Что относится к неречевому общению
Тест по обществознанию Общение 6 класс
Тест по обществознанию Общение для учащихся 6 класса. Тест содержит 2 варианта по 8 заданий и предназначен для проверки знаний по теме Человек среди людей.
1 вариант
1. Какой из предложенных терминов наиболее полно соответствует определению:
«вид деятельности, в ходе которого происходит взаимный обмен информацией между участниками»?
1) труд
2) общение
3) познание
4) обычай
2. К неречевому общению относится
1) письмо
2) телефонный разговор
3) взгляд
4) чтение стихотворения вслух
3. Укажите позицию из перечисленных ниже, которая обобщает приведенный перечень: выступление перед одноклассниками, отправление СМС-сообщения, мимика, поза.
1) средства общения
2) виды деятельности
3) групповые нормы
4) межличностные отношения
4. Закончите предложение правильно. Самая главная цель общения — это
1) соблюдение правил этикета
2) знакомство с интересными людьми
3) достижение профессиональных успехов
4) общение ради общения
5. Какая ситуация не связана с общением?
1) Дети приветствовали учителя.
2) Катя ответила на телефонный звонок.
3) В письме был «смайлик».
4) Саша быстро заснул.
6. В какой ситуации речь идёт о неформальном общении?
1) Семья Сидоровых стала участником телефонного социологического опроса.
2) Саша увидел друзей издалека и замахал им рукой.
3) Мама подписала страничку дневника, на которой были выставлены четвертные оценки сына.
4) В День города школьники поздравили ветеранов.
7. Выберите правильные высказывания. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Опыт общения ребёнок начинает осваивать в школьном возрасте.
2) Официальные межличностные отношения не являются общением.
3) Существуют речевые и неречевые средства общения.
4) Чтобы понимать другого человека, нужно научиться ставить себя на его место.
5) Письменное общение всегда является формальным.
8. Заполните пропуск в схеме.
2 вариант
1. Какой из предложенных терминов наиболее полно соответствует определению:
«взаимные деловые и дружеские отношения между людьми»?
1) ритуалы
2) общение
3) традиции
4) деятельность
2. Обязательным признаком любых форм общения является
1) речь
2) передача информации
3) улыбка
4) постановка цели
3. Укажите позицию из перечисленных ниже, которая обобщает приведенный перечень: мимика, жест, улыбка, поза.
1) неречевое общение
2) ритуальные действия
3) межличностные отношения
4) совместная деятельность
4. Закончите предложение правильно.
Человек может передать свои чувства
1) только словами
2) исключительно с помощью речи
3) не только словами, но и движениями
4) не используя никаких средств общения
5. Какая ситуация не связана с общением?
1) Мама помахала рукой на прощание.
2) Девочки молча смотрели друг на друга.
3) Марина закрыла окно.
4) Влюбленные поцеловались.
6. В какой ситуации речь идёт о неформальном общении?
1) Ученик взял билет и приготовился отвечать.
2) Жильцы дома обратились в управляющую компанию с просьбой проверить, как производится уборка подъездов.
3) Иван Иванович написал заявление в прокуратуру.
4) Бывшие одноклассники собрались на вечере встречи.
7. Выберите правильные высказывания. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Общение — это форма отношения человека к окружающему миру.
2) В процессе общения передаётся информация, а не чувства.
3) Общению нужно учиться.
4) В речевом общении особую роль играет интонация.
5) Формальное общение всегда имеет негативный характер.
8. Заполните пропуск в схеме.
Ответы на тест по обществознанию Общение
1 вариант
1-2
2-3
3-1
4-4
5-4
6-2
7-34
8-неформальное
2 вариант
1-2
2-2
3-1
4-3
5-3
6-4
7-134
8-устное
Невербальное общение
Невербальное общение – это разновидность неречевого взаимодействия коммуникационного характера между живыми существами. Другими словами, невербальное общение человека является разновидностью передачи всевозможной информации или возможностью воздействия на окружение без употребления речевых (языковых) механизмов. Орудием описанного взаимодействия является физическое тело индивидов, которое владеет широким набором инструментария и специфическими приемами для трансляции информации или взаимообмена сообщениями.
