Что относится к нормативным источникам курса
Нормативные источники курса «Правоохранительные органы РФ»
Предмет. Система.
Учебный курс ПО является вводной комплексной юридической дисциплиной, в которой изучаются правовые нормы об устройстве и деятельности правоохранительных органов РФ.
Правоохранительные органы в широком смысле – это суды, органы выявления и расследования преступлений, прокуратура и другие государственные органы, а также негосударственные юридические институты, так же, как и адвокатура, и частная охранная и сыскная деятельность.
В узком смысле слово нужно понимать, что:
СУД – это отдельная ветвь власти, что ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВА – это органы исполнительной власти, а АДВОКАТУРА – институт гражданского общества.
Правоохранительная деятельность имеет несколько характерных основных признаков:
1) Состоит в защите прав и юридических лиц от противоправных посягательств;
2) Правоохранительная деятельность осуществляется в особом порядке или в процессуальной форме, которая разделяется на различные стадии;
3) Осуществляется особо уполномоченная государственными органами и субъектами, обладающими соответствующим правовым статусом;
4) Правоохранительная деятельность осуществляется от имени государства, в ней реализуются властные полномочия и применяются меры государственного принуждения.
Направления правоохранительной деятельности:
— выявление и расследование преступлений;
— охрана общественного порядка;
— обеспечение государственной безопасности;
— оказание квалифицированной помощи.
Структура учебного курса ПО:
В структуре учебной дисциплины правоохранительные органы в РФ принято выделять 3 части:
— общая часть (в которой изучаются основные теоретические положения данного курса, такие, как понятия и признаки судебной власти, правосудия, принципы их, судебная система и прочее).
— особенная часть (в которой изучается организация и деятельность конкретных правоохранительных органов юстиции зарубежных стран)
— специальная часть (в которой изучается организация и деятельность судебных и правоохранительных органов зарубежных стран)
Совокупность названных вопросов образует систему учебного курса, который включает 19 тем.
Учебный курс ПО тесно связан с другими учебными юридическими дисциплинами (ТГП, где студенты получают сведения по системе и функциям государства, теория разделения властей и др.)
Это конституционное право, в котором раскрываются понятия о независимости, самостоятельности судебной власти, правовом статусе и организации высших судебных органов т.д.
Дисциплина тесно связана с другими процессуальными отраслями, такими, как:
Поскольку в этих дисциплинах отражаются стадии правоохранительной и судебной деятельности, принципы судопроизводства и прочие важные положения.
Нормативные источники курса ПО
Нормативные источники курса – законы и подзаконные нпа, которые регулируют правосудие, прокурорский надзор, оказывают гражданам квалифицированную юридическую помощь и т.д.
Главный нормативно-правовой источник :
1) КОНСТИТУЦИЯ РФ, которая устанавливает основы государственного и общественного строя.
— имеет отдельный раздел «О судебной власти и правосудии»;
— содержит принципы деятельности судов и других государственных органов и положения, касающиеся правового статуса личности
— все иное законодательство вытекает и основывается, не может противоречить Конституции.
2) ФЕДЕРАЛЬНЫЕ КОНСТИТУЦИОННЫЕ ЗАКОНЫ РФ (Ф КЗ), которые издаются по вопросам специально названными Конституцией, например, ФКЗ «О судебной деятельности РФ».
Данные законы принимаются в особом порядке обеими палатами Законодательного Собрания РФ квалифицированным большинством, и в отношении этих законов прездиент не имеет права ВЕТО. (т.е. не может их отклонить).
3) ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ РФ, в числе которых кодексы, основы законодательства и отдельные федеральные законы, например, уголовно-процессуальный кодекс.
4) КОНСТИТУЦИИ, УСТАВЫ И ИНЫЕ ЗАКОНЫ СУБЪЕКТОВ РФ.
В число нормативно-правовых источников относятся так же и ПОДЗАКОННЫЕ АКТЫ :
— постановления Совета Федерации и Государственной Думы.
— ведомственные нормативные акты, регламенты, инструкции, приказы, которые издают руководители правоохранительных органов, например, министры внутренних дел или генеральный прокурор.
Особую группу нормативно-правовых источников составляют:
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ И ОБЩЕПРИЗНАННЫЕ ПРИНЦИПЫ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА.
Их можно вслед за Конституцией РФ, согласно которой, международные договоры и общепринятые нормы, принципы международного права являются частью национальной правовой системы и имеют преимущества перед национальными законодательствами.
Для международных договоров характерно, что они вступают в силу после ратификации их парламентом и государственной думой. Она же может отозвать свое одобрение.
Этот процесс именуется ДЕНОНСАЦИЯ.
Ведомственные нормативные акты, т.е. приказы, инструкции, регламенты министерств и ведомств общего межведомственного характера должны иметь регистрацию в министерстве Юстиции, после чего, как и другие законы, публикуются.
Нормативные источники дисциплины и их классификация
Предмет и система дисциплины ПО
Предмет дисциплины правоохранительные органы это
-правовые нормы, регламинтирующие организацию и основы деятельностиправоохранительных органов
Организация правоохранительных органов предпологает изучение их задач, системы, структуры и кадров. Деятельность правоохранительных органов детально не изучается, она изучается лишь в ее наиболее существенных чертах, т.е. Изучаются именно основы правоохранительной деятельности(например принципы правосудия, принципы организации прокуратуры и др.)
В предмет учебной дисциплины прежде всего входят правовые нормы, регламентирующие российскую правоохранительную систему в настоящий период.
Кроме того в предмет учебной дисциплины также входят правовые нормы, регламентирующие российскую правоохранительную систему в прошлом(исторический аспект), а также правовые нормы, регламентирующие правоохранительные органы зарубежных государств.
В предмет учебной дисциплины также входят научные идеи и положения, касающихся организации деятельности правоохранительных органов.
Система учебной дисциплины – это определенная последователььность в изучении вопросов, образующих предмет учебной дисциплины. В связи с этим цеесообразно выделить три части системы учебной дисциплины
-Общая часть – изучаются вопросы об основных понятиях, предмете и системе дисциплины, нормативных источников курса
-Особенная часть – изучаются вопросы организации деятельности российских правоохранительных органов(сначала государственных, а затем негосударственых, а среди государственных сначала судебные органы, а затем другие)
-Специальная часть – изучаются вопросы организации деятельности правоохранительных органов харубежных государств.
2)Правоохранительная деятельность и её основные признаки
Признаки правоохранительной деятельности
-Это деятельность реализуется в установленном законом порядке
-Эту деятельность осуществляют лишь специальные государственные и негосударственные организации
-Эта деятельность осуществляется с помощью применения мер юридического воздействия
Правоохранительная деятельность – это осуществляемая в определенном законом порядке государственными и негосударственными организациями, деятельность по охране права.
Правоохр.органы
ПО-это гос.и негос. органы,специально созданные д/охраны права,укрепления законности и правопорядка,защиты прав и свобод граждан.
Правоохранительные органы составляют определенным образом обособленную по признаку профессиональной деятельности самостоятельную группу органов государства, имеющих свои четко определенные задачи. Эти задачи состоят либо в восстановлении нарушенного права, например, в области гражданских правоотношений, либо в наказании правонарушителя, когда восстановить нарушенное право невозможно (при совершении некоторых преступлений, например, при убийстве), либо в восстановлении нарушенного права и наказании одновременно, когда возможность восстановить нарушенное право имеется, но правонарушитель заслуживает еще и наказания. Решая эти задачи, правоохранительные органы защищают жизнь, здоровье, имущество граждан, их собственность, собственность государства, государственных, общественных и частных организаций, защищают государство и его институты, природу, животный мир и т. д.
Основные направления ПО: 1) К контроль 2)правосудие 3) организационное обеспечение деятельности судов 4) прокурорский надзор 5)выявление и расследование преступлений 6)оказание юр. помощи.
Нормативные источники дисциплины и их классификация
Нормативные источники курса – это нормативные акты, содержащие правовые нормы, регламентирующие организацию и основу деятельности правоохранительных органов.
Особенности нормативных актов,регламентирующих орг-цию и основы д-ти ПО:
1) Единый федер.норматив.акт о ПО и правоохр.сис-ме,к сожалению отсутствует
2) Значит число норм.актов,регламентирующих ПО. Обусловлено это особой сложностью правоохр.сферы.Большое число ПО приводит к необх.соотв.числа норм.актов.
3) Различ.юр.сила различ.норм.актов (междунар.уровень,федер.и региональный)
4) В содержании норм.актов нас интересует прежде всего то,что касается организации ПО (напр. В УПК,ГПК,АПК,КоАП)
5) Несогласованность содержания норм.актов о ПО по отд.вопросам-вина законодателя.
6) Объем норм.актов о ПО различен.
7) До сих пор действуют «старые» норм.акты о ПО-напр.Закон «О судоустройстве РСФСР 1981 года»
8) Содержание норм.актов о ПО быстро изменяется.
Для лучшего изучения содержания нпа их целесообразно классифицировать. В качестве критериев классификации могут быть избраны
-юридическая сила нпа
Классификация нпа по их юридической силе
1.Международные правовые акты(например Всеобщая Декларации Прав Человека 1948, Конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950)
Нормативно-правовые источники курса
Нормативно-правовые акты, в которых содержатся нормы конституционного, административного, процессуального и других отраслей права, регулирующие построение суда, прокуратуры, адвокатуры и иных правоохранительных органов и организаций являются основными источниками правового регулирования деятельности правоохранительных органов.
Все нормативно-правовые акты, содержащие обязательные правила поведения, взаимосвязаны между собой в порядке подчиненности и образуют определенную иерархию, подразделяясь на законы и подзаконные акты, которые располагаются по значимости в зависимости от характера государственного органа, издающего тот или иной нормативный акт.
Законы обладают высшей юридической силой, что закреплено в Конституции, п. 2 ст. 4 которой гласит: «Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации».
Среди данной группы важнейшим универсальным правовым актом, относящимся ко всем правовым дисциплинам, является Конституция Российской Федерации, обладающая высшей юридической силой. Все другие законы РФ должны ей соответствовать и не могут ей противоречить.
Конституция РФ закрепляет только наиболее важные вопросы организации и деятельности правоохранительных органов. Конституционные положения конкретизируются в иных законах, которые должны в обязательном порядке соответствовать Конституции РФ.
Конституция РФ (ст. 2) провозгласила человека, его права и свободы вышей ценностью и определила обязанностью государства защищать их. Эта обязанность лежит и на всех государственных органах как части государственного аппарата. Установление, содержащееся в ст. 2 Конституции РФ, находит свое отражение и в законодательных актах, принимаемых в последние годы, в частности в УК РФ, нормы которого применяют большинство органов уголовной юстиции.
Конституция РФ содержит ряд статей, являющихся принципами осуществления правосудия (осуществления правосудия только судом, независимость судей, участие граждан в осуществлении правосудия и др.). Большинство из них получили свое развитие в других законах. В то же время ст. 49 Конституции РФ содержит наиболее полную формулировку презумпции невиновности, которая не воспроизведена еще в других законах. Более того, в Конституции РФ сформулирован еще ряд положений, вытекающих из этого принципа и имеющих принципиальное значение для деятельности правоохранительных органов:
* обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность;
* неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого;
* при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Эти положения сформулированы более четко, нежели сходные положения в Уголовно-процессуальном кодексе.
Глава 7 Конституции РФ посвящена судебной власти. В ней определяется, каким путем осуществляется судебная власть, каким требованиям должны соответствовать кандидаты на должность судьи, порядок образования и формирования Конституционного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и Верховного Суда РФ. В этой же главе определены принципы организации и деятельности прокуратуры, порядок назначения на должности Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров.
Некоторые нормы Конституции РФ имеют прямое действие, ими руководствуются при осуществлении конкретной правоохранительной деятельности. Так, ст. 23 и 25 Конституции РФ допускают ограничение тайны переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, проникновение в жилище против воли проживающих в нем лиц только на основании судебного решения. Поскольку уголовно-процессуальное законодательство подобных норм не содержит, суды рассматривают материалы о необходимости таких ограничений прав граждан на основании этих конституционных положений. То же самое касается применения ст. 51 Конституции РФ, согласно которой никто не обязан свидетельствовать против своего супруга и близких родственников. В связи с отсутствием соответствующей нормы в УПК РСФСР следователи, судьи обязаны при допросе разъяснять содержание ст. 51 Конституции РФ. Таким образом, некоторые положения Конституции РФ в настоящее время являются нормами прямого действия.
Следующую иерархическую ступень занимают федеральные конституционные законы, принятые в развитие конституционных положений.
Закон «О судебной системе РФ» закрепил понятие «судебная власть», раскрыл его содержание, дал понятие и содержание основных принципов правосудия. В Законе определена судебная система Российской Федерации, компетенция судов, входящих в эту систему, их структура. В нем также указано, как, в каком порядке назначаются судьи и на кого возлагается организационное обеспечение деятельности судов.
Как уже указывалось, часть норм Закона «О судоустройстве РСФСР» продолжает действовать и в настоящее время. Это прежде всего относится к разделу 5 Закона, посвященному присяжным заседателям. В нем определяются требования, предъявляемые к присяжным заседателям, их правовой статус. Действует и часть норм, подробно регламентирующих структуру судов общей юрисдикции, организацию их работы.
Закон «О статусе судей в РФ» закрепляет требования, предъявляемые к кандидатам на судейские должности, порядок отбора кандидатов, права и обязанности судей, гарантии их независимости и неприкосновенности. В нем также определены органы судейского сообщества, их задачи, предусмотрены меры социальной защиты судей.
Помимо названных законов следует указать Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» и Федеральный конституционный закон «Об арбитражных судах в Российской Федерации». Первый определяет задачи, полномочия Конституционного Суда РФ, принципы деятельности, статус судей Конституционного Суда РФ. В нем закреплен порядок образования Конституционного Суда РФ, его структура, особенности производства по отдельным категориям дел. Второй определяет компетенцию арбитражных судов, их систему, устанавливает структуру арбитражных судов всех звеньев, порядок работы, их организационное обеспечение.
Организация и деятельность прокуратуры регламентируется Законом «О прокуратуре Российской Федерации». Следует учесть, что в 1995 году в него были внесены настолько серьезные изменения и дополнения, что, по существу, был принят новый закон. В Законе определены задачи и роль прокуратуры, принципы ее организации и деятельности, закреплена система органов прокуратуры РФ, структура каждого органа, установлен порядок назначения прокуроров, их компетенция, правовой статус, меры материального и социального обеспечения работников прокуратуры.
Организация органов безопасности определяется федеральными законами «О безопасности», который дает понятие безопасности, перечисляет объекты безопасности и органы, которые обеспечивают безопасность, «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации», «О внешней разведке», «О федеральных органах правительственной связи и информации», «О государственной охране». Каждый из этих законов определяет цели и задачи, стоящие перед соответствующим правоохранительным органом, его структуру и компетенцию.
Задачи, компетенция, система и структура органов налоговой службы и налоговой полиции определяются законами «О государственной налоговой службе в РСФСР» и «О федеральных органах налоговой полиции». Таможенный кодекс Российской Федерации устанавливает понятие таможенного дела, систему таможенных органов, их структуру, полномочия.
Организация и деятельность органов внутренних дел и входящих в них подразделений регулируется рядом законов. В первую очередь это Закон «О милиции», определяющий ее задачи, подразделение на милицию общественной безопасности и криминальную, подразделения, входящие в каждую из них, права и обязанности работников милиции. Организация, задачи и компетенция других подразделений регламентируется законами «О пожарной безопасности», «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» и некоторыми другими. Другие касаются более узких сторон деятельности правоохранительных органов, например Закон «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». Еще одну группу законов составляют законы, которыми вносятся изменения и дополнения в уже действующие нормативные акты, например Закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации».
К нормативной базе относятся также постановления Правительства Российской Федерации. Согласно ст. 115 Конституции Российской Федерации Правительство РФ издает постановления и распоряжения на основании и во исполнение Конституции, федеральных законов и нормативных актов Президента РФ. Правительством РФ утверждено, к примеру, Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации.
Особую группу в системе нормативной базы курса составляют нормы международного права и договоры, заключенные Российской Федерацией. Общепризнанные нормы, принципы международного права, как правило, входят в законодательство Российской Федерации, но некоторые имеют и самостоятельное значение. К примеру, порядок оказания правовой помощи, сношения судов, органов расследования России с соответствующими учреждениями других государств.
Дата добавления: 2018-04-05 ; просмотров: 237 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Вопрос 2Нормативные источники курса «ПО России». Конституция РФ в системе нормативных источников курса.
Правоохранительная деятельность – это государственная деятельность, осуществляемая с целью защиты права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия на основе закона и с соблюдением установленного законом порядка.
Предмет дисциплины (П.О.) – это изучение основ организации наиболее важных задач и направлений деятельности П.О., их взаимодействие друг с другом и с другими государственными органами. Дисциплина носит вводный характер к изучению других юридических дисциплин и тесно с ними связана:
во-первых, с конституционным правом, которое устанавливает принципы, цели, задачи суда, прокуратуры и других правоохранительных органов (П.О.);
во-вторых, с дисциплиной административное право, предметом которой является управление в государственных органах, которые в своей деятельности широко применяют меры юридического воздействия и принуждения;
в-третьих, дисциплина П.О. тесно связано с процессуальными науками, такими как уголовный, гражданский, арбитражный процессы, которые регламентируют порядок возбуждения юридических дел и порядок их рассмотрения судами.
В-четвертых, дисциплина П.О. тесно связана с научным учебным курсом прокурорский надзор, который осуществляется П.О.
Структура учебного курса П.О. имеет 3 части:
Общую (раскрывает понятия судебной власти, правосудия, законодательные источники курса и т.д.);
Особенную (отведена для рассмотрения организации деятельности судов, прокуратуры органов расследования и др. П.О.);
Специальную (касается судоустройства и организации П.О. зарубежных стран).
Система курса – это совокупность названных вопросов, которая всего включает в себя 19 тем.
Вопрос 2Нормативные источники курса «ПО России». Конституция РФ в системе нормативных источников курса.
Законодательные источники курса – это нормативно-правовые акты, которые регламентируют организацию и деятельность судов прокуратуры, адвокатуры и других правоохранительных органов.
Все нормативно-правовые акты (НПА) содержат правила поведения, обязательные для всех граждан и организаций. Подразделяются законодательные источники на 2 группы:
Законы:
А) Конституция РФ.Является основным законом и источником для всех других законов и НПА. Конституция РФ принята 12 декабря 1993 года путем всенародного голосования – референдума, она имеет наивысшую юридическую силу и непосредственно действует на всей территории РФ;
Б) ФКЗ.Подобные законы принимаются по вопросам указанным в Конституции и в особом порядке. Среди таких законов можно назвать ФКЗ «О судебной системе РФ»;
В) ФЗ РФ.Принимаются Государственной Думой РФ в целях развития положений Конституции;
Г) Законы субъектов РФ, Конституции и Уставы субъектов РФ.
Подзаконные нормативные акты:
А) Нормативные постановления палат Федерального Собрания;
Б) Указы президента РФ;
В) Постановления Правительства РФ;
Г) Ведомственные НПА, т.е. регламенты, инструкции, приказы, положения, принимаемые руководителями федеральных ведомств исполнительной власти.
Все законы должны быть опубликованы, а ведомственные НПА, кроме этого, должны пройти регистрацию в Министерстве Юстиции России.
Особую группу НП источников являют собой международные договоры РФ и общепризнанные принципы международного права, которые имеют приоритет перед национальным законодательством.
Международные договоры РФ должны получить одобрение Парламента. Этот процесс называется ратификация, после которой международные договоры обретают законную силу. Парламент может отозвать свое одобрение (денонсация), то есть денонсировать международный договор, и он теряют свою силу
Вопрос 3Правоохранительные органы РФ: понятие, виды и общие черты. Основные направления правоохранительной деятельности.
Правоохранительные органы – это государственные органы и общественные организации, которые всей своей деятельностью, на основе закона в соответствующих органах и на демократических принципах призваны обеспечивать законность и правопорядок, защиту прав и интересов физических и юридических лиц, общества и государства, предупреждать и пресекать правонарушения, применять государственное принуждение или общественное воздействие к лицам, нарушившим законность и правопорядок.
Общие черты (характерные признаки):
1) созданы на принципах демократии и действуют в условиях максимальной гласности;
2) в силу прямого указания закона и специфического положения в механизме государства предназначены обеспечивать законность и правопорядок;
3) наделены соответствующими правами и обладают специфической компетенцией по предупреждению, пресечению правонарушений и рассмотрению правовых вопросов и дел, связанных с правонарушениями и защитой прав;
4) в зависимости от характера правовых вопросов имеют право применять в целях восстановления и укрепления законности и правопорядка определенные меры государственного или общественного воздействия вплоть до уголовного наказания, применяемого исключительно судом.
Правоохранительная деятельность – это государственная деятельность, осуществляемая с целью защиты права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия на основе закона и с соблюдением установленного в законе порядка.
Задачей прав органов гос-ва является охрана прав и свобод граждан и организаций, основ общественного и конституционного строя.В зависимости от направления правоохранительной деятельности ПО разделяются на несколько видов.
Направления правоохранительной деятельности:
1) Отправление правосудия. Осуществляют суды.
2) Конституционный контроль. Осуществляется Конституционным Судом России.
3) Раскрытие и расследование преступлений. Осуществляют органы оперативно-розыскной деятельности, дознания и предварительного следствия.
4) Прокурорский надзор за законностью. Осуществляет Генеральный Прокурор и подчиненные ему прокуроры.
6) Исполнение судебных актов. Осуществляет служба судебных приставов.
7) Предоставление юридической помощи населению. Осуществляют адвокатура, нотариат, и некоторые другие органы.
Вопрос 5 Понятие и признаки правосудия.
Правосудие – это особая форма государственной деятельности, осуществляемая только судом на основе закона в указанной в законе процессуальной форме с применением мер государственного принуждения.
Признаки правосудия:
1) правосудие осуществляется специальными органами государственной власти, именуемые судами, в лице судей и привлекаемых в некоторых случаях присяжных и арбитражных заседателей
2) правосудие осуществляется посредством конституционного, гражданского, уголовного и административного судопроизводства
3) правосудие строго формализовано и охватывает всю процессуальную деятельность по рассмотрению и разрешению спорного правоотношения
4) судебные решения, вступившие в законную силу, обязательны для исполнения всех должностных лиц, органов и организаций и граждан в части их касающейся
Конституционные основы (принципы) правосудия – это закрепленные в Конституции РФ и законах идейно-политические, руководящие правовые положения, выражающие демократическую сущность и специфические свойства правосудия и судебной власти с учетом национальных особенностей судебной системы России.
Их нарушение влечет за собой вынесение неправосудных актов, которые подлежат безусловной отмене вышестоящим судом.
Классификация (система) принципов:
1) Принципы прямо указанные в Конституции (принцип законности) и принципы прямо не указанные, но вытекающие из ее содержания (принцип устности судопроизводства);
2) Принципы о судоустройстве и судопроизводстве (единство судебной системы, презумпция невиновности);
3) Отраслевые и межотраслевые принципы (закрепленные для одной отрасти права – принцип обеспечения обвиняемому права на защиту – УПК РФ, или для нескольких отраслей).
Принципы правосудия:
Презумпция невиновности.
Судебная система – это совокупность различных видов судов, построенная с учетом федеративного устройства и административно-территориального деления РФ. Регулируется федеральным конституционным законом «о судебной системе РФ». От 31 декабря 1996 года.
Совокупность судов РФ разделена на 4 подсистемы.
Конституционные суды представлены конституционным судом РФ и конституционными судами РФ. Предметом их деятельности является разрешение вопросов о соответствии законов конституции РФ и конституциям, уставам субъектов федерации. Данные суды не соподчинены, поскольку каждый из них отражает суверенитет государства и его субъектов.
Суды общей юрисдикции. Возглавляет их Верховный суд РФ. Сюда входят территориальные или общегражданские суды, а также военные суды. Предметом деятельности общих судов является рассмотрение уголовных, гражданских, административных и других юридических дел.
Арбитражные суды. Возглавляет Высший Арбитражный суд РФ. Предметом деятельности этих судов является рассмотрение экономических предпринимательских споров между хозяйствующими субъектами, то есть между организациями, юридическими лицами и гражданами, индивидуальными предпринимателями.
Дисциплинарное присутствие. Оно появилось в 2010 году. Образуется на паритетных началах из трех судей Верховного суда и трех судей Высшего арбитражного суда. Рассматривает жалобы на лишение судьи его статуса.
Судебная система РФ построена на основе принципов единства, учета федеративного и административно-территориального устройства при организации судов, сочетания организационных и функциональных связей между судами.
Вопрос 18
Суды
Автономных округов
Субъектов РФ
Суды субъектов РФМировые судьиФедеральные суды
Звено судебной системы – это место суда в судебной системе с учетом федеративного устройства и административно-территориального деления РФ. Это совокупность однотипных судов, создаваемых на равнозначных территориях и обладающих однотипной, равной компетенцией.
по общему правилу, чем выше расположен суд на судебной лестнице, тем более сложные категории дел он рассматривает. Судебная система состоит из нескольких звеньев, что позволяет оспорить решение нижестоящих судов в вышестоящем суде.
Общие суды – территориальные. Имеют четыре звена.
Арбитражные 4 звена.
Вопрос 22.
Вопрос 23
Вопрос24
Вопрос 25
Вопрос 26
Вопрос 27
Вопрос 28
Вопрос 29
Вопрос 30
Вопрос 31
Вопрос 32
Вопрос 33
Дисциплинарное судебное присутствие: место в судебной системе, состав, компетенция, особенности судопроизводства
Дисциплинарное судебное присутствие – самостоятельный федеральный судебный орган, состоящий из 6 членов – 3 судей Верховного СудаРФ и 3 судей Высшего Арбитражного суда РФ.
Членом может быть судья в возрасте от 40 до 65 лет, имеющий стаж работы в качестве судьи Верховного Суда или Высшего Арбитражного суда не менее5 лет. Не могут выдвигаться Председатели и их заместители Верховного и Высшего Арбитражного суда, а также судьи Высшей квалификационной коллегии и из Совета судей РФ. Члены Дисциплинарного судебного присутствия избираются на Пленуме Верховного и Высшего Арбитражного суда, сроком на 3 года не более двух раз подряд.
В компетенцию Дисциплинарного судебного присутствия входит:
Производство в Дисциплинарном судебном присутствии осуществляется в порядке, предусмотренном ГПК Рф, с учетом особенностей, установленных Федеральным конституционным законом «О дисциплинарном судебном присутствии»:
Утверждается график проведения заседаний и место. Основанием для рассмотрения дел явл. Поданная заявителем жалоба или обращение Председателя. Поступившая жалоба регистрируется Секретариатом и передается члену Дисциплинарного судебного присутствия для решения вопроса о принятии жалобы к производству. В ходе судебного заседания заслушивается судья-докладчик, затем лица, участвующие в деле, их представителя, свидетели, председатель суда, исследуются доказательства по делу, разрешаются ходатайства.
По результатам рассмотрения жалоб принимается одно из решений:
При равном количестве голосов жалоба считается удовлетворенной, а обращение – отклоненным. Решения вступают в законную силу немедленно, являются окончательными и обжалованию не подлежат.
Вопрос 34
Вопрос 35
Вопрос 36
Вопрос 37
Неприкосновенность судей.
Неприкосновенность судей – это средство обеспечения его независимости и самостоятельности, которое должно ограничить судью от всяких посягательств.
В Законе «О статусе судей» содержится система правовых средств (или гарантий), обеспечивающих судейскую неприкосновенность:
Вопрос 38
Вопрос 39
Вопрос 40
Вопрос 41
Вопрос 42
Вопрос 43
Вопрос 44
Вопрос 45
Вопрос 46
Вопрос 47
Вопрос 48
Вопрос 49
Вопрос 50
Правовой статус прокурора.
Правовой статус прокурора – это совокупность прав, обязанностей, гарантированных государством, а также ответственность по прокурорской деятельности. Статус прокурора соответствует статусу гражданина, но имеются некоторые ограничения.
Прокурор имеет право:
Прокурор обязан (ст. 1 ФЗ «О прокуратуре РФ»):
Прокуроры за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих служебных обязанностей и совершение проступков могут привлекаться к дисциплинарной ответственности (как то замечание, выговор, строгий выговор, понижение в классном чине, лишение нагрудного знака, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение из органов прокуратуры)
При проверке сообщения о факте правонарушения, совершенного прокурором или следователем органов прокуратуры, возбуждение против них уголовного дела (за исключением случаев, когда прокурор или следователь застигнуты при совершении преступления), производство расследования является исключительной компетенцией органов прокуратуры. На период расследования возбужденного в отношении прокурора или следователя уголовного дела они отстраняются от должности. За время отстранения от должности работнику выплачивается денежное содержание в размере должностного оклада, доплат за классный чин и выслугу лет. Не допускаются задержание, привод, личный досмотр прокурора и следователя, досмотр их вещей и используемого ими транспорта, за исключением случаев, когда это предусмотрено Федеральным законом для обеспечения безопасности других лиц, а также задержания при совершении преступления (ст. 42 ФЗ «О прокуратуре РФ»).
Вопрос 51
Вопрос 52
Вопрос 53
Вопрос 54
Вопрос 55
Вопрос 56
Вопрос 57
Статус адвоката.
Адвокатом является лицо, получившее в установленном порядке статус адвоката и право на занятие адвокатской деятельностью.
Адвокатом может быть лицо с высшим юр. образованием, имеющее стаж работы по юр. специальности не менее 2 лет или прошедший стажировку в адвокатуре в течение 1 года, не имеющее непогашенную или неснятую судимости за умышленное преступление.
Документы на прием в адвокатуру подаются в квалификационную комиссию, которая в течение 3 месяцев принимает решение о допуске к сдаче экзамена. Она же проверяет сведения документов, поступившие от кандидата.
Кандидат сдает экзамены по перечню вопросов, который утвержден федеральной палатой адвокатов, и в случае успешной сдачи экзамена, квалификационная комиссия объявляет о присвоении ему статуса адвоката.
После этого адвокат приносит присягу, и квалификационная комиссия сообщает органу юстиции сведения о вновь принятом адвокате.
Орган юстиции вносит его в реестр адвокатов субъекта РФ и выдает удостоверение по форме, утвержденной министром юстиции.
Удостоверение адвоката является документом, подтверждающим статус адвоката. Кроме этого адвокату представителю необходимо иметь ордер адвокатского образования и в арбитражном производстве и в других случаях доверенность своего клиента.
Форма ордера утверждается министром юстиции.
Адвокат оказывает различные виды юридической помощи, а именно, дача консультаций, советов, разъяснений по законодательству при составлении правовых бумаг и представлении интересов доверителем. Во всех видах судопроизводства адвокат имеет право собирать документы, сведения, информацию, необходимую для оказания юридической помощи, и представлять их суду и другим органам. В частности, адвокат может опрашивать лиц, владеющих информацией по делу, заключать договор со специалистом для разъяснения специальных вопросов, иметь свидания с доверителем в условиях конфиденциальности, и неограниченные во времени. Вместе с тем, адвокат не вправе одновременно использовать их в противоречивых целях, не может оглашать любые сведения, полученные от доверителя без его согласия.
Закон предусматривает основания приостановления и прекращения статуса адвоката, в частности, адвокат может быть лишен статуса адвоката за не соблюдение требований закона «об адвокатской деятельности», правил кодекса «профессиональной этики» и неисполнение обязанностей перед доверителем.
Дисциплинарное производство на адвоката возбуждает президент адвокатской палаты и происходит оно в квалификационной коллегии.
Вопрос 58
Вопрос 59
Правовой статус нотариуса.
Нотариусом может быть:
2) с высшим юридическим образованием;
3) прошедший стажировку не мене 1 года;
4) сдавший квалификационный экзамен;
5) получивший лицензию на право нотариальной деятельности;
6) утвержденный в должности нотариуса в соответствующем нотариальном округе.
Права и обязанности нотариуса:
1) Они могут совершать любые нотариальные действия, включая составление проектов сделок, заявлений и других документов;
2) Изготовлять копии документов и выписки из них;
3) Давать разъяснения по законодательству;
4) Они могут истребовать от граждан и организаций сведения, необходимые для совершения нотариальных действий;
5) Нотариус обязан разъяснить обратившемуся значение совершаемых им действий и их последствия;
6) Обязан хранить тайну обращения и не совершать действий, противоречащих законодательству;
7) Труд частных нотариусов вознаграждается из получаемых государственных пошлин, которые установлены законом;
8) Труд государственных нотариусов оплачивается из государственного бюджета, поскольку они являются государственными служащими;
9) Нотариусы, после назначения на должность, приносят присягу;
10) Частные нотариусы в обязательном порядке являются членами нотариальной палаты субъекта РФ.
Полномочия частнопрактикующего нотариуса прекращаются в случае:
1) Осуждения за умышленное преступление;
2) Признания его недееспособным или ограниченно дееспособным;
3) По ходатайству нотариальной палаты за совершение дисциплинарных проступков, нарушение законодательства;
4) При невозможности исполнять обязанности профессионально по состоянию здоровья.
Вопрос 60
Вопрос 61
Назначение полиции
1. Полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.
2. Полиция незамедлительно приходит на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств.
3. Полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие федеральным органам государственной власти РФ и субъектов, органам местного самоуправления, общественным объединениям, а также организациям и должностным лицам в защите их прав.
Организация полиции
1. П. является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
2. В состав п. могут входить подразделения, организации и службы, создаваемые для выполнения возложенных на полицию обязанностей.
3. Руководство деятельностью п. осуществляют руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и руководители подразделений полиции. Руководители указанных органов и подразделений несут ответственность за выполнение возложенных на полицию обязанностей.
4. Состав полиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений полиции определяются Президентом РФ.
На полицию возлагаются следующие обязанности:
1) принимать и регистрировать заявления и сообщения о преступлениях, правонарушениях, о происшествиях
2) прибывать незамедлительно на место совершения преступления, правонарушения, место происшествия, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности
3) обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок на улицах и других общественных местах;
4) возбуждать уголовные дела, производить дознание по уголовным делам,
5) осуществлять оперативно-розыскную деятельность;
6) содержать, охранять, конвоировать задержанных и заключенных под стражу лиц,
7) предупреждать, выявлять и пресекать экстремистскую деятельность;
8) противодействовать терроризму и в обеспечивать правовой режим контртеррористических операций
9) проводить экспертизы по уголовным делам и делам об административных правонарушениях
Всего 41 пункт в з-не
Полиции предоставляются следующие права:
1) требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий,
2) проверять документы, удостоверяющие личность граждан,
3) вызывать в полицию граждан и должностных лиц по расследуемым уголовным делам и находящимся в производстве делам об административных правонарушениях,
4) запрашивать и получать от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы, иную необходимую информацию;
5) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения посещать гос-е и муниципальные органы, общественные объединения и орг-ции, знакомиться с необходимыми документами и материалами, в том числе с персональными данными граждан, имеющими отношение к расследованию уголовных дел, производству по делам об административных правонарушениях, проверке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях;
6) патрулировать населенные пункты и общественные места,
7) требовать от граждан покинуть место преступления, правонарушения, место происшествия,
8) составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства,
9) производить следственные и иные процессуальные действия;
10) проводить оперативно-разыскные мероприятия;
И многое другое всего 37 пунктов в з-не.
Вопрос 62
Вопрос 63
Пограничная деятельность.
Вопрос 65
Вопрос 66
Вопрос 67
Вопрос 68
Правоохранительная деятельность – это государственная деятельность, осуществляемая с целью защиты права специально уполномоченными органами путем применения юридических мер воздействия на основе закона и с соблюдением установленного законом порядка.
Предмет дисциплины (П.О.) – это изучение основ организации наиболее важных задач и направлений деятельности П.О., их взаимодействие друг с другом и с другими государственными органами. Дисциплина носит вводный характер к изучению других юридических дисциплин и тесно с ними связана:
во-первых, с конституционным правом, которое устанавливает принципы, цели, задачи суда, прокуратуры и других правоохранительных органов (П.О.);
во-вторых, с дисциплиной административное право, предметом которой является управление в государственных органах, которые в своей деятельности широко применяют меры юридического воздействия и принуждения;
в-третьих, дисциплина П.О. тесно связано с процессуальными науками, такими как уголовный, гражданский, арбитражный процессы, которые регламентируют порядок возбуждения юридических дел и порядок их рассмотрения судами.
В-четвертых, дисциплина П.О. тесно связана с научным учебным курсом прокурорский надзор, который осуществляется П.О.
Структура учебного курса П.О. имеет 3 части:
Общую (раскрывает понятия судебной власти, правосудия, законодательные источники курса и т.д.);
Особенную (отведена для рассмотрения организации деятельности судов, прокуратуры органов расследования и др. П.О.);
Специальную (касается судоустройства и организации П.О. зарубежных стран).
Система курса – это совокупность названных вопросов, которая всего включает в себя 19 тем.
Вопрос 2Нормативные источники курса «ПО России». Конституция РФ в системе нормативных источников курса.
Законодательные источники курса – это нормативно-правовые акты, которые регламентируют организацию и деятельность судов прокуратуры, адвокатуры и других правоохранительных органов.
Все нормативно-правовые акты (НПА) содержат правила поведения, обязательные для всех граждан и организаций. Подразделяются законодательные источники на 2 группы:
Законы:
А) Конституция РФ.Является основным законом и источником для всех других законов и НПА. Конституция РФ принята 12 декабря 1993 года путем всенародного голосования – референдума, она имеет наивысшую юридическую силу и непосредственно действует на всей территории РФ;
Б) ФКЗ.Подобные законы принимаются по вопросам указанным в Конституции и в особом порядке. Среди таких законов можно назвать ФКЗ «О судебной системе РФ»;
В) ФЗ РФ.Принимаются Государственной Думой РФ в целях развития положений Конституции;