Что относится к недостаткам программы детство
Особенности программы «Детство»
Исследование содержания программы «Детство». Анализ основных задач воспитателя. Особенности построения педагогического процесса. Организация целостного развития и воспитания ребенка дошкольного возраста как субъекта детской деятельности и поведения.
Рубрика | Педагогика |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 22.02.2015 |
Размер файла | 20,5 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
Новизна программы «Детство» определяется тем, что в ней впервые практически реализован подход к организации целостного развития и воспитания ребенка дошкольного возраста как субъекта детской деятельности и поведения.
Программа «Детство» представляет собой единый программно-методический комплекс, включающий:
ь комплексную программу «Детство» для детей от 3 до 7 лет;
ь методическое обеспечение программы;
ь методическое обеспечение процесса подготовки педагога, готового к реализации программы «Детство»;
ь мониторинг развития ребенка и педагогического процесса в условиях реализации программы «Детство».
Программа «Детство» направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.
Линия чувств. Программа ставит задачу развития у детей эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения. Эта задача решается в программе через усвоение детьми идеи единства всего живого и организацию социально-эмоционального опыта.
Программа ориентирует воспитателя на ознакомление детей с миром людей и отношений, с доступными для их понимания переживаниями и проблемами людей (взрослых и сверстников), с их поступками, эмоциональными состояниями Эмоциональная отзывчивость дошкольников активно развивается через приобщение к искусству, музыке, литературе, народной культуре.
Программа ориентирует на активное освоение разнообразных деятельностных умений (игровых, коммуникативных, художественно-изобразительных, трудовых), на многообразие проявлений детского творчества в играх, ручном труде, конструировании, изобразительной и музыкальной деятельности, а также в математической, природоведческой, речевой сферах.
Авторы программы считают, что атмосфера современного детского сада должна быть насыщена разнообразными ситуациями, побуждающими детей к творческой самостоятельности, к проявлению фантазии, чтобы каждый ребенок в соответствии со своими склонностями и интересами приобрел опыт успешной творческой деятельности.
Базой для реализации программы является осуществление задачи укрепления физического и психического здоровья ребенка, формирования основ безопасного поведения, двигательной и гигиенической культуры.
Программа предусматривает валеологическое просвещение дошкольников: развитие представлений о здоровом образе жизни, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем, знания о правилах безопасного поведения и разумных действиях в непредвиденных ситуациях, способах оказания элементарной помощи и самопомощи.
Все содержание программы «Детство» центрировано на ребенке, создании ему эмоционально-комфортного состояния и благоприятных условий для развития индивидуальности, позитивных личностных качеств.
Построение педагогического процесса предполагает преимущественное использование наглядно-практических методов и способов организации деятельности: наблюдений, экскурсий, элементарных опытов, игровых проблемных ситуаций. Содержательные связи между разными разделами программы позволяют педагогу интегрировать образовательное содержание при решении воспитательно-образовательных задач. Это дает возможность развивать в единстве познавательную, эмоциональную и практическую сферу личности ребенка.
Все содержание программы «Детство» центрировано на ребенке, создании ему эмоционально-комфортного состояния и благоприятных условий для развития индивидуальности, позитивных личностных качеств.
В основной части представлено содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей «Физическая культура», «Здоровье», «Безопасность», «Социализация, «Труд», «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», «Музыка», дана характеристика планируемых результатов освоения детьми программы.
В основной части программы представлено содержание работы в четырех возрастных группах, отражены особенности возраста и организации жизни детей, общие задачи воспитания и развития, режим, некоторые требования к предметно-развивающей среде. Последовательно раскрываются задачи и содержание по каждой образовательной области, формы и методы работы с детьми, интеграция образовательных областей.
В разделе «Ориентация детей в образовательной области» отражены объекты, о которых узнает ребенок, что помогает ему правильно ориентироваться в той или иной сфере окружающего мира (социальной, художественной, природной, предметной сферах). Содержание этого раздела показывает воспитателю, как обогащаются детские представления о мире, какие темы важно затрагивать в общении с детьми, наблюдении, беседах, знакомстве с художественной литературой и искусством.
В разделе «Организация опыта освоения образовательной области» раскрывается содержание работы воспитателя по развитию детской самостоятельности, формированию различных умений (практических, коммуникативных, познавательных, художественных), эмоций и чувств дошкольников (социально-нравственных, эстетических, познавательных).
Основная часть программы, включая также раздел, посвященный взаимодействию детского сада с семьей, заканчивается перечнем методического обеспечения процесса воспитания и развития детей по программе «Детство» и подготовки педагога, готового к реализации данной программы в своей профессиональной деятельности.
Дополнительная часть (региональный компонент). В ней предложены варианты отдельных программ, углубляющих основное образовательное содержание в соответствии с актуальными детскими интересами, запросами семьи, возможностями региона и задачами обогащенного развития дошкольника.
К концу старшего дошкольного возраста ребенок:
Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Ребенок технически правильно выполняет большинство физических упражнений, проявляя интерес, активность, необходимые усилия. Может оценить усилия других детей, упорен в достижении своей цели и положительного результата. Способен организовать подвижные игры и упражнения с подгруппой сверстников и малышей. Может придумать и выполнить несложные физические упражнения. Понимает значение здоровья, необходимость выполнения режима дня, важность занятий спортом, утренней гимнастики. Самостоятельно выполняет доступные возрасту культурно-гигиенические навыки, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.
Способен инициативно и самостоятельно действовать в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности. Умеет сам выдвинуть идеи, план действий, организовать партнеров по деятельности. В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому.
Эмоционально отзывчивый. Правильно понимает эмоциональные состояния других людей, активно выражает готовность помочь. Откликается на эмоции близких людей и друзей, проявляет сочувствие. Умеет «читать» эмоциональные состояния по мимике, жестам, интонации голоса, высказывает мнение о причинах эмоционального состояния сверстника. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.
Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок освоил основы культуры поведения, дружеских взаимоотношений. Использует деловую, познавательную, личностную формы общения. С удовольствием участвует в коллективных делах: способен принять общую цель и условия, старается действовать согласованно, выражает живой интерес к общему результату. Владеет речевыми умениями, адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве). Способен изменять стиль общения со взрослым или сверстником, в зависимости от ситуации.
Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том, «что такое хорошо и что такое плохо» (нельзя драться, нельзя обижать маленьких, нехорошо ябедничать, нужно делиться, нужно уважать взрослых и т. п.). В поведении наблюдаются элементы волевых проявлений: при необходимости ребенок умеет сдерживаться, проявляет терпение и настойчивость. Чутко реагирует на оценку своих действий и поступков, воздерживается от повторения действий, отрицательно оцененных взрослыми. Способен к элементарному планированию своих действий, направленных на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и т. п.).
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту. Ребенок может применять усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе. Правильно выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. Использует сенсорные эталоны для оценки свойств и качеств предметов. Умеет пользоваться несложными наглядными моделями, схемами при решении задач. Вычленяет существенные родовые признаки и осуществляет группировку предметов, доказывает правильность обобщений, выражает в речи логические связи и зависимости. Проявляет творчество в интеллектуальных играх, интересуется разгадыванием кроссвордов, ребусов.
Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе (ближайшем социуме), государстве (стране), мире и природе.
Представление о себе. Ребенок имеет представление о своем возрасте, половой принадлежности; рассказывает о себе, о событиях своей жизни, об эпизодах раннего детства, мечтах, подготовке к школе, о своих умениях и достижениях.
Представление о семье. Ребенок имеет представление о составе семьи, родственных отношениях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; гордится своей семьей, своими близкими: рассказывает об их профессиях, достижениях, увлечениях, о детстве родителей, их школьных годах. Представление об обществе (ближайшем социуме). Ребенок имеет представления о культурных ценностях общества и о своем месте в нем.
Представления о государстве. Ребенок знает о принадлежности к нему, о символах государства, «малой» и «большой» Родине, ее природе. Представления о мире. Ребенок имеет представления о планете Земля, многообразии стран, населения, о природе планеты, разнообразии языков.
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.
Ребенок умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. Владеет разнообразными речевыми умениями: выслушать и понять речь собеседника, понятно для слушателя выразить свои мысли в форме предложения, рассказа, рассуждения; имеет богатый словарный запас, владеет средствами языковой выразительности. Проявляет настойчивость и волевые усилия в поиске ответа на вопросы. Владеет элементарным самоконтролем, приемами сопоставления своих действий с образцом, умеет находить ошибки и исправлять их.
Овладевший необходимыми специальными умениями и навыками. У ребенка сформированы специальные умения и навыки (речевые, изобразительные, музыкальные, конструктивные и другие), необходимые для осуществления различных видов детской деятельности (см. соответствующие разделы программы по образовательным областям).
Образовательный мониторинг может быть определен как система организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование развития.
· Постоянный сбор информации об объектах контроля, то есть выполнение функций слежения.
· Изучения объектов по одним и тем же критериям с целью выявления динамики изменений.
· Компактность, минимальность измерительных процедур и их включенность в педагогический процесс.
Структура мониторинга включает в себя следующие этапы:
· Определение объекта мониторинга, установление стандарта(эталона, норматива) и операционализация мониторинга (определение критериев, показателей, индикаторов)
· Сбор информации об объекте мониторинга по средство наблюдения за объектом и условиями его функционирования с применение комплекса методик.
· Обработка и анализ полученной, а так же уже имеющейся информации из существующих источников.
· Интерпретация и комплексная оценка объекта на основе полученной информации и прогноз развития.
· Принятие решения об изменении деятельности.
Объектами мониторинга качества результатов деятельности ДОУ является: Физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка
· Степень освоения ребенком образовательной программы, его образовательные достижения
· Степень готовности ребенка к школьному обучению
· Удовлетворенность различных групп потребителей (родители, воспитатели, учителя) деятельности ДОУ
При проектировании карты мониторинга педагогического процесса ДОУ следует обеспечить его направленность на отслеживание качества:
· Образовательной деятельности, осуществляемой в процессе организации различных видов деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтение) и в ходе режимных моментов.
· Организация самостоятельной деятельности детей
· Взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей дошкольного возраста.
Анализ условий, обеспечивающий качество педагогического процесса:
· Кадровый потенциал ДОУ (особенности профессиональной компетенции педагогов)
· Развивающая среда ДОУ
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Исследование методик и технологий воспитания безопасного поведения у детей дошкольного возраста в условиях дошкольного образовательного заведения. Характеристика основных разделов и содержания программы «Основы безопасности детей дошкольного возраста».
реферат [26,4 K], добавлен 03.11.2014
Обзор задач физического воспитания детей раннего и дошкольного возраста. Программы нового поколения. Физическая культура в разные периоды жизни человека. Особенности методики физического воспитания детей в младшем, среднем и старшем дошкольном возрасте.
курсовая работа [56,0 K], добавлен 10.03.2015
Особенности воспитания в детском саду. Задачи воспитателя при работе с детьми. Проблема дошкольного образования. Основные цели работы Центра развития ребенка. Направления деятельности учреждения. Образовательные программы, которые использует ДОУ.
презентация [3,2 M], добавлен 28.04.2014
Организационно-правовое обеспечение образовательной деятельности. Структура подготовки специалистов. Анализ и рефлексия целостного педагогического процесса. Условия реализации государственной программы «Патриотическое воспитание граждан на 2006-2010 гг.».
курсовая работа [76,7 K], добавлен 16.09.2012
Особенности программы и роль целенаправленного физического воспитания в процессе психомоторного, умственного и эмоционального развития детей дошкольного возраста. Организация групп обучения и воспитания в американской системе физического воспитания.
контрольная работа [21,4 K], добавлен 17.10.2010
Консультация для педагогов «Особенности примерной образовательной программы «Детство» в свете ФГОС ДО»
Консультация для педагогов
«Особенности примерной образовательной программы «Детство» в свете федерального государственного стандарта дошкольного образования»
Быльцева И.А., методист
МБДОУ «Новоаганского ДСКВ «Лесная сказка»
Программа «Детство» существует 20 лет, успешно реализуется во многих регионах России, в том числе и нашем учреждении. На сегодняшний день программа имеет статус вариативной примерной программы дошкольного образования. Она полностью перестроена в соответствии с ФГОС дошкольного образования.
Сегодня в учебно-методический комплекс программы входит планирование по федеральному государственному образовательному стандарту, отдельные книги из опыта работы детских садов, реализующих программу.
На сегодняшний день согласно ФГОС дошкольного образования каждое учреждение составляет свою образовательную программу, на основе которой выстаивается образовательный процесс. Она разрабатывается на основе примерной основной образовательной программы, с учетом вариативной примерной программы. Также в содержание программы могут быть включены и парциальные программы в соответствии с приоритетными направлениями организации.
Что же изменилось в программе «Детство» с введением ФГОС дошкольного образования? По мнению Веры Александровны Деркунской, ФГОС дошкольного образования оказался гораздо ближе авторам программы, нежели ФГТ. Стандарт позволил более ярко показать особенности программы. Почему? Во-первых, потому что стандарт призывает нас к реализации трех основных идей, которые всегда были в основе программы «Детство».
Первая идея – сохранение уникальности и самоценности дошкольного детства. В общем, это идея всегда существовала в дошкольном образовании, но, к сожалению, ограничивалась рамками подготовки к школьному обучению, «натаскиванию на школу». Но идея готовить к будущему, минуя настоящее, сама по себя является утопичной. Каждая ступень образования должна быть ориентирована на свой возраст. И задача подготовки к школьному обучению не должна превалировать на дошкольной ступени образования. В то же время нельзя сказать, что педагоги вообще не готовят ребенка к школе. Конечно, готовят. Задачи, которые решаются в рамках образовательных областей «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие», служат основой для дальнейшего школьного обучения. Деятельность педагогов направлена, прежде всего, на подготовку ребенка к решению постепенно усложняющихся задач.
Для дошкольного детства характерны, прежде всего, игра, фантазирование, творчество, общение, экспериментирование, а не учебная деятельность. И замечательно, что сегодня часть задач по подготовке к школьному обучению взяли на себя школы, организую курсы подготовки первоклассников.
Вторая идея стандарта – социализация, индивидуализация развития личности ребенка. Сегодня в нашей стране нет другой такой организации, кроме детского сада, которая бы занималась вопросами социализации ребенка в таком объеме.
В то же время, социализация одна из самых важных проблем современного общества. Социализация – приобщение к социальным нормам, традициям, усвоение правил, умение общаться (собственно сам процесс коммуникации), эмоциональные проявления. С рождения ребенка окружают множество взрослых (мама, папа, бабушки, дедушки, дяди, тети…), а вот общения с другими детьми ему не хватает. Психологи отмечают, что приходя в детский сад, ребенок свободно общается со взрослыми, но совершенно не умеет взаимодействовать с другими детьми, договариваться, играть вместе. Ушли в прошлое совместные игры во дворах, когда дети всех возрастов играли вместе, совместные прогулки, походы в гости друг к другу, что создавало естественную среду для социализации. Естественный процесс социализации нарушен, остался только организованный процесс. Поэтому сегодня дошкольное образование получает основную цель, миссию социализировать ребенка. Он может к семи годам не уметь читать, для этого у него впереди и школа, и как показывает практика, уже к концу первой четверти эта задача успешно решается, но если ребенок не научился общаться, делится впечатлениями, вступать в совместное дело, это, прямо сказать, разрушенная судьба. И это не просто громкое высказывание, так как человек по сути своей существо социальное, и социализация ведущий процесс, от которого зависит его будущее. Поэтому программа Детство» уделяет этому процессу особое внимание.
Социализация важна и для понимания ребенком самого себя. Но открыть, познать себя он может только через призму других детей. Это закон психологического восприятия.
Огромное значение имеет ориентация ребенка на результат своей деятельности. Современный ребенок – продуктивен. Если ещё примерно 15 лет назад психологи утверждали, что дошкольнику интересен и важен только процесс, то сегодня это утверждение утратило свою актуальность. Сама по себе деятельность человека проявляется и продолжается в творениях, носит продуктивный характер. Результат – итоговый компонент в структуре деятельности. То есть, уже по определению, деятельности без результата быть не может. Продукт (материальный, нематериальный) должен быть всегда.
Представленные основные идеи ФГОС дошкольного образования находят отражение в программе «Детство».
Что же ещё изменилось в программе «Детство» с введением ФГОС дошкольного образования?
1. В программе появился раздел, посвященный раннему возрасту. Рассмотрены характеристики особенностей развития этого возраста, определены задачи, представлено содержание и особенности организации образовательного процесса в группах раннего возраста по каждой образовательной области, определено содержание методических материалов и средств обучения и воспитания в период адаптации ребенка к условиям детского сада.
Раннее детство – один из самых насыщенных периодов детства. Сегодня наблюдается заметная акселерация развития, отражающаяся на результатах развития детей раннего возраста. Отмечается опережающее социальное развитие, значительно раньше наступает кризис трех лет. Все это заставило авторов программы обратить особое внимание именно на этот период, выделив его в самостоятельный раздел.
2. За результат в программе «Детство» принята компетентность. Каждая образовательная область заканчивается тем, что у ребенка появляется какая-либо компетентность. Формирование компетентности процесс сложный и длительный. Сначала это появление изначальных умений, которые переходят в навыки (младший возраст). Далее это опыт деятельности (4-6 лет). К 7-8 года у ребенка появляется компетентность. То есть ребенок способен переносить полученный опыт в разные ситуации жизни.
3. Изменились подходы к планированию. Как и в любой программе, планирование в программе «Детство» строится на основе пяти образовательных областей. А вот содержание областей несколько отличается. Но никак не противоречит стандарту дошкольного образования, который предусматривает минимум. Меньше этого минимума педагоги дать не могут, а вот больше – вполне могут.
Авторский коллектив программы не пошел по пути комплексно тематического планирования, считая его менее интересным для современных детей. За единицу планирования в программе взята образовательная ситуация. Авторы обратились к такой единице, так как именно в ней можно эффективно реализовать ситуационный, проблемный подход к планированию, который соответствует современному ребенку.
В особенности планирования образовательного процесса в программе «Детство» попадает событийные подход. Сегодня ни в одной программе нет жесткого перспективного плана, которого строго должны придерживаться педагоги. Сегодня план – это гибкая ткань образовательного процесса, которая дает возможность насыщать этот процесс интересными событиями, проектами. Событие – особенность современного детства. Любое событие интересное детям может стать основой для занятия, совместной деятельности. Оно может изменить разработанный ранее план, и ничего страшного в этом нет. Планирование должно идти от ребенка, от его интересов, поэтому жесткого, категоричного подхода к планированию быть и должно. Почему сложилось такое положение? Любая программа должна, прежде всего, отвечать психологическим особенностям ребенка. А современные дети сегодня другие. Они уже не такие как 10-15 лет назад. Изменились и условия, в которых существуют и развиваются дети, изменилась их субкультура. Все это должны учитывать авторы программ.
Событийному подходу соответствует и экспромтность. Экспромтные дни – неотъемлемая часть программы «Детство». Они позволяют интересно построить день в детском саду. Экспромтные дни нельзя запланировать заранее, они возникают спонтанно. Например, выпал первый снег. И это явление может основой для деятельности детей в этот день. Таким образом, может появиться День первого снега.
Авторы программы приветствуют появление в планирование воспитателей тематических дней, неделей, так как целостность восприятия окружающего мира очень важна для развития ребенка. В отличии от экспромтных дней их можно запланировать заранее. Например, День оранжевого, когда всё (среда, предметы, стихи, песни и т.д.) направлено на освоении оранжевого цвета, его оттенков. Рассматривая оранжевый цвет в природе, в одежде детей (родителям заранее может быть предложено привести ребенка в детский сад в одежде оранжевого цвета), в окружающих предметах, фруктах, овощах и т.д., дети начинают осваивать этот цвет более живо, целостно, во всех способах познания.
Еще одной единицей планирования в программе являются проекты. Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов дошкольника. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и других видов деятельности. Через объединение разных областей знаний формируется целостное восприятие картины окружающего мира.
Проектная деятельность помогает связать обучение с жизнью, формирует исследовательские навыки, развивает познавательную активность, самостоятельность, творческие способности, умение планировать, работать в коллективе. Всё это способствует успешному обучению детей в школе.
Такие подходы к планированию сегодня очень актуальны, поэтому авторы программы не могли не обратиться к ним. И события, и экспромтные дни, и тематические дни вызывают живой интерес у всех участников образовательного процесса (детей, родителей, самих педагогов). А интерес, как известно, один из самых сильных стимулов развития.
3. Программа «Детство» строится на проблемном подходе, когда дети совместно разрешают какие-либо ситуации, опытным путем добывают информацию, знания, которые интериаризуются во внутренний мир ребенка.
Основой для доклада послужили материалы семинара В.А.Деркунской «Образовательный процесс в детском саду на основе примерной образовательной программы «Детство» в условиях введения ФГОС ДО»