Что относится к объектам бухгалтерского учета
Бухгалтерский учет
Бухгалтерский учет – это беспрерывный и систематизированный сбор, фиксация, а также интерпретация специфической информации. Если детально разбирать вопрос бухгалтерии, тогда речь идет о системе, которая позволяет оперировать данными касательно всех производимых в предпринимательстве хозяйственных операций и обязательств, выраженных в финансовом отношении.
Документальная фиксация данной информации ведется по принципу постоянности и непрерывности, то есть с момента регистрации новой фирмы и до ее полной ликвидации, согласно действующим регламентам.
Законодательное регламентирование и основные определения бухучета
На сегодняшний день бухучет обязателен при ведении предпринимательской и хозяйственной деятельности, ведь данное положение закреплено в отечественной законодательной базе. Основные положения прописаны в Положении «О ведении бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ», а также в Федеральном Законе «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ, который вступил в силу 01 января 2013 года.
Все требования, закрепленные на законодательном уровне и должны выполняться в обязательном порядке на всей территории страны для представителей небанковских коммерческих структур.
Основные определения бухгалтерского учета
Чтобы решить основные задачи бухгалтерского учета, необходим целый набор приемов и способов, которые в совокупности составляют метод бухгалтерского учета. Данный метод включает ряд важных элементов:
Кто может заниматься бухучетом
На предприятии предусмотрена должность главного бухгалтера, которая считается очень важной и серьезной. Однако небольшая организация может и не иметь штатного специалиста, тогда эти обязанности могут выполняться:
Причины необходимости ведения бухучета
Первая и самая весомая причина того, почему необходимо обязательно вести бухгалтерский учет предприятия по общепринятой процедуре – данное требование закреплено законодательно. Поэтому выбора нет, если предприниматель хочет работать, нужно вести свою деятельность согласно букве закона.
В законе нет условия, которое бы могло разрешить организации не вести бухгалтерский учет, ведь он обязателен. Если бухгалтерская отчетность никогда не велась, хозяйственные операции не фиксировались, как следует, а отчеты не подавались контролирующим органам, тогда предприниматель будет привлечен к ответственности:
Цели бухучета
Бухгалтерский учет позволяет формировать полную картину динамики деятельности организации и данных об имущественном состоянии. Эти данные необходимы не только для констатации фактов и отчетности налоговой, ведь с их помощью можно строить прогнозы на будущее. Исходя из этого, бухучет помогает в решении следующих задач управляющего бизнесом и владельца:
Так как интересы заинтересованных пользователей разнятся, данные бухгалтерского учета не могут удовлетворить каждую из сторон в полном объеме. Информация, формирующаяся в бухгалтерском учете для внешних пользователей, частично удовлетворяет потребности, являющиеся общими для всех пользователей. Для решений, которые принимаются всеми заинтересованными пользователями, потребуется оценка на предмет способности организации воспроизводить денежные средства и другие подобные активы, а также объемы и регулярность их поступления. Результатом такой проверки станет реальная оценка возможности фирмы осуществлять выплаты государству, работникам, инвесторам, поставщикам, заимодавцам и подрядчикам.
Цель бухгалтерского учета в отношении внутренних пользователей состоит в формировании полной картины для руководства, которая поможет принять верные управленческие решения. Также руководство организации полностью заинтересовано в предоставлении информации внешним пользователям для контроля, анализа и правильного планирования. При этом имеется в виду, что информация для внешних пользователей формируется, в том числе на основе информации для внутренних пользователей, относящейся к финансовым результатам деятельности, финансовому положению организации, а еще изменениям в ее финансовом положении.
Объекты бухгалтерского учета
Основными объектами бухгалтерского учета принято считать:
Имущество или имущественные активы в свою очередь состоят из оборотных (например, деньги в кассе и на счетах, запасы сырья, дебиторская задолженность) и внеоборотных активов (например, капитальные вложения, земельные участки, основные средства). К обязательствам организации относятся: заработная плата, счета к оплате, налоги к оплате и т.д.
