Что относится к объектам краеведения
Направления краеведения
Историческое краеведение изучает прошлое края, памятники истории. Это не только исследование, но и деятельность, направленная на распространение знаний по истории края.
По хронологии краеведческие исследования могут охватывать длительные и конкретные исторические периоды, деятельность участников исторических событий.
Объектами исследования краеведения являются памятники, памятные места, связанные с историческими событиями, с деятельностью отдельных личностей, произведения материального и духовного творчества.
В задачи исторического краеведения входят исследование памятников и поиск новых, еще неизвестных. Цель краеведов – увековечить их для истории, сохранить их или сведения о них для потомков.
К основным видам историко–краеведческой деятельности можно отнести:
Ø познавательный – приобретение знаний о крае;
Ø преобразовательный – создание музеев, мемориальных досок, памятников, охрана их;
Ø ценностно-ориентационный – осознание и оценка поступков, мотивов, значения деятельности исторических личностей, фактов и событий;
Ø коммуникативный – развивает навыки общения, потребность поделиться полученными знаниями.
Природоведческое краеведение помогает увидеть и оценить красоту природы, формирует навыки экологической культуры. Оно изучает как отдельные компоненты природы, так и их взаимосвязи, выявляет типичные явления, характеризующие природу края, и уникальные объекты.
Определенная территория изучается по следующему плану:
1. Географическое положение
6. Растительный и животный миры
Экономическое краеведение. Основными объектами экономического краеведения являются:
Ø хозяйство края в целом, отдельные отрасли, предприятия;
Ø населенные пункты.
Хозяйство края представляет собой совокупность его отраслей: промышленности, сельского хозяйства, жилищного и коммунального хозяйства, транспорта, связи, торговли, здравоохранения, просвещения, культуры и др.
Изучение экономики края требует исторического подхода, так как важно знать не только современное состояние хозяйства, но и причины возникновения различных его отраслей.
Население края характеризуется численностью, естественным движением, миграцией, социально-демографической структурой, расселением.
Населенные пункты делятся на городские и сельские. Все населенные пункты своеобразны. Задача экономического краеведения состоит в том, чтобы раскрыть своеобразие (характерные особенности истории, экономико-географического положения, природных условий и т.п.) поселения как составной части края.
Искусствоведческое краеведение прививает бережное, уважительное отношение к памятникам искусства, приобщает к культурно-художественному населению.
Объекты искусствоведческого краеведения можно разделить на две группы:
Ø подлинные произведения искусства, имеющие самостоятельную ценность;
Ø памятные места, связанные с жизнью и творчеством деятелей искусства или отраженные в их произведениях.
Искусствоведческое краеведение изучает произведения архитектуры, литературы, изделия народных промыслов и как источник знаний по истории и культуре края, и как источник знаний о самом искусстве.
Произведения архитектуры – памятники материальной и духовной жизни. Изучаются характерные для края архитектурные сооружения, местные строительные материалы и техника, назначения сооружений, причины возникновения и связь с историческими условиями.
Произведения народного творчества представляют особый интерес. Они связаны с бытом, образом жизни и трудом людей, дают возможность представить истоки и своеобразие местной культуры.
Искусствоведческое краеведение изучает:
Ø природные условия, экономику и хозяйство края, приведшие к возникновению народных художественных промыслов;
Ø специфику промыслов: материалы, технику, технологию;
Ø связи народного искусства с бытом, обычаями, культурными традициями;
Ø утилитарные и эстетические качества изделий, особенности их создания и использования;
Ø особенности развития современного народного искусства, традиции.
К краеведческому изучению литературных памятников относятся:
Ø сбор и изучение местного фольклора;
Ø изучение творчества и биографий авторов, родившихся и живших в крае;
Ø выявление памятных мест, связанных с произведениями художественной литературы.
Произведения изобразительного искусства, музыка, танцы также отражают неповторимую художественную культуру края.
2.4. Источники краеведения.Источники краеведения разнообразны по своему характеру. К ним относятся:
1. Краеведческая библиография– основной источник сведений о вышедшей в прошлом и в настоящее время краеведческой литературе. Это могут быть библиографические указатели, каталоги, списки литературы и т. п.
2. Произведения печати – важный источник сведений о крае. Они могут быть связаны с краем тематикой (краеведческая литература), местом издания, авторской принадлежностью (произведения уроженцев края или об их жизни и деятельности).
Печатные издания классифицируются как научные, научно–популярные, справочные, библиографические, литературно-художественные.
3. Статистические сведения – в основном данные государственной статистики: перепись населения, учет населения – ЗАГС, паспортные отделы милиции.
Дата добавления: 2016-01-30 ; просмотров: 5079 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Вопрос 6. Объекты краеведения
Вопрос 2. Основные методологические принципы, направления и ступени краеведения.
Определение предмета краеведения (т.е. что конкретно изучается) зависит от того, что вкладывается в понятие «край». Поэтому краеведение занимается изучением территории, которая в зависимости от размеров имеет четыре ступени: усадьба, деревня, район (или город), область (или республика).
Усилиями ряда поколений краеведов выработаны основные методологические принципы этой науки и учебной дисциплины. Таковы: комплексность – знания о крае в целом: системность – изучение всего, без изъятия, для целостного восприятия и познания края; детализация – полнота, глубина и конкретность знаний; масштабность – объем сведений о событиях, личностях должен зависеть от их значимости в системе краеведческих знаний; точность сообщаемого материала во времени и пространстве.
Вопрос 3. Зарождение и становление краеведения в России ( 18-20 вв)
Краеведение как народное знание о родных местах зародилось в далеком прошлом. В его основе лежали и любознательность, и жизненная потребность использовать ресурсы окружающей среды. Такие сведения накапливались и веками передавались людьми из поколения в поколение – сначала устно, затем в письменных источниках. Однако эти знания носили прикладной характер, не были систематизированы, не давали комплексного представления о том или ином крае.
Научное краеведение стало формироваться в России в 20-30-х гг. Начатые Петром 1 преобразования страны потребовали выявления ее природных ресурсов, экономических возможностей. Развернулось всестороннее изучение различных регионов государства. После начались различные экспедиции. 60-м годам было много сделано для изучения страны. Тогда для названия этой деятельности возник термин отечествоведение, а в применении к небольшой территории – родиноведение. Итак открывались все более красивые места и изучали странны. После вышли книги, и начали рассказывать о природе и крае.
Вопрос 4. Советское краеведение. Современное краеведческое движение в России.
После Октябрьской революции начался новый этап развития краеведения, характеризовавшийся его широким признанием и размахом. Причины: 1) изменились общественные условия краеведческого движения; 2) перед краеведением возникли новые задачи. Прежде всего, наряду с изучением родного края, остро встала проблема сохранения историко-культурного наследия в сложнейшей обстановке Гражданской войны, иностранной интервенции и преодоления их трагических последствий.
Поэтому повсюду на предприятиях и в организациях создавались краеведческие кружки, которые объединялись в местные (городские, областные) общества краеведения. А после всероссийской конференции в 30х годах по краеведению местные краеведческие общества перестали существовать, так и пропала массовость. Только узкий круг продолжал изучение.
Современное краеведческое движение в России. На новом этапе истории страны, с конца 80-х годов, происходит все более заметное возрождение краеведения, краеведческой науки. Оно связано с демократизацией общественной жизни, расширением гласности, возрастанием роли российской провинции, развитием природоохранительного движения. Интенсивнее стала изучаться история и культура отдельных регионов, особенно национальных, где возрос интерес к их особенностям. Итак и интерес увеличивался среди обществ, и краеведение начала играть огромную роль. Его стали преподавать и в университетах, и других учебных заведениях.
