Что относится к науке гигиена

Значение слова «гигиена»

Что относится к науке гигиена

[От греч. ‛υγιαίνω — я здоров]

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Факторы среды разнообразны и подразделяются на:

Биологические — микроорганизмы, паразиты, насекомые, антибиотики и другие биосубстраты.

Физические — шум, вибрация, электромагнитное и радиоактивное излучения и т. п.

Химические — химические элементы и их соединения.

Факторы деятельности человека — режим дня, тяжесть и напряжённость труда и т. д.

Прикладной раздел гигиены, направленный на разработку мероприятий по оптимизации и профилактике, называется санитария. Эти мероприятия реализуются в комплексе: архитектурно-планировочное, санитарно-техническое, медико-профилактическое, организационно-планировочное, санитарно-законодательное и др. направления.

Результатом санитарно-законодательного направления являются существующие гигиенические нормативы — предельно допустимая концентрация (ПДК), предельно допустимый уровень (ПДУ), и другие. По сути, именно гигиена обеспечивает безопасность существования индивидуума, предотвращая воздействие вредных факторов.

ГИГИЕ’НА, ы, мн. нет, ж. [от греч. hygiainō — я здоров] (книжн.). Учение о здоровом образе жизни, о здоровых условиях жизни. Соблюдение правил гигиены. Социальная г. || Совокупность практических мер, обеспечивающих сохранение здоровья. Г. жилищ. Г. глаза. Г. труда.

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

гигие́на

1. мед. область медицины, изучающая влияние условий жизни и труда на здоровье человека и разрабатывающая меры (санитарные нормы, правила и др.), направленные на предупреждение заболеваний, обеспечение оптимальных условий существования, укрепление здоровья и продление жизни

2. совокупность практических мер, действий, обеспечивающих сохранение здоровья

3. перен. обеспечение условий сохранения нормального экологического состояния растительных и животных организмов, окружающей среды

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Делаем Карту слов лучше вместе

Что относится к науке гигиенаПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: извозчик — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Гигиена как наука, предмет, задачи, методы и связь с другими дисциплинами

Что относится к науке гигиена Что относится к науке гигиена Что относится к науке гигиена Что относится к науке гигиена

Что относится к науке гигиена

Что относится к науке гигиена

Сам термин гигиена происходит от феческого слова hygienos,чтозначит»ц елебный, приносящий здоровье».

Гигиена как наука включает в себя несколько дисциплин, например, коммунальную гигиену (гигиена воздуха, гигиена воды и водоснабжения, ги­гиена почвы и очистка населенных мест, гигиена жилищ и населенных мест, гигиена лечебно-профилактических учреждений), личную гигиену, гигиену питания, гигиену труда, гигиену детей и подростков и др.

Необходимо различать термины «гигиена» и «санитария».

Предмет гигиеныхорошо раскрывается в ее определении.

Основная задача гигиены состоит в профилактике, т.е. сохранении здо­ровья людей. В связи с этим можно назвать следующие основные направле­ния:

2) Разработка средств и способов, направленных на повышение сопро­тивляемости организма к возможным неблагоприятным факторам внешней среды, на улучшение здоровья и физического развития. Эти задачи решают гигиена питания, гигиена труда, личная гигиена и др.

3) Борьба с инфекционными заболеваниями. Здесь прослеживается не­посредственная связь между гигиеной и эпидемиологией.

Свои задачи гигиена решает, используя определенные методы:

1. Гигиенические обследования и наблюдения или «санитарные описа­ния». При этом обычно заполняются санитарные карты.

2. Инструментально-лаборатор ные методы. Включают практически все методики оценки окружающей среды (биологические, физиологические, биохимические и т.д.).

В 1844 г. М. Леви (Париж) был создан первый учебник но гигиене.

В 1854 г. Парке (Лондон) выпустил в свет пособие по эксперименталь-

Назначенный в 1853 году ординарным профессором, Макс Петтенкофер лупил к созданию специальной, самостоятельной гигиенической кафед-которая официально была открыта в 1865 году в Мюнхенском универси-

По инициативе ученого и его планам в Мюнхене в 1875 году был по­ен первый гигиенический институт, который послужил примером для уч-дений такого рода и явился центром развития гигиенической науки. Макс Петтенкофер справедливо признается основоположником совре-юй научной экспериментальной гигиены. До него эта дисциплина носила ■и исключительно характер личной гигиены, занималась разработкой, игандой правил и советов, касающихся сохранения здоровья и продления юй жизни.

