Что относится к новым информационным технологиям

Новые информационные технологии

Что относится к новым информационным технологиям. Смотреть фото Что относится к новым информационным технологиям. Смотреть картинку Что относится к новым информационным технологиям. Картинка про Что относится к новым информационным технологиям. Фото Что относится к новым информационным технологиям Что относится к новым информационным технологиям. Смотреть фото Что относится к новым информационным технологиям. Смотреть картинку Что относится к новым информационным технологиям. Картинка про Что относится к новым информационным технологиям. Фото Что относится к новым информационным технологиям Что относится к новым информационным технологиям. Смотреть фото Что относится к новым информационным технологиям. Смотреть картинку Что относится к новым информационным технологиям. Картинка про Что относится к новым информационным технологиям. Фото Что относится к новым информационным технологиям Что относится к новым информационным технологиям. Смотреть фото Что относится к новым информационным технологиям. Смотреть картинку Что относится к новым информационным технологиям. Картинка про Что относится к новым информационным технологиям. Фото Что относится к новым информационным технологиям

Что относится к новым информационным технологиям. Смотреть фото Что относится к новым информационным технологиям. Смотреть картинку Что относится к новым информационным технологиям. Картинка про Что относится к новым информационным технологиям. Фото Что относится к новым информационным технологиям

Что относится к новым информационным технологиям. Смотреть фото Что относится к новым информационным технологиям. Смотреть картинку Что относится к новым информационным технологиям. Картинка про Что относится к новым информационным технологиям. Фото Что относится к новым информационным технологиям

Новые информационные технологии – это технологии, основанные на:

— повсеместном применении ЭВМ и оргтехники;

— активном участии пользователей (непрофессионалов в области вычислительной техники и программирования) в информационных процессах;

— высоком уровне дружественного пользовательского интерфейса;

— широком использованиии пакетов прикладных программ (ППП) общего и проблемного назначения;

— возможности для пользователя доступа к базам данных и программ, в том числе и удалённым, используя локальные и глобальные сети ЭВМ;

— анализе ситуаций при выработке и принятии управленческих решений с помощью автоматизированных рабочих мест специалистов;

— применении систем искусственного интеллекта;

— внедрении экспертных систем;

— создании новых информационных технологий.

Основные характеристики современных информационных технологий

МетодологияОсновной признакРезультат
Принципиально новые средства обработки информации«Встраивание» в технологию управленияНовая технология коммуникаций
Целостные технологические системыИнтеграция функций специалистовНовая технология обработки информации
Целенаправленные создание, передача, хранение и отображение информацииУчет закономерностей социальной средыНовая технология принятия решений

Свойства ИТ.

В отличие от энергетических, транспортных или, скажем, химических технологий, ИТ обладают следующими специфическими свойствами.

· Работа пользователя в режиме манипулирования (без программирования) данными. Пользователь не должен знать и помнить, а должен видеть (устройства вывода) и действовать (устройства ввода)

· Сквозная информационная поддержкана всех этапах прохождения информации на основе интегрированной БД, которая предусматривает единую форму введения, поиска, отображения, обновления и защиты информации

· Безбумажный процесс обработки документа, во время которого на бумаге фиксируется только его окончательный вариант, а промежуточные версии и необходимые данные, записанных на носителях, поставляются пользователю через экран дисплея ПК

· Интерактивный(диалоговый) режим решения задач с широкими возможностями для пользователя

· Коллективное изготовление документа на основе группы ПК, объединенных средствами коммуникации

· Адаптивная переработкаформы и способов подачи информации в процессе решения задачи.

— не имеют жёстких ресурсных и экономических ограничений;

— обладают гораздо более высокой, чем другие технологии, скоростью обновления, сменяя друг друга каждые 3-5 лет;

— увеличивают скорость и объёмы передачи информации между элементами мировой системы, мир становится как бы прозрачнее, реализуется доступ каждого человека к информационным ресурсам всей цивилизации;

— приобретают глобальный характер, охватывая все сферы социальной деятельности человека.

Но, наряду с весьма зримыми достоинствами ИТ, они обладают и рядом существенных недостатков.

Недостатки ИТ:

— интеллектуальное освоение последствий быстрого развития ИТ не поспевает за ростом получаемой и перерабатываемой информации;

— возникшая тенденция интеграции (объединения) мирового сообщества может привести к “размыванию” региональных и культурно-исторических особенностей развития народностей;

— недостаточность интеллектуального осмысления может привести к дестабилизации всего мирового развития (пример тому финансовые пирамиды 1997-98 годов, пострадала не только Россия, но ряд других стран);

— растёт влияние СМИ на общество. СМИ всё больше выступают в качестве менеджера общественного мнения (существует грустная статистика: число людей, поддающихся программированию составляет от 65 до 75%%);

— ИТ могут разрушить частную жизнь людей и организаций (взламывания, создание всеобщих баз данных и т.д.);

— существует проблема отбора качественной и достоверной информации (это также относится к недостаточности интеллектуального осмысления: нет критериев отбора или они уже не соответствуют уровню поступающей информации);

— возникла опасная тенденция, ведущая к разрыву между “информационной элитой” общества (то есть людьми, разрабатывающими ИТ) и потребителями, не поспевающими за этими разработками, что ведёт к дискомфорту и интеллектуальной дискриминации;

Что относится к новым информационным технологиям. Смотреть фото Что относится к новым информационным технологиям. Смотреть картинку Что относится к новым информационным технологиям. Картинка про Что относится к новым информационным технологиям. Фото Что относится к новым информационным технологиям

— не менее опасной тенденцией последнего времени является всё возрастающая дискриминация человечества, выражающаяся в разделе общества на людей, которые могут преобретать и пользоваться достижениями ИТ и людей, не обладающих средствами для их приобретения в личное пользование;

— появилась тенденция использования микропроцессорных технологий в качестве орудия “порабощения”: на предприятиях, например, таких как фирма Nike, для китайских и вьетнамских женщин создаются поистине рабские условия труда с целью получения быстрой прибыли за счёт низкой оплаты и удлинённого рабочего дня.

Интеллектуальный прорыв.

Перечисленные недостатки выдвигают перед человечеством новые задачи, в том числе необходимость интеллектуального прорыва в познании закономерностей развития мира.

Возникла необходимость в развитии биотехнологий, которые должны способствовать дальнейшему успешному познанию закономерностей природы, а затем, уже на новом витке знаний разрабатывать возможно совершенно иные виды ИТ, в частности использование биокомпьютеров или компьютеров, в основе которых лежат разработки квантовой механики (квановые компьютеры).

С другой стороны, человечеству необходимо формирование информационной культуры, как свода правил поведения в информационном обществе, в коммуникационной среде, человеко-машинных системах, вписывающихся в мировую гуманистическую культуру человечества.

Основная цель ИТ (информационных технологий) — в результате целенаправленных действий по переработке первичной информации получить необходимую для пользователя информацию, с целью ее анализа, и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия. Общая структура ИТ может быть разделена на последовательность базовых процедур:

· Сборновой и поиск накопленной в разных источниках информации о состоянии изучаемых или используемых объектов, процессов и явлений;

· Передачаинформации от места сбора к месту обработки или использование с сохранением информации при наличии помех;

· Адаптацияновых данных к имеющимся моделям, комплексная обработка информации, проведение вычислительных экспериментов, выработка решений и сценариев оптимального поведения, принятия решений;

· Совершенствованиематематических моделей, расширение баз знаний, экспертных систем;

· Созданиетехнических и технологических средств (рабочих станций, информационных хранилищ, средств отображения моделей и информации, средств редактирования информации, информационно-аналитических центров, коммуникационных систем и т. д.);

· Планированиеоптимальной системы обработки информации с целью совершенствования контроля достоверности информации, уточнение вариантов ранее принятых решений;

· Анализпрактических результатов использования системы информатизации, контроль эффективности, прогнозирование деятельности, диагностика работы подсистем.

· Один из элементов системы, использующей ИТ, на которого с целевой необходимостью замыкаются информационные потоки. В этом случае целью создания ИТ является рациональная организация информационных взаимодействий, подчиненных основным целям предприятия. Сами ИТ являются одним из системообразующих и интегрирующих факторов, обеспечивающих согласование и координацию информационных взаимоотношений на предприятии, во втором – это механизм производства и распределения информации.

