Что относится к неживой природе 5 класс биология
Живая и неживая природа
Что такое природа
Природа – это многогранное понятие. В широком смысле слова под определение природы попадает все многообразие животного и растительного мира земного шара. Природа является предметом изучения различных отраслей науки. Под природой понимается естественная среда жизни и деятельности человека.
Природа – это леса и луга, моря и реки, поля и цветы, животные и насекомые, почва и полезные ископаемые. Даже сам человек является одним из элементов природы. Любые предметы и явления, которые возникли естественным путем, а не в результате деятельности человека, относятся к природе.
Природа и климат той или иной местности также являются составляющими природы.
Совокупность природных объектов создает человеку условия для комфортной жизни.
Что такое живая природа
Природу принято классифицировать на живую и неживую. Живая природа – это все то, что может дышать, расти и видоизменяться, размножаться, умирать. Живое вторично, оно образуется с опорой на неживые природные объекты.
Что такое неживая природа
Неживая природа является первоосновой, именно из нее зарождалась жизнь на планете. Неживая природа – это такие объекты, которые не испытывают биологических потребностей, неспособны к размножению, не растут. Изменения в них могут происходить в течение тысячелетий, поэтому для глаза человека они не уловимы. Неживыми объектами природы считаются различные вещества, частицы и энергетические поля, планеты, космические спутники, вулканы, камни, острова и континенты, водные ресурсы и ледники.
Признаки живой природы
Для живых объектов характерны следующие признаки:
– Способность к рождению и смерти. Женщина рожает ребенка, который со временем становится взрослым. На яблоне созревают плоды, из семечек которых вырастет новая яблоня. Отсюда вытекает еще одна особенность всего живого – способность к размножению и продолжению рода. У каждого объекта живой природы свой жизненный цикл, который начинается рождением, а заканчивается прекращением биологического существования объекта – его смертью. После смерти объекта живой природы он переходит в категорию неживой природы (например, дерево – это объект живой природы, но если дерево спилили, то оставшийся от него пенек – это уже объект неживой природы).
– Потребность в питании. Все живые организмы для поддержания жизни нуждаются в пище, растения – в микроэлементах почвы и в воде. В условиях дефицита питательных веществ животные, растения и человек болеют, а при их отсутствии – умирают.
– Способность дышать. Все объекты живой природы нуждаются в кислороде. Люди и животные дышат посредством легких, у рыб дыхание осуществляется через жабры, у растений для осуществления дыхательной функции есть специальные клетки, которые поглощают углекислый газ.
– Способность расти и видоизменяться. В процессе онтогенеза у объектов живой природы изменяется рост, внешние признаки. У ребенка в процессе взросления меняются черты лица, изменяется тембр голоса. У животных может наблюдаться смена окраса шерсти в зависимости от времени года. У деревьев листва меняет цвет осенью и опадает.
– Активность и свобода движения. Живые объекты природы способны двигаться. Люди и животные абсолютно свободны в передвижении с одного места на другое. Способность к движению у растений проявляется в том, что они поворачиваются к солнечным лучам.
Признаки неживой природы
У неживой природы следующие признаки:
– Способность сохранять форму, размер и внешний вид в течение многих лет. Молекулы веществ, из которых состоят неживые природные объекты, не могут делиться и расти.
– Неживое устойчиво к воздействиям внешней среды. Их изменение и разрушение чаще всего обусловлены действиями человека.
– Способность к разрушению и переходу в другой объект неживой природы (например, ледник может растаять, превратиться в воду). Неживые природные объекты могут гнить, если находятся в неблагоприятных погодных условиях – излишней влажности или чрезмерной засухе.
– Отсутствие биологических потребностей и способностей к самостоятельному передвижению. Объекту неживой природы не нуждаются в пище, сне, чувстве безопасности. Они не могут испытывать эмоции, не способны чувствовать боль от физического воздействия.
Объекты живой природы
Объекты неживой природы
К неживым природным объектам относятся статичные объекты, которые не испытывают потребности в питании, не дышат, не растут, не умирают и не размножаются и образованы без антропологического вмешательства. К таким объектам относятся солнечные лучи и облака, ручьи и горы, ветер и воздух, опавшая листва и трухлявый пень, песок и снег.
Связь живой и неживой природы
Живое и неживое существуют не раздельно друг от друга, а в тесном единстве и взаимодействии. Существование живого без опоры и использования неживых природных объектов немыслимо: животные и человек нуждаются в солнечном тепле, а питаются они тем, что вырастает на деревьях (плоды) или в почве (корнеплоды); все живые существа дышат воздухом.
Неживая природа без живой природы была бы скучна, а ее ресурсы оставались бы невостребованными. Постоянный химический состав воды в реках и водоемах обеспечивается за счет жизнедеятельности и продуктов распада тех живых организмов, которые живут в воде. Когда заканчивается жизненный цикл растений, их части опадают на землю, гниют, наполняя почву полезными микроэлементами, которые необходимы для жизни насекомых, живущих в земле, и для корней растений.
Получается, что живое и неживое в природе обеспечивают существование друг друга.
Сходства и различия живой и неживой природы
Пожалуй, главное отличие живой природы от неживой природы состоит в продолжительности их существования. Время существования объектов неживой природы превосходит срок жизни живых существ в миллиарды лет.
Еще одно отличие живых объектов от неживых в природе кроется в молекулярном уровне их организации: неорганическая структура объектов неживой природы статична и устойчива к изменениям. Такие клетки не могут мутировать и видоизменяться. В результате чего не меняется и внешняя форма неживых природных объектов. Живая же ткань состоит из элементов, которые могут мутировать, отмирать или регенерировать. Эти процессы в тканях живых организмов объясняют изменения в их внешнем облике.
Также исследователями подмечена интересная особенность: форма объектов живой природе в большинстве случаев соответствует законам симметрии, к ним применимо правило золотого сечения. Развитие живых организмов идет по спирали – на эту особенность всего живого обратили внимание еще древние философы, когда сравнивали живые и неживые природные объекты.
Как отличить объект живой природы от объекта неживой природы
Чтобы отличить живой объект природы от неживой природы, нужно провести анализ этих объектов, выяснить, какими признаками они обладают: признаками живых объектов или неживых?
В большинстве случаев сделать это будет нетрудно. Нужно только ответить на такие вопросы, как:
– Это объект природы может дышать?
– Этот объект природы рождается, растет и развивается, меняет внешний вид, форму, размер, а в конечном итоге умирает?
– Этот объект природы испытывает биологические потребности, дышит?
– Этот объект природы может самостоятельно передвигаться?
Однако могут возникнуть и затруднительные случаи. Так, к примеру, кристаллы однажды родились, росли, а потом разрушились, что аналогично смерти. Ручей возник, когда начал таять ледник, а затем в него стали впадать другие мелкие ручьи – он превратился в реку, то есть видоизменился, вырос. В результате засухи он может высохнуть, то есть перестать существовать. Вулкан, начиная функционировать, словно бы рождается, увеличивается в размерах (значит, растет), а после извержения умирает. Означает ли это, что все эти объекты живые?
Ответ однозначен: нет, это неживые природные объекты. Несмотря на сходство их с живыми объектами по некоторым свойствам, определяющими моментами их природы является то, что все они не дышат, не испытывают потребности в пище и не способны размножаться.
Еще одно важное отличие живых организмов от объектов неживой природы заключается в том, что человек или условия внешней среды могут погубить их. Если человек срубит дерево, оно не сможет вновь зазеленеть, цвести и приносить плоды. Если на бабочку упадет камень, то он раздавит ее. Так происходит только с живыми объектами. Если человек разломит кусочек мела, то мел от этого действия не перестанет существовать, не утратит свою способность оставлять след на асфальте. Это будут 2 кусочка мела.
Значение живой и неживой природы для человека
Значение природы в жизни человека огромно.
