Что относится к неречевому общению относится
Тест по обществознанию Общение 6 класс
Тест по обществознанию Общение для учащихся 6 класса. Тест содержит 2 варианта по 8 заданий и предназначен для проверки знаний по теме Человек среди людей.
1 вариант
1. Какой из предложенных терминов наиболее полно соответствует определению:
«вид деятельности, в ходе которого происходит взаимный обмен информацией между участниками»?
1) труд
2) общение
3) познание
4) обычай
2. К неречевому общению относится
1) письмо
2) телефонный разговор
3) взгляд
4) чтение стихотворения вслух
3. Укажите позицию из перечисленных ниже, которая обобщает приведенный перечень: выступление перед одноклассниками, отправление СМС-сообщения, мимика, поза.
1) средства общения
2) виды деятельности
3) групповые нормы
4) межличностные отношения
4. Закончите предложение правильно. Самая главная цель общения — это
1) соблюдение правил этикета
2) знакомство с интересными людьми
3) достижение профессиональных успехов
4) общение ради общения
5. Какая ситуация не связана с общением?
1) Дети приветствовали учителя.
2) Катя ответила на телефонный звонок.
3) В письме был «смайлик».
4) Саша быстро заснул.
6. В какой ситуации речь идёт о неформальном общении?
1) Семья Сидоровых стала участником телефонного социологического опроса.
2) Саша увидел друзей издалека и замахал им рукой.
3) Мама подписала страничку дневника, на которой были выставлены четвертные оценки сына.
4) В День города школьники поздравили ветеранов.
7. Выберите правильные высказывания. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Опыт общения ребёнок начинает осваивать в школьном возрасте.
2) Официальные межличностные отношения не являются общением.
3) Существуют речевые и неречевые средства общения.
4) Чтобы понимать другого человека, нужно научиться ставить себя на его место.
5) Письменное общение всегда является формальным.
8. Заполните пропуск в схеме.
2 вариант
1. Какой из предложенных терминов наиболее полно соответствует определению:
«взаимные деловые и дружеские отношения между людьми»?
1) ритуалы
2) общение
3) традиции
4) деятельность
2. Обязательным признаком любых форм общения является
1) речь
2) передача информации
3) улыбка
4) постановка цели
3. Укажите позицию из перечисленных ниже, которая обобщает приведенный перечень: мимика, жест, улыбка, поза.
1) неречевое общение
2) ритуальные действия
3) межличностные отношения
4) совместная деятельность
4. Закончите предложение правильно.
Человек может передать свои чувства
1) только словами
2) исключительно с помощью речи
3) не только словами, но и движениями
4) не используя никаких средств общения
5. Какая ситуация не связана с общением?
1) Мама помахала рукой на прощание.
2) Девочки молча смотрели друг на друга.
3) Марина закрыла окно.
4) Влюбленные поцеловались.
6. В какой ситуации речь идёт о неформальном общении?
1) Ученик взял билет и приготовился отвечать.
2) Жильцы дома обратились в управляющую компанию с просьбой проверить, как производится уборка подъездов.
3) Иван Иванович написал заявление в прокуратуру.
4) Бывшие одноклассники собрались на вечере встречи.
7. Выберите правильные высказывания. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Общение — это форма отношения человека к окружающему миру.
2) В процессе общения передаётся информация, а не чувства.
3) Общению нужно учиться.
4) В речевом общении особую роль играет интонация.
5) Формальное общение всегда имеет негативный характер.
8. Заполните пропуск в схеме.
Ответы на тест по обществознанию Общение
1 вариант
1-2
2-3
3-1
4-4
5-4
6-2
7-34
8-неформальное
2 вариант
1-2
2-2
3-1
4-3
5-3
6-4
7-134
8-устное
Невербальное общение: что это такое, примеры, виды, значение
Приветствую Вас, друзья!
Для большинства людей основным средством повседневного общения является речь. При этом каждый из нас прекрасно знает, что понять человека, разговаривая с ним по телефону, порой бывает сложнее, чем при обычном разговоре. Причина заключается в нехватке невербального взаимодействия, ведь жесты и мимика очень важны для понимания, но при телефонном разговоре мы их не видим. Сегодня мы подробно разберём, что представляет собой невербальное общение, какие формы оно принимает, какое значение имеет и как научиться максимально эффективно его использовать.
Что такое невербальное общение?
Невербальное общение – это передача информации посредством любых каналов коммуникации, отличных от вербальных (т.е. словесных). Это могут быть жесты, мимика, смена позы, интонация и манера речи, тембр голоса или определенные демонстративные действия. В зависимости от темы разговора, соотношение между вербальной и невербальной составляющей общения может меняться в широких пределах.
В целом, во время общения мы передаём информацию двумя путями: вербальным и невербальным. Например, когда один человек говорит другому: «Вот такую рыбу поймал!», он задействует оба канала. На словах (вербально) он сообщает, что поймал рыбу, а руками (невербально) показывает её размер, то есть, дополняет информацию важными фактами.
Термин «вербальный» образован от латинского слова verbalis, что переводится как «словесный». Им обозначают информацию, передаваемую непосредственно при помощи устной или письменной речи. Соответственно, термин «невербальный» является антонимом данного слова и подразумевает информацию, передаваемую другими путями.
Некоторые исследователи полагают, что в обычном разговоре только 7% информации мы передаём непосредственно словами и предложениями. Ещё 38% приходится на интонацию и тембр голоса, а оставшиеся 55% – на мимику и жесты. Разумеется, эти значения нельзя считать универсальными, ведь всё зависит от вида информации. Например, список покупок можно прислать и текстовым сообщением – он не станет менее информативным. Но вернувшись из отпуска, делиться впечатлениями хочется только в живом диалоге и никак иначе.
Способы невербального общения
Существует довольно много каналов невербального общения. И чем сильнее человек вовлечён в разговор, тем активнее он их использует. Чаще всего используются такие каналы как:
Многие из перечисленных каналов умело используют представители гоп-культуры. Эти люди хорошо понимают, что такое невербальное общение и как его можно использовать. Кроме того, у них от природы развита эмпатия. По поникшей осанке и ссутуленным плечам они легко определяют неуверенного в себе человека. Остановив его под невинным предлогом, они стараются подойти поближе, приобнять за плечо, чтобы продемонстрировать «дружеские» намерения. Этим жестом они осознанно причиняют человеку дискомфорт, чтобы тот скорее выполнил их требования.
Важность невербальной коммуникации
Невербальное общение – это важное дополнение к основному общению, позволяющее передать собеседнику гораздо больше информации, повысить уровень взаимопонимания и сделать более конструктивным любой разговор. Психологи называют 5 основных функций невербальных сигналов:
Ошибки в невербальном общении
Не обязательно знать, что такое невербальное общение, чтобы замечать неосознанные сигналы в поведении собеседника. А вот себя контролировать, избегая нежелательных жестов и мимики, гораздо сложнее. Поэтому желательно запомнить основные ошибки и регулярно напоминать себе, что их нельзя повторять. Чаще всего речь идёт о таких невербальных сигналах как:
Как развить навыки невербального общения?
Невербальное общение – это важная часть межличностного взаимодействия. Человек, способный хорошо замечать и правильно трактовать чужие невербальные сигналы, гораздо лучше понимает любого собеседника. Он видит, как люди реагируют на его слова, быстро замечает попытки манипулировать собой. Не менее полезно и умение следить за собственными невербальными сигналами. Человек, хорошо контролирующий свою мимику и жесты, всегда создаёт приятное впечатление.
Развить способность лучше замечать и контролировать невербальные сигналы совсем не сложно. Достаточно начать более внимательно смотреть на людей, с которыми приходится общаться. Старайтесь замечать каждое невольное движение, позволяющее сказать что-то о мыслях или переживаниях собеседника. Уделяйте внимание всему: выражениям лица, движениям глаз, жестам, смене позы и осанки, интонации и тембру голоса.
Со временем это превратится в увлекательную игру, которая позволит почти каждый день совершать новые открытия. С каждым днём ваши навыки будут совершенствоваться. Постепенно вы научитесь замечать определенные невербальные сигналы и в собственном поведении. Это позволить своевременно предотвращать нежелательные и подчеркивать те, которые вы посчитаете правильными.
Про техники неречевой коммуникации для HR-специалистов и не только
Средствами неречевой коммуникации можно считать все средства общения, не относящиеся к речи и действующие на органы чувств человека — позы, жесты, движения, мимика, движения глаз, направление и длительность взгляда, улыбка, интонации, выбранная для общения дистанция, положение в пространстве и т. д.
Неречевая коммуникация присутствует во всех сферах человеческого общения — без нее не обойтись в управлении персоналом, в продажах и на переговорах, в воспитании и образовании, в близких отношениях и публичных выступлениях.
Психологи еще в 60-80-х годах прошлого века детально исследовали особенности этой сферы передачи информации в общении, но эти глубокие знания оказалось крайне сложно применить в практике повседневного общения, как в части оценки и интерпретации «неречевых сигналов», так и в части сознательного применения техник неречевой коммуникации для воздействия на других людей.
Почему сложно сознательно использовать средства неречевой коммуникации и отслеживать их воздействие
На это есть несколько причин.
Причина первая. Мы не в состоянии беспристрастно отслеживать неречевые сигналы других людей, так как не можем не подвергаться их влиянию.
Улыбка, открытые ладони, взгляд, расслабленная поза, доброжелательная мимика заставляют неосознанно позитивно воспринимать того человека, который их демонстрирует.
Напряженная поза, нахмуренные брови и сжатые губы собеседника вызовут у вас дискомфорт и беспокойство.
Даже если вы готовы к тому, чтобы осознанно настроиться на то, что эти признаки для вас ничего не значат, вы вряд ли сможете их игнорировать.
Вспомните, как меняется ваше настроение, когда вы видите, как молча грустит близкий вам человек, или попробуйте искренне улыбнуться клиенту, который явно не настроен на позитивное общение.
То, как вы неосознанно реагируете на поведение других людей, безусловно, меняет и ваше поведение, и ваше восприятие, в том числе и речевой информации.
Причина вторая. Человеку сложно контролировать собственное неречевое поведение.
Конечно, это проще, чем контролировать степень воздействия на вас неречевых сигналов от других людей.
Можно «освоить» набор признаков «правильного» неречевого поведения для определенных ситуаций, но это вовсе не означает, что вы сможете демонстрировать их в нужный момент общения.
Неречевое поведение во многом определяется привычками и неосознаваемыми индивидуальными особенностями человека, поэтому так сложно постоянно сознательно контролировать исходящие неречевые сигналы.
Причина третья. Невозможно однозначно интерпретировать неречевые сигналы.
Ваш собеседник может прикрывать рот рукой не из-за того, что лжет, а из-за того, что стесняется дефектов зубов.
С большим уважением отношусь к Алану Пизу и другим популяризаторам «языка тела», но, мне кажется, категоричная трактовка значений поз, жестов и мимики может скорее вводить в заблуждение тех, кто пытается это делать, чем облегчать понимание собеседника.
Особенно это относится к ситуациям общения с людьми, которых вы не очень хорошо знаете, и привычное поведение которых вам незнакомо.
Даже если обратиться к опыту применения полиграфа, который беспристрастно регистрирует универсальные физиологические показатели, то стоит признать, что на качество получаемых с помощью него заключений серьезно влияет квалификация использующего его специалиста.
Причина четвертая. Человеческий мозг не в состоянии одновременно анализировать информацию, поступающую по неречевому и речевому каналам.
Не верите — попросите кого-нибудь рассказать правдивую историю и слегка приврать при этом.
Попытайтесь отследить момент лжи и узнаете, насколько это нелегко.
Будучи студентом, я участвовал в двухдневном тренинге, посвященном распознаванию лжи, когда группа пыталась определить момент, когда человек, рассказывающий в целом правдивую историю, начинал лгать.
Проблема, с которой столкнулись все участники — попытки постоянно отслеживать неречевые реакции блокировали восприятие речевой информации.
И наоборот, сосредоточение на содержании речи мешало восприятию неречевых сигналов даже несмотря на то, что мы только слушали и смотрели, не принимая участия в беседе, и в теории знали, какие сигналы нужно отследить.
Даже супергерой сериала «Обмани меня» доктор Кэл Лайтман (созвучно «Lie to Me»), раскрывающий преступления с помощью изучения неречевых проявлений свидетелей и подозреваемых, не способен отслеживать реакции людей в режиме реального времени — свои гипотезы он проверяет, многократно просматривая видеозаписи.
Какие средства неречевой коммуникации стоит сознательно использовать
В первую очередь, те простые техники неречевого общения, применение которых, очевидно, достигнет желаемого результата.
Достаточно эффективной считается также техника «отзеркаливания» или «присоединения», когда для общения неявно используется поза и жесты, повторяющие позы и жесты собеседника, например, вы наклоняетесь к собеседнику, который все корпусом подался к вам.
И если вы в состоянии хотя бы периодически напоминать себе о необходимости контролировать свои позы, мимику и жестикуляцию, этого будет достаточно для повышения эффективности неречевой коммуникации.
Допускаю, что можно добиться большего с помощью постоянных тренировок, используемых для подготовки сотрудников специальных служб и других представителей профессий, в чьей деятельности очень важна неречевая коммуникация (например, стюарды на воздушных суда), но в подготовке большинства специалистов такие программы практически не используются.
Дистанция, расположение в пространстве и препятствия как средства неречевой коммуникации
Как говорит мой знакомый специалист по восточным единоборствам, до того, вы начнете атаковать или защищаться, нужно оценить, что вы можете использовать из вашего арсенала с учетом расстояния до противника, положения по отношению к нему и наличия препятствий.
Далее вы либо применяете техники, которые доступны вам в этой ситуации, либо сами меняете ситуацию таким образом, чтобы повысить ваши шансы добиться желаемого результата — сокращаете или увеличиваете дистанцию, занимаете удобное положение, устраняете или создаете препятствия.
Интересно, что сознательно и бессознательно в повседневном общении мы используем точно такие же приемы.
Разберемся в том, как влияет дистанция, взаимное расположение в пространстве и наличие препятствий на общение с другими людьми.
Дистанция как способ обеспечить необходимый стиль общения
Принято выделять 4 вида расстояния, используемого для общения.
Интимное расстояние — 0-50 см. Это расстояние, на котором могут общаться близкие люди. Супруги, дети и родители, близкие друзья.
Персональная дистанция — 50-150 — дистанция для общения знакомых людей, для беседы. На этом расстоянии удобно вести беседу.
Социальная дистанция — 150-400 — дистанция, на которой общаются незнакомые люди. Это расстояние для формального общения.
Публичная дистанция. — 400-750. Для публичных выступлений.
Указанные расстояния условны и могут меняться как в зависимости от межкультурных различий, так и в зависимости от ситуаций, в которых происходит общение.
Расположение в пространстве как средство неречевой коммуникации
Расположение собеседников друг напротив друга предоставляет возможность полностью визуально контролировать любые изменения позы и движения собеседника и поддерживать постоянный контакт глаз, что не очень комфортно при общении.
Такое размещение в пространстве характерно для общения, связанного с соперничеством или противостоянием, например, при переговорах, когда для обеих сторон важен не комфорт, а полный контроль над ситуацией и готовность немедленно реагировать на любое изменение в поведении другой стороны.
Нейтрально комфортным для общения является размещение под углом 90 градусов.
Это объясняется тем, что контакт глаз в процессе общения не является постоянным — под пристальным взглядом сложно сосредоточиться, а положение «под углом» является максимально комфортным для общения — не нужно специально отводить взгляд, обдумывая свои слова.
Вместе с тем такое размещение предполагает возможность до определенной степени доверять собеседнику.
Люди, хорошо знающие друг друга, могут стоять или сидеть бок о бок.
Такое расположение означает доверие и взаимопонимание, так как, во-первых дистанция между собеседниками минимальна, во-вторых, предполагает отсутствие необходимости постоянно смотреть на собеседника, чтобы убедиться, что он понимает ваши слова.
Препятствия и их влияние на стиль и эффективность коммуникации
Любое препятствие для открытого общения, даже сложенные на груди руки, неосознанно воспринимается как стремление отгородиться от общения и защитная реакция.
Вместе с тем препятствия не всегда устранимы. Более того, они нередко специально используются для того, чтобы установить оптимальную дистанцию для общения, например, высокие стойки информационных центров в гипермаркетах и большие столы в кабинетах руководителей.
Примеры воздействия дистанции, расположения в пространстве и препятствий на общение между людьми
Любой из нас, проявив некоторую наблюдательность, найдет вокруг себя множество примеров, того, как расположение в пространстве влияет на общение.
Интимное расстояние или, как еще говорят, персональное пространство: мы чувствуем себя комфортно и безопасно, когда на интимном расстоянии к нам находятся близкие люди.
Вторжение в эту зону чужого человека воспринимается как крайняя степень дискомфорта и даже агрессия.
Люди, едущие в тесном лифте или переполненном вагоне метро, как правило, избегают встречаться глазами, подчеркнуто отводя взгляд.
Для того чтобы вновь почувствовать себя комфортно, мы стараемся выбрать соответствующую ситуации общения дистанцию.
С точностью до наоборот ведут себя профессиональные боксеры и бойцы ММА, демонстрирующие агрессию как элемент шоу во время взвешивания и перед началом боя.
Они намеренно приближаются к сопернику вплотную и пристально смотрят друг другу в глаза.
Множество наглядных примеров дает практика делового общения и дипломатического протокола.
Кабинеты руководителей делают большими не только для того, чтобы проводить в них совещания.
Чем больше кабинет, чем длиннее и шире стол — тем более официальным становится общение.
Даже в тот момент, когда подчиненный переступает порог кабинета руководителя, дистанция, на которой установился контакт, уже задает стиль общения.
По расстоянию, на котором располагаются главы государств во время официальных переговоров, принято судить о степени доверия между лидерами и отношениях между государствами.
Официальные переговоры проводятся «стенка на стенку» за большим длинным столом.
Ширина стола задает дистанцию между всеми участниками переговоров, положение «друг против друга» отражает ситуацию соперничества на переговорах и позволяет отслеживать все детали поведения другой стороны переговоров.
Если друг напротив друга располагаются руководитель и подчиненный, так, как, например, проходят встречи чиновников и главы государства, это подчеркивает полноту контроля над ситуацией руководителя, который имеет возможность пристально следить за подчиненным.
Единственное, что делает общение для докладчика более комфортным, это то, что стол при таких встречах невелик и сокращает дистанцию общения до персональной. Хотя есть и другая сторона медали — меньше расстояние — больше контроль и внимание руководителя к деталям.
Встречи и переговоры, во время которых подчеркивается равенство статусов всех сторон, чаще всего проводятся за круглым столом.
Встречи лидеров государств проводятся на мягких креслах, стоящих под углом.
В этом случае препятствие в виде стола отсутствует, кресло позволяет занять ненапряженную открытую позу, хотя угол более 90 градусов между креслами собеседников подчеркивает официальность общения.
У участников встречи всегда есть возможность делать контакт более неформальным, уменьшив угол за счет разворота корпуса к собеседнику и подчеркивая этим важность его слов и значимость общения с ним.
Протокольные перемещения, когда лидеры идут или стоят рядом, фото в момент рукопожатия — все это примеры сознательного использования дистанции и расположения в пространстве для отправки зрительской аудитории неречевых сигналов.
Хотя бывает так, что ситуация выходит из под контроля и за рамки протокола — кто-то от кого-то отвернулся, кто-то кого-то не заметил или не захотел заметить — любая непроизвольная неречевая реакция в политике является предметом разбирательств и интерпретаций.
Для того чтобы завершить перечисление «протокольных» примеров, отмечу формат, используемый на форумах и круглых столах. Статусные гости часто располагаются в открыто стоящих на сцене низких мягких креслах, которые подчеркивают неформальность общения и сокращают дистанцию между гостем и аудиторией, так как поза в мягком кресле предполагает открытость и заведомо неформальный стиль общения.
Этот же эффект часто используют руководители компаний, в кабинетах которых есть как большие столы и стулья для официальных встреч, так и мягкие кресла для неформального общения, в которых просто физически сложно принять устойчивую защитную позу.
Завершу список примеров ситуациями общения на публичной дистанции.
Пример 1 — вручение верительных грамот послами, когда расстояние, исключающее личное общение, подчеркивает разницу в статусах между послами и главой государства.
Пример 2 — проведение презентаций, семинаров и конференций, когда интерактивное взаимодействие допустимо только с участниками, которые находятся в первых рядах. Чем дальше докладчик находится от того участника, который задает ему вопрос, тем более формальным становится ответ, и, как часто бывает, предлагается продолжить общение после окончания мероприятия.
Резюме
Как видим, арсенал доступных для осознанного практического применения средств неречевой коммуникации достаточно широк.
При этом принципы их работы доступны пониманию на уровне здравого смысла.
Грамотное применение техник неречевой коммуникации может существенно повысить эффективность вашей работы, если она связан с общением.
Осваивайте, изучайте, пробуйте — это несложно.
Функции и задачи невербальной коммуникации
Вы будете перенаправлены на Автор24
Невербальная коммуникация
Невербальной коммуникацией называется обмен невербальными сообщениями между людьми, а также их интерпретация.
Информация при помощи невербального общения передается посредством жестов, мимики, пантомимики, прикосновений, телодвижений, визуального контакта, организации среды общения.
Функции невербальной коммуникации
Средства невербального общения способствуют ориентации людей в различных социальных ситуациях, а также регулировать свое поведение, понимать друг друга, воспринимать социальные нормы.
При помощи невербальной коммуникации передается информация о признаках расовой и социальной принадлежности человека, о его психическом, физическом и эмоциональном состоянии, об отношении к определенной ситуации или определенному лицу, предмету, а также о психологическом климате в коллективе.
Важная функция невербальной коммуникации состоит в обмене информацией об индивидуальных свойствах между субъектами общения, например, самооценка, темперамент, общительность и т.д.
Основными функциями невербалики являются:
Невербальные средства в сочетании с вербальными выполняют следующие функции:
Готовые работы на аналогичную тему
Успешность коммуникации зависит от умения устанавливать доверительный контакт с собеседников. Такой контакт зависит не только от умения человека говорить, но и от умения контролировать себя во время общения.
Задачи невербальной коммуникации
В ситуации общения собеседники, используя невербальные средства коммуникации, решают следующие задачи:
Невербальные средства коммуникации и направления невербалики
Невербалика включает в себя кинесику, такесику, проксемику, паралингвистику и экстралингвистику. Разберем эти понятия подробнее.
Кинесика (от греч. kinesis – движение) – это наука о движениях человеческого тела, к которым относится выражение лица, жесты, зрительный контакт, изменение позы. Кинесика различает цифровые (слова) и аналоговые (язык тела) сигналы. Самыми выразительными средствами являются визуальный контакт и выражение лица.
Визуальный контакт тесно взаимосвязан с вербальной коммуникацией, он характеризуется тем, как собеседники смотрят друг на друга в процессе общения, а также длительностью взгляда. Посредством мимики глаза играют особую роль. Сигналом восхищения может быть продолжительный визуальный контакт, беспокойство означает краткий контакт. При помощи визуального контакта можно начать разговор, дать сигнал о необходимости начать беседу или о конце высказывания.
Итак, поддерживая контакт глаз, можно определить заинтересован ли собеседник в предмете разговора, обращает ли он внимание на другого, вызывает ли какие-либо чувства разговор.
Мимика или выражение лица – это организация лицевых мышц, передающая эмоциональное состояние человека или обратную реакцию на сообщение. При использовании мимики общение становится эмоциональным. Например, Л.Н. Толстой в романе «Война и мир» использовал 97 оттенков человеческой улыбки, 85 оттенков выражения глаз и других экспрессий.
Не менее важным внешним проявлением внутреннего эмоционально-психического состояния являются жесты. Под жестами подразумевается движение пальцев, рук, ног, головы, используемые при рассказе о чем-либо для привлечения внимания собеседника. Специалисты выделяют 5 типов жестов: адаптеры, иллюстраторы, символы, регуляторы.
Такесика – это наука о прикосновениях. К подобным относятся – рукопожатия, похлопывания, прикосновения, объятия, поцелуи и т.д. Тактильный контакт возможен в определенных случаях и используется по разным причинам, разными способами и в разных местах. Например, рукопожатие используется в дружественном или деловом общении, поцелуй при встрече долгожданного близкого человека.
Дистанция – это расстояние, которого придерживаются собеседники относительно друг друга. Различают 4 типа дистанции: интимное, личное, социальное, публичное. Кроме того, значение имеет пространственное расположение партнеров. Например, важное значение приобретает занятое место за столом. Исследователи различают 4 вида посадки:
Кооперативная предполагает сотрудничество, поведение кооперации необходимо для взаимодействия с собеседником, для того, чтобы понять действия и намерения друг друга необходимо сидеть рядом.
Угловая позиция способствует постоянному визуального контакту и создает условия для жестикуляции, позволяет наблюдать друг за другом. Однако угол стола является барьером.
Независимая позиция (по диагонали) характерна для не желающих взаимодействовать людей. Такая позиция говорит об отсутствии заинтересованность и желании быть замеченным собеседниками, например, на семинарском занятии в университете, совещании.
Конкурирующе-оборонительная позиция (собеседники сидят напротив друг друга) создает атмосферу соперничества, стол между ними является своеобразным барьером.
Паралингвистика и экстралингвистика связаны с голосом человека. Невербальные речевые аспекты такие, как тембр, темп речи, интонация, манера говорения, громкость, артикуляция дает важную информацию, передают определенные сообщения.