Невербальное общение охватывает всевозможные жесты и мимику, различные телесные позы, тембр голоса, телесный или визуальный контакт. Средства невербального общения человека передают образное содержание и эмоциональную суть информации. Язык неречевых компонентов общения может быть первичным (все вышеперечисленные средства) и вторичным (различные языки программирования, азбука Морзе). Многие ученые умы уверены, что посредством слов транслируется всего 7% информации, 38% данных посылается при помощи звуковых средств, которые включают тон голоса, интонацию, а 55% – через инструменты невербального взаимодействия, собственно при помощи первичных неречевых компонентов. Отсюда следует, что основополагающим в общении человечества является не произносимая информация, а манера ее изложения.
Коммуникации невербального общения
Окружающий социум может многое узнать об индивиде исключительно по его манере выбора одежды и разговора, используемым жестам и пр. В результате проведения множества исследований было выявлено, что невербальные способы общения имеют две разновидности источника происхождения, а именно биологическая эволюция и культура. Невербальные средства общения необходимы с целью:
— регулирования течения процесса коммуникативного взаимодействия, создания психологического контакта между собеседниками;
— обогащения смыслов, передаваемых при помощи слов, направления толкования словесного контекста;
— выражения эмоции и отражения истолкования ситуаций.
К невербальным коммуникациям общения относят всем известные жесты, мимику лица и телесные позы, а кроме этого прическу, придерживаемый в одежде стиль (одежда и обувь), интерьер офиса, визитные карточки, аксессуары (часы, зажигалки).
Все жесты можно поделить на жесты открытости, подозрительности, конфликта или обороны, задумчивости и рассуждения, неуверенности и сомнения, затруднении и пр. Расстегивание пиджака или уменьшение дистанции между партнером по беседе является жестом открытости.
О подозрении и скрытности свидетельствует потирание лба либо подбородка, попытка прикрыть руками лицо, а особенно избегание зрительного контакта, отвод взгляда в бок. К жестам конфликта или обороны относят скрещивание рук, собирание в кулак пальцев. О задумчивости собеседника говорит пощипывание переносицы, рука у щеки (поза «мыслителя»). Почесывание указательным пальцем пространство над ушной мочкой или бокового участка шеи означает, что собеседник сомневается в чем-то или свидетельствует о его неуверенности. Почесывание или прикосновения к носу говорят о затруднительном положении беседующего. Если в ходе разговора один из участников опускает веки, то подобное действие сообщает о его желании поскорее окончить беседу. Почесывание уха демонстрирует неприятие собеседником произносимого партнером или тем, как он это произносит. Потягивание мочки уха напоминает о том, что партнеру уже надоело слушать, и он тоже имеет желание высказаться.
К невербальным коммуникациям общения относятся также и рукопожатия, которые выражают различные позиции участников коммуникационного взаимодействия. Захват руки одного из встречающихся таким образом, что ладонь ее оказывается внизу, свидетельствует о властности собеседника. Об одинаковом статусе встречающихся сообщает рукопожатие, при котором кисти участников находятся в одинаковом положении. Протягивание руки одной сторон, повернутой вверх ладонью, говорит о покорности или подчиненности. Подчеркивает различный статус встречающихся или некую дистанцию в положении либо выражает неуважение пожатие, сделанное прямой, не согнутой рукой. Протянутые лишь кончики пальцев для рукопожатия говорят о совершенном неуважении другого индивида. О доверительной искренности, избытке чувств, близости свидетельствует пожатие двумя руками.
Также рукопожатия граждан разных государств могут отличаться. Так, к примеру, американцам характерны сильные, энергичные рукопожатия. Ведь они говорят о силе и деловитости. У выходцев из Азиатской части континента такие рукопожатия могут вызвать недоумение. Им привычнее мягкие и длительные рукопожатия.
Невербальная коммуникация в деловом общении играет далеко не последнюю роль. Так, например, жестами неодобрения и несогласия на переговорах выступает собирание с костюма ворсинок. С целью затягивания паузы для принятия конечного решения можно снимать очки и надевать их либо протирать линзы. Также можно выделить действия, которые будут невербально говорить о стремлении завершить встречу. К ним относят: подачу вперед корпуса, при этом руки расположены на коленях либо на подлокотниках. Руки, поднятые за голову, демонстрируют, что для собеседника разговор является пустым, неприятным и тяготящим.
Невербальный язык общения проявляется даже в том, как индивид курит. Замкнутый, подозрительный партнер по коммуникации направляет выдыхаемый поток дыма вниз. О более сильной неприязни либо агрессии говорит выдыхание дыма из уголков рта вниз. Также немаловажным значением обладает интенсивность выдыхания дыма. Об уверенности собеседника свидетельствует быстрое выдыхание дыма. Чем оно будет быстрее, тем увереннее индивид себя ощущает. Чем интенсивнее поток выдыхается вниз, тем негативнее настроен собеседник. На амбициозность указывает выдыхание через ноздри дыма с поднятой вверх головой. То же самое, но с опущенной головой вниз, сообщает о том, что индивид очень сердит.
Вербальные и невербальные средства общения в ходе коммуникативного взаимодействия воспринимаются одновременно, вследствие чего их следует анализировать в качестве неделимого целого. К примеру, в ходе беседы с улыбающимся, красиво одетым субъектом с приятным тембром голоса, его собеседник все равно, сам того не понимая, может отойти от партнера по причине того, что не по вкусу запах его туалетной воды. Подобное невербальное действие заставит партнера задуматься, что у него не все в порядке, например, с внешним видом. От понимания этого может пропасть уверенность в собственных словах, покраснеть лицо и появятся нелепые жесты. Данная ситуация свидетельствует, что вербальные и невербальные средства общения между собой неразрывно связаны. Ведь жесты, не подкрепленные словами далеко не всегда содержательны, а слова в отсутствии мимики пусты.
Особенности невербального общения
Наибольшим значением при коммуникациях обладают наиболее сложные для самоконтроля положения тела, головы, рук и плеч. Именно в этом и заключаются особенности невербального общения в процессе беседы. О напряжении свидетельствуют поднятые плечи. При расслаблении они опускаются. Опущенные плечи и поднятая голова, зачастую, указывают на открытость и установку на успешное решение проблем. Поднятые плечи в сочетании с опущенной головой являются знаком неудовольствия, замкнутости, опасения, неуверенности.
Показателем любопытства и заинтересованности служит склоненная вбок голова, а у прекрасной половины данный жест может выражать легкий флирт или заигрывание.
Многое об индивиде в ходе беседы может рассказать выражение его лица. Искренняя улыбка указывает на дружелюбие, позитивный настрой. Недовольство или замкнутость выражают плотно сжатые губы. Изгиб губ как бы в усмешке говорит о сомнении или сарказме. Также немаловажную роль в невербальном общении играет взор. Если взгляд устремлен в пол, то это демонстрирует страх или стремление прекратить коммуникационное взаимодействие, если в сторону, то говорит о пренебрежении. Подчинить волю собеседника можно при помощи долгого и неподвижного прямого взгляда в глаза. Подъем головы в соединении с взглядом вверх означает желание паузы в беседе. Понимание выражает небольшой наклон головы в совмещении с улыбкой или ритмичное кивание головой. Легкое движение назад головой в комплексе с насупленными бровями свидетельствует о непонимании и необходимости повторить произносимое.
Кроме этого, довольно важной особенностью невербального общения является умение различать жесты, говорящие о лжи. Ведь, чаще всего такие жесты выражаются бессознательно, поэтому их довольно трудно контролировать индивиду, намеревающемуся солгать.
К ним относят прикрытие рукой рта, прикосновение к ямочке под носом или непосредственно к носу, потирание век, отведение в пол или в сторону взгляда. Представительницы прекрасного пола, когда врут, нередко проводят под глазом пальцем. Почесывание области шеи, касание ее, оттягивание воротничка рубашки является также признаком лжи. Большую роль в оценке искренности партнера по коммуникации играет положение его ладоней. Например, если собеседник, протягивая одну ладонь или обе, раскрывает их частично или полностью, то это говорит об откровенности. Спрятанные же руки или и неподвижные собранные свидетельствуют о скрытности.
Невербальные и вербальные средства общения
Коммуникативным взаимодействием или общением именуют довольно сложный многогранный процесс вначале установления, а затем развития между индивидами контактов, вызываемый необходимостью совместной деятельности и охватывающий обмен сообщениями, выработку общего направления или стратегии взаимодействия и восприятие с последующим пониманием другого субъекта. Коммуникативное взаимодействие состоит из трех компонентов:
Коммуникативное взаимодействие может быть речевым и невербальным. В процессе повседневной жизнедеятельности индивиды разговаривают с множеством людей, употребляя при этом и вербалику, и невербалику. Людям речь помогает делиться знаниями, мировоззрениями, заводить знакомства, налаживать социальные контакты и др. Однако без использования невербальных и вербальных средств общения речь будет сложна для восприятия.
Особенности невербального общения и вербального взаимодействия состоят в использовании различных инструментов принятия и анализа поступающих данных в ходе коммуникаций. Так, для восприятия информации, передаваемой словами, люди применяют интеллект и логику, а для понимания невербального общения они используют интуицию.
Вербальное общение подразумевает под собой понимание того, как именно воспринимается речь партнером по коммуникации и какое воздействие на него оказывает. Ведь речь является одним из основополагающих средств межличностных коммуникаций.
Для человеческого индивида явление начинает существовать в полном смысле тогда, когда оно наименовано. Язык – это универсальное средство людского взаимодействия. Он является базисной системой, с помощью которой люди шифруют информацию и важнейшим коммуникационным инструментом. Язык считается «могучей» системой шифрования, однако наряду с этим он оставляет возможности для разрушения и создания барьеров.
Слова делают понятным значение явлений и обстоятельств, они помогают выражать индивидам мысли, мировоззрение и эмоции. Личность, ее сознание и язык неразрывны. Зачастую язык опережает течение мыслей, а нередко вообще им не подчиняется. Индивид может что-то «ляпнуть» или систематически «трепать языком» при этом, практически не думая о том, что формирует своими высказываниями определенные установки у социума, направляет их к конкретному реагированию и поведению. Здесь можно применить поговорку – «как аукнется, так и откликнется». При верном употреблении слов можно управлять таким откликом, прогнозировать его и даже формировать. Искусством грамотного употребления слов владеют многие политики.
На каждой ступени коммуникационного взаимодействия возникают преграды, мешающие его эффективности. В ходе взаимодействия нередко возникает иллюзорность взаимопонимания партнеров. Такая иллюзия обусловлена тем, что индивиды пользуются одинаковыми словами с целью обозначения абсолютно разных вещей.
Потери данных и искажение информации происходит на каждой стадии коммуникации. Уровень таких потерь обуславливается общим несовершенством человеческой языковой системы, невозможностью точно и полностью трансформировать мысли в словесные структуры, личными установками и стремлениями (желаемое воспринимается за действительное), грамотностью собеседников, словарным запасом и прочим.
Межличностные коммуникационные взаимодействия, преимущественно, осуществляются посредством использования невербальных орудий. Невербальный язык считается более богатым в сравнении с вербаликой. Ведь его элементами являются не словесные формы, а мимика, положения тела и жестикуляция, интонационные характеристики речи, пространственные рамки и временные границы, символическая коммуникативная знаковая система.
Зачастую, невербальный язык общения – это результат не преднамеренной поведенческой стратегии, а следствие подсознательных посылов. Именно поэтому его весьма сложно подделать. Индивид воспринимает неосознанно мелкие невербальные детали, считая такое восприятие «шестым чувством». Часто люди бессознательно отмечают несовпадения между произнесенными фразами и несловесными сигналами, вследствие чего начинают не доверять собеседнику.
Виды невербального общения
Невербальное взаимодействие играет существенную роль в процессе взаимообмена эмоциями.
Виды невербального общения:
— голос, жесты, внешний вид (включающий одежду, положение тела);
— выражения лица (наличие улыбки, направление взгляда);
— движения (кивок или мотание головой, раскачивание конечностями, имитирование некоторого поведения и др.);
— походка, касания, объятия, рукопожатия, личное пространство.
Голосом называется звук, который индивид издает в ходе беседы, при пении или крике, смехе и плаче. Образование голоса происходит вследствие вибрации голосовых связок, создающих звуковые волны во время прохождения выдыхаемого воздуха через них. Без участия слуха голос развиваться не может, в свой черед, слух также формироваться без участия голосового аппарата не может. Так, к примеру, у индивида, страдающего глухотой, голос не функционирует, вследствие того, что отсутствуют слуховые восприятия, и стимуляции речедвигательных центров.
В невербальном общении возможно при помощи лишь одной интонации голоса передать восторженный либо вопросительный характер предложения. По тону, которым была изложена просьба, можно сделать вывод, насколько для говорящего она важна. Нередко из-за неправильно подобранного тона и интонации просьбы могут звучать как приказы. Так, к примеру, слово «извините» может нести абсолютно разные значения в зависимости от используемой интонации. Также при помощи голоса субъект может выражать собственное состояние: удивление, радость, злость и пр.
Внешний вид является важнейшей составляющей невербальной коммуникации и подразумевает он под собой образ, который видит и воспринимает окружение человека.
Невербальное деловое общение начинает выстраиваться именно с оценки внешних атрибутов индивида. Приемлемый внешний вид зависит от следующих характеристик: опрятности, воспитанности, естественности поведения, наличия манер, грамотности речи, адекватности реакций на критику или похвалу, харизмы. Каждому индивиду в жизни очень важно уметь правильно использовать возможности собственного тела при передаче информации собеседнику.
Невербальная коммуникация в деловом общении совершенно необходима. Ведь деловым людям часто приходится убеждать в чем-то оппонентов, склонять их к собственной точке зрения и совершению определенных поступков (заключение сделок либо вложение серьезной суммы в развитие предприятия). Добиться этого будет проще, если удастся продемонстрировать партнеру, что собеседник честен и открыт.
Не менее важно и положение тела (поза) в ходе беседы. При помощи позы можно выразить субординацию, заинтересованность в беседе, скуку или стремление к совместному партнерству и др. Когда собеседник сидит неподвижно, глаза его скрыты под темными очками, а собственные записи он прикрывает, другой человек будет ощущать себя довольно неуютно.
Невербальное деловое общение для достижения успешности не предполагает использование на деловых встречах поз, демонстрирующих закрытость, агрессивность. Также не рекомендуется в ходе любых коммуникаций надевать с затемненными стеклами очки, особенно при первой встрече. Так как, не видя глаз партнера по общению, собеседник может ощущать неловко себя, ведь львиная доля информации остается ему недоступной, вследствие чего нарушается общая атмосфера коммуникативного взаимодействия.
Также в позах отражается психологическая субординация участников разговора. Например, стремление к подчинению или доминированию.
Таким образом, невербальное коммуникативное взаимодействие является одним из орудий личностной репрезентации собственного «Я», инструментом межличностного воздействия и регулирования взаимоотношений, формирует образ собеседника, уточняет и опережает вербальное сообщение.
Жесты невербального общения
Зачастую индивиды произносят совсем не то, что подразумевают, а их собеседники понимают совершенно не то, что до них хотели донести. Все это происходит вследствие неумения правильно читать язык телодвижений.
Невербальные способы общения условно можно подразделить на следующие:
— экспрессивно-выразительные движения, к которым относятся мимика, положение тела, походка и жесты руками;
— тактильные движения, включающие прикосновения, похлопывания по плечу, поцелуи, рукопожатия;
— взгляд, характеризующийся частотой зрительного контакта направлением, длительностью;
— движения в пространстве, охватывающие размещение за столом, ориентацию, направление, дистанцию.
При помощи жестов можно выразить уверенность, превосходство или, наоборот, зависимость. Кроме этого, бывают замаскированные жесты и неполные барьеры. Часто в жизни субъекты могут сталкиваться с условиями, когда им не совсем комфортно, но при этом им нужно казаться уверенными. Например, во время доклада перед большой аудиторией. В этой ситуации интуитивные защитные жесты, которые выдают нервозность докладчика, индивид пытается блокировать, вследствие чего частично замещает их неполными барьерами. К таким барьерам можно отнести такое положение, при котором одна рука в спокойном состоянии находится, а другая держится за предплечье или плечо второй руки. При помощи замаскированных жестов индивид также способен достичь необходимого уровня уверенности и спокойствия. Как известно, защитный барьер выражается в виде закрепления скрещенных рук поперек тела. Взамен этого положения многие субъекты активно используют манипуляции с различными аксессуарами, например, верчение запонок, теребление ремешка часов или браслета и т.п. При этом все равно одна рука оказывается поперек тела, что свидетельствует установке барьера.
Руки, размещенные в карманах, также могут иметь множество значений. Например, человеку может быть просто холодно или он просто сосредоточен на чем-то. Кроме этого нужно разграничивать жесты от привычки индивида. Так, к примеру, привычка раскачивать ногой или постукивание каблуком, сидя за столом, могут быть восприняты в качестве нежелания продолжать общение.
Жесты невербального общения подразделяют на следующие:
— жесты иллюстрирующего характера (указания, отмашки);
— регулирующего характера (кивки, качание головой);
— жесты-эмблемы, то есть жесты, которые заменяют слова или даже целые фразы (например, сжатые руки обозначают приветствие);
— адаптирующего характера (касания, поглаживания, теребление предметов);
— жесты-аффекторы, то есть выражающие эмоции, чувства;
— микро жесты (подергивание губ, покраснение лица).
Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.
Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»
Про техники неречевой коммуникации для HR-специалистов и не только
Средствами неречевой коммуникации можно считать все средства общения, не относящиеся к речи и действующие на органы чувств человека — позы, жесты, движения, мимика, движения глаз, направление и длительность взгляда, улыбка, интонации, выбранная для общения дистанция, положение в пространстве и т. д.
Неречевая коммуникация присутствует во всех сферах человеческого общения — без нее не обойтись в управлении персоналом, в продажах и на переговорах, в воспитании и образовании, в близких отношениях и публичных выступлениях.
Психологи еще в 60-80-х годах прошлого века детально исследовали особенности этой сферы передачи информации в общении, но эти глубокие знания оказалось крайне сложно применить в практике повседневного общения, как в части оценки и интерпретации «неречевых сигналов», так и в части сознательного применения техник неречевой коммуникации для воздействия на других людей.
Почему сложно сознательно использовать средства неречевой коммуникации и отслеживать их воздействие
На это есть несколько причин.
Причина первая. Мы не в состоянии беспристрастно отслеживать неречевые сигналы других людей, так как не можем не подвергаться их влиянию.
Улыбка, открытые ладони, взгляд, расслабленная поза, доброжелательная мимика заставляют неосознанно позитивно воспринимать того человека, который их демонстрирует.
Напряженная поза, нахмуренные брови и сжатые губы собеседника вызовут у вас дискомфорт и беспокойство.
Даже если вы готовы к тому, чтобы осознанно настроиться на то, что эти признаки для вас ничего не значат, вы вряд ли сможете их игнорировать.
Вспомните, как меняется ваше настроение, когда вы видите, как молча грустит близкий вам человек, или попробуйте искренне улыбнуться клиенту, который явно не настроен на позитивное общение.
То, как вы неосознанно реагируете на поведение других людей, безусловно, меняет и ваше поведение, и ваше восприятие, в том числе и речевой информации.
Причина вторая. Человеку сложно контролировать собственное неречевое поведение.
Конечно, это проще, чем контролировать степень воздействия на вас неречевых сигналов от других людей.
Можно «освоить» набор признаков «правильного» неречевого поведения для определенных ситуаций, но это вовсе не означает, что вы сможете демонстрировать их в нужный момент общения.
Неречевое поведение во многом определяется привычками и неосознаваемыми индивидуальными особенностями человека, поэтому так сложно постоянно сознательно контролировать исходящие неречевые сигналы.
Причина третья. Невозможно однозначно интерпретировать неречевые сигналы.
Ваш собеседник может прикрывать рот рукой не из-за того, что лжет, а из-за того, что стесняется дефектов зубов.
С большим уважением отношусь к Алану Пизу и другим популяризаторам «языка тела», но, мне кажется, категоричная трактовка значений поз, жестов и мимики может скорее вводить в заблуждение тех, кто пытается это делать, чем облегчать понимание собеседника.
Особенно это относится к ситуациям общения с людьми, которых вы не очень хорошо знаете, и привычное поведение которых вам незнакомо.
Даже если обратиться к опыту применения полиграфа, который беспристрастно регистрирует универсальные физиологические показатели, то стоит признать, что на качество получаемых с помощью него заключений серьезно влияет квалификация использующего его специалиста.
Причина четвертая. Человеческий мозг не в состоянии одновременно анализировать информацию, поступающую по неречевому и речевому каналам.
Не верите — попросите кого-нибудь рассказать правдивую историю и слегка приврать при этом.
Попытайтесь отследить момент лжи и узнаете, насколько это нелегко.
Будучи студентом, я участвовал в двухдневном тренинге, посвященном распознаванию лжи, когда группа пыталась определить момент, когда человек, рассказывающий в целом правдивую историю, начинал лгать.
Проблема, с которой столкнулись все участники — попытки постоянно отслеживать неречевые реакции блокировали восприятие речевой информации.
И наоборот, сосредоточение на содержании речи мешало восприятию неречевых сигналов даже несмотря на то, что мы только слушали и смотрели, не принимая участия в беседе, и в теории знали, какие сигналы нужно отследить.
Даже супергерой сериала «Обмани меня» доктор Кэл Лайтман (созвучно «Lie to Me»), раскрывающий преступления с помощью изучения неречевых проявлений свидетелей и подозреваемых, не способен отслеживать реакции людей в режиме реального времени — свои гипотезы он проверяет, многократно просматривая видеозаписи.
Какие средства неречевой коммуникации стоит сознательно использовать
В первую очередь, те простые техники неречевого общения, применение которых, очевидно, достигнет желаемого результата.
Достаточно эффективной считается также техника «отзеркаливания» или «присоединения», когда для общения неявно используется поза и жесты, повторяющие позы и жесты собеседника, например, вы наклоняетесь к собеседнику, который все корпусом подался к вам.
И если вы в состоянии хотя бы периодически напоминать себе о необходимости контролировать свои позы, мимику и жестикуляцию, этого будет достаточно для повышения эффективности неречевой коммуникации.
Допускаю, что можно добиться большего с помощью постоянных тренировок, используемых для подготовки сотрудников специальных служб и других представителей профессий, в чьей деятельности очень важна неречевая коммуникация (например, стюарды на воздушных суда), но в подготовке большинства специалистов такие программы практически не используются.
Дистанция, расположение в пространстве и препятствия как средства неречевой коммуникации
Как говорит мой знакомый специалист по восточным единоборствам, до того, вы начнете атаковать или защищаться, нужно оценить, что вы можете использовать из вашего арсенала с учетом расстояния до противника, положения по отношению к нему и наличия препятствий.
Далее вы либо применяете техники, которые доступны вам в этой ситуации, либо сами меняете ситуацию таким образом, чтобы повысить ваши шансы добиться желаемого результата — сокращаете или увеличиваете дистанцию, занимаете удобное положение, устраняете или создаете препятствия.
Интересно, что сознательно и бессознательно в повседневном общении мы используем точно такие же приемы.
Разберемся в том, как влияет дистанция, взаимное расположение в пространстве и наличие препятствий на общение с другими людьми.
Дистанция как способ обеспечить необходимый стиль общения
Принято выделять 4 вида расстояния, используемого для общения.
Интимное расстояние — 0-50 см. Это расстояние, на котором могут общаться близкие люди. Супруги, дети и родители, близкие друзья.
Персональная дистанция — 50-150 — дистанция для общения знакомых людей, для беседы. На этом расстоянии удобно вести беседу.
Социальная дистанция — 150-400 — дистанция, на которой общаются незнакомые люди. Это расстояние для формального общения.
Публичная дистанция. — 400-750. Для публичных выступлений.
Указанные расстояния условны и могут меняться как в зависимости от межкультурных различий, так и в зависимости от ситуаций, в которых происходит общение.
Расположение в пространстве как средство неречевой коммуникации
Расположение собеседников друг напротив друга предоставляет возможность полностью визуально контролировать любые изменения позы и движения собеседника и поддерживать постоянный контакт глаз, что не очень комфортно при общении.
Такое размещение в пространстве характерно для общения, связанного с соперничеством или противостоянием, например, при переговорах, когда для обеих сторон важен не комфорт, а полный контроль над ситуацией и готовность немедленно реагировать на любое изменение в поведении другой стороны.
Нейтрально комфортным для общения является размещение под углом 90 градусов.
Это объясняется тем, что контакт глаз в процессе общения не является постоянным — под пристальным взглядом сложно сосредоточиться, а положение «под углом» является максимально комфортным для общения — не нужно специально отводить взгляд, обдумывая свои слова.
Вместе с тем такое размещение предполагает возможность до определенной степени доверять собеседнику.
Люди, хорошо знающие друг друга, могут стоять или сидеть бок о бок.
Такое расположение означает доверие и взаимопонимание, так как, во-первых дистанция между собеседниками минимальна, во-вторых, предполагает отсутствие необходимости постоянно смотреть на собеседника, чтобы убедиться, что он понимает ваши слова.
Препятствия и их влияние на стиль и эффективность коммуникации
Любое препятствие для открытого общения, даже сложенные на груди руки, неосознанно воспринимается как стремление отгородиться от общения и защитная реакция.
Вместе с тем препятствия не всегда устранимы. Более того, они нередко специально используются для того, чтобы установить оптимальную дистанцию для общения, например, высокие стойки информационных центров в гипермаркетах и большие столы в кабинетах руководителей.
Примеры воздействия дистанции, расположения в пространстве и препятствий на общение между людьми
Любой из нас, проявив некоторую наблюдательность, найдет вокруг себя множество примеров, того, как расположение в пространстве влияет на общение.
Интимное расстояние или, как еще говорят, персональное пространство: мы чувствуем себя комфортно и безопасно, когда на интимном расстоянии к нам находятся близкие люди.
Вторжение в эту зону чужого человека воспринимается как крайняя степень дискомфорта и даже агрессия.
Люди, едущие в тесном лифте или переполненном вагоне метро, как правило, избегают встречаться глазами, подчеркнуто отводя взгляд.
Для того чтобы вновь почувствовать себя комфортно, мы стараемся выбрать соответствующую ситуации общения дистанцию.
С точностью до наоборот ведут себя профессиональные боксеры и бойцы ММА, демонстрирующие агрессию как элемент шоу во время взвешивания и перед началом боя.
Они намеренно приближаются к сопернику вплотную и пристально смотрят друг другу в глаза.
Множество наглядных примеров дает практика делового общения и дипломатического протокола.
Кабинеты руководителей делают большими не только для того, чтобы проводить в них совещания.
Чем больше кабинет, чем длиннее и шире стол — тем более официальным становится общение.
Даже в тот момент, когда подчиненный переступает порог кабинета руководителя, дистанция, на которой установился контакт, уже задает стиль общения.
По расстоянию, на котором располагаются главы государств во время официальных переговоров, принято судить о степени доверия между лидерами и отношениях между государствами.
Официальные переговоры проводятся «стенка на стенку» за большим длинным столом.
Ширина стола задает дистанцию между всеми участниками переговоров, положение «друг против друга» отражает ситуацию соперничества на переговорах и позволяет отслеживать все детали поведения другой стороны переговоров.
Если друг напротив друга располагаются руководитель и подчиненный, так, как, например, проходят встречи чиновников и главы государства, это подчеркивает полноту контроля над ситуацией руководителя, который имеет возможность пристально следить за подчиненным.
Единственное, что делает общение для докладчика более комфортным, это то, что стол при таких встречах невелик и сокращает дистанцию общения до персональной. Хотя есть и другая сторона медали — меньше расстояние — больше контроль и внимание руководителя к деталям.
Встречи и переговоры, во время которых подчеркивается равенство статусов всех сторон, чаще всего проводятся за круглым столом.
Встречи лидеров государств проводятся на мягких креслах, стоящих под углом.
В этом случае препятствие в виде стола отсутствует, кресло позволяет занять ненапряженную открытую позу, хотя угол более 90 градусов между креслами собеседников подчеркивает официальность общения.
У участников встречи всегда есть возможность делать контакт более неформальным, уменьшив угол за счет разворота корпуса к собеседнику и подчеркивая этим важность его слов и значимость общения с ним.
Протокольные перемещения, когда лидеры идут или стоят рядом, фото в момент рукопожатия — все это примеры сознательного использования дистанции и расположения в пространстве для отправки зрительской аудитории неречевых сигналов.
Хотя бывает так, что ситуация выходит из под контроля и за рамки протокола — кто-то от кого-то отвернулся, кто-то кого-то не заметил или не захотел заметить — любая непроизвольная неречевая реакция в политике является предметом разбирательств и интерпретаций.
Для того чтобы завершить перечисление «протокольных» примеров, отмечу формат, используемый на форумах и круглых столах. Статусные гости часто располагаются в открыто стоящих на сцене низких мягких креслах, которые подчеркивают неформальность общения и сокращают дистанцию между гостем и аудиторией, так как поза в мягком кресле предполагает открытость и заведомо неформальный стиль общения.
Этот же эффект часто используют руководители компаний, в кабинетах которых есть как большие столы и стулья для официальных встреч, так и мягкие кресла для неформального общения, в которых просто физически сложно принять устойчивую защитную позу.
Завершу список примеров ситуациями общения на публичной дистанции.
Пример 1 — вручение верительных грамот послами, когда расстояние, исключающее личное общение, подчеркивает разницу в статусах между послами и главой государства.
Пример 2 — проведение презентаций, семинаров и конференций, когда интерактивное взаимодействие допустимо только с участниками, которые находятся в первых рядах. Чем дальше докладчик находится от того участника, который задает ему вопрос, тем более формальным становится ответ, и, как часто бывает, предлагается продолжить общение после окончания мероприятия.
Резюме
Как видим, арсенал доступных для осознанного практического применения средств неречевой коммуникации достаточно широк.
При этом принципы их работы доступны пониманию на уровне здравого смысла.
Грамотное применение техник неречевой коммуникации может существенно повысить эффективность вашей работы, если она связан с общением.
Осваивайте, изучайте, пробуйте — это несложно.