Что относится к непредвиденным расходам оплата коммунальных счетов

Особенности учёта расходов УК на услуги управления МКД

Как показывает практика, некоторые управляющие компании путаются в понятиях «затрат на услуги управления» жилищного законодательства и «управленческих расходов» бухгалтерского и налогового учётов. Поэтому по старинке сажают затраты на услуги управления МКД на счёт 26 «Общехозяйственные расходы». Но это не верно. Попытаемся в этом разобраться.

Что такое услуга на управление МКД

В соответствии с п.2 ст.162 ЖК РФ управляющая компания по договору управления МКД по заданию собственников помещений в этом доме за определённую плату обязуется выполнять работы и оказывать услуги по управлению многоквартирным домом.

Имеется в виду не одна услуга, а целый комплекс работ и услуг, выполнение которых входит в обязательство УК по договору управления домом. В п.4 Правил управления МКД перечислен список работ и услуг по управлению домом.

Что относится к непредвиденным расходам оплата коммунальных счетов

Учёт затрат на услуги управления МКД

С 1 сентября 2014 года в ст.162 ЖК РФ услуга управления выделена в отдельную категорию. И это вполне обосновано, поскольку в п.3 Правил управления МКД сказано, что УК осуществляет управление по каждому отдельному многоквартирному дому. Согласно этому определению каждый отдельный МКД рассматривается как самостоятельный объект управления.

Поэтому услуга управления является основным видом деятельности УК подобно услуге по содержанию и ремонту общего имущества в МКД. Следовательно, расходы на услуги управления МКД должны отражаться на счёте 20 «Основное производство», а не на счёте 26 «Общехозяйственные расходы».

Ведь по сути управляющая компания приходит на рынок ЖКХ для управления многоквартирными домами. Это источник доходов УК. Поэтому она должна сделать все, что прописано в договоре управления с собственниками помещений в МКД в отношении выполнения работ и предоставления коммунальных услуг для надлежащего содержания общего имущества в доме.

Если проводить сравнительную классификацию работ и услуг управляющей компании, то услуги управления по приоритету займут самое почётное место среди всех остальных.

Логически неверно сажать затраты по управлению МКД на счёт 26 «Общехозяйственные расходы». Поскольку в Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учёта (Приказ Минфина РФ №94н от 31.10.2000) сказано, что «Счёт 26 «Общехозяйственные расходы» используется для обобщения информации о расходах УК для нужд управления, не связанных напрямую с производственным процессом.

Счёт 26 «Общехозяйственные расходы» может использоваться, если УК кроме управления МКД занимается и другими видами деятельности, не связанными с управлением. В этом случае расходы на управление УК будут накапливаться на счёте 26, а потом распределяться на соответствующие субсчета к счёту 20 по доле выручки от каждого вида деятельности.

Всё вышеописанное является правилами ведения раздельного учёта по НДС в отношении облагаемых и не облагаемых НДС работ и услуг и служит базой для формирования учётной политики УК.

Что относится к непредвиденным расходам оплата коммунальных счетов

Отражение затрат на управление МКД на счете 26 «Общехозяйственные расходы»

Эти расходы таким способом можно списать только на управление МКД, а на содержание и ремонт общего имущества и на коммунальные услуги нельзя.

Стоимость коммунальных услуг для потребителей должна обязательно быть равна затратам на их приобретение (п.38 Правил предоставления коммунальных услуг, утверждённых в ПП РФ №354 от 06.05.2011). Если 1 кубометр воды куплен за 100 рублей, то продать его можно только за 100 рублей. Нельзя сверху накрутить долю расходов со счёта 26 «Общехозяйственные расходы», поскольку стоимость приобретения и реализации КУ не совпадут.

Если обратится к судебной практике в области применения льготы по пп.30 п.3 ст.149 НК РФ, то в подавляющем большинстве случаев суды считают, что от обложения НДС освобождаются операции по реализации работ/услуг по содержанию и ремонту общего имущества в МКД по стоимости, равной стоимости их приобретения у РСО (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 18 июня 2014 г. по делу №А17-2773/2013).

Если списать стоимость услуг управления со счёта 26 «Общехозяйственные расходы» на стоимость услуг по содержанию и ремонту общего имущества, то получится разница за счёт распределенных затрат на управление. В этом случае налоговые инспекторы смогут обоснованно предъявить УК претензии. Выходит, что с точки зрения жилищного законодательства вкупе с Налоговым кодексом этот подход может вызвать нарекания со стороны налоговых органов.

Так как управление МКД является основным видом деятельности УК, то и расходы по этой статье должны формироваться на счёте 20 «Основное производство». При этом, счёт 20 имеет преимущества для отражения затрат на управление МКД перед привычным способом отражения этих расходов на счёте 26. Поэтому имеет смысл всё таки отражать расходы в бухгалтерском учёте правильно.

Учётная политика УК

С 2015 года в целях соответствия Стандарту раскрытия информации (Постановление Правительства РФ №731) управляющие компании должны вести раздельный учёт доходов и расходов. Это нужно для того, чтобы в годовом отчёте управляющей компании правильно отразить требуемые данные.

Что относится к непредвиденным расходам оплата коммунальных счетов

Поэтому имеет смысл прописать в учётной политике вашей управляющей компании правила ведения раздельного учёта доходов и расходов. Надеемся, что наша статья вам в этом помогла.

Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией. Также мы помогаем управляющим компаниям соответствовать 731 ПП РФ о Стандарте раскрытия информации (заполнение портала Реформа ЖКХ, сайта УК, информационных стендов) и ФЗ №209 (заполнение ГИС ЖКХ). Мы всегда рады вам помочь!

Источник

Что еще может быть отнесено к непредвиденным расходам?

РЕЗЕРВНЫЙ ФОНД ТСЖ

Товарищества собственников жилья вправе создавать специальные фонды, к которым относится и резервный фонд. Четкое понятие резервного фонда в законодательстве отсутствует. Однако из существующих норм и действующей практики можно сделать вывод, что резервный фонд предназначен для покрытия убытков и иных непредвиденных расходов. Средства данного фонда используются при наступлении форс-мажорных обстоятельств, которые неизбежны в деятельности ТСЖ.

Необходимо отметить, что законодательство не слишком подробно регулирует вопросы, связанные с резервным фондом. Поэтому ТСЖ имеет полное право действовать по принципу «разрешено все, что не запрещено». Представляется целесообразным утвердить на общем собрании членов товарищества положение о резервном фонде ТСЖ. Это в полной мере соответствует требованиям п. 3 ст. 151 ЖК РФ, согласно которому порядок образования специальных фондов определяется общим собранием членов ТСЖ. Положение о резервном фонде ТСЖ, в свою очередь, должно подробно регулировать порядок:

— создания резервного фонда;

— расходования средств резервного фонда;

— контроля за расходованием средств резервного фонда.

Создание резервного фонда

Принятие решения о создании резервного фонда относится к компетенции общего собрания членов ТСЖ (пп. 5 п. 2 ст. 145, п. 3 ст. 151 ЖК РФ). Решение общего собрания членов ТСЖ о создании резервного фонда оформляется протоколом.

В связи с этим возникает вопрос: кто должен производить отчисления в резервный фонд?

Представляется, что только члены ТСЖ.

Что касается собственников помещений в многоквартирном доме, не вступивших в товарищество, их обязанности сводятся к внесению платы за коммунальные услуги, содержание и ремонт общего имущества (ст. 153, п. 6 ст. 155 ЖК РФ). Учитывая, что обязанность по оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома распространяется на всех собственников помещений в этом доме с момента возникновения права собственности на данные помещения (п. 3 ст. 158 ЖК РФ), в резервный фонд, создаваемый с целью проведения капитального ремонта, отчисления обязаны производить как члены ТСЖ, так и остальные собственники.

Обратите внимание! Отчисления в резерв на проведение ремонта общего имущества производят все собственники.

Что еще может быть отнесено к непредвиденным расходам?

Если бы ТСЖ могло точно определить, на что будут израсходованы средства резервного фонда, они не назывались бы непредвиденными расходами.

Сформулировать все возможные расходы можно исходя из опыта предыдущих лет работы. Примерный перечень непредвиденных расходов, которые могут быть перечислены в положении о резервном фонде:

своевременная оплата услуг (работ) внешних поставщиков, недофинансированная собственниками помещений в доме; устранение аварий; неотложный ремонт, не предусмотренный сметой; штрафы; судебные издержки; иные непредвиденные расходы.

Невозможность точно установить сумму резервного фонда обусловлена теми же причинами, что и трудности в перечислении конкретных статей расходов. При планировании размера фонда допускается использовать информацию о затратах предыдущего финансового года. Также сумму средств резервного фонда можно определить в процентном отношении от бюджета дома. В любом случае размер резервного фонда должен быть зафиксирован с тем, чтобы утвердить размер взносов в фонд.

Помимо взносов членов ТСЖ, источником формирования резервного фонда могут стать доходы от хозяйственной деятельности товарищества, сэкономленные средства. Подобная практика представляется правомерной. Не стоит забывать и о средствах, получаемых товариществом в счет погашения задолженности собственников за предыдущие периоды. Кроме того, имеет смысл зачислять в резервный фонд и непредвиденные доходы.

После принятия на общем собрании членов ТСЖ решения о создании резервного фонда и источниках его формирования в платежных документах появляется отдельная строка «резервный фонд».

Закон не обязывает товарищество хранить средства резервного фонда на отдельном банковском счете. Вопрос о том, стоит ли открывать отдельный банковский счет для средств резервного фонда, решает общее собрание членов ТСЖ. При этом необходимо учитывать, что данные средства, зачисленные на специальный счет, не застрахованы от списания по требованиям, предъявленным к ТСЖ в судебном порядке. Вместе с тем открытие и содержание банковского счета требуют дополнительных затрат.

Источник

Что относится к непредвиденным расходам оплата коммунальных счетов

Что относится к непредвиденным расходам оплата коммунальных счетовИсточник фото: https://www.pexels.com/

Имея за плечами более 800 проведенных семинаров для управляющих компаний и ТСЖ, могу смело сказать, что обсуждение платы за управление и всего, что с ней связано всегда превращается в жаркий спор. Основные баталии возникают вокруг вопросов связанных с бухгалтерским и налоговым учетом платы за управление, необходимости актирования данной услуги с собственниками помещений, структуре этой платы и т.д. Так как вопросы постоянные, то решился написать цикл статей, в которых попытаюсь «разжевать» общественности особенности данной строки в квитанции.

Кто бы что ни говорил, но управляющая организация «заходит на МКД» не для удовлетворения потребностей жителей (для этого есть государство и лица противоположного пола), а для получения прибыли. Прибыль в свою очередь – самый страшный раздражитель для огромного количества собственников помещений, так как они по-настоящему уверовали в то, что обслуживание их МКД стоит копейки, и инфляция на затраты управляющих компаний не распространяется.

Государство в п.2 ст.162 ЖК РФ прямо указало, что управляющая организация (далее по тексту – УО) по договору управления «обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам…».

Обратите внимание на текст выше и увидите, что в нем услуги управления отделены от услуг по содержанию и ремонту общего имущества, а также от коммунальных услуг, поэтому давайте сразу определимся, что плата за управление МКД – это плата за отдельный вид деятельности УО, хоть и может включаться в состав платы за содержание жилого помещения в соответствии с пп.2 п.1 ст.154 ЖК РФ.

На практике плата за управление может быть:

выделена отдельной строкой в платежном документе;

в платежном документе включена в строку «плата за содержание жилого помещения», но выделена отдельно в перечне работ и услуг;

в платежном документе включена в строку «плата за содержание жилого помещения», но НЕ выделена отдельно в перечне работ и услуг.

Первый и второй варианты, указанные выше безопасны с точки зрения последствий «войнушки» за деньги УО, а вот третий вариант чреват ооооочень нехорошими последствиями.

Проблема в том, что хотя это прямо и не написано в нормативно-правовых актах, суды однозначно дают понять, что есть деньги, принадлежащие собственникам помещений, и есть деньги, которые после оплаты собственникам уже не принадлежат. Так ВС РФ в Определении Верховного Суда РФ от 25.06.2018 N 304-ЭС18-7866 по делу N А46-15897/2016 (на самом деле таких определений уже сотни) указал, что взносы собственников в виде платы за содержание жилого помещения «имеют целевой характер и не поступают в собственность Общества».

Что все это значит на практике?

А значит это то, что если УО не отделит мух от котлет, а правильнее свои деньги от «их» денег, то может получится так, что своих денег у нее попросту не будет. Судьи из решения в решение говорят о том, что если УО не выполнила работы, то денежные средства остаются на лицевом счете МКД и если предположим МКД «ушел», то «неосвоенные» денежные средства должны быть возвращены собственникам помещений как неосновательное обогащение.

С точки зрения нашего достаточно «укуренного» законодательства, регулирующего сферу управления МКД списание денежных средств с лицевого счета МКД возможно только после подписания акта выполненных работ между представителем собственников помещений в МКД и управляющей организацией (п.4.11 ГОСТ Р 56192-2014. «Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания общего имущества многоквартирных домов. Общие требования»).

И тут из-за угла вылазит 2 проблемы:

в МКД некому подписывать акты выполненных работ, потому что настоящих буйных мало и никто председателем совета дома стать не решился;

а как вообще можно заактировать работы по управлению.

Первую проблему можно обойти через договор управления или общее собрание собственников (если интересно – пишите в комментариях и напишу подробный FAQ), а вторая проблема на самом деле зачастую неразрешима.

Есть «замечательный» документ, который называется Правила оказания услуг и выполнения работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 №290 (далее по тексту – Правила №290). Так вот в п.9 Правил №290 указано, что «сведения об оказании услуг и выполнении работ, предусмотренных перечнем услуг и работ, отражаются в актах, составляемых по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, и являются составной частью технической документации многоквартирного дома».

Если «провалиться» по ссылке в этом пункте, то вы увидите саму форму акта, которая утверждена Приказом Минстроя России от 26.10.2015 №761/пр «Об утверждении формы акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме».

Обратили внимание, что ни в названии документа, ни в самой форме не говорится об актировании услуги по управлению?

И это абсолютно верно, так как:

ЖК РФ разделяет услуги по содержанию и ремонту общего имущества от услуги управления (п.2 ст.162 ЖК РФ);

невозможно актировать с каждым домом услуги по заполнению ГИС ЖКХ, походам юристов в суд, раздумья главбуха и экономиста по вопросу отражения тех или иных данных в отчете по исполнению договора управления и других работ, которые согласно Правил осуществления деятельности по управлению МКД, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 №416 (далее по тексту – Правила №416) относятся к услуге управления.

детализация работ по управлению в перечне работ и услуг попросту невозможна, так как невозможно запланировать и впоследствии обосновать то, что не носит материального характера. Вы же в рабочее время читаете эту статью и вам за это платят собственники. Если они все сидят рядом и актируют этот процесс – передайте им от меня привет. Многие возразят, что мол мы детализируем всё как положено… Тогда у меня лично вопрос – КАК вы это делаете?

А теперь вернемся к тому, что было чуть выше по тексту и разберем ситуацию, когда плата за управление в перечне работ не выделена и включена в состав платы за содержание жилого помещения.

Ответьте мне на несколько вопросов (пишите в комментах):

как вы будете отделять свои деньги (за родненькое управление) от «их» денег за содержание и ремонт?

как вы будете актировать внутри услуги содержание и ремонт выполнение работ по управлению?

ну и наперед, как вы будете применять льготу по пп.30 п.3 ст.149 НК РФ в части освобождения от НДС?

Если продолжение интересно – напишу вторую часть.

С уважением, ваш товарищ Сталин)))

Что относится к непредвиденным расходам оплата коммунальных счетов

Юрий Кочетков

Генеральный директор ООО «Бурмистр.ру»»

Комментарии

Что относится к непредвиденным расходам оплата коммунальных счетов

Что относится к непредвиденным расходам оплата коммунальных счетов

Ну проведение осмотра не есть управление напрямую, так как например осенний осмотр нужен для получения паспорта готовности к отопительному периоду.

416 ПП РФ прямо про осмотры не говорит, там указано про «последствия» осмотров

А вот 491е прямо говорит, что это содержание

Я правильно понимаю, что в перечне есть блок «Управление» и в нем отдельная строка «Осмотры»?

Что относится к непредвиденным расходам оплата коммунальных счетов

Я правильно понимаю, что в перечне есть блок «Управление» и в нем отдельная строка «Осмотры»?

Да. Вопрос еще в том, что нам на эту услугу начислили НДС по полной реализации.. Хотя по 491 это прямо относится к содержанию, налоговая зацепилась, что в Перечне эта услуга стоит в блоке управление.

Что относится к непредвиденным расходам оплата коммунальных счетов

Да. Вопрос еще в том, что нам на эту услугу начислили НДС по полной реализации.. Хотя по 491 это прямо относится к содержанию, налоговая зацепилась, что в Перечне эта услуга стоит в блоке управление.

ну в принципе логично прицепилась.

Что относится к непредвиденным расходам оплата коммунальных счетов

Что относится к непредвиденным расходам оплата коммунальных счетов

Что относится к непредвиденным расходам оплата коммунальных счетов

Вопрос еще в том, что нам на эту услугу начислили НДС по полной реализации..

а почему не оспорили?

Что относится к непредвиденным расходам оплата коммунальных счетов

Счетовод ВоТруБа написал:

Споры лишь подтверждают неоднозначность и многообразие трактовок Я бы при возможности вообще ничего не разделял: есть КУ, ЖУ, КР. Всё.
Исключительно ИМХО.

Что относится к непредвиденным расходам оплата коммунальных счетов

Опа, то есть на непосреде можно без аварийки обслуживать?

Рассылка новостей ЖКХ

а также наших статей

Подписка на рассылку

Что относится к непредвиденным расходам оплата коммунальных счетов

Что относится к непредвиденным расходам оплата коммунальных счетов

Спасибо, вы успешно подписались на рассылку!

Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

Спасибо, мы скоро свяжемся с Вами!

Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

Статья 14.1.3. Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии

2.Управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать следующие виды информации:

а) общая информация об управляющей организации, товариществе и кооперативе, в том числе об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности (включая сведения о годовой бухгалтерской отчетности, бухгалтерский баланс и приложения к нему, сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), а также сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), сметы доходов и расходов товарищества или кооператива, отчет о выполнении смет доходов и расходов товарищества или кооператива);

б) перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, с указанием адреса и основания управления по каждому многоквартирному дому, перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления, перечень многоквартирных домов, собственники помещений в которых в предыдущем году на общем собрании приняли решение о прекращении их объединения в товарищества для совместного управления общим имуществом в многоквартирных домах, а также перечень многоквартирных домов, в которых членами кооперативов в предыдущем году на их общем собрании приняты решения о преобразовании кооперативов в товарищества;

в) общая информация о многоквартирных домах, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, в том числе характеристика многоквартирного дома (включая адрес многоквартирного дома, год постройки, этажность, количество квартир, площадь жилых и нежилых помещений и помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, уровень благоустройства, серия и тип постройки, кадастровый номер (при его наличии), площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, конструктивные и технические параметры многоквартирного дома), а также информация о системах инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме;

г) информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг;

д) информация об оказываемых коммунальных услугах, в том числе сведения о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг (нормативах накопления твердых коммунальных отходов);

е) информация об использовании общего имущества в многоквартирном доме;

ж) информация о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме. Эти сведения раскрываются управляющей организацией по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме на основании договора управления в случаях, когда управляющей организации поручена организация проведения капитального ремонта этого дома, а также товариществом и кооперативом, за исключением случаев формирования собственниками помещений в многоквартирном доме фонда капитального ремонта на счете специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (региональный оператор);

з) информация о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, результатах (решениях) таких собраний;

и) отчет об исполнении управляющей организацией договора управления, отчет об исполнении смет доходов и расходов товарищества, кооператива за год;

к) информация о случаях привлечения управляющей организации, товарищества и кооператива, должностного лица управляющей организации, товарищества и кооператива к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирным домом с приложением копий документов о применении мер административного воздействия, а также сведения о мерах, принятых для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций.

Статья 5.62. Дискриминация

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *