Что относится к нематериальным ресурсам

4. ЛЕКЦИИ ПО ТЕМЕ «НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И АКТИВЫ»

1. Нематериальные ресурсы

Нематериальные ресурсы это часть потенциала предприятия, приносящая экономическую выгоду на протяжении длительного периода и имеющая нематериальную основу получения доходов.

К ним относятся объекты промышленной и интеллектуальной собственности, а также другие ресурсы нематериального происхождения.

Промышленная собственность – понятие, используемое для обозначения исключительного права на нематериальные ценности: изобретения, промышленные образцы, полезные модели, товарные знаки и знаки обслуживания, фирменные наименования и указания происхождения или наименования места происхождения товара, а также право по пресечению недоброкачественной конкуренции.

Интеллектуальная собственность– юридическое понятие, охватывающее авторское право и др. права, относящиеся к интеллектуальной деятельности в области производства, науки, программного обеспечения, литературы и искусства.

Характеристика объектов промышленной собственности:

Существует две формы охраны промышленного образца: свидетельство и патент. Не подлежат охране как промышленные образцы изделия, внешний вид которых обусловлен исключительно их функцией (гайки, болты, винты и т.п.), а также галантерейные, швейные, трикотажные изделия, ткани (кроме декоративных), обувь, головные уборы;

Основными требованиями к товарным знакам являются их индивидуальность, узнаваемость, привлекательность для потребителей и охраноспособность, т.е. возможность их официальной регистрации.

Объекты интеллектуальной собственности связаны с информационной системой и информационной деятельностью предприятия. К ним относятся: программное обеспечение (совокупность программ, используемых в работе ЭВМ); банк данных (совокупность программных, организационных и технических средств, предназначенных для централизованного накопления и использования информации); база знаний (совокупность систематизированных основополагающих сведений, относящихся к определенной отрасли знаний и сохраняемых в памяти ЭВМ).

Другие нематериальные ресурсы:

3) наименование места происхождения товара. Отражает название страны (или местности) для обозначения исключительных свойств товара, вызванных природными условиями, человеческими факторами, национальными особенностями, характерными для данного региона;

4) «гуд-вилл»— определяет имидж (репутацию) предприятия.

Источник

Нематериальные ресурсы и активы. 1. Понятие и виды нематериальных ресурсов предприятия

1. Понятие и виды нематериальных ресурсов предприятия.

2. Нематериальные активы.

3. Оценивание и амортизация нематериальных активов предприятия.

Нематериальные ресурсы — это часть потенциала предприятия, приносящая экономическую выгоду на протяжении длительного периода и имеющая нематериальную основу получения доходов. К ним относятся объекты промышленной и интеллектуальной собственности, а также другие ресурсы нематериального происхождения.

Виды нематериальных ресурсов схематически показано на рисунке 1.

Что относится к нематериальным ресурсам

Рис.1 Виды нематериальных ресурсов предприятия

Рассмотрим нематериальные ресурсы предприятия.

1. Объекты промышленной собственности. Промышленная собственность является понятием, которое применяется для определения исключительного права на использование определенных нематериальных ресурсов. Согласно Парижской конвенции по охране промышленной собственности, к объектам этой собственности принадлежат:

— Патенты на изобретения;

— Указания на происхождение или наименование места происхождения.

Среди объектов промышленной собственности важное место занимают изобретения.

Промышленный образец — это результат творческой деятельности человека в области художественного конструирования. К промышленным образцам относятся форма, рисунок, цвет или их сочетание, определяющие внешний вид промышленного изделия.Патент выдается на промышленный образец, что является новым, оригинальным и имеет промышленное применение.Промышленный образец признается новым, если совокупность его существенных признаков неизвестна в Украине или за рубежом до даты приоритета промышленного образца. Промышленный образец признается оригинальным, если форма, рисунок, цвет или их сочетание, что заявленные, для специалиста в этой области не являются явными при их визуальном восприятии и оценки. Существенные признаки определяют отличия внешнего вида промышленного образца в эстетических и экономических особенностях его формы, рисунка, цвета или их сочетания. Промышленный образец признается таким, которое имеет промышленное применение, если он может быть воспроизведен промышленным образом в соответствующем изделии для введения в обращение.

Полезная модель — это результат творческой деятельности человека в любой отрасли технологии. Предметом технического решения в полезных моделях является только конструкция изделия, его форма.

Товарный знак и знак обслуживания — это обозначение для отличия товаров и услуг, которые производят или предоставляют одни физические или юридические лица, от однородных товаров и услуг, которые производят или предоставляют другие физические и юридические лица. Товарными знаками могут быть зарегистрированы словесные, образные, объемные и другие обозначения и их комбинации.

Литературные, художественные, научные сочинения – это объекты интеллектуальной собственности, которые охраняются авторскими правами.

Авторские права не распространяются на официальные документы (законы, указы), гос символы и знаки, объекты народного творчества, пресс-информацию и т.д.

Компьютерная программа – это объективная форма представления совокупности данных и команд, предназначенных для обеспечения функционирования ЭВМ для достижения определенной цели или результата.

База данных — совокупность данных, материалов или сочинений, систематизированных и предоставленных в форме, которую воспринимают ЭВМ.

Под смежными правами понимаются права, примыкающие к авторским, сходные с ним, однако полностью с ними не совпадающие. Они делятся на три категории: права исполнителей, производителей фонограмм, права организаций эфирного и кабельного вещания.

3. Другие нематериальные ресурсы.