Что относится к науке гигиена

Со времени Макса Петтенкофера гигиена получила направление как :а об общественном здоровье и общественных мерах его сохранения и :пления.

При этом ученый не только вооружил гигиену лабораторными способами [едования, но и разработал ряд крупных гигиенических проблем, подняв ену на уровень точной экспериментальной науки. Ученый разрабатывал проблему воздуха жилища во всех ее аспектах.

На первое место необходимо поставить фундаментальные рцЫш уме мши и вентиляции, основанные на экспериментальных исследованиях оценки л рокачественности воздуха жилых помещений по степени содержания угле».и слого газа как показателя загрязнения воздуха и установлении величины воз­духообмена в помещениях. Разработанная им методика определения углеки­слоты в воздухе применяется и в настоящее время.

Следует отметить, что Макс Петтенкофер возражал против решающей роли микробного фактора, защищаемой Р. Кохом и возглавляемой им бакте­риологической школой.

В 1882 году Макс Петтенкофер выпустил многотомное руководство по

Развитие гигиены в России. Виднейшие представи­тели.

Основоположник отечественной терапии М. Я- Мудрое подчеркивал не­обходимость заботиться о здоровье «людей здоровых, предохранить их от бо­лезней. «.

Н. Г. Захарьин говорил о необходимости включения гигиены в меди­цинское образование и, более того, утверждал, что гигиена является «важнейшим предметом деятельности всякого практического врача».

Великому хирургу Я. И. Пирогову принадлежат слова о том, что «будущее принадлежит медицине предохранительной».

Понимание необходимости развития гигиенической науки повлекло за собой конкретные действия в этом направлении.

Сначала гигиена в России преподавалась в виде курса при кафедре су­дебной медицины в Санкт-Петербургской Медико-хирургической академии.

В 1871 году А. П. Доброславиным была создана первая в России само­стоятельная кафедра гигиены в Военно-медицинской академии в Петербурге. Доброславин был автором первого русского учебника по гигиене, создал пер­вую гигиеническую экспериментальную лабораторию и фундамент для после­дующего развития отечественной гигиены.

Одним из учеников Эрисмана был выдающийся ученый Г. В. Хлопин. Он создал большую школой гигиенистов, возглавлял кафедры гигиены, в том числе в нашем университете (Женском медицинском институте) с 1904 года. Хлопин является автором ряда учебников по гигиене и монографий по раз­личным проблемам гигиены.

Учеником Хлопина был В. А. Углов, который также работал в 1 ЛМИ.

Он работал в области коммунальной гигиены, гигиены питания, военной гигиены.

В советский период огромный вклад в гигиену внесли такие ученые как Н. А. Семашко, А. Н. Сысин, Ф. Г. Кротков, А. Н. Марзеев, А. В. Мольков, А. А. Летавет, Л. К. Хоцянов.

Источник

Предмет и задачи гигиены

Лекция 1.

Гигиена: введение. Биологические факторы среды.

1. Предмет, цели и задачи гигиены.

Предмет и задачи гигиены.

Общая гигиена — это медицинская наука о сохранении и укреплении здоровья человека, предупреждении (профилактике) заболеваний и патологических состояний, обеспечении оптимальных условий существования человека, продлении его активного долголетия.

Предмет гигиены – влияние различных факторов внешней среды, в том числе физических нагрузок, на функциональное состояние организма человека, состояние его здоровья и работоспособность.

Основные задачи гигиены:

Внешняя среда (в гигиене) – комплекс природных, социальных, бытовых и других факторов, в которых протекает жизнедеятельность (труд, учеба, отдых) человека.

Социальные факторы:условия труда, быта, отдыха, питания, миграционные процессы, уровень образования, культуры.

Бытовые факторы:проживание в неблагоустроенной квартире, отсутствие централизованного водоснабжения, занятия спортом, посещение спортзалов, бассейнов, курение, употребление алкоголя, перенесенные заболевания, наследственность.

Особенно важную роль в развитии гигиены играет её неразрывная связь с физиологией.

Организм может существовать только до тех пор, пока происходит процесс уравновешивания между ним и окружающими его внешними условиями; организм перестает существовать, как только этот процесс уравновешивания серьезно нарушается. Естественно, что для гигиены как науки о связи и взаимодействии организма с окружающей средой, это положение Павловской физиологии играет первостепенною роль.

В гигиене организм человека и окружающая его среда рас­сматриваются как неразрывное целое, элементы единой системы «организм—внешняя среда». Именно на основе изучения особен­ностей влияния на организм человека различных факторов внеш­ней среды разрабатываются конкретные гигиенические рекомен­дации, санитарные нормы и правила, обеспечивающие создание благоприятных условий труда, быта, отдыха, занятий физической культурой и спортом для различных категорий населения.

Неблагоприятные изменения условий внешней среды, превы­шающие по своему уровню и качеству приспособительные воз­можности организма человека, могут нарушить сформировавшие­ся в процессе онто- и филогенеза взаимоотношения организма человека с внешней средой и привести к формированию у него различных функциональных отклонений или тех или иных пато­логических процессов.

К основным неблагоприятным факторам внешней среды от­носятся:

· резкие колебания метеорологических факторов;

· загрязнение воздуха пылью и другими загрязнителями;

· неблагоприятные бытовые и производственные условия;

· длительное чрезмерное физическое и психическое перена­пряжение;

· недостаточный или избыточный уровень привычной суточ­ной двигательной активности;

Гигиенический норматив — это установленное исследования­ми допустимое максимальное или минимальное количественное и (или) качественное значение показателя, характеризующего тот или иной фактор среды обитания с позиций его безопасности и (или) безвредности для человека

Гигиенические требования к факторам окружающей среды реа­лизуются различными путями. Одним из них является санитарное законодательство. В соответствии с Законом РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарные пра­вила, нормы и гигиенические нормативы определяются как нор­мативные акты, устанавливающие критерии безопасности или без­вредности для человека факторов среды его обитания и требования к обеспечению благоприятных условий его жизнедеятельности. Несоблюдение этих нормативных актов создает угрозу жизни или здоровью человека, а также угрозу возникновения и распростра­нения заболеваний.

Санитарные правила должны соблюдать все государственные органы и общественные объединения, предприятия и иные хо­зяйствующие субъекты, организации и учреждения независимо от подчиненности и форм собственности, должностные лица и граждане (ст. 3).

Контроль за выполнением этого закона осуществляется в фор­ме предупредительного и текущего санитарного надзора. В Рос­сийской Федерации предупредительный санитарный надзор и те­кущий санитарный надзор производят органы санитарно-эпиде­миологического надзора.

Государственный санитарно-эпидемиологический надзор — деятельность по предупреждению, обнаружению и пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия на­селения в целях охраны здоровья населения и среды обитания.

Результаты предупредительного и текущего санитарного над­зора оформляются в виде санитарно-эпидемиологического заклю­чения.

Санитарно-эпидемиологическое заключение — это документ, удостоверяющий соответствие или несоответствие санитарным правилам факторов среды обитания, хозяйственной и иной дея­тельности, продукции, работ и услуг, а также проектов норматив­ных актов, проектов строительства объектов, эксплуатационной документации.

Основные методы исследований, используемые в области общей гигиены. В зависимости от решаемых задач в общегигиенической науке используют следующие методы исследований: санитарное описание, физические, химические, санитарно-статистические, экспериментальные, бактериологические, физиологические, клинические и др.

Метод санитарного описания заключается в изучении и подробном описании санитарно-гигиенического состояния различных объектов. Однако он не позволяет получить необходимую качественную и количественную характеристику факторов внешней среды.

Физические методы позволяют определить многие важные параметры окружающей среды: температуру, влажность, скорость движения и охлаждающую способность воздуха, атмосферное давление, интенсивность лучистой энергии, освещенность, уровень радиоактивного излучения, шума, вибрации и др.

Химические методы применяются для определения химического состава воздуха, воды, пищевых продуктов, а также для изучения воздействия химических веществ на организм человека в производственных и бытовых условиях.

Санитарно-статистический метод позволяет оценивать суммарное влияние изучаемых факторов на важные показатели состояния здоровья населения или отдельных групп людей.

Бактериологические методы в гигиенических исследованиях позволяют определять бактериальную загрязненность воздуха, воды, пищевых продуктов, одежды и обуви, инвентаря и др.

Физиолого-гигиенические методы позволяют определять различные изменения в функционировании ведущих физиологических систем организма при различных условиях жизни, труда, спортивной деятельности и т.п.

Клинические методы в гигиенических исследованиях дают информацию об изменениях состояния здоровья и работоспособности при воздействии различных факторов, в том числе и профессиональных. Это позволяет выявлять ранние признаки заболеваний и проводить соответствующие профилактические и лечебные мероприятия.

Использование вышеперечисленных методов на фоне моделирования разнообразных условий внешней среды позволяет изучать влияние отдельных факторов или их комплекса на организм человека, давать гигиеническую оценку различным санитарно-гигиеническим устройствам, новым видам одежды и обуви и т.п.

В зависимости от решаемых задач гигиеническая наука пользуется разнообразными методами:

1. САНИТАРНО-ОПИСАТЕЛЬНЫМ — для изучения санитарного состояния отдельных сооружений (жилых, общественных, спортивных), а так же улиц, районов, городов и различных коллективов.

В связи с этим в гигиенических исследованиях широко при­меняется комплекс объективных физических, химических, бак­териологических, радиологических, социологических, токсиколо­гических, клинических, физиологических, биохимических, санитарно-статистических, математико-статистических методов ис­следования, позволяющих дать количественную и качественную характеристику санитарно-гигиенического состояния изучаемого объекта по тому или иному признаку.

Физические методы исследования позволяют оценить микро­климатические условия окружающей среды: уровень освещен­ности, шума, температуру и влажность, направление и скорость движения воздуха и т.д.

Химические методы исследования используются для оценки химического состава воздушной среды и почвы, качества воды, биологической ценности продуктов питания и т.д. Бактериологические методы исследования используются для оценки бактериальной загрязненности воздуха, воды, почвы, пищевых продуктов и других объектов, которые могут служить источником или переносчиком возбудителей инфекционных за­болеваний.

Токсикологические методы исследования применяются для оценки действия различных химических веществ на организм че ловека и установления их предельно допустимых концентраций (ПДК) в воде, воздухе, почве.

Клинические и физиологические методы исследования позво­ляют выявить наиболее ранние неблагоприятные функциональ­ные изменения в организме человека, возникающие при воздей­ствии на него различных факторов внешней среды.

Метод гигиенического эксперимента позволяет изучить вли­яние факторов окружающей среды на организм человека или жи­вотных. Он осуществляется как в естественных, так и в лабора­торных условиях. Метод лабораторного эксперимента позволяет моделировать влияние различных факторов окружающей среды на человека для выявления их возможного воздействия на здо­ровье.

Санитарно-статистические методы исследования дают возможность оценить количественные взаимодействия между факторами внешней среды, здоровьем и физическим развитием различных групп населения (рождаемость, заболеваемость, про­должительность жизни, смертность и другие показатели). Это осу­ществляется путем анализа информации о разных видах заболе­ваемости, демографических показателей и данных о физическом развитии различных групп населения др.

Гигиена как отрасль медицинской науки состоит из отдель­ных отраслей: гигиены окружающей среды, гигиены питания, гигиены детей и подростков, гигиены труда, радиационной ги­гиены, военной гигиены, социальной гигиены, гигиены физи­ческой культуры и спорта.

Основными задачами общей профессиональной гигиены являются:

— изучение влияния характера и условий реализации различных видов профессиональной деятельности на здоровье человека;

— определение в избранном виде профессиональной деятельности опасных (вредоносных) факторов производственной среды;

— определение факторов риска в самом трудовом процессе;

— выявление сопутствующих факторов риска нарушений состояния здоровья человека при избранном виде профессиональной деятельности и различных условиях ее реализации;

— разработка санитарных правил устройства и содержания различного рода предприятий, учреждений и сооружений;

— рекомендации по рациональной организации трудовых процессов и рабочих мест, режима труда и отдыха и т.п.;

— обоснование и разработка комплексных мер профилактики нарушений состояния здоровья человека, связанных с неблагоприятными факторами, сопутствующими каждому виду профессиональной деятельности и условиями ее реализации;

— научное обоснование и разработка гигиенических норм, правил и мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, укрепление здоровья, продление физического и творческого долголетия;

— оценка эффективности используемых оздоровительных мероприятий.

Опасными производственными факторами могут быть:

химические факторы, в том числе некоторые вещества биологической природы (антибиотики, витамины, гормоны, ферменты, белковые препараты), получаемые химическим синтезом и/или для контроля которых используют методы химического анализа;

биологические факторы: микроорганизмы-продуценты, живые клетки и споры, содержащиеся в препаратах, патогенные микроорганизмы;

психофизиологические факторы: монотонность труда, напряжение памяти, внимания, эмоциональные нагрузки и др.

Опасными факторами трудового процесса могут быть очень высокая тяжесть и напряженность труда.

Тяжесть труда – характеристика трудового процесса, отражающая степень нагрузки преимущественно на опорно-двигательный аппарат и кардио-респираторную систему. Тяжесть труда определяется физической динамической нагрузкой, массой поднимаемого и перемещаемого груза, общим числом стереотипных рабочих движений, величиной статической нагрузки, формой рабочей позы, степенью наклона корпуса, перемещениями в пространстве.

Напряженность труда – характеристика трудового процесса, отражающая нагрузку преимущественно на центральную нервную систему, органы чувств, эмоциональную сферу работника (интеллектуальные, сенсорные, эмоциональные, монотонные нагрузки, напряженный график работы и т.п.).

Неблагоприятные факторы окружающей среды могут негативно влиять на здоровье как отдельного человека, так и группы населения. Благодаря постоянным морфологическим и функциональным адаптивным изменениям, связанным с необходимостью приспосабливаться к конкретным социально-биологическим условиям, изменениям функционального состояния ведущих адаптивных систем организма формируется устойчивость организма к действию неблагоприятных факторов внешней среды. И одна из важнейших задач

физической культуры состоит именно в том, чтобы способствовать конкретному человеку в выработке высокой устойчивости к действию комплекса неблагоприятных факторов окружающей среды.

Таким образом, физическая культура является одним из важнейших средств решения главных задач гигиены. В течение многих лет научные исследования в области гигиены физического воспитания детей и подростков проводились в отделе гигиены физического воспитания НИИ гигиены детей

и подростков Министерства здравоохранения СССР под руководством А.Г.Сухарева и Л.И.Абросимовой. Сотрудниками отдела были разработаны гигиенические рекомендации по закаливанию детей и подростков, нормированию физических нагрузок для школьников разных возрастно-половых групп в процессе физического воспитания, обоснована применимость различных средств физического воспитания с оздоровительной целью.

Гигиена физической культуры и спорта — это наука о вли­янии различных факторов, связанных с занятиями физической культурой и спортом, на здоровье занимающихся.

Гигиена физической культуры и спорта является одной из областей профессиональной гигиены.

Основными факторами, оказывающими влияние на организм занимающихся, являются:

· факторы внешней среды — условия, в которых протекают занятия физическими упражнениями в процессе уроков физиче­ской культуры, занятий оздоровительной физкультурой, трениро­вок и соревнований;

· организация и содержание занятий физическими упражне­ниями в процессе уроков физической культуры, занятий оздоро­вительной физкультурой и тренировок;

· объем, длительность и интенсивность физических нагрузок при занятиях физическими упражнениями в процессе уроков фи­зической культуры, занятий оздоровительной физкультурой, тре­нировок и соревнований;

· характер питания в процессе занятий физической культу­рой, тренировок и соревнований;

· техническое оснащение и состояние спортивных сооруже­ний;

На основе изучения влияния различных факторов, связанных с занятиями физическими упражнениями, разрабатываются ги­гиенические рекомендации, нормы и правила, обеспечивающие создание благоприятных условий для занятий физической культу­рой и спортом, повышение их оздоровительной эффективности, а также повышение общей и специальной (спортивной) работоспо­собности, уровня спортивных результатов при условии сохране­ния и укрепления здоровья занимающихся.

Цели гигиены физического воспитания и спор­та — профилактика различных заболеваний, связанных с воздействиями факторов физической культуры и спорта на лиц, за­нимающихся физическими упражнениями, повышение оздорови­тельной эффективности занятий на основе создания оптимальных условий, организации и содержания занятий физической культу­рой и спортом.

К основным задачам гигиены физической культу­ры и спорта относятся:

· При решении указанных задач гигиена физической культуры и спорта опирается на данные общей гигиены и профильных гигиенических дисциплин, широко использует теорию физического воспитания, спортивную медицину, физиологию спорта и другие науки.

· разработка практических мероприятий, направленных на предупреждение возможного неблагоприятного влияния различ­ных факторов физической культуры и спорта на занимающих­ся;

· улучшение состояния здоровья, физического развития, по­вышение общей и спортивной работоспособности лиц, занимаю­щихся физической культурой и спортом.

Эти задачи определяют выделение следующих разделов гигиены физической культуры и спорта: гигиена планирования, строитель­ства и эксплуатации спортивных сооружений; гигиена закалива­ния; гигиена питания лиц, занимающихся физической культурой и спортом; гигиена тренировки в отдельных видах спорта.

К числу основных гигиенических средств, применяемых в ги­гиене физической культуры и спорта, относятся:

· оптимизация условий, режимов, содержания, форм, средств и методов физической культуры и спорта;

· оптимизация физических нагрузок в процессе занятий фи­зическими упражнениями;

Без соблюдения соответствующих гигиенических норм и тре­бований в процессе занятий физической культурой и спортом нельзя обеспечить оптимальные условия для нормального физи­ческого развития, сохранения и укрепления здоровья лиц, занимаю­щихся физическими упражнениями, для повышения спортивных достижений.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *