Что относится к недрам
Закон РФ «О недрах» от 21.02.1992 N 2395-1 (последняя редакция)
21 февраля 1992 года N 2395-1
Список изменяющих документов
(в ред. Федеральных законов от 03.03.1995 N 27-ФЗ,
от 10.02.1999 N 32-ФЗ, от 02.01.2000 N 20-ФЗ, от 14.05.2001 N 52-ФЗ,
от 08.08.2001 N 126-ФЗ, от 29.05.2002 N 57-ФЗ, от 06.06.2003 N 65-ФЗ,
от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 15.04.2006 N 49-ФЗ,
от 25.10.2006 N 173-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ, от 01.12.2007 N 295-ФЗ,
от 29.04.2008 N 58-ФЗ, от 14.07.2008 N 118-ФЗ, от 18.07.2008 N 120-ФЗ,
от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 17.07.2009 N 164-ФЗ,
от 27.12.2009 N 374-ФЗ, от 19.05.2010 N 89-ФЗ, от 26.07.2010 N 186-ФЗ,
от 05.04.2011 N 45-ФЗ, от 05.04.2011 N 52-ФЗ, от 18.07.2011 N 219-ФЗ,
от 18.07.2011 N 222-ФЗ, от 18.07.2011 N 224-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ,
от 21.11.2011 N 331-ФЗ, от 30.11.2011 N 364-ФЗ, от 06.12.2011 N 401-ФЗ,
от 07.12.2011 N 417-ФЗ, от 14.06.2012 N 74-ФЗ, от 28.07.2012 N 133-ФЗ,
от 30.12.2012 N 323-ФЗ, от 07.05.2013 N 85-ФЗ, от 23.07.2013 N 227-ФЗ,
от 23.07.2013 N 228-ФЗ, от 28.12.2013 N 396-ФЗ, от 28.12.2013 N 408-ФЗ,
от 23.06.2014 N 171-ФЗ, от 21.07.2014 N 260-ФЗ, от 21.07.2014 N 261-ФЗ,
от 24.11.2014 N 366-ФЗ, от 29.12.2014 N 458-ФЗ, от 29.12.2014 N 459-ФЗ,
от 31.12.2014 N 499-ФЗ, от 29.06.2015 N 205-ФЗ, от 13.07.2015 N 224-ФЗ,
от 13.07.2015 N 233-ФЗ, от 05.04.2016 N 104-ФЗ, от 03.07.2016 N 279-ФЗ,
от 26.07.2017 N 188-ФЗ, от 29.07.2017 N 217-ФЗ, от 30.09.2017 N 283-ФЗ,
от 31.05.2018 N 122-ФЗ, от 03.08.2018 N 342-ФЗ, от 02.08.2019 N 272-ФЗ,
от 04.11.2019 N 355-ФЗ, от 02.12.2019 N 396-ФЗ, от 27.12.2019 N 505-ФЗ,
от 08.06.2020 N 179-ФЗ, от 23.11.2020 N 383-ФЗ, от 08.12.2020 N 429-ФЗ,
(см. Обзор изменений данного документа)
(в ред. Федеральных законов от 21.07.2014 N 261-ФЗ, от 29.06.2015 N 205-ФЗ, от 02.12.2019 N 396-ФЗ, от 08.06.2020 N 179-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Настоящий Закон содержит правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр.
НЕДРА
В Российской Федерации отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недра, урегулированы Законом РФ «О недрах» (1992 год). Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. Участки недра не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается законом.
Недра предоставляются в пользование: 1) для регионального геологического изучения, включающего региональные геолого-геофизические работы, геологическую съёмку, инженерно-геологические изыскания, научно-исследовательские, палеонтологические и др. работы, направленные на общее геологическое изучение недра, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга состояния недр, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недра; 2) для геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; 3) для разведки и добычи полезных ископаемых, в т. ч. использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств; 4) для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; 5) для образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и др. подземные полости); 6) для сбора минералогических, палеонтологических и др. геологических коллекционных материалов.
Участку недр, предоставляемому в соответствии с лицензией для геологического изучения без существенного нарушения целостности недр (без проходки тяжёлых горных выработок и бурения скважин для добычи полезных ископаемых или строительства подземных сооружений для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых), придаётся статус геологического отвода. В границах геологического отвода могут одновременно проводить работы несколько пользователей недр, их взаимоотношения определяются при предоставлении недра в пользование.
Пользование отдельными участками недр может быть ограничено или запрещено в целях обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей среды. На территориях населённых пунктов, пригородных зон, объектов промышленности, транспорта и связи пользование может быть частично или полностью запрещено в случаях, если оно может создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести ущерб хозяйственным объектам или окружающей среде.
Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков имеют право по своему усмотрению в их границах осуществлять без применения взрывных работ добычу общераспространённых полезных ископаемых и строить подземные сооружения для своих нужд (на глубину до 5 м), а также устраивать и эксплуатировать бытовые колодцы и скважины. Аналогичное регулирование существует и в зарубежных странах.
Недра
Недра, часть земной коры
Понятие и состав фонда недр, право пользования недрами
Содержание
Содержание
Раздел 1. Понятие, объекты и субъекты права пользования недрами.
Недра — это часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.
Недра – это часть земли, включающая материальные вещества (полезные ископаемые), находящиеся в верхней части земной коры, в пределах которой возможна их добыча для всех видов деятельности людей.
Понятие, объекты и субъекты права пользования недрами
Ценность недр заключается в том, что они представляют собой источник полезных ископаемых, а также содержат запасы подземных, в том числе минеральных, вод, глубинное тепло, хранят памятники истории и культуры, выступают в качестве пространственного базиса для размещения различных объектов и сооружений, захоронения промышленных отходов, радиоактивных веществ и т. д.
Учитывая многостороннее значение недр, законодательство устанавливает, что государственный фонд недр составляют как используемые участки, так и неиспользуемые части недр в пределах территории России и ее континентального шельфа (ст. 2 закона РФ «О недрах»).
Недра могут рассматриваться и как геологичеснедраи как юридическое понятие. Под термином «недра» следует понимать не только подземное пространство с содержащимися в нем полезными ископаемыми, но и все другие полезные свойства недр, включая полости, энергетические и другие ресурсы.
Впервые как юридический термин «недра», а точнее «недра земные», встречается в 1832 г. в Уставе Горном единой Руси, гнедралезные ископаемые рассматривались как составная часть недр. Однако толкование терминов не приводилось. Как юридическая
дефиниция словосочетание «полезные ископаемые» было дано лишь в 1927 г. в Горном положении СССР и в последующих законодательных актах не приводилось. Полезными ископаемыми здесь называ- лись «составные части недр — твердые, жидкие и газообразные, которые могут добываться с промышленной целью путем извлечения или отделения их, независимо от того, находятся ли они в глубине или выходят на поверхность».
Определение понятия «недра» имеет для юриспруденции не только теоретическое, но и практическое значение, поскольку они выступают в первую очередь в качестве объекта горных отношений. Начиная с Указа Петра I, изданного в 1719 г., и вплоть до принятия закона РФ «О недрах» в 1992 г. в законодательных актах не было дано определение термина «недра». Различные авторы давали ему самое разное толкование. В. Удинцев считал их предметом неопределенным. Он писал: «Чем будет обладать нация и какое обладание будет защищать, если мы не знаем содержимого недр вообще и в каждом данном случае до тех пор, пока не разведаем этих недр и пока не добудем из них содержащихся там ископаемых?».
Интерес к определению правового содержания понятия «недра» возник и активно обсуждался в научной литературе в конце 60-х—начале 70-х годов в связи с подготовкой Основ законодательства союза ССР о недрах.