Вопрос 5. Становление и развитие краеведения Башкортостана.
К концу 20в уже сформировалась отрасль – УФАВЕДЕНИЕ.
Вопрос 6. Объекты краеведения
Всесторонние, комплексные знания о крае могут быть получены только в результате изучения великого множества объектов краеведения. Их необходимо систематизировать, объединить в группы. Первой из них является природа местного края – объект природного краеведения. Оно включает ряд базовых характеристик.
1. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые местности. Геологическое строение края обусловлено его тектонической структурой. С последней тесно связаны формы рельефа – как крупные (горные системы, равнины), так и меньшие по размерам. Геологическая история региона объясняет наличие (или же отсутствие) полезных ископаемых.
2. Гидрологические условия. Краеведческое изучение охватывает все виды природных вод: реки, озера, водохранилища, источники (ключи) и др. Оно включает данные обо всей озерно-речной системе края, ее особенностях.
3. Климатические условия. Климат рассматривается как характерный для данной местности многолетний режим погоды. Он является результатом взаимодействия трех климатообразующих факторов: радиационного, циркуляционного, подстилающей поверхности. На основе их действия выясняется общий климатический характер местности – продолжительность времен года, весенние и осенние заморозки, самые жаркие и холодные дни; число ясных, пасмурных и дождливых дней; количество атмосферных осадков; господствующие ветры и др.
4. Почвенный покров как один из базовых элементов природного краеведения. От него зависит растительность края, с ней связан животный мир. Изучаются характеристика и структура почв, возможности их хозяйственного использования.
5. Растительность – одна из важнейших характеристик края. Здесь необходимо знание местной флоры. Отмечаются наиболее распространенные растения и особо – реликты, эндемики. Отдельными объектами изучения выступают леса, луга, степи, растительность водоемов.
6. Животный мир также требует пристального внимания краеведа. Он предстает как фауна края, в которой устанавливается, какие животные являются типичными для данных природных условий, а какие эндемичными или реликтовыми.
Особо выделяется как объект краеведения населения края. Его полная характеристика включает численность жителей, динамику населения (темпы роста или убыли), его плотность и степень заселенности края, естественное движение населения (рождаемость, смертность) и миграцию, которая также изменяет население края (механический прирост или убыль).
Объект экономики местного края краеведения охватывает все многообразие хозяйственной деятельности населения края. Экономика представляет собой совокупность всех ее отраслей: промышленность, аграрное производство, транспорт, связь, строительство, торговля и др. Важно представить значение отраслей в экономике края, их удельный вес, внешние связи, размещение по территории края. Объектом краеведческого изучения могут быть и отдельные производственные предприятия. Многие из них имеют особенно большое значение, являясь градообразующим фактором, меняя жизнь края.
Вопрос 7. История и культура края как объекты краеведческой деятельности.
Это один из самых объемных и значительных объектов краеведения, имеющих неоценимое познавательное и воспитательное значение. Краеведение вообще невозможно без исторического подхода. Историческое краеведение – область прикладной истории и характеризуется локальностью изучаемых процессов, событий. Однако этот материал по хронологическому размаху, как правило, столь же велик, сколько существует человеческое общество на данной территории.
Конкретными объектами краеведения являются памятники истории и культуры, представляющие научную, художественную ценность. Виды памятников, находящихся под охраной государства: памятники истории (здания, сооружения, памятные места и предметы, связанные с историческими событиями, жизнью выдающихся людей и др.); памятники археологии (городища, места захоронений и др.); этнографические памятники (все, что отражает этнические и культурно-бытовые процессы различных народов); памятники градостроительства и архитектуры; документальные памятники. Так же Объектами краеведения служат и все виды искусства – литература, живопись, графика, скульптура, декоративное и прикладное искусство.
Дата добавления: 2019-09-02 ; просмотров: 458 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Понятие «краеведение». Объект изучения краеведения.
§ Что такое «краеведение»? Что означает слово «ведать»? § Переведите с греческого слово «география».
§ Как вы думаете, почему люди путешествуют?
Изучая географию родного края, вы узнаете о размерах и географическом положении нашей области, о природе и ее огромной ценности для человека. Родина – это такое место на Земле, где ощущаешь себя дома, где окружающие люди говорят на родном для тебя языке, близки тебе по образу жизни, культуре, мироощущению. Это место, которое вспоминаешь со щемящей тоской, находясь на чужбине, куда хочется вернуться, которому хочется поклониться.
Любовь к Родине связана с любовью к родным местам – городу, селу, где человек Спросите у родителей, где родился, вырос, живёт. Наш край – Донецкая они родились, где ходили в садик, где живут их первые друзья. область. Её история тесно связана с историей нашего Отечества и своими корнями уходит в
седую старину. Донецкая земля – свидетель важнейших исторических событий прошлого и настоящего.
Краеведение – это география малой Родины, называемой родным краем, своей местностью. Это изучение местным населением природы, населения, хозяйства, истории и культуры какой-либо части страны, административного или природного района, населенных пунктов.
Как вы думаете, какие |
науки |
связаны |
с |
краеведением? |
Краеведение своими корнями уходит в далекое прошлое. У всех народов, во все времена были люди, которые хорошо знали окружавшую их местность, ее природу, прошлое и современную жизнь, фольклор. Безвестные народные «краеведы» были знатоками родных мест. Свои знания исторического, географического, культурного характера устно или в различных
документах они передавали последующим поколениям, тем самым сохраняя преемственность в материальной и духовной культуре народов.
Краеведение принадлежит к
комплексным наукам. Краеведение изучает Вспомните, как в древние природу, историю, хозяйство, население времена называлась территория края, его культуру, быт. Но в отличие от современной Донецкой области? других наук, краеведение не только изучает,
но и оценивает значительность событий, ценность памятников, красоту пейзажей, выявляет общее для страны и края, а также особенные черты, присущие только ему. Краеведение – это комплекс дисциплин, различных по содержанию и методам исследования, но ведущих к научному и всестороннему познанию края.
Объектом изучения краеведения являются заповедные территории и административные районы, улицы, культурные и историко-бытовые ансамбли и памятники, жилые дома, особняки, усадьбы, монастыри, церкви, кладбища, сады и парки и т.д.
Приведите |
примеры |
источников |
географических |
знаний, |
которыми |
вы |
пользовались. |
Краеведение не только рассказывает о прошлом и настоящем Донецкого края. Главной задачей краеведения является воспитание любви к своему городу, району, селу, уважения
к его истории, традициям, бережного отношения к памятникам истории и культуры.
Как из родника человек утоляет жажду, так и из книг узнает то, что его интересует. Но не только из книг черпаем мы информацию. Краеведение располагает большим набором источников для исследования прошлого и настоящего края. Их можно разделить на письменные, вещественные, изобразительные и устные.
Письменные источники – это
летописи, воспоминания Какой интересной
географической информацией о своем
путешественников, посещавших наш край, крае вы можете поделиться? документы и материалы, хранящиеся в
архивах. Также это публикации в газетах и журналах (как в старинных, так и в современных), рукописи исследований по краеведческой тематике, письма, дневники и т.д..
Кроме учебника, источниками информации служат географические справочники и энциклопедии, карты и атласы, географические журналы и газеты. Много нового, полезного и интересного можно узнать из радио- и телепередач: прогнозы погоды, сообщения о стихийных явлениях, о природных диковинках, о культуре населения разных стран и т.п. Сейчас Рис.1. Глазомерная съемкадля получения необходимых географических знаний пользуются
услугами Интернета – всемирной компьютерной сети. С ее помощью можно за считанные минуты обмениваться географической информацией – картографической, текстовой, видео, звуковой.
В краеведческой работе применяются такие методы краеведческого исследования: литературный, полевых наблюдений, картографический, статистический, визуальный, анкетный и личных бесед, фотографирование и киносъемка, экскурсионный, архивный метод.
Назовите ситуации, когда вы |
пользовались |
географической |
картой. |
Литературный метод связан с использованием разного рода печатных источников об изучаемой территории. Знакомство с литературой важно для того, чтобы получить предварительные знания об исследуемой территории и в своей работе не повторять того, что уже раньше сделано. Оно помогает краеведу узнать об истории развития края. Изучение литературы необходимо и для теоретических обоснований выводов, получаемых в краеведческих исследованиях.
Метод полевых наблюдений особенно часто применяется для изучения природных условий (например, погоды). Он включает различные исследования в стационарных (на географической площадке) и полевых условиях с применением технических средств: специальной (доступной для школы) аппаратуры и инструментов, фото- и киноаппаратуры.
Картографический метод исследования предполагает работу с картой с целью раскрытия пространственных сочетаний в природе и в хозяйстве на территории края. С карты начинается краеведческое исследование, на нее наносятся результаты. Глазомерная съемка местности и составление разных карт – важнейшая часть исследования.
Статистический метод заключается в отборе количественных показателей и их обработке, особенно при изучении населения, хозяйства, экономических связей. Этот метод состоит из разнообразных подсчетов количественных данных, вычислений средних величин, составлений таблиц.
Визуальный метод – это непосредственные наблюдения изучаемых явлений и предметов. Он очень часто применяется в школьных краеведческих исследованиях, в походах, на экскурсиях. Однако он не может обеспечить достаточное качество результатов без сочетания с другими методами.
Метод анкетирования местного населения и личных бесед с краеведами, старожилами помогает установлению исторических и бытовых фактов, уточнению уже известных сведений.
Фотографирование и киносъемка.
Результаты фотографирования и Из приведенных методов киносъемки типичных объектов края и краеведческого исследования назовите те, картин жизни, будучи объединены которыми вы пользовались.
вместе, могут дать материал для интересных альбомов-монографий и кинодемонстраций по отдельным вопросам.
Экскурсионный метод. Во время экскурсии человек имеет возможность познакомиться с природными объектами, прикоснуться к истории родного края. Экскурсии и походы очень популярны, так как дают нам возможность познакомиться с подлинными объектами.
Архивный метод. В архивных документах, старых периодических изданиях содержится масса интересной информации, зачастую уникальных данных. Данная форма рассчитана на людей, увлеченных историей, требует большой усидчивости, кропотливости.
Академик Д.С. Лихачев писал:
«Многое связывает человека с местом, Подберите несколько афоризмов где он родился и вырос. Родной край, его (цитат, высказываний) известных люди, природа, пройдя через сознание, людей о любви к Родине, о своем крае.
Предмет, объект и задачи краеведения. Краеведение
Предметом изучения краеведения является территория, местность, а объектами географического краеведения – природа, население, хозяйство, история, археология края.
Сущность краеведения заключается в комплексном изучении природы, населения, хозяйства, этнографии, истории, археологии, культуры в их динамике в данной местности. Природа края и отдельные компоненты, население и хозяйство изучают во взаимосвязи и развитии, т.е. с исторических позиций. Природа, население, хозяйство края изучаются как часть более крупных историко-природно-социально-хозяйственных районов страны.
В связи с этим в процессе комплексного изучения своего края необходимо выделить общие черты с историей, природой и социально-хозяйственным комплексом страны. Одновременно выявляются местная специфика, типичные особенности, характеризующие данный край, а также уникальные его объекты, явления и процессы.
Краеведение предусматривает усвоение ряда принципиальных положений. Данные принципы носят характер самых общих указаний, правил, норм регулирования процесса познания и включают руководящие идеи, законы и закономерности.
Систематичность и последовательность предполагает длительное, регулярное изучение края, без чего нельзя делать выводы, обобщения, устанавливать закономерности, характерные для данной территории, а также проследить взаимосвязь и взаимообусловленность предметов, явлений, событий в данном крае с таковыми на других территориях нашей страны.
Общее краеведение охватывает самый широкий круг вопросов, касающихся истории, этнографии, культуры, археологии, природы, населения, промышленности, сельского хозяйства, транспорта и др. В зависимости от объектов исследования в нем выделяют историческое, литературное, этнографическое, биологическое, географическое, экологическое и другие направления.
Географическое краеведение предусматривает изучение природы, населения, хозяйства края в их тесной взаимосвязи. Этому направлению больше, чем любому другому, свойствен комплексный подход, что обязывает географов играть ведущую роль в изучении края.
Физико-географическое краеведение как составная часть географического краеведения занимается изучением и картографированием как отдельных компонентов природы (геологическое строение, рельеф, полезные ископаемые, климат, почвы, растительность, животный мир), так и природных комплексов низшего ранга (фаций, урочищ, местностей) в пределах своего края (населенного пункта, района, области).
Историческое краеведение изучает прошлое края, памятники истории. Это не только исследование, но и деятельность, направленная на распространение знаний по истории края. Объектами исследования исторического краеведения являются памятники, памятные места, связанные с историческими событиями, с деятельностью отдельных личностей, произведения материального и духовного творчества. В задачи исторического краеведения входят исследование памятников и поиск новых, еще неизвестных. Цель краеведов – увековечить их для истории, сохранить их или сведения о них для потомков.
Природоведческое краеведение помогает увидеть и оценить красоту природы, формирует навыки экологической культуры. Оно изучает как отдельные компоненты природы, так и их взаимосвязи, выявляет типичные явления, характеризующие природу края, и уникальные объекты.
Экономическое краеведение. Основными объектами экономического краеведения являются:
Ø хозяйство края в целом, отдельные отрасли, предприятия;
Ø населенные пункты.
Изучение экономики края требует исторического подхода, так как важно знать не только современное состояние хозяйства, но и причины возникновения различных его отраслей.
Население края характеризуется численностью, естественным движением, миграцией, социально-демографической структурой, расселением.
Населенные пункты делятся на городские и сельские. Все населенные пункты своеобразны. Задача экономического краеведения состоит в том, чтобы раскрыть своеобразие (характерные особенности истории, экономико-географического положения, природных условий и т.п.) поселения как составной части края.
Искусствоведческое краеведение прививает бережное, уважительное отношение к памятникам искусства, приобщает к культурно-художественному населению. Искусствоведческое краеведение изучает произведения архитектуры, литературы, изделия народных промыслов и как источник знаний по истории и культуре края, и как источник знаний о самом искусстве.
Топонимика – наука о географических названиях, призванная объяснять их происхождение.
В нашей стране сложились три организационные формы краеведения: государственное, школьное и общественное.
Наиболее распространенной формой государственного краеведения являются краеведческие музеи и библиотеки. Значительна роль музеев в изучении края и пропаганде знаний о нем путем проведения экскурсий, издания книг, брошюр, плакатов, организации выставок и чтения лекций для населения. К формам государственного краеведения относятся местные научно-исследовательские учреждения, организации (гидрометеостанции, сельскохозяйственные опытные станции, научно-исследовательские институты, экспериментальные базы, архивы и т.д.), а также соответствующие отделы управления рай-, гор- и облисполкомов. В организациях и учреждениях сосредоточиваются разнообразные краеведческие материалы, позволяющие на их основе проводить глубокие научные исследования, делать обобщения и выводы.
Отрасли народного хозяйства объединяются в межотраслевые комплексы – объединения отраслей хозяйства, связанных единой целью развития (топливно-энергетический, машиностроительный, химический, лесной, агропромышленный, строительно-промышленный, социальный, транспортный).
Главной универсальной энциклопедией является Белорусская советская энциклопедия в 12 томах
В Беларуси изданы научно-популярные книги, справочники, путеводители разного объема, профиля и содержания: по областям, городам, мемориалам, туристским маршрутам, заповедникам, памятникам природы и др.
издана «Чырвоная кнiга Рэспублiкi Беларусь».
Много ценных сведений по природе Беларуси содержится в научно-популярном журнале «Родная природа», газете «Экологический бюллетень»
Статистические источники . Важным источником краеведческой информации являются материалы государственной статистики.
Периодически проводимые переписи населения дают информацию о численности, естественном движении, демографическом и национальном составе, расселении населения в крае
Центральное статистическое управление выпускает статистические сборники по населению, хозяйству отдельных областей и республики в целом.
Картографические источники . В краеведческих исследованиях карты служат не только как источник информации, но и как результат исследований, синтезирующих информацию, полученную другими методами. Карты отличаются по масштабу, содержанию, охвату территории.
На специализированных картах отдельные компоненты и элементы показываются с наибольшей подробностью.
Анализ общих и тематических физико-географических карт дает возможность получить конкретные сведения о тектонике и геологическом строении, рельефе, климате.; почв, растительности.
Сопоставляя различные типы физико-географических используя метод наложения, можно устанавливать взаимосвязь между компонентами и элементами природы, выявлять территориальные отличия.
Архивные источники. Государственные архивы являются хранителями документального многовекового наследия народа.. Она включает два центральных архива в Минске (Национальный исторический архив Беларуси, Национальный архив Республики Беларусь), а также областные, городские и районные.
В фондах центральных и областных архивов сохраняются материалы, характеризующие природу и все стороны жизни края: промышленность, сельское хозяйство, транспорт, образование, культуру, искусство и т.д.
В фондах областных архивов содержатся материалу дореволюционного периода, раскрывающие работу бывших губернских учреждений, управления жандармерии губернского статистического комитета, казенной и контрольной палат и т.д.
Ценные материалы находятся в архивах при музеях, библиотеках, личных архивах граждан.
Устные источники. Этот вид информации может быть существенным дополнением к другим источникам. К числу устных источников краеведческих сведений относят беседы с интересными людьми, старожилами края. Они являются хранителями разнообразной информации по истории, природе, населению, его быту и культуре. Важно также изучение устного народного творчества: сказки, предания, былины, песни, пословицы и поговорки.
Полевые наблюдения и исследования . Источником информации являются также материалы полевых исследований и наблюдений. Во время полевых исследований могут изучаться населенные пункты и хозяйственные объекты. Метод визуальных наблюдений может дать положительные результаты лишь в сочетании с другими методами изучения своего края.
7. Методы изучения края (литературный, картографический, статистический, полевых исследований и наблюдений).
Литературный метод изучения используется для получения предварительных сведений об изучаемой территории. К источникам информации по краеведению относятся разнообразные книги, материалы периодической печати (газеты, журналы), архивные и музейные документы.
Картографический метод направлен на выяснение пространственного размещения природных, социально-хозяйственных, исторических и археологических объектов на изучаемой территории.
Все краеведческие исследования должны начинаться с составления карты и картосхемы изучаемой местности. На картографической схеме наносят результаты исследований.
Статистический метод заключается в отборе количественных показателей и их обработке, особенно при изучении климата, населения и хозяйства края. можно представить в виде линейного графика или столбиковой диаграммы. Графические материалы наиболее полно отражают изменения, происходящие в жизни края, показывают динамику экономико-географических явлений. Этот метод основан на отборе и анализе количественных показателей колхозов (совхозов, фермерских хозяйств, промышленных предприятий, учреждений и ведомств с последующим составлением карт, схем, таблиц, графиков, диаграмм).
При организации полевых исследований и наблюдений необходимо прежде всего определить границы территории, которая будет изучаться, затем выделить основные объекты и рассчитать время на их исследование и, главное, составить примерный план изучения природных и хозяйственных объектов.
Краеведческие исследования начинают с изучения природных условий, которые должны осуществляться ландшафтными метода ми.
Наряду с природой в содержание краеведческой работы входит изучение населения, хозяйства, истории хозяйственного освоения территории, взаимоотношения между природой и человеком.
Изучение начинается с определения географического положения. По картам и в результате разного рода работ на местности определяют границы исследуемого района, рассматривают его окружение, дают качественную оценку географического положения. Очевидно, что для выполнения данного задания необходимо иметь картографическую основу изучаемой территории.
Геологическое строение, полезные ископаемые.
1.Положение исследуемой территории относительно крупных тектонических структур. Глубина залегания кристаллического фундамента, его петрографический состав.
2.Характеристика осадочных дочетвертичных отложений (возраст, мощность и т.д.). Выходы коренных пород и их характеристика.
3.Характеристика четвертичных отложений (состав, мощность, происхождение, распространение по территории).
4. Полезные ископаемые (в коренных породах и в четвертичной толщине) и их хозяйственное использование.
Климат.
1.Характеристика климатообразующих факторов и процессов, их влияние на радиационный, циркуляционный режимы.
2.Характериститка элементов климата: температура, осадки, ветер, давление и его изменение в течение года.
3.Характеристика времён года.
4.Климатические и микроклиматические различия на территории края.
5.Агроклиматические ресурсы. Влияние климата на особенности хозяйственной деятельности человека.
Воды.
В зависимости от функционального назначения и режима охраны выделяют четыре группы особо охраняемых территорий и объектов: заповедно-эталонные (заповедники и резерваты с заповедным режимом природопользования); ресурсозащитные (заказники, почвозащитные и водоохранные леса); объектозащитные (защитные полосы вдоль шоссейных и железных дорог); средозащитные (зеленые зоны вокруг населенных пунктов, курортные зоны, природные и национальные парки и др.); рекреационные (участки суши или водной поверхности, предназначенные для отдыха населения, восстановления здоровья, территории туристских маршрутов).
— 1 национальный парк – Беловежская пуща
— 19 республиканских заказников, из которых 5 ландшафтных, 2 гидрологических, 12 биологических
— 28 местных заказников
— 34 республиканских памятника природы
— 36 местных памятника природы
Красная книга Республики Беларусь представляет собой издание, содержащее список редких и находящихся под угрозой исчезновения на территории Беларуси видов (в том числе подвидов) диких животных и дикорастущих растений.
Среди наблюдений в природе наибольшее значение имеют фенологические. В зависимости от объекта наблюдения выделяют фенологию неживой (метеорологические, гидрологические) и живой (растения, животные) природы. Для наблюдений выбирается один или несколько типичных участков в лесах, на лугах, болотах, сельскохозяйственных угодьях. Дается краткое описание географического положения, рельефа, гидрологических условий каждого участка. Наблюдать следует не за отдельными деревьями, кустарниками, а за популяцией в целом. На фоне развития живой природы можно выделить отдельные периоды или фазы. Так, у деревьев – фазы сокодвижения, созревания плодов или семян, у млекопитающих – линька, появление потомства, у птиц – миграции, кладка яиц, линька и т.д. Однако растения и животные не сразу вступают в ту или иную фазу своего развития, а проходят три стадии. Начало фазы отмечается днем, когда она наблюдается лишь у отдельных экземпляров, особей; разгар фазы – при массовом ее наступлении (массовый прилет птиц, массовое цветение ольхи, мать-и-мачехи); конец фазы – при завершении явления (отцветание, конец листопада, конец осенней линьки).
Наблюдения за животными представляют большую трудность из-за их подвижности и перемещения с места на место. Часто для определения той или другой фенофазы приходится пользоваться косвенными признаками (учет повадок, следов, голосов и т.д.). Более доступны наблюдения за птицами и насекомыми.