Что относится к музыке 5 класс

Музыка. 5 класс

Конспект урока

Жанры инструментальной и вокальной музыки

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

— жанры «вокализ», «песня без слов», «баркарола», «романс».

Вокализ – это произведение, написанное для голоса с музыкальным сопровождением. Вокализом также называется часть произведения, исполняемая голосом без текста. Есть ещё одно значение слова «вокализ» – это специально написанная пьеса-упражнение для расширения диапазона и развития техники голоса, а также раскрытия красоты тембра.

Песня без слов – жанр камерной инструментальной музыки, получивший распространение в творчестве композиторов-романтиков, как правило, лирического содержания.

Романс – пьеса для голоса с музыкальным сопровождением, написанная на стихотворный текст, как правило, лирического содержания.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В начале урока прозвучала народная песня «Камаринская», но исполнял её не голос или хор, а музыкальные инструменты. Пётр Ильич Чайковский использовал мелодию этой хорошо известной русской народной песни в цикле фортепианных пьес «Детский альбом». Мы узнали её благодаря яркой, запоминающейся мелодии и характерным интонациям.

История музыкальной культуры развивалась таким образом, что песенные жанры постепенно стали переходить в инструментальную музыку. Партию, которую раньше пропевал голос, теперь стал исполнять музыкальный инструмент, соответственно, без литературного текста. Такие инструментальные произведения по фактуре часто напоминают свои вокальные прообразы: инструмент, как и голос, исполняет мелодию с аккомпанементом, иначе говоря, музыкальным сопровождением. Названия этих пьес тоже часто соответствуют их вокальным первоисточникам: вокализ, песня, ария, романс, серенада и другие. Выразительность музыкальных интонаций, характерный тембр и расширенный, по сравнению с голосом, диапазон инструмента не только компенсируют отсутствие текста, но и способны передать больший спектр чувств, переживаний и эмоциональных состояний. Отсутствие текста даёт слушателям больше свободы в восприятии музыки: каждый человек индивидуален, и у каждого в сознании возникают от прослушивания различные образы…

Рассмотрим подробнее некоторые жанры, характерные как для вокальной, так и для инструментальной музыки.

Слово «вокализ» происходит от латинского слова vocalis, что означает «звучный, гласный, певучий». Вокализ представляет собой произведение, написанное для голоса с музыкальным сопровождением. Исполняется такое произведение без текста, на какой-либо гласный звук, слог или сольфеджио, то есть пение мелодии с названием нот. Вокализом также называется часть произведения, исполняемая голосом без текста.

Есть ещё одно значение слова «вокализ» – это специально написанная пьеса-упражнение для расширения диапазона и развития техники голоса, а также раскрытия красоты тембра. Такие упражнения вошли в учебную практику с середины XVIII века и получили широкое распространение в XIX веке. До сих пор эти пьесы успешно применяются в вокальной педагогике.

В качестве концертной пьесы наиболее часто исполняется «Вокализ» Сергея Рахманинова, который звучит на уроке в исполнении Вероники Джиоевой (сопрано).

Также мы можем послушать эту пьесу в исполнении разных музыкальных инструментов, благодаря чему музыка приобретает другой характер и оттенки настроения.

Голос в этой музыке звучит как инструмент, а инструмент – как голос! Это возможно благодаря родству речевой и музыкальной интонации, лежащей в основе как разговорного, так и музыкального языка.

Другой жанр, пришедший в инструментальную музыку из вокальной – это песня без слов. В самом названии уже заложено определение этого жанра.

Наиболее известны песни без слов немецкого композитора XIX века Феликса Мендельсона. Будучи романтиком, он «одушевлял» инструмент, побуждал его петь, выражать интонациями, близкими к человеческому голосу, личные переживания. Мендельсон писал песни без слов на протяжении всей своей жизни. Всего им сочинено 48 пьес, восемь тетрадей по шесть пьес. Первая тетрадь была написана под впечатлением заграничных путешествий композитора по Италии и Швейцарии, когда он был ещё совсем молодым, а последние две – незадолго до его смерти. Эти пьесы напоминают дневниковые записи или наброски художника: здесь можно встретить и впечатления от увиденного, и мимолётные настроения, и глубокие чувства. Большинство пьес не имеет названий, но некоторые все же снабжены пояснениями – например, «Песни венецианских гондольеров», «Народная песня», «Охотничья песня» или «Песня за прялкой».

«Песня венецианского гондольера», которая звучит в уроке, написана в жанре баркаролы. Название «баркарола» происходит от итальянских слов barka, что в переводе означает «лодка», и rollare – «качаться на волнах». Соответственно, баркарола – «лодка, качающаяся на волнах». Такие песни пели лодочники (гондольеры) в Венеции, где множество каналов служат улицами, а длинные лодки, гондолы, являются популярным видом транспорта. Эти песни легко узнаются по характерному покачиванию, выраженному в размере и характере аккомпанемента. В «Песне венецианского гондольера» Феликса Мендельсона мы отчётливо слышим мелодию, имитирующую песню, и мерное покачивание в аккомпанементе.

Баркарола, как вокальный жанр, получила широкое распространение в творчестве композиторов XIX века. Например, мировую известность приобрели произведения «Венецианская ночь» Михаила Ивановича Глинки и «Баркарола» Франца Шуберта. Самой выдающейся инструментальной баркаролой считается пьеса «Июнь. Баркарола» Петра Ильича Чайковского из фортепианного цикла «Времена года».

Ещё один жанр, который успешно существует как в вокальной, так и в инструментальной музыке – это романс.

Романс – пьеса для голоса с музыкальным сопровождением, написанная на стихотворный текст, как правило, лирического содержания.

Трудно найти жанр, который был бы столь популярен и сохранял свою актуальность на протяжении нескольких веков. Со временем романс стал использоваться и в инструментальной музыке.

В уроке звучит «Романс» из сюиты Георгия Васильевича Свиридова «Метель», созданной по мотивам одноимённой повести Александра Сергеевича Пушкина.

«Романс» – кульминация всего цикла, гимн любви. Выразительная, гибкая мелодия, переходя от инструмента к инструменту, передаёт развитие и накал чувств, вызывая отклик в сердце каждого слушателя.

Примеры заданий из тренировочного модуля

№ 1. Какой из музыкальных жанров предназначен для исполнения голосом?

Варианты ответов: романс; марш; вальс.

Правильный ответ: романс.

№ 2. Что из предложенных вариантов отсутствует в вокализе?

Варианты ответов: мелодия; аккомпанемент; гармония; ритм; тембр; литературный текст.

В уроке даётся определение жанра «вокализ» – это музыкальное произведение, написанное для голоса с музыкальным сопровождением, но без литературного текста. Исполняется оно на какой-либо гласный звук, слог или сольфеджио (пение мелодии с названием нот).

Источник

Тесты по музыке в 5–7 классах

ТЕСТЫ ПО МУЗЫКЕ В 5 – 7 КЛАССАХ

(по программе «Музыка. 5 – 7 классы», авторы Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева)

Чичиль Татьяна Алексеевна,

учитель музыки КУ «ОШ I-IIIступеней № 25 г. Енакиево»

Данные тестовые задания позволяют определить качество знаний учащихся по музыке, установить степень усвоения ими учебного материала в конце года, могут быть использованы для определения остаточных знаний в начале учебного года. Предлагаемые задания способствуют развитию познавательного интереса учащихся, активизируют их внимание на уроке, расширяют кругозор, способствую формированию метапредметных связей.

Учащиеся выполняют задания путем выбора правильного ответа и его записи, например: 1А; 2В; 3Б и т.д. Работу можно проводить как индивидуально, так и в группах.

Количество правильных ответов

1. Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Выберите все правильные варианты ответов.

А) музыки не было бы вообще;

Б) не было бы песен;

В) не стало бы музыкально-театральных жанров;

Г) ничего бы не произошло.

2. Русский композитор, автор трех прославленных балетов, по праву считающийся новатором в области балетной музыки.

А) М.И. Глинка Б) Н.А. Римский – Корсаков В) А.К. Лядов Г) П.И. Чайковский

3. Из представленных фотографий композиторов выбери автора симфонической сюиты «Шахерезада».

Что относится к музыке 5 классА)

Что относится к музыке 5 классБ)

Что относится к музыке 5 классВ)

Что относится к музыке 5 классГ)

4. Что относится к вокальной музыке?

А) Концерт Б) Прелюдия В) Романс Г) Песня без слов

Что относится к музыке 5 класс

5. Название данного инструмента, изображенного на рисунке, в переводе с латыни означает «небесный». Впервые в России он был введен в состав симфонического оркестра композитором П.И. Чайковским в балете «Щелкунчик». Что это за инструмент?

А) Клавесин Б) Челеста В) шарманка Г) ксилофон

6. Установите соответствие. Ответ запиши в виде Цифра-Буква.

А. – краткое литературное изложение сюжета оперы, оперетты, балета, мюзикла.

Б. – представление, в котором соединяются музыка и танец, драматургия и изобразительное искусство.

В. – вид театрального искусства, в котором сценическое действие сочетается с музыкой – вокальной и инструментальной, балетом, изобразительным искусством.

Г. – развлекательное представление, в котором соединяются различные жанры искусства – эстрадная и бытовая музыка, хореография, драма и изобразительное искусство.

7. На иллюстрациях представлены фрагменты музыкальных произведений, ниже даны их названия. Поставьте буквы, обозначенные возле названий, в той последовательности, в какой расположены фотографии.

Что относится к музыке 5 класс

Что относится к музыке 5 класс

Что относится к музыке 5 класс

А) Мюзикл «Кошки» Б) Балет «Щелкунчик» В) Опера «Садко»

8. Установите соответствие между композитором и названием произведения. Ответ запиши в виде Цифра-Буква

А) Опера «Иван Сусанин»

Б) Фортепианный цикл «Времена года»

В) Опера «Князь Игорь»

Г) Сюита «Картинки с выставки»

Д) Музыка к драме Ибсена «Пер Гюнт»

9. Если скрипку сравнить с человеческим голосом, то каким?

А) сопрано Б) меццо-сопрано В) альтом; Г) контральто

10. Укажите родину композитора:

Что относится к музыке 5 класс

Что относится к музыке 5 класс

Что относится к музыке 5 класс

12. Расшифруйте слова, имеющие отношения к музыке.

Источник

Жанры вокальной музыки

5 класс

Тема урока: Жанры вокальной музыки.

Музыка, в которой ведущая роль принадлежит голосу, называется вокальной. Она может быть написана для одного, двух или множества исполнителей, причем как с сопровождением, так и без него. Жанры вокальной музыки, так же как и инструментальной, пройдя долгий путь развития, формировались под влиянием общественных функций искусства.

Жанры вокальной музыки:

Появилась еще в незапамятные времена. Она объединяет литературный текст с довольно простой запоминающейся мелодией. Этот самый древний и первичный жанр, в ходе своей эволюции, широко дифференцировался. Первые песни, созданные народом, передавали все многообразие сельской жизни (календарно-обрядовые, семейно-бытовые, хороводные и плясовые). С течением времени появляются более профессиональные авторские сочинения.

Этот жанр камерной вокальной музыки сформировался во второй половине девятнадцатого века. Романсом называется музыкальное произведение, написанное для голоса с сопровождением (арфа, фортепиано, гитара). При этом задача аккомпанемента заключается в более полном раскрытии содержания сочинения, передающего глубоко лиричные и тонкие переживания автора. К этому жанру обращались такие известные композиторы, как П. Чайковский, М. Мусоргский, А. Алябьев, М. Глинка, С. Рахманинов и др.

Так называется музыкальное произведение, написанное на легендарный или исторический сюжет. Оно несет в себе повествовательное, эпическое и в то же время лирическое начало. Первые музыкальные баллады появились в Шотландии и Англии. Они исполнялись солистом в сопровождении хора, повествуя о различных исторических, сатирических или драматических событиях. Основоположником этого жанра в вокальном искусстве считается Ф. Шуберт.

Вокальное произведение для одного голоса с аккомпанементом, соответствующее драматическому монологу, обычно в составе оперы, оперетты, оратории или кантаты.

Вокализ — это пьеса для голоса без слов, исполняется она на какой-нибудь гласной (обычно на «а»).

Раньше вокализы сочинялись преподавателями пения для учебных целей, как этюды для голоса, и не имели художественного значения. Теперь это самостоятельные художественные произведения для голоса с сопровождением (например концерт для голоса с оркестром). Увлекаются сейчас вокализацией на несколько голосов.

Ансамбль (от французского слова ensemble, что значит «вместе») — это прежде всего совместное исполнение музыкального произведения несколькими участниками. Но так называется и музыкальное произведение для небольшого состава исполнителей. В зависимости

для двух исполнителей — дуэт,

для трех — трио, или терцет,

для четырех исполнителей — квартет,

для пяти исполнителей — квинтет,

для шести — секстет,

для семи — септет,

для восьми — октет, и т. д.

Поют еще и вместе по 20 — 30 человек и это уже называется хор.

Хор — это прежде всего певческий коллектив, исполняющий вокальную музыку. Но хор — это и музыкальное произведение, написанное для хорового исполнения.

Хоры бывают разные прежде всего по составу исполнителей: однородные — отдельно детский, женский или мужской, и смешанные, когда одновременно или в разных сочетаниях в хоре участвуют и детские, и женские, и мужские голоса.

Хоры бывают одноголосные, когда все вместе поют одну мелодию, и многоголосные, когда у каждого голоса своя мелодия.

Хоры поют а capella, то есть без сопровождения, и с инструментальным сопровождением.

В хоре все голоса сливаются в единое могучее звучание, а потому хоровая музыка воплощает в себе переживания больших народных масс. Так, во всяком случае, хор используется в опере.

Это такое исполнение одной мелодии хором, когда каждый голос (а их два, три, четыре, а то и больше) начинает петь одну и ту же мелодию, с нарочитым опозданием, один за другим.

Рефлексия.

Домашнее задание: Приготовить не большое сообщение о любом великом вокалисте 19-21 века

Источник

Итоговый тест по музыке для 5 классов по программе Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой

Что относится к музыке 5 класс Светлана Белоусова
Итоговый тест по музыке для 5 классов по программе Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой

1. Тест предназначен для мониторинга освоения знаний по предмету «Музыка 5 класс» по программе Е. Д. Критской, Г. П. Сергеевой.

На выполнение итогового теста по музыке отводится 40 минут.

Тест состоит из трех частей.

Часть А содержит 21 задание. В каждом задании по 3 варианта ответа, один из которых является верным.

Часть B содержит 9 заданий на определение соответствий. Обратите внимание на формулировку вопроса. Будьте внимательны при выборе ответа.

Часть C содержит 1 задание – заполнение таблицы.

Прежде чем приступить к выполнению итогового теста, внимательно прочитайте каждое задание. Отвечайте на вопросы только после анализа всех вариантов предложенных ответов.

Правильно выполненное задание в Части I оценивается в 1 балл; в Части II – 2 балла. В Части III правильные ответы оцениваются в 5 баллов. Максимально возможное количество баллов за все ответы – 44.

2. Задания могут использоваться как раздаточный материал к определенному уроку, либо в качестве контрольного теста по результатам обучения за текущую четверть, полугодие или год.

Перед выполнением определенной группы заданий необходимо внимательно прочитать инструкцию к выполнению.

Тестовые задания, вопросы

1Инструкция: Обведи кружком номер, соответствующий правильному ответу. В заданиях предполагается только один правильный ответ.

А 1: Какие термины относятся к музыкальному жанру?

А 2: Какие термины относятся к литературному жанру?

А 3: Какой из музыкальных жанров относится к вокальной музыке?

А 4: Какой из музыкальных жанров относится к инструментальной музыке?

А 5: Какой из музыкальных жанров относится к инструментально-вокальной музыке?

А 6: Какой композитор написал симфоническую миниатюру «Кикимора», основой которого стало одно из сказаний русского народа?

А 7: Кто из перечисленных поэтов является автором стихотворения «Снег идет», на которое Г. Свиридов написал одноименную кантату.

А 8: Кого композиторов можно назвать представителями русской музыкальной культуры XIX века?

1. П. И. Чайковский, А. К. Лядов, Н. А. Римский-Корсаков, М. П. Мусоргский

2. В. А. Гаврилин, Г. В. Свиридов, С. Прокофьев, В. Г. Кикта

3. Ф. Шопен, Ф. Шуберт, Э. Григ, Н. Паганини

А 9: Кто является автором картины (триптих) «Александр Невский»

А 10: Какое историческое событие, связанное и именем святого,стало основой для создания одноименных произведений: кинофильма С. Эзенштейна и кантаты С. Прокофьева?

1. Куликовская битва

3. Сражение под Бородино

А 11:Какое из предложенных определений подходит по смыслу к данному определению: Произошло от французского слова «впечатление». Музыка композиторов основана на зрительных образах, наполнена игрой свето-тени, прозрачными, как бы невесомыми красками.

2. Классика

А 12: Кого из композиторов можно назвать представителем импрессионизма в музыке?

А 13: Назовите композитора, вокальное и инструментальное произведение которого имеют одинаковое название.

А 14: Выберите из предложенного списка композитора, в творчестве которого тесно переплетаются жанры живописи, музыки, поэзии.

А 15: Какое из произведений относится к программной музыке?

1. М. И. Глинка, романс «Венецианская ночь»

2. М. П. Мусоргский, фортепианная сюита «Картинки с выставки»

3. С. В. Рахманинов «Вокализ»

А 16 7: Выберите правильное название 1 части концертной симфонии В. Г. Кикта «Фрески Софии Киевской»

2. «Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого»

А 17: Подберите правильное определение слову полифония.

1. В переводе с греческого это слово означает многозвучие – вид многоголосия, которое основано на одновременном сочетании двух и более самостоятельных мелодий.

2. Музыкальная форма, состоящая из многократного повторения основного раздела – рефрена, с которым чередуются эпизоды.

3. Музыкальная форма, состоящая из темы и её видоизмененных повторений.

А 18: Какое поределение является верным для инструмента фортепиано?

1. клавишно-духовой инструмент

2. струнно-щипковый инструмент

3. клавишно-ударный инструмент

А 19: Олонхо по жанру следует определить как

1. якутская народная сказка

2. крупное музыкально-эпическое произведение

А 20. Музыкальное искусство – это

1. временное искуство

2. пространственное искусство

А 21. Н. Римский-Корсаков сочинил симфонисечкую сюиту «Шехеразада»по мотивам известных сказок:

1. русских народных

2. якутских народных

3. арабских народных

При выполнении части B внимательно читайте условия выполнения заданий.

B1: Дополни определения подходящими по смыслу словами. Впиши подходящее по смыслу слово.

B2: Соедините стрелкой название балета и имя композитора, которому принадлежит авторство данного произведения.

1. «Щелкунчик» И. Ф. Стравинский

2. «Петрушка» С. С. Прокофьев

3. «Золушка» П. И. Чайковский

B3: Соедините стрелкой название оперы и имя композитора, которому принадлежит авторство данного произведения.

1. «Садко» М. И. Глинка

2. «Иван Сусанин» М. П. Мусоргский

3. «Хованщина» Н. А. Римский-Корсаков

B4: Соедините стрелкой название мюзикла и имя композитора, которому принадлежит авторство данного произведения.

1. «Моя прекрасная леди» А. Рыбников

2. «Приключения кузнечика Кузи» Ф. Лоу

3. «Волк и семеро козлят на новый лад» Ю. Антонов

B5: Напишите названия двух романсов С. В. Рахманинова, созданных на стихи Ф. Тютчева, К. Бальмонта, связанные с образами природы родного края

B6: «Узнай композитора» Запиши фамилию и имя композитора по соответствующему высказыванию.

1. «В каждой мимолётности вижу я миры…» ___

2. «И как бы ни менялся мир, есть в нем красота, совесть, надежда»___

3. «Почему я пишу? То, что есть у меня на сердце, должно найти себе выход. Вот поэтому-то я и пишу». ___

B8: Какой инструмент входит в состав классического симфонического оркестра.

Обведи кружком номера, соответствующие правильному ответу.

B9: В каждой цепочке находится инструмент, не входящий в определенную группу состава симфонического оркестра. Зачеркните название инструмента, не подходящего для определенной группы инструментов.

1. Скрипка – виолончель – альт – гобой – контрабас

2. Труба – туба – валторна – кларнет – тромбон

3. Флейта – гобой – саксофон – валторна

4. Литавры – ксилофон – челеста – контрабас

С: Заполни таблицу, используя предложенные варианты ответа.

П. И. Чайковский, Н. Римский-Корсаков, А. К. Лядов, С. Прокофьев, И. С. Бах; балет, симфоническая картина (миниатюры, опера, цикл фортепианных миниатюр, полифония; «Щелкунчик», «Снегурочка», «Кикимора», «Мимолётности», «Прелюдия и фуга»

Композитор Жанр Произведение

Что относится к музыке 5 классИтоговый досуг «Три толстяка» Подходит к концу год экологии Заканчивается год, объявленный годом экологии. Много, очень много было сделано, дети получили массу информации,.

Что относится к музыке 5 классВнеклассное мероприятие по музыке для 5 классов «Интересное путешествие» Обобщение тем, пройденных на уроках музыки. Подготовила учитель музыки Высшей категории : Грипас Елена Михайловна Качарская СШ №1 Тип мероприятия.

Что относится к музыке 5 классИтоговый ОД во второй группе раннего возраста «Поможем бельчонку» Уважаемые коллеги. Представляю вашему вниманию образовательную деятельность с детьми второй группы раннего возраста «Поможем бельчонку».

Итоговый педагогический Совет «Ярмарка тщеславия» Основные цели данного итогового педсовета: 1) подведение итогов работы педколлектива за учебный год, 2) поощрение отдельных сотрудников.

Итоговый тест по окружающему миру для обучающихся 1 класса по УМК «Школа России» Закончи предложение. 1. Столица Российской Федерации – город. Обведи цифру, рядом с которой записан правильный.

Пояснительная записка к программе по охране здоровья и физическому развитию для воспитанников 6–10 классов с ОВЗ Воспитательная «Программа по охране здоровья и физическому развитию для воспитанников 6 – 10 классов с ОВЗ» составлена на основании следующих.

Программа кружка «Творческая мастерская» для учащихся 1–4 классов и 5–8 классов Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия № 120 ПРИНЯТО: УТВЕРЖДАЮ: Протокол № ___ Директор МАОУ гимназии №.

Что относится к музыке 5 классПсихологический тест для сладкоежки Задумывались ли вы когда-нибудь, как складываете фантик от конфеты, когда съедаете её? Обратите внимание на это в следующий раз. А.

Урок-концерт по музыке для 6–7 классов «Кто сказал, что надо бросить песни на войне?» Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя образовательная школа № 7» Предмет «Музыка» Урок – концертДля 6-7 классовНа.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *