Что относится к нормативной подсистеме политической системы
Нормативная подсистема политической системы
Что такое нормативная подсистема политической системы
Политическая система — это совокупность отношений политических субъектов страны, опирающаяся на единую ценностно-нормативную основу.
Нормативная подсистема политической системы — это традиции и нормы, определяющие политическую жизнь общества и регулирующие ее.
Наличие развитой нормативной подсистемы дает возможность поддерживать общественную организацию государства, стабильность отдельно взятых государственно-правовых институтов, всю систему социального устройства в целом.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Поскольку политическая система направлена на управление политической жизнью общества, предметом регулирования нормативной подсистемы выступают социально-правовые отношения, образующиеся в ходе реализации власти.
Помимо нормативной основы каждая политическая система имеет идеологическую, экономическую и социальную основу.
Основные элементы
В качестве основных элементов политологи выделяют:
Поскольку для каждого развитого общества характерно наличие множества традиций, обычаев, ценностей и норм, важно выделять из них те, которые способны оказывать непосредственное регулирующее воздействие на возникающие в процессе осуществления власти отношения.
Акты нормативной основы политической системы общества
Важнейшими актами являются:
Эти документы могут утверждаться путем проведения общенародного референдума или рассмотрения представительными органами государственной власти.
На другом уровне — внутри каждой партии принимаются такие документы, как партийный устав, партийная программа. Они входят в перечень важнейших актов наряду с отображением идеологии, фиксацией избранных идеалов.
Право не может регламентировать политическую жизнь общества в полном объеме, так как не все ее аспекты находятся в поле правового регулирования. Поэтому набор законов в рамках нормативной подсистемы всегда дополняется другими социальными принципами и нормами. К примеру, нормами морали, религии, национальной культуры.
К чему ведет пересмотр системы, возникающие проблемы
Правовой характер нормативной основы позволяет учитывать интересы общественных организаций, течений, партий и направлений с одной стороны, и государства — с другой. Поэтому малейшие изменения незамедлительно сказываются на всех участниках процесса.
Пересмотр легитимных норм становится своеобразной революцией — отказом от старых и утверждением новых стандартов этики, культуры. В ходе процесса нормативная подсистема перестает выполнять возложенные на нее функции:
История показывает, что та форма, в которой существует политическая система государства, а также ее нормативная основа, являются результатом развития общества на протяжении нескольких поколений. Ничто не может лучше характеризовать социальную ситуацию в стране, чем напряженность или стабильность политической обстановки. Поэтому любые изменения должны быть тщательно продуманы, просчитаны.
Политическая система общества
Содержание:
↑ Политическая система
↑ Подсистемы политической системы (структура политической системы)
↑ Институциональная (организационная) подсистема
Институциональная (организационная) подсистема – это различные социальные институты, учреждения и организация, чья деятельность связанна с политикой (государство, органы государственной власти, политические партии и общественно-политические движения, профсоюзы, средства массовой информации и др.)
По степени политизированности все организации делятся на 1) собственно-политические, 2) несобственно-политические и 3) организации, имеющие незначительный политический аспект.
1) К первой группе относятся государство, политические партии и массовые политические движения.
Цель таких организаций: формирование политической воли населения, образование органов публичной власти, выработка внутренней и внешней политики государства и ее осуществление, иными словами, непосредственное осуществление политических функций.
2) Ко второй группе относятся профсоюзы, кооперативы и творческие союзы.
Так, профсоюзы обеспечивают социально-трудовые права работников (участвуют в коллективных переговорах, в подготовке, обсуждении и заключении генеральных и тарифных соглашений, а также при осуществлении контроля за обеспечением социально-трудовых прав работников). Профсоюзы оказывают влияние на формирование государственной политики.
Организации, относящиеся ко второй группе, не ставят перед собой цель непосредственного формирования государственной политики, но фактически участвуют в этом.
3) К третьей группе относятся такие организации, которые в политике практически не участвуют. Например, различного рода объединения граждан по интересам (нумизматов, филателистов, любителей животных и т.п.).
Их таких организаций: реализация частных интересов граждан. Такие организации выполняют в политической системе своеобразную роль. Напрямую не участвуя в политических процессах, они, тем не менее, являются индикаторами политического режима, т.е. показывают, насколько обеспечены в государстве индивидуальные интересы и потребности личности.
Главный элемент политической системы – государство, поскольку оно имеет самую широкую социальную основу, выражает в той или иной степени интересы всего населения, располагает огромными материальными ресурсами, а также специальным аппаратом и соответствующими правовыми средствами, который позволяют быстро реализовывать политические программы.
Роль государства в политической системе:
↑ Нормативная подсистема
Нормативную подсистему составляет совокупность социальных норм, регулирующих отношения, складывающиеся в связи с осуществлением государственной (публичной) власти.
Нормативная подсистема включает в себя нормативно-правовые акты (законы), которые регулируют формирование и деятельность политических институтов и учреждений, устанавливают правила политического процесса и взаимоотношений, придавая политической системе упорядоченность, направленность на достижение и поддержание стабильности. К нормативной подсистеме относят политические программы, уставы и инструкции, регулирующие деятельность граждан и т. д. Нормативная подсистема включает в себя правовые, политические, моральные нормы и ценности, традиции и обычаи.
↑ Коммуникативная подсистема
Коммуникативная подсистема представляет собой совокупность отношений, которые возникают в процессе деятельности политических организаций и социальных институтов (в том числе связанных с борьбой за власть и использованием властных ресурсов).
Коммуникативная подсистема включает в себя совокупность связей и взаимодействий:
между подсистемами политической системы;
между политической системой и сферами общественной жизни (социальной, экономической и др.);
между политическими системами разных стран.
↑ Культурная подсистема
Культурная (политико-идеологическая/ культурно-идеологическая) подсистема включает в себя политическую культуру, это принципы, идеи, лозунги, идеалы, мнения, которые связаны с политическим процессом.
Политическая культура – это часть человеческой культуры, которая представляет собой совокупность норм, ценностей, правил, установок, убеждений и выражающих их символов (герб, флаг, гимн), которые являются общепринятыми и служат для регулирования политического поведения всех членов общества.
Типы политической культуры
В зависимости от критерия существуют различные классификации политической культуры:
– с точки зрения формационного подхода: рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая культуры
– по идеологии: коммунистическая, анархистская, либеральная, консервативная и др. культуры
– по политическому режиму: тоталитарная, авторитарная, демократическая култьуры.
Функции политической культуры
В обществе политическая культура выполняет ряд важных функций:
Нормативная политическая система
Вы будете перенаправлены на Автор24
Политическая система общества, опираясь на собственные экономические и политические, социальные и идеологические, а также нормативные основы, создает свой собственный базис, при помощи которого происходит ее развитие. Остановимся более подробно на нормативной основе политической системе, ответив на следующие вопросы:
В первую очередь отметим, что она служит формой регулирования политических отношений, обеспечивая необходимый уровень организации, стабильности и устойчивости всей системы.
Стоит также обратить внимание на тот факт, что в виду многообразия социальных норм, разные авторы выделяют разные составляющие нормативной основы.
С точки зрения одних, ее слагаемыми следует считать право, нормы общественных организаций, нормы «государственной и общественно-политической жизни». Другие также относят нормы морали, права, общественных организаций, партийные решения, традиции политики, определенные обычаи. Однако приведенные примеры также свидетельствуют о том, что неотъемлемым атрибутом нормативной основы всегда выступают социальные нормы, под влиянием которых и происходит название рассматриваемой основы.
При этом важно сделать замечание, что далеко не все нормы будут образовывать основу нормативной системы. К числу необходимых норм следует относить только те из них, которые оказывают непосредственное регулирующее воздействие на отношения по осуществлению власти.
Таким образом нормативная основа политической системы общества состоит из следующих компонентов:
Готовые работы на аналогичную тему
Рисунок 1. Нормативная подсистема политической системы общества. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Акты нормативной основы политической системы общества
Самыми важными из их числа являются конституции. Своим содержанием он отражают духовный и политический, а также социальный и экономический строй. Поэтому конституции следует рассматривать не только с точки зрения правового или материального аспекта, но и в рамках других аспектов, которые способны отразить все стороны разных сфер общества.
Не стоит забывать, что довольно важную роль в данном случае имеет два аспекта: политико-идеологический и юридический. В связи с этим конституции можно разделить на две группы:
Отдельно рассмотрим каждую из групп. Для большей наглядности приведем для начала ряд примеров. К первой группе относятся конституции: США, Бельгии, Норвегии, Люксембурга, Швейцарии и многие другие. Ко второй: Италии, ФРГ, Японии и Греции и другие.
Первая группа конституций была призвана отражать и защищать послефеодальную эволюцию на следующих этапах. Однако на отдельной «ступени» располагаются конституции Англии и Австрии, Ирландии и некоторых других государств.
Вторая группа была призвана отражать и закреплять лишь отношения, такие как общественные, институты или учреждения, которые, как было отмечено выше, складывались в период после Второй мировой войны.
Нормы права, составляющие конституции хоть и являются важной составляющей, но не исчерпывающей частью нормативной политической системы общества. В связи с этим отдельно остановимся на других составных частях нормативной политической системы.
Составные части нормативной основы политической системы
Как отмечалось выше, нормативная основа политической системы общества состоит из следующих компонентов:
Важно отметить, что большое значение играют политические нормы, отражающиеся в уставах, нормативных актах. Они образуются целостность и единство организаций, фиксируя единство власти – «превращение авторитета идей в авторитет власти». Говоря о политических традициях и обычаях, следует понимать, что характерными для них чертами являются повторяемость, относительная устойчивость, преемственность, эмоциональность.
Примечателен также тот факт, что в современных политических отношениях применяется немалое количество обычаев и традиций, в качестве примера которых можно назвать:
Особенностью таких традиций и обычаев является тот факт, что они очень тесным образом связаны с государством и его политической жизнью. В ряде случаев такая связь и сочетание приобретает санкционированный характер, в ряде случаев с законодательным закреплением. Таким примером может служить Акт о министрах короны 1937 г, в котором законодательно закрепляется оппозиция. Из данного Акта следует, кого можно рассматривать лидером оппозиции, каким образом решается вопрос оппозиционной партии. Вместе с тем, влияние политических обычаев и традиций не ограничивается какой-либо одной сферой жизни, а функционируют во всех возможных направлениях, конкретизируя определенные нормы поведения.
Однако такую же важную роль как традиции и обычаи играет и моральная основа политической системы, устанавливая к участникам отношений требования и обязанности шире, нежели возлагают другие нормы. Нормы морали служат не только отражением общественных обязанностей, но и показывают процесс осознания личностью своего значения на уровне общества. Одной из отличительных черт норм морали можно отметить тот факт, что благодаря своей гибкости принципы и нормы регулируют политические отношения самостоятельно, не пересекаясь с другими принципами и нормами.
Отметим, что особенно важным для нормативной основы является тот факт, чтобы политические нормы опирались на нормы и принципы морали человечества, давай ей возможность пронизывать их и определять черты.
Подсистемы политической системы общества
Политическая система — что это такое, ее функции
Политическая система — это совокупность организаций и учреждений, организованных на единой нормативно-ценностной основе, осуществляющих государственную власть и управляющих делами общества
Она является сложной системой, т.к. обеспечивает нормальное функционирование всего общества, как единого организма, централизованно управляемого политической властью.
Политическая система состоит из таких компонентов, как:
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Данное понятие объединяет разнообразные действия и взаимоотношения между властвующими и подвластными, управляющими и управляемыми, господствующими и подчиненными.
Сущность политической системы общества наиболее ярко проявляется в ее функциях. К ним относятся:
Подсистемы политической системы
Структура политической системы является важнейшим свойством системы, т.к. указывает на способ организации и взаимодействия ее элементов.
Политическая система, как и любая другая, имеет свои подсистемы. Каждая из них имеет определенную цель, но это не означает, что она может существовать отдельно от главной системы. Выделяют следующие компоненты политической системы:
В институциональную подсистему входят взаимоотношения между политическими образованиями и обществом, между церковью и СМИ, оказывающие воздействие на политику. К таким относятся:
Нормативная включает в себя моральные и политические нормы, ценности, традиции и обычаи, корпоративные нормы, характерные государству, определяющие и регулирующие политическую жизнь общества.
Функциональная заключается в осуществлении политической деятельности и власти, т.е. это средства и способы реализации власти.
Коммуникативная подсистема — совокупность взаимодействия общественных систем с политической, т.е. власти, общества и индивида. Например, пресс-конференции, встречи с населением, выступления по телевидению.
Характеристика с примерами
Основные критерии характеристики политических систем:
Основным сущностным критерием политической системы является политическая власть.
Политическая власть — это способность больших социальных групп осуществлять свою волю в обществе, отстаивать и воплощать в жизнь определенные политические взгляды, установки и цели.
Политическая власть имеет ряд признаков, которыми отличается от других видов власти:
Нормативная основа политической системы.
В составе нормативной (регулятивной) подсистемы политической системы обычно выделяют:
1) правовые нормы и принципы, имеющие политическое содержание;
2) корпоративные нормы политического характера;
3) политические традиции и политические обычаи;
4) правила политической этики.
Характеризуя каждый из элементов нормативной основы, или подсистемы, необходимо отметить, что отношения государства и политических партий и движений, общественных объединений и других общностей регулируются во многих странах правовыми нормами и носят правовой характер. При этом важнейшим элементом нормативной подсистемы выступает конституция государства. Она закрепляет основополагающие аспекты деятельности политической системы. В ряде стран, в том числе в России, существуют специальные законы о политических партиях, о других общественных объединениях. Государство также в своих актах регулирует участие политических партий и движений в 123 избирательных кампаниях. Корпоративные нормы включают принципы и нормы, содержащиеся в актах политических партий и общественных объединений, регулируют внутриорганизационные отношения в данных объединениях, но одновременно и внешние отношения этих корпораций, например программные положения, взаимоотношения с другими объединениями и государством. Чаще всего корпоративные нормы обязательны для членов данного объединения, а вовне носят рекомендательный, т. е. необязательный, характер. Большая часть корпоративных норм содержится в уставах и положениях общественных объединений. Уставные нормы не могут противоречить конституции и действующему законодательству. Если партия является правящей, то ее уставные нормы могут стать всеобщими посредством закрепления в законах. Это было характерно для Советского государства, где КПСС выступала правящей партией и потому имела возможность навязывать обществу свои нормы и принципы. Важную часть корпоративных норм составляют религиозные нормы. Как особая форма общественного сознания религия воздействует не только на отношения при отправлении религиозных культов, но и на отношения личного характера, на общественную жизнь. Они воздействуют на поведение людей особыми механизмами. В государствах теократических и клерикальных религиозные нормы играют ключевую роль в регулировании жизни общества. Политика этих государств также во многом определяется религиозными нормами. Политические обычаи и традиции являются одной из разновидностей тех обычаев и традиций, которые сложились в обществе. Однако они складываются в политической сфере, в политических отношениях. Среди этих традиций – существование оппозиции, многопартийность, принцип разделения властей и др. В литературе отмечается, что политические обычаи и традиции отличаются устойчивостью, преемственностью, связанностью с государством. В ряде случаев государство санкционирует наиболее важные политические обычаи и традиции либо относится к ним безразлично. Например, традиция лоббирования законопроекта в парламенте в ряде стран закрепляется в специальных законах о лоббировании. Проф. М.Н. Марченко, разграничивая традиции и обычаи, указывает, что традиции охватывают главные, существенные политические отношения, но не предусматривают детальной их регламентации, характерной для политических обычаев. Правила политической этики содержат определенные требования к участникам политических отношений и процессов. Они служат определенным дополнением к другим элементам нормативной подсистемы и отражают общечеловеческие ценности и представления о достойном поведении участников политических отношений. Эти правила тесно связаны с общими нормами морали, принятыми в данном обществе.