Что относится к наглядным методам

Наглядные методы обучения в педагогике: виды, классификация и особенности, характеристика

Что относится к наглядным методам

В истории педагогики и методики образования известны практические, словесные и наглядные методы обучения. Наглядные методы обучения — это такие методы, при которых усвоение материала детьми зависит от применения наглядных и технических средств. Наглядные методы затрагивают эмоционально-чувственное восприятие детей. В педагогике наглядные методы, пожалуй, одни из самых древнейших. Тем не менее, они не потеряли своей актуальности и в современном образовании, строящегося по требованиям ФГОС.

Характеристика наглядных методов и их классификация

Наглядные методы обучения используют и в школах, и в ВУЗах, и для обучения дошкольников. Все наглядные методы обучения принято делить на три большие группы:

Но такое деление носит чисто условный характер, так как современное обеспечение школ дает возможность совмещать демонстрацию и иллюстрации. Например, использование компьютера, интерактивной доски, видеоскопа — яркий пример, когда происходит смешение методов наглядного обучения.

Правила использования наглядных методов в педагогике

Есть несколько условий, которые должны соблюдаться при использовании наглядных методов для большей эффективности урока:

Это краткий обзор наглядных методов. Важно то, что каждый урок должен содержать в себе этапы работы с наглядными и техническими пособиями, потому что это не только привносит разнообразие в ход урока, но и повышает заинтересованность учащихся к изучаемому предмету, их мотивацию к учебе.

Источник

26. Характеристика наглядных методов обучения

Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядных пособий и технических средств.

Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения и предназначаются для наглядно-чувственного ознакомления учащихся с явлениями, процессами, в их натуральном виде и т. п.

Эти методы способствуют реализации дидактического принципа наглядности в обучении, обогащают методику преподавания, повышают эффективность и продуктивность урока, развивают у детей наблюдательность, наглядно-образное мышление, зрительную память, внимание.

При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий:

— применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;

— наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока (занятия);

— наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;

— необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;

— детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;

— демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;

— наглядность должна быть эстетически выполнена;

— привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.

Наглядные методы обучения условно можно подразделить на 3 группы : наблюдения, иллюстрации, демонстрации.

1. Иллюстрации служат цели ознакомления учащихся в натуральном виде с предметами, явлениями, объектами, процессами или с их изображениями. Иллюстрируются растения, животные, фотографии деятелей науки, техники и искусства, карты, плакаты, чертежи, схемы. Как средство иллюстрации широко используется классная доска и интерактивные доски (записываются даты, слова, предложения, задачи, образцы красивого письма, зарисовок, раскрывается последовательность выполнения тех или иных учебных действий).

Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, плоских моделей.

2. Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, оборудования, опытов, кодоскопов, кинофильмов, диафильмов, магнитофонов, компьютерных программ, презентаций. Компьютерная техника, диафильмы, кодоскопы используются с целью создания положительной мотивации, проблемной ситуации, ознакомления с новой информацией, осуществления самопроверки результатов обучения. С помощью компьютера, магнитофона демонстрируются образцы выразительной речи, произведения музыки.

К проведению демонстраций предъявляют следующие требования:

— Демонстрируемые на классной доске или учительском столе предметы должны иметь достаточные размеры для хорошей видимости даже с последней парты.

— Для малых объектов применяют различного вида проекции, оптическое увеличение или организуют поочередное наблюдение с вызовом учащегося к демонстрационному столу.

— Во время демонстрации учителю следует выбирать позицию лицом к классу, чтобы видеть реакцию учащихся. При показе не следует стоять спиной к учащимся и загораживать демонстрируемое, иначе возможны ошибки в представлении материала, нарушения дисциплины.

— Количество и объем демонстрации должен быть оптимальным.

3. Метод наблюдения – длительное, целенаправленное восприятие предметов, явлений действительности.

