой помощи.
4) Привлечение дополнительных средств через расширение платного обучения также недостаточно стимулируется налоговым законодательством. Только с 2001 г. была введена льгота по данному налогу в части средств, израсходованных на обучение (в 2007 году эта цифра составляла до 25 тыс. рублей в год).
5) В системе образования налоговыми льготами должна стимулироваться в первую очередь образовательная деятельность. Но стимулируется одновременно и любая другая, в том числе не связанная с образованием деятельность, приносящая доходы. Разница заключается в налоге на добавленную стоимость: средства, полученные от оказания образовательных услуг, им не облагаются, а все прочие — облагаются.