Что относится к науке гигиена
Значение слова «гигиена»
[От греч. ‛υγιαίνω — я здоров]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Факторы среды разнообразны и подразделяются на:
Биологические — микроорганизмы, паразиты, насекомые, антибиотики и другие биосубстраты.
Физические — шум, вибрация, электромагнитное и радиоактивное излучения и т. п.
Химические — химические элементы и их соединения.
Факторы деятельности человека — режим дня, тяжесть и напряжённость труда и т. д.
Прикладной раздел гигиены, направленный на разработку мероприятий по оптимизации и профилактике, называется санитария. Эти мероприятия реализуются в комплексе: архитектурно-планировочное, санитарно-техническое, медико-профилактическое, организационно-планировочное, санитарно-законодательное и др. направления.
Результатом санитарно-законодательного направления являются существующие гигиенические нормативы — предельно допустимая концентрация (ПДК), предельно допустимый уровень (ПДУ), и другие. По сути, именно гигиена обеспечивает безопасность существования индивидуума, предотвращая воздействие вредных факторов.
ГИГИЕ’НА, ы, мн. нет, ж. [от греч. hygiainō — я здоров] (книжн.). Учение о здоровом образе жизни, о здоровых условиях жизни. Соблюдение правил гигиены. Социальная г. || Совокупность практических мер, обеспечивающих сохранение здоровья. Г. жилищ. Г. глаза. Г. труда.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
гигие́на
1. мед. область медицины, изучающая влияние условий жизни и труда на здоровье человека и разрабатывающая меры (санитарные нормы, правила и др.), направленные на предупреждение заболеваний, обеспечение оптимальных условий существования, укрепление здоровья и продление жизни
2. совокупность практических мер, действий, обеспечивающих сохранение здоровья
3. перен. обеспечение условий сохранения нормального экологического состояния растительных и животных организмов, окружающей среды
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: извозчик — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Гигиена как наука, предмет, задачи, методы и связь с другими дисциплинами
Сам термин гигиена происходит от феческого слова hygienos,чтозначит»ц елебный, приносящий здоровье».
Гигиена как наука включает в себя несколько дисциплин, например, коммунальную гигиену (гигиена воздуха, гигиена воды и водоснабжения, гигиена почвы и очистка населенных мест, гигиена жилищ и населенных мест, гигиена лечебно-профилактических учреждений), личную гигиену, гигиену питания, гигиену труда, гигиену детей и подростков и др.
Необходимо различать термины «гигиена» и «санитария».
Предмет гигиеныхорошо раскрывается в ее определении.
Основная задача гигиены состоит в профилактике, т.е. сохранении здоровья людей. В связи с этим можно назвать следующие основные направления:
2) Разработка средств и способов, направленных на повышение сопротивляемости организма к возможным неблагоприятным факторам внешней среды, на улучшение здоровья и физического развития. Эти задачи решают гигиена питания, гигиена труда, личная гигиена и др.
3) Борьба с инфекционными заболеваниями. Здесь прослеживается непосредственная связь между гигиеной и эпидемиологией.
Свои задачи гигиена решает, используя определенные методы:
1. Гигиенические обследования и наблюдения или «санитарные описания». При этом обычно заполняются санитарные карты.
2. Инструментально-лаборатор ные методы. Включают практически все методики оценки окружающей среды (биологические, физиологические, биохимические и т.д.).
В 1844 г. М. Леви (Париж) был создан первый учебник но гигиене.
В 1854 г. Парке (Лондон) выпустил в свет пособие по эксперименталь-
Назначенный в 1853 году ординарным профессором, Макс Петтенкофер лупил к созданию специальной, самостоятельной гигиенической кафед-которая официально была открыта в 1865 году в Мюнхенском универси-
По инициативе ученого и его планам в Мюнхене в 1875 году был поен первый гигиенический институт, который послужил примером для уч-дений такого рода и явился центром развития гигиенической науки. Макс Петтенкофер справедливо признается основоположником совре-юй научной экспериментальной гигиены. До него эта дисциплина носила ■и исключительно характер личной гигиены, занималась разработкой, игандой правил и советов, касающихся сохранения здоровья и продления юй жизни.
Со времени Макса Петтенкофера гигиена получила направление как :а об общественном здоровье и общественных мерах его сохранения и :пления.
При этом ученый не только вооружил гигиену лабораторными способами [едования, но и разработал ряд крупных гигиенических проблем, подняв ену на уровень точной экспериментальной науки. Ученый разрабатывал проблему воздуха жилища во всех ее аспектах.
На первое место необходимо поставить фундаментальные рцЫш уме мши и вентиляции, основанные на экспериментальных исследованиях оценки л рокачественности воздуха жилых помещений по степени содержания угле».и слого газа как показателя загрязнения воздуха и установлении величины воздухообмена в помещениях. Разработанная им методика определения углекислоты в воздухе применяется и в настоящее время.
Следует отметить, что Макс Петтенкофер возражал против решающей роли микробного фактора, защищаемой Р. Кохом и возглавляемой им бактериологической школой.
В 1882 году Макс Петтенкофер выпустил многотомное руководство по
Развитие гигиены в России. Виднейшие представители.
Основоположник отечественной терапии М. Я- Мудрое подчеркивал необходимость заботиться о здоровье «людей здоровых, предохранить их от болезней. «.
Н. Г. Захарьин говорил о необходимости включения гигиены в медицинское образование и, более того, утверждал, что гигиена является «важнейшим предметом деятельности всякого практического врача».
Великому хирургу Я. И. Пирогову принадлежат слова о том, что «будущее принадлежит медицине предохранительной».
Понимание необходимости развития гигиенической науки повлекло за собой конкретные действия в этом направлении.
Сначала гигиена в России преподавалась в виде курса при кафедре судебной медицины в Санкт-Петербургской Медико-хирургической академии.
В 1871 году А. П. Доброславиным была создана первая в России самостоятельная кафедра гигиены в Военно-медицинской академии в Петербурге. Доброславин был автором первого русского учебника по гигиене, создал первую гигиеническую экспериментальную лабораторию и фундамент для последующего развития отечественной гигиены.
Одним из учеников Эрисмана был выдающийся ученый Г. В. Хлопин. Он создал большую школой гигиенистов, возглавлял кафедры гигиены, в том числе в нашем университете (Женском медицинском институте) с 1904 года. Хлопин является автором ряда учебников по гигиене и монографий по различным проблемам гигиены.
Учеником Хлопина был В. А. Углов, который также работал в 1 ЛМИ.
Он работал в области коммунальной гигиены, гигиены питания, военной гигиены.
В советский период огромный вклад в гигиену внесли такие ученые как Н. А. Семашко, А. Н. Сысин, Ф. Г. Кротков, А. Н. Марзеев, А. В. Мольков, А. А. Летавет, Л. К. Хоцянов.
Предмет и задачи гигиены
Лекция 1.
Гигиена: введение. Биологические факторы среды.
1. Предмет, цели и задачи гигиены.
Предмет и задачи гигиены.
Общая гигиена — это медицинская наука о сохранении и укреплении здоровья человека, предупреждении (профилактике) заболеваний и патологических состояний, обеспечении оптимальных условий существования человека, продлении его активного долголетия.
Предмет гигиены – влияние различных факторов внешней среды, в том числе физических нагрузок, на функциональное состояние организма человека, состояние его здоровья и работоспособность.
Основные задачи гигиены:
Внешняя среда (в гигиене) – комплекс природных, социальных, бытовых и других факторов, в которых протекает жизнедеятельность (труд, учеба, отдых) человека.
Социальные факторы:условия труда, быта, отдыха, питания, миграционные процессы, уровень образования, культуры.
Бытовые факторы:проживание в неблагоустроенной квартире, отсутствие централизованного водоснабжения, занятия спортом, посещение спортзалов, бассейнов, курение, употребление алкоголя, перенесенные заболевания, наследственность.
Особенно важную роль в развитии гигиены играет её неразрывная связь с физиологией.
Организм может существовать только до тех пор, пока происходит процесс уравновешивания между ним и окружающими его внешними условиями; организм перестает существовать, как только этот процесс уравновешивания серьезно нарушается. Естественно, что для гигиены как науки о связи и взаимодействии организма с окружающей средой, это положение Павловской физиологии играет первостепенною роль.
В гигиене организм человека и окружающая его среда рассматриваются как неразрывное целое, элементы единой системы «организм—внешняя среда». Именно на основе изучения особенностей влияния на организм человека различных факторов внешней среды разрабатываются конкретные гигиенические рекомендации, санитарные нормы и правила, обеспечивающие создание благоприятных условий труда, быта, отдыха, занятий физической культурой и спортом для различных категорий населения.
Неблагоприятные изменения условий внешней среды, превышающие по своему уровню и качеству приспособительные возможности организма человека, могут нарушить сформировавшиеся в процессе онто- и филогенеза взаимоотношения организма человека с внешней средой и привести к формированию у него различных функциональных отклонений или тех или иных патологических процессов.
К основным неблагоприятным факторам внешней среды относятся:
· резкие колебания метеорологических факторов;
· загрязнение воздуха пылью и другими загрязнителями;
· неблагоприятные бытовые и производственные условия;
· длительное чрезмерное физическое и психическое перенапряжение;
· недостаточный или избыточный уровень привычной суточной двигательной активности;
Гигиенический норматив — это установленное исследованиями допустимое максимальное или минимальное количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего тот или иной фактор среды обитания с позиций его безопасности и (или) безвредности для человека
Гигиенические требования к факторам окружающей среды реализуются различными путями. Одним из них является санитарное законодательство. В соответствии с Законом РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы определяются как нормативные акты, устанавливающие критерии безопасности или безвредности для человека факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности. Несоблюдение этих нормативных актов создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распространения заболеваний.
Санитарные правила должны соблюдать все государственные органы и общественные объединения, предприятия и иные хозяйствующие субъекты, организации и учреждения независимо от подчиненности и форм собственности, должностные лица и граждане (ст. 3).
Контроль за выполнением этого закона осуществляется в форме предупредительного и текущего санитарного надзора. В Российской Федерации предупредительный санитарный надзор и текущий санитарный надзор производят органы санитарно-эпидемиологического надзора.
Государственный санитарно-эпидемиологический надзор — деятельность по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания.
Результаты предупредительного и текущего санитарного надзора оформляются в виде санитарно-эпидемиологического заключения.
Санитарно-эпидемиологическое заключение — это документ, удостоверяющий соответствие или несоответствие санитарным правилам факторов среды обитания, хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ и услуг, а также проектов нормативных актов, проектов строительства объектов, эксплуатационной документации.
Основные методы исследований, используемые в области общей гигиены. В зависимости от решаемых задач в общегигиенической науке используют следующие методы исследований: санитарное описание, физические, химические, санитарно-статистические, экспериментальные, бактериологические, физиологические, клинические и др.
Метод санитарного описания заключается в изучении и подробном описании санитарно-гигиенического состояния различных объектов. Однако он не позволяет получить необходимую качественную и количественную характеристику факторов внешней среды.
Физические методы позволяют определить многие важные параметры окружающей среды: температуру, влажность, скорость движения и охлаждающую способность воздуха, атмосферное давление, интенсивность лучистой энергии, освещенность, уровень радиоактивного излучения, шума, вибрации и др.
Химические методы применяются для определения химического состава воздуха, воды, пищевых продуктов, а также для изучения воздействия химических веществ на организм человека в производственных и бытовых условиях.
Санитарно-статистический метод позволяет оценивать суммарное влияние изучаемых факторов на важные показатели состояния здоровья населения или отдельных групп людей.
Бактериологические методы в гигиенических исследованиях позволяют определять бактериальную загрязненность воздуха, воды, пищевых продуктов, одежды и обуви, инвентаря и др.
Физиолого-гигиенические методы позволяют определять различные изменения в функционировании ведущих физиологических систем организма при различных условиях жизни, труда, спортивной деятельности и т.п.
Клинические методы в гигиенических исследованиях дают информацию об изменениях состояния здоровья и работоспособности при воздействии различных факторов, в том числе и профессиональных. Это позволяет выявлять ранние признаки заболеваний и проводить соответствующие профилактические и лечебные мероприятия.
Использование вышеперечисленных методов на фоне моделирования разнообразных условий внешней среды позволяет изучать влияние отдельных факторов или их комплекса на организм человека, давать гигиеническую оценку различным санитарно-гигиеническим устройствам, новым видам одежды и обуви и т.п.
В зависимости от решаемых задач гигиеническая наука пользуется разнообразными методами:
1. САНИТАРНО-ОПИСАТЕЛЬНЫМ — для изучения санитарного состояния отдельных сооружений (жилых, общественных, спортивных), а так же улиц, районов, городов и различных коллективов.
В связи с этим в гигиенических исследованиях широко применяется комплекс объективных физических, химических, бактериологических, радиологических, социологических, токсикологических, клинических, физиологических, биохимических, санитарно-статистических, математико-статистических методов исследования, позволяющих дать количественную и качественную характеристику санитарно-гигиенического состояния изучаемого объекта по тому или иному признаку.
Физические методы исследования позволяют оценить микроклиматические условия окружающей среды: уровень освещенности, шума, температуру и влажность, направление и скорость движения воздуха и т.д.
Химические методы исследования используются для оценки химического состава воздушной среды и почвы, качества воды, биологической ценности продуктов питания и т.д. Бактериологические методы исследования используются для оценки бактериальной загрязненности воздуха, воды, почвы, пищевых продуктов и других объектов, которые могут служить источником или переносчиком возбудителей инфекционных заболеваний.
Токсикологические методы исследования применяются для оценки действия различных химических веществ на организм че ловека и установления их предельно допустимых концентраций (ПДК) в воде, воздухе, почве.
Клинические и физиологические методы исследования позволяют выявить наиболее ранние неблагоприятные функциональные изменения в организме человека, возникающие при воздействии на него различных факторов внешней среды.
Метод гигиенического эксперимента позволяет изучить влияние факторов окружающей среды на организм человека или животных. Он осуществляется как в естественных, так и в лабораторных условиях. Метод лабораторного эксперимента позволяет моделировать влияние различных факторов окружающей среды на человека для выявления их возможного воздействия на здоровье.
Санитарно-статистические методы исследования дают возможность оценить количественные взаимодействия между факторами внешней среды, здоровьем и физическим развитием различных групп населения (рождаемость, заболеваемость, продолжительность жизни, смертность и другие показатели). Это осуществляется путем анализа информации о разных видах заболеваемости, демографических показателей и данных о физическом развитии различных групп населения др.
Гигиена как отрасль медицинской науки состоит из отдельных отраслей: гигиены окружающей среды, гигиены питания, гигиены детей и подростков, гигиены труда, радиационной гигиены, военной гигиены, социальной гигиены, гигиены физической культуры и спорта.
Основными задачами общей профессиональной гигиены являются:
— изучение влияния характера и условий реализации различных видов профессиональной деятельности на здоровье человека;
— определение в избранном виде профессиональной деятельности опасных (вредоносных) факторов производственной среды;
— определение факторов риска в самом трудовом процессе;
— выявление сопутствующих факторов риска нарушений состояния здоровья человека при избранном виде профессиональной деятельности и различных условиях ее реализации;
— разработка санитарных правил устройства и содержания различного рода предприятий, учреждений и сооружений;
— рекомендации по рациональной организации трудовых процессов и рабочих мест, режима труда и отдыха и т.п.;
— обоснование и разработка комплексных мер профилактики нарушений состояния здоровья человека, связанных с неблагоприятными факторами, сопутствующими каждому виду профессиональной деятельности и условиями ее реализации;
— научное обоснование и разработка гигиенических норм, правил и мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, укрепление здоровья, продление физического и творческого долголетия;
— оценка эффективности используемых оздоровительных мероприятий.
Опасными производственными факторами могут быть:
— химические факторы, в том числе некоторые вещества биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты, белковые препараты), получаемые химическим синтезом и/или для контроля которых используют методы химического анализа;
— биологические факторы: микроорганизмы-продуценты, живые клетки и споры, содержащиеся в препаратах, патогенные микроорганизмы;
— психофизиологические факторы: монотонность труда, напряжение памяти, внимания, эмоциональные нагрузки и др.
Опасными факторами трудового процесса могут быть очень высокая тяжесть и напряженность труда.
Тяжесть труда – характеристика трудового процесса, отражающая степень нагрузки преимущественно на опорно-двигательный аппарат и кардио-респираторную систему. Тяжесть труда определяется физической динамической нагрузкой, массой поднимаемого и перемещаемого груза, общим числом стереотипных рабочих движений, величиной статической нагрузки, формой рабочей позы, степенью наклона корпуса, перемещениями в пространстве.
Напряженность труда – характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу работника (интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные, монотонные нагрузки, напряженный график работы и т.п.).
Неблагоприятные факторы окружающей среды могут негативно влиять на здоровье как отдельного человека, так и группы населения. Благодаря постоянным морфологическим и функциональным адаптивным изменениям, связанным с необходимостью приспосабливаться к конкретным социально-биологическим условиям, изменениям функционального состояния ведущих адаптивных систем организма формируется устойчивость организма к действию неблагоприятных факторов внешней среды. И одна из важнейших задач
физической культуры состоит именно в том, чтобы способствовать конкретному человеку в выработке высокой устойчивости к действию комплекса неблагоприятных факторов окружающей среды.
Таким образом, физическая культура является одним из важнейших средств решения главных задач гигиены. В течение многих лет научные исследования в области гигиены физического воспитания детей и подростков проводились в отделе гигиены физического воспитания НИИ гигиены детей
и подростков Министерства здравоохранения СССР под руководством А.Г.Сухарева и Л.И.Абросимовой. Сотрудниками отдела были разработаны гигиенические рекомендации по закаливанию детей и подростков, нормированию физических нагрузок для школьников разных возрастно-половых групп в процессе физического воспитания, обоснована применимость различных средств физического воспитания с оздоровительной целью.
Гигиена физической культуры и спорта — это наука о влиянии различных факторов, связанных с занятиями физической культурой и спортом, на здоровье занимающихся.
Гигиена физической культуры и спорта является одной из областей профессиональной гигиены.
Основными факторами, оказывающими влияние на организм занимающихся, являются:
· факторы внешней среды — условия, в которых протекают занятия физическими упражнениями в процессе уроков физической культуры, занятий оздоровительной физкультурой, тренировок и соревнований;
· организация и содержание занятий физическими упражнениями в процессе уроков физической культуры, занятий оздоровительной физкультурой и тренировок;
· объем, длительность и интенсивность физических нагрузок при занятиях физическими упражнениями в процессе уроков физической культуры, занятий оздоровительной физкультурой, тренировок и соревнований;
· характер питания в процессе занятий физической культурой, тренировок и соревнований;
· техническое оснащение и состояние спортивных сооружений;
На основе изучения влияния различных факторов, связанных с занятиями физическими упражнениями, разрабатываются гигиенические рекомендации, нормы и правила, обеспечивающие создание благоприятных условий для занятий физической культурой и спортом, повышение их оздоровительной эффективности, а также повышение общей и специальной (спортивной) работоспособности, уровня спортивных результатов при условии сохранения и укрепления здоровья занимающихся.
Цели гигиены физического воспитания и спорта — профилактика различных заболеваний, связанных с воздействиями факторов физической культуры и спорта на лиц, занимающихся физическими упражнениями, повышение оздоровительной эффективности занятий на основе создания оптимальных условий, организации и содержания занятий физической культурой и спортом.
К основным задачам гигиены физической культуры и спорта относятся:
· При решении указанных задач гигиена физической культуры и спорта опирается на данные общей гигиены и профильных гигиенических дисциплин, широко использует теорию физического воспитания, спортивную медицину, физиологию спорта и другие науки.
· разработка практических мероприятий, направленных на предупреждение возможного неблагоприятного влияния различных факторов физической культуры и спорта на занимающихся;
· улучшение состояния здоровья, физического развития, повышение общей и спортивной работоспособности лиц, занимающихся физической культурой и спортом.
Эти задачи определяют выделение следующих разделов гигиены физической культуры и спорта: гигиена планирования, строительства и эксплуатации спортивных сооружений; гигиена закаливания; гигиена питания лиц, занимающихся физической культурой и спортом; гигиена тренировки в отдельных видах спорта.
К числу основных гигиенических средств, применяемых в гигиене физической культуры и спорта, относятся:
· оптимизация условий, режимов, содержания, форм, средств и методов физической культуры и спорта;
· оптимизация физических нагрузок в процессе занятий физическими упражнениями;
Без соблюдения соответствующих гигиенических норм и требований в процессе занятий физической культурой и спортом нельзя обеспечить оптимальные условия для нормального физического развития, сохранения и укрепления здоровья лиц, занимающихся физическими упражнениями, для повышения спортивных достижений.