НОУ-ХАУ — (англ, know how — букв.: знаю как) — совокупность научных, технических, коммерческих и других знаний, оформленных в виде технической документации, навыков, производственного и управленческого опыта, необходимых для организации производства, но не запатентованных. Обычно принято передавать ноу-хау на коммерческой основе, за плату, посредством заключения лицензионных договоров между обладателями новшеств и желающими приобрести лицензию, дающую право на их использование с одновременной передачей самого ноу-хау.

Под наименованием места происхождения понимают географическое название страны или местности (области), используемое для обозначения товара, происходящего из этой страны или местности (области), если свойства или особенности этого продукта исключительно или существенно определяются характерными для этой страны или местности (области) природными условиями и / или людскими факторами. Основным отличием от товарного знака является именно связь качества товара с регионом, где выпускается товар. Кроме того, в отличие от товарных знаков правом на одно и то же НМПТ могут обладать несколько предприятий данного географического региона, выпускающих одну и ту же продукцию, а не строго одно предприятие как в случае с товарными знаками.

Наиболее известными в мире НМПТ являются Шампанское и Бургундское вина, коньяк, пармская ветчина, пармезан и др.

Гудвилл — это нематериальный актив, стоимость которого определяется как разница между балансовой стоимостью активов предприятия и его обычной стоимостью как целостного имущественного комплекса, возникающего вследствие использования лучших управленческих качеств, доминирующей позиции на рынке товаров (работ, услуг), новых технологий и другие. Стоимость гудвилла не подлежит амортизации и не учитывается в определении валовых расходов налогоплательщика.

Гудвилл часто возникает, когда одна компания была приобретена другой компанией. В случае приобретения, превышение выплаченной суммы над балансовой стоимостью компании отражает стоимость нематериальных активов приобретаемой компании.

Гудвилл рассматривается в балансе как нематериальный актив, потому что это не является физическим активом, таким как здания и оборудование. Гудвилл обычно отражает стоимость нематериальных активов, таких как широко известный бренд компании, хорошие отношения с клиентами, хорошие трудовые отношения и любые патенты или уникальные технологии.

Нематериальный актив — это объект интеллектуальной, в том числе промышленной собственности, а также другие аналогичные права, признанные в порядке, установленном соответствующим законодательством, объектом права собственности плательщика налога.

К нематериальным активам относят активы, которые удовлетворяют следующим условиям:

Ø отсутствие материально-вещественной структуры;

Ø возможность идентификации от другого имущества;

Ø использование в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;

Ø использование в течение длительного времени, то есть срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

Ø способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем;

Ø наличие надлежаще оформленных документов, подтверждающих существование самого актива и исключительного права у организации на результаты интеллектуальной деятельности (патенты, свидетельства, другие охранные документы, договор уступки (приобретения) патента, товарного знака и т. п.).

К нематериальным активам могут быть отнесены следующие объекты:

1. объекты интеллектуальной собственности (исключительное право на результаты интеллектуальной деятельности):

2. исключительное право патентообладателя на изобретение, промышленный образец, полезную модель;

3. исключительное авторское право на программы для ЭВМ, базы данных;

4. исключительное право владельца на товарный знак и знак обслуживания, наименование места происхождения товаров;

5. исключительное право патентообладателя на селекционные достижения.

6. деловая репутация организации

В состав нематериальных активов не включают интеллектуальные и деловые качества персонала организации, их квалификацию и способность к труду, поскольку они неотделимы от своих носителей и не могут быть использованы без них.

В международной практике существуют три главных метода оценки нематериальных активов фирмы:

— по себестоимости (затратный подход);

— по покупной стоимости (прибыльный подход);

— по рыночной стоимости.

По себестоимости, как правило, оценивают нематериальные активы, созданные самим предприятием, путем накопления всех затрат, связанных с их созданием.

По покупной стоимости оценивают нематериальные активы, которые приобретаются в процессе деятельности предприятия.

Рыночной подход применяется в условиях развитого рынка нематериальных активов. Этот подход предусматривает определения стоимости активов с учетом спроса и предложения, которая существует на рынке.

Порядок оценки нематериальных активов определяется Приказом Фонда государственного имущества Украины, Государственного комитета по науке и технологиям «Об утверждении Порядка экспертной оценки нематериальных активов».

Начисление амортизации нематериальных активов осуществляется в течение срока их использования, который устанавливается предприятием при признании этого объекта активом (при зачислении на баланс), но не более 20 лет.

Метод амортизации нематериальных активов выбирается предприятием самостоятельно, исходя из условий получения будущих экономических выгод. Если такие условия определить невозможно, то амортизация начисляется прямолинейным методом.

При расчете стоимости, которая амортизируется, ликвидационная стоимость нематериальных активов приравнивается к нулю, кроме случаев:

— когда существует обязательство другого лица относительно приобретения этого объекта в конце срока его полезного использования;

— когда ликвидационная стоимость может быть определена на основании информации существующего активного рынка и ожидается, что такой рынок будет существовать в конце срока полезного использования этого объекта.

Начисление амортизации начинается с месяца, следующего за месяцем, в котором нематериальный актив стал пригодным для использования.

Начисление амортизации прекращается начиная с месяца, следующего за месяцем выбытия нематериального актива.

ПРИМЕР: предприятие приобрело нематериальные активы в виде ПО стоимостью 9,2 тыс. грн. и оплатило услуги по его установлению – 0,72 тыс. грн.. Срок полезного использования ПО составляет 2,5 года. Определить ежемесячную сумму износа.

Источник

Нематериальные ресурсы и активы

Вы будете перенаправлены на Автор24

Нематериальные ресурсы

Характеристика объектов промышленной собственности:

Существует две формы охраны промышленного образца: свидетельство и патент. Не подлежат охране как промышленные образцы изделия, внешний вид которых обусловлен исключительно их функцией (гайки, болты, винты и т.п.), а также галантерейные, швейные, трикотажные изделия, ткани (кроме декоративных), обувь, головные уборы;

Готовые работы на аналогичную тему

Основными требованиями к товарным знакам являются их индивидуальность, узнаваемость, привлекательность для потребителей и охраноспособность, т.е. возможность их официальной регистрации.