Наблюдение – эффективное средство накопления фактов, необходимых для формирования у школьников конкретных представлений, служащих опорой для обобщений. Эффективность, целенаправленность восприятия предметов и явлений действительности зависит от степени сформированности у школьников приемов наблюдения. Поэтому в процессе иллюстраций, демонстраций дети систематически упражняются в наблюдении за погодой, природой, изменениями в растительном и животном мире, сезонном труде людей.

Источник

Методические материалы «Наглядные методы»

Под наглядными методами обучения понимаются такие, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения и предназначаются для наглядно-чувственного ознакомления учащихся с явлениями, процессами, объектами в их натуральном виде или в символьном изображении с помощью всевозможных рисунков, репродукций, схем и т.п. В современной школе широко используются с этой целью экранные технические средства.

Метод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, плоских моделей и пр.

Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др.

Такое подразделение средств наглядности на иллюстративные и демонстрационные является условным. Оно не исключает возможности отнесения отдельных средств наглядности как к группе иллюстративных, так и демонстрационных. (Например, показ иллюстраций через эпидиаскоп или кодоскоп.) Внедрение новых технических средств в учебный процесс (телевидения, видеомагнитофонов) расширяет возможности наглядных методов обучения.

В современных условиях особое внимание уделяется применению такого средства наглядности, каким является компьютер индивидуального пользования . В настоящее время решается задача создания в школах кабинетов электронно-вычислительной техники, внедрения в учебный процесс компьютеров. Они позволяют учащимся наглядно увидеть в динамике многие процессы, которые раньше усваивались из текста учебника. Компьютеры дают возможность моделировать определенные процессы и ситуации, выбирать из ряда возможных решений наиболее оптимальные по определенным критериям, т.е. значительно расширяют возможности наглядных методов в учебном процессе.

Условия эффективного применения наглядности

При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий:

а) применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;

б) наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока;

в) наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;

г) необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций;

д) детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;

е) демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;

ж) привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.

Метод демонстрации. Назначение метода – передача информации путем показа конкретных объектов, процессов или их изображений. Демонстрируются: 1) натуральные объекты (коллекции, гербарии, чучела); 2) их изображения (фотографии, картины, рисунки, муляжи), если показ самих объектов невозможен, а без демонстрации учащимся трудно сформировать представление о них; 3) символы объектов (карты, чертежи, диаграммы, графики, схемы, таблицы); 4) опыты и эксперименты.

Совокупность действий учителя, которая состоит в показе учащимся самих предметов или их моделей, а также в представлении им определенных явлений, событий или процессов с соответствующим объяснением их существенных признаков мы и называем демонстрацией.

● Все учащиеся должны хорошо видеть демонстрируемый объект.

● Демонстрация должна позволить учащимся воспринимать объект по возможности разными органами чувств, а не только с помощью зрения.

Демонстрация предполагает воздействие как на зрение, так и на слух (например, прослушивание музыкальных произведений).

● Важнейшие компоненты и особенности объектов должны производить на учащихся наиболее сильное впечатление.

● Демонстрация должна правильно сочетаться со словесными пояснениями.

Благодаря демонстрации внимание учащихся оказывается направленным на существенные, а не на случайно обнаруженные, внешние характеристики рассматриваемых объектов, явлений и процессов.

Хотя в процессе демонстрации слово и не играет главной роли, которая отводится в нем изучаемым объектам, оно постоянно сопутствует наблюдению и служит для объяснения его хода и результатов. Интериоризованные образы познаваемых таким путем фрагментов действительности придают их словесным эквивалентам соответствующее содержание, благодаря чему – в соответствии с уже известным требованием – учащиеся изучают предметы, а не чужие представления о них.

Самой большой дидактической ценностью обладает демонстрация непосредственно самих объектов, явлений и процессов, протекающих в естественных условиях.

Отличие метода демонстрации от метода иллюстрации заключается в следующем. При иллюстрации изображение играет роль приложения к тексту, а при демонстрации изображение выступает на первое место, текст же сводится к краткому словесному комментарию.

Метод демонстрации обеспечивает восприятие как внешних форм (характеристик), так и внутреннего содержания не только в статистике, но и динамике их протекания, что очень важно для понимания учащимися глубинной сущности, законов, закономерностей и принципов их действия и существования, условий их порождающих.