Вопросы для самоконтроля

1. Расскажите об основных направлениях использования компьютеров в жилищах людей.

2. Как вы представляется себе информационное общество?

3. Какие функции обеспечения жизнедеятельности жилища возлагаются сегодня на компьютер?

4. Какие виды повседневных информационных потребностей людей обеспечивают компьютеры?

5. Расскажите об основных этапах развития ИТ.

6. Особенности этапов развития информационных технологий.

Источник

Информационные технологии

Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, ИТ — это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы. Сами ИТ требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники. Их внедрение должно начинаться с создания математического обеспечения, моделирования, формирования информационных хранилищ для промежуточных данных и решений.

Основные черты современных ИТ:

Содержание

Дисциплина информационных технологий

В широком понимании ИТ охватывает все области создания, передачи, хранения и восприятия информации и не только компьютерные технологии. При этом ИТ часто ассоциируют именно с компьютерными технологиями, и это не случайно: появление компьютеров вывело ИТ на новый уровень. Как когда-то телевидение, а ещё ранее печатное дело.

Отрасль информационных технологий

История

Начало развития — с 1960-х годов, вместе с появлением и развитием первых информационных систем (ИС).

Инвестиции в инфраструктуру и сервисы Интернет вызвали бурный рост отрасли ИТ в конце 1990-х годов.

Технологический потенциал и рост

Использование информационных технологий в бизнесе

Статистика по России

Источник

Введение в информационные технологии

Цели изучения темы:

Ознакомиться с организацией работы в локальной сети учреждения образования, имеющимися (доступными для учащихся) информационными ресурсами, требованиями антивирусной защиты информации.

Ознакомиться с правилами работы в локальной сети учреждения образования

Примеры информационных технологий

Структура информационной технологии

ВВЕДЕНИЕ В ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Современные информационные технологии, их классификация и характеристика

Различают технологию материального производства и информационную технологию.

Технология материального производства(ТМК) – это совокупность средств и методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья или материала.

Технология материального производства включает:

— подготовку сырья и материалов;

— производство материальных продуктов;

— сбыт производственных продуктов потребителям.

Цель технологии материального производства – это выпуск продукции, удовлетворяющей потребности человека или системы.

При этом в ходе сбора и обработки первичной информации (данных) получается информация нового качества (информационный продукт) о состоянии объекта, процесса или явления.

Информационная технология включает:

— сбор данных или первичной информации;

— обработку данных и получение результативной информации;

— передачу результативной информации пользователю для принятия на ее основе решений.

Цель информационной технологии – это производство информации для ее анализа человеком и принятия на его основе решения по выполнению какого-либо действия.

Информационная технология – это умение правильно работать с информацией, которое обеспечивается совокупностью программно-технических средств и приемов.

Различают традиционные («бумажные») и современные («безбумажные») информационные технологии.

Традиционная информационная технология – это информационная технология, где в качестве носителя информации преобладает бумага и используются неэлектронные средства ее фиксации, преобразования и передачи. Данная технология существовала до периода массового использования персональных компьютеров и была ориентирована главным образом на снижение трудоемкости в работе пользователя (например, проведение научных расчетов).

Современная (новая, компьютерная) информационная технология – это информационная технология с дружественным интерфейсом работы пользователя, использующая персональные компьютеры и телекоммуникационные средства.

Примеры информационных технологий

технология обработки графической информации;

технология обработки текстовой информации;

технология работы с базами данных;

технология работы с электронными таблицами;

веб-технологии и др.

Персональный компьютер /ПК или ПЭВМ/ (англ. personalcomputer / PC /) – это ЭВМ универсального назначения, рассчитанная на одного пользователя и управляемая одним человеком.

Различают шесть поколений ЭВМ :

ENIAC (США), МЭСМ, БЭСМ-1, Стрела-1, М-20, Минск-1, Киев-1, Урал-1, Раздан-1.

NCR 304 (США), М-220, БЭСМ-3, Урал-11, Минск-32, Раздан-2, Днепр-3, БЭСМ-6.

IBM 360 (США), ЕС ЭВМ (единая система ЭВМ), СМ ЭВМ (серия малых ЭВМ).