К недрам предлагается также относить выходы на поверхность горных пород. В отношении определения нижней границы недр существуют две основные позиции. По первой граница ограничена техническими возможностями освоения недр; по второй — простирается до центра земного сфероида. Недра, так же как и земля, леса и воды, в законодательных актах и юридической литературе определяются либо как элементы природной среды, либо как природные ресурсы. Эти различия определяются отношением к ним человека. Когда речь идет о среде его обитания и деятельности, то земля, недра, воды, леса выступают как элементы природной среды, а когда речь идет об удовлетворении жизненных потребностей человека в плодах и продукции земли, недр, вод и лесов, их следует классифицировать в качестве разновидностей природных ресурсов. Рассматривая природные ресурсы в качестве объектов права собственности, законодательство определяет правовой статус, в частности, недр именно как одного из видов природных ресурсов. Перечень природных ресурсов встречается впервые в Декрете «О земле»
Практически все определения недр как объекта горных отношений содержат очень важную и принципиальную мысль о том, что недра это не вся земная кора, а только та ее часть, которая доступна для разведки и освоения современными техническими средствами. Таким образом, с юридической точки зрения поннедра«недра» является динамичным. Оценка величины недр как части земной коры во времени, очевидно, будет постоянно увеличиваться по мере совершенствования действующих и создания новых технических средств и технологий. Причем это увеличение возможно и нужно рассматривать в рамках обозримой перспективы. Дискуссионность определения термина «недра» обусловлена, главным образом, различиями в понимании возможностей использования их полезных свойств в интересах людей. Земля, водный и воздушный бассейны, недра, в той или иной мере обладают полезными для человека свойствами.
Однако полезными свойствами обладает невся земля, не все недра, а лишь их определенная часть. Именно по отношению к этой части возникают отношения землепользования, недропользования и т.д., проблемы определения правасобственности и целый ряд других. Все земли в соответствии с основным целевым назначением под- разделяют на категории: земли сельскохозяйственного назначения, поселений, промышленности и другие. По каждой категории земель законодательством установлены специальные правовые нормы, отражающие особенности их правового режима.
В отношении недр такого детального деления не разработано. Недра подразделяют лишь на две категории: используемые участки недр и неиспользуемые части недр. Однако по существу в скрытой форме действует более подробное деление по различным критериям: участки недр, содержащие полезные ископаемые и используемые для целей, не связанных с добычей; участки недр, представляющие научный и социальный интерес и др. Учитывая это, законодательство о недрах следует рассматривать как законодательство о недропользовании. Этот аспект важен не только в теоретическом, но, главное, в практическом плане.
Право пользования недрами является разновидностью права природопользования и имеет свои особенности. Это один из центральных институтов горного права, потому что недра составляют исключительную собственность народа Украины и предоставляются только в пользование Право пользования недрами включает совокупность правовых норм, которые регулируют основания и порядонедраникновения и прекращения права пользования недрами, основные права и обязанности надрокористувачів.
Таким образом, право пользования недрами — это институт экологического права, которое регулирует с помощью правовых норм общественные отношения, которые возникают по поводу использования недр.
Недра — это часть земной коры, которая расположена под поверхностью суши и дном водоемов и протягивается к глубинам, доступным для геологического изучения и освоения (ст. 1 КПН). Это самостоятелнедраэлемент природы, часть естественной среды. К недрам относят сплошные породы и породы, которые находятся в жидком или газообразном состоянии, но др. Указанное обстоятельство определяет специфику их правового режима. Правовой статус подземных сооружений и выработка определяется горным законодательством, поскольку они составляют часть подземного пространства. Другие аспекты их правового режима регулируются другими отраслями законодательства.
Государственный фонд недр включает участки недр, которые используются, и те что не используются, в том числе континентального шельфа и исключительной (морской) экономической зоны. Составной частью являются месторождения полезных ископаемых (в том числе техногенные).
«О недрах»
21 февраля 1992 года
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЗАКОН
О НЕДРАХ
Список изменяющих документов
(в ред. Федеральных законов от 03.03.1995 N 27-ФЗ,
от 10.02.1999 N 32-ФЗ, от 02.01.2000 N 20-ФЗ,
от 14.05.2001 N 52-ФЗ, от 08.08.2001 N 126-ФЗ,
от 29.05.2002 N 57-ФЗ, от 06.06.2003 N 65-ФЗ,
от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ,
от 15.04.2006 N 49-ФЗ, от 25.10.2006 N 173-ФЗ,
от 26.06.2007 N 118-ФЗ, от 01.12.2007 N 295-ФЗ,
от 29.04.2008 N 58-ФЗ, от 14.07.2008 N 118-ФЗ,
от 18.07.2008 N 120-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ,
от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 17.07.2009 N 164-ФЗ,
от 27.12.2009 N 374-ФЗ, от 19.05.2010 N 89-ФЗ,
от 26.07.2010 N 186-ФЗ, от 05.04.2011 N 45-ФЗ,
от 05.04.2011 N 52-ФЗ, от 18.07.2011 N 219-ФЗ,
от 18.07.2011 N 222-ФЗ, от 18.07.2011 N 224-ФЗ,
от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 21.11.2011 N 331-ФЗ,
от 30.11.2011 N 364-ФЗ, от 06.12.2011 N 401-ФЗ,
от 07.12.2011 N 417-ФЗ, от 14.06.2012 N 74-ФЗ,
от 28.07.2012 N 133-ФЗ, от 30.12.2012 N 323-ФЗ,
от 07.05.2013 N 85-ФЗ, от 23.07.2013 N 227-ФЗ,
от 23.07.2013 N 228-ФЗ, от 28.12.2013 N 396-ФЗ,
от 28.12.2013 N 408-ФЗ, от 23.06.2014 N 171-ФЗ,
от 21.07.2014 N 260-ФЗ, от 21.07.2014 N 261-ФЗ,
от 24.11.2014 N 366-ФЗ, от 29.12.2014 N 459-ФЗ)
Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов (рапы лиманов и озер, торфа, сапропеля и других), подземных вод, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с углеводородным сырьем), и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд.
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 261-ФЗ)
Настоящий Закон содержит правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр.
Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Законодательство Российской Федерации о недрах
Законодательство Российской Федерации о недрах основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Настоящий Закон действует на всей территории Российской Федерации, а также регулирует отношения недропользования на континентальном шельфе Российской Федерации в соответствии с федеральными законодательными актами о континентальном шельфе и нормами международного права.
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить настоящему Закону.
В случае противоречия законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации положениям федеральных законов, регулирующих отношения недропользования, действуют настоящий Закон и иные федеральные законы.
Отношения, связанные с использованием и охраной земель, водных объектов, растительного и животного мира, атмосферного воздуха, возникающие при пользовании недрами, регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 14.07.2008 N 118-ФЗ)
Специфические отношения, связанные с геологическим изучением и добычей отдельных видов минерального сырья, а также захоронением радиоактивных отходов и токсичных веществ, могут регулироваться другими федеральными законами с соблюдением принципов и положений, установленных настоящим Законом.
Отношения недропользования с иностранными юридическими и физическими лицами регулируются настоящим Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Особенности отношений недропользования на условиях раздела продукции устанавливаются Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции».
(часть восьмая введена Федеральным законом от 10.02.1999 N 32-ФЗ)
Статья 1.1. Правовое регулирование отношений недропользования
Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере государственного регулирования отношений недропользования осуществляется Конституцией Российской Федерации и принятыми в соответствии с ней федеральными законами.
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Субъекты Российской Федерации принимают свои законы и иные нормативные правовые акты в целях регулирования отношений недропользования в пределах своих полномочий.
Органы местного самоуправления вправе осуществлять регулирование отношений недропользования в пределах предоставленных им действующим законодательством полномочий.
Статья 1.2. Собственность на недра
Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью. Вопросы владения, пользования и распоряжения недрами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.
Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности.
Статья 2. Государственный фонд недр
Государственный фонд недр составляют используемые участки, представляющие собой геометризованные блоки недр, и неиспользуемые части недр в пределах территории Российской Федерации и ее континентального шельфа.
Владение, пользование и распоряжение государственным фондом недр в пределах территории Российской Федерации в интересах народов, проживающих на соответствующих территориях, и всех народов Российской Федерации осуществляются совместно Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации.
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий утверждают государственные программы геологического изучения недр, воспроизводства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр, по представлению федерального органа управления государственным фондом недр и под контролем органов представительной власти решают вопросы недропользования, охраны недр и охраны окружающей среды.
(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)
Статья 2.1. Участки недр федерального значения
(в ред. Федерального закона от 29.04.2008 N 58-ФЗ)
В целях обеспечения обороны страны и безопасности государства отдельные участки недр относятся к участкам недр федерального значения.
Перечень участков недр федерального значения официально опубликовывается федеральным органом управления государственным фондом недр в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в официальном издании Российской Федерации.
К участкам недр федерального значения относятся участки недр:
1) содержащие месторождения и проявления урана, алмазов, особо чистого кварцевого сырья, редких земель иттриевой группы, никеля, кобальта, тантала, ниобия, бериллия, лития, металлов платиновой группы;
2) расположенные на территории субъекта Российской Федерации или территориях субъектов Российской Федерации и содержащие на основании сведений государственного баланса запасов полезных ископаемых начиная с 1 января 2006 года:
извлекаемые запасы нефти от 70 миллионов тонн;
запасы газа от 50 миллиардов кубических метров;
запасы коренного золота от 50 тонн;
запасы меди от 500 тысяч тонн;
3) внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа Российской Федерации;
4) при пользовании которыми необходимо использование земельных участков из состава земель обороны, безопасности.
Участки недр федерального значения, перечень которых официально опубликован в соответствии с частью второй настоящей статьи, сохраняют статус участков недр федерального значения независимо от изменения требований, установленных настоящей статьей.
Часть пятая статьи 2.1 применяется в случаях открытия месторождений полезных ископаемых после дня вступления в силу Федерального закона от 29.04.2008 N 58-ФЗ и не применяется в отношении участков недр, которые предоставлены в пользование в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, и на которых пользователь недр завершил геологическое изучение недр и приступил в установленном порядке к разведке и добыче полезных ископаемых до дня вступления в силу Федерального закона от 29.04.2008 N 58-ФЗ (Федеральный закон от 29.04.2008 N 58-ФЗ).
Если в процессе геологического изучения недр, осуществляемого, в том числе по совмещенной лицензии, пользователем недр, являющимся юридическим лицом с участием иностранных инвесторов или иностранным инвестором, открыто месторождение полезных ископаемых, по своим характеристикам отвечающее требованиям, установленным частью третьей настоящей статьи, Правительством Российской Федерации может быть принято решение об отказе в предоставлении права пользования участком недр для разведки и добычи полезных ископаемых на данном участке недр федерального значения такому лицу или в случае осуществления геологического изучения недр по совмещенной лицензии решение о прекращении права пользования участком недр для разведки и добычи полезных ископаемых на данном участке недр федерального значения при возникновении угрозы обороне страны и безопасности государства. Порядок принятия таких решений устанавливается Правительством Российской Федерации.
Часть шестая статьи 2.1 применяется в случаях открытия месторождений полезных ископаемых после дня вступления в силу Федерального закона от 29.04.2008 N 58-ФЗ и не применяется в отношении участков недр, которые предоставлены в пользование в целях осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, и на которых пользователь недр завершил геологическое изучение недр и приступил в установленном порядке к разведке и добыче полезных ископаемых до дня вступления в силу Федерального закона от 29.04.2008 N 58-ФЗ (Федеральный закон от 29.04.2008 N 58-ФЗ).
Возмещение расходов на поиск и оценку открытого месторождения полезных ископаемых и суммы уплаченного в соответствии с условиями совмещенной лицензии разового платежа за пользование участком недр лицам, которым в соответствии с частью пятой настоящей статьи отказано в предоставлении права пользования участком недр для разведки и добычи полезных ископаемых на участке недр федерального значения, и выплата таким лицам вознаграждения осуществляются за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В настоящем Законе понятие «иностранный инвестор» используется в значении, указанном в статье 2 Федерального закона от 9 июля 1999 года N 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации». В настоящем Законе иностранными инвесторами признаются также находящиеся под контролем иностранных инвесторов организации, в том числе созданные на территории Российской Федерации.
Статья 2.2. Федеральный фонд резервных участков недр
(введена Федеральным законом от 29.04.2008 N 58-ФЗ)
В целях обеспечения в перспективе потребностей Российской Федерации в стратегических и дефицитных видах полезных ископаемых из не предоставленных в пользование участков недр формируется федеральный фонд резервных участков недр.
Участки недр, включенные в федеральный фонд резервных участков недр, не предоставляются в пользование до принятия решения об исключении их из федерального фонда резервных участков недр.
Решения о включении участков недр в федеральный фонд резервных участков недр и об исключении из него участков недр принимаются Правительством Российской Федерации по представлению уполномоченного федерального органа исполнительной власти, если иное не установлено федеральными законами.
Статья 2.3. Участки недр местного значения
(введена Федеральным законом от 30.11.2011 N 364-ФЗ)
К участкам недр местного значения относятся:
1) участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые;
2) участки недр, используемые для строительства и эксплуатации подземных сооружений местного и регионального значения, не связанных с добычей полезных ископаемых;
(п. 3 введен Федеральным законом от 29.12.2014 N 459-ФЗ)
Подготовка и утверждение перечней участков недр местного значения в отношении указанных в пункте 1 части первой настоящей статьи участков недр местного значения осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами.
Порядок подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения или отказа в согласовании указанных перечней устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр.
Статья 3. Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
К полномочиям федеральных органов государственной власти органов государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования относятся:
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
1) разработка и совершенствование законодательства Российской Федерации о недрах;
2) определение и реализация федеральной политики недропользования, определение стратегии использования, темпов воспроизводства, дальнейшего расширения и качественного улучшения минерально-сырьевой базы путем разработки и реализации федеральных программ;
3) установление общего порядка пользования недрами и их охраны, разработка соответствующих стандартов (норм, правил), в том числе классификации запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых;
3.1) установление порядка определения суммы сбора за участие в конкурсах или аукционах на право пользования участками недр;
(п. 3.1 введен Федеральным законом от 07.05.2013 N 85-ФЗ)
4) создание и ведение единой системы федерального и территориальных фондов геологической информации о недрах, распоряжение информацией, полученной за счет государственных средств;
5) государственная экспертиза информации о разведанных запасах полезных ископаемых, иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность, за исключением информации об участках недр местного значения;
(в ред. Федеральных законов от 15.04.2006 N 49-ФЗ, от 30.11.2011 N 364-ФЗ)
6) официальное опубликование перечня участков недр федерального значения в официальном издании, определенном Правительством Российской Федерации, формирование федерального фонда резервных участков недр, установление перечней участков недр, право пользования которыми может быть предоставлено на условиях соглашений о разделе продукции;
(п. 6 в ред. Федерального закона от 29.04.2008 N 58-ФЗ)
6.1) формирование совместно с субъектами Российской Федерации региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным полезным ископаемым;
(п. 6.1 введен Федеральным законом от 29.04.2008 N 58-ФЗ, в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 364-ФЗ)
6.2) согласование перечней участков недр местного значения, представляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, или отказ в согласовании указанных перечней;
(п. 6.2 введен Федеральным законом от 30.11.2011 N 364-ФЗ)
6.3) установление порядка подготовки, рассмотрения, согласования перечней участков недр местного значения, представляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, или отказа в согласовании указанных перечней;
(п. 6.3 введен Федеральным законом от 30.11.2011 N 364-ФЗ)
7) составление и ведение государственного баланса запасов полезных ископаемых; государственный учет участков недр, используемых для добычи полезных ископаемых и строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; составление и ведение государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых; государственная регистрация работ по геологическому изучению недр; установление порядка составления и ведения государственного баланса запасов полезных ископаемых, порядка составления и ведения государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых, порядка составления и ведения территориальных балансов запасов и кадастров месторождений и проявлений общераспространенных полезных ископаемых;
(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 228-ФЗ)
7.1) установление порядка определения конкретных размеров ставок регулярных платежей за пользование недрами;
(п. 7.1 введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 227-ФЗ)
8) распоряжение недрами континентального шельфа Российской Федерации;
9) введение ограничений на пользование недрами на отдельных участках для обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей среды;
(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)
10) распоряжение совместно с субъектами Российской Федерации государственным фондом недр, за исключением участков, находящихся в исключительном ведении Российской Федерации;
11) утверждение соглашений на условиях раздела продукции;
(в ред. Федеральных законов от 08.08.2001 N 126-ФЗ, от 19.05.2010 N 89-ФЗ)
12) координация научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, связанных с пользованием недрами;
13) защита прав пользователей недр и интересов граждан Российской Федерации;
14) разрешение споров по вопросам пользования недрами между субъектами Российской Федерации;
15) заключение международных договоров Российской Федерации по геологическому изучению, использованию и охране недр;
16) установление порядка осуществления государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, организация и осуществление федерального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр;
(п. 16 в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
17) заключение соглашений о разделе продукции при пользовании участками недр;
(пп. 17 введен Федеральным законом от 10.02.1999 N 32-ФЗ)
(п. 18 введен Федеральным законом от 18.07.2011 N 242-ФЗ)
19) установление порядка подготовки и оформления документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода;
(п. 19 введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 408-ФЗ)
20) рассмотрение и согласование планов или схем развития горных работ по видам полезных ископаемых;
(п. 20 введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 408-ФЗ)
21) установление порядка подготовки, рассмотрения и согласования планов или схем развития горных работ по видам полезных ископаемых;
(п. 21 введен Федеральным законом от 28.12.2013 N 408-ФЗ)
22) установление порядка размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд, при разведке и добыче углеводородного сырья.
(п. 22 введен Федеральным законом от 21.07.2014 N 261-ФЗ)
Реализация общей федеральной политики недропользования в Российской Федерации возлагается на федеральный орган управления государственным фондом недр и его территориальные органы.
(в ред. Федеральных законов от 02.01.2000 N 20-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Российская Федерация может передавать отдельные полномочия по регулированию отношений недропользования субъектам Российской Федерации.
Статья 4. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования на своих территориях относятся:
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
1) принятие и совершенствование законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации о недрах;
2) участие в разработке и реализации государственных программ геологического изучения недр, развития и освоения минерально-сырьевой базы Российской Федерации;
3) разработка и реализация территориальных программ развития и использования минерально-сырьевой базы;
4) создание и ведение территориальных фондов геологической информации, распоряжение информацией, полученной за счет средств бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации и соответствующих местных бюджетов;
5) участие в государственной экспертизе информации о разведанных запасах полезных ископаемых и иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность;
6) составление и ведение территориальных балансов запасов и кадастров месторождений и проявлений общераспространенных полезных ископаемых и учет участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
(в ред. Федеральных законов от 30.11.2011 N 364-ФЗ, от 23.07.2013 N 228-ФЗ)
7) распоряжение совместно с Российской Федерацией единым государственным фондом недр на своих территориях, формирование совместно с Российской Федерацией региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным полезным ископаемым, и предоставление права пользования участками недр местного значения;
(в ред. Федеральных законов от 29.04.2008 N 58-ФЗ, от 30.11.2011 N 364-ФЗ)
7.1) подготовка и утверждение перечней участков недр местного значения по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами;
(п. 7.1 введен Федеральным законом от 30.11.2011 N 364-ФЗ)
8.1) согласование технических проектов разработки месторождений общераспространенных полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр местного значения;
(п. 8.1 введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 228-ФЗ)
9) установление порядка пользования участками недр местного значения;
(п. 9 в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 364-ФЗ)
10) защита интересов малочисленных народов, прав пользователей недр и интересов граждан, разрешение споров по вопросам пользования недрами;
12) участие субъектов Российской Федерации в пределах полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, в соглашениях о разделе продукции при пользовании участками недр;
(пп. 12 в ред. Федерального закона от 10.02.1999 N 32-ФЗ)
13) участие в определении условий пользования месторождениями полезных ископаемых;
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
14) организация и осуществление регионального государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр в отношении участков недр местного значения;
(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 30.11.2011 N 364-ФЗ)
14.1) проведение государственной экспертизы запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр местного значения;
(п. 14.1 введен Федеральным законом от 15.04.2006 N 49-ФЗ, в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 364-ФЗ)
15) регулирование других вопросов в области использования и охраны недр, за исключением отнесенных к ведению Российской Федерации.
Статья 5. Полномочия органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
К полномочиям органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования относятся:
(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
1) участие в решении вопросов, связанных с соблюдением социально-экономических и экологических интересов населения территории при предоставлении недр в пользование;
(в ред. Федерального закона от 26.06.2007 N 118-ФЗ)
2) развитие минерально-сырьевой базы для предприятий местной промышленности;
4) приостановление работ, связанных с пользованием недрами, на земельных участках в случае нарушения положений статьи 18 настоящего Закона;
5) контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
Раздел II. ПОЛЬЗОВАНИЕ НЕДРАМИ
Статья 6. Виды пользования недрами
Недра предоставляются в пользование для:
1) регионального геологического изучения, включающего региональные геолого-геофизические работы, геологическую съемку, инженерно-геологические изыскания, научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр, геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга состояния недр, контроль за режимом подземных вод, а также иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр;
(в ред. Федерального закона от 02.01.2000 N 20-ФЗ)
2) геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
(в ред. Федерального закона от 02.01.2000 N 20-ФЗ)
3) разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, а также в случае разведки и добычи углеводородного сырья для размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд;
(в ред. Федерального закона от 21.07.2014 N 261-ФЗ)
4) строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;
5) образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научные и учебные полигоны, геологические заповедники, заказники, памятники природы, пещеры и другие подземные полости);
6) сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
Недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения, разведки и добычи полезных ископаемых. При этом разведка и добыча полезных ископаемых, за исключением разведки и добычи полезных ископаемых на участке недр федерального значения юридическим лицом, находящимся под контролем иностранных инвесторов, или иностранным инвестором, могут осуществляться как в процессе геологического изучения недр, так и после его завершения. Разведка и добыча полезных ископаемых на участке недр федерального значения юридическим лицом, находящимся под контролем иностранных инвесторов, или иностранным инвестором могут осуществляться на основании решения Правительства Российской Федерации о возможности осуществления на этом участке недр разведки и добычи полезных ископаемых.
(в ред. Федеральных законов от 29.04.2008 N 58-ФЗ, от 29.12.2014 N 459-ФЗ)
Статья 7. Участки недр, предоставляемые в пользование
(часть первая в ред. Федерального закона от 10.02.1999 N 32-ФЗ)
При определении границ горного отвода учитываются пространственные контуры месторождения полезных ископаемых, положение участка строительства и эксплуатации подземных сооружений, границы безопасного ведения горных и взрывных работ, зоны охраны от вредного влияния горных разработок, зоны сдвижения горных пород, контуры предохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружениями, разносы бортов карьеров и разрезов и другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессом геологического изучения и использования недр.
Документы, удостоверяющие уточненные границы горного отвода и оформленные до дня вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 N 408-ФЗ, не требуют переоформления (Федеральный закон от 28.12.2013 N 408-ФЗ).
Предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта выполнения работ, связанных с пользованием недрами, получения положительного заключения государственной экспертизы и согласования указанного проекта в соответствии со статьей 23.2 настоящего Закона орган государственного горного надзора или в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (относительно участков недр местного значения) оформляет документы, которые удостоверяют уточненные границы горного отвода (горноотводный акт и графические приложения) и включаются в лицензию в качестве ее неотъемлемой составной части.
(часть третья в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 408-ФЗ)
Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.
Участку недр, предоставляемому в соответствии с лицензией для геологического изучения без существенного нарушения целостности недр (без проходки тяжелых горных выработок и бурения скважин для добычи полезных ископаемых или строительства подземных сооружений для целей, не связанных с добычей полезных ископаемых), по решению федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа придается статус геологического отвода. В границах геологического отвода могут одновременно проводить работы несколько пользователей недр. Их взаимоотношения определяются пр