Картины, графики, карты, таблицы, коллекции.

Метод демонстрации используется не только в классе, но и во время экскурсии в музей, на выставку, в природу или на производство.

Познакомить с образцами лучших сочинений – это тоже демонстрация.

При проведении демонстраций необходимо акцентировать внимание на изучаемом, на главном, охарактеризовать свойства объекта, показать его разные стороны; разъяснить цель демонстрации, что держать в поле зрения, выделить объекты наблюдения. Возможно также дополнение демонстрации раздаточным материалом, сделав соответствующие комментарии.

Разделение средств наглядности на иллюстративные и демонстрационные является условным. Оно не исключает возможности отнесения отдельных средств наглядности как к иллюстративным, так и к демонстрационным. Внедрение новых технических средств в учебный процесс (телевидения, видеомагнитофонов, компьютера и др.) расширяет возможности наглядных методов обучения. В частности, применение компьютера позволяет учащимся наглядно увидеть в динамике многие процессы, которые раньше были абстрактными. При использовании наглядных методов обучения необходимо соблюдать ряд условий:

а) применяемая наглядность должна соответствовать возрасту учащихся;

б) отбор средств наглядности необходимо продумать, и показывать ее следует в умеренном темпе и только в соответствующий момент урока (демонстрационный материал до демонстрации обычно не показывается, чтобы не отвлекать учащихся);

в) наблюдение должно быть организовано таким образом, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть демонстрируемый предмет;

г) необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций. Детям легче воспринимать, усвоить наглядный материал, если ключевые детали его будут специально выделены;

д) детально продумывать пояснения, даваемые в ходе демонстрации явлений;

е) демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала;

ж) привлекать самих учеников к нахождению желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.

Перед демонстрацией наглядных пособий учитель может раздать вопросники по теме для того, чтобы после демонстрации ученики дали ему в устном или письменном виде ответы на эти вопросы.

После демонстрации серии наглядных пособий обычно проводится закрепительная беседа.

Детские телепередачи имеют свои отличительные особенности, главная из них – быстрая смена событий, сопровождающаяся изменением визуальных методов (моментальный повтор, спецэффекты) и аудиохарактеристик (музыкальное и звуковое оформление), что позволяет привлечь внимание детей.

Схема анализа картины может выглядеть примерно так:

а) всмотреться в картину, охватив её взором цели
ком, и определить тему картины – о чем она;

б) выделить главное (фигуры, предметы), что выражает основную тему;

в) постепенно выделить детали картины и соотнести
их с главной темой – зачем они здесь, о чем говорят,
какое имеют значение для раскрытия главной темы;

1 Лернер И.Я. Учебный предмет, тема, урок. М., 1988. С. 31.

Метод иллюстрации предполагает применение в педагогическом процессе наглядных материалов: картин, плакатов, схем, чертежей, графиков, диаграмм, портретов, карт, макетов, атласов, а также изображение информации на учебной доске или на экране мультимедийной установки.

На одном уроке рекомендуется использовать не более 4–5 иллюстраций (это же относится и к демонстрациям), так как чересчур большое их количество затрудняет понимание сути, рассеивает внимание обучаемых.

ффективность применения иллюстраций и демонстраций в значительной мере зависит от умелого сочетания слова и наглядности, от умения учителя вычленять те свойства и особенности, которые в большей мере раскрывают сущность изучаемых предметов и явлений.

Метод и его назначение

Функции учителя

Функции ученика

Средства обучения

Условия успеха

ДЕМОНСТРАЦИЯ
Заключается в наглядно-чувственном ознакомлении с явлениями, процессами, объектами в натуральном виде, используется с внешним видом предмета, его внутреннем устройством

Педагог должен направлять внимание учеников на существенные стороны демонстрируемых явлений, правильно сочетать различные методы

Зарисовка, наблюдение, исследование, осмысление, обнаружение связей

Исследуемые объекты (в натуральном виде) искусственные заменители натуральных объектов

Активное участие учеников, правильный выбор объектов, умение педагога направить внимание учеников на существенные стороны явлений, сочетание с другими методами

ИЛЛЮСТРАЦИЯ — показ и восприятие предметов, процессов, явлений в их символьном изображении с помощью плакатов, карт, портретов, рисунков, схем и т.д. Они существенно облегчают процесс формирования понятий

Определить оптимальный объем иллюстрируемого материала, подготовить заранее иллюстрации, правильно использовать методику показа

Осмысление, восприятие, сделать выводы

Диаграммы, графики, схемы. Таблицы, карты, плакаты и т.д.

Методика показа, сочетание с другими методами, использование раздаточного материала

ВИДЕОМЕТОД — экранное преподнесение информации, которое служит не только для преподнесения знаний, но и для их контроля, закрепления, повторения, обобщения, систематизации, т.е. выполняет все дидактические функции

Подбор нужного материала, умение вводить учащихся в круг изучаемых проблем, делать обобщающие выводы, оказывать индивидуальную помощь в процессе самостоятельной работы

Осмысление, восприятие, делать выводы, выделение необходимой информации, самостоятельное исследование

Проектор, киноаппаратура, учебное телевидение, видеопроигрывателя, видеомагнитофон, а также компьютер с дисплейным отражением информации

Наличие видеотеки, учебный процесс должен отличаться четкостью, продуманностью, целесообразностью

В связи с этим, рассмотрим ряд условий, которые необходимо соблюдать при использовании средств наглядности:

Применяемая наглядность должна соответствовать возрасту, психофизическим особенностям учащихся.

Наглядность должна использоваться в меру и показывать ее следует постепенно и только в соответствующий момент урока.

Необходимо четко выделять главное, существенное при показе иллюстраций.

Детально продумывать руководство восприятием учениками пособия (попутные пояснения, выделение главного, комментирование и т.п.).

Демонстрируемая наглядность должна быть точно согласована с содержанием материала.

Привлекать самих учеников к нахождению и анализу желаемой информации в наглядном пособии или демонстрационном устройстве.

Необходимо рационально сочетать различные формы и методов сообщения учебного материала и учебного труда учеников с учетом содержания и специфики наглядных пособий.

Для эффективного решения коррекционно-развивающих задач при подготовке и проведении уроков по развитию устной речи в специальных (коррекционных) общеобразовательных школах VIII вида необходимо учитывать качественное своеобразиепознавательной и речевой деятельности умственно отсталых учащихся (низкаяпознавательная активность, преобладание наглядно-образного мышления, трудности в выборе лексических средств и др.) при восприятии наглядного материала.

Использование наглядности в решении коррекционно-развивающих задач имеет различную направленность: как источник познания, служащий для получения информации об объекте изучения и как средство познания, обеспечивающее обмен информацией между участниками коммуникативного процесса и процесс получения информации в предметно-практической деятельности.

Применение наглядных средств в обучении младших школьников на специальных уроках развития устной речи должно определяться их направленностью, спецификой и способностью активизировать речевую деятельность учащихся.

Для активизации речевой деятельности умственно отсталых младших школьников на урокеразвития устной речи необходимо предусматривать следующие этапы работы с нагляднымматериалом: актуализация представлений и эмоционально-ценностное отношение к изучаемому предмету или явлению; перерабатывание информации о предмете или явлении через перцептивные действия; планирование действий и преобразований с объектом.

Педагог должен учитывать то, что познание предмета или явления также зависит от особенностей самого индивида, его личностных качеств, эмоционально-волевой сферы и жизненного опыта, знаний, обученности и способностей, от его интересов, настроения на момент изучения предмета.

При использовании наглядного материала на уроках развития устной речи педагог должен руководствоваться следующими требованиями: наглядные средства должны вносить в урокновое в соответствии с его темой, целью, задачами и применительно к программе данного курса; соблюдать правила единства применения слова и наглядности как опорной точки для осознания связей между явлениями природы; использовать наглядный материал в целях воспитания всех сторон личности; ограничивать подачу информации о данном объекте; учитель должен проговаривать свои действия и создавать ситуации, побуждающие учащихся к речевому общению.

Представленная качественная характеристика особенностей развития умственно отсталых младших школьников, полученных по результатам констатирующего эксперимента, позволяет осуществлять дифференцированный подход к организации и содержанию коррекционно-педагогической работы с учащимися, расширить возможности реализациикоррекционного потенциала наглядных средств обучения для повышения речевой активности детей.

Применение совокупности методов и приемов в работе с наглядными средствами на уроках развития устной речи способствуют повышению эффективности учебного процесса по преодолению недостатков речевого развития.

Экспериментальное изучение путей и методов использования наглядности на уроках развития устной речи было проведено с целью повышения эффективности коррекционно-педагогического процесса обучения по преодолению недостатков речевого развития умственно отсталых младших школьников. Проведенный анализ широкого круга источников позволил выявить, что от уровня сформированности речевой деятельности учащихся зависит успешность усвоения ими материала всех учебных предметов, а также последующая социальная адаптация. Эффективности развития психических функций, в том числе речи, детей в педагогическом процессе способствует целенаправленное и обоснованное использование наглядности (К.Д.Ушинский).

Анализ литературных источников показал, что проблема наглядности является одной из старейших в классической дидактике, но, реализуясь практически во всех частных методиках школьных предметов, остается и до настоящего времени недостаточно решенной. Применение разнообразных средств наглядности в учебной деятельности влияет на познание ребенком окружающей действительности (Г.М.Дульнев, Л.В.Занков, В.Г.Петрова).

Использование наглядного материала в обучении умственно отсталых младших школьников специфично, так как они имеют качественные особенности интеллектуального и речевого развития (замедленное и своеобразное формирование устной речи, быстрая утомляемость, преобладание наглядных форм мышления и др.). Для активизации речевой деятельности средствами наглядности необходимо учитывать уровеньготовности умственно отсталых детей к участию в процессе обучения в школе (В.В.Воронкова).

Анализ методической литературы и изучение опыта учителей свидетельствует овариативности средств наглядности, позволяющих практически осуществить задачу развития устной речи умственно отсталых младших школьников. Применение наглядности на уроках по развитию речи позволяет учащимся научиться эффективно усваивать информацию посредством ее визуального представления и переносить эти навыки в другие виды учебной деятельности. Кроме того, изучение работ исследователей, касающихся процесса познания объекта (П.Я.Гальперин, Л.В.Занков, А.Н.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, А.В.Славин, Н.Ф.Талызина, Л.М.Фридман, И.С.Якиманская) позволило выявить возможности использования наглядной информации в учебном процессе, которые необходимо учитывать при организации уроков по развитию устной речи в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида: во-первых, наглядность выступает как источник информации об объекте познания; во-вторых, наглядность целесообразно использовать как средство усвоения информации об окружающем мире. В данном случае, при помощи визуальных объектов становится возможным обучать учащихся алгоритму построения речевого высказывания, стимулировать их речевую активность, учитывая состояние эмоционально-волевой сферы и интересы умственно отсталого школьника. Все это способствует более быстрому обучению и закреплению последовательности этапов усвоения наглядной информации, и дальнейшему самостоятельному использованию в перцептивной практике.

Источник

Наглядные и практические методы обучения

«Наглядные и практические методы обучения»

подготовила: Олейник Юлия Викторовна

Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения и предназначаются для наглядно-чувственного ознакомления учащихся с явлениями, процессами, объекта в их натуральном виде или в символьном изображении с помощью всевозможных рисунков, репродукций, схем и т.п. В современной школе широко используются с этой целью экранные технические средства.

Наглядные методы обучения условно можно подразделить на три группы:

М етод иллюстраций предполагает показ ученикам иллюстративных пособий, плакатов, таблиц, картин, карт, зарисовок на доске, плоских моделей и пр. Метод демонстраций обычно связан с демонстрацией приборов, опытов, технических установок, кинофильмов, диафильмов и др.

