Что относится к нормативным актам содержащим государственные нормативные требования охраны труда
Что относится к нормативным актам содержащим государственные нормативные требования охраны труда
С 01.03.2022 ст. 211 излагается в новой редакции (ФЗ от 02.07.2021 N 311-ФЗ). См. будущую редакцию.
ТК РФ Статья 211. Государственные нормативные требования охраны труда
Путеводитель по кадровым вопросам. Вопросы применения ст. 211 ТК РФ
Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 24.07.2009 N 206-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 N 90-ФЗ, от 24.07.2009 N 206-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Ст. 211 ТК РФ. Государственные нормативные требования охраны труда
Статья 212. Государственные нормативные требования охраны труда и национальные стандарты безопасности труда
Информация об изменениях:
Статья 212. Государственные нормативные требования охраны труда и национальные стандарты безопасности труда
ГАРАНТ:
См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 212 ТК РФ
Государственными нормативными требованиями охраны труда устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Государственные нормативные требования охраны труда содержатся в федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, постановлениях Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актах, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, нормативных правовых актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого производственного оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
К нормативным правовым актам, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, и содержащим государственные нормативные требования охраны труда, относятся:
правила по охране труда, а также иные нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требования охраны труда, предусмотренные настоящим Кодексом;
единые типовые нормы бесплатной выдачи работникам средств индивидуальной защиты.
Государственные нормативные требования охраны труда утверждаются с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Порядок разработки, утверждения и изменения государственных нормативных требований охраны труда устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
В целях содействия соблюдению правил по охране труда разрабатываются и утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти национальные стандарты безопасности труда. Порядок разработки, утверждения и применения национальных стандартов безопасности труда определяется законодательством Российской Федерации о стандартизации.
Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. N 1160 «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» (с изменениями и дополнениями)
Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. N 1160
«Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда»
С изменениями и дополнениями от:
25 марта 2013 г., 30 июля 2014 г.
В соответствии со статьей 211 Трудового кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда.
2. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 23 мая 2000 г. N 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 22, ст. 2314).
Председатель Правительства
Российской Федерации
Положение
о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда
(утв. постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. N 1160)
С изменениями и дополнениями от:
25 марта 2013 г., 30 июля 2014 г.
ГАРАНТ:
См. Рекомендации по разработке и оформлению Правил по охране труда, одобренные Учёным советом ФГБУ «ВНИИ охраны и экономики труда» Министерства труда и социальной защиты РФ, протокол от 20 мая 2015 г. N 2, п. 3
См. Методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда, утвержденные постановлением Минтруда РФ от 17 декабря 2002 г. N 80
1. Настоящее Положение определяет порядок разработки, утверждения и изменения нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2014 г. N 726 в пункт 2 внесены изменения
3. Проекты актов, содержащих требования охраны труда, разрабатываются:
организациями, учреждениями, ассоциациями, объединениями, государственными внебюджетными фондами;
федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, с участием представителей отраслевых объединений профсоюзов и отраслевых объединений работодателей.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 25 марта 2013 г. N 257 в пункт 4 внесены изменения
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 25 марта 2013 г. N 257 в пункт 5 внесены изменения
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 25 марта 2013 г. N 257 в пункт 6 внесены изменения
6. Акты, содержащие требования охраны труда, издаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации после рассмотрения проектов указанных актов на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 25 марта 2013 г. N 257 в пункт 7 внесены изменения
7. Внесение изменений в акты, содержащие требования охраны труда, осуществляется Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в порядке, определенном настоящим Положением для их разработки и утверждения:
а) при изменении законодательства Российской Федерации об охране труда;
б) по результатам комплексных исследований состояния и причин производственного травматизма и профессиональных заболеваний;
в) по результатам изучения российского и международного опыта работы по улучшению условий труда;
Информация об изменениях:
Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2014 г. N 726 в подпункт «г» пункта 7 внесены изменения
г) на основании анализа результатов проведения специальной оценки условий труда, результатов внедрения новой техники и технологий;
д) по предложениям (с обоснованием) федеральных органов исполнительной власти и (или) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе о гармонизации актов, содержащих требования охраны труда, с нормами международного права в области охраны труда.
Установлен новый порядок разработки, утверждения и изменения нормативно-правовых актов, содержащих государственные требования охраны труда.
К таким актам относятся стандарты безопасности труда, правила и типовые инструкции по охране труда, государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (устанавливающие требования к факторам рабочей среды и трудового процесса).
Проекты актов разрабатываются соответствующими федеральными органами исполнительной власти с участием представителей отраслевых объединений профсоюзов и работодателей. Также они могут быть подготовлены государственными внебюджетными фондами и иными организациями и переданы в указанные органы.
Проект рассматривается на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. После этого акт издается Минздравсоцразвития России.
В аналогичном порядке вносят изменения в акты, содержащие требования охраны труда. Основаниями для корректировки могут быть результаты исследований состояния и причин производственного травматизма и профзаболеваний; внедрение новой техники и технологий; итоги аттестации рабочих мест по условиям труда; изменение законодательства об охране труда. Федеральные и региональные органы исполнительной власти вправе вносить предложения о гармонизации актов с нормами международного права в области охраны труда.
Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. N 1160 «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда»
Настоящее постановление вступает в силу по истечении 7 дней после дня его официального опубликования
Текст постановления опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации от 10 января 2011 г. N 2 ст. 342
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Правительства РФ от 30 июля 2014 г. N 726
Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления
Постановление Правительства РФ от 25 марта 2013 г. N 257
Изменения вступают в силу по истечении 7 дней после дня официального опубликования названного постановления
Статья 211. Государственные нормативные требования охраны труда
Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Государственные нормативные требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.
Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Комментарий к ст. 211 TК РФ
1. Установление правил, процедур и критериев, направленных на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, обеспечивается соответствующими государственными требованиями охраны труда, обязательными для исполнения всеми юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов трудовой деятельности (см. комментарий к настоящей главе).
2. О порядке разработки и утверждения соответствующих актов об охране труда см. Постановление Правительства РФ от 23 мая 2000 г. N 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требования охраны труда» (СЗ РФ. 2000. N 22. Ст. 2314), а также Постановление Минтруда России от 17 декабря 2002 г. N 80 «Об утверждении Методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда» (Бюлл. Минтруда РФ. 2003. N 5).
Судебная практика по статье 211 TК РФ
В силу ст. 211 КЗоТ РФ (ст. 392 ТК РФ) в случае пропуска по уважительным причинам сроков, установленных в настоящей статье, они могут быть восстановлены судом.
Истец при обращении в суд объяснил, что в соответствии с Регламентом соревнований по футболу лицам, внесенным в заявочный лист команд, не разрешается переносить свои споры в суд до рассмотрения их в футбольных инстанциях. В случае нарушения приведенного требования Регламента он мог быть дисквалифицирован.
В связи с этим суд пришел к выводу о том, что на основании абзаца второго пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», статей 211, 212, 237 Трудового кодекса Российской Федерации, статей 151, 1079, 1084 и 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации у ответчика возникло обязательство возместить моральный вред, причиненный истцу профессиональным заболеванием.
По мнению суда первой инстанции, между имеющимся у Канлыбаева Ш.Д. профессиональным заболеванием и негативным воздействием на его организм вредных производственных факторов во время работы у ответчика имеется причинно-следственная связь, так как ответчик не обеспечил истцу необходимых и безопасных условий труда, что в результате повлекло профессиональное заболевание, тем самым истцу причинен моральный вред. Суд первой инстанции со ссылкой на положения абзаца второго пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», статей 211, 212, 237 Трудового кодекса Российской Федерации, статей 151, 1079, 1064 и 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации пришел к выводу о том, что у ответчика возникло обязательство возместить истцу моральный вред, причиненный профессиональным заболеванием.
Государственные нормативные требования охраны труда
Госрегулирование охраны труда
Словосочетание «государственные нормативные требования охраны труда» знакомо каждому коммерсанту, использующему наемный труд. Государство относит вопросы сохранения жизни и здоровья людей при исполнении ими трудовых функций к разряду наиболее важных и существенных, поэтому считает необходимым осуществлять нормативное регулирование в данной сфере.
Государственные нормативные требования охраны труда представлены в российском законодательстве самыми разнообразными законами, указаниями, стандартами и правилами.
ВАЖНО! Государственная задача по сохранению труженикам их здоровья и способности осуществлять трудовые функции заключается в установлении специальных нормативов, правил и процедур.
Эта нормативная совокупность позволяет разумно сочетать желание бизнеса заработать прибыль любыми способами и необходимость уберечь работающее население от чрезмерных нагрузок, некачественных средств и предметов труда, невыносимых условий работы и др.
В исполнении государственных нормативных требований охраны труда в первую очередь должен быть заинтересован сам человек. Его здоровье в его руках и во многом зависит от разумности его действий.
Однако при выполнении трудовых функций работник вынужден подчиняться работодателю, поэтому процесс сохранения трудоспособности и здоровья всех членов трудового коллектива — это результат совместных действий всех заинтересованных лиц. А для того, чтобы не было перегибов и недоработок, государство и устанавливает ограничения в виде трудоохранных нормативных требований.
ВАЖНО! Правительство РФ — основной госрегулятор, утверждающий документы, содержащие государственные нормативные требования охраны труда.
При осуществлении этой функции оно обязательно должно учитывать мнение Российской трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений (ст. 211 ТК РФ).
Государственные нормативные требования охраны труда охватывают весь спектр трудовых отношений с учетом специфики отраслей и производств, включая нюансы охраны труда отдельных категорий граждан (инвалидов, женщин, лиц до 18 лет и др.).
Ознакомьтесь с перечнями ключевых обязанностей работодателя в сфере охраны труда в специальном материале.
Нормативные акты по ОТ и ТБ для работодателей
Специфика любого производства индивидуальна, поэтому требования по охране труда и технике безопасности (ОТ и ТБ) для отдельных трудовых коллективов специфичны. При этом для государства одинаково важен процесс сохранения здоровья каждого трудящегося.
В связи с этим государственные нормативные требования охраны труда разрабатываются в обобщенном виде, а уточняются уже отраслевыми и локальными нормами и требованиями.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Нормативные требования, изложенные в ГОСТ 12.0.230-2007 «Системы управления охраной труда», являются общими для всех трудящихся и работодателей.
Поскольку вопросами охраны здоровья работников в отдельно взятой компании занимаются специальные службы или специалисты, на государственном уровне устанавливаются нормативные требования и к ним. Например:
На работодателя накладываются дополнительные обязанности по реализации мероприятий по улучшению условий и охраны труда. На государственном уровне регламентированы типовые перечни таких процедур (см., например, приказ Минздравсоцразвития РФ от 01.03.2012 № 181н).
С 1 марта 2022 года вступает в силу большое количество изменений в положениях ТК РФ, регулирующих сферу охраны труда. Узнать больше о соответствующих нововведениях вы можете в специальном материале, подготовленном специалистами «КонсультантПлюс». Получить доступ к нему можно посредством бесплатного пробного доступа к данной платформе.
В свою очередь, об актуальных положениях законодательства, регулирующих охрану труда в 2021 году, вы можете узнать здесь.
О государственных нормативных требованиях охраны труда в отношении отдельных категорий работников расскажем в следующих разделах.
Государственные нормативные требования по охране труда женщин
Государство отдельно выделяет в вопросах охраны труда такую категорию трудящихся, как женщины. Им предоставляются специальные гарантии, и на страже сохранения их здоровья стоит целая армия нормативных актов и трудовых инспекторов.
Поскольку от того, насколько здорова женщина, зависит крепость нации и будущих поколений, государство посчитало необходимым запретить женский труд при выполнении работ, потенциально опасных и способных нанести урон их жизни и здоровью.
ВАЖНО! Приказом от 18.07.2019 № 512н (вступил в силу с 01.01.2021) Минтрудсоцзащиты России утвердило специальный запретительный перечень для работающих женщин.
К примеру, нельзя использовать труд женщин на горных, подземных, сварочных работах, на химпроизводствах. Нормативно ограничены и предельные нагрузки для трудящихся женщин.
Особенности применения приказа № 512н разъяснил в специальном письме Минтруд. Ознакомиться с ним вы можете в системе «КонсультантПлюс», оформив бесплатный пробный доступ к ней.
Нормативы, ограничивающие чрезмерные для женского организма нагрузки по подъему и переносу тяжелых предметов вручную при исполнении трудовых функций, установлены в постановлении Совета министров и Правительства РФ от 06.02.1993 № 105.
Ограничения установлены с учетом научно-обоснованных данных и направлены на сохранение женского здоровья. К примеру, во время выполнения работы женщина без ущерба для своего здоровья в течение часа может поднимать груз не более 10 кг и не чаще двух раз (в чередовании с другими трудовыми функциями).
В области гигиены условий женского труда государство установило нормативные требования в виде санитарных норм и правил СП 2.2.3670-20 (применимых в данном случае, прежде всего, в части положений по разделу VII документа).
Приказом Минтрудсоцзащиты России от 13.05.2021 № 313н в положения приказа № 512н внесены изменения, вступающие в силу с 1 марта 2022 года. В соответствии с ними в отношении некоторых должностей снимается запрет на привлечение женского труда (например, по должности авиационного механика по планеру и двигателям, инженера по техническому обслуживанию самолетов и вертолетов).
Полный перечень особенностей условий труда женщин приведен в путеводителе по кадровым вопросам «КонсультантПлюс». Оформите пробный бесплатный доступ к К+ и ознакомьтесь с актуальным материалом.
Нормативка по охране труда для трудоспособных людей с ограниченными возможностями
Государственные нормативные требования охраны труда в отношении еще одной категории трудящихся, инвалидов, также представлены совокупностью ряда нормативных документов.
Пристальное внимание государства к данной категории трудящихся обусловлено тем, что инвалид уже лишен части своего здоровья, а функции его организма расстроены вследствие болезни или травм. Если инвалид, несмотря на свое состояние, продолжает трудиться, государство берет его под особую социальную защиту.
К примеру, положения закона «О социальной защите инвалидов» от 24.11.1995 № 181-ФЗ предусматривают следующее:
Указанные положения закона налагают на работодателя дополнительные обязанности организационного и технического характера.
ВАЖНО! Рабочее место работника с ограниченными возможностями с учетом особенностей его нарушенных функций должно оборудоваться в соответствии с требованиями, утвержденными приказом Минтруда и соцзащиты РФ от 19.11.2013 № 685н.
Гигиена условий труда инвалидов также регламентирована на государственном уровне: в соответствии с п. 3.3 СП 2.2.3670-20, в отношении рабочих мест инвалидов работодатель обязан обеспечить разработку и реализацию санитарно-противоэпидемических мероприятий в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалидов.
Нормативные требования к условиям труда подростков
Понимание важности народной мудрости о необходимости сохранения здоровья человека с молодости подталкивает государство принимать отдельные нормативные акты в сфере охраны труда подрастающего поколения.
Нормативные требования в части ограничения нагрузок для трудящихся подростков оформлены постановлением Минтруда России от 07.04.1999 № 7.
В этом нормативном акте подробно описывается допустимый вес переносимых подростками тяжестей при выполнении трудовой функции. Причем ограничение варьируется в зависимости от пола подростка и его возраста. К примеру, постоянно за рабочую смену для юноши 15 лет переносимый вес ограничен 3 кг, а для девушки этот параметр снижен до 2 кг.
ВАЖНО! Подростков запрещено задействовать на работах, предусмотренных «подростковым» запретительным перечнем, утвержденным постановлением Правительства РФ от 25.02.2000 № 163.
Большое внимание уделяется государством и профилактике воздействия на подростков неблагоприятных производственных факторов. Выражается это в обеспечении исполнения различных специальных нормативных актов (к примеру, Методических указаний по профилактике неблагоприятного воздействия производственного шума на организм подростков, которые утверждены Министерством здравоохранения СССР 01.07.1981 № 2410-81).
Вопросы гигиены условий труда подростков регулируются санитарными правилами СП 2.4.3648-20. Применяются они в данном случае, прежде всего, в части положений по пп. 2.10.4, 3.9.5, 3.14 документа.
Обязанности по охране труда выполняют не только работодатели, но и работники предприятий. Подробнее об этом — в данном материале.
Выполнение работодателем обязанностей в сфере охраны труда требует наличия у предприятия значительных финансовых ресурсов. О том, какими могут быть их источники, читайте здесь.
Как учитываются расходы, связанные с охраной труда, смотрите в статьях на нашем сайте:
Итоги
Государственные нормативные требования охраны труда содержатся в целом комплексе разнообразных федеральных, региональных, отраслевых и локальных нормативных актов.
Все они направлены на сохранение здоровья и трудоспособности работающего населения при выполнении трудовых функций.
Обеспечение соответствия требованиям по охране труда — совокупность большого количества процедур, которые должен выполнить работодатель. Ключ к успеху в решении данной сложной задачи — избежание ошибок на первых этапах организации таких процедур.
Узнайте, с чего начать охрану труда на предприятии, здесь.