Природные условия на планете в полной мере отвечают потребностям человеческого организма:
– имеется достаточное количество кислорода в воздухе в воздухе для дыхания;
– температура окружающего воздуха подходит для комфортного самочувствия;
– химический состав вод позволяет человеку выращивать фрукты и овощи, которые он использует в пищу.
Природные катаклизмы негативно сказываются на жизни и деятельности человека, поэтому можно утверждать, что человек зависим от природы.
С момента своего появления, человек использует природные богатства, преобразует экосистемы, стремится за счет природы повысить качество своей жизни. Посредством природных объектов человек удовлетворяет свои потребности. Без использования природных ресурсов невозможны такие сферы экономической деятельности человека, как сельское хозяйство, производство продуктов питания, строительство, добыча и использование полезных ископаемых. Функционирование экономики напрямую зависит от богатства природными ресурсами того или иного региона.
Современные достижения в области науки и техники позволяет человеку обрабатывать природные ресурсы: создавать ткань из природного материала, готовить пищу из овощей с помощью варки, жарки и тушения. Но все это было бы невозможным, если б человек не имел первоначального природного сырья.
Растительный мир природы сделал возможным производство лекарств и косметических средств на натуральной основе. Кроме того, многие виды растений признаны лекарственными и используются в народной медицине – человек может осуществлять профилактику различных заболеваний, принимая отвары и настои целебных трав.
Погодными условиями объясняется самочувствие человека. На эмоциональное состояние людей оказывает влияние регион проживания и климатические условия, магнитные бури и солнечная активность, фаза лунного цикла. Влажность и химический состав воздуха являются определяющими факторами в физиологическом здоровье людей. Климатическая зона влияет на внешность людей: представители разных национальностей отличаются по разрезу глаз, форме черепа, структуре волос, что обусловлено приспособлением человека как биологического вида к воздействию погодных условий.
Природа обладает широкими рекреационными ресурсами: отдых на море и горный воздух являются хорошей мерой закаливания и предупреждения возникновения респираторных заболеваний; в природных местах, где находятся минеральные источники и целебная грязь, создаются санатории, в которых люди проходят курс лечения от различных заболеваний.
Помимо создания необходимых условий для жизни и деятельности человека, природа выполняет и эстетическое значение. Так, влюбленные любят гулять по набережной, шум прибоя создает атмосферу романтики для них, а наблюдение таких природных явлений, как радуга, восход или закат дарит человеку положительные эмоции. Человек испытывает потребность в созерцании прекрасного – именно поэтому многие люди держат дома аквариумы и террариумы, заводят попугаев и канареек, кошек и собак.
Примечательно то, что содержание дома животных, создает условия для формирования у детей любви к живому и умения ухаживать за животными. А если родители приучают ребенка поливать комнатные цветы, позволяют принимать участие в работе на дачном участке, то у ребенка формируются первичные трудовые навыки. Так, природа обладает еще и воспитательным потенциалом.
Живая и неживая природа — что относится, схема взаимодействия
Окружающий нас мир, который не сотворен человеком, называется природой, тесно связывающий все живое и неживое. С древних времен и до наших дней ее не перестают исследовать ученые. Предмет, изучающий природу, называется биология. О том, что природа состоит из живой и неживой, знает каждый ученик 2 класса, в то время, когда дошкольник и понятия не имеет о двух видах природы.
Живая природа
К такому виду природы относятся организмы, которые живут полноценной жизнью, то есть появляются на свет, питаются, растут и умирают. Для поддержания жизни им необходима еда, вода, тепло и, конечно, воздух. Ниже более подробно рассмотрим различных представителей живой природы.
Рис. 1. Микроорганизмы
Микроорганизмы
Важно! Точного количества микроорганизмов на Земле до сих пор неизвестно. Биологи предполагают, что их свыше 1 млн.
Микроорганизмы обладают свойством быстрого размножения. Эти природные тела могут как приносить пользу, так и вредить. Однако и последние могут помочь в том случае, если происходит лечение некоторых заболеваний, когда пользуются частью вирусов (например, при прививках).
Важно! Из класса грибов самый большой — опенок, его можно найти у подножия Голубых гор. Сложно поверить, но его грибница составляет 4 километра.
Популяция рыб насчитывает свыше 30 000 видов. Как известно, для того, чтобы дышать, рыбы используют жабры, но есть и двоякодышащие рыбы — они могут дышать воздухом, используя легкие. Также существуют рыбы, которые долгое время способны обходиться без воды, как, например, илистые прыгуны. В морской среде обитания можно встретить рыб размером в несколько миллиметров, а также в несколько метров. Эти представители живой природы вместе взятые имеют более 32 000 форм и окрасок.
Важно! Каждый год специалисты открывают примерно 2000 видов морских обитателей, которых раньше мы не видели.
Рис. 2. Живая природа
Растения
Существует более 350 тысяч разнообразных видов растений. Если бы не было растений, человек и все живое не смогли бы дышать, ведь деревья и все растения выделяют кислород — жизненно необходимую смесь газов. Немаловажным является то, что они впитывают в себя углекислый газ, плохо влияющий на здоровье человека и климатическое состояние планеты Земля. Человеку и животному растение служит также пищей. Во многих растениях есть элементы, которые положительно влияют на здоровье человека. Хотя, конечно, не все виды растений можно употреблять — некоторые из них включают в своем химическом составе токсичные вещества и способны даже привести к летальному исходу. Для улучшения экологии человек искусственно высаживает различные растения — так организуются парки, лесополосы.
Рис. 3. Животный мир Земли
Животные
В животном мире насчитывается более 1,6 миллионов видов представителей. К животным относят зверей, птиц, земноводных, насекомых. Существует Красная книга, где записаны редкие виды животных, то есть те, которых на земле осталось очень мало. В ней уже около 400 видов.
Важно! Много лет назад на планет е были динозавры и ящерицы больших размеров. Есть теория, что те же самые ящерицы растут на протяжении всей своей жизни, и если бы сегодня они жили дольше, то их рост был бы намного больше. Животный мир можно классифицировать на:
Каждый вид животных обитает в определенной зоне на Земле, исходя из особенностей образа жизни, питания, приспособленности.
Важно! Наблюдается интересное явление у животных: если они живут на территории ледников и высоких гор, то они будут окрашены в светлый цвет. Цвет охра на животных можно встретить в пустынной местности или степи.
Говоря про животных, можно сказать об их пользе для человека. Благодаря им у человека есть мясо, молоко, яйца и много других необходимых для человека продуктов. Они обеспечивают человека даже своей шерстью для пошива одежды и обуви.
Важно! Многие экологи сегодня борются за то, чтобы люди перестали убивать животных с целью использования их шкур для пошива одежды в массовых масштабах. Для этого даже создаются специальные Антимеховые коалиции, регулярно проводятся мероприятия по пропаганде. А еще, чтобы предотвратить вымирание некоторых видов, Всемирное общество защиты животных пытается вести активную борьбу с браконьерами и теми, что калечит разные виды животных ради наживы (например, теми, кто вырезает бивни у слонов и рога носорогов).
Человек
Смотря на признаки живой природы, становится очевидным, что к ней примыкает и человек. Как и другие представители этой природы, люди нуждаются в том, чтобы поесть, попить и дышать. Но их отличает наличие более развитого разума.
Рис. 4. Горы и песок как пример неживой природы
Неживая природа
Объектами неживой природы называются воздух, вода, почва и минералы. Данные объекты находятся в трех известных состояниях — жидком, твердом и газообразном:
Неживая природа отличается тем, что на протяжении долгих лет у ее представителей не наблюдаются изменения. У них нет нужды в том, чтобы пополнять свои силы питанием, чтобы дышать, и они не могут воспроизводить себе подобных. Только под действием окружающих факторов они способны изменяться каким-либо образом. Эти объекты не появляются на свет в результате рождения.
Важно! Вода способна принимать три агрегатных состояния: твердое, жидкое и газообразное. К примеру, она может быть твердой во время ледостава, жидкой в виде чая и газообразной в виде пара, испаряемого от кипящего чайника.
Также к неживой природе относятся звезды и планета Земля. По имеющимся данным, наша планета является единственной, на которой есть жизнь, хотя однозначно этого утверждать нельзя и продолжаются исследования космоса.
Рис. 5. Вода и камни как пример неживой природы
Связь между живой и неживой природой
Выше были рассмотрены примеры двух видов природы. Следовательно — напрашивается вывод, что между ними есть очевидная связь. В мире все находится во взаимной согласованности и подчиняется определенному порядку. Представители живой природы не существовали бы без представителей неживой. Солнце, воздух, вода, земля, которые относятся к неживой природе, делают ее живой.
Охрана окружающей среды
Природа является домом всего живого. Для того чтобы Земля была чистой, ее нужно беречь от загрязнения. Для того чтобы экологическая обстановка улучшилась, необходимо:
Хорошо, если бы человек понял, что чистая природа — это там, где не сорят, а не там, где убирают. Баланс между живой и неживой природой дает жизнь всему на Земле. Также, благодаря гармонии двух видов природы, мы можем наблюдать красоту творения. Чтобы лучше усвоить материал, посмотрите также предложенное видео.
Неживая природа: определение, признаки и классификация
Отличать неживую и живую природу детей учат в начальной школе, но наиболее подробно эту тему рассматривают именно в 3-м классе. Зная главные нюансы, дети научатся правильно воспринимать окружающую среду и бережно относиться к объектам планеты.
Чтобы дети научились легко относить любые предметы к нужной сфере, следует объяснить им различия между разными предметами. Чаще всего проблема в определении сущности возникает при рассмотрении неживых объектов, которые часто путают с искусственными предметами, созданными человеком.
Понятия живой и неживой природы
Под природой понимается окружающая человека среда, которая зародилась и развивается без участия людей. В ней происходит взаимное сосуществование живых и неживых объектов. Живые создания способны дышать, расти, питаться и размножаться, тогда как неживые предметы не обладают такими признаками и практически не меняются.
Природные компоненты — это предметы, которые создаются природой, а не человеком. К живой природе относятся люди, звери, птицы, насекомые, растения, микробы и все, что растет, двигается, питается, развивается, дышит и живет. А к неживой природе относят все остальное.
Если уехать за город и оказаться там, где нет строений и изобретений человека, каждый может заметить, что его окружает множество объектов неживой природы. В стороне можно увидеть струящийся ручей, а вдали — вершины высоких гор. Взглянув вверх, можно лицезреть плывущие по небу облака и ласково пригревающее солнышко.
Эта природа выступает первичной, поскольку именно в ней произошло зарождение жизни на Земле. Все живое использует дары неживой среды и существует за ее счет, а после смерти становится ее частью. Срубленные стволы деревьев, опавшая листва, умершее животное — все это объекты неживой природы.
В рассмотрении темы часто возникают вопросы, к чему относятся такие предметы, как, например, кирпичи, стекло, автомобили, телефоны, дома. Все, что создано, руками человека, является искусственными объектами.
Признаки и особенности объектов
При сравнении неживых организмов с живыми можно сразу сказать, что они не способны дышать, питаться, расти, размножаться и умирать. Например, появившиеся однажды горы всегда будут устремлены своими вершинами в небо. Или планеты со звездами, возникшие миллиарды лет назад и выстроившиеся в определенные системы, так и существуют по сей день.
Объекты этой сферы можно распознать по следующим отличительным признакам:
Классификация
Во всем мире существует большое число предметов неживой природы. Огромное разнообразие объектов изучается специалистами химии, физики, геологии, гидрографии, астрологии и других наук.