Что относится к нематериальным ресурсам

Объекты интеллектуальной собственности связаны с информационной системой и информационной деятельностью предприятия. К ним относятся: программное обеспечение (совокупность программ, используемых в работе ЭВМ); банк данных (совокупность программных, организационных и технических средств, предназначенных для централизованного накопления и использования информации); база знаний (совокупность систематизированных основополагающих сведений, относящихся к определённой отрасли знаний и сохраняемых в памяти ЭВМ).

Другие нематериальные ресурсы:

Нематериальные активы

На полезные модели не выдаётся патентная грамота. Модель заносят в специальный реестр, о чем делается публикация в официальном издании, а заявитель получает свидетельство об исключительном праве на полезную модель сроком на 5 лет.

Правовая защита товарного знака также осуществляется на основе его государственной регистрации.

Правовая защита места происхождения товара возникает на основе его регистрации.

Ноу-хау, рационализаторские предложения, гудвилл являются собственностью предприятия и не имеют специальной правовой защиты, поэтому являются составной частью так называемой коммерческой тайны предприятия.

Реализация права собственности на нематериальные ресурсы возможна путём их использования самим собственником или предоставлением (с его согласия) такого права другой заинтересованной стороне в форме лицензионного соглашения.

На практике используют несколько видов расчётов за лицензии:

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 03 06 2021

Что относится к нематериальным ресурсам

Татьяна Николаевна Таряник

Эксперт по предмету «Экономика предприятия»

Источник

2.3. Нематериальные ресурсы и активы

2.3.1. Нематериальные ресурсы

Характеристика объектов промышленной собственности:

Существует две формы охраны промышленного образца: свидетельство и патент. Не подлежат охране как промышленные образцы изделия, внешний вид которых обусловлен исключительно их функцией (гайки, болты, винты и т.п.), а также галантерейные, швейные, трикотажные изделия, ткани (кроме декоративных), обувь, головные уборы;

Основными требованиями к товарным знакам являются их индивидуальность, узнаваемость, привлекательность для потребителей и охраноспособность, т.е. возможность их официальной регистрации.

Объекты интеллектуальной собственности связаны с информационной системой и информационной деятельностью предприятия. К ним относятся: программное обеспечение (совокупность программ, используемых в работе ЭВМ); банк данных (совокупность программных, организационных и технических средств, предназначенных для централизованного накопления и использования информации); база знаний (совокупность систематизированных основополагающих сведений, относящихся к определенной отрасли знаний и сохраняемых в памяти ЭВМ).

Другие нематериальные ресурсы:

3) наименование места происхождения товара. Отражает название страны (или местности) для обозначения исключительных свойств товара, вызванных природными условиями, человеческими факторами, национальными особенностями, характерными для данного региона.

2.3.2. Нематериальные активы

На полезные модели не выдается патентная грамота. Модель заносят в специальный реестр, о чем делается публикация в официальном издании, а заявитель получает свидетельство об исключительном праве на полезную модель сроком на 5 лет.

Правовая защита товарного знака также осуществляется на основе его государственной регистрации.

Правовая защита места происхождения товара возникает на основе его регистрации.

Ноу-хау, рационализаторские предложения, гудвилл являются собственностью предприятия и не имеют специальной правовой защиты, поэтому являются составной частью так называемой коммерческой тайны предприятия.

Реализация права собственности на нематериальные ресурсы возможна путем их использования самим собственником или предоставлением (с его согласия) такого права другой заинтересованной стороне в форме лицензионного соглашения.

Источник

НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

ТЕМА 5. НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И АКТИВЫ

5.1 Нематериальные ресурсы

5.2 Нематериальные активы

5.3 Оценка стоимости и амортизация нематериальных активов

Ключевые понятия и термины

Нематериальные ресурсы; интеллектуальная собствен­ность; промышленная собственность; изобретение; про­мышленный образец; знак для товаров и услуг (товарный знак); авторское право; смежные права; рационализатор­ское предложение; «ноу-хау»; коммерческая тайна; нема­териальные активы; патент; лицензия.

НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

Понятие и виды. Характерной чертой современного пе­риода развития всех без исключения цивилизованных стран является повышение в общественном производстве роли научно-технических знаний и других результатов творческой деятельности человека. Все более широкое использование накопленного потенциала знаний обу­словливает существенные изменения стратегических ориентиров предприятий и организаций: значение физических ресурсов (предме­тов и средств труда) постепенно уменьшается, тогда как значение ус­луг и нематериальных ресурсов неуклонно растет.

По самой своей природе нематериальные ресурсы возникают или как результат новых уникальных знаний в любой форме, или как следствие редкостности (природной или организованной) ка­ких-либо ресурсов. В обоих этих случаях использование таких ресурсов создает для их собственников исключительные, недос­тупные для конкурентов возможности при производстве и реали­зации определенной продукции.

В условиях насыщения рынка разнообразными товарами пред­приятие должно совершенствовать возможности производства, продвижения и реализации своих товаров или услуг. Действенным инструментом конкуренции в этом случае может быть использова­ние нематериальных ресурсов. Например, владение лицензией дает ее собственнику исключительное право использования определен­ного технического достижения, а это обеспечивает ему соответст­вующие конкурентные преимущества. Зарегистрированное обо­значение происхождения товара всегда гарантирует потребителю особенные, элитарные, а иногда уникальные свойства товара, что также повышает конкурентоспособность последнего.

Что относится к нематериальным ресурсам Что относится к нематериальным ресурсам Что относится к нематериальным ресурсам Что относится к нематериальным ресурсам Что относится к нематериальным ресурсам Что относится к нематериальным ресурсам Что относится к нематериальным ресурсам Что относится к нематериальным ресурсам Что относится к нематериальным ресурсам Что относится к нематериальным ресурсам Что относится к нематериальным ресурсамЗначит, необходимым условием успешного функционирова­ния любого предприятия в рыночной экономике является эффек­тивное использование его собственных так называемых немате­риальных ресурсов.

Нематериальные ресурсы — это составная часть потенциала пред­приятия, способная обеспечивать ему экономическую выгоду на про­тяжении длительного времени. Отличительными признаками этих ре­сурсов являются отсутствие материальной основы получения доходов и неопределенность размеров будущей прибыли от их использования.

Понятие «нематериальные ресурсы» используется для харак­теристики совокупности объектов интеллектуальной собствен­ности. Интеллектуальная собственность в широком понима­нии — это юридическая категория, которая применяется для:

• определения результатов творческого труда человека (произве­дения науки, техники, искусства и других видов деятельности);

• обозначения принадлежности таких результатов соответст­вующим субъектам творческой деятельности;

• закрепления за этими субъектами личных неимущественных и имущественных прав, связанных с разработкой и использова­нием созданных ими интеллектуальных продуктов.

В составе объектов интеллектуальной собственности выделяют:

1) объекты промышленной собственности. Среди объектов про­мышленной собственности отдельно также рассматривают так назы­ваемые средства индивидуализации участников гражданского оборота и изготовляемой ими продукции, работ, услуг (знаки для товаров и ус­луг, фирменное наименование, обозначение происхождения товаров);

2) объекты, которые охраняются авторским правом и смеж­ными правами;

3) другие (нетрадиционные) объекты интеллектуальной собст­венности (рис. 6.1).

В соответствии с Парижской конвенцией по охране промышлен­ной собственности (1883 г.) к объектам этой собственности принад­лежат изобретения, полезные модели, промышленные образцы, то­варные знаки, знаки обслуживания, обозначения происхождения товаров, а также способы защиты от недобросовестной конкуренции.

Стокгольмская конвенция (1967 г.) включает в понятие «интеллек­туальная собственность» права, касающиеся литературных, художест­венных и научных произведений, исполнительской деятельности ар­тистов, звукозаписи, радио- и телевизионных передач, изобретений во всех отраслях человеческой деятельности, научных открытий, про­мышленных образцов, товарных знаков, знаков обслуживания, фир­менных наименований и коммерческих обозначений, защиты от не­добросовестной конкуренции, а также все другие права относительно интеллектуальной деятельности в производственной, научной, лите­ратурной и художественной отраслях.

Что относится к нематериальным ресурсам

Рис. 5.1. Классификация объектов интеллектуальной собственности

Понятие «промышленная собственность» понимают в наиболее широком значении и применяют не только касательно промышлен­ности и торговли, но также и относительно сельскохозяйственного производства, добывающей промышленности и всех продуктов про­мышленного или природного происхождения.

Объекты промышленной собственности. Среди объектов промышленной собственности центральное место принадлежит изобретениям. Изобретение— это результат творческой дея­тельности человека в любой отрасли технологии. Объектами изо­бретения могут быть продукт и способ.

Выделяют несколько основных видов продуктов, которые мо­гут стать объектом изобретения. К ним, в частности, принадлежат:

• приспособление — машина, механизм, прибор, которые харак­теризуются наличием конструктивных элементов и связей между ними, их взаимным расположением, формой исполнения, парамет­рами элементов и материалов, из которых они изготовлены;

• вещество — индивидуальные химические соединения, ком­позиции (соединения, смеси, растворы, сплавы и т. п.), продукты ядерного преобразования, которые различаются качественными и количественными признаками;

• штамм микроорганизмов, культура клеток растений и жи­вотных — наследственно однородные культуры бактерий, микро­скопических грибов, дрожжей, микроорганизмов, вирусов, отдельно культивируемые соматические клетки растений и животных и т. п.

Способами являются процессы выполнения действий над мате­риальным объектом (объектами) с помощью других материальных объектов. Способ характеризуется наличием действий или сово­купности действий, порядком их выполнения во времени.

Следовательно, изобретением может быть лишь конкретный про­дукт или способ. Предложения, сформулированные в виде общей по­становки задачи, а также общие идеи не могут быть квалифицирова­ны как изобретение. В частности, не считаются изобретениями от­крытия, научные теории, математические методы, методы организа­ции и управления хозяйством, планы, условные обозначения, распи­сания, правила, программы для вычислительных машин, топологии интегральных микросхем, сорта растений и породы животных и т. п.

Для определения патентоспособности изобретения в Украине используются следующие критерии:

1) новизна изобретения. Изобретение признается новым, если оно не является частью уровня техники, т. е. когда среди сведений, став­ших общедоступными в мире ко дню подачи заявки на изобретение, не выявлено ничего идентичного формуле данного изобретения;

2) наличие изобретательского уровня. Изобретение имеет изо­бретательский уровень, если для специалиста оно не вытекает само собой из уровня техники, т. е. в том случае, когда кем-либо другим не было найдено решений, имеющих признаки, совпа­дающие с главными признаками данного изобретения;

3) промышленная пригодность изобретения. Изобретение при­знается промышленно пригодным, если его можно использовать (много раз воспроизвести) в промышленности или другой сфере деятельности. При этом непосредственная утилитарная полез­ность изобретения не является обязательным условием (изобре­тение не обязательно должно быть использовано).

