Что относится к научным трудам и изобретениям
Приложение N 2. Список опубликованных учебных изданий и научных трудов соискателя ученого звания
Информация об изменениях:
Приказом Минобрнауки России от 27 марта 2017 г. N 271 в приложение внесены изменения
Приложение N 2
к Административному регламенту
Министерства образования и науки
Российской Федерации по
предоставлению государственной услуги
по присвоению ученых званий
профессора и доцента, утвержденному
приказом Министерства образования и
науки РФ от 25 декабря 2014 г. N 1620
(с изменениями от 27 марта 2017 г.)
Наименование учебных изданий, научных трудов и
патентов на изобретения и иные
объекты интеллектуальной собственности
Форма учебных изданий и научных
1. Список составляется по разделам в хронологической последовательности публикации учебных изданий и научных трудов, используемых в образовательном процессе, со сквозной нумерацией:
в) патенты на изобретения, патенты (свидетельства) на полезную модель, патенты на промышленный образец, патенты на селекционные достижения, свидетельства на программу для электронных вычислительных машин, базы данных, топологию интегральных микросхем, зарегистрированные в установленном порядке.
2. В графе 2 приводится полное наименование учебных изданий и научных трудов (тема) с уточнением в скобках вида публикации:
для учебных изданий: учебник, учебное пособие, учебно-методическое пособие, учебное наглядное пособие, рабочая тетрадь, самоучитель, хрестоматия, практикум, задачник, учебная программа;
для научных трудов: научная монография, научная статья, тезисы докладов/сообщений научной конференции (съезда, симпозиума), отчет о проведении научно-исследовательских работ, прошедший депонирование.
Все названия учебных изданий и научных трудов указываются на русском языке. Если работа была опубликована на иностранном языке, то указать на каком языке она была опубликована.
3. В графе 3 указывается форма объективного существования учебного издания и научного труда: печатная, рукописная, аудиовизуальная, электронная. Дипломы, авторские свидетельства, патенты, лицензии, информационные карты, алгоритмы, проекты не характеризуются (делается прочерк). Научные и учебные электронные издания приравниваются к опубликованным при наличии государственной регистрации уполномоченной государственной организации.
4. В графе 4 конкретизируются место и время публикации (издательство, номер или серия периодического издания, год); дается характеристика сборников (межвузовский, тематический, внутривузовский), место и год их издания; указывается тематика, категория, место и год проведения научных и методических конференций, симпозиумов, семинаров и съездов. В материалах, в которых содержатся тезисы доклада (выступления, сообщения): международные, всероссийские, региональные, отраслевые, межотраслевые, краевые, областные, межвузовские, вузовские (научно-педагогических работников, молодых специалистов, студентов); место депонирования рукописей (организация), номер государственной регистрации, год депонирования, издание, где аннотирована депонированная работа; номер диплома на открытие, авторского свидетельства на изобретение, свидетельства на промышленный образец, дата выдачи; номер патента и дата выдачи; номер регистрации и дата оформления лицензии, информационной карты, алгоритма, проекта. Для электронных изданий выпускные данные: наименование издателя, наименование изготовителя, номер лицензии на издательскую деятельность и дату ее выдачи (для непериодических электронных изданий), регистрационный номер и регистрирующий орган (для периодических электронных изданий).
Все данные приводятся в соответствии с правилами библиографического описания документов.
Для электронных изданий объем в мегабайтах (Мб), продолжительность звуковых и видеофрагментов в минутах.
6. В графе 6 перечисляются фамилии и инициалы соавторов в порядке их участия в работе. Из состава больших авторских коллективов приводятся фамилии первых пяти человек, после чего проставляется «и другие, всего________человек».
7. Работы, находящиеся в печати, положительные решения по заявкам на выдачу патентов и прочие не включаются. Не относятся к научным работам и учебным изданиям газетные статьи и другие публикации популярного характера.
8. Итоговые отчеты о проведении научно-исследовательских работ могут быть представлены отдельным списком по вышеуказанной форме.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
ВИДЫ АКАДЕМИЧЕСКИХ ИЗДАНИЙ
Типология научных и учебных трудов
Государственным стандартом ГОСТ 7.60-2003 (, 2Mb) по издательскому делу предусматриваются следующие основные виды и определения учебной и научной литературы:
1) Монография — научное или научно-популярное книжное издание, содержащее полное и всестороннее исследование одной проблемы или темы и принадлежащее одному или нескольким авторам. В монографии обобщается и анализируется литература по исследуемым темам, и выдвигаются, как правило, новые гипотезы, теории, концепции, способствующие развитию науки. Монография обычно сопровождается обширными библиографическими списками, примечаниями и т.д.
2) Учебник — учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины (ее части), соответствующее учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания. Это книга, содержащая систематическое изложение знаний в определённой области и используемая как в системе образования, на различных её уровнях, так и для самостоятельного обучения.
3) Учебное пособие — учебное издание, дополняющее или частично (полностью) заменяющее учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания. Письмо Минобразования России от 23 сентября 2002 г. № 27-55-570/12 «Об определении терминов „учебник“ и „учебное пособие“» нормирует понятие учебное пособие следующим образом:
Учебное пособие рассматривается как дополнение к учебнику. Учебное пособие может охватывать не всю дисциплину, а лишь часть (несколько разделов) примерной программы. В отличие от учебника, пособие может включать не только апробированные, общепризнанные знания и положения, но и разные мнения по той или иной проблеме.
В случае когда в учебный план вводится новая дисциплина или в учебную программу вводятся новые темы, то первоначально организуется выпуск учебного пособия. Учебник, как правило, создается на базе апробированного пособия.
4) Учебно-методическое пособие — учебное издание, содержащее материалы по методике преподавания (освоения) учебной дисциплины или по методике воспитания. Учебно-методическое пособие
может состоять из краткого конспекта лекций и практических заданий.
5) Пособие — издание, предназначенное в помощь практической деятельности или овладению учебной дисциплиной. Может быть печатным или электронным.
6) Учебное наглядное пособие — учебное изоиздание, содержащее материалы в помощь изучению, преподаванию или воспитанию.
7) Практикум — учебное издание, содержащее практические задания и упражнения, способствующие усвоению пройденного. Практикум направлен на овладение формами и методами познания, которые используются в соответствующей отрасли науки. В них содержатся задания и упражнения практического характера, способствующие усвоению теоретического курса. Лабораторный практикум может содержать теоретическую часть (например, описание физики изучаемых явлений).
8) Справочник — справочное издание, носящее прикладной, практический характер, имеющее систематическую структуру или построение по алфавиту заглавий статей.
9) Задачник — практикум, содержащий учебные задачи.
10) Методические указания — методическое издание, содержащее пояснения по определенной теме, разделу или вопросу дисциплины. В них отражается методика выполнения отдельных заданий или поясняется характер действий при выполнении определенной работы. В случае необходимости могут быть приведены отдельные формулы, графики, примерные расчеты.
11) Учебная программа — учебное издание, определяющее содержание, объем, а также порядок изучения и преподавания какой-либо учебной дисциплины. Регламентирует как деятельность педагога, так и учебную работу студентов. В учебной программе раскрываются цели и задачи дисциплины, ее связь с другими предметами, содержание тем, указывается время, отводимое на изучение основных частей курса, определяются области и характер знаний, умений и навыков, которыми студент должен овладеть в результате изучения дисциплины, перечисляются виды учебных занятий в зависимости от формы обучения, обозначается круг литературных источников, необходимых для наиболее полного овладения дисциплиной.
12) Сборник научных трудов — сборник, содержащий исследовательские материалы научных учреждений, учебных заведений и обществ.
13) Тезисы докладов/сообщений научной конференции (съезда, симпозиума) — научный непериодический сборник, содержащий опубликованные до начала конференции материалы предварительного характера (аннотации, рефераты докладов и (или) сообщений).
14) Материалы конференций (съездов, симпозиумов) — непериодический сборник, содержащий итоги конференции (доклады, рекомендации, решения).
15) Автореферат диссертации — научное издание в виде брошюры, содержащее составленный автором реферат проведенного им исследования, представленного на соискание ученой степени.
16) Научно-популярное издание — издание, содержащее систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания, и рассчитанное на учащихся разного возраста и степени обучения.
17) Курс лекций – тексты лекций одного или нескольких авторов по отдельным темам или курсу в целом. Служит дополнением к учебнику. В курсе лекций ярко проявляются авторские начала текста. В таких материалах текст персонифицирован и отражает особенности языка и стиля преподавателя данного учебного курса. Оригинальность авторского текста не должна затруднять восприятие основного содержания учебного материала, причем лекции должны соответствовать учебной программе. Автор раскрывает конкретные проблемы, ставит спорные вопросы, аргументирует собственную позицию, что имеет серьезный обучающий эффект.
18) Конспект лекции – сокращенный текст одной лекции. Обычно снабжается методическими материалами, помогающими студентам в расширении сведений по теме, заявленной в конспекте.
Большинство из перечисленных изданий могут тиражироваться как на бумажных, так и на электронных носителях.
Научные публикации: виды, требования, ценность работ
Научные изыскания бесплодны, пока не получили распространения и оценки других ученых. Публикация теоретической работы или лабораторного исследования – основной способ утверждения научного приоритета. Ценность научной работы может выявиться сразу после публикации или получить оценку через несколько десятилетий.
Виды научных публикаций
Сотни лет научный приоритет подтверждался идеями и результатами исследований, изложенными на бумаге. Развитие электронных средств передачи информации привело к тому, что системы цитирования требуют от научных журналов создания информационных сайтов, на которых все статьи размещаются в режиме открытого доступа, запрещена реклама.
Тем не менее, основные виды научных публикаций остаются неизменными. К ним относятся:
В России научные публикации обязательны при соискании ученых степеней. По государственным требованиям кандидатская диссертация сопровождается 2-3 публикациями. Для защиты докторской диссертации к ней нужно приложить сведения о 10 – 15 научных публикациях. При защите диссертаций к научным публикациям приравниваются полученные патенты на изобретения, модели, промышленные образцы. Каждую публикацию диссертационные советы рассматривают индивидуально, в зависимости от авторитета печатного, электронного журнала, сборника научных трудов.
Требования к научным работам
Чтобы быть опубликованной, научная работа должна соответствовать ряду требований по содержанию и формальных правил оформления текста.
В зависимости от отрасли науки и типа публикации, к работе должны быть отражены:
С подробными требованиями к оформлению научных статей в изданиях АПНИ можно ознакомиться в специальном разделе нашего сайта
Ценность публикаций
Талантливые математики, филологи или физики начинают научную работу еще во время учебы. Особых препятствий для написания теоретической статьи или обобщения практических результатов у студентов нет. До публикации в научном журнале или сборнике статей студенческая научная работа проходит внутреннее рецензирование руководителя, обсуждается на семинарах и конференциях, утверждается научно-методическим советом ВУЗа. Только после этих этапов, подтверждающих ценность работы, статья рекомендуется для публикации.
Научные работники высоких квалификаций (кандидаты, доктора наук) оценку статьи, диссертации, монографии получают как в официальных рецензиях, так и в обсуждениях материалов исследования на конференциях, симпозиумах, съездах. Высшей оценкой для научного материала становится подтверждение и развитие выводов признанными светилами науки. Примерами такой оценки могут стать обзорные статьи Эйнштейна о работах М. Планка, Э. Бэкингема, П. Ланжевена. Международное признание может получить не только вся научная работа. Математик Д. Нэш получил Нобелевскую премию (1994 г.) за один параграф статьи по теории игр.
Что относится к научным трудам и изобретениям
Для получения допуска к защите у диссертационного совета, на момент предзащиты, у каждого соискателя должно быть на руках не менее 2-х – 3-х уже опубликованных трудов в рецензируемых изданиях. В противном случае, соискателя не допустят к защите.
При этом соискатель должен подготовить ряд научных статей, актуальных для своей специальности и опубликовать их строго в тех изданиях, которые содержатся в Перечне рецензируемых научных изданий, одобренном ВАК.
К научным издания относятся журналы, сборники научных трудов, вестники, альманахи, зарегистрированные установленным порядком и имеющим индекс ISВN – для изданий на бумажных носителях и ISSN – для изданий на электронных носителях.
К опубликованным работам, отражающим основные научные результаты диссертации, приравниваются дипломы на открытия и авторские свидетельства на изобретения, выданные Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий, патенты на изобретения, патенты (свидетельства) на полезную модель, патенты на промышленный образец, свидетельства на программу для электронных вычислительных машин, базу данных, топологию интегральных микросхем, зарегистрированные в установленном порядке, депонированные в организациях государственной системы научно-технической информации рукописи работ, аннотированные в научных журналах, работы, опубликованные в материалах всесоюзных, всероссийских и международных конференций и симпозиумов, публикации в электронных научных изданиях.
К публикациям в научных периодических изданиях, включенных в Перечень, могут быть отнесены монографии, написанные по материалам оригинальных исследований автора и литературным данным, а также дипломы на открытия, авторские свидетельства на изобретения, выданные Государственным комитетом Совета Министров СССР по делам изобретений и открытий, патенты на изобретения. Решение о возможности отнесения монографий к публикациям в научных периодических изданиях, включенных в Перечень, принимаются на заседаниях экспертных советов ВАК при рассмотрении поступивших в установленном порядке диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук.
Не относятся к научным изданиям: учебная литература (учебники, учебно-методические пособия); публицистика (газеты и ненаучные журналы). Отчеты о НИР являются научными трудами, но не публикациями, т.к. имеют весьма ограниченное (для заказчика НИР) и, как правило, ведомственное распространение.
Источник: Викулов, С.Ф. Методические рекомендации по подготовке к изданию научных статей / С.Ф. Викулов // Москва: Вооружение и экономика. Изд-во: Региональная общественная организация «Академия проблем военной экономики и финансов». – 2012. – № 2 (18). – С. 136 – 147.
РЕБЕНОК И ОБЩЕСТВО
сетевое издание
Свидетельство о регистрации ЭЛ №ФС77-58965
выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
Online ISSN: 2410-2644
Виды научных публикаций
Стандартные формы научной публикации делятся на две группы:
К научно-исследовательской группе научных публикаций относят:
К историковедческим научным публикациям принадлежат такие материалы, как: источниковедческие издания или научные документальные издания, которые содержат информацию о памятниках культуры и исторические документы, прошедшие текстологические обработки, имеют комментарии, поступления, статьи, вспомогательные указатели.
Дополнительно среди научных непериодических публикаций можно выделить:
Кроме того, согласно пункту 13 Постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Единого реестра ученых степеней и ученых званий и Положения о порядке присуждения ученых степеней», к публикациям, в которых излагаются основные научные результаты диссертации на соискание ученой степени, в рецензируемых изданиях приравниваются патенты на изобретения, патенты (свидетельства) на полезную модель, патенты на промышленный образец, патенты на селекционные достижения, свидетельства на программу для электронных вычислительных машин, базу данных, топологию интегральных микросхем, зарегистрированные в установленном порядке. (В редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 21.04.2016 г. N 335).
Выбор вида публикации результатов научного исследования зависит от специфики направления и возможностей соискателя научной степени.
С начала XX века наблюдается регулярное экспоненциальное увеличение объёма публикуемой научной литературы. В связи с этим, одним из самых главных носителей научной публикации в настоящее время являются периодические издания, главным образом, рецензируемые научные журналы. С конца XX века наблюдается тенденция по переходу этих журналов с бумажных носителей на электронные, в частности в Интернет.
В настоящее время в научном сообществе прослеживается отчетливая тенденция к разделению научных публикаций на следующие четыре группы:
Отдельно остановимся на рассмотрении о классификации тезисов, докладов и статей. Зачастую можно встретитить утверждение, что в материалах конференции публикация является “тезисами”, а публикация в журнале относится к виду “статья”.
Зачастую оба утверждения ошибочны, т.к. опубликованные результаты исследования в материалах конференций, могут быть как тезисами доклада, так и текстом доклада, так и статьей.
Согласно разделу 3.2.4.3.1.3 ГОСТа 7.60-2003 «Издания. Основные виды. Термины и определения», «материалы конференции (съезда, симпозиума) — непериодический сборник, содержащий итоги конференций в виде докладов, рекомендаций, решений».
Т.е.в случае когда организаторы конференции выпускают сборник с выходными данными «материалы всероссийской/международной научной/научно-практической конференции», автор публикации сам решает, к какому виду относится данная публикация – тезисы доклада, текст доклада или статья, исходя из объективных критериев каждого вида научной публикации.
Одним из критериев классификации публикации как статьи, в данном случае, будет требование организаторов конференции оформлять высылаемые тексты как статьи, которые проходят процедуру рецензирования и редактирования. И если в печатном издании материалов вы встретите вразу «в данном сборнике статей представлены…», тогда публикация в таком сборнике будет является статьей. Исходя из указанных издателями в выходных данных материалов конференции: «сборник статей», «сборник докладов» или «сборник тезисов докладов», опубликованные тексты, соответственно, являются «статьями», «текстами докладов» или «тезисами докладов».
При этом объем публикации, т.е. количество опубликованных страниц, никоеим образом не могут влиять на отнесение публикации к тому или иному виду.
Также утверждение, что публикация в научном журнале является статьей также может быть ошибочно. Ведь иногда в научных рецензируемых журналах публикуются и материалы в виде тезисов докладов и научных сообщений, которые озвучивались на конференциях и конгрессах, а также во время проведения «круглых столов», семинаров и симпозиумов.
Дополнительными признаками тезисов является как правило отсутствие ссылок на источники и литературу (впрочем, авторы в тезтсах зачастую делаю ссылки на собственные научно-исследовательские работы, монографии или статьи). Также, большинство оргкомитетов и учредителей конференций, публикующих именно тезисы докладов, просят авторов присылать тезисы без списка литературы и графиков. Тезисы доклада относительно небольшая по объему публикация – от 0,1 до 0,3 печатного листа или примерно от 4,000 до 12,000 печатных знаков.
Объем текста доклада боычно больше тезисов доклада и составляет от 0,3-0,4 печатного листа и более. В сборниках материалов конференций можно найти две разновидности текстов докладов: пленарные доклады – доклады признанных и авторитетных исследователей и секционные доклады – основная масса исследователей и доклады молодых ученых.
Научная статья как разновидность публикации содержит новаторские результаты теоретического, аналитического или экспериментального исследования одного или нескольких авторов. Научные статьи публикуются в периодических рецензируемых научных журналах, альманахах и сборниках статей. В выходных данных журнала, альманаха и сборника статей должен быть указан научный редактор или коллектив редакторов (редколлегия) с ученой степенью (как правило, доктора наук). Объем исследовательских и обзорных научных статей может занимать от 0,35 до 0,8 печатного листа.
Следует также упомянуть и еще одну разновидность научной публикации – научное сообщение, то есть «синопсис» в европейской терминологии, которые также публикуются в научных журналах. В научном сообщение автор излагает и обобщает факты, однако не предоставляет научному сообществу их теоретического осмысления с введением в существующие концепции. Краткими научными сообщениями (объемом 0,1-0,2 печатного листа) называют такие публикации, в которых содержатся сведения о достижениях в различных областях науки по разнообразным научным направлениям.
ONLINE Scientific Journal «Child and Society»
Publisher: International center for the childhood and education (ICCE)