Основная классификация объектов включает в себя три основные группы:
У объектов всех трех групп отсутствует потребность в дыхании, питании и размножении, однако многие из них являются жизненно необходимыми для людей, животных и растений.
Взаимосвязь с живыми организмами
Большая часть неживых объектов играет важную роль в жизнедеятельности живых организмов. Живая природа не может существовать без неживой, так как они полностью взаимосвязаны. Самыми важными предметами неживой среды являются:
Объекты неживой и живой природы имеют тесную связь между собой. Люди, животные и растения нуждаются в воздухе, воде и солнце. Растения могут жить только с почвой, водой, солнечным теплом и светом. А наличие в воде живых объектов — рыб, животных и микроорганизмов — способствует поддержанию ее химического состава. Узнав все эти нюансы, дети поймут, что необходимо беречь и защищать окружающую их среду, чтобы жить в гармонии с миром.
Подведем итоги (гл. 1).
Проверьте себя
1.Что такое живая природа?
Живой природой называется все то, что нас окружает и не сделано руками человека, обладающее признаками живого.
2. Чем живая природа отличается от неживой?
Объекты неживой природы не обладают признаками живого, такими как рост, размножение, обмен веществ и др.
3.Перечислите основные признаки живого.
Рост, размножение, обмен веществ, раздражимость.
4.Какие вещества относятся к органическим?
Белки, жиры, углеводы.
5.Что общего в строении тел всех живых организмов?
Все живые организмы состоят из клеток.
6.Как размножается клетка?
Путем деления.
7.Сравните роль ядра и цитоплазмы в жизнедеятельности клетки.
В ядре хранится наследственная информация о строении и функциях данной клетки и всего организма в целом. Цитоплазма содержит в себе все клеточные тельца и связывает внутреннее содержимое клетки, в ней происходят процессы жизнедеятельности.
8.Какие методы изучения живой природы вы знаете?
Наблюдение, описание, эксперимент, сравнение, моделирование.
9.Что является основной частью микроскопа?
Тубус, в котором заключены линзы.
10.Назовите главные части клетки.
Ядро, цитоплазма, клеточная мембрана, тельца.
11.Почему клетку считают живой системой?
Потому что все живые части клетки активно взаимодействуют друг с другом, участвуют во всех процессах, каждый выполняет свою функцию. От работы одной части клетки зависит работа остальных ее частей.
12.По каким признакам различают ткани у организмов?
Ткани выполняют сходные функции, имеют сходное строение и происхождение.
Выполните задания
А. Задания на сравнение и объяснение.
1. Сравните строение растительных и животных тканей.
У растений тканей больше, есть образовательная, покровная, проводящая, основная, механическая. У животных:эпителиальная, мышечная, нервная и соединительная. Основное отличите в том, что ткани растений и животных выполняют разные функции, поэтому строение различается. Ткани животных состоят из животных клеток, а растительные – из растительных. Растения и животные отличаются образом жизни, растения неподвижные и им нужна опора, например, поэтому и растений есть механическая ткань – «скелет». У животных такой ткани нет, но есть костная ткань – вид соединительной.
2. Объясните, почему клетку считают основной единицей строения живых организмов.
Потому что все живые организмы состоят из клеток, а клетка – наименьшая единица организма, имеющая признаки живого: обмен веществ, рост, размножение и раздражимость.
3. Объясните, почему знания о живых организмах важны каждому человеку.
Биология объясняет процессы, которые происходят в живых организмах, и помогает понять, как устроена жизнь на планете. Также биология необходима, для того чтобы изучать другие науки, которая с ней связаны.
Б. Выберите правильный ответ.
1. Клетку окружает и отделяет от внешней среды.
А. клеточная мембрана
2. Гемоглобин- это
В. белок крови
3. Наука о живой природе носит название
В. биология
В. Составьте слово, которое содержит предложенные гласные буквы в указанном порядке.
1.
Деление
2.
Цитоплазма
3.
Ядро
Г. Найдите лишнее слово среди предложенных.
1. лупа
2. ткань