Что относится к нематериальным ресурсам
4. ЛЕКЦИИ ПО ТЕМЕ «НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И АКТИВЫ»
1. Нематериальные ресурсы
Нематериальные ресурсы –это часть потенциала предприятия, приносящая экономическую выгоду на протяжении длительного периода и имеющая нематериальную основу получения доходов.
К ним относятся объекты промышленной и интеллектуальной собственности, а также другие ресурсы нематериального происхождения.
Промышленная собственность – понятие, используемое для обозначения исключительного права на нематериальные ценности: изобретения, промышленные образцы, полезные модели, товарные знаки и знаки обслуживания, фирменные наименования и указания происхождения или наименования места происхождения товара, а также право по пресечению недоброкачественной конкуренции.
Интеллектуальная собственность– юридическое понятие, охватывающее авторское право и др. права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в области производства, науки, программного обеспечения, литературы и искусства.
Характеристика объектов промышленной собственности:
Существует две формы охраны промышленного образца: свидетельство и патент. Не подлежат охране как промышленные образцы изделия, внешний вид которых обусловлен исключительно их функцией (гайки, болты, винты и т.п.), а также галантерейные, швейные, трикотажные изделия, ткани (кроме декоративных), обувь, головные уборы;
Основными требованиями к товарным знакам являются их индивидуальность, узнаваемость, привлекательность для потребителей и охраноспособность, т.е. возможность их официальной регистрации.
Объекты интеллектуальной собственности связаны с информационной системой и информационной деятельностью предприятия. К ним относятся: программное обеспечение (совокупность программ, используемых в работе ЭВМ); банк данных (совокупность программных, организационных и технических средств, предназначенных для централизованного накопления и использования информации); база знаний (совокупность систематизированных основополагающих сведений, относящихся к определенной отрасли знаний и сохраняемых в памяти ЭВМ).
Другие нематериальные ресурсы:
3) наименование места происхождения товара. Отражает название страны (или местности) для обозначения исключительных свойств товара, вызванных природными условиями, человеческими факторами, национальными особенностями, характерными для данного региона;
4) «гуд-вилл»— определяет имидж (репутацию) предприятия.
Нематериальные ресурсы и активы. 1. Понятие и виды нематериальных ресурсов предприятия
1. Понятие и виды нематериальных ресурсов предприятия.
2. Нематериальные активы.
3. Оценивание и амортизация нематериальных активов предприятия.
Нематериальные ресурсы — это часть потенциала предприятия, приносящая экономическую выгоду на протяжении длительного периода и имеющая нематериальную основу получения доходов. К ним относятся объекты промышленной и интеллектуальной собственности, а также другие ресурсы нематериального происхождения.
Виды нематериальных ресурсов схематически показано на рисунке 1.
Рис.1 Виды нематериальных ресурсов предприятия
Рассмотрим нематериальные ресурсы предприятия.
1. Объекты промышленной собственности. Промышленная собственность является понятием, которое применяется для определения исключительного права на использование определенных нематериальных ресурсов. Согласно Парижской конвенции по охране промышленной собственности, к объектам этой собственности принадлежат:
— Патенты на изобретения;
— Указания на происхождение или наименование места происхождения.
Среди объектов промышленной собственности важное место занимают изобретения.
Промышленный образец — это результат творческой деятельности человека в области художественного конструирования. К промышленным образцам относятся форма, рисунок, цвет или их сочетание, определяющие внешний вид промышленного изделия.Патент выдается на промышленный образец, что является новым, оригинальным и имеет промышленное применение.Промышленный образец признается новым, если совокупность его существенных признаков неизвестна в Украине или за рубежом до даты приоритета промышленного образца. Промышленный образец признается оригинальным, если форма, рисунок, цвет или их сочетание, что заявленные, для специалиста в этой области не являются явными при их визуальном восприятии и оценки. Существенные признаки определяют отличия внешнего вида промышленного образца в эстетических и экономических особенностях его формы, рисунка, цвета или их сочетания. Промышленный образец признается таким, которое имеет промышленное применение, если он может быть воспроизведен промышленным образом в соответствующем изделии для введения в обращение.
Полезная модель — это результат творческой деятельности человека в любой отрасли технологии. Предметом технического решения в полезных моделях является только конструкция изделия, его форма.
Товарный знак и знак обслуживания — это обозначение для отличия товаров и услуг, которые производят или предоставляют одни физические или юридические лица, от однородных товаров и услуг, которые производят или предоставляют другие физические и юридические лица. Товарными знаками могут быть зарегистрированы словесные, образные, объемные и другие обозначения и их комбинации.
Литературные, художественные, научные сочинения – это объекты интеллектуальной собственности, которые охраняются авторскими правами.
Авторские права не распространяются на официальные документы (законы, указы), гос символы и знаки, объекты народного творчества, пресс-информацию и т.д.
Компьютерная программа – это объективная форма представления совокупности данных и команд, предназначенных для обеспечения функционирования ЭВМ для достижения определенной цели или результата.
База данных — совокупность данных, материалов или сочинений, систематизированных и предоставленных в форме, которую воспринимают ЭВМ.
Под смежными правами понимаются права, примыкающие к авторским, сходные с ним, однако полностью с ними не совпадающие. Они делятся на три категории: права исполнителей, производителей фонограмм, права организаций эфирного и кабельного вещания.
3. Другие нематериальные ресурсы.
НОУ-ХАУ — (англ, know how — букв.: знаю как) — совокупность научных, технических, коммерческих и других знаний, оформленных в виде технической документации, навыков, производственного и управленческого опыта, необходимых для организации производства, но не запатентованных. Обычно принято передавать ноу-хау на коммерческой основе, за плату, посредством заключения лицензионных договоров между обладателями новшеств и желающими приобрести лицензию, дающую право на их использование с одновременной передачей самого ноу-хау.
Под наименованием места происхождения понимают географическое название страны или местности (области), используемое для обозначения товара, происходящего из этой страны или местности (области), если свойства или особенности этого продукта исключительно или существенно определяются характерными для этой страны или местности (области) природными условиями и / или людскими факторами. Основным отличием от товарного знака является именно связь качества товара с регионом, где выпускается товар. Кроме того, в отличие от товарных знаков правом на одно и то же НМПТ могут обладать несколько предприятий данного географического региона, выпускающих одну и ту же продукцию, а не строго одно предприятие как в случае с товарными знаками.
Наиболее известными в мире НМПТ являются Шампанское и Бургундское вина, коньяк, пармская ветчина, пармезан и др.
Гудвилл — это нематериальный актив, стоимость которого определяется как разница между балансовой стоимостью активов предприятия и его обычной стоимостью как целостного имущественного комплекса, возникающего вследствие использования лучших управленческих качеств, доминирующей позиции на рынке товаров (работ, услуг), новых технологий и другие. Стоимость гудвилла не подлежит амортизации и не учитывается в определении валовых расходов налогоплательщика.
Гудвилл часто возникает, когда одна компания была приобретена другой компанией. В случае приобретения, превышение выплаченной суммы над балансовой стоимостью компании отражает стоимость нематериальных активов приобретаемой компании.
Гудвилл рассматривается в балансе как нематериальный актив, потому что это не является физическим активом, таким как здания и оборудование. Гудвилл обычно отражает стоимость нематериальных активов, таких как широко известный бренд компании, хорошие отношения с клиентами, хорошие трудовые отношения и любые патенты или уникальные технологии.
Нематериальный актив — это объект интеллектуальной, в том числе промышленной собственности, а также другие аналогичные права, признанные в порядке, установленном соответствующим законодательством, объектом права собственности плательщика налога.
К нематериальным активам относят активы, которые удовлетворяют следующим условиям:
Ø отсутствие материально-вещественной структуры;
Ø возможность идентификации от другого имущества;
Ø использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;
Ø использование в течение длительного времени, то есть срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;
Ø способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем;
Ø наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого актива и исключительного права у организации на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака и т. п.).
К нематериальным активам могут быть отнесены следующие объекты:
1. объекты интеллектуальной собственности (исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности):
2. исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель;
3. исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы данных;
4. исключительное право владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товаров;
5. исключительное право патентообладателя на селекционные достижения.
6. деловая репутация организации
В состав нематериальных активов не включают интеллектуальные и деловые качества персонала организации, их квалификацию и способность к труду, поскольку они неотделимы от своих носителей и не могут быть использованы без них.
В международной практике существуют три главных метода оценки нематериальных активов фирмы:
— по себестоимости (затратный подход);
— по покупной стоимости (прибыльный подход);
— по рыночной стоимости.
По себестоимости, как правило, оценивают нематериальные активы, созданные самим предприятием, путем накопления всех затрат, связанных с их созданием.
По покупной стоимости оценивают нематериальные активы, которые приобретаются в процессе деятельности предприятия.
Рыночной подход применяется в условиях развитого рынка нематериальных активов. Этот подход предусматривает определения стоимости активов с учетом спроса и предложения, которая существует на рынке.
Порядок оценки нематериальных активов определяется Приказом Фонда государственного имущества Украины, Государственного комитета по науке и технологиям «Об утверждении Порядка экспертной оценки нематериальных активов».
Начисление амортизации нематериальных активов осуществляется в течение срока их использования, который устанавливается предприятием при признании этого объекта активом (при зачислении на баланс), но не более 20 лет.
Метод амортизации нематериальных активов выбирается предприятием самостоятельно, исходя из условий получения будущих экономических выгод. Если такие условия определить невозможно, то амортизация начисляется прямолинейным методом.
При расчете стоимости, которая амортизируется, ликвидационная стоимость нематериальных активов приравнивается к нулю, кроме случаев:
— когда существует обязательство другого лица относительно приобретения этого объекта в конце срока его полезного использования;
— когда ликвидационная стоимость может быть определена на основании информации существующего активного рынка и ожидается, что такой рынок будет существовать в конце срока полезного использования этого объекта.
Начисление амортизации начинается с месяца, следующего за месяцем, в котором нематериальный актив стал пригодным для использования.
Начисление амортизации прекращается начиная с месяца, следующего за месяцем выбытия нематериального актива.
ПРИМЕР: предприятие приобрело нематериальные активы в виде ПО стоимостью 9,2 тыс. грн. и оплатило услуги по его установлению – 0,72 тыс. грн.. Срок полезного использования ПО составляет 2,5 года. Определить ежемесячную сумму износа.
Нематериальные ресурсы и активы
Вы будете перенаправлены на Автор24
Нематериальные ресурсы
Характеристика объектов промышленной собственности:
Существует две формы охраны промышленного образца: свидетельство и патент. Не подлежат охране как промышленные образцы изделия, внешний вид которых обусловлен исключительно их функцией (гайки, болты, винты и т.п.), а также галантерейные, швейные, трикотажные изделия, ткани (кроме декоративных), обувь, головные уборы;
Готовые работы на аналогичную тему
Основными требованиями к товарным знакам являются их индивидуальность, узнаваемость, привлекательность для потребителей и охраноспособность, т.е. возможность их официальной регистрации.
Объекты интеллектуальной собственности связаны с информационной системой и информационной деятельностью предприятия. К ним относятся: программное обеспечение (совокупность программ, используемых в работе ЭВМ); банк данных (совокупность программных, организационных и технических средств, предназначенных для централизованного накопления и использования информации); база знаний (совокупность систематизированных основополагающих сведений, относящихся к определённой отрасли знаний и сохраняемых в памяти ЭВМ).
Другие нематериальные ресурсы:
Нематериальные активы
На полезные модели не выдаётся патентная грамота. Модель заносят в специальный реестр, о чем делается публикация в официальном издании, а заявитель получает свидетельство об исключительном праве на полезную модель сроком на 5 лет.
Правовая защита товарного знака также осуществляется на основе его государственной регистрации.
Правовая защита места происхождения товара возникает на основе его регистрации.
Ноу-хау, рационализаторские предложения, гудвилл являются собственностью предприятия и не имеют специальной правовой защиты, поэтому являются составной частью так называемой коммерческой тайны предприятия.
Реализация права собственности на нематериальные ресурсы возможна путём их использования самим собственником или предоставлением (с его согласия) такого права другой заинтересованной стороне в форме лицензионного соглашения.
На практике используют несколько видов расчётов за лицензии:
Получи деньги за свои студенческие работы
Курсовые, рефераты или другие работы
Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 03 06 2021
Татьяна Николаевна Таряник
Эксперт по предмету «Экономика предприятия»
2.3. Нематериальные ресурсы и активы
2.3.1. Нематериальные ресурсы
Характеристика объектов промышленной собственности:
Существует две формы охраны промышленного образца: свидетельство и патент. Не подлежат охране как промышленные образцы изделия, внешний вид которых обусловлен исключительно их функцией (гайки, болты, винты и т.п.), а также галантерейные, швейные, трикотажные изделия, ткани (кроме декоративных), обувь, головные уборы;
Основными требованиями к товарным знакам являются их индивидуальность, узнаваемость, привлекательность для потребителей и охраноспособность, т.е. возможность их официальной регистрации.
Объекты интеллектуальной собственности связаны с информационной системой и информационной деятельностью предприятия. К ним относятся: программное обеспечение (совокупность программ, используемых в работе ЭВМ); банк данных (совокупность программных, организационных и технических средств, предназначенных для централизованного накопления и использования информации); база знаний (совокупность систематизированных основополагающих сведений, относящихся к определенной отрасли знаний и сохраняемых в памяти ЭВМ).
Другие нематериальные ресурсы:
3) наименование места происхождения товара. Отражает название страны (или местности) для обозначения исключительных свойств товара, вызванных природными условиями, человеческими факторами, национальными особенностями, характерными для данного региона.
2.3.2. Нематериальные активы
На полезные модели не выдается патентная грамота. Модель заносят в специальный реестр, о чем делается публикация в официальном издании, а заявитель получает свидетельство об исключительном праве на полезную модель сроком на 5 лет.
Правовая защита товарного знака также осуществляется на основе его государственной регистрации.
Правовая защита места происхождения товара возникает на основе его регистрации.
Ноу-хау, рационализаторские предложения, гудвилл являются собственностью предприятия и не имеют специальной правовой защиты, поэтому являются составной частью так называемой коммерческой тайны предприятия.
Реализация права собственности на нематериальные ресурсы возможна путем их использования самим собственником или предоставлением (с его согласия) такого права другой заинтересованной стороне в форме лицензионного соглашения.
НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
ТЕМА 5. НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И АКТИВЫ
5.1 Нематериальные ресурсы
5.2 Нематериальные активы
5.3 Оценка стоимости и амортизация нематериальных активов
Ключевые понятия и термины
Нематериальные ресурсы; интеллектуальная собственность; промышленная собственность; изобретение; промышленный образец; знак для товаров и услуг (товарный знак); авторское право; смежные права; рационализаторское предложение; «ноу-хау»; коммерческая тайна; нематериальные активы; патент; лицензия.
НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
Понятие и виды. Характерной чертой современного периода развития всех без исключения цивилизованных стран является повышение в общественном производстве роли научно-технических знаний и других результатов творческой деятельности человека. Все более широкое использование накопленного потенциала знаний обусловливает существенные изменения стратегических ориентиров предприятий и организаций: значение физических ресурсов (предметов и средств труда) постепенно уменьшается, тогда как значение услуг и нематериальных ресурсов неуклонно растет.
По самой своей природе нематериальные ресурсы возникают или как результат новых уникальных знаний в любой форме, или как следствие редкостности (природной или организованной) каких-либо ресурсов. В обоих этих случаях использование таких ресурсов создает для их собственников исключительные, недоступные для конкурентов возможности при производстве и реализации определенной продукции.
В условиях насыщения рынка разнообразными товарами предприятие должно совершенствовать возможности производства, продвижения и реализации своих товаров или услуг. Действенным инструментом конкуренции в этом случае может быть использование нематериальных ресурсов. Например, владение лицензией дает ее собственнику исключительное право использования определенного технического достижения, а это обеспечивает ему соответствующие конкурентные преимущества. Зарегистрированное обозначение происхождения товара всегда гарантирует потребителю особенные, элитарные, а иногда уникальные свойства товара, что также повышает конкурентоспособность последнего.
Значит, необходимым условием успешного функционирования любого предприятия в рыночной экономике является эффективное использование его собственных так называемых нематериальных ресурсов.
Нематериальные ресурсы — это составная часть потенциала предприятия, способная обеспечивать ему экономическую выгоду на протяжении длительного времени. Отличительными признаками этих ресурсов являются отсутствие материальной основы получения доходов и неопределенность размеров будущей прибыли от их использования.
Понятие «нематериальные ресурсы» используется для характеристики совокупности объектов интеллектуальной собственности. Интеллектуальная собственность в широком понимании — это юридическая категория, которая применяется для:
• определения результатов творческого труда человека (произведения науки, техники, искусства и других видов деятельности);
• обозначения принадлежности таких результатов соответствующим субъектам творческой деятельности;
• закрепления за этими субъектами личных неимущественных и имущественных прав, связанных с разработкой и использованием созданных ими интеллектуальных продуктов.
В составе объектов интеллектуальной собственности выделяют:
1) объекты промышленной собственности. Среди объектов промышленной собственности отдельно также рассматривают так называемые средства индивидуализации участников гражданского оборота и изготовляемой ими продукции, работ, услуг (знаки для товаров и услуг, фирменное наименование, обозначение происхождения товаров);
2) объекты, которые охраняются авторским правом и смежными правами;
3) другие (нетрадиционные) объекты интеллектуальной собственности (рис. 6.1).
В соответствии с Парижской конвенцией по охране промышленной собственности (1883 г.) к объектам этой собственности принадлежат изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, обозначения происхождения товаров, а также способы защиты от недобросовестной конкуренции.
Стокгольмская конвенция (1967 г.) включает в понятие «интеллектуальная собственность» права, касающиеся литературных, художественных и научных произведений, исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио- и телевизионных передач, изобретений во всех отраслях человеческой деятельности, научных открытий, промышленных образцов, товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований и коммерческих обозначений, защиты от недобросовестной конкуренции, а также все другие права относительно интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной отраслях.
Рис. 5.1. Классификация объектов интеллектуальной собственности
Понятие «промышленная собственность» понимают в наиболее широком значении и применяют не только касательно промышленности и торговли, но также и относительно сельскохозяйственного производства, добывающей промышленности и всех продуктов промышленного или природного происхождения.
Объекты промышленной собственности. Среди объектов промышленной собственности центральное место принадлежит изобретениям. Изобретение— это результат творческой деятельности человека в любой отрасли технологии. Объектами изобретения могут быть продукт и способ.
Выделяют несколько основных видов продуктов, которые могут стать объектом изобретения. К ним, в частности, принадлежат:
• приспособление — машина, механизм, прибор, которые характеризуются наличием конструктивных элементов и связей между ними, их взаимным расположением, формой исполнения, параметрами элементов и материалов, из которых они изготовлены;
• вещество — индивидуальные химические соединения, композиции (соединения, смеси, растворы, сплавы и т. п.), продукты ядерного преобразования, которые различаются качественными и количественными признаками;
• штамм микроорганизмов, культура клеток растений и животных — наследственно однородные культуры бактерий, микроскопических грибов, дрожжей, микроорганизмов, вирусов, отдельно культивируемые соматические клетки растений и животных и т. п.
Способами являются процессы выполнения действий над материальным объектом (объектами) с помощью других материальных объектов. Способ характеризуется наличием действий или совокупности действий, порядком их выполнения во времени.
Следовательно, изобретением может быть лишь конкретный продукт или способ. Предложения, сформулированные в виде общей постановки задачи, а также общие идеи не могут быть квалифицированы как изобретение. В частности, не считаются изобретениями открытия, научные теории, математические методы, методы организации и управления хозяйством, планы, условные обозначения, расписания, правила, программы для вычислительных машин, топологии интегральных микросхем, сорта растений и породы животных и т. п.
Для определения патентоспособности изобретения в Украине используются следующие критерии:
1) новизна изобретения. Изобретение признается новым, если оно не является частью уровня техники, т. е. когда среди сведений, ставших общедоступными в мире ко дню подачи заявки на изобретение, не выявлено ничего идентичного формуле данного изобретения;
2) наличие изобретательского уровня. Изобретение имеет изобретательский уровень, если для специалиста оно не вытекает само собой из уровня техники, т. е. в том случае, когда кем-либо другим не было найдено решений, имеющих признаки, совпадающие с главными признаками данного изобретения;
3) промышленная пригодность изобретения. Изобретение признается промышленно пригодным, если его можно использовать (много раз воспроизвести) в промышленности или другой сфере деятельности. При этом непосредственная утилитарная полезность изобретения не является обязательным условием (изобретение не обязательно должно быть использовано).
Полезная модель — это результат творческой деятельности человека, объектом которой может быть конструктивное решение приспособления или его составных частей.
Полезные модели отличаются от других объектов промышленной собственности тем, что их предметом является только конструктивное решение приспособления (пространственная композиция, взаимное расположение элементов приспособления, его форма). Это означает, что вещества, штаммы микроорганизмов, культуры клеток растений и животных, а также способы не могут быть признаны полезными моделями. По законам Украины полезная модель соответствует условиям патентоспособности, если она является новой (не является частью уровня техники) и промышленно пригодной (т. е. пригодной для воспроизводства промышленными средствами).
Промышленным образцом называется результат творческой деятельности человека в области художественного конструирования. Объектом такой деятельности может быть форма, рисунок, цвет или комбинация цветов, которые определяют внешний вид промышленного изделия и предназначены для удовлетворения эстетических и эргономических потребностей. Промышленный образец может быть объемным (модель), плоским (рисунок) или комбинированным.
По сути, промышленный образец — это новое художественно-конструктивное решение изделия, в котором достигается единство технических и эстетических свойств. При этом, однако, промышленными образцами не признаются: объекты архитектуры, промышленные гидротехнические и другие стационарные сооружения; печатная продукция как таковая; объекты нестойкой формы из жидких, газообразных, сыпучих и тому подобных веществ.
Художественно-конструктивное решение изделия считается промышленным образцом и обеспечивается правовой охраной при условии его новизны и промышленной пригодности. Промышленный образец является новым, если совокупность его существенных признаков, определяющих эстетические и (или) эргономические особенности изделия, не стали общеизвестными в мире ко дню фиксации приоритета. Промышленная пригодность означает, что промышленный образец может быть много раз воспроизведен путем изготовления соответствующего изделия.
Товарными знаками и знаками обслуживания (в украинском законодательстве — знаками для товаров и услуг) считаются оригинальные обозначения, с помощью которых товары и услуги одних производителей отличают от аналогичных товаров и услуг других. Главная задача товарного знака состоит в идентификации товара и его производителя на рынке. Товарный знак при этом выполняет одновременно две функции: рекламирования товара и гарантирования его качества.
Использование таких знаков дает возможность потребителю быстро отыскать и идентифицировать необходимый ему товар. Поэтому товарный знак размещают на самом товаре или его упаковке. Собственник товарного знака несет ответственность за качество своих изделий как в процессе реализации, так и на этапе их потребления. Товарный знак используют также в рекламе, печатных изданиях, на официальных бланках предприятий и др.
Элементы знака для товаров и услуг могут быть:
• словесными или буквенными (слова, сочетания букв, лексический образ);
• изобразительными (изображения живых существ, разнообразных предметов, фигур любых форм, цветных пятен и т.п.);
• объемными (трехмерные объекты, фигуры и комбинации линий и фигур);
• с использованием других обозначений или их комбинаций, выполненных в любом цвете или сочетании цветов.
Основными требованиями к знакам для товаров и услуг являются:
1) их новизна (новизна товарного знака рассматривается относительно сферы его использования, т. е. перечня товаров, которые он охраняет, и установленного срока его действия);
2) оригинальность (товарный знак должен существенно отличаться от уже зарегистрированных и известных обозначений);
3) охранопригодность, т. е. возможность их официальной регистрации.
Правовой охране подлежат знаки, которые не нарушают общественных интересов, принципов гуманности и морали и на которые не распространяются ограничения относительно предоставления правовой охраны. В украинском законодательстве есть достаточно широкий перечень обозначений, которые не подлежат регистрации как знаки для товаров и услуг. В частности, к таковым принадлежат обозначения:
1) изображающие государственные гербы, флаги и эмблемы, официальные названия государств, сокращенные или полные наименования международных межправительственных организаций, официальные контрольные, гарантийные и пробирные клей-; ма, печати, а также наградные знаки и другие знаки отличия;
2) не имеющие идентификационной способности (т. е. неспособные породить у потребителя ассоциативные образы, достаточные для идентификации товара и его производителя), являющиеся общеупотребительными, иллюзорными или могущими ввести в заблуждение относительно товара (услуги) либо изготовляющего этот товар лица;
3) являющиеся тождественными или схожими настолько, что их можно перепутать со знаками для товаров и услуг, фирменными наименованиями, наименованиями места происхождения товара, ранее зарегистрированными и принадлежащими другим лицам;
4) воспроизводящие промышленные образцы, названия известных в Украине произведений науки, литературы и искусства или цитаты и персонажи из них без согласия собственников авторского права, а также прозвища, имена, портреты, фамилии известных в Украине лиц без их согласия.
Обозначение происхождения товара как объект промышленной собственности может быть двух видов:
Простое обозначение происхождения товара — это любое словесное или изобразительное (графическое) обозначение, которое прямо или косвенно указывает на географическое место происхождения товара. При этом под географическим местом понимают любой географический объект с официально определенными пределами: страна, регион как часть страны, населенный пункт, местность и т. п.
Понятие «квалифицированное обозначение происхождения товара» предполагает не только указание на место происхождения, но и наличие у товара особенных свойств, качеств, репутации, прочих характеристик, исключительно или главным образом обусловленных присущими данному географическому месту природными условиями или сочетанием этих природных условий с характерным для данного географического места человеческим фактором.
Таким образом, простое обозначение происхождения товара дает только общее представление о месте его изготовления. Квалифицированное — прямо указывает на непосредственную объективную зависимость свойств товара от места его происхождения.
Целью регистрации обозначения происхождения товара является защита этого наименования, предотвращение его использования для других товаров, не имеющих таких свойств. Запрещается использовать обозначение происхождения товаров в переводе или в сочетании со словами «род», «тип», «имитация», поскольку это может ввести потребителей в заблуждение относительно места происхождения и особенных свойств товара.
Физическое или юридическое лицо, зарегистрировавшее обозначение происхождения товара, получает право на его использование в рекламных целях путем размещения на соответствующем изделии, его упаковке, в проспектах и другой товарно-сопроводительной документации.
Фирменное наименование — это установившееся обозначение предприятия (фирмы, компании) или отдельного лица, от имени которого осуществляется производственная или другая деятельность.
Фирменное наименование используется для распознавания предприятий и выделения их среди других. В отличие от знаков для товаров и услуг, позволяющих идентифицировать конкретные товары и услуги данного предприятия, фирменное наименование указывает на предприятие как таковое, без каких-либо ссылок на товары и услуги, которые оно поставляет на рынок, и характеризует репутацию и состояние предприятия в целом.
Недобросовестной конкуренцией считаются любые конкурентные действия, которые противоречат правилам, честным традициям и моральным принципам торговой и предпринимательской деятельности. Так, недобросовестной конкуренцией признаются действия, связанные с:
1) неправомерным использованием деловой репутации субъекта хозяйствования (использование чужих обозначений, рекламных материалов, упаковки товаров другого производителя; копирование внешнего вида изделия; выпуск сравнительной рекламы с указанием на конкретные недостатки товаров других производителей);
2) созданием препятствий субъектам хозяйствования в процессе конкуренции и использованием неправомерных преимуществ: дискредитации субъекта; продажи товаров (выполнения работ, предоставления услуг) в принудительном ассортименте; понуждения поставщика к бойкоту субъекта хозяйствования; дискриминации покупателя или разрыва договора с конкурентом; подкупа сотрудников и поставщиков или покупателей;
3) неправомерным сбором, разглашением и использованием в своих интересах информации, являющейся чужой коммерческой тайной.
Объекты, охраняемые авторским правом и смежными правами. К объектам, охраняемым авторским правом, принадлежат как опубликованные, так и не опубликованные произведения в области науки, литературы и искусства независимо от их назначения, жанра, достоинства, объема, целей (образовательные, информативные, пропагандистские, развлекательные и т. п.), которые существуют в таких объективных формах:
• письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и т. п.);
• устной (публичные выступления, лекции, речи, проповеди и т. и,);
• изобразительной (иллюстрации, картины, схемы, кино-, видео-, фотокадры и др.);
• объемно-пространственной (скульптуры, модели, архитектурные формы и т. п.);
Авторское право не распространяется на:
1) официальные документы (законы, указы, постановления, судебные решения, инструкции и др.);
2) государственные символы и знаки (знамена, гербы, орденские и денежные знаки);
3) произведения народного творчества;
4) сообщения о новостях дня, текущих событиях, имеющие характер обычной пресс-информации;
5) идеи, процедуры, процессы, концепции, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, знаки для товаров и услуг, рационализаторские предложения;
6) произведения, срок действия авторского права на которые истек.
Авторское право распространяется также на любые компьютерные программы как опубликованные, так и не опубликованные, выраженные в объективной форме, независимо от их материального носителя, назначения и качества.
Под компьютерной программой понимают объективную форму подачи совокупности данных и команд, предназначенных для обеспечения функционирования электронных вычислительных машин. Конкретно — это набор инструкций в виде слов, цифр, символов или в каком-либо другом виде, пригодных для чтения машиной и предназначенных для приведения ее в действие с целью достижения определенного результата. Понятие «компьютерная программа» охватывает операционные системы и прикладные программы, выраженные в исходном или объектном коде, включая подготовительные материалы и аудиовизуальные отражения, полученные вследствие разработки компьютерной программы.
Понятие «компьютерная программа» не распространяется на базы данных (см. далее).
Правовой охране не подлежат идеи и принципы, на которых построены компьютерные программы, включая принципы организации интерфейса, алгоритма и языков программирования.
Расширение сферы использования средств вычислительной техники, необходимость решения все более сложных задач способствуют постоянному увеличению количества программных продуктов и затрат на их создание. Стоимость программного обеспечения по сравнению со стоимостью технических средств ЭВМ неуклонно растет, а сами они становятся важным объектом коммерческих отношений.
Базой данных называется совокупность данных, материалов или произведений, систематизированных в форме, пригодной для чтения машиной.
Авторское право распространяется на любые базы данных, представленных в объективной форме и являющихся результатом творческого труда по отбору и организации данных независимо от их материального носителя, назначения или достоинства.
Базы данных охраняются без учета того, являются ли сведения, которые они содержат, объектами авторского права. Однако авторское право на базу данных признается только тогда, когда каждое из произведений, включенных в состав этой базы данных, является объектом авторского права. При этом правовая охрана не распространяется на идеи и принципы, положенные в основу базы данных или какой-либо из ее частей.
Топологией интегральной микросхемы принято называть зафиксированное на материальном носителе пространственно-геометрическое расположение совокупности элементов интегральной микросхемы и связей между ними. Условием правовой охраны топологии интегральных микросхем является их оригинальность, т. е. ситуация, когда совокупность их элементов не является общеизвестной разработчикам и производителям интегральных микросхем ко времени создания этих конкретных схем, или когда совокупность даже общеизвестных элементов в целом удовлетворяет условию оригинальности. Правовая охрана не распространяется на идеи, способы, технологию или закодированную информацию, которые могут быть воплощены в топологии.
Смежные права — это права, которые примыкают (прилегают) к авторскому праву, являются производными от него. Смежные права принадлежат к нематериальным объектам и подразделяются на три вида:
1. Права исполнителей;
2. Права производителей;
3. Права организации вещания.
Условия предоставления охраны смежных прав соответствуют их видам. Права исполнителей охраняются, если исполнение:
а) впервые имело место на территории Украины;
б) зафиксировано на фонограмме, охраняемой законом;
в) не зафиксировано на фонограмме, но включено в передачу организации вещания, охраняемую законом.
Права производителей фонограмм охраняются, если:
а) производитель является гражданином Украины или юридическим лицом с официальным местонахождением на территории Украины;
б) фонограмма впервые озвучена на территории Украины;
в) первая фиксация фонограммы имела место в Украине.
Права организаций вещания охраняются, если эти организации имеют официальное местонахождение на территории Украины и ведут передачи с передатчиков, размещенных в Украине.
Другие (нетрадиционные) объекты интеллектуальной собственности. Результаты творческой деятельности человека, которые не принадлежат к объектам промышленной собственности и объектам, охраняемым авторским и смежными правами, образуют группу так называемых нетрадиционных объектов интеллектуальной собственности. К ним относятся рационализаторские предложения, «ноу-хау», коммерческая тайна.
Рационализаторское предложение — это техническое решение, являющееся новым и полезным для предприятия, которому оно подано. Рационализаторскими считаются предложения по совершенствованию используемой техники (машин, агрегатов, приспособлений), изготовляемой продукции, способов контроля, наблюдения и исследования, техники безопасности, а также предложения, способствующие повышению производительности труда, более эффективному использованию энергии, оборудования, материалов.
По своей сущности рационализаторские предложения, как и изобретения, являются техническим решением, но отличаются от последних мерой новизны. Рационализаторское предложение имеет, так сказать, «местную» новизну, т. е. является новым применительно к технике и технологии, используемой на данном предприятии, независимо от того, известно ли это техническое решение где-нибудь еще или нет.
Экономическое значение рационализаторских предложений состоит в том, что они повышают технико-технологический уровень производства на предприятии. Технология производства, как правило, остается неизменной на протяжении относительно длительного периода. При условии быстрых темпов научно-технического прогресса все чаще появляются новые технологии и более совершенное оборудование. В связи с этим периодически возникает потребность модернизации действующего оборудования и совершенствования технологических процессов, что и является объектом рационализаторских предложений.
Термин «ноу-хау» происходит от английского выражения «знать как делать», т. е. под «ноу-хау» принято понимать незащищенные охранными документами и неопубликованные (полностью или частично) знания или опыт технического, производственного, управленческого, коммерческого, финансового либо другого характера, которые могут быть практически использованы в научных исследованиях и разработках, при изготовлении, реализации и эксплуатации конкурентоспособной продукции, обеспечивая определенные преимущества их собственнику.
К «ноу-хау» принадлежат также не запатентованные по различным причинам изобретения. Объектами «ноу-хау» могут быть разнообразные пособия (справочники), спецификации, формулы, рецепты, знания и опыт в сфере маркетинга, оформление упаковки продукции и т. п. Важным признаком «ноу-хау» является конфиденциальный характер тех знаний и опыта, на разработку (приобретение) которых предприятие, как правило, тратит значительные средства и время.
Коммерческая тайна — это совокупность производственно-хозяйственной, финансово-экономической и научно-технической информации о деятельности предприятия, которая не является государственной тайной, но разглашение которой может нанести вред интересам данного предприятия либо причинить экономические убытки.
НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ
Понятие и охрана права собственности. Нематериальные ресурсы, как и остальные ресурсы, применяемые в деятельности предприятия, должны быть созданы или приобретены предприятием. В то же время нематериальные ресурсы отличаются от материальных определенными характеристиками, связанными с их природой и способами практического использования. Например, новые знания как результат творческой деятельности человека, по сути, являются общественным благом и ими могут пользоваться все субъекты хозяйствования. Возникает опасность имитации, копирования и использования этих знаний бесплатно. При таких обстоятельствах никто не решится вкладывать средства первым в создание новых знаний. Поэтому и возникает необходимость защитить права собственности автора, Следовательно, доступ к таким знаниям защищен правами, которые сами по себе и являются нематериальными активами.
Если речь идет о нематериальных активах, редкостных по своей природе, то они создаются не в результате вложения средств, а благодаря присвоению редкостности (например, права на пользование природными ресурсами). Однако и в этом случае доступ к ограниченным дефицитным ресурсам также защищен соответствующими правами.
Нематериальные активы — это категория, возникающая вследствие владения правами на объекты интеллектуальной собственности или на ограниченные ресурсы и их использования в хозяйственной деятельности с получением дохода. Типовой элементный состав нематериальных активов представлен на рис. 6.2.
Рис. 5.2. Типовые элементы нематериальных активов предприятия
Принцип юридической защиты объектов интеллектуальной собственности достаточно прост: запрещается использование нематериальных активов без разрешения их собственника или их подделка. Однако формы правовой защиты различаются в зависимости от типа активов.
Право собственности на изобретения, полезные модели и промышленные образцы удостоверяется патентами. Патентом называется выданный государственным органом (патентным ведомством) охранный документ, который подтверждает право его собственника на соответствующий объект промышленной собственности. Патент обеспечивает его владельцу определенные права (рис. 5.3).
Рис. 5.3. Права владельца патента
В случае нарушения прав патентособственника он может через суд требовать компенсации убытков. Нарушением исключительного права считается несанкционированное изготовление, использование, предложение продажи, продажа или другое введение в хозяйственный оборот товаров или их компонентов, созданных на базе технического решения, на которое распространяется действие патента. Исключительное право, которое предоставляет патент, существует лишь на территории той страны, которая выдала патент, и не может выходить за пределы ее границ.
Правовая охрана знаков для товаров и услуг, обозначения происхождения товара и фирменного наименования осуществляется на основе их государственной регистрации. На зарегистрированный знак для товаров и услуг (обозначение происхождения товара, фирменное наименование) выдается свидетельство, удостоверяющее его приоритет.
Свидетельство на знак для товаров и услуг и на фирменное наименование обеспечивает его владельцу: исключительное право пользоваться и распоряжаться знаком по своему усмотрению, право запрещать другим лицам использовать знак без разрешения собственника; право выдать любому лицу разрешение (лицензию) на использование знака на основе лицензионного договора. Собственник такого свидетельства имеет также право проставлять рядом со знаком предупредительную маркировку, указывающую на то, что этот знак зарегистрирован в Украине.
Правовая охрана обозначения происхождения товара имеет определенные особенности, состоящие в ее коллективном характере. Это означает, что владелец свидетельства об обозначении происхождения товара не имеет исключительного права на его использование и не может давать разрешения другим лицам на его использование. Такое разрешение любому другому физическому или юридическому лицу, хозяйствующему на той же самой территории и производящему товары с тождественными свойствами, дает патентное ведомство.
Возникновение и осуществление авторского права не требуют выполнения каких-либо формальностей. Лицо, имеющее авторское право, для сообщения о своих правах на произведения в области науки, литературы, искусства, на компьютерные программы и базы данных может использовать знак охраны авторского права, который ставится на каждом экземпляре произведения и состоит из латинской буквы С в круге, имени (наименования) лица, имеющего авторское право, и года первой публикации произведения. Уведомление о праве на топологию интегральной микросхемы состоит из буквы Т в круге, даты начала срока действия исключительного права на использование этой топологии и информации, позволяющей идентифицировать право владельца топологии.
Для удостоверения авторства на опубликованное или неопубликованное произведение, факта и даты публикации произведения или наличия договоров, касающихся права на произведение, автор в любое время (на протяжении срока охраны авторского права) может зарегистрировать свое право и другие необходимые сведения в официальных государственных реестрах. В этом случае выдается свидетельство о регистрации прав автора.
Автору принадлежат как личные (неимущественные) права, так и исключительные имущественные права на использование произведения в любой форме и любым способом. Автор также имеет право разрешать (на основе авторского договора) или запрещать использование своего произведения другими лицами.
Охрана смежных прав исполнителей, производителей фонограмм и организаций вещания должна осуществляться без нарушения авторских прав. При этом исполнители реализуют свои права при условии соблюдения прав авторов исполняемых произведений. Производители фонограмм должны соблюдать права авторов и исполнителей, а организации вещания — права производителей фонограмм, авторов и исполнителей.
Возникновение и осуществление смежных прав также не требует выполнения каких-либо формальностей. Производители фонограмм и исполнители для сообщения о своих правах могут на всех экземплярах фонограмм или их упаковках использовать знак охраны смежных прав, который состоит из латинской буквы К в круге, имени (наименования) лица, имеющего смежные права, и года первой публикации фонограммы.
Исполнителям принадлежит исключительное право разрешать или запрещать публичные сообщения об их исполнении, фиксацию исполнения на материальном носителе, воспроизведение, распространение фонограмм, на которых зафиксировано их исполнение.
Производители фонограмм имеют исключительное право разрешать или запрещать воспроизведение, распространение разными способами, внесение изменений, а также импорт фонограмм.
Организации вещания имеют исключительное право разрешать или запрещать публичное оглашения своих программ в местах с платным входом путем их ретрансляции, фиксации на материальных носителях, воспроизведения в эфире и через проводимую сеть.
Исключительные права исполнителей и производителей фонограмм могут быть переданы другим лицам на основе договора, в котором определяются способ использования фонограмм, размер и порядок выплаты вознаграждения, срок действия договора.
«Ноу-хау», рационализаторские предложения, являющиеся собственностью предприятия, не имеют специальной правовой защиты. Порядок их защиты определяется руководством предприятия. За разглашение информации о «ноу-хау» и коммерческой тайны предусмотрена строгая (вплоть до уголовной) ответственность.
Реализация права собственности на нематериальные ресурсы. Реализация права собственности на нематериальные ресурсы возможна или самим собственником, или другой заинтересованной стороной с его разрешения. Такая передача права использования осуществляется в виде лицензионного соглашения.