Компьютер – аппаратно-программный комплекс, предназначенный для работы с информацией.

Телекоммуникационные средства – это технические устройства или системы, способные передавать, переносить, принимать или контролировать распознаваемые в качестве сообщений электромагнитные или оптические сигналы.

Основным техническим средством для реализации современной информационной технологии, прежде всего, является персональный компьютер.

Современная информационная технология – это технология, основанная на:

— повсеместном использовании ЭВМ и оргтехники ( оргтехника – это разнообразные технические средства, используемых в целях механизации (замены ручных средств труда механизмами, машинами) и автоматизации управленческих и инженерно-технических работ; например, использование пишущих машинок, механизированных картотек, копировальных аппаратов, микрокалькуляторов и пр.);

— активном участии пользователей в информационных процессах;

— высоком уровне дружественного пользовательского интерфейса;

— широком использовании пакетов прикладных программ общего и специального назначения;

— возможности для пользователя доступа к базам данных и программам, в том числе и удаленным, благодаря локальным и глобальным компьютерным сетям;

— анализе ситуаций при выработке и принятии управленческих решений с помощью автоматизированных рабочих мест специалистов;

— применении систем искусственного интеллекта;

— внедрении экспертных систем;

— использовании телекоммуникации и др.

Основными принципами современной информационной технологии являются:

— интерактивный (диалоговый) режим работы с компьютером;

— интегрированность (взаимосвязь) с другими программными продуктами;

— гибкость процесса изменения как данных, так и постановок задач.

Классификация современных информационных технологий:

1. По степени автоматизации задач управления:

— ИТ электронной обработки данных – выполнение обработки данных с использованием ЭВМ;

— ИТ автоматизации управленческой деятельности – (отчеты, планы) использование вычислительных средств для подготовки управленческих решений;

— ИТ поддержки принятия решений – формирование прогнозов, составление бизнес-планов, обоснованных оценок и выводов по процессам и явлениям производственно-хозяйственной деятельности;

— ИТ электронного офиса – обеспечение комплексной реализации требуемых задач благодаря использованию интегрированных пакетов прикладных программ;

— ИТ экспертной поддержки – (искусственный интеллект) использование специалистами-аналитиками сведений, составляющих базу знаний в конкретной предметной области.

2. По типу обрабатываемой информации:

— ИТ обработки данных – применение систем управления базами данных и электронных таблиц;

— ИТ обработки текста – использование текстовых редакторов и гипертекста;

— ИТ обработки графики – применение графических редакторов;

— ИТ обработки знаний – использование экспертных систем;

— ИТ обработки объектов реального мира – применение средств мультимедиа.

3. По возможности доступа пользователя к информационным ресурсам:

— пакетная ИТ – исключение возможности пользователя влиять на обработку информации, пока она проводится в автоматическом режиме;

— диалоговая ИТ – предоставление пользователю неограниченной возможности взаимодействия с хранящимися в системе информационными ресурсами в реальном режиме времени, позволяя получать всю необходимую информацию;

— сетевая ИТ – предоставление пользователю средств доступа к территориально распределенным информационным ресурсам благодаря развитым средствам связи.

4. По способу построения сети ЭВМ:

— локальная сетевая ИТ;

— многоуровневая сетевая ИТ;

— распределенная сетевая ИТ;

— глобальная сетевая ИТ.

— ИТ командного интерфейса – обеспечивает выдачу на экран системного приглашения для ввода команды;

— ИТ SILK-интерфейса ( S peech – речь, I mage – образ, L anguage – язык, K nowledge – знание) – интерфейса поисковых систем. На экране по речевой команде происходит перемещение от одних поисковых образов к другим по смысловым семантическим связям.

Структуру информационной технологии образуют:

— информационное обеспечение – это совокупность данных, представленных в определенной форме для компьютерной обработки;

Существует и другой подход к рассмотрению структуры информационной технологии, согласно которому любая ИТ включает три взаимозависимых и равнозначных компонента, составляющих её ядро:

— аппаратное обеспечение (Hardware);

— программное обеспечение (Software);

— интеллектуальное (алгоритмическое) обеспечение (Brainware).

Понятно, что простого наличия компонентов, составляющих информационную технологию, недостаточно для того, чтобы ее «оживить». Реализация информационной технологии возможна в определенной среде – информационной системе.

Информационная система (ИС) – целостная взаимосвязанная совокупность средств и методов сохранения, обработки, поиска и выдачи информации, обслуживаемая и используемая человеком.

Классификация информационных систем по характеру и типу решаемых задач

информационно-поисковые (справочные) системы;

географические информационные системы;

управленческие информационные системы;

системы искусственного интеллекта;

обучающие информационные системы и др.

Автоматизированная информационная система(АИС) – это комплекс программных и технических средств, предназначенных для автоматизации различных процессов, связанных с деятельностью человека, который является частью этой системы.

По сфере применения автоматизированные информационные системы подразделяются на: административные, производственные, учебные, медицинские, военные, экологические и др.

Источник

Информационные технологии и их использование в управлении бизнесом

Что относится к новым информационным технологиям. Смотреть фото Что относится к новым информационным технологиям. Смотреть картинку Что относится к новым информационным технологиям. Картинка про Что относится к новым информационным технологиям. Фото Что относится к новым информационным технологиям

Директор департамента сбора, хранения и анализа данных компании «ВС Лаб»

Грамотно и своевременно внедренные технологии — уже давно один из необходимых компонентов роста и развития компаний. Какие информационные технологии существуют и какие задачи они решают, рассказал Иван Барчук, директор департамента сбора, хранения и анализа данных компании «ВС Лаб», которая реализует проекты по цифровизации и автоматизации бизнеса.

Содержание:

Вычислительная техника существовала с древних времен. Но только после Второй мировой войны стала прочно входить в жизнь человека. Первый высокоуровневый язык программирования (Планкалкюль) был выпущен в 1948 году. Изобретение концепций интегральной схемы (1960) и центрального процессора (1969) увеличило скорость внедрения технологий, а также доступность компьютеров.

Если до шестидесятых годов компьютеры использовались только учеными и иногда военными, то после технологии массово стали проникать в корпорации для решения бизнес-задач. Соответственно, некоторые гиганты среди поставщиков аппаратного обеспечения (например, IBM, HP, Hitachi) существуют более пятидесяти лет. А гиганты среди поставщиков программного обеспечения были основаны именно в семидесятых годах (например, Microsoft, SAP, Oracle).

Один из первых крупных проектов по внедрению информационных технологий для решения бизнес-задач был выполнен компанией SAP. В 1972 году они автоматизировали начисление заработной платы и часть бухгалтерского учета корпорации Imperial Chemical Industries. И вот уже примерно 50 лет требования бизнеса являются важным драйвером развития вычислительных устройств и возможностей программного обеспечения.

Что такое информационные технологии в бизнесе?

149-ФЗ дает определение информационным технологиям: ИТ — процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации. Соответственно, все эти же процессы и методы, но направленные на потребности бизнеса, являются информационными технологиями в бизнесе.

Тест: привлечёт ли твой стартап финансирование?

Информационные технологии в российский бизнес начали проникать примерно тогда же, когда появился российский бизнес, то есть еще в девяностые. Первые персональные компьютеры пришли в Россию именно тогда. Продукты Microsoft Office, Adobe, специализированное ПО — все это стало обязательным атрибутом многих офисных помещений или, например, заводоуправлений, уже к концу девяностых. Ну, и огромные ЭЛТ-мониторы, куда же без них.

Применение

В наши дни, наверное, любая компания, которая чтит налоговый кодекс, живет в парадигме автоматизированного бухгалтерского учета. Большинство компаний, в которых более чем у десяти сотрудников рабочее место — это компьютер или ноутбук, имеет корпоративную электронную почту со своим доменом.

А корпоративный сайт может существовать даже без электронной почты. Ну, и, если у сотрудников есть автоматизированные рабочие места, значит, должно быть и программное обеспечение в виде офисных приложений, браузера, мессенджеров и так далее.

Обязательная работа с соцсетями, профилями компании в картах, сервисами отзывов — также важный элемент жизни большинства компаний вплоть до ИП. Поэтому можно смело утверждать, что информационные технологии важны для любой компании. Даже маленькие торговые точки обязаны принимать безналичную оплату (хотя часто просят совершить денежный перевод, что тоже вполне относится к ИТ).

Что касается крупного бизнеса и крупных компаний, то тут добавляется гораздо больше потребностей и возможностей. Потому что далеко не каждая компания готова потратить десятки или сотни миллионов рублей в год на информационные технологии. Но те, которые тратят, ждут отдачи в виде снижения затрат и повышения эффективности бизнес-процессов.

Управление персоналом

Рассмотрим для примера HR. Управление персоналом (Human Resources) — частый и важный потребитель информационных технологий. Сегодня автоматизации и цифровизации подвержены все процессы HR, разве что кроме приватных разговоров с сотрудником.

Сервисы поиска сотрудников (рекрутмента) для компаний одновременно являются сервисами поиска работы для кандидатов. Процессы улучшаются с каждым годом, а если чего-то не хватает в самом сервисе, то можно настроить интеграцию с собственной информационной системой. Например, для более качественного хранения и поиска по базе резюме откликавшихся за много лет соискателей.

Для корпораций с тысячами вакансий в разных регионах такие дополнительные сервисы актуальны. Также к разбору резюме на самые популярные (с сотнями откликов в день) вакансии могут подключать нейросети, а первое общение с кандидатами может проводить голосовой робот или чат-бот.

Хранение персональных данных, кадровый документооборот, начисление заработной платы, учет рабочего времени и так далее — все эти процессы уже давно являются автоматизированными в разных компаниях. И если где-то этого еще нет, то это вопрос не отсутствия технологий, а отсутствия желания или возможностей. И нельзя не вспомнить о повсеместном переходе на электронные трудовые книжки с 2020 года.

Если говорить о средних компаниях и крупных корпорациях, существует еще как минимум две важных задачи, которые могут быть автоматизированы: обучение и оценка персонала. Обучение, особенно после начала пандемии, все больше уходит из офлайна в онлайн. Платформы видеосвязи, технологии вебинаров, сервисы онлайн-курсов — все это может быть как общедоступным, так и внутрикорпоративным.

Десять лет назад ознакомиться с правилами техники безопасности на каком-то предприятии можно было единственным способом: выслушать нудную двухчасовую лекцию в классе вместе с несколькими такими же слушателями, после чего заполнить анкету из пяти вопросов вида: «Стоит ли хватать голыми руками оголенный провод под напряжением?». А если новичок вдруг поставил галочки в неправильных местах, то ему (в некоторых случаях) просто давали еще одну анкету для второй попытки.

Сейчас же специализированное мобильное приложение может показывать красочную видеопрезентацию тет-а-тет, следить за вовлеченностью зрителя, задавать вопросы для промежуточных проверок усвоения материала, после чего давать тест необходимой сложности в самом конце.

И неспособность сотрудника правильно ответить на вопрос про оголенный провод после этого уже передается в подразделение управления персоналом, которое уже на этом этапе может понять, что для сотрудника срочно следует составить индивидуальный план развития, чтобы скорректировать эффективность деятельности отдельно взятого сотрудника и восполнить пробелы в его знаниях.

Конечно же, область применения не только ТБ, но и любые правила, инструкции, регламенты или, например, интерактивная инструкция по работе с информационной системой. Также к обучению сотрудников относится не только массовые вводные курсы и проверки, но и специализированные курсы, семинары.

Оценка персонала везде производится (если производится) разными методами. И, наверное, нет какой-то единой методологии оценки профессиональных компетенций любого сотрудника в любой компании. А вот для оценки вовлеченности, мотивации уже давно используются несколько различных методик.

В основном они направлены не на конкретных сотрудников, а на выяснение средних значений по коллективу, но если средние значения сильно отклоняются от нормы либо ощутимо просели с момента последнего исследования, то проблемы явно существуют. И, естественно, эти методики точно так же автоматизируются, как и все остальное, как простыми формами анонимных интернет-опросов, так и сложными, но гораздо более точными, специализированными решениями для HR-исследований. На них сейчас есть реальный спрос, поэтому мы добавили такие системы в портфель решений «ВС Лаб».

Это лишь часть распространенных вариантов применения информационных технологий в управлении персоналом. Конечно же, решаемых задач гораздо больше.

Основные требования к инфраструктуре ПО

Основное требование к инфраструктуре в наше время — расположение серверов. Первые десятилетия автоматизация процессов происходила на инфраструктуре, физически расположенной у заказчиков. Около десяти лет назад в моду стали входить «облака», то есть облачные хранилища, сервисы, программное обеспечение.

У каждого варианта есть свои плюсы и минусы. Сегодня каждая компания может сама решать, какой вариант подходит им: поддерживать свою инфраструктуру самостоятельно (on-premise) или доверить это сторонним компаниям (хостингам).

Небольшим компаниям проще и выгоднее воспользоваться облачным хранилищем документов, облачной CRM, облачной бизнес-аналитикой. Это позволяет не тратить средства на оборудование и штат специалистов поддержки инфраструктуры, а также быть уверенным в высоком уровне доступности сервиса и быстром устранении внештатных проблем.

Крупные же компании, в свою очередь, далеко не всегда стремятся переехать в «облака». Во-первых, данные на их серверах могут содержать слишком чувствительную для бизнеса информацию, и хотя хостинги гарантируют стопроцентное отсутствие доступа к данным у третьих лиц, далеко не все готовы на это пойти.

Во-вторых, персональные данные по российскому законодательству можно хранить только на территории РФ и быть аттестованным в рамках 152-ФЗ, что сильно затрудняет использование некоторых зарубежных облачных платформ и сервисов. В-третьих, у некоторых компаний (например, у госорганов или компаний с госучастием) есть свои особые требования по допустимому набору технологий и параметров оборудования и программного обеспечения, которые могут повлиять на отказ от облачных технологий.

Что касается требований к самому ПО, то в России с некоторых пор популярен термин «импортозамещение», который говорит об ограничении возможности некоторым компаниям использовать импортное проприетарное (упрощенно — платного) программное обеспечение. Поэтому у части компаний есть выбор между свободным ПО и ПО отечественного производства.

За последние шесть лет это требование дало неплохой стимул для развития софта, произведенного в России и включенного в реестр отечественного ПО. Пусть и не во всех сферах ИТ, но некоторые российские платформы не уступают в качестве и функциональности популярным западным аналогам. Например, среди платформ бизнес-аналитики (Business Intelligence). Это одно из профильных направлений нашей компании, которое, кстати, курирую я.

Разновидности и категории

Есть много различных вариантов классифицировать корпоративное программное обеспечение. Попробую часть из них очень упрощенно представить:

Проприетарное, бесплатное, с открытым исходным кодом и т.д.

Локальная программа (например, MS Excel) или информационная система с клиент-серверной архитектурой. Соответственно, в системе клиентская часть может быть «толстой» (отдельно устанавливаемое приложение на компьютер), «тонкой» (страницей, открываемой в обычном браузере).

И нельзя обойти стороной мобильные клиенты (которые часто являются гибридами «тонкого» и «толстого» клиентов), то есть мобильные приложения, которые работают с корпоративными системами.

Массовое (например, управление бухучетом или CRM) нужно большинству компаний. Нишевое же нужно очень небольшому количеству компаний, но зато очень нужно (например, ПО для геодезистов или программно-аппаратный комплекс турникетов в метро).

Массовое ПО будет почти аналогично использоваться и на большом металлургическом комбинате, и в сети стоматологических клиник. А нишевое за пределами узкого профиля использовать (без существенных доработок) не удастся.

Функции и задачи

Если рассматривать только массовое корпоративное ПО, то даже здесь идут десятки видов различных систем и сервисов. Вот самые популярные задачи автоматизации:

Про каждый из этих классов систем можно написать отдельную статью. Так или иначе каждый класс направлен на сокращение затрат, повышение эффективности и сохранение опыта компании.

Держать в штате не семьдесят бухгалтеров, которые каждый месяц считают заработную плату в тетрадках, а иметь десять бухгалтеров, у которых большая часть расчетов происходит автоматически — эффективное использование ресурсов компании.

Сотрудник, которому не нужно бегать между этажами для согласования документов, а которому достаточно заполнить карточку проекта документа в СЭДе, — более эффективный сотрудник. Руководитель, которому не нужно ждать от своих сотрудников ежедневного отчета, а которому достаточно открыть вкладку браузера с актуальной аналитикой по подразделению, — более эффективный руководитель.

Отдел продаж, который не теряет информацию обо всех клиентах (контактах, сделках, потенциальных сделках) конкретного продавца после его увольнения, потому что данные были внесены в CRM, сохраняет опыт компании. Отдел технической поддержки интернет-провайдера, сотрудник которого видит все транзакции и заявки пользователя при его обращении, сможет быстрее и точнее оказать консультацию по вопросу.

И чем больше систем внедрено, тем важнее, чтобы они были проинтегрированы между собой. И чтобы пользователям не приходилось одни и те же данные вводить в три системы.

Принципы применения современных информационных технологий

Информационные технологии никогда не стоят на месте и требуют постоянного развития в каждой конкретной компании. Изменяющиеся бизнес-процессы, новые направления бизнеса, устаревающие платформы реализации, новые требования информационной безопасности. Все это и многое другое двигает бизнес в сторону постоянной актуализации своих информационных систем.

Малый бизнес не может себе позволить регулярное изменение используемых технологий. Здесь выручают некоторые облачные продукты, которые часто выпускают новые версии продуктов с учетом самых популярных пожеланий. И иногда новые возможности оказываются очень даже актуальными. Например, во время начала пандемии несколько популярных сервисов выпустили важные обновления, направленные на упрощение массового перехода сотрудников по всему миру на удаленку.

С крупными компаниями все несколько иначе. Не имея возможности постоянно улучшать какие-то процессы, компании могут столкнуться с проблемами роста и начать проигрывать конкурентам. Да, какие-то автоматизированные процессы (например, бухучет) могут работать десять лет без потребности в изменении. А каким-то внесение изменений нужно раз в две недели.

Именно поэтому любая корпорация имеет либо в штате, либо в дочерней структуре большой набор архитекторов, аналитиков, дизайнеров, разработчиков, тестировщиков, инженеров и прочих ИТ-специалистов, которые позволяют делать процесс разработки и внедрения новой функциональности непрерывным и непрекращающимся.

Самый доступный пример тут — мобильные приложения банков, пользователями которых являются миллионы. Если один банк забросит поддержку и развитие приложения, если оно будет постоянно сбоить, то приложения конкурентов в это время будут развиваться, предлагая новые возможности и продукты. А в 2021 году более удобное и качественное мобильное приложение или интернет-банк — это достаточно веский и распространенный повод сменить один банк на другой.

Информационные системы и технологии в управлении предприятий

Три самых популярных причины применения информационных технологий в бизнесе: сокращение затрат, повышение эффективности и сохранение опыта компании. Но грамотно и своевременно применяемые технологии — уже давно один из необходимых компонентов роста и развития компаний.

Любой топ-менеджер крупной компании — потребитель большого количества данных из внутренних информационных систем. Для принятия управленческих решений необходимо иметь актуальные данные в необходимом виде. Поэтому многие из перечисленных в предыдущем разделе классов систем можно отнести к «системам поддержки принятия управленческих решений».

Классические электронная почта и документооборот, без которых никуда, увеличивают скорость попадания важных документов к руководителю и упрощают дальнейший поиск этих самых документов. Автоматически сформированные дашборды в любой момент покажут как ситуацию с финансами компании на сегодня, так и историю за последние несколько лет.

CRM и LMS расскажут обо всех свершившихся и не свершившихся контрактах с конкретным клиентом. Система управления проектами поможет понять, в каком из десятков активных проектов прямо сейчас есть проблемы и с чем именно они связаны. ERP подскажет, есть ли возможность сейчас запустить новую стратегическую инициативу.

Это все — давно уже реальность, и влияние информационных технологий на бизнес будет только расти. К чему нас это приведет даже через десять лет — сказать очень сложно. Но сейчас виден тренд на развитие мобильных технологий и интернета вещей, сбор и анализ больших данных, активное участие алгоритмов машинного обучения.

И нет, информационные технологии еще несколько десятилетий не вытеснят всех людей с их рабочих мест. Просто они будут помогать людям заниматься менее рутинной и более интеллектуальной работой.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *