Что относится к нормативному акту
Нормативный правовой акт
Нормативный правовой акт — это акт правотворчества, который принимается в особом порядке строго определёнными субъектами и содержит норму права.
Нормативный правовой акт в Российской Федерации — России (а также во многих других странах, относящихся к романо-германской правовой системе) является основным, доминирующим источником права. Нормативные правовые акты (в отличие от других источников права) принимаются только уполномоченными государственными органами в пределах их компетенции, имеют определённый вид и облекаются в документальную форму (кроме того, они составляются по правилам юридической техники). Нормативные правовые акты, действующие в стране, образуют единую систему.
По порядку принятия и юридической силе нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты.
Содержание
Признаки нормативных правовых актов
Законы и подзаконные акты
Подзаконный правовой акт (нормативный) принимается органами государственной власти в пределах их компетенции и, как правило, на основании закона. По общему правилу подзаконные акты должны соответствовать законам. К подзаконным актам России относятся нормативные акты (то есть указы, содержащие нормы права) Президента России, нормативные постановления палат Федерального Собрания (принимаемые по вопросам их ведения), нормативные постановления Правительства России, различные нормативные акты (приказы, инструкции, положения и т. п.) федеральных министерств и ведомств, других федеральных органов исполнительной власти, других федеральных государственных органов. Следует выделить также нормативные правовые акты органов местного самоуправления (именно поэтому подзаконный акт принимается не только государственными органами), издающиеся в соответствии с вышестоящими законами и подзаконными актами и воздействующие на общественные отношения строго на территории данного муниципального образования.
Нормативные договоры
Источником права в России, а также и в большинстве стран мира, является нормативный договор. Самым распространённым видом нормативных договоров и соглашений являются коллективные договоры и соглашения, заключаемые сторонами социального партнёрства в трудовом праве.
Нормативные правовые акты в Российской Федерации
В России установлена следующая иерархическая система нормативных правовых актов (в зависимости от их юридической силы):
3. Локальные нормативно-правовые акты.
Нормы права, носителями которых являются Конституция России и Федеральные конституционные законы, имеют понятие Конституционно-правовых актов.
При возникновении необходимости изменения правового регулирования вопросов, решенных в нормативных правовых актах бывших министерств, ведомств СССР, оформлять такое изменение следует путем принятия нового нормативного правового акта с указанием в нем, что отдельные положения либо весь акт бывших министерств, ведомств СССР на территории Российской Федерации не применяются. [5]
Что относится к нормативному акту
О нормативных правовых актах в Российской Федерации
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Цели настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон определяет понятие, виды и формы нормативных правовых актов, принимаемых (издаваемых) в Российской Федерации, устанавливает их юридическую силу и соотношение между собой, общий порядок их подготовки, оформления, экспертизы, принятия (издания), опубликования (обнародования), вступления в силу, толкования, учета и систематизации; основы реализации и мониторинга правоприменения нормативных правовых актов, порядок преодоления и устранения коллизий и пробелов в правовом регулировании, ответственность в сфере правотворчества и реализации нормативных правовых актов.
Статья 2. Нормативный правовой акт и правотворчество
Правовой акт или его часть, вносящий изменения в нормативный правовой акт, а также прекращающий его действие, принятый в порядке выполнения контрольных (надзорных) функций не является нормативным правовым актом.
Локальный нормативный акт, в том числе содержащий нормы права, не является нормативным правовым актом в смысле настоящего Федерального закона.
Правотворчество в Российской Федерации осуществляется на принципах конституционности, законности, научности, демократизма, социальной справедливости, планирования, прогнозирования, эффективности, системности, ресурсной обеспеченности.
Статья 3. Правовая основа правотворчества в Российской Федерации
1. Правотворчество в Российской Федерации регулируется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, иными муниципальными нормативными правовыми актами.
2. Положения настоящего Федерального закона применяются в соответствии с Конституцией Российской Федерации и с учетом особенностей, установленных федеральными конституционными законами, принятыми в соответствии с ними федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
3. Конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, муниципальные нормативные правовые акты в сфере правотворчества принимаются по вопросам, не урегулированным Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В случае принятия федерального закона или иного нормативного правового акта Российской Федерации по этим вопросам нормативный правовой акт субъекта Российской Федерации, муниципальный нормативный правовой акт приводится в соответствие с федеральным законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации.
4. Если конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, принятыми вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, предусматриваются особенности правотворчества в субъектах Российской Федерации, положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов применяются с учетом особенностей, предусмотренных этими конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
5. Регулирование законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации вопросов правотворчества в муниципальных образованиях допускается только в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.
Статья 4. Субъекты правотворчества
1. Правомочие по принятию (изданию) нормативных правовых актов в Российской Федерации имеют:
граждане Российской Федерации;
органы государственной власти Российской Федерации, должностные лица Российской Федерации;
органы государственной власти субъектов Российской Федерации, должностные лица субъектов Российской Федерации;
органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления.
2. Граждане Российской Федерации принимают нормативные правовые акты непосредственно на референдуме Российской Федерации, а также на референдуме субъекта Российской Федерации и местном референдуме, в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.
Граждане Российской Федерации участвуют в разработке, принятии (издании) нормативных правовых актов в порядке, установленном законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законодательством и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
Иностранные граждане обладают правом на участие в принятии (издании) нормативных правовых актах в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами.
3. Государственные органы Российской Федерации, государственные органы субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, их должностные лица (правотворческие органы) принимают (издают) нормативные правовые акты в пределах их компетенции.
Нормативный правовой акт может быть принят (издан) совместно несколькими правотворческими органами, а также одним из этих органов по согласованию с другими.
4. Организации, созданные в соответствии с федеральными законами в организационно-правовой форме государственного учреждения или государственной корпорации вправе принимать нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Глава 2. Система нормативных правовых актов
Статья 5. Понятие системы нормативных правовых актов
Система нормативных правовых актов в Российской Федерации строится на основе их различия по видам и форме, а также с учетом различных уровней государственной власти и организации местного самоуправления.
Совокупность нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных нормативных правовых актов образуют систему нормативных правовых актов в Российской Федерации.
Статья 6. Виды и формы нормативных правовых актов
1. Нормативные правовые акты подразделяются на законы и подзаконные нормативные правовые акты.
Законы регулируют наиболее значимые общественные отношения.
Форма законов в Российской Федерации определяется Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации.
Подзаконные нормативные правовые акты принимаются (издаются) на основании и во исполнение законов и не могут им противоречить.
Формы подзаконных нормативных правовых актов определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
2. Нормативные правовые акты подразделяются на основные, производные, вспомогательные и дополнительные.
Основным является нормативный правовой акт, имеющий самостоятельное значение по отношению к другим нормативным правовым актам, а также нормативный правовой акт, которым утверждается другой нормативный правовой акт, либо нормативный правовой акт, в который вносятся изменения, отменяется или разъясняется другим нормативным правовым актом.
Нормативные правовые акты, утверждаемые другими нормативными правовыми актами, являются производными нормативными правовыми актами.
Производные нормативные правовые акты принимаются (издаются) в форме правил, порядков, положений, инструкций, регламентов, а также в иной форме, установленной федеральными законами.
В форме правил принимаются (издаются) нормативные правовые акты, определяющие требования к осуществлению какой-либо деятельности (совершению каких-либо действий).
В форме порядков принимаются (издаются) нормативные правовые акты, определяющие последовательность организации и осуществления какой-либо деятельности (совершения каких-либо действий).
В форме положений принимаются (издаются) нормативные правовые акты, определяющие статус каких-либо государственных органов, органов местного самоуправления, их структурных подразделений.
В форме инструкций принимаются (издаются) нормативные правовые акты, конкретизирующие вопросы применения нормативных правовых актов.
В форме регламентов принимаются нормативные правовые акты, определяющие порядок деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, их структурных подразделений.
Основной и производный нормативные правовые акты представляют собой единый нормативный правовой акт.
Нормативный правовой акт, изменяющий, отменяющий или разъясняющий другой нормативный правовой акт, является вспомогательным нормативным правовым актом.
Нормативный правовой акт, принятый (изданный) с целью конкретизации положений или установления порядка реализации основного нормативного правового акта, является дополнительным нормативным правовым актом.
3. Нормативные правовые акты подразделяются на общие и специальные.
Статья 7. Нормативные правовые акты Российской Федерации
1. Нормативными правовыми актами Российской Федерации являются:
законы Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации;
федеральные конституционные законы;
нормативные правовые акты Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации;
нормативные правовые акты Президента Российской Федерации;
нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации;
нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти;
нормативные правовые акты иных государственных органов Российской Федерации, их должностных лиц.
2. Нормативные правовые акты Российской Федерации принимаются (издаются) по предметам, отнесенным к ведению Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
3. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации.
Федеральные законы могут приниматься в форме кодексов, уставов и технических регламентов.
В форме кодексов принимаются федеральные законы, содержащие все правовые нормы или большую часть правовых норм, регулирующих определенную сферу (отрасль) общественных отношений.
В форме уставов принимаются федеральные законы, регулирующие деятельность организаций в определенной сфере общественных отношений.
В форме технических регламентов принимаются федеральные законы, устанавливающие обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования в порядке, установленном федеральным законом.
Совокупность федеральных законов составляет федеральное законодательство.
4. Основные нормативные правовые акты Президента Российской Федерации издаются в форме указов. Указы Президента Российской Федерации о введении военного положения и о введении чрезвычайного положения на всей территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях подлежат утверждению Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами.
5. Основные нормативные правовые акты Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации принимаются в форме постановлений.
6. Основные нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации издаются в форме постановлений. Нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации издаются на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации.
7. Основные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются в форме постановлений и приказов. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации.
8. Нормативные правовые акты иных государственных органов Российской Федерации и организаций, их должностных лиц издаются в форме, установленной федеральными законами.
Правительство Амурской области
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Рекомендации по определению нормативности правовых актов
Для внесения в муниципальный регистр направляются только нормативные правовые акты.
При определении нормативности акта необходимо руководствоваться постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 №48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» (пункт 9).
В общем понятии, нормативный правовой акт – это документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции официального органа (должностного лица), либо на местном референдуме, с соблюдением установленной государством процедуры, направленный на возникновение, изменение или прекращение общепринятых правил поведения, распространяющий свое действие на неопределенный круг лиц и рассчитанный на неоднократное применение.
К нормативным правовым актам могут относиться:
1) решения, принятые на местном референдуме (пример: решение принятое на местном референдуме «Об отмене акта», «Об увеличении норм отвода (предельных размеров) земельных участков»)
2) решения представительного органа местного самоуправления (пример: «О бюджете», «О земельном налоге»);
3) постановления Администрации муниципального образования (пример: «О долгосрочной муниципальной целевой программе», «Об установлении предельных тарифов на платные услуги»);
4) Постановления главы муниципального образования (пример: «Об утверждении порядка финансирования расходов»);
5) постановления главы местной администрации (пример: «О правилах проведения антикоррупционной экспертизы»).
Таким образом, для Регистра не представляются:
1) индивидуальные акты;
2) акты о назначении, перемещении или освобождении от должности, командировках, закреплении жилых и нежилых помещений и предоставлении льгот и преимуществ конкретным лицам и т.п.;
3) акты, действие которых исчерпывается однократным применением;
4) акты оперативно-распорядительного характера (разовые поручения);
5) акты о созыве совещаний, конференций, съездов и т.п.;
6) акты о сооружении памятников, бюстов, монументов;
7) акты о внесении муниципальных актов и их проектов на рассмотрение и утверждение;
8) акты, направленные на организацию исполнения ранее установленного порядка и не содержащие норм (в том числе акты, содержание которых сводится к извещению об актах других органов);
9) акты о создании, реорганизации, ликвидации, наименовании и переименовании организаций;
10) технические акты (тарифно-квалификационные справочники, формы статистического наблюдения и т.п.), если они не содержат правовых норм;
11) акты рекомендательного характера;
12) акты хозяйственно-распорядительного характера:
13) акты о строительстве и реконструкции конкретных зданий, сооружений предприятий и пуске их в эксплуатацию,
14) акты о выделении материалов, машин, оборудования, товаров, изделий,
15) о выделении и разрешении расходовать денежные средства на проведение конкретных мероприятий,
16) об отсрочке погашения задолженности по ссудам;
17) иные акты хозяйственно-распорядительного характера.
К ненормативным правовым актам могут относиться:
1) решения представительного органа местного самоуправления по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования (пример: «О внесении на рассмотрение проекта муниципального акта», «О присвоении звания «Почетный гражданин» отдельным гражданам»);
2) постановления и распоряжения председателя представительного органа муниципального образования по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования (пример: «О переносе дня заседания», «Об утверждении решения»);
3) распоряжения местной администрации по вопросам организации работы местной администрации (пример: «Об утверждении плана основных мероприятий», «Об утверждении перечня работ, оказанных услуг»);
4) постановления главы муниципального образования (пример: «Об организации противопожарной пропаганды»);
5) распоряжения главы муниципального образования (пример: «Об открытии мемориала»);
6) распоряжения главы местной администрации (пример: «О скосе травы на преддомовых территориях»);
7) распоряжения и приказы иных должностных лиц местного самоуправления по вопросам, отнесенным к их полномочиям уставом муниципального образования (пример: «О согласовании перечня работ», «О покупке запчастей»).
Министерством юстиции Российской Федерации от 15.12.2011 №17/91789-ВЕ утверждены методические рекомендации и дан примерный перечень муниципальных правовых актов, не подлежащих включению в регистр муниципальных нормативных правовых актов.
В Регистр не включаются следующие муниципальные акты исполнительно-распорядительного и индивидуального характера.
В сфере финансовых и бюджетных правоотношений:
о принятии проекта бюджета на очередной финансовый год;
о проведении публичных слушаний по проекту бюджета на очередной финансовый год;
о выделении, возврате бюджетных средств;
о разрешении расходовать денежные средства на проведение конкретных мероприятий;
об оплате финансовых обязательств муниципального образования;
об установлении лимитов;
о выполнении функции муниципального заказчика;
о признании задолженности безнадежной к взысканию и ее списании;
об отсрочке погашения задолженности по ссудам;
об утверждении отчета по исполнению бюджета за очередной отчетный период.
В сфере владения, пользования и распоряжения имуществом,
находящимся в муниципальной собственности:
об условиях приватизации муниципального имущества;
о продаже муниципального имущества третьим лицам, в том числе посредством торгов;
о владении, использовании и распоряжении долей в праве общей долевой собственности объекта недвижимости;
о закреплении муниципального имущества за муниципальным унитарным предприятием, муниципальным учреждением на соответствующем праве, а также об его изъятии;
о включении (исключении) имущества в состав (из состава) муниципальной казны;
об утверждении реестра муниципального имущества;
о включении (исключении) имущества в реестр (из реестра) муниципального имущества;
о принятии имущества в муниципальную собственность;
об утверждении перечня имущества, предлагаемого к передаче в государственную собственность, собственность иных муниципальных образований;
о безвозмездной передаче муниципального имущества;
о проведении торгов по продаже права на заключение договора аренды;
о размещении муниципального заказа;
о передаче муниципального имущества в аренду (безвозмездное пользование) третьим лицам;
о создании, ликвидации, реорганизации муниципального унитарного предприятия, муниципального учреждения;
об утверждении устава муниципального унитарного предприятия, муниципального учреждения;
о внесении изменений в устав муниципального унитарного предприятия, муниципального учреждения;
об утверждении промежуточного, ликвидационного баланса муниципального унитарного предприятия, муниципального учреждения;
об увеличении (уменьшении) уставного фонда муниципального унитарного предприятия.
В сфере земельных правоотношений:
об утверждении схемы расположения земельного участка;
об утверждении границ земельного участка;
о выборе или предоставлении земельного участка в собственность (аренду), об ином праве;
о разделении (объединении) земельного участка;
о расторжении договора аренды земельного участка;
о прекращении права на земельный участок.
В сфере градостроительной политики и благоустройства:
о предварительном согласовании места размещения объекта;
об утверждении градостроительного плана земельного участка;
о внесении изменений в градостроительный план (схему) земельного участка;
о подготовке проекта о внесении изменений в правила землепользования и застройки;
о выдаче разрешения на строительство, реконструкцию;
о приемке (вводе в эксплуатацию) объекта недвижимости;
о присвоении адресов объектам недвижимости;
о присвоении адресов земельным участкам;
об изменении целевого использования объекта недвижимости (здания, строения, сооружения);
о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции;
об аннулировании разрешений на установку рекламной конструкции;
о выдаче предписаний о демонтаже самовольно установленных вновь рекламных конструкций;
об установлении памятников, мемориальных досок;
о разрешении вырубки зеленых насаждений;
о разрешении на производство земляных работ.
В сфере жилищных правоотношений:
о приватизации муниципальных жилых помещений, сдаче их в аренду, социальный найм (в отношении конкретных лиц);
о предоставлении муниципальных жилых помещений специализированного жилищного фонда;
о включении (исключении) граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в сводный список на получение безвозмездных субсидий (социальных выплат) на приобретение (строительство) жилья;
о предоставлении гражданам субсидий из местного бюджета на приобретение (строительство) жилья;
об исключении жилых помещений (зданий) из состава специализированного жилищного фонда;
об утверждении протокола комиссии по жилищным вопросам (о предоставлении гражданам жилых помещений муниципального жилищного фонда);
о внесении изменений в техническую документацию многоквартирных жилых домов;
о признании жилого помещения не пригодным для проживания;
о признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу (реконструкции);
о согласовании переустройства (перепланировки) жилых помещений;
о переводе жилых помещений в нежилые.
В сфере социальной политики:
об установлении опеки и попечительства;
о прекращении опеки и попечительства, об освобождении от опекунских обязанностей, в том числе временном освобождении или отстранении;
о назначении опекунских пособий конкретным лицам;
о раздельном проживании попечителя с подопечным, достигшим 16 лет;
о направлении конкретных несовершеннолетних в специализированные учреждения;
о разрешении на вступление в брак несовершеннолетнего;
о создании приемной семьи;
о разрешении изменения фамилии несовершеннолетних;
о признании несовершеннолетнего эмансипированным;
о прекращении выплаты денежных средств на несовершеннолетних, достигших совершеннолетия;
о разрешении на распоряжение имуществом несовершеннолетнего;
о заключении несовершеннолетними трудовых договоров;
о награждении конкретных лиц благодарственными письмами, почетными грамотами, присвоении почетных званий;
о мерах социальной поддержки, социальной помощи, предоставляемых конкретному лицу;
о предоставлении льгот и преимуществ конкретным лицам;
о награждении поощрительными грантами;
о проведении смотра (конкурса), конференции (с конкретной датой);
о проведении торжественного мероприятия, праздника, соревнования.
В сфере трудовых правоотношений:
об оказании конкретным лицам материальной помощи, премировании, единовременном поощрении в связи с выходом на пенсию;
о назначении, об увольнении (освобождении от должности) и перемещении конкретных лиц;
о предоставлении отпусков конкретным лицам;
о командировании конкретного лица;
о назначении ежемесячной денежной компенсации конкретному лицу;
об установлении персональной надбавки;
об отнесении муниципальных учреждений к группе по оплате труда руководителей;
о проведении аттестации;
о наложении (снятии) дисциплинарного взыскания;
об утверждении штатного расписания.
В сфере управления:
об утверждении муниципальных планов, проектов, отчетов, прогнозов;
о плане работы органа местного самоуправления;
о персональном составе рабочих групп и комиссий;
об отчетах рабочих групп, комиссий, должностных лиц;
о назначении конкретного лица на должность (освобождении конкретного лица от должности);
о наделении (снятии) полномочиями лица на совершение каких-либо действий;
о количественном составе депутатов в постоянных комиссиях представительного органа муниципального образования;
об утверждении председателей и персонального состава постоянных комиссий представительного органа муниципального образования;
о разовых поручениях;
о внесении муниципальных актов на рассмотрение и утверждение;
о созыве совещаний, конференций, съездов.
Также не включаются в Регистр муниципальные акты:
отменяющие (признающие утратившими силу), вносящие изменения в вышеназванные муниципальные акты;
содержащие сведения, составляющие государственную тайну;
действие которых исчерпывается однократным применением;
оперативно-распорядительного характера (разовые поручения);
направленные на организацию исполнения ранее установленного порядка и не содержащие норм (в том числе муниципальные акты, содержание
которых сводится к извещению об актах других органов);
о выделении материалов, машин, оборудования, товаров, изделий;
иные муниципальные акты ненормативного характера.