Что относится к неживой природе 2 класс
Учебник Плешаков 2 класс. 1 часть. Страницы 24, 25, 26, 27
Страницы 24, 25, 26, 27
Неживая и живая природа
Вспомни, что относится к природе. Что необходимо растениям и животным для жизни?
К природе мы относим все то, что нас окружает, но не создано руками человека.
Растениям и животным для жизни нужна вода, солнечное тепло, воздух и пища.
Рассмотри фотографии на с. 24 — 25. На какие две группы можно разделить объекты природы, изображённые на них? Предложи разные варианты и подумай, по каким признакам можно разделить эти объекты. Как ты разделишь их по признакам «неживое» и «живое»?
Объекты природы на фотографиях можно разделить на две группы: живое и неживое. Дерево и человек являются живыми. Они растут, питаются, дышат.
Солнце и камень являются неживыми, им не требуется воздух для дыхания, они не нуждаются в пище, они не пьют воду.
Приведи свои примеры объектов неживой и живой природы. Заполни таблицу в рабочей тетради.
Примеры объектов живой природы: кошка, собака, рыба, птица, бабочка, стрекоза, муравей, трава, цветок.
Примеры объектов неживой природы: луна, земля, гора, холм, ручей, озеро, звезда, атмосфера.
Подумайте, чем живые существа отличаются от объектов неживой природы. Свои выводы обсудите в классе.
Живые существа, в отличие от объектов неживой природы, дышат, питаются, растут, приносят потомство, умирают.
Может ли живая природа существовать без неживой? Рассмотри иллюстрации и дай обоснованный ответ.
Живая природа не может существовать без неживой. Например, всем живым существам нужна вода, а вода является объектом неживой природы.
Нам нужен солнечный свет и тепло, которое дает нам солнце. Солнце — это объект неживой природы.
Объясни схему. Как ты думаешь, что обозначают стрелки на этой схеме?
Стрелки на схеме обозначают связи между неживой и живой природой.
Слева на схеме мы видим объекты неживой природы, без которых невозможно существование живой природы.
Солнечное тепло нужно всем животным и растениям. Также они не могут обойтись без воды и воздуха.
Ответы на вопросы в конце темы:
1) Что относится к неживой природе, а что — к живой?
Примеры объектов живой природы: кошка, собака, рыба, птица, бабочка, стрекоза, муравей, трава, цветок.
Примеры объектов неживой природы: луна, земля, гора, холм, ручей, озеро, звезда, атмосфера.
2) Чем живые существа отличаются от предметов неживой природы?
К живой природе относится те объекты природы, которые дышат, растут, едят, размножаются и умирают.
Объекты неживой природы не изменяются длительное время, им не нужны пища и воздух, не нужно солнечное тепло.
3) Как связаны между собой неживая и живая природа?
Объекты живой и неживой природы тесно связаны друг с другом и их существование невозможно по отдельности.
Растение — это объект живой природы, но Солнце (объект неживой природы) обогревает его лучами.
Человек — это объект живой природы, но он дышит воздухом и пьет воду (вода и воздух — это объекты неживой природы).
Учебник Плешаков 2 класс. 1 часть. Страницы 28, 29, 30, 31
Страницы 28, 29, 30, 31
Явления природы
1. Вспомни, что относится к неживой природе, а что — к живой.
К неживой природе относятся: солнце, воздух, камни, вода.
К живой природе относятся: растения, животные, человек.
2. Что является источником света и тепла для всего живого на Земле?
Источником света и тепла на Земле является Солнце.
Рассмотрите рисунки. Расскажите, какие явления могут происходить с этими объектами неживой природы и живыми существами.
Сосульки весной таят и превращаются в воду.
Из тучи может пойти дождь.
Земля вращается вокруг Солнца и на ней меняются времена года, происходит смена дня и ночи.
Головастик превратиться в лягушку.
Ласточка может расти, вывести птенцов, стареть и умереть.
Одуванчик прорастает весной, расцветает, облетает, его семена сеются в землю и снова прорастают.
Снежинка может таять.
Гусеница станет бабочкой.
Приведи свои примеры явлений в неживой и живой природе.
Примеры явления в живой природе: распускание листьев на деревьях, цветение, опадение листвы, рождение детенышей у животных, смена окраса у зайца, зимняя спячка у медведя, перелет птиц.
Примеры явлений в неживой природе: гроза, дождь, туман, снегопад, ледостав, ледоход, смерч, волна, землетрясение, извержение вулкана, падение метеорита.
Какие времена года (сезоны) показаны на рисунках? По каким признакам это можно определить?
На первом рисунке показана весна. Деревья стоят без листьев, кое-где лежит снег, но есть проталины, небо яркое и голубое.
На втором рисунке показано лето. Все растения зеленые, цветут цветы.
На третьем рисунке осень. Листва на деревьях стала желтой, она опадает, засыхает трава.
На последнем рисунке зима. Все укрыто толстым слоем снега.
Приведи примеры сезонных явлений в природе.
Примеры сезонных явлений в природе: гололед, метель, снегопад, зимняя спячка, отлет птиц на юг и возвращение их весной, листопад, летние грозы, появление листочков весной, цветение цветов летом, ледоход.
Расскажи о сезонных явлениях в жизни дерева, которые тебе удалось понаблюдать в прошлом учебном году.
Зимой дерево стоит голое, оно спит.
Весной на деревьях набухают почки и появляются зеленые листочки. Потом дерево начинает цвести.
Летом цветение заканчивается и дерево стоит зеленое. На нем появляются и начинают зреть плоды.
Осенью плоды созревают, листья становятся желтыми и опадают.
Знакомы ли тебе слова температура, термометр? Как ты их объяснишь? Расскажи по рисунку, какие бывают термометры.
Когда мы говорим тепло, холодно или жарко, мы имеем в виду температуру.
Для точного измерения температуры используется прибор — термометр.
Термометры бывают: 1) медицинскими, 2) водными, 3) уличными.
Ответы на вопросы в конце темы:
1) Что такое явления природы? Приведи примеры.
Происходящие в природе изменения называются явлениями природы.
К ним относится, например: изменение температуры воздуха, воды, вращение Земли, смена дня и ночи, смена времён года.
2) Что такое термометр?
Термометр — прибор для измерения температуры.
3) Как записывают показания термометра?
Температуру записывают в градусах Цельсия. Если температура выше нуля, то записывают просто цифры с плюсом, например: +35 градусов. Если температура ниже нуля, то цифры записываются с минусом, например: — 24 градуса.
Вместо слова «градус» ставится маленький кружочек.
Явления живой и неживой природы – какие бывают природные явления, примеры (2 класс)
Мир Земли — это мир природы и человека. Всё, что создано без участия людей, относится к природе. Изменения в природе называются явлениями природы. Во время путешествий, отдыха, учёбы человек сталкивается с множеством явлений природы. Много прекрасного рядом с людьми: восход солнца, удивительный водопад, красивая птица, сверкающий камень. Все эти явления и объекты природы могут быть живыми и неживыми.
Живое и неживое
Чтобы понять, какие бывают объекты живой природы, нужно рассмотреть признаки живого.
Рис. 1. Несколько поколений.
Взрослые стареют и умирают. Продолжительность жизни у всех живых организмов разная. Крошечный грызун лесная соня живет 3 года, синий кит доживает до 80–90 лет. Известны деревья возрастом до 5 тыс. лет.
К природным живым объектам относятся те, у кого присутствуют все признаки.
Объекты живой и неживой природы
К объектам неживой природы относятся осадки, облака, горы, камни, воздух, звёзды.
Явления живой и неживой природы
В природе происходят сезонные изменения.
К весенним явлениям живой природы относится прилёт птиц и выведение птенцов, распускание листьев и цветов, появление травы. Весенние явления неживой природы: ледоход, таяние снега, половодье.
Рис. 2. Пчёлы на цветах.
Осенью желтеет листва и начинается листопад, улетают в тёплые края птицы, исчезают насекомые. Это явления живой природы. Становится холоднее, укорачивается день, дожди сменяются снегопадом. Такие явления относятся к неживой природе.
Зимой всё живое спит или прячется от холода, только некоторые звери кормятся и охотятся (лоси, волки, лисы). Преобладают явления неживой природы — снегопад, метель, короткий день, сильный мороз.
Многие явления неживой природы не зависят от времени года, могут быть опасными. Ураганы, цунами, извержения вулканов разрушают строения, приводят к гибели людей и животных.
Рис. 3. Извержение вулкана.