Цели метода наглядности в начальной школе:

— обогащение и расширение непосредственного чувственного опыта детей,

— изучение конкретных свойств предметов,

— создание условий для перехода к абстрактному мышлению, опори для самостоятельного учения и систематизации изученного.

В начальных классах применяется наглядность:

Процесс демонстрации должен быть построен так, чтобы:

— все ученики хорошо видели демонстрируемый объект;

— могли воспринимать его по возможности всеми органами чувств, а не только глазами;

— нужные стороны объекта производили на учеников наибольшее впечатление и привлекали максимум внимания.

Иллюстрация предполагает показ и восприятие предметов, процессов и явлений в их символьном изображении с помощью плакатов, карт, портретов, фотографий, рисунков, схем, репродукций, плоских моделей и т.п. В последнее время практика наглядности обогатилась целым рядом новых средств.

Методы демонстрации и иллюстрации используются в тесной связи, дополняя и усиливая совместное действие. Когда процесс или явление учащиеся должны воспринять в целом, используется демонстрация, когда же требуется осознать сущность явления, взаимосвязи между его компонентами, прибегают к иллюстрации. Эффективность иллюстрации зависит от методики показа. Избирая наглядные пособия и форму иллюстрирования, учитель продумывает их дидактическое назначение, место и роль в познавательном процессе. Перед ним стоит также проблема определения оптимального объема иллюстративного материала. Опыт показывает, что большое число иллюстраций отвлекает учеников от выяснения сущности изучаемых явлений; Иллюстрации готовят заранее, но показывают только в тот момент, когда они оказываются необходимыми по ходу обучения.

В современной начальной школе для обеспечения качественной иллюстрации широко используются экранные технические средства. Видеометод рассматривается в качестве отдельного метода обучения ввиду интенсивного проникновения в практику работы учебных заведений новых источников экранного преподнесения информации:

— видеопроигрывателей и видеомагнитофонов,

— а также компьютеров с дисплейным отражением информации.

Видеометод успешно выполняет все дидактические функции: служит не только для преподнесения знаний, но и для их контроля, закрепления, повторения, обобщения, систематизации. Обучающая и воспитывающая функции данного метода обусловливаются высокой эффективностью воздействия наглядных образов и возможностью управления событиями.

Практические методы обучения основаны на практической деятельности учащихся. Этими методами формируют практические умения и навыки.

К практическим методам относятся:

— лабораторные и практические работы,

Упражнения — многократное выполнение учащимися определенных действий с целью выработки и совершенствования умений и навыков в учебной работе. Характер и методика упражнений зависят от особенностей учебного предмета, конкретного материала, изучаемого вопроса и возраста учащихся.

Дидактика формулирует ряд общих правил проведения упражнений :

— доведение до сознания учащихся цели и порядка выполнения упражнения;

— систематичность проведения упражнений;

— после объяснения нового материала упражнения даются чаще;

— постепенное нарастание трудности упражнений.

Сразу после изучения нового материала учитель дает типичные упражнения, в которых изученные учащимися признаки выступают наиболее ярко и выпукло. Когда же новый материал усвоен учащимися прочно, можно давать задачи и упражнения, для выполнения которых дети используют знания других тем предмета. Эффективность упражнений повышается в том случае, если дети приучены к самоконтролю в учебном труде. Правильно организованные упражнения имеют большое воспитательное значение. Характер воздействия упражнений на учащихся зависит от степени самостоятельности их выполнения. Не менее важное значение имеет и содержание упражнений. В начальных классах дается много разнообразных письменных упражнений.

Лабораторные работы — один из практических методов обучения, заключающийся в проведении учащимися по заданию учителя опытов с использованием приборов, применением инструментов и других технических приспособлений. В процессе лабораторной работы имеют место наблюдения, анализ и сопоставление данных наблюдений, формулирование выводов. Мыслительные операции сочетаются здесь и с физическими действиями, с моторными актами, поскольку учащиеся при помощи технических средств воздействуют на изучаемые вещества и материалы, вызывают интересующие их явления и процессы, что существенно повышает продуктивность познавательного процесса.

Лабораторные работы могут проводиться:

Выполнение лабораторных работ сопровождается записью получаемых данных и графическим изображением изучаемых явлений и процессов в форме отчета о проведенном эксперименте.

Познавательные (дидактические) игры — это специально созданные ситуаций, моделирующие реальность, из которых ученикам предлагается найти выход.

Современные дидактические игры в начальной школе — это преимущественно игры по правилам.

Игры имеют много функций:

— активизируют познавательные процессы;

— воспитывают интерес и внимательность детей;

— вводят детей в жизненные ситуации;

— учат их действовать по правилам;

— развивают любознательность, внимательность;

— закрепляют знания, умения.

Правильно построенная игра обогащает процесс мышления индивидуальными чувствами, развивает саморегуляцию, укрепляет волю ребенка. Игра ведет его к самостоятельным открытиям, решениям проблем. В учебном процессе могут использоваться только элементы дидактической игры — игровая ситуация, прием, упражнение.

Общая структура дидактической игры содержит компоненты:

— ориентировочный — выбор средств игровой деятельности;

— исполнительный — действия, операции, позволяющие реализовать поставленную игровую цель;

— контрольно-оценочный — коррекция и стимулирование активности игровой деятельности.

Формы организации обучения в начальной школе: общеклассные, групповые и индивидуальные

Форма организации обучения обозначает внешнюю сторону процесса обучения, которая связана с количеством обучаемых, временем и местом, а также порядком его осуществления (И.Ф. Харламов). В научных педагогических исследованиях рассматриваются разные точки зрения на понятие «организационные формы обучения». Так И. М. Чередов форму обучения рассматривает как специальную конструкцию, которая характеризует «внешнюю сторону процесса обучения, обусловленную содержанием, методами, приемами, средствами, видами учебной деятельности, особенностями взаимосвязи педагога и учеников при работе над учебным материалом. Анализируя данный педагогический феномен, Ю. К. Бабанский считает, что под формой организации обучения следует понимать операционно-деятельностный компонент обучения и представляет собой внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в установленном порядке и определенном режиме. Б. Г. Лихачев под формой организации обучения понимает целенаправленную, четко организованную, содержательно насыщенную и методически оснащенную систему познавательного и воспитательного взаимодействия, отношений учителя и учащихся. С. А. Смирнов под формой обучения понимает способ организации деятельности учащихся, определяющий количество и характер взаимосвязей участников процесса обучения. Форма организации обучения – это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учеников, «упаковка» для содержания» (И. П. Подласый). Приведенные определения понятия «форма обучения» говорят о его сложности и неоднозначности.

История развития школы знает различные системы обучения, в которых преимущество отдавалось тем или иным формам организации: индивидуальной (в античных государствах), индивидуально-групповой (в школах Средневековья), взаимного обучения (белль-ланкастерская система в Англии), дифференцированного обучения по способностям учеников (маннгеймская система), бригадное обучение (существовавшее в 20-ые годы в советской школе), американский «план Трампа», согласно которому 40 % времени ученики проводили в больших группах (100-150 человек), 20 % − в малых группах (10-15 учащихся) и 40 % времени отводилось на самостоятельную работу. Для учителей начальных классов интерес представляет так называемый Дальтон-план – форма индивидуализированного обучения (Э. Паркхерст, Г. Дальтон, начало XX в.). Детям предлагалась полная свобода выбора содержания обучения, чередование изучаемых предметов, использование собственного времени и т.д. Формы обучения исторически сложившиеся продолжают существовать в практике обучения и в настоящее время.

Индивидуальная форма обучения применяется с целью адаптирования степени сложности учебных заданий, оказания помощи с учетом индивидуальных особенностей ученика и оптимизации самого учебного процесса.

Парная форма связана с коммуникативным взаимодействием между учителем и парой учащихся, выполняющих под его руководством общее учебное задание.

Групповая форма – общение учителя осуществляется с группой детей более трех человек, которые взаимодействуют, как между собой, так и с учителем с целью реализации образовательных задач.

Коллективная форма (общеклассная) обучения – одна из самых сложных форм организации деятельности учащихся, рассматривающая обучение целостного коллектива. Данная форма ориентирована на активное взаимодействие учащихся, их взаимопонимание, взаимообучение, сплоченность.

Фронтальная форма («обращенная к зрителям») предполагает обучение группы учащихся или целого класса, решающих однотипные задачи с последующим контролем результатов со стороны учителя.

Урок – единица образовательного процесса, четко ограниченная временными рамками, возрастным составом учащихся, планом и учебной программой работы.

Урок является основной формой организации текущей учебной работы. В этой форме представлены все компоненты учебно-воспитательного процесса: цель, задачи, содержание, средства и методы. Типология урока одна из сложных дидактических задач. С. В. Иванов, М. А. Данилов, Б. П. Есипов, Г.И. Щукина выделяют следующие типы уроков в зависимости от дидактической задачи:

— вводные уроки, уроки первичного ознакомления с учебным материалом;

— уроки образования понятий, установления законов и правил;

— уроки применения полученных знаний на практике;

— уроки выработки навыков;

— уроки повторения и обобщения;

— уроки смешанные или комбинированные.

Э ти типы уроков широко используются и в начальной школе. И.П. Подласый отдельно рассматривает урок в малокомплектной начальной школе, где обучаются дети разного возраста в одной классной комнате.

Здесь сложились три основных типа уроков:

— урок, на котором в обеих классах изучается новый материал;

— урок, на котором в одном классе изучается новый материал, а в другом классе организуется работа по закреплению знаний и умений, повторению изученного или учету знаний и умений детей;

— урок, на котором в обеих классах проводится работа по повторению изученного раннее.

Интегративный урок (от лат. «полный», «целостный») – это урок, в котором вокруг одной темы объединяется материал нескольких предметов. Такой урок наиболее продуктивен для младших школьников, т.к. способствует информационному обогащению содержания обучения, мышления и чувств школьников за счет включения интересного материала, который позволяет с различных сторон познать явление или предмет изучения.

Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие, имеющее нетрадиционную структуру. Например: уроки – конкурсы, деловые игры, аукционы. Под структурой урока подразумевается его внутреннее строение и последовательность отдельных этапов, отражающих цель, дидактические задачи и особенности их практической реализации.

Экскурсия – это одна из форм образовательно-воспитательной работы с детьми перенесенная в соответствии с определенными педагогическими задачами на предприятия, в музеи, на выставку, в поле, на ферму и т.д. В зависимости от решаемых дидактических задач выделяются экскурсии различных типов: в зависимости от объектов наблюдения (природоведческие, краеведческие, литературные, географические и т.д.); по образовательно-воспитательным целям (обзорные и тематические); по месту ив структуре педагогического процесса (вводные, или предваряющие; текущие, итоговые). В последнее время в начальных классах распространение получают комплексные экскурсии. Комплексные экскурсии не только экономят время, но и помогают объединить блоки знаний по разным предметам, подчиненные одной теме. Так, например, в экскурсии интересно сочетаются знания по ознакомлению с окружающим миром, музыкой; изобразительной деятельностью. Самостоятельную работу учащихся дидакты (И.Я. Лернер, Ю.К. Бабанский, И.П. Подласый и др.) характеризуют как овладение научными знаниями, практическими умениями, навыками во всех формах организации обучения, как под руководством учителя, так и без него.

Самостоятельную работу учащихся классифицируют:

— по дидактической цели ее применения – познавательная, практическая, обобщающая;

— по типам решаемых задач – исследовательская, творческая, познавательная и др;

— по уровням проблемности – репродуктивная, продуктивно-исследовательская, исследовательская;

— по характеру коммуникативного взаимодействия учащихся – фронтальная, групповая, индивидуальная;

— по месту ее выполнения – домашняя, классная.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *