Что относится к наглядным методам в речевом развитии

Методы развития речи

Наглядные методы делятся на непосредственные и опосредованные. Когда дети имеют возможность наблюдать объект непосредственно, используются непосредственные методы. Это метод наблюдений и его разновидности: обзоры помещений, экскурсии, рассматривание предметов.

Если объекты недоступны для непосредственного наблюдения, воспитатель знакомит с ними детей опосредованным путем, т.е. используя изобразительную наглядность (картины, фотографии, кинофильмы и диафильмы, игрушки). В старших группах используется такой наглядный метод, как демонстрация моделей.

Рассматривание картин со знакомым содержанием, игрушек как условных образов знакомых предметов, повествование о них применяется и с целью повторного ознакомления с объектом, закрепления полученных в ходе наблюдений знаний, формирования связной речи. Понятно, что во всех этих процессах обязательно присутствует слово воспитателя, который направляет восприятие детей, объясняет и называет то, что показывается.

К словесным методам, используемых в детском саду, относятся чтение и пересказ художественных произведений, заучивание наизусть, рассказ, обобщающая беседа. Но во всех словесных методах, как правило, используются и наглядные приемы: показ игрушек, рисунков, предметов, иллюстраций. В старшем дошкольном возрасте допускается изложение без опоры на наглядность.

Практические методы направлены на использование речевых умений и навыков и их совершенствование. Чаще всего практические методы носят игровой характер. Это дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, подвижные игры со словесным соспровождением. К практическим методам относятся также различные виды детской деятельности-конструирование, рисование, труд, моделирование и подобные, каждый из которых сопровождается разговором воспитателя и детей.

Как видно, деление методов развития речи на группы является весьма условным, поскольку между ними нет четкой границы.

А.Г. Арушанова выделяет также проблемные методы развития речи. К ним относятся творческие занятия, словообразовательные ситуации, проблемные вопросы.

В зависимости от характера речевой деятельности детей, условно выделяются репродуктивные и продуктивные методы развития речи.

Репродуктивные методы основаны на восстановлении речевого материала, на подражании готовым образцам. Это, например, пересказ близко к тексту, заучивание наизусть, игры-драматизации по содержанию литературных произведений.

Продуктивные методы направлены на обучение детей построению собственных связных высказываний, развитие речевого творчества. К этим методам относятся обобщающая беседа, повествование, творческий пересказ, моделирование, творческие задания.

2.Прыёмы развития речи

Существует большое количество словесных приемов. Наиболее распространенные из них следующие.

Речевой образец-правильная, заранее продуманная речевая деятельность воспитателя, предназначенная для подражания детьми. Это может быть образец произношения звука, слова, построения грамматической формы, рассказа. Образец должен быть доступным детям по форме и содержанию. Чтобы добиться осмысленного повторения детьми образца речи воспитателя, полезно сопровождать его другими приемами: объяснениями, указаниями.

Повторное проговаривание — умышленное (но не принудительное) многократное повторение одного и того же звука, слова, предложения с целью его запоминания. Повторение может осуществляться за педагогами, другими детьми, может быть совместным (воспитателя и ребенка или двух детей) или хоровым.

Игровые приемы могут быть как словесными (использование шутки при объяснении задания, небылицы) так и наглядными (использование игровых персонажей типа «белорусской» куклы, фанты, игровые движения). Такие приемы повышают интерес детей к занятиям, способствуют активизации их речи.

Все вышеперечисленные приемы развития речи являются прямыми. Существуют и косвенные приемы: напоминание, реплика, замечание, подсказка, совет.

Различные приемы используются в зависимости от задач развития речи, содержания занятий, возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Источник

Консультация для воспитателей Тема: Методы и приемы развития речи

Что относится к наглядным методам в речевом развитии Любовь Александровна Новикова
Консультация для воспитателей Тема: Методы и приемы развития речи

Консультация для воспитателей

Тема: Методы и приемы развития речи

Методика использует методы, разработанные в дидактике. Метод развития речи определяется как способ деятельности педагога и детей, обеспечивающий формирование речевых навыков и умений.

Выделяют три группы методов — наглядные, словесные и практические. Это деление весьма условно, поскольку между ними нет резкой границы. Наглядные методы сопровождаются словом, а в словесных используются наглядные приемы. Практические методы также связаны и со словом, и с наглядным материалом. Причисление одних методов и приемов к наглядным, других к словесным или практическим зависит от преобладания наглядности, слова или действий как источника и основы высказывания.

Наглядные методы используются в детском саду чаще. Применяются как непосредственные, так и опосредованные методы. К непосредственным относится методнаблюдения и его разновидности: экскурсии, осмотры помещения, рассматривание натуральных предметов. Эти методы направлены на накопление содержания речи и обеспечивают связь двух сигнальных систем. Опосредованные методы основаны на применении изобразительной наглядности. Это рассматривание игрушек, картин, фотографий, описание картин и игрушек, рассказывание по игрушкам и картинам. Они используются для закрепления знаний, словаря, развития обобщающей функции слова, обучения связной речи. Опосредованные методы могут быть использованы также для ознакомления с объектами и явлениями, с которыми невозможно познакомиться непосредственно.

Словесные методыв детском саду применяются реже: это чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание наизусть, пересказ, обобщающая беседа, рассказывание без опоры на наглядный материал. Во всех словесных методах используются наглядные приемы: показ предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций, поскольку возрастные особенности маленьких детей и природа самого слова требуют наглядности.

Практические методы направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. К практическим методам относятся различные дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры. Они используются для решения всех речевых задач.

В зависимости от характера речевой деятельности детей можно условно выделить репродуктивные и продуктивные методы.

Репродуктивные методы основаны на воспроизведении речевого материала, готовых образцов. В детском саду они применяются, главным образом, в словарной работе, в работе по воспитанию звуковой культуры речи, меньше при формировании грамматических навыков и связной речи. К репродуктивным можно условно отнести методы наблюдения и его разновидности, рассматривание картин, чтение художественной литературы, пересказ, заучивание наизусть, игры-драматизации по содержанию литературных произведений, многие дидактические игры, т. е. все те методы, при которых дети осваивают слова и законы их сочетания, фразеологические обороты, некоторые грамматические явления, например управление многих слов, овладевают по подражанию звукопроизношением, пересказывают близко к тексту, копируют рассказ педагога.

Продуктивные методы предполагают построение детьми собственных связных высказываний, когда ребенок не просто воспроизводит известные ему языковые единицы, а выбирает и комбинирует их всякий раз по-новому, приспосабливаясь к ситуации общения. В этом и заключается творческий характер речевой деятельности. Отсюда очевидно, что продуктивные методы используются при обучении связной речи. К ним можно отнести обобщающую беседу, рассказывание, пересказ с перестройкой текста, дидактические игры на развитие связной речи, метод моделирования, творческие задания.

Резкой границы между продуктивными и репродуктивными методами также нет. Элементы творчества есть в репродуктивных методах, а элементы репродукции — в про-дуктивных. Соотношение их колеблется. Например, если в словарном упражнении дети

выбирают из своего словарного запаса наиболее подходящее слово для характеристики предмета, то по сравнению с тем же выбором слова из ряда заданных или повторением вслед за воспитателем при рассматривании и обследовании предметов первое задание носит более творческий характер. В самостоятельном рассказывании творческое начало и воспроизведение могут также проявляться по-разному в рассказах по образцу, плану, предложенной теме. Характеристика хорошо известных методов с точки зрения характера речевой деятельности позволит более осознанно использовать их в практике работы с детьми.

В зависимости от задачи развития речи выделяют методы словарной работы, методы воспитания звуковой культуры речи и др.

Методические приемы развития речитрадиционно делятся на три основные группы: словесные, наглядные и игровые.

Широко применяются словесные приемы. К ним относятся речевой образец, повторное проговаривание, объяснение, указания, оценка детской речи, вопрос.

Речевой образец— правильная, предварительно продуманная речевая деятельность педагога, предназначенная для подражания детьми и их ориентировки. Образец должен быть доступным по содержанию и форме. Он произносится четко, громко и неторопливо. Поскольку образец дается для подражания, он предъявляется до начала речевой деятельности детей. Но иногда, особенно в старших группах, образец можно использовать и после речи детей, но при этом он будет служить не для подражания, а для сравнения и коррекции. Образец применяется для решения всех задач. Особенно большое значение он имеет в младших группах.

Повторное проговаривание — преднамеренное, многократное повторение одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания.В практике используются разные варианты повторения: за педагогом, за другими детьми, совместное повторение воспитателя и детей, хоровое. Важно, чтобы повторение предлагалось детям в контексте интересной для них деятельности.

Объяснение— раскрытие сущности некоторых явлений или способов действия. Широко используется для раскрытия значений слов, для объяснения правил и действий в дидактических играх, а также в процессе наблюдений и обследования предметов.

Указания — разъяснение детям способа действия для достижения определенного результата. Выделяют указания обучающие, организационные и дисциплинирующие.

Оценка детской речи — мотивированное суждение о речевом высказывании ребенка, характеризующее качество выполнения речевой деятельности. Оценка должна иметь не просто констатирующий характер, но и обучающий. Она дается для того, чтобы все дети могли ориентироваться на нее в своих высказываниях. Оценка оказывает большое эмоциональное влияние на детей. Нужно учитывать индивидуальные и возрастные особенности, добиваться, чтобы она повышала речевую активность ребенка, интерес к речевой деятельности, организовывала его поведение. Для этого в оценке подчеркиваются прежде всего положительные качества речи, а речевые недочеты исправляются с помощью образца и других методических приемов.

Вопрос — словесное обращение, требующее ответа. Вопросы разделяются на основные и вспомогательные. Основные могут быть констатирующими (репродуктивные)«кто? что? какой? какая? где? как? куда?» и поисковыми, требующими установления связей и отношений между явлениями — «почему? зачем? чем похожи?». Вспомогательные вопросы бывают наводящими и подсказывающими.

Наглядные приемы — показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении правильному звукопроизношению.

Игровые приемы могут быть словесными и наглядными. Они возбуждают у ребенка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий. Игровые приемы отвечают возрастным особенностям детей и поэтому занимают важное место на занятиях по родному языку в детском саду. Реализация задач развития речи в программах воспитания и обучения

Задачи развития речи реализуются в программе, которая определяет объем речевых навыков и умений, требования к речи детей в разных возрастных группах

Подготовила воспитатель

Интерактивные приемы и методы формирования лексико-грамматической стороны речи у детей с нарушениями речевого развития Интерактивная игра – одна из особо продуктивных педагогических технологий, создающих оптимальные условия развития и самореализации участников.

Консультация для родителей и воспитателей «Аппликация. Нетрадиционные методы» АппликацияВ дошкольном возрасте процесс познания у ребёнка происходит эмоционально-практическим путём. В процессе изобразительной деятельности.

Консультация для воспитателей «Беседа как метод развития диалогической речи» Консультация для воспитателей Беседа как метод формирования диалогической речи Беседа-это целенаправленный, заранее подготовленный разговор.

Консультация для воспитателей детского сада «Фольклор как средство обогащения речи детей раннего возраста» В наше время повсеместно наблюдается процесс упрощения, оскуднения русского языка, исчезают его красота, образность. Исключительно мал и.

Консультация для воспитателей перед проведением конкурса «Создание условий в группах для развития речи дошкольников» Формирование правильной речи ребенка является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической.

Консультация для воспитателей «Словесные игры как средство развития речи детей дошкольного возраста» Актуальность Речь ребенка развивается в общении со взрослыми и сверстниками в совместной деятельности. Игра, организованная определенным.

Консультация «Методы и приемы обучения детей дошкольного возраста грамматике» Речь – это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации,.

Что относится к наглядным методам в речевом развитииМастер-класс для воспитателей «Нетрадиционные методы и приемы лепки» «В семье изобразительных искусств лепка играет ту же роль, как и арифметика в математических науках. Это азбука представления о предмете.

Мастер-класс «Методы и приемы формирования звуковой культуры речи во всех режимных моментах» Мастер – класс «Методы и приемы формирования звуковой культуры речи во всех режимных моментах». Подготовила: воспитатель Тихонова Л. С МБДОУ.

Педагогический совет «Методы и приемы развития связной речи у дошкольников» «Создание условий для развития связной и выразительной речи дошкольников» Связная речь – смысловое развернутое высказывание (ряд логически.

Источник

Методы и приемы формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста

Кобзеева О. В.

Методы и приемы формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста

Методы и приемы можно описать с разных точек зрения (в зависимости от используемых средств, характера познавательной и речевой деятельности детей, раздела речевой работы). Общепринятой в методике (как и в дошкольной дидактике в целом) является классификация методовпо используемым средствам: наглядность, слово или практическое действие. Выделяют три группы методов: наглядные, словесные и практические. Это деление весьма условно, поскольку между ними нет резкой границы [1].

Наглядные методы сопровождаются словом, а в словесных используются наглядные приемы.

Практические методы также связаны и со словом, и с наглядным материалом. Причисление одних методов и приемов к наглядным, других к словесным или практическим зависит от преобладания наглядности, слова или действия как источника и основы высказывания.

Наглядные методы нередко применяют в детском саду. Используют как непосредственные, так и опосредованные методы. К непосредственным относится методнаблюдения и его разновидности: экскурсии, осмотры помещения, рассмотрение натуральных предметов. Эти методы ориентированы на накопление содержания речи и обеспечивают связь двух сигнальных систем. Опосредованные методы построены на использование изобразительной наглядности. Это, например, разглядывание игрушек, иллюстраций, фотографий, описывание картин и игрушек, рассказ с помощью игрушек и картин. Они применяются для обобщения знаний, словаря, развития закреплений функции слова, обучения связной речи. Опосредованные методы могут быть применены также для ознакомления с объектами и явлениями, с которыми нельзя ознакомиться напрямую[2].

Словесные методы: чтение и рассказывание художественных произведений, заучивание текстов, пересказ рассказов, обобщающая беседа, рассказ без опоры на наглядный материал. Во всех словесных методах используют наглядные приемы: просмотр предметов, игрушек, картин, рассматривание иллюстраций, поскольку возрастные особенности маленьких детей и природа самого слова требуют наглядности [3].

Практические методы направлены на применение речевых навыков и умений и их совершенствование. К практическим методам относятся разнообразные дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры. Они используются для решения всех речевых задач [3]. В зависимости от характера речевой деятельности детей можно обозначить репродуктивные и продуктивные методы.

Репродуктивные методы построены на воспроизведении речевого материала, готовых образцов. Методы, которые применяют чаще всего в детском саду, в словарной работе, в работе по воспитанию звуковой культуры речи, меньше при формировании грамматических навыков и связной речи. К репродуктивным можно условно дополнить метод наблюдения и его разновидности, рассматривание картин, чтение художественной литературы, пересказ, заучивание наизусть, игры-драматизации по содержанию литературных произведений, многочисленные дидактические игры, т. е. все те методы, при которых дети осваивают слова и законы их сочетания, фразеологические обороты, некоторые грамматические явления, например, управление многих слов, овладевают по подражанию звукопроизношением, пересказывают близко к тексту, повторяют рассказ воспитателя[4].

Продуктивные методы предполагают разработку детьми собственных связных высказываний, когда ребенок не просто повторяет известные ему языковые единицы, а выбирает и совмещает их каждый раз по-новому, приспосабливаясь к ситуации общения. В этом и заключается творческий характер речевой деятельности. Очевидно, что продуктивные методы употребляются при обучении связной речи. К ним можно отнести обобщающую беседу, рассказывание, пересказ с заменой текста, дидактические игры на развитие связной речи, метод моделирования, творческие задания.

Продуктивные и репродуктивные методы не имеют существенных различий между собой. Элементы творчества есть в репродуктивных методах, а элементы репродукции – в продуктивных. Изменяется только их соотношение. Допустим, дети для выполнения упражнения используют слова из личного словарного запаса наиболее подходящее слово для характеристики предмета, то по сравнению с тем же выбором слова из ряда заданных или повторенных вслед за воспитателем при рассматривании и обследовании предметов первое задание носит более творческий характер. В самостоятельном рассказывании творческое начало и воспроизведение имеют все шансы в свою очередь выражаться по-разному в рассказах по образцу, плану, предложенной теме. Задачи по вырабатыванию речи включают в себя методы словарной работы, методы воспитания звуковой культуры речи и др. [5].

Методические приемы развития речиобычно разделяются на три главные группы: словесные, наглядные и игровые. Свободно применяются словесные приемы. К ним прилагается речевой образец, вторичное проговаривание, разъяснение, указания, анализ детской речи, вопрос.

Речевой образец – конкретная, предварительно осмысленная речевая работа преподавателя, специализированная для подражания детьми и их ориентировки. Образец обязан быть доступным по содержанию и форме. Он произносится отчетливо, громко и не спеша. Так как образец предоставляется для подражания, он показывается до начала речевой деятельности детей. Но в некоторых случаях, особенно в старших группах, образец можно использовать и после речи детей, но в то же время он будет служить не для подражания, а для сравнения и коррекции. Для того чтобы привлечь внимание детей к образцу, рекомендуется сопровождать его пояснениями, указаниями[3].

Повторное произнесение – намеренное, неоднократное повторение одного и того же речевого элемента (звука, слова, фразы) с целью его запоминания.В практике применяется различные виды повторения: за преподавателем, за остальными детьми, коллективное повторение воспитателя и детей, хоровое. Немаловажно, чтобы повторение не носило принудительного, механического характера, а предлагалось детям в контексте увлекательной для них деятельности.

Объяснение – выявление сущности некоторых явлений или способов действия. Широко используется для выявления значений слов, для объяснения правил и действий в дидактических играх, а также в процессе исследования и обследования предметов.

Указание – объяснение детям способа действия для достижения определенного результата. Различают указания обучающие, организационные и дисциплинирующие.

Оценка детской речи –мотивированное мнение о речевом высказывании ребенка, описывающее качество выполнения речевой работы. Оценка должна обладать не просто констатирующий характер, но и обучающий. Оценка предоставляется для того, чтобы все дети имели возможность осознавать свои высказывания. Оценка выражает огромное эмоциональное влияние на детей.

Следует рассматривать личные и возрастные отличительные особенности, стремиться, чтобы оценка увеличивала речевую активность ребенка, интерес к речевой деятельности, формировала его поведение. Для этого в оценке выделяются в основном положительные качества речи, а речевые недостатки корректируются с помощью образца и других методических приемов. Вопрос – словесное обращение, которое предполагает ответ. Вопросы подразделяются на основные и вспомогательные. Основные бывают констатирующие (репродуктивные)«Кто? Что? Какой? Какая? Где? Как? Куда?» и поисковые, требующее установления связей и отношений между явлениями – «По какой причине? Для чего? Чем похожи?». Вспомогательные вопросы могут быть наводящими и подсказывающими. Воспитателю нужно овладеть методически правильной организацией вопросов. Они должны быть точными, целенаправленными, передавать главную мысль. Следует точно определять место логического ударения в вопросе, концентрировать внимание детей на слове, несущем основную смысловую нагрузку. Структура вопроса должна быть образцом вопросительной интонации, упрощать детям ответ. Вопросы применяются во всех формах речевого развития детей: диалогах, разговорах, дидактических играх, при обучении пересказу [3]. Наглядные приемы – просмотр иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции при обучении верному звукопроизношению.

Игровые приемы бывают словесными и наглядными. Они вызывают у детей большой интерес к занятиям, расширяют мотивы речи, образуют положительный эмоциональный фон процесса обучения и непосредственно повышают речевую активность детей и эффективность занятий. Игровые приемы соответствуют возрастным особенностям детей и благодаря этому занимают важное место на занятиях по родному языку в детском саду. В дошкольной педагогике имеются и другие классификации приемов обучения. Так, по отношению к их роли в процессе обучения, различают прямые и косвенные приемы. Все выше названые словесные приемы можно назвать прямыми, а напоминание, реплика, замечание, подсказ, совет – косвенными. В конкретном педагогическом процессе приемы применяют в единстве. Так, в обобщающей беседе могут быть применены разного типа вопросы, показ предметов, игрушек, иллюстраций, игровые приемы, художественное слово, оценка, указания. Педагог употребляет разнообразные приемы исходя из задачи, сущности занятия, уровня подготовленности детей, их возрастных и индивидуальных особенностей [1]. Из этого следует, что инструментарий для развития речи детей достаточно богатый. Воспитателю следует лишь внедрить приёмы и способы в игровую деятельность детей.

1. Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М. : ВЛАДОС, 2000. 256с.

Консультация для воспитателей «Проблемы и особенности развития связной монологической речи у детей дошкольного возраста» Развитие речи – процесс сложный, творческий и поэтому необходимо, чтобы дети как можно раньше хорошо овладели своей родной речью, говорили.

Что относится к наглядным методам в речевом развитииИспользование мнемотаблиц в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем.

Консультация для родителей «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» Консультация для родителей на тему: «Развитие связной речи детей дошкольного возраста» Под связной речью понимается развёрнутое изложение.

Консультация для воспитателей логопедических групп «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста» «Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста». Своевременное формирование грамматического строя речи ребенка – важнейшее.

Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» Отчёт по самообразованию «Развитие связной речи у детей младшего дошкольного возраста» 1. Актуальность темы. При помощи речи ребёнок выражает.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *