Что относится к научной деятельности

Тема 1. Основы научной деятельности

1.1. Понятие о науке.

1.2. Основные понятия науки.

1.3. Виды научной деятельности.

1.4. Направления научных исследований

Понятие о науке

Наука не является и никогда не будет завершенной книгой.

Наука возникла в Европе около 6-5 века до н.э. Одним из главных центров ее возникновения была Древняя Греция. Социально-экономические, культурные, духовные условия, сложившиеся в городах-государствах, способствовали разрушению мифологических систем. Исторически наука прошла долгий и сложный путь развития от первичных, элементарных знаний о природе к познанию сложных закономерностей природы, общественного развития и человеческого мышления. Первые элементы науки появились еще в древнем мире в связи с потребностями общественной практики и носили сугубо практический характер. Веками и тысячелетиями опыт накапливался, определенным образом обобщался и передавался следующим поколениям. Механизм подражания накопленных сведений постепенно совершенствовался за счет установленных определенных обрядов, традиций, а затем – и грамотности. Так возникла исторически первая форма науки, предмет изучения которой составляла вся природа в целом – наука античного мира или натурфилософия. Уровень развития производства, социально-экономических отношений вызвал разделение и последующее развитие научного и физического труда. На основании анализа прошлого современная постнеоклассическая наука избирает путь антропосферного, биосферного или ноосферного развития.

С изменением самого характера общества, в котором экономический рост достигается на основе новых технологий, происходит переход от товаропроизводительной к обслуживающей экономике, преобладает производство услуг, информации, изменилось и его название. Постиндустриальное общество – это информационное общество, характерным признаком которого являются информационные технологии.

Сегодня в контексте экологических исследований человек снова в центре науки, и в научной карте мира отдается предпочтение гуманитаризации науки, потому что «какой мир, таков и человек, каков человек, такой и мир». Ученый В. Гейзенберг, выделяя эту тенденцию науки, отметил, что чем глубже мы всматриваемся во Вселенную, тем больше видим в нем человека. Итак, умственная, творческая деятельность человека является решающим фактором развития биосферы и превращения ее в ноосферу, которая будет удовлетворять все материальные, социальные и эстетические потребности человека. Именно в этом заключается сущность современной мировой науки.

Понятие науки основывается на ее содержании и функциях в обществе.

Современные ученые определяют, что: наукаэто социально значимая сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и использование теоретико-систематизированных знаний о действительности. Наука является составной частью духовной культуры человечества. Как система знаний она охватывает не только фактические данные о предметах окружающего мира, человеческой мысли и действия, но и определенные способы и формы их осознания.

Итак, наука выступает как:

— специфическая форма общественного сознания, основой которой является система знаний;

— процесс познания закономерностей объективного мира;

— определенный вид общественного разделения труда;

— процесс производства знаний и их использования.

Целью науки является познание законов общества и природы, соответствующее влияние на природу и получение полезных обществу результатов.

Знания – это проверенный практикой результат познания действительности, адекватное ее отражение в сознании человека. Именно процесс движения человеческой мысли от незнания к знанию называют познанием, в основе которого лежит воспроизведение в сознании человека объективной реальности.

Вся наука направлена на достижение достоверных знаний, отражающих действительность. Эти знания существуют в виде законов науки, теоретических положений, выводов учений, подтвержденных практикой и существующих объективно, независимо от работы и открытия ученых. Но вместе с тем научные знания могут быть относительные, абсолютные и априорные.

Относительные– это знания, которые, будучи в основном адекватным отражением действительности, отличаются определенной неполнотой совпадения образа с объектом.

Абсолютные– это полное, исчерпывающее воспроизведение обобщенных представлений об объекте, обеспечивающее абсолютное соответствие образа и объекта в определенный период познания.

Априорные знания– те, которые не основываются на опыте, а предшествуют ему и указывают путь получения научных знаний.

Непрерывное развитие практики исключает превращение знания в абсолютное, но позволяет отличить объективно истинные знания от заблуждений.

Наука, как специфическая деятельность, направленная на получение новых теоретических и прикладных знаний о закономерностях развития природы, общества и мышления, характеризуется следующими основными признаками:

— наличием систематизированного знания (научных идей, теорий, концепций, законов, закономерностей, принципов, гипотез, основных понятий, фактов);

— наличием научной проблемы, объекта и предмета исследования;

— наличием практической значимости как изучаемого явления (процесса), так и знаний о нем.