Явления живой и неживой природы неразрывно связаны. Весенние изменения невозможны без потепления и первых дождей. Зимние явления происходят при морозах, снегопадах, когда укорачивается день.
Что мы узнали?
В природе существуют живые и неживые объекты. Разделить их можно по признакам живых организмов. Явления природы также делятся на аналогичные группы. Приведённые примеры помогут ученикам 2 класса лучше понять материал по окружающему миру.
Уроки окружающего мира: что из предметов относится к неживой природе
Природа – широкое понятие, включающее в себя неживые объекты естественного происхождения и многообразие живых организмов, окружающих человека. Растения, звери и птицы это живая природа. Ее особенностью является отсутствие зависимости от цивилизации, способность к естественной регуляции и самовосстановлению. Можно встретить различные предметы неживой природы, не склонные к подвижности и значительным видоизменениям. Что относится к неживой природе, а что является живыми организмами поговорим подробнее.
Описание понятия
Неживая природа – это группа предметов окружающего мира, не отвечающих признакам живого, не зависящих от деятельности и участия человека.
Признаки живого и неживого
Определение принадлежности предметов окружающего мира к той или иной группе позволяет лучше сформировать понимание взаимодействия биосферы с гидросферой, литосферой и атмосферой.
Примеры признаков различных тел неживой или живой природы для 3 класса:
Выраженная внешняя и поведенческая изменчивость под воздействием окружающей среды.
Вопреки ошибочному мнению, рост не является неотъемлемым признаком живого, так как этой способностью обладают такие объекты, как минералы и кристаллы. Однако рост горных пород и других предметов значительно отличается от того свойства, которым обладают животные и растения. Рост неодушевленного основывается на прикреплении новых структурных элементов к первоначальной форме, в то время как живые объекты увеличиваются в размере путем формирования новых клеток.
Рост на примере снежинки:
Полезное видео: чем живое отличается от неживого
Примеры неживой природы
Рассмотрим подробно объекты неживой природы. Окружающий мир богат различными формами предметов неодушевленных тел. Для простоты понимания была введена классификация, позволяющая разделить тела на несколько групп.
Перечислим виды тел:
Неодушевленное не умирает и не рождается, тем не менее можно наблюдать разрушение гор и испарение природных источников. Изменение формы и размера тела является ответной реакцией на изменение температуры, давления или других факторов внешней среды.
В процессе смены агрегатного состояния неживое сохраняет свои структурные частицы, что позволяет восстановить первоначальное состояние (конденсация водяного пара).
Это интересно! Гумус почвы: что это такое
Воздух и атмосфера
Воздух, необходимый для жизни большому числу живых существ на нашей планете, входит в состав атмосферы или «воздушной оболочки земли». Атмосфера состоит из смеси многочисленных газов, обладающих различным составом и свойствами.
Свойства газовых паров:
Газам не свойственны признаки живого, однако их присутствие необходимо не только человеку, но и другим организмам. Несмотря на то, что сам воздух не относится к живым структурам, воздушная оболочка планеты является местом обитания птиц, летающих млекопитающих (летучих мышей), насекомых и огромного числа микроорганизмов.
Воздух и атмосфера
В отличие от других форм неодушевленного, вода обладает кажущейся самостоятельной подвижностью, однако в своем составе также является смесью различных жидкостей.
Дети, перешедшие в 3 класс, изучают такие водные формы, как:
Эти тела отличаются естественностью происхождения, в то время как пруд является продуктом деятельности человека. Вода и другие жидкости относится к неодушевленным телам по причине отсутствия раздражимости, роста и других свойств. Тем не менее, как и воздушная оболочка земли, гидросфера является домом для множества животных, растений и микроорганизмов.
Вода
Почва и литосфера
Почва – совокупность солей и мельчайших земных пород, пронизанных тонкими прослойками воды и воздуха. Несмотря на то, что из земли пробиваются растения, почва также относится к неодушевленным предметам.
В зависимости от формы отложений, наличия органических включений, способности пропускать жидкости и наполненности кислородом земля может значительно различаться по своим свойствам.
Тем не менее эта форма неодушевленного является домом для млекопитающих (мышей, лис, барсуков, кротов), червей, членистоногих (жуков, пауков), бактерий и источником минеральных и органических веществ для растений и грибов.
Солнце и другие космические тела
Кроме планеты Земля, в нашей Вселенной находятся миллиарды других космических тел. Звезды и наше Солнце являются лишь одни из них.
Схема и общая информация о Солнце:
Неживая природа это определение, в равной степени применимое и к нашему Солнцу. Несмотря на излучаемый свет и тепло, светило не отвечает свойствам живого и не является пригодным для жизни других существ.
Присутствие ряда неодушевленных структур, таких как вода, воздух, земля – важнейший из факторов появления и развития жизни на любой планете:
Интересно! Такие крупные неодушевленные тела, как планеты, обладают дополнительными свойствами, также необходимыми для жизни. Одним из них является гравитация.
В просторах космоса существует множество планет и звезд, изучение которых является одной из важнейших задач современной науки.
Полезное видео: неживая природа
Вывод
На нашей планете живая и неживая природа находится в тесной взаимосвязи, наблюдать которую можно повсеместно. Атмосфера, гидросфера и литосфера в той или иной мере богаты одушевленными организмами, для которых земля, вода или воздух являются домом, местом укрытия или элементом системы добычи питания. Все внутренние процессы организмов основываются на взаимодействии с неодушевленными предметами (дыхание, поглощение минеральных солей растениями).
Запомните! Неживое – часть внешней среды, окружающей человека, нуждающаяся во внимании и сохранении для будущих поколений. Даже если горы, моря и океаны не умирают, в процессе изменения они способны стать в корне непригодными для жизни большого числа существ.
Окружающий мир 2 класс 1 часть. Явления природы стр. 28 – 31
Из этой темы учебника «Окружающий мир» второклассник узнаёт, что такое явления природы, какие они бывают.
1) Вспомни, что относится к неживой природе, а что — к живой
2) Что является источником света и тепла для всего живого на Земле?
Источником тепла и света на Земле является Солнце.
3) Рассмотрите рисунки. Расскажите, какие явления могут происходить с этими объектами неживой природы и живыми существами
Сосульки могут таять и превращаться в воду.
Туча может образоваться в небе и из неё пойдёт дождь.
Земля вращается вокруг Солнца и на ней меняются времена года, происходит смена дня и ночи.
Головастик может превратиться в лягушку.
Ласточка может вывести птенцов, расти, стареть и умереть.
Одуванчик прорастает весной, расцветает, облетает, его семена сеются в землю и снова становятся растениями.
Снег может таять, падать на землю.
Гусеница может стать бабочкой.
4) Приведи свои примеры явлений в неживой и живой природе
5) Какие времена года (сезоны) показаны на рисунках? По каким признакам это можно определить?
На первом рисунке показана весна. Деревья стоят без листьев, кое-где лежит снег, но есть и проталины, небо яркое и голубое.
На втором рисунке показано лето. Все растения зелёные, повсюду цветы.
На третьем рисунке осень. Листва на деревьях стала жёлтой, она опадает, засыхают травы.
На последнем рисунке зима. Всё укрыто толстым слоем снега.
6) Приведи примеры сезонных явлений в природе
Примеры сезонных природных явлений: отлёт птиц на юг и возвращение их после завершения холодов, зимняя спячка, листопад, снегопад, летние грозы, появление листочков весной, цветение растений летом, вскрытие рек, гололёд, метель.
7) Расскажи о сезонных явлениях в жизни дерева, которые тебе удалось понаблюдать в прошлом учебном году
Весной на деревьях набухают почки и появляются зелёные листочки. Потом дерево начинает цвести.
Летом цветение заканчивается, и дерево стоит зелёное. На нём появляются и начинают зреть плоды.
Осенью плоды созревают, листья становятся жёлтыми и опадают.
Зимой дерево стоит голое, оно спит.
Домашнее задание
1) Что такое явления природы? Приведи примеры
Природные явления — это все изменения, которые в ней происходит. Например, сегодня солнечно и жарко, но набежали тучи, и пошёл дождь. Потом ударила молния, раздался гром, посыпался град. Всё это явления природы.
2) Что такое термометр?
Это прибор, который показывает температуру.
3) Как записывают показания термометра?
Температуру записывают в градусах Цельсия. Если температура выше нуля, тепло, то записывают просто цифры с плюсом: +35 градусов. Если температура ниже нуля, мороз, то цифры записываются с минусом: —24 градуса.
Градус обозначается маленьким кружочком за последней цифрой.