Основные задачи бухгалтерского учета
Главная и первостепенная задача бухгалтерского учета – это постоянное формирование актуальной и достоверной информации касательно деятельности организации, а также полном имущественном положении. Данная бухгалтерская информация обязательно необходима широкому кругу пользователей: учредителям, собственникам имущества организации, руководителям, кредиторам, участникам организации, инвесторам и другим пользователям бухгалтерской отчетностью. При должном анализе, данные позволяют решать целый спектр задач:
Основополагающие принципы бухгалтерского учета
В процессе ведения бухгалтерского учета требуется скрупулезность и точность, поэтому строится на следующих принципах:
1С:Бухгалтерия 8
«1C:Бухгалтерия 8» — это самая популярная бухгалтерская программа, способная вывести автоматизацию учета на качественно новый уровень. Удобный продукт и подключаемые к нему сервисы позволят эффективно решать задачи бухгалтерской службы любого бизнеса!
Что относится к объектам бухгалтерского учета
2. Настоящий Стандарт определяет основные правила (способы) ведения бухгалтерского учета субъектами бухгалтерского учета, объекты бухгалтерского учета, общие правила признания (прекращения признания) их в бухгалтерском учете, оценку (денежное измерение), а также методы оценки (денежного измерения) объектов бухгалтерского учета, общие требования к порядку формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности, и ее качественные характеристики, основные принципы (допущения) подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектами бухгалтерской (финансовой) отчетности, а также основные требования к инвентаризации активов и обязательств, осуществляемой в целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности.
(в ред. Приказа Минфина России от 30.06.2020 N 130н)
(см. текст в предыдущей редакции)
учреждения, финансовые органы, органы, осуществляющие кассовое обслуживание, составляющие на основе данных бухгалтерского учета индивидуальную бухгалтерскую (финансовую) отчетность;
4.1. В случае, если ведение бухгалтерского учета и (или) составление и (или) представление бухгалтерской (финансовой) отчетности, консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, иной обязательной отчетности, формируемой на основании данных бухгалтерского учета передано в соответствии с законодательством Российской Федерации иному государственному (муниципальному) учреждению (централизованной бухгалтерии), положения настоящего Стандарта, предусмотренные в отношении субъекта учета, субъекта отчетности (субъекта консолидированной отчетности), распространяются на централизованную бухгалтерию.
(п. 4.1 введен Приказом Минфина России от 30.06.2020 N 130н)
5. Бухгалтерская (финансовая) отчетность по степени обобщения в ней информации и порядка ее формирования подразделяется на индивидуальную, консолидированную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.
6. Индивидуальная бухгалтерская (финансовая) отчетность формируется с представлением за отчетный период данных о:
— нефинансовых и финансовых активах, обязательствах Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, государственного (муниципального) учреждения на первый и последний день отчетного периода по счетам плана счетов бюджетного учета (плана счетов казначейского учета), бухгалтерского учета государственных (муниципальных) бюджетных (автономных) учреждений;
(в ред. Приказа Минфина России от 30.06.2020 N 130н)
(см. текст в предыдущей редакции)
Абз. 3 п. 6 (в ред. Приказа Минфина России от 30.06.2020 N 130н) применяется при формировании отчетности по операциям системы казначейских платежей с 01.01.2021.
— финансовом результате деятельности, результатах исполнения бюджета бюджетной системы Российской Федерации (бюджетной сметы), плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) бюджетного (автономного) учреждения, результатах управления остатками на едином казначейском счете;
(в ред. Приказа Минфина России от 30.06.2020 N 130н)
(см. текст в предыдущей редакции)
Абз. 4 п. 6 (в ред. Приказа Минфина России от 30.06.2020 N 130н) применяется при формировании отчетности по операциям системы казначейских платежей с 01.01.2021.
— движении денежных средств (движении денежных средств в системе казначейских платежей);
(в ред. Приказа Минфина России от 30.06.2020 N 130н)
(см. текст в предыдущей редакции)
— иной информации, необходимой пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.
Индивидуальная бухгалтерская (финансовая) отчетность предназначена для представления ее в соответствии с законодательством Российской Федерации в органы государственного (муниципального) финансового контроля, налоговые органы, финансовые органы, государственные (муниципальные) органы для целей управления учреждением и иных аналогичных целей.
Индивидуальная бухгалтерская (финансовая) отчетность подлежит публикации в части раскрываемых показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности и пояснений к ним, публикация которых является обязательной в соответствии с законодательством Российской Федерации.
7. Консолидированная бухгалтерская (финансовая) отчетность формируется посредством обобщения и представления информации о финансовом положении и финансовом результате деятельности группы субъектов отчетности, определенной исходя из подведомственности (подконтрольности) субъектов отчетности, принадлежности субъектов отчетности к одному публично-правовому образованию, к группе публично-правовых образований.
Консолидированная бухгалтерская (финансовая) отчетность должна раскрывать информацию таким образом, как если бы она была подготовлена одним субъектом отчетности. Показатели консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности формируются путем суммирования одноименных показателей и исключения подлежащих консолидации взаимосвязанных показателей (при наличии таковых) бухгалтерской (финансовой) отчетности группы субъектов отчетности.
8. По степени раскрытия информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности такая отчетность подразделяется на бухгалтерскую (финансовую) отчетность общего назначения и бухгалтерскую (финансовую) отчетность специального назначения.
9. Бухгалтерская (финансовая) отчетность общего назначения формируется субъектом отчетности в целях представления пользователям бухгалтерской (финансовой) отчетности, которые не обладают в соответствии с законодательством Российской Федерации правом требовать предоставления отчетности, информации о деятельности субъектов отчетности.
В бухгалтерской (финансовой) отчетности общего назначения раскрывается информация о финансовом положении субъекта отчетности (находящихся в его распоряжении активах и принятых им обязательствах), финансовых результатах деятельности (доходах и расходах) и движении денежных средств за отчетный период, а также об использовании за отчетный период денежных средств, государственного (муниципального) имущества при достижении им поставленных целей деятельности по оказанию услуг (выполнению функций (полномочий), для осуществления которых субъект отчетности создан.
Пользователями бухгалтерской (финансовой) отчетности общего назначения являются получатели государственных услуг, исполнители государственных (муниципальных) контрактов, кредиторы, инвесторы, заемщики, участники международных договоров, заключенных Российской Федерацией, сотрудники учреждений, иные граждане Российской Федерации и организации, заинтересованные в изучении (использовании) показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности общего назначения.
Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности общего назначения устанавливается в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
При анализе показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности общего назначения ее показатели необходимо рассматривать в контексте с другой информацией, предоставляемой субъектами отчетности в отношении своей текущей и планируемой деятельности, а также с учетом факторов, которые влияют на такую деятельность.
10. Бухгалтерская (финансовая) отчетность специального назначения формируется субъектом отчетности для пользователей, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации обладают правом требовать представления с учетом своих потребностей информации о деятельности субъектов отчетности, отличной от представляемой (раскрываемой) в составе бухгалтерской (финансовой) отчетности общего назначения.
К пользователям бухгалтерской (финансовой) отчетности специального назначения относятся Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации, главы муниципальных образований, законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы муниципальных образований, исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований), финансовые органы, органы государственного (муниципального) финансового контроля Российской Федерации, налоговые органы, органы государственной статистики, руководители субъекта отчетности, иные пользователи бухгалтерской (финансовой) отчетности, заинтересованные в изучении (использовании) показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности специального назначения и обладающие в соответствии с законодательством Российской Федерации правом требовать представления с учетом своих потребностей информации о деятельности субъектов отчетности.
11. Показатели бухгалтерской (финансовой) отчетности, сформированной субъектами отчетности, используются в качестве исходных данных для целей подготовки информации о статистике государственных финансов, статистической отчетности, в том числе для формирования статистических моделей, для финансового и (или) экономического анализа, в том числе оценки влияния государственной политики на экономическую деятельность.
12. Субъекты отчетности опубликовывают бухгалтерскую (финансовую) отчетность в порядке и случаях, которые установлены законодательством Российской Федерации.
13. Бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется в виде электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью, и (или) на бумажном носителе, в случае отсутствия возможности их формирования и хранения в виде электронных документов и (или) в случае, если федеральными законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено требование о необходимости составления (хранения) документа исключительно на бумажном носителе.
В случае, если законодательством Российской Федерации или договором предусмотрено представление бухгалтерской (финансовой) отчетности другому лицу или в государственный орган на бумажном носителе, субъект отчетности (субъект консолидированной отчетности) обязан по требованию другого лица или государственного органа за свой счет изготавливать на бумажном носителе копии бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной в виде электронного документа.
Субъекты отчетности обеспечивают хранение бухгалтерской (финансовой) отчетности в течение сроков, установленных в соответствии с правилами организации государственного архивного дела в Российской Федерации, но не менее пяти лет после окончания отчетного года, в котором (за который) они составлены.
При хранении бухгалтерской (финансовой) отчетности должна обеспечиваться защита данных отчетности от несанкционированных исправлений.
(п. 13 в ред. Приказа Минфина России от 10.06.2019 N 94н)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Приказа Минфина России от 30.06.2020 N 130н)
(см. текст в предыдущей редакции)
Утверждена приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 марта 2011 г. N 33н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 апреля 2011 г., регистрационный номер 20558), с изменениями, внесенными приказами Министерства финансов Российской Федерации от 26 октября 2012 г. N 139н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 декабря 2012 г., регистрационный номер 26195), от 29 декабря 2014 г. N 172н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 февраля 2015 г., регистрационный номер 35854), от 20 марта 2015 г. N 43н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 апреля 2015 г., регистрационный номер 36668), от 17 декабря 2015 г. N 199н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 января 2016 г., регистрационный номер 40889), от 16 ноября 2016 г. N 209н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 декабря 2016 г., регистрационный номер 44741), от 14 ноября 2017 г. N 189н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 декабря 2017 г., регистрационный номер 49217), от 7 марта 2018 г. N 42н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 марта 2018 г., регистрационный номер 50553), от 30 ноября 2018 г. N 243н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 декабря 2018 г., регистрационный номер 53168), от 28 февраля 2019 г. N 32н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 марта 2019 г., регистрационный номер 54184), от 16 мая 2019 г. N 73н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 июня 2019 г., регистрационный номер 54909), от 16 октября 2019 г. N 166н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 декабря 2019 г., регистрационный номер 56918), от 30 января 2020 г. N 11н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 апреля 2020 г., регистрационный номер 58191), от 6 апреля 2020 г. N 53н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 апреля 2020 г., регистрационный номер 58170).
(сноска в ред. Приказа Минфина России от 30.06.2020 N 130н)
(см. текст в предыдущей редакции)
Постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2019 г. N 1890 «Об общих требованиях к передаче Федеральному казначейству, финансовому органу субъекта Российской Федерации, финансовому органу муниципального образования полномочий соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местной администрации (их территориальных органов, подведомственных казенных учреждений) по начислению физическим лицам выплат по оплате труда и иных выплат, а также связанных с ними обязательных платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и их перечислению, по ведению бюджетного учета, включая составление и представление бюджетной отчетности, консолидированной отчетности бюджетных и автономных учреждений, иной обязательной отчетности, формируемой на основании данных бюджетного учета, по обеспечению представления такой отчетности в соответствующие государственные (муниципальные) органы» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2020, N 1, ст. 78).
(сноска введена Приказом Минфина России от 30.06.2020 N 130н)
В целях организации и ведения уполномоченными органами (централизованной бухгалтерией) бухгалтерского учета субъектов централизованного учета документами единой учетной политики при централизации учета, принимаемыми уполномоченными органами (централизованной бухгалтерией), определяются:
(в ред. Приказа Минфина России от 30.06.2020 N 130н)
(см. текст в предыдущей редакции)
а) методы оценки объектов бухгалтерского учета, порядок признания (постановки на учет) и прекращения признания (выбытия из учета) объектов бухгалтерского учета, и (или) раскрытия информации о них в бухгалтерской (финансовой) отчетности в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;
б) Рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий применяемые для ведения бухгалтерского учета субъектов централизованного учета коды счетов бухгалтерского учета (синтетического и аналитического учета) и правила формирования номера счета бухгалтерского учета, а также порядок внесения централизованной бухгалтерией в рабочий план счетов централизованного бухгалтерского учета изменений в случае изменений нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности либо поступления предложений субъектов централизованного учета по формированию аналитической информации по данным бухгалтерского учета;
в) порядок взаимодействия централизованной бухгалтерии при проведении субъектами централизованного учета инвентаризации активов, имущества, учитываемого на забалансовых счетах, обязательств, иных объектов бухгалтерского учета;
г) формы первичных (сводных) учетных документов, применяемых субъектами централизованного учета для оформления фактов хозяйственной жизни, по которым законодательством Российской Федерации не предусмотрены обязательные для их оформления формы документов, а также порядок взаимодействия централизованной бухгалтерии и субъектов централизованного учета при формировании таких первичных (сводных) учетных документов;
д) формы регистров бухгалтерского учета, иных документов бухгалтерского учета, применяемых централизованной бухгалтерией для ведения бухгалтерского учета, по которым законодательством Российской Федерации не предусмотрены обязательные для их оформления формы документов, а также порядок взаимодействия централизованной бухгалтерии и субъектов централизованного учета при предоставлении данных бухгалтерского учета, отраженных в регистрах бухгалтерского учета;
е) правила документооборота и технология обработки учетной информации, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов для отражения в бухгалтерском учете в соответствии с утвержденными графиком документооборота и (или) порядками взаимодействия структурных подразделений субъектов централизованной бухгалтерии и (или) лиц, ответственных за оформление фактов хозяйственной жизни, по предоставлению первичных учетных документов для ведения бухгалтерского учета;
ж) порядок признания в бухгалтерском учете и раскрытия в бухгалтерской (финансовой) отчетности событий после отчетной даты, в том числе предельная дата представления первичных учетных документов для раскрытия данных о событиях после отчетной даты в учете и (или) в годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности;
з) иные способы ведения бухгалтерского учета, необходимые для организации ведения бухгалтерского учета и формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности субъектов централизованного учета.
Основные положения единой учетной политики при централизации учета подлежат публичному раскрытию на официальном сайте централизованной бухгалтерии в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
(п. 14 в ред. Приказа Минфина России от 10.06.2019 N 94н)
Тема 1. Бухгалтерский учет и его сущность; предмет и метод бухгалтерского учета
Цель: раскрыть понятие бухгалтерского учета, его сущность, предмет и элементы метода.
Задачи:
Оглавление
1.1. Эволюция исторического развития учета
История хозяйственного учета насчитывает около шести тысяч лет. Учет возникал постепенно, поэтому точно определить дату его возникновения невозможно.
Появление письменности и развитие арифметики создали базу для возникновения учета, хозяйственная деятельность человека способствовала его повсеместному распространению. Система сплошного и систематического наблюдения и отражения фактов хозяйственной деятельности привела к возникновению так называемой простой бухгалтерии.
Двойная бухгалтерия ознаменовала новый этап в развитии учета. Практические учетные книги двойной бухгалтерии появились в Италии. Авторами, первыми описавшими двойную бухгалтерию, были купец Бенедитто Контрульи и математик Лука Пачоли. Постулаты Пачоли, выражающие суть двойной записи, звучат так:
Вслед за возникновением двойной записи появился баланс. По мнению Л. Пачоли, он является главной картиной, которую «рисует» счетный работник.
Двойная запись и баланс дали возможность контролировать движение вложенного капитала и выявлять прибыль.
Период зарождения и распространения двойной записи называют первым периодом развития бухгалтерского учета и датируют его окончание XVIII в.
Основные направления в науке «счетоведения», по которым пошло дальнейшее развитие бухгалтерского учета, были определены, на втором этапе развития бухгалтерского учета в период с конца XVIII до конца XIX века. В это время публиковалось большое количество работ по формам счетоводства, возникли различные теории счетоводства: юридическая, материалистическая, камеральная.
С начала XX в. и до наших дней длится четвертый период формирования бухгалтерского учета. Он характеризуется выработкой основной цели учета в условиях рыночной среды: обеспечение пользователей информацией для принятия управленческих решений.
Главным направлением развития бухгалтерского учета в наши дни является гармонизация подходов и стандартизация методов ведения учета и формирования отчетности.
С развитием производства, общественных и хозяйственных отношений появилась потребность в учете национального богатства. Отслеживались массовые события: проводилась регистрация предприятий, велось наблюдение за производством продукции. Это были предпосылки для развития статистического учета.
На рубеже XIX-XX вв. в связи с усложнением структуры производственных процессов, появлением крупных предприятий и необходимостью управления такими предприятиями возник оперативный учет.
Современная система хозяйственного учета включает в себя три составляющие: бухгалтерский, статистический и оперативный учеты.
1.2. Система хозяйственного учета в России
В Российской Федерации действует система хозяйственного учета, в которой выделяются три взаимосвязанных вида учета, а именно: оперативный, статистический, бухгалтерский.
Оперативный, или оперативно-технический, учет осуществляется и используется в целях принятия управленческих решений и организации контроля выполнения уставных обязательств. Этот вид учета не охватывает деятельность всего предприятия, но применяется для отражения деятельности отдельных подразделений, служб, участков. Ведение оперативного учета не носит обязательный характер, может быть прервано и возобновлено в соответствии с производственной целесообразностью. Учет ведется работниками различных подразделений (складов, цехов и др.).
Данные оперативного учета используются для повседневного текущего контроля и управления. Оперативный учет обеспечивает получение сведений о выпуске продукции, ее отгрузке, реализации, о соблюдении договоров-поставок, расчетов с поставщиками, подрядчиками и пр. Информация оперативного учета может быть представлена как на бумажном носителе, так и в устной форме, в том числе по телефону. Специальные методы для обработки данных оперативного учета не применяются или применяются при условии, что информация является основой бухгалтерского или статистического учета.
Оперативный учет разделен на оперативно-технический, оперативно-производственный, оперативно-торговый и другие виды учета в соответствии со сферой охвата.
Статистический учет наблюдает, изучает и обобщает массовые, качественно однородные явления и процессы, протекающие в различных сферах общества. Статистика собирает и обобщает сведения о состоянии и развитии экономики, ее отраслей в разрезе экономических регионов страны, движении рабочей силы, товарной массе, складывающейся на региональных рынках труда, товаров, ценных бумаг и т. п., движении, численности и составе населения по разным признакам.
Результаты статистического учета позволяют обеспечивать решения по управлению государством в целом. Работой по учету руководит Государственный комитет РФ по статистике.
Основой статистического учета являются данные бухгалтерского и оперативного учета. Учет ведется по методикам и указаниям Государственного комитета по статистике РФ с широким применением выборочного метод наблюдения, единовременных обследований.
Бухгалтерский учет применяется для отражения и контроля хозяйственной деятельности конкретной организации.
В отличие от других видов, бухгалтерский учет является сплошным в отражении, непрерывным во времени, регламентированным и документально обоснованным.
Сплошное отражение подразумевает, что вся финансово-хозяйственная деятельность организации, ее имущество, источники формирования имущества отражаются в данных бухгалтерского учета.
Непрерывность подразумевает постоянное ведение учетных операций.
Документальное отражение учетных операций имеет правовую основу, т. е. устанавливает правовую ответственность за выполняемую операцию, в силу чего записи в бухгалтерском учете имеют доказательную юридическую силу.
В бухгалтерском учете применяются три вида измерителей: натуральные, денежные, трудовые.
Натуральные измерители используются только для оперативной работы по учету наличия и движения хозяйственных средств: основных фондов, готовой продукции, материалов, товаров. При этом могут быть использованы различные виды измерителей в зависимости от физических свойств объектов учета.
Трудовые измерители используются для исчисления рабочего времени, затраченного на производство продукции или выполнение работ. Выражаются такие измерители в единицах времени (минутах, часах, днях) и служат для определения эффективности затрат труда: производительности, выполнения норм выработки, расчета заработной платы, ряда налогов и отчислений.
Универсальный и обобщающий характер носит денежный измеритель. Он позволяет суммировать величину качественно разнородных объектов, исчислять себестоимость продукции, работ, услуг, производить расчеты. Ведущая роль денежного измерителя в бухгалтерском учете определяется принципами ведения учетной работы.
Структура организации и порядок ведения бухгалтерского учета в определяющей мере зависят от организационно-правовой формы предприятия. В настоящее время в России функционируют предприятия различных форм собственности: федеральной, муниципальной, акционерной, кооперативной, частной, каждое из которых является юридическим лицом. Это могут быть как коммерческие (преследующие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли), так и некоммерческие организации. К основным организационно-правовым формам предприятий, наиболее распространенным в настоящее время, следует отнести открытые и закрытые акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, полные и коммандитные товарищества, государственные и муниципальные предприятия, производственные кооперативы. Такое разнообразие организационно-правовых форм диктует необходимость отражения специфики деятельности хозяйствующего субъекта в ведении бухгалтерского учета и формировании финансовой отчетности. Однако основным современным направлением реформирования отечественного бухгалтерского учета является стремление к унификации бухгалтерского учета и переход на международные стандарты финансовой отчетности.
Нельзя не учитывать, что в России, имеющей многолетний опыт ведения учета, глубокие бухгалтерские традиции и сформированный десятилетиями менталитет «российского бухгалтера», процесс реформирования не может проходить легко и быстро. Именно поэтому Программа реформирования бухгалтерского учета в России предусматривает поэтапный переход на международные стандарты финансовой отчетности путем принятия и ввода в действия 22 национальных стандартов, регулирующих методологию ведения бухгалтерского учета, а также полного комплекса методических нормативных актов.
Теоретические и методические основы бухгалтерского учета, его организация в РФ базируются на общепризнанных международных стандартах бухгалтерского учета и финансовой отчетности, разрабатываемых и публикуемых Комитетом по международным бухгалтерским стандартам. Международные бухгалтерские стандарты представляют собой систему правил ведения учета по отдельным его разделам и участкам.
Переход на международные стандарты в России осуществляется на базе действующей национальной системы бухгалтерского учета. Основные пути реформирования бухгалтерского учета в России определяет Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 06.03.1998 г. № 283.
Цель реформирования системы бухгалтерского учета — приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности.
Намечено несколько направлений проведения реформирования бухгалтерского учета, которые можно объединить в три взаимосвязанные составные части:
В настоящее время подготовлена и введена в действие большая часть из предполагаемых стандартов, однако работа по реформированию учета не закончена. Завершение перехода на новые стандарты предполагает пересмотр нормативных актов, регулирующих «технику» ведения учетного процесса, в том числе введение в действие нового плана счетов.
1.3. Бухгалтерский учет, его предмет и объекты
Согласно Закону Российской Федерации «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ, бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Такое определение характеризует этапы учетной деятельности и характерные черты бухгалтерского учета, а именно: более узкую направленность, чем у статистического учета на хозяйствующий субъект, и более широкую направленность, чем у оперативного учета, касающегося лишь отдельных сторон хозяйственной деятельности организации.
Предметом бухгалтерского учета является хозяйственная деятельность организации, направленная на выполнение уставных обязательств, т. е. операции, происходящие в сферах снабжения, производства и реализации продукции, а также результаты деятельности организации.
Объектами бухгалтерского учета (или составными частями предмета бухгалтерского учета) являются:
По составу и функциональной роли в процессе производства имущество организации подразделяют на две группы: внеоборотные активы и оборотные средства.
Рис. 1.1. Структура имущества организации
Структура имущества организации приведена на рис. 1.1.
Рассмотрим экономическое содержание каждого элемента имущества организации.
Внеоборотные активы – это активы, включающие в себя основные средства, оборудование к установке, нематериальные активы, незавершенные капитальные вложения, долгосрочные финансовые вложения.
Основные средства – это часть имущества, используемая в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг, либо для управления организацией в течение периода, превышающего 12 месяцев, или обычный операционный цикл, если он превышает 12 месяцев. Не относятся к основным средствам и учитываются в составе средств в обороте предметы, используемые в течение периода менее 12 месяцев, независимо от их стоимости, предметы стоимостью на дату приобретения не более 100-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда за единицу независимо от срока их полезного использования и иные предметы, устанавливаемые организацией, исходя из правил положений по бухгалтерскому учету.
Нематериальные активы – это объекты долгосрочного пользования, не имеющие физической субстанции, но имеющие стоимостную оценку и приобретаемые с целью использования в производстве и извлечения дохода сроком более 12 месяцев.
Капитальные вложения – это затраты на строительно-монтажные работы, приобретение оборудования, инструмента, приобретение и создание нематериальных активов, а также затраты по осуществлению долгосрочных финансовых вложений в ценные бумаги.
К финансовым вложениям относят инвестиции организации в государственные ценные бумаги, ценные бумаги и уставные капиталы других организаций, предоставленные другим организациям займы. При этом финансовые вложения делятся на две группы: долгосрочные и краткосрочные.
Оборотные активы состоят из оборотных фондов и фондов обращения, специфика которых в сравнительно большой скорости обращения.
Оборотные фонды – это средства, которые потребляются целиком в течение одного производственного периода и полностью переносят свою стоимость на продукт труда. Это сырье и материалы, топливо, полуфабрикаты, затраты в незавершенном производстве, животные на выращивании и откорме, расходы будущих периодов.
Фонды обращения – это предметы обращения, денежные средства и средства в расчетах.
В состав предметов обращения входят готовая продукция, предназначенная для реализации, находящаяся на складе и отгруженная; денежные средства, в том числе денежные средства в кассе, на расчетном, валютном и других счетах в банках, средства в расчетах в форме дебиторской задолженности.
Дебиторы – это физические и юридические лица, являющиеся должниками предприятия.
По источникам образования и целевому назначению имущество предприятий формируется на основе собственного и заемного капитала (долговых обязательств).
Структура источников формирования имущества организации приведена на рис. 1.2.
Рис. 1.2. Источники формирования имущества организации
В состав собственного капитала организации включается уставный капитал, добавочный капитал, резервный капитал, накопленная и нераспределенная прибыль, целевые поступления и финансирования, резервы предстоящих расходов и платежей.
Заемный капитал организации – это краткосрочные и долгосрочные кредиты банка, займы, кредиторская задолженность.
Кредиты банка – суммы полученных краткосрочных и долгосрочных кредитов банка.
Займы – задолженность по полученным от других юридических лиц (кроме кредитных учреждений) ссудам.
Кредиторская задолженность – задолженность организации поставщикам, прочим кредиторам. Возникновение кредиторской задолженности связано с временным лагом между моментом получения организацией ценностей или услуг и моментом их оплаты. Возникающая в результате задолженность становится дополнительным временным источником средств данной организации. Кредиторская задолженность включает в себя задолженность рабочим и служащим по заработной плате, органам социального страхования и налоговым органам по платежам в бюджет в связи с тем, что момент возникновения этого вида задолженности не совпадает с моментом погашения.
Основными хозяйственными процессами являются снабжение, производство и реализация. У организации могут быть и другие процессы, но указанные составляют основное содержание работы организации, взаимосвязаны и представляют собой объекты учета.
Процесс снабжения – это комплекс операций по обеспечению предприятия ресурсами для его непрерывной деятельности.
Процесс производства – это процесс по превращению материальных ресурсов при использовании основных средств и трудовых ресурсов в готовую продукцию или услуги.
Процесс реализации – это комплекс операций по сбыту готовой продукции, доведению до потребителя, определению финансового результата.
Общим для всех хозяйственных операций является их обязательное документирование и денежная оценка.
1.4. Метод бухгалтерского учета и его элементы
Методическую основу бухгалтерского учета составляет система способов и приемов, осуществляемых посредством следующих элементов:
Рассмотрим суть каждого элемента.
Документация – это первичная регистрация хозяйственных операций с помощью документов в момент и в местах их совершения.
Оформление хозяйственных операций первичными документами является обязательным и регламентированным. Документы должны обладать соответствующими реквизитами и соответствовать требованиям объективности, достоверности.
Документация обеспечивает сплошной, непрерывный и объективный характер бухгалтерских записей.
Инвентаризация – способ проверки соответствия фактического наличия имущества в натуре данным бухгалтерского учета. Проводится с целью выявления сохранности имущества и обеспечения достоверности данных учета. Объектами инвентаризации могут быть основные средства, производственно-материальные запасы, незавершенное производство, денежные средства в кассе, на расчетном и других счетах в банке, прочие объекты.
Бухгалтерский баланс – это способ экономической группировки и обобщения информации об имуществе организации по составу и размещению и источникам их образования в денежной оценке на определенную дату.
Средства предприятия отражаются в балансе в двух группировках: одна показывает, какими средствами предприятие располагает, другая – за счет каких источников сформировано это имущество. Баланс состоит из двух частей: актив и пассив. Обе части баланса всегда равны между собой, так как в них отражено одно и то же имущество.
Счет бухгалтерского учета – это экономическая группировка в виде таблицы, в которой систематизируется и накапливается текущая информация о состоянии имущества, источниках его образования, хозяйственных процессах.
Двойная запись – это способ регистрации хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета, согласно которому каждая хозяйственная операция отражается на двух счетах в равновеликих величинах.
Оценка – способ выражения в денежном измерении имущества предприятия и его источников. Проводится единообразно на всех предприятиях, что обеспечивает соблюдение установленных положений и правил оценки.
Калькуляция – это процесс исчисления денежных затрат, приходящихся на единицу продукции, работ и услуг.
Отчетность – система показателей, характеризующих производственно-хозяйственную и финансовую деятельность предприятия за определенный период. Показатели отчетности используются для анализа финансового состояния, принятия управленческих решений и в других целях.
Совокупность перечисленных выше способов и приемов формирует систему бухгалтерского учета.
Выводы
Хозяйственный учет как способ наблюдения, регистрации и контроля актов хозяйственной деятельности существовал во всех формациях, развивался и совершенствовался с развитием общества.
В системе хозяйственного учета Российской Федерации важное место занимает бухгалтерский учет, который организуется в рамках конкретного предприятия (организации), носит сплошной характер, строго документирован.
Бухгалтерский учет – это упорядоченная система сбора, регистрации обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Объектами учета являются имущество организации (по видам и назначению), источники формирования имущества, хозяйственные процессы, вызывающие изменения имущества и его источников.
Совокупность способов и приемов ведения бухгалтерского учета составляют его методическую основу. К элементам метода бухгалтерского учета относятся: документация, инвентаризация, бухгалтерский баланс, счета и двойная запись, оценка, калькуляция и отчетность организации.