Основные понятия науки

К основным понятиям науки относят:

1. Научная идея – интуитивное объяснение явления (процесса) без промежуточной аргументации, без осознания всей совокупности связей, на основе которых делается вывод. Она базируется на имеющихся знаниях, но обнаруживает ранее не замеченные закономерности. Наука предполагает два вида идей: конструктивные и деструктивные, то есть имеющие или не имеющие значимости для науки и практики. Свою специфическую материализацию идея находит в гипотезе.

2. Гипотеза – научное предположение, выдвинутое для объяснения каких-либо явлений (процессов) или причин, которые обуславливают данное следствие. Гипотеза как структурный элемент процесса познания является попыткой на основе обобщения уже имеющихся знаний выйти за его пределы, то есть сформулировать новые научные положения, достоверность которых требуется доказать. Различают нулевую, описательную (понятийно-терминологическую), объяснительную, основную рабочую и концептуальную гипотезы. Если гипотеза согласуется с научными фактами, то в науке ее называют теорией или законом.

3. Закон – внутренняя существенная связь явлений, обосновывающая их закономерное развитие. Закон, изобретенный через догадку, необходимо затем логически доказать, только в таком случае он признается наукой. Для доказательства закона науки существуют суждения.

5. Умозаключение – мыслительная операция, с помощью которой из определенного количества заданных суждений выводится иное суждение, которое определенным образом связано с исходным.

Одним из результатов научной деятельности является формирование теории – учения, системы идей, взглядов, положений, утверждений, направленных на толкование того или иного явления. Это не непосредственное, а идеализированное отображение действительности. Она выступает как форма синтетического знания, в рамках которого отдельные понятия, гипотезы и законы теряют прежнюю автономность и превращаются в элементы целостной системы. Структуру теории формируют факты, понятия и суждения, законы, аксиомы и постулаты, принципы.

Первичным звеном в процессе познания является накопление научных фактов – знаний об объекте или явлении, аргументированность которых доказана.

Научный факт – событие или явление, которое является основой для заключения или подтверждения. Он является элементом, который в совокупности с другими составляет основу научного знания, отражает объективные свойства явлений и процессов. На основе научных фактов определяются закономерности явлений, строятся теории и выводятся законы.

Наиболее обобщенные и фундаментальные понятия называются категориями. Это формы логического мышления, в которых раскрываются внутренние существенные стороны и отношения исследуемого предмета.

Принцип – это главное исходное положение любой научной теории, учения, науки или мировоззрения, выступает как первое и самое абстрактное определение идеи, как начальная форма систематизации знаний. Под принципом в научной теории понимают именно абстрактное определение идеи, возникшей в результате субъективного измерения и анализа опыта людей.

Аксиома (постулат) – это положение, которое принимается без доказательств.

Итак, наука является составной частью духовной культуры человечества. Как система знаний она охватывает не только фактические данные о предметах окружающего мира, человеческой мысли и действия, не только законы и принципы изучения объектов, но и определенные формы и способы осознания. Тем самым наука выступает как форма общественного сознания.

Виды научной деятельности

Научная деятельность – интеллектуальная творческая деятельность, направленная на получение и использование новых знаний. Она существует в различных видах:

1) научно-исследовательская деятельность;

2) научно-организационная деятельность;

3) научно-информационная деятельность;

4) научно-педагогическая деятельность;

5) научно-вспомогательная деятельность и др.

Важной задачей научной деятельности является формирование системы знаний, которые способствуют рациональной организации производственных отношений и использованию производительных сил в интересах всех членов общества. Она включает в себя выполнение трех социальных функций:

Каждый из указанных видов научной деятельности имеет свои специфические функции, задачи, результаты работы.

В рамках научно-исследовательской деятельности осуществляются научные исследования.

Источник

Виды научной и научно-технической деятельности и ее субъекты

Наука — отрасль человеческой деятельности, объединяющая научные кадры и специфические средства производства, базирующиеся на информации, олицетворяющей накопленный опыт, знания.

В связи с тем, что научная деятельность всегда направлена на получение и применение новых знаний как в других отраслях, так и в самой научной деятельности, она носит межотраслевой характер и подразделяется на следующие виды:

• фундаментальная научная деятельность: технические и (или) экспериментальные исследования для получения знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества и окружающей среды;

• прикладная научная деятельность: исследования по применению новых знаний для достижения конкретных целей, решения практических задач в отраслях народного хозяйства;

• научно-техническая деятельность: исследования по получению и применению новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы;

• экспериментальные разработки — вид научной деятельности основанный на знаниях, приобретенных в результате проведения исследований или на основе практического опыта по сохранению жизни и здоровья человека, созданию новых материалов, продуктов, процессов, устройств, услуг, систем или методов и их дальнейшему усовершенствованию.

Результатом научной и (или) научно-технической деятельности

являются отчеты, документы, публикации и т.д., зафиксированные на любом информационном носителе. Продуктом научного труда являются востребованные знания, результаты, предназначенные для реализации. Стоимость продукта научного труда определяется рынком в зависимости от степени готовности использования и (или) эффективности этого продукта.

Право собственности на продукт научного труда принадлежит автору и (или) смежнику, инвестору на основе договора.

Основными видами информационных носителей знаний являются публикации, объявления и т.д. Публикации могут быть устными (выступления, доклады на семинарах, лекциях, симпозиумах, конференциях), могут быть основаны на видеоинформации как доклады с иллюстрациями, слайдами, диафильмами, как видеоклипы, кинофильмы, телепередачи, видеофильмы и т.д.

В письменном виде научная информация распространяется путем регистрации и хранения в библиотеках реферативных сообщений, отчетов, сборников тезисов докладов, полных докладов, журналов, брошюр, книг в виде научных работ, учебных пособий без грифов, с грифами министерств и ведомств, учебников, справочников, словарей, энциклопедий.

Очень важным источником научной информации стала сеть «Интернет». Отраслевыми источниками информации продолжают быть научные центры, учебные заведения разных профилей, особенно вузы, отраслевые академии и университеты. Особым центром научной информации является Академия наук РФ со своими институтами и филиалами.

Отраслевые корпорации имеют свои научно-исследовательские организации, которые кроме публикаций представляют макеты изделий, опытные и промышленные образцы, чертежи, схемы, сборники наглядных материалов (буклеты), фотографии, карты и т.д. Периодически отраслевые корпорации выставляют свои достижения на специализированных выставках и на международных выставках и ярмарках.

Переработкой научной информации по отраслям научно-технической деятельности заняты научные работники. Научная и (или) научно-техническая деятельность осуществляется в порядке, уста-

Научной и (или) научно-технической (в дальнейшем научной) деятельностью могут заниматься любые физические и юридические лица, при этом государство гарантирует им свободу творчества, защиту от недобросовестной конкуренции, признает право на обоснованный риск, обеспечивает свободу доступа к научной и научно-технической информации, финансирование проектов, выполняемых по госзаказам.

К научным работникам (исследователям) относятся граждане, обладающие необходимой квалификацией и профессионально занимающиеся научной деятельностью. Квалификация научных работников подтверждается государственной системой аттестации.

В должности младшего научного сотрудника могут работать лица, имеющие высшее образование и опыт работы по специальности не менее трех лет. При наличии ученой степени, окончании магистратуры, аспирантуры и прохождении стажировки физические лица по рекомендации совета вуза (факультета) могут быть назначены на эту должность.

На должность научного сотрудника по рекомендации совета вуза (факультета) назначаются лица, имеющие высшее образование и опыт работы по специальности не менее пяти лет, при наличии авторских свидетельств или научных трудов, а при наличии ученой степени — без предъявления требований к стажу работы.

К старшему научному сотруднику предъявляются более высокие требования: стаж не менее 10 лет, наличие научных трудов

(свидетельств на изобретения) и, как правило, наличие ученой степени кандидата наук.

Ведущий научный сотрудник должен иметь ученую степень кандидата или доктора наук, а также научные труды, опыт выполнения крупных проектов и разработок.

Главный научный сотрудник должен иметь ученую степень доктора наук, крупные научные труды, реализованные на практике, и научный авторитет в определенной области знаний.

В соответствии с правовыми основами оценки квалификации научных работников и критериями определения этой оценки, обеспечиваемыми государственной системой аттестации, установлены следующие ученые степени 1 и ученые для научных

и научно-педагогических кадров высшей квалификации:

• ученая степень доктора по отрасли науки согласно номенклатуре специальностей научных работников;

• ученая степень кандидата наук по отрасли науки;

• ученое звание профессора по специальности согласно номенклатуре специальностей научных работников;

• ученое звание доцента по специальности;

• ученое звание профессора по кафедре образовательного учреждения высшего профессионального и дополнительного профессионального образования;

• ученое звание доцента по кафедре.

В общем виде соотношение должностей и квалификации научных сотрудников представлены в табл. 8.1.

Соотношения должностей, степеней и званий научных работников и преподавателей вузов

Должности

сотрудников

Должности преподавателей в вузахСоответствующая

квалификация

Соответствующее квалификации ученое званиеАкадеми

звания

м.н.с.АссистентБакалавр-магистр
н.с.ПреподавательМагистр, кандидат наук

1 «Положение о порядке присуждения ученых степеней». Утверждено Постановлением Правительства РФ от 30.01.2002 Ns 74// Российская газета, 06.02.2002.

2 «Положение о порядке присуждения ученых званий». Утверждено Постановлением Правительства РФ от 29.03.2002 № 194 // Российская газета, 10.04.2002.

сотрудниковДолжности преподавателей в вузахСоответствующая

квалификацияСоответствующее квалификации ученое званиеАкадеми

званияс.н.с.Старший

преподавательКандидат, доктор наук——в.н.с.ДоцентКандидат, доктор наукДоцент по специаль- ности/доцент по кафедреАкадемик общественной АНг.н.с.ПрофессорДоктор наукПрофессор по специальности/ профессор по кафедреЧлен-

наукПочетные звания:

Заслуженный деятель науки Лауреат государственной премииДействительный член специализированной и (или) общественной АН

Каждый научный работник имеет право на объективную оценку своей научной и (или) научно-технической деятельности, получение вознаграждений, поощрений и льгот, соответствующих его творческому вкладу, получение доходов от реализации научных результатов, подачу заявок и участие в научных дискуссиях, конференциях, симпозиумах и иных коллективных обсуждениях, участие в конкурсах на финансирование научных исследований из бюджетов и фондов, не запрещенных законодательством, доступ к научной информации, публикацию научных результатов, участие в международном сотрудничестве, повышение научной квалификации.

Научные работники могут осуществлять свою деятельность самостоятельно за счет собственных средств или в рамках научной организации. Научной организацией признается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также общественное объединение научных работников, осуществляющих в качестве основной научную и (или) научно-техническую деятельность, подготовку научных работников. Научные организации разделяются на научно-исследовательские организации, научные организации образовательных учреждений высшего профессионального образования, опытно-конструкторские, проектно-конструкторские, проектно-технологические и иные организации. Все они проходят государственную аккредитацию, по результатам

которой получают свидетельства. При этом свидетельство о государственной аккредитации выдается научной организации только в том случае, если объем ее научной и (или) научно-технической деятельности составляет не менее 70% общего объема работ и если ее уставом предусмотрен ученый (научный, технический, научнотехнический) совет в качестве одного из органов управления.

Правительством РФ может присваиваться аккредитованной научной организации статус государственного научного центра, если она располагает научными работниками и специалистами высокой квалификации и ее научная деятельность получила международное признание.

Статус научной организации и государственного научного центра является основанием для предоставления льгот на уплату налогов и других льгот, предусмотренных законодательством. В частности, государственные научные организации имеют право сдавать в аренду имущество, закрепленное за ними, и использовать доходы в качестве источника дополнительного финансирования, содержания и развития материально-технической, научноисследовательской и опытно-экспериментальной базы, обновления производственных фондов. За государственными научными организациями закрепляются в бессрочное безвозмездное пользование земельные участки, выделенные им в установленном порядке.

Особый государственный статус имеют Российская академия наук (РАН), отраслевые академии наук (сельскохозяйственных наук, медицинских наук, образования, архитектуры и строительных наук, художеств и т.д.). Они являются некоммерческими организациями (учреждениями), которые наделяются правом управления своей деятельностью, правом владения, пользования и распоряжения переданным им имуществом. В РАН и в отраслевые академии наук входят научные организации, организации научного обслуживания и социальной сферы.

Структура РАН и отраслевых академий наук, порядок деятельности и финансирование входящих в них структур определяются уставами академий. Финансирование осуществляется за счет средств федерального бюджета и иных источников. Академии наук ежегодно представляют Президенту РФ и Правительству РФ отчеты о проведенных научных исследованиях, научных и (или) научно-технических результатах, а также предложения о приоритетных направлениях развития фундаментальных и прикладных наук.

Источник

Понятие научной деятельности

Под научной деятельностью следует понимать деятельность, направленную на получение новых знаний о человеке, природе, обществе, технике и на использование этих знаний для разработки новых способов их применения.

Научная деятельность включает в себя научные исследования, разработки, научное обслуживание.

Основой и движущей силой познания является практика, она дает науке фактический материал, которые требует теоретического осмысления.

Научное исследование – целеисправленное познание, результаты которого выступают как система понятий, законов и теорий. Различают две формы научных исследований: фундаментальные и прикладные. Фундаментальные научные исследования – научна теоретическая и (или) экспериментальная деятельность, направленная на получение новых знаний о закономерностях развитии и взаимосвязи природы, общества, человека.

Прикладные научные исследования – научна и научно техническая деятельность, направленная на по-лучение и использование знаний дл практических целей. Научные исследования осуществляются с целью получения научного результата.

Научный результат – новое знание, добытое в процессе фундаментальных или прикладных научных исследований и зафиксированное на носителях научной информации в форме научного отчета, научной работы, научного доклада, научного сообщения о научно-исследовательской работе, монографического исследования, научного открытия и т.п.

К основным результатам научных исследований относятся:научные рефераты;научные доклады на конференциях, совещания, семинарах, симпозиумах;курсовые (магистерские, дипломные) работы; отчеты о научноисследовательской работе; научные переводы;диссертации;учебники, учебные пособия;библиографические указатели и др.

Субъектами научной деятельности являются: студенты, ученые научные работники, научно-педагогические работники, а также научные учреждения, научные организации, высшие учебные заведения, общественные организации в сфере научной и научно-технической деятельности.

В развитии современного общества важную роль играет научная информация, полученная в результате научного познания. Ее получение, распространение и использование имеют существенное значение для развития науки.

Сформулировав научную идею автор непосредственно делится ею с коллегами, научным руководителем, которые помогают определить дальнейшее направление ее развития. Потом информация распространяется среди широкого круга специалистов в форме научного доклада (сообщения) на конференциях, симпозиумах, оформляется в виде научного отчета, препринта или статьи (в письменном или электронном виде).

Научная коммуникация функционирует эффективно при условии существования обратной связи – реакции реципиента на полученное сообщение. Проявленияии обратной связи реципиента могут быть цитирование, ссылка, отклик, рецензия, написание обзора, реферата, статьи, включение идей автора в соответствующую дисциплину как базовое знание и др.

С развитием компьютерных и телекоммуникационных каналов коммуникации возможности свободного дистанционного обмена научными идеями расширяются. Автор может сам создать оригинальную рукопись в электронной форме, через сеть Интернет передать его непосредственно в редакцию журнала и сразу же опубликовать его.

Соотношение понятий метод-методика-методология

Метод (греч. «путь исследования») – совокупность приемов и операций, способ достижения определенной цели, способ решения конкретной задачи, направленных на познание реальности.

Важной стороной научного метода, является требование объективности, исключающее субъективное толкование результатов. Не должны приниматься на веру какие-либо утверждения, даже если они исходят от авторитетных учёных.

В XX веке была сформулирована гипотетически-дедуктивная модель научного метода, состоящая в последовательном применении следующих шагов:

1.Используйте опыт: аассмотрите проблему и попытайтесь осмыслить её. Найдите известные ранее объяснения. Если это новая для вас проблема, переходите к шагу 2.

2.Сформулируйте предположение: Если ничего из известного не подходит, попробуйте сформулировать объяснение, изложите его кому-то другому или в своих записях.

3.Сделайте выводы из предположения: Если предположение (шаг 2) истинно, какие из него следствия, выводы, прогнозы можно сделать по правилам логики?

4.Проверка: Найдите факты, противоречащие каждому из этих выводов, с тем чтобы опровергнуть гипотезу (шаг 2). Использование выводов (шаг 3) в качестве доказательств гипотезы (шаг 2) является логической ошибкой. Эта ошибка называется «подтверждение следствием».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *