Что относится к ноу хау и патентуются ли подобные разработки
Ноу-хау: что это, признаки, примеры и правовой статус
Авторские разработки физ.лица (новатор), предприятий являются секретной информацией (ноу-хау). Понятие включает формулы, схемы, текстовую и графическую информацию, технологии производства и обслуживания, процесс изготовления материалов и т.д. Регистрация изобретения позволяет закрепить за правообладателем данные и получить конкурентное преимущество в отрасли. Доступ к сведениям по законодательству ограничен.
Что значит ноу-хау: понятие и юридическая характеристика
Ноу-хау — это секрет деятельности, который становится объектом собственности (интеллектуальной). К разработкам относятся новаторские методы, схемы, графические изображения, формулы, навыки, открытия, рецептура продукции, оборудование, инструментарий и т.д.
Новаторскими признаются также результаты творчества, компоновка разработок научных, промышленных, управленческих, технических и т.д. Сведения, относящиеся к коммерческой тайне, могут являться предметом продажи и покупки для повышения производительности предприятия.
Статус изобретения присваивается данным, не включенным в фонд разработок и патентов. Регулирование методов и способов использования новаторских разработок, нормативы распоряжения секретными данными зафиксированы в главе 75 ГК РФ.
Отражена специфика регулирования понятия и в налоговом кодексе РФ. По правилам разработки признаются активами нематериальными. В НК РФ (п.3 ст.257) использование процессов, формул на промпредприятиях подлежит налогообложению (взимается налог на прибыль от деятельности).
Владелец юридических прав на разработку имеет возможность передавать сведения на условиях подписания договора с указанием отчуждения секретных данных (ст. 1468 ГК РФ). Допускается подписание лицензионного соглашения (ст. 1469 ГК РФ).
Согласно ГК РФ, секрет производственной деятельности функционирует при сохранении конфиденциальности. При разглашении данных право применять информацию в качестве ноу-хау прекращает действие у правообладателя.
Юридические правила применения понятия регулируются также стандартом IAS 38 «Нематериальные активы» и положением о бух.учете, посвященным нематериальным активам.
Изобретения подразделяются на виды по типу сведений. Инновации производятся в:
К научно-техническим разработкам относятся технологические и конструкторские схемы, решения, графики, правила монтажа. Изобретение может относиться к области инженерных расчетов, проектирования строительных объектов (жилых, производственных) и т.д.
Открытия в области руководства кадрами и процессами предприятий включает методики, нововведения в области распределения функционала, изменения штата и образования новых структурных связей в компании (по вертикали и горизонтали).
Инновационные изобретения коммерческого типа относятся к процессу вывода на рынок продукции, схемам налаживания контактов с посредниками, рынками сбыта, предприятиями смежных отраслей.
Открытия в финансовой области относятся к эффективным схемам практического применения сбережений, акций, ценных бумаг для приумножения вложений. В раздел включены приемы повышения прибыли с учетом изменений валютного курса.
По правовому статусу изобретения подразделяются на:
Неотделимыми от физлица могут быть сведения, навыки, действия и т.д.
Связанными с фирмой, юрлицом могут быть технологии, в основе которых многолетние традиции, качество производственного процесса и т.д.
К данным, которые отделяются от граждан либо компаний, относятся результаты интеллектуальной деятельности в виде технологических расчетов, графических изображений, схем, статистических результатов, в том числе скрываемые от третьих лиц.
Внедрение в бизнес
На прибыльность и конкурентоспособность предприятия влияет наличие разработок, промышленных образцов, технологий в производственной деятельности, относящихся к авторскому праву.
Ноу-хау в бизнесе реализуются с помощью создания:
Перед выведением нового продукта на рынок необходимо определить конкуретоспособность, возможность закрепить за разработкой авторское право на промышленный образец либо интеллектуальный ресурс.
При выведении продукции на рынок внутри компании требуется разработать и утвердить:
Компании могут выбирать форму охраны информации, относящейся к коммерческой тайне. Правовое регулирование может вестись с помощью единого положения либо приниматься отдельными внутренними актами.
Сотрудников, обращающихся при работе с секретными сведениями, важно ознакомить с последствиями разглашения данных третьим лицам. Подтвердить ознакомление с нормативами необходимо письменно (под роспись в документах).
Законодательство в отношении ноу-хау
Секретные изобретения должны быть зарегистрированы разработчиком либо группой лиц. Порядок получения статуса правообладателя отражен в ст. 1465 ГК РФ.
Компании либо физическому лицу для получения патента на изобретение требуется:
Для введения на предприятии режима сохранения коммерческой информации разрабатывается и утверждается локальная документация (положения, правила, учетные книги, регламенты, инструктаж).
Согласно ст. 10 ФЗ № 98, для введения режима сохранения секретных данных необходимо:
По ТК РФ (пп.в п.6 ст. 81) разглашение секретных сведений может служить основанием для увольнения сотрудника. Предусмотрена административная ответственность. При недобросовестной конкуренции размер штрафа для сотрудника составит от 12 тыс. руб., для юрлица — от 100 тыс. руб.
Что такое полезная модель?
Полезной моделью признана интеллектуальная собственность, относящаяся к приборам и устройствам, являющаяся новым способом решения техзадач. В качестве функциональной модели могут патентоваться формулы изобретения, конструктивные решения.
Условия получения патента на полезные модели упрощен. Однако период функционирования патента снижен до 10 лет. Функциональными не признают разработки, направленные на улучшение дизайна товара.
Примеры полезных моделей
Служебные изобретения, находящиеся под защитой в качестве полезной модели, должны отличаться конфигурацией, компоновкой деталей. Понятие применяется для регистрации в РФ оборудования, технологических линий, компьютерных приборов, платежных карт и т.д.
Практической моделью может быть признан:
Разработка с одним пунктом схемы защищает приведенный в патенте раздел и может быть заменена сложными техническими решениями.
Функциональная модель с несколькими пунктами, схемами позволяет увеличить защищенность патентного права и расширяет объемы производства.
Практическая модель с множеством взаимосвязанных элементов формулы, схематических решений может применяться для преобладания в экономическом секторе продукции, услуги и т.д.
Полезная модель, как объект патентного права
Полезная модель для авторского практического применения должна быть защищена в документах патентным правом (Патентный закон РФ). Основанием для оформления модели служит новаторство конструктивной разработки и возможность практического применения на производстве.
Законодательством определяются правила имущественных и неимущественных отношений, которые связаны с разработкой, охраной прав изобретенных моделей и образцов.
Защищаются патентом конструктивные разработки, технические расчеты и схемы, отражающие пространственное размещение элементов, похожие с научными открытиями, однако менее значимые по практическому вкладу.
Для юридического оформления права на секрет производства (ноу-хау) исследователи должны обосновать комиссии в презентации новаторство и пользу. Не рассматриваются в качестве защищенных законодательством моделей разработки, связанные с методами, комбинациями химических веществ и т.д.
Развитие в России
В РФ понятие секрета производственной деятельности используется в отношении:
В РФ популярна комплексная защита инновационных разработок. Запатентованный секрет производства часто дополняют зарегистрированными функциональными моделями, отражающими детали процесса.
Патент или ноу-хау: что выбрать?
Многие компании, пытаясь защитить свои права на новое изобретение, сталкиваются с трудным выбором: оформить патент или установить режим ноу-хау?
И выбор действительно нелегкий. В первом случае придется раскрыть секретную информацию о разработке, но получить максимальную правовую охрану, а во втором — сохранять конфиденциальность сколько потребуется, но жить с осознанием, что конкуренты зарегистрируют подобное изобретение. В чем отличие между получением патента и введением режима ноу-хау? Что необходимо учесть, чтобы сделать правильный выбор способа защиты изобретения? Можно ли совместить преимущества обоих способов?
Что такое патент и ноу-хау?
Патент — это документ, который подтверждает исключительное право на изобретение, полезную модель или промышленный образец. Он выдается на определенный срок и предоставляет владельцу возможность решать, кто, как и когда может использовать его техническое решение.
Получить патент не просто, поскольку регистрируемый объект интеллектуальной деятельности должен обладать определенными критериями: быть новым, промышленно применимым и иметь изобретательский уровень. Но самое главное — патентообладателю придется попрощаться с секретами и раскрыть техническую информацию об изобретении.
При оформлении патента придется раскрыть информацию об изобретении.
Однако сразу встает вопрос: в какой срок он должен это сделать? Для этого рассмотрим особенности патентования:
Стоит учесть один нюанс. По закону Роспатент обязан опубликовать сведения о поданной заявке, но при одном условии — она не будет отозвана в течение 12 месяцев с момента подачи. Если подать ходатайство позже, то сведения о вашем изобретении станут известны конкурентам.
Через год после подачи заявки конкуренты могут ознакомиться с секретами производства вашего изобретения.
Если же вы не хотите разглашать эту информацию, то закон разрешает установить режим ноу-хау. Но что такое ноу-хау? Это секрет производства — новые, никому ранее неизвестные технологии, знания или умения, которые можно продать или использовать для конкурентного преимущества. Однако ввести его можно только в отношении продукции, которая способна приносить доход и не разглашать автоматически секрет производства.
В чем же отличие такого режима от патентования? Во-первых, ноу-хау рассматривается как объект коммерческой тайны и относится к сфере действия Федерального закона № 98-ФЗ. Во-вторых, защиты со стороны государства ждать не стоит — все риски разглашения конфиденциальной информации ложатся на плечи владельца. В-третьих, он не требует значительных временных затрат и подтверждения условий патентоспособности вашего изобретения.
Если произошла «утечка» секретной информации конкурентам, то они могут запатентовать ваше изобретение.
Но какой способ защиты прав выбрать: ноу-хау или патент? Для этого необходимо рассмотреть их преимущества и недостатки.
Преимущества и недостатки патента
Патентование выгодно лишь тем компаниям, которые хотят иметь монополию на использование разработки. Патент предоставит им максимальную защиту от действий и претензий со стороны конкурентов, включая выпуск подделок.
Однако у патентования есть четыре недостатка:
Периоды действия патентов установлены ст. 1363 ГК РФ. Срок правовой охраны для изобретений составляет 20 лет, для полезных моделей — 10 лет, а для промышленных образов и того меньше — всего 5 лет. При этом для полезной модели действие патента пролить нельзя. После окончания срока разработка переходит в общественное достояние.
Срока действия патента не всегда хватает, чтобы окупить инвестиции.
Предмет правовой охраны определяется независимыми пунктами формулы, каждый из которых включает технологические признаки изделия. Но каков шанс, что вы учтете, какие именно признаки сможет использовать конкурент при выпуске аналога? Очень низкий. Поэтому зачастую приходится что-то добавлять в формулу, но сделать это можно только до выдачи патента. Как только вы получите на руки охранные документ, то не сможете внести в формулу изобретения какие-либо изменения. Чем это грозит? Как только информация о разработке появится в открытом доступе, конкуренты могут выпустить изделие, которое схоже с вашим, но отличается по признакам. И привлечь к ответственности вы их не сможете.
Патентование — длительная процедура, которая займет у вас 2 года.
Поскольку процесс патентования предусматривает обязательную публикацию сведений о заявке, то информация об изобретении становится известна конкурентам. Они могут запатентовать похожее изделие с превосходящими свойствами, и по закону будут чисты (под ваш патент они не попадают).
Рано раскроете информацию о патентуемом изобретении — поможете конкурентам обогатиться.
Подавая заявку на патентования изобретения, вы рискуете не пройти экспертизу по существу (например, изделие не имеет изобретательский уровень) и получить отказ в регистрации. А это ведет к печальным последствиям — доработать изобретение и запатентовать его вы уже не сможете, поскольку ваша предыдущая заявка сыграет против вас. Почему? Да все просто — пройдя формальную экспертизу, Роспатент опубликует сведения о заявке в бюллетене. Подавая новую, вы опять «завалите» прохождение экспертизы по существу, только уже по другому признаку — новизне. Роспатент учитывает все сведения о выданных патентах и заявках, известных в мире. А поскольку ваша прошлая заявка была опубликована, то вам снова откажут в регистрации. Исключение — авторская льгота, когда новая заявка подана в течение 6 месяцев с момента раскрытия сведений о разработке.
У заявителя нет иммунитета от его собственных заявок.
Преимущества и недостатки ноу-хау
Как вы уже поняли, ноу-хау получает охрану, когда установлен режим коммерческой тайны. И у такого режима есть ряд преимуществ:
Однако чтобы ваш секрет производства получил охрану, необходимо соблюсти ряд обязательных условий:
Получается, что только от ваших действий зависит, узнают конкуренты о вашей секретной технологии или нет. Если вы не справитесь, то рискуете остаться в будущем без патента. Например, коммерческая тайна станет известна другому лицу, который и оформит патент на ваше изобретение.
Нельзя привлечь к ответственности лицо, которое получило сведения о ноу-хау в результате добросовестного поведения (например, независимо создало такое же изобретение).
Таким образом, ваш выбор способа защиты прав на изобретение зависит от их плюсов и минусов. Не учтете все риски и последствия — вашей разработкой воспользуются другие компании, при том безнаказанно. Можно ли этого избежать?
Как выясняется, да. Если вы хотите как можно дольше сохранять информацию об изобретении в секрете, то установите на предприятии режим коммерческой тайны и подайте заявку на выдачу патента. Зачем заявка? В этом и заключается вся хитрость: закон позволяет подавать заявки неограниченное количество раз, если вы отзываете предыдущую. Главное — соблюсти годичный срок, т.е. у вас есть 12 месяцев со дня подачи заявки на ее отзыв. Для чего это делается:
Следовательно, вы получаете дополнительное время для доработки своего изобретения, при этом важная информация не станет известна другим лицам.
Ноу-хау
Ноу-хау («знать как») или секрет производства – это результат творческой деятельности, который выражается в определённом наборе информационных подходов, включающих формулы, методы, схемы и наборы инструментов, которые необходимы для успешного ведения дела в какой-либо области или профессии.
При этом такие сведения (изобретения, оригинальные технологии, знания, умения и т. п.), могут выступать в роли предмета купли-продажи или использоваться компаниями для достижения конкурентного преимущества над другими субъектами предпринимательской деятельности и охраняются патентом или режимом коммерческой тайны.
Таким образом, под ноу-хау подразумевают новшества, имеющие коммерческую ценность в силу неизвестности иным лицам. Причем в отношении этих инноваций приняты разумные меры для соблюдения их конфиденциальности.
Отметим, что в высокотехнологичной экономике ноу-хау составляет ключевую часть активов компании.
Виды ноу-хау
По правовому статусу инновации подразделяются на ноу-хау:
связанные с физическим лицом. Неотделимыми от физического лица могут быть сведения, навыки, действия и т.д.;
связанные с компанией. Связанными с фирмой, юридическим лицом могут быть технологии, в основе которых лежат многолетние традиции, качество производственного процесса и т.д.;
отделимые от физических и юридических лиц. К данным изобретениям, которые отделяются от граждан либо компаний, относятся результаты интеллектуальной деятельности в виде технологических расчетов, графических изображений, схем, статистических результатов, в том числе скрываемые от третьих лиц.
Также изобретения можно подразделить на виды по типу сведений.
Так, инновации производятся в:
науке и технической области. К научно-техническим разработкам относятся технологические и конструкторские схемы, решения, графики, правила монтажа. Изобретение может относиться к области инженерных расчетов, проектирования строительных объектов (жилых, производственных) и т.д.;
коммерческой деятельности. Инновационные изобретения коммерческого типа относятся к процессу вывода на рынок продукции, схемам налаживания контактов с посредниками, рынками сбыта, предприятиями смежных отраслей;
сфере руководства. Открытия в области руководства кадрами и процессами предприятий включает методики, нововведения в области распределения функционала, изменения штата и образования новых структурных связей в компании (по вертикали и горизонтали);
финансовых схемах и операциях. Открытия в финансовой области относятся к эффективным схемам практического применения сбережений, акций, ценных бумаг для приумножения вложений.
Примеры ноу-хау
Секретом производства может считаться любая новейшая технология, информация или разработка.
Ноу-хау не должно быть как-то зарегистрировано другими лицами, так как в этом случае эта информация не является секретной.
Коммерческая тайна должна нести материальную выгоду, так как если нет финансовой ценности, то нет смысла её охранять.
Так, в качестве ноу-хау могут стать:
секрет производства, оригинальная технология, уникальная конструкция, способ рекламы;
опытные, незарегистрированные образцы изделий, машины аппараты, отдельные детали, инструмент, приспособления;
техническая документация — формулы, расчёты, планы, чертежи, результаты опытов;
перечень и содержание проведённых научно-исследовательских работ и их результаты, данные о качестве материалов;
учебные планы для подготовки персонала;
инструкции, содержащие данные о конструкции, изготовлении или использовании продукта;
производственный опыт, описание технологий;
практические указания по дизайну, технические рецепты, данные по планированию, управлению и т. д.
Внедрение и использование ноу-хау в коммерческой деятельности предприятий
На прибыльность и конкурентоспособность предприятия влияет наличие разработок, промышленных образцов, технологий в производственной деятельности, относящихся к авторскому праву.
Ноу-хау в бизнесе реализуются с помощью создания:
новых схем продажи товаров;
инноваций в сфере производственных процессов;
технологий в сфере бухучета и управления финансами и т.д.
Методы защиты ноу-хау
Чтобы совокупность различных знаний и опыта (научного, технического, производственного, административного, финансового, коммерческого или иного характера), способная обеспечить превосходство над конкурентами, не стала всеобщим достоянием, необходимо предпринять меры по защите такой конфиденциальной информации.
В соответствии с законодательством, для монопольного использования ноу-хау можно использовать один из двух методов защиты — получение патента или соблюдение коммерческой тайны.
Цель у патента и коммерческой тайны одинаковая — не допустить использования инновации конкурентами и получить выгоду от монопольного использования.
Но методы защиты принципиально отличаются.
Патентование подразумевает раскрытие сведений и дальнейшую (предоплаченную авторами) защиту со стороны закона, в том числе право запрещать иным лицам использовать такое же решение без согласия держателя патента под угрозой судебного преследования.
А коммерческая тайна подразумевает защиту при помощи тайны. Сведения никому не раскрываются, но в случае разглашения или независимого открытия иным лицом запретить использование такого способа (технического решения) уже невозможно. Права на ноу-хау действуют до тех пор, пока сохраняется конфиденциальность.
Иногда для защиты монопольных прав на технологию используются оба метода: патентом защищают самые общие технологические параметры (так называемый «зонтичный патент»), а остальные тонкости производства хранят в режиме коммерческой тайны.
Патент на ноу-хау
Компании либо физическому лицу для получения патента на изобретение требуется:
определить набор данных (текстовая и графическая информация, схемы, формулы и т.д.), которые войдут в пакет авторской разработки;
обеспечить защиту сведений введением режима коммерческой тайны;
ограничить доступ к данным третьим лицам.
Введение режима сохранения коммерческой тайны
Режим коммерческой тайны – это правовые, организационные, технические и иные меры, принимаемые обладателем информации, составляющей коммерческую тайну, по охране ее конфиденциальности. Для введения на предприятии режима сохранения коммерческой информации разрабатывается и утверждается локальная документация (положения, правила, учетные книги, регламенты, инструктаж). Так внутри компании требуется разработать и утвердить:
распоряжение о принятии коммерческой тайны и правилах обращения с секретными данными;
приказ о принятии в компании конфиденциального режима;
книгу учета специалистов, имеющих доступ к секретным данным;
правила и схемы обращения с данными;
внесение поправок в трудовые договоры специалистов.
Компании могут выбирать форму охраны информации, относящейся к коммерческой тайне. Правовое регулирование может вестись с помощью единого положения либо приниматься отдельными внутренними актами.
Сотрудников, обращающихся при работе с секретными сведениями, важно ознакомить с последствиями разглашения данных третьим лицам. Подтвердить ознакомление с нормативами необходимо письменно (под роспись в документах).
Передача прав на ноу-хау
Правообладатель может передать ноу-хау другому лицу.
Передача может быть осуществлена на основании лицензионного (беспатентного) договора.
В лицензионном договоре о передаче прав принимают участие две стороны:
лицензиар (передающая сторона);
лицензиат (принимающая сторона).
В договоре должна быть указана следующая информация, устанавливающая условия передачи ноу-хау:
сроки передачи (навсегда или на определённый срок);
цель отчуждения (например, продажа);
условия расторжения договора и т.д.
Если не указать срок действия лицензионного договора, стороны имеют право отказаться от исполнения его условий.
Ответственность за нарушения права на ноу-хау
По Трудовому Кодексу РФ (подпункт в пункта 6 статьи 81) разглашение секретных сведений может служить основанием для увольнения сотрудника.
Согласно статье 1472 Гражданского кодекса РФ нарушитель исключительного права на секрет производства, в том числе лицо, которое неправомерно получило сведения, составляющие секрет производства, и разгласило или использовало эти сведения, а также лицо, обязанное сохранять конфиденциальность секрета производства, обязано возместить убытки, причинённые нарушением исключительного права на секрет производства, если иная ответственность не предусмотрена законом или договором с этим лицом.
Предусмотрена также административная ответственность. При недобросовестной конкуренции размер штрафа для сотрудника составит от 12 тыс. руб., для юридического лица — от 100 тыс. руб.
Уголовным кодексом рассматривается наказание за неправомерный доступ к секретной информации. А размер наказания зависит от цели нарушителя (например, корыстная цель), факта сговора нескольких человек и от степени вреда, который нанесён нарушением.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.