Полезная модель — это результат творческой деятельности человека, объектом которой может быть конструктивное решение приспособления или его составных частей.

Полезные модели отличаются от других объектов промышленной собственности тем, что их предметом является только конструктив­ное решение приспособления (пространственная композиция, взаим­ное расположение элементов приспособления, его форма). Это озна­чает, что вещества, штаммы микроорганизмов, культуры клеток растений и животных, а также способы не могут быть признаны по­лезными моделями. По законам Украины полезная модель соответст­вует условиям патентоспособности, если она является новой (не яв­ляется частью уровня техники) и промышленно пригодной (т. е. при­годной для воспроизводства промышленными средствами).

Промышленным образцом называется результат творческой дея­тельности человека в области художественного конструирования. Объектом такой деятельности может быть форма, рисунок, цвет или комбинация цветов, которые определяют внешний вид промышлен­ного изделия и предназначены для удовлетворения эстетических и эргономических потребностей. Промышленный образец может быть объемным (модель), плоским (рисунок) или комбинированным.

По сути, промышленный образец — это новое художествен­но-конструктивное решение изделия, в котором достигается единство технических и эстетических свойств. При этом, одна­ко, промышленными образцами не признаются: объекты архи­тектуры, промышленные гидротехнические и другие стационар­ные сооружения; печатная продукция как таковая; объекты не­стойкой формы из жидких, газообразных, сыпучих и тому по­добных веществ.

Художественно-конструктивное решение изделия считается промышленным образцом и обеспечивается правовой охраной при условии его новизны и промышленной пригодности. Про­мышленный образец является новым, если совокупность его су­щественных признаков, определяющих эстетические и (или) эр­гономические особенности изделия, не стали общеизвестными в мире ко дню фиксации приоритета. Промышленная пригодность означает, что промышленный образец может быть много раз вос­произведен путем изготовления соответствующего изделия.

Товарными знаками и знаками обслуживания (в украинском законодательстве — знаками для товаров и услуг) считаются ори­гинальные обозначения, с помощью которых товары и услуги од­них производителей отличают от аналогичных товаров и услуг других. Главная задача товарного знака состоит в идентификации товара и его производителя на рынке. Товарный знак при этом выполняет одновременно две функции: рекламирования товара и гарантирования его качества.

Использование таких знаков дает возможность потребителю быстро отыскать и идентифицировать необходимый ему товар. Поэтому товарный знак размещают на самом товаре или его упаковке. Собственник товарного знака несет ответственность за качество своих изделий как в процессе реализации, так и на этапе их потребления. Товарный знак используют также в рек­ламе, печатных изданиях, на официальных бланках предпри­ятий и др.

Элементы знака для товаров и услуг могут быть:

• словесными или буквенными (слова, сочетания букв, лекси­ческий образ);

• изобразительными (изображения живых существ, разнооб­разных предметов, фигур любых форм, цветных пятен и т.п.);

• объемными (трехмерные объекты, фигуры и комбинации ли­ний и фигур);

• с использованием других обозначений или их комбинаций, выполненных в любом цвете или сочетании цветов.

Основными требованиями к знакам для товаров и услуг являются:

1) их новизна (новизна товарного знака рассматривается отно­сительно сферы его использования, т. е. перечня товаров, кото­рые он охраняет, и установленного срока его действия);

2) оригинальность (товарный знак должен существенно отли­чаться от уже зарегистрированных и известных обозначений);

3) охранопригодность, т. е. возможность их официальной ре­гистрации.

Правовой охране подлежат знаки, которые не нарушают об­щественных интересов, принципов гуманности и морали и на ко­торые не распространяются ограничения относительно предос­тавления правовой охраны. В украинском законодательстве есть достаточно широкий перечень обозначений, которые не подлежат регистрации как знаки для товаров и услуг. В частности, к тако­вым принадлежат обозначения:

1) изображающие государственные гербы, флаги и эмблемы, официальные названия государств, сокращенные или полные на­именования международных межправительственных организа­ций, официальные контрольные, гарантийные и пробирные клей-; ма, печати, а также наградные знаки и другие знаки отличия;

2) не имеющие идентификационной способности (т. е. неспо­собные породить у потребителя ассоциативные образы, достаточ­ные для идентификации товара и его производителя), являющиеся общеупотребительными, иллюзорными или могущими ввести в заблуждение относительно товара (услуги) либо изготовляющего этот товар лица;

3) являющиеся тождественными или схожими настолько, что их можно перепутать со знаками для товаров и услуг, фирмен­ными наименованиями, наименованиями места происхождения товара, ранее зарегистрированными и принадлежащими другим лицам;

4) воспроизводящие промышленные образцы, названия из­вестных в Украине произведений науки, литературы и искусства или цитаты и персонажи из них без согласия собственников ав­торского права, а также прозвища, имена, портреты, фамилии из­вестных в Украине лиц без их согласия.

Обозначение происхождения товара как объект промышлен­ной собственности может быть двух видов:

Простое обозначение происхождения товара — это любое словесное или изобразительное (графическое) обозначение, кото­рое прямо или косвенно указывает на географическое место про­исхождения товара. При этом под географическим местом пони­мают любой географический объект с официально определен­ными пределами: страна, регион как часть страны, населенный пункт, местность и т. п.

Понятие «квалифицированное обозначение происхождения товара» предполагает не только указание на место происхожде­ния, но и наличие у товара особенных свойств, качеств, репута­ции, прочих характеристик, исключительно или главным обра­зом обусловленных присущими данному географическому мес­ту природными условиями или сочетанием этих природных ус­ловий с характерным для данного географического места чело­веческим фактором.

Таким образом, простое обозначение происхождения товара да­ет только общее представление о месте его изготовления. Квали­фицированное — прямо указывает на непосредственную объек­тивную зависимость свойств товара от места его происхождения.

Целью регистрации обозначения происхождения товара явля­ется защита этого наименования, предотвращение его использо­вания для других товаров, не имеющих таких свойств. Запреща­ется использовать обозначение происхождения товаров в перево­де или в сочетании со словами «род», «тип», «имитация», по­скольку это может ввести потребителей в заблуждение относи­тельно места происхождения и особенных свойств товара.

Что относится к нематериальным ресурсам Что относится к нематериальным ресурсам Что относится к нематериальным ресурсам Что относится к нематериальным ресурсамФизическое или юридическое лицо, зарегистрировавшее обо­значение происхождения товара, получает право на его использо­вание в рекламных целях путем размещения на соответствующем изделии, его упаковке, в проспектах и другой товарно-сопрово­дительной документации.

Фирменное наименование — это установившееся обозначе­ние предприятия (фирмы, компании) или отдельного лица, от имени которого осуществляется производственная или другая деятельность.

Фирменное наименование используется для распознавания предприятий и выделения их среди других. В отличие от знаков для товаров и услуг, позволяющих идентифицировать конкретные това­ры и услуги данного предприятия, фирменное наименование указы­вает на предприятие как таковое, без каких-либо ссылок на товары и услуги, которые оно поставляет на рынок, и характеризует репута­цию и состояние предприятия в целом.

Недобросовестной конкуренцией считаются любые конкурент­ные действия, которые противоречат правилам, честным традици­ям и моральным принципам торговой и предпринимательской дея­тельности. Так, недобросовестной конкуренцией признаются дей­ствия, связанные с:

1) неправомерным использованием деловой репутации субъекта хозяйствования (использование чужих обозначений, рекламных ма­териалов, упаковки товаров другого производителя; копирование внешнего вида изделия; выпуск сравнительной рекламы с указани­ем на конкретные недостатки товаров других производителей);

2) созданием препятствий субъектам хозяйствования в про­цессе конкуренции и использованием неправомерных преиму­ществ: дискредитации субъекта; продажи товаров (выполнения работ, предоставления услуг) в принудительном ассортименте; понуждения поставщика к бойкоту субъекта хозяйствования; дискриминации покупателя или разрыва договора с конкурентом; подкупа сотрудников и поставщиков или покупателей;

3) неправомерным сбором, разглашением и использованием в своих интересах информации, являющейся чужой коммерческой тайной.

Объекты, охраняемые авторским правом и смежными пра­вами. К объектам, охраняемым авторским правом, принадлежат как опубликованные, так и не опубликованные произведения в об­ласти науки, литературы и искусства независимо от их назначе­ния, жанра, достоинства, объема, целей (образовательные, информативные, пропагандистские, развлекательные и т. п.), которые существуют в таких объективных формах:

• письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и т. п.);

• устной (публичные выступления, лекции, речи, проповеди и т. и,);

• изобразительной (иллюстрации, картины, схемы, кино-, ви­део-, фотокадры и др.);

• объемно-пространственной (скульптуры, модели, архитек­турные формы и т. п.);

Авторское право не распространяется на:

1) официальные документы (законы, указы, постановления, судебные решения, инструкции и др.);

2) государственные символы и знаки (знамена, гербы, орден­ские и денежные знаки);

3) произведения народного творчества;

4) сообщения о новостях дня, текущих событиях, имеющие характер обычной пресс-информации;

5) идеи, процедуры, процессы, концепции, изобретения, по­лезные модели, промышленные образцы, знаки для товаров и ус­луг, рационализаторские предложения;

6) произведения, срок действия авторского права на которые истек.

Авторское право распространяется также на любые компью­терные программы как опубликованные, так и не опубликован­ные, выраженные в объективной форме, независимо от их мате­риального носителя, назначения и качества.

Под компьютерной программой понимают объективную форму подачи совокупности данных и команд, предназначенных для обеспечения функционирования электронных вычислительных машин. Конкретно — это набор инструкций в виде слов, цифр, символов или в каком-либо другом виде, пригодных для чтения машиной и предназначенных для приведения ее в действие с це­лью достижения определенного результата. Понятие «компьютер­ная программа» охватывает операционные системы и прикладные программы, выраженные в исходном или объектном коде, включая подготовительные материалы и аудиовизуальные отражения, по­лученные вследствие разработки компьютерной программы.

Понятие «компьютерная программа» не распространяется на базы данных (см. далее).

Правовой охране не подлежат идеи и принципы, на которых построены компьютерные программы, включая принципы орга­низации интерфейса, алгоритма и языков программирования.

Расширение сферы использования средств вычислительной техники, необходимость решения все более сложных задач спо­собствуют постоянному увеличению количества программных продуктов и затрат на их создание. Стоимость программного обеспечения по сравнению со стоимостью технических средств ЭВМ неуклонно растет, а сами они становятся важным объектом коммерческих отношений.

Базой данных называется совокупность данных, материалов или произведений, систематизированных в форме, пригодной для чтения машиной.

Авторское право распространяется на любые базы данных, представленных в объективной форме и являющихся результатом творческого труда по отбору и организации данных независимо от их материального носителя, назначения или достоинства.

Базы данных охраняются без учета того, являются ли сведе­ния, которые они содержат, объектами авторского права. Однако авторское право на базу данных признается только тогда, когда каждое из произведений, включенных в состав этой базы данных, является объектом авторского права. При этом правовая охрана не распространяется на идеи и принципы, положенные в основу базы данных или какой-либо из ее частей.

Топологией интегральной микросхемы принято называть зафиксированное на материальном носителе пространственно-геометрическое расположение совокупности элементов инте­гральной микросхемы и связей между ними. Условием право­вой охраны топологии интегральных микросхем является их оригинальность, т. е. ситуация, когда совокупность их элемен­тов не является общеизвестной разработчикам и производите­лям интегральных микросхем ко времени создания этих кон­кретных схем, или когда совокупность даже общеизвестных элементов в целом удовлетворяет условию оригинальности. Правовая охрана не распространяется на идеи, способы, техно­логию или закодированную информацию, которые могут быть воплощены в топологии.

Смежные права — это права, которые примыкают (прилега­ют) к авторскому праву, являются производными от него. Смеж­ные права принадлежат к нематериальным объектам и подразде­ляются на три вида:

1. Права исполнителей;

2. Права производителей;

3. Права организации вещания.

Условия предоставления охраны смежных прав соответству­ют их видам. Права исполнителей охраняются, если исполнение:

а) впервые имело место на территории Украины;

б) зафиксиро­вано на фонограмме, охраняемой законом;

в) не зафиксировано на фонограмме, но включено в передачу организации вещания, охраняемую законом.

Права производителей фонограмм охраняются, если:

а) произ­водитель является гражданином Украины или юридическим ли­цом с официальным местонахождением на территории Украины;

б) фонограмма впервые озвучена на территории Украины;

в) первая фиксация фонограммы имела место в Украине.

Права организаций вещания охраняются, если эти организа­ции имеют официальное местонахождение на территории Украи­ны и ведут передачи с передатчиков, размещенных в Украине.

Другие (нетрадиционные) объекты интеллектуальной соб­ственности. Результаты творческой деятельности человека, ко­торые не принадлежат к объектам промышленной собственности и объектам, охраняемым авторским и смежными правами, обра­зуют группу так называемых нетрадиционных объектов интел­лектуальной собственности. К ним относятся рационализатор­ские предложения, «ноу-хау», коммерческая тайна.

Рационализаторское предложение — это техническое решение, являющееся новым и полезным для предприятия, которому оно по­дано. Рационализаторскими считаются предложения по совершен­ствованию используемой техники (машин, агрегатов, приспособле­ний), изготовляемой продукции, способов контроля, наблюдения и исследования, техники безопасности, а также предложения, способ­ствующие повышению производительности труда, более эффектив­ному использованию энергии, оборудования, материалов.

По своей сущности рационализаторские предложения, как и изобретения, являются техническим решением, но отличаются от последних мерой новизны. Рационализаторское предложение имеет, так сказать, «местную» новизну, т. е. является новым при­менительно к технике и технологии, используемой на данном предприятии, независимо от того, известно ли это техническое решение где-нибудь еще или нет.

Экономическое значение рационализаторских предложений состоит в том, что они повышают технико-технологический уро­вень производства на предприятии. Технология производства, как правило, остается неизменной на протяжении относительно дли­тельного периода. При условии быстрых темпов научно-техни­ческого прогресса все чаще появляются новые технологии и бо­лее совершенное оборудование. В связи с этим периодически возникает потребность модернизации действующего оборудова­ния и совершенствования технологических процессов, что и яв­ляется объектом рационализаторских предложений.

Термин «ноу-хау» происходит от английского выражения «знать как делать», т. е. под «ноу-хау» принято понимать неза­щищенные охранными документами и неопубликованные (полностью или частично) знания или опыт технического, про­изводственного, управленческого, коммерческого, финансово­го либо другого характера, которые могут быть практически использованы в научных исследованиях и разработках, при из­готовлении, реализации и эксплуатации конкурентоспособной продукции, обеспечивая определенные преимущества их соб­ственнику.

К «ноу-хау» принадлежат также не запатентованные по раз­личным причинам изобретения. Объектами «ноу-хау» могут быть разнообразные пособия (справочники), спецификации, формулы, рецепты, знания и опыт в сфере маркетинга, оформление упаков­ки продукции и т. п. Важным признаком «ноу-хау» является кон­фиденциальный характер тех знаний и опыта, на разработку (приобретение) которых предприятие, как правило, тратит значи­тельные средства и время.

Коммерческая тайна — это совокупность производственно-хозяйственной, финансово-экономической и научно-технической информации о деятельности предприятия, которая не является государственной тайной, но разглашение которой может нанести вред интересам данного предприятия либо причинить экономичес­кие убытки.

НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ

Понятие и охрана права собственности. Нематери­альные ресурсы, как и остальные ресурсы, применяемые в дея­тельности предприятия, должны быть созданы или приобретены предприятием. В то же время нематериальные ресурсы отлича­ются от материальных определенными характеристиками, свя­занными с их природой и способами практического использова­ния. Например, новые знания как результат творческой деятель­ности человека, по сути, являются общественным благом и ими могут пользоваться все субъекты хозяйствования. Возникает опасность имитации, копирования и использования этих знаний бесплатно. При таких обстоятельствах никто не решится вклады­вать средства первым в создание новых знаний. Поэтому и воз­никает необходимость защитить права собственности автора, Следовательно, доступ к таким знаниям защищен правами, которые сами по себе и являются нематериальными активами.

Если речь идет о нематериальных активах, редкостных по сво­ей природе, то они создаются не в результате вложения средств, а благодаря присвоению редкостности (например, права на пользо­вание природными ресурсами). Однако и в этом случае доступ к ограниченным дефицитным ресурсам также защищен соответст­вующими правами.

Нематериальные активы — это категория, возникающая вследствие владения правами на объекты интеллектуальной собственности или на ограниченные ресурсы и их использова­ния в хозяйственной деятельности с получением дохода. Типо­вой элементный состав нематериальных активов представлен на рис. 6.2.

Что относится к нематериальным ресурсам

Рис. 5.2. Типовые элементы нематериальных активов предприятия

Принцип юридической защиты объектов интеллектуальной собственности достаточно прост: запрещается использование не­материальных активов без разрешения их собственника или их подделка. Однако формы правовой защиты различаются в зави­симости от типа активов.

Право собственности на изобретения, полезные модели и про­мышленные образцы удостоверяется патентами. Патентом назы­вается выданный государственным органом (патентным ведомст­вом) охранный документ, который подтверждает право его собст­венника на соответствующий объект промышленной собственности. Патент обеспечивает его владельцу определенные права (рис. 5.3).

Что относится к нематериальным ресурсам

Рис. 5.3. Права владельца патента

В случае нарушения прав патентособственника он может через суд требовать компенсации убытков. Нарушением исключитель­ного права считается несанкционированное изготовление, исполь­зование, предложение продажи, продажа или другое введение в хозяйственный оборот товаров или их компонентов, созданных на базе технического решения, на которое распространяется действие патента. Исключительное право, которое предоставляет патент, существует лишь на территории той страны, которая выдала па­тент, и не может выходить за пределы ее границ.

Правовая охрана знаков для товаров и услуг, обозначения происхождения товара и фирменного наименования осуществля­ется на основе их государственной регистрации. На зарегистри­рованный знак для товаров и услуг (обозначение происхождения товара, фирменное наименование) выдается свидетельство, удо­стоверяющее его приоритет.

Свидетельство на знак для товаров и услуг и на фирменное наименование обеспечивает его владельцу: исключительное пра­во пользоваться и распоряжаться знаком по своему усмотрению, право запрещать другим лицам использовать знак без разрешения собственника; право выдать любому лицу разрешение (лицен­зию) на использование знака на основе лицензионного договора. Собственник такого свидетельства имеет также право простав­лять рядом со знаком предупредительную маркировку, указы­вающую на то, что этот знак зарегистрирован в Украине.

Правовая охрана обозначения происхождения товара имеет определенные особенности, состоящие в ее коллективном харак­тере. Это означает, что владелец свидетельства об обозначении происхождения товара не имеет исключительного права на его использование и не может давать разрешения другим лицам на его использование. Такое разрешение любому другому физичес­кому или юридическому лицу, хозяйствующему на той же самой территории и производящему товары с тождественными свойст­вами, дает патентное ведомство.

Возникновение и осуществление авторского права не требуют выполнения каких-либо формальностей. Лицо, имеющее авторское право, для сообщения о своих правах на произведения в области нау­ки, литературы, искусства, на компьютерные программы и базы дан­ных может использовать знак охраны авторского права, который ста­вится на каждом экземпляре произведения и состоит из латинской буквы С в круге, имени (наименования) лица, имеющего авторское право, и года первой публикации произведения. Уведомление о праве на топологию интегральной микросхемы состоит из буквы Т в круге, даты начала срока действия исключительного права на использова­ние этой топологии и информации, позволяющей идентифицировать право владельца топологии.

Для удостоверения авторства на опубликованное или неопуб­ликованное произведение, факта и даты публикации произведе­ния или наличия договоров, касающихся права на произведение, автор в любое время (на протяжении срока охраны авторского права) может зарегистрировать свое право и другие необходимые сведения в официальных государственных реестрах. В этом слу­чае выдается свидетельство о регистрации прав автора.

Автору принадлежат как личные (неимущественные) права, так и исключительные имущественные права на использова­ние произведения в любой форме и любым способом. Автор также имеет право разрешать (на основе авторского договора) или запрещать использование своего произведения другими лицами.

Охрана смежных прав исполнителей, производителей фоно­грамм и организаций вещания должна осуществляться без нару­шения авторских прав. При этом исполнители реализуют свои права при условии соблюдения прав авторов исполняемых про­изведений. Производители фонограмм должны соблюдать права авторов и исполнителей, а организации вещания — права произ­водителей фонограмм, авторов и исполнителей.

Возникновение и осуществление смежных прав также не тре­бует выполнения каких-либо формальностей. Производители фо­нограмм и исполнители для сообщения о своих правах могут на всех экземплярах фонограмм или их упаковках использовать знак охраны смежных прав, который состоит из латинской буквы К в круге, имени (наименования) лица, имеющего смежные права, и года первой публикации фонограммы.

Исполнителям принадлежит исключительное право разре­шать или запрещать публичные сообщения об их исполнении, фиксацию исполнения на материальном носителе, воспроизве­дение, распространение фонограмм, на которых зафиксировано их исполнение.

Производители фонограмм имеют исключительное право разрешать или запрещать воспроизведение, распространение разными способами, внесение изменений, а также импорт фо­нограмм.

Организации вещания имеют исключительное право разре­шать или запрещать публичное оглашения своих программ в местах с платным входом путем их ретрансляции, фиксации на материальных носителях, воспроизведения в эфире и через про­водимую сеть.

Исключительные права исполнителей и производителей фо­нограмм могут быть переданы другим лицам на основе догово­ра, в котором определяются способ использования фонограмм, размер и порядок выплаты вознаграждения, срок действия до­говора.

«Ноу-хау», рационализаторские предложения, являющиеся собственностью предприятия, не имеют специальной правовой защиты. Порядок их защиты определяется руководством пред­приятия. За разглашение информации о «ноу-хау» и коммер­ческой тайны предусмотрена строгая (вплоть до уголовной) ответственность.

Реализация права собственности на нематериальные ре­сурсы. Реализация права собственности на нематериальные ресурсы возможна или самим собственником, или другой заин­тересованной стороной с его разрешения. Такая передача пра­ва использования осуществляется в виде лицензионного согла­шения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *