Что относится к музыкальным жанрам
Жанры музыки
Вы попали в рубрику жанры музыки, где мы более подробно будем знакомиться с каждым музыкальным направлением. Опишем, что это такое, для чего нужен и какие имеет особенности исполнения. Также в самом конце будут идти статьи этой рубрики, которые будут более подробно описывать каждое направление.
Что такое жанры музыки
Прежде чем рассуждать о том, что такое жанры музыки, нужно упомянуть о следующем. Нам нужна некая система координат для того чтобы можно было вложить в нее все явления. Самый серьезный и глобальный уровень в этой системе координат — это понятие стиля или художественно-исторической системы.
Есть стиль эпохи средневековья, возрождения, барокко или романтизма. Причем в каждую конкретную эпоху, это понятие охватывает все искусства (литературу, музыку, живопись и так далее).
Однако у музыки есть свои категории внутри каждого стиля. Есть система жанров, музыкальные формы и выразительные средства.
Каждая эпоха задает музыкантам и слушателям некий набор сценических площадок. Причем для каждой площадки определяются свои правила игры. Эти площадки со временем могут исчезать ил же на некоторое время сохраняться.
Появляются новые группы слушателей с новыми интересами — возникают новые сценические площадки, возникают новые жанры.
Скажем, в эпоху европейского средневековья примерно, до конца 11 века для музыкантов профессионалов единственной такой сценической площадкой была церковь. Время и место богослужения.
Здесь складываются жанры церковной музыки. И важнейшие из них (месса и матет) отправятся далеко в будущее.
Если взять позднее средневековье эпоха крестовых походов, то тут возникает новая сценическая площадка — феодальный замок, феодальный двор аристократа, праздник придворный или просто место досуга.
И возникает здесь жанр светской песни.
Например, 17 век буквально взрывается фейерверком новых музыкальных жанров. Тут возникают вещи, которые идут далеко вперед до нашего времени и еще останутся после нас.
Например, опера, оратория или кантата. В инструментальной музыке — это инструментальный концерт. Появляется даже такой термин, как симфония. Хотя может быть она была немного иначе построена, чем сейчас.
Появляются жанры камерной музыки. А под этим всем лежит появление новых сценических площадок. Например, оперный театр, концертный зал или богато украшенный салон городского аристократического дома.
Музыкальная форма
Следующий уровень — это музыкальная форма. Сколько в произведении частей? Как устроена каждая часть, сколько в ней разделов и как они между собой связаны? Вот что мы закладываем в понятие музыкальная форма.
Скажем, опера — это жанр. Но одна опера может быть в двух действиях, другая в трех, а есть оперы в пяти действиях.
Большинство знакомых европейских симфоний построены из четырех частей. Но скажем, в симфонии Фантастическая Берлиоза 5 частей.
Выразительные средства
Следующий уровень — это система музыкальных выразительных средств. Мелодия в ее единстве с ритмом.
Очень многие трудовые движения ритмичны. Особенно в сельском хозяйстве. Ритмично многое и в обработке камня, металлов.
Сам ритм возникает, пожалуй, раньше мелодии. Можно сказать, что ритм обобщает, а мелодия индивидуализирует.
Ощущение ритма, как некоторой магии возникает на очень ранних стадиях цивилизации. А позже в эпоху античности такое ощущение осознается как представление о всеобщей связи явлений, которая ритмична.
Ритм связывают с числом. А для греков число было чрезвычайно важным представлением о мировом порядке. И вот все это представление о ритме удержалось очень надолго.
В начале 17 века немецкий композитор Михаэль Приториус говорил о ранних опытах итальянцев в опере (там не было упорядоченного ритма): «Эта музыка без связей и меры. Она является оскорблением Богом установленного порядка!»
Характер движения бывает быстрый, оживленный, умеренный и спокойный. Они тоже задают тон любой надстройке, которая над ними совершается. Тут тоже есть ощущение всеобщей связи. 4 стороны характера движения, 4 стороны света, 4 темперамента.
Если еще более детально углубиться, то это тембр или звуковая окраска. Или скажем, как произносится мелодия. Отчетливо расчленено или связно.
Мелодия, ритм и все остальное появляется, как непосредственно эмоциональный отклик на действительность. И складываются они в те бесконечно отдаленные времена в первобытнообщинном строе, когда человек еще не осознал собственного я в сопоставления с другими я или с природой.
Но как только появляется классовое общество, то возникает дистанция между своим и другими я, между я и природой. И вот тогда уже начинают формироваться и жанры музыки, и музыкальные формы, и стили.
Жанры камерной музыки
Прежде чем говорить про жанры камерной музыки, давайте разберемся с направлением. Камерная музыка — это музыка, которая исполняется небольшим количеством исполнителей для малого числа слушателей.
Раньше такую музыку очень часто исполняли дома. Например, в кругу семьи. Отсюда и придумали такое название, как камерная. С латинского camera означает комната. То есть небольшая, домашняя или комнатная музыка.
Есть и такое понятие, как камерный оркестр. Эта такой уменьшенный вариант (как правило, не более 10 человек) обычного оркестра. Ну и слушателей тоже не много. Обычно, это родственники, знакомые и друзья.
Народная песня — наиболее простой и распространенный жанр камерной музыки. Раньше очень часто многие дедушки и бабушки пели своим детям и внукам различные народные песни. Одну и туже песню могли исполнять разными словами. Как бы добавляя что-то свое.
Однако сама мелодия как правило, оставалась неизменной. Менялся и совершенствовался только текст народной песни.
Многим любимые романсы — это тоже жанр камерной музыки. Обычно в них исполнялось небольшое вокальное произведение. Сопровождалось у нас обычно гитарой. Поэтому у нас очень любят такие лирические песни под гитару. Многие, наверное, о них знают и ни один раз уже слышали.
Баллада — это некое повествование о различных подвигах или драмах. Частенько баллады исполняли в тавернах. Как правило, в них восхвалялись подвиги различных героев. Иногда баллады использовали перед предстоящей битвой для поднятия боевого духа людей.
Конечно же, в таких песнях не редко приукрашивались какие-то определенные моменты. Но по сути, без дополнительной фантазии снизилось бы и сама значимость баллады.
Реквием — это заупокойная месса. Такое траурное хоровое пение исполняется в католических церквях. У нас обычно реквием использовался, как дань памяти народным героям.
Вокализ — песня без слов. Обычно предназначена для одного певца в качестве тренировочного упражнения. Например, для разработки голоса вокалиста.
Серенада — жанр камерной музыки, которая исполнялась для возлюбленной. Обычно мужчины их исполняли под окнами своих любимых женщин и девушек. Как правило, в таких песнях восхвалялась красота прекрасного пола.
Кант — многоголосная музыка, которая исполнялась на различных празднествах, важных событиях и приемах.
Жанры инструментальной и вокальной музыки
Ниже вам представлены основные жанры инструментальной и вокальной музыки. Для каждого направления я дам вам небольшие описания. Еще немного затронем основное определение каждого вида музыки.
Жанры вокальной музыки
Есть несколько жанров вокальной музыки. Стоит сказать, что само по себе направление является самым древним в истории развития музыки. Ведь оно является основным ключом для перехода литературы в музыку. То есть литературные слова начали использоваться в музыкальной форме.
Конечно же, этим словам отвадилась главная роль. За счет чего такая музыка стала называться вокальной. Чуть позже появилась уже инструментальная музыка.
В вокальной, кроме вокала также могут использоваться различные инструменты. Однако в таком направлении их роль отводиться на второй план.
Вот список на основные жанры вокальной музыки:
Жанры инструментальной музыки
Инструментальная музыка — это композиции, которые исполняются без участия вокалиста. Отсюда и название инструментальная. То есть исполняется только за счет инструментов.
Очень часто многие исполнители в своих альбомах используют инструментал в качестве бонусных треков в альбоме. То есть могут отбираться несколько самых популярных композиций и потом записываться их версии без вокала.
А могут отбираться и полностью, все песни альбома. В таком случае альбом выпускается в двух версиях. Обычно это делают для увеличения ценности продукта и поднятие цены на него.
Есть список на определенные жанры инструментальной музыки:
Жанры русских народных песен
Давайте поговорим про жанры русских народных песен. Они отражают всю прелесть души русского народа. Обычно в таких музыкальных произведениях восхваляется природа родного края, герои и обычные труженики. Также упоминается о радостях и бедах русского народа.
Вот список на основные жанры русских народных песен:
Жанры современной музыки
Теперь поговорим про жанры современной музыки. Их довольно много. Однако все они отходят от трех основных направлений в современной музыке. Вот о них мы немного и поговорим.
Рок сегодня популярен. Пусть может и не так, как раньше, но в наше время он надежно укрепился. Поэтому о нем нельзя не упомянуть. Да и само по себе направление дало толчок к рождению многим жанрам. Вот некоторые из них:
Популярная музыка тоже охватывает очень много жанров, которые частенько используются в современной музыке:
В последние годы рэп неплохо набирает обороты. По сути у такого направления практически отсутствует вокал. В основном тут не поют, а как бы читают. От сюда и появилось словосочетание читать рэп. Вот список некоторых жанров:
Жанры электронной музыки
Немного разберем основные жанры электронной музыки. Конечно же, все тут не затронем. Однако некоторые из них разберем. Вот список:
Жанры рэпа
Переходим рассматривать основные жанры рэпа. Это направление тоже активно развивается. Поэтому неплохо бы затронуть и его. Вот небольшой список жанров:
Жанры классической музыки
Есть произведения, разделенные на многие жанры классической музыки. Особенно широкое распространение они получили в 18 веке. Вот неполный список направлений:
Жанры рок музыки
Теперь давайте рассмотрим некоторые жанры рок музыки кроме тех, которые уже упоминались выше. Вот небольшой список с описанием:
Жанры духовной и светской музыки
Давайте разберем некоторые жанры духовной и светской музыки. Для начала, дадим определения этим двум направлениям. Вы узнаете, что это такое и в чем отличие. После этого пройдемся по нескольким жанрам.
Духовная музыка
Духовная музыка предназначена для оздоровления души. Используются такие произведения в основном на службе в церквях. Поэтому некоторые ее еще называют церковной музыкой. Вот небольшой список ее жанров:
Светская музыка
Светская музыка признана показать национальный характер различных культур. Описывался в основном главный образ и жизнь простого человека. Такое направление музыки было очень распространено среди бродячих музыкантов в средневековье.
Часто такие путники выступали при дворах королей, в замках феодалов и на улицах для простого люда. Среди музыкантов было много жанглеров, которые очень сильно нравились народу и знати.
Вот основные жанры светской музыки:
Теперь вы знаете, что такое жанры музыки, для чего нужны и какие они бывают. Мы рассмотрели лишь неполные списки определенных направлений и с неполным описанием. Ниже идут статьи, где вы можете более подробно познакомиться с нужным вам жанром.
Сказать спасибо кнопками ниже:
Что такое рок музыка
Вы узнаете, что такое рок музыка и в чем заключается ее особенности. Также немного поговорим про образ и историю возникновения такого музыкального направления.
Heavy metal
Рассматриваем все особенности heavy metal. Поговорим про звучание данного стиля, его историю развития и интересные факты. Также будут лучшие метал группы, которые внесли значительный вклад в историю тяжелой музыки.
Blues Rock
Рассмотрим такой жанр, как blues rock. Дам основные его характеристики и структуру. Также разберем историю развития данной музыки.
College Rock
Колледж рок (англ. college rock) — это термин, который был использован в США, чтобы охарактеризовать альтернативный рок 1980-х годов до термина «альтернативный«, который вошел в общее применение уже с 1990 годов. Использование слова «колледж» относится к радиостанциям, которые были расположены в учреждениях высшего образования Канады и Соединенных Штатах, где термин «колледж» считается взаимозаменяемым с термином «университет«.
Alternative Rock
Альтернативный рок (англ. alternative rock), альтернативная музыка или просто альтернатива — это жанр рок музыки, который вышел из подпольной независимой музыки 1980-х годов и получил широкое распространение в 1990 и 2000 годах.
muzrock.com © 2021
Копирование материалов с этого сайта строго запрещено!
Уроки и статьи про создание музыки и звукозапись
Политика конфиденциальности Ι Пользовательское соглашение
Какие бывают жанры музыки?
Сразу предупреждаем, что ответить в одной статье на вопрос, какие бывают жанры музыки, очень сложно. За всю историю музыки накопилось такое количество жанров, что их и аршином то не измерить: хорал, романс, кантата, вальс, симфония, балет, опера, прелюдия и т.д.
Не один десяток лет музыковеды «ломают копья», пытаясь классифицировать музыкальные жанры (по характеру содержания, по функциям, например). Но прежде чем остановиться на типологии, внесём ясность в само понятие жанра.
Что такое музыкальный жанр?
Жанр – своего рода модель, с которой соотносится конкретная музыка. У него есть определённые условия исполнения, предназначение, форма и характер содержания. Так, у колыбельной цель – успокоить малыша, поэтому для неё типичны «покачивающиеся» интонации и характерный ритм; в марше – все выразительные средства музыки приспособлены к чёткому шагу.
Какие бывают жанры музыки: классификация
Самая простая классификация жанров – по способу исполнения. Это две большие группы:
Другая типология жанров связана с обстановкой исполнения. Она принадлежит А. Сохору – учёному, который утверждает, что жанры музыки бывают:
Кроме того, и сам жанр может разбиваться на другие жанры. Так, опера-seria («серьёзная» опера) и опера-buffa (комическая) также являются жанрами. При этом, существует и ещё несколько разновидностей оперы, которые так же образуют новые жанры (лирическая опера, эпическая опера, оперетта и т.д.)
Названия жанров
О том, какие бывают названия у жанров музыки и как они появляются, можно написать целую книгу. Имена могут рассказать об истории жанра: так, именем «крыжачок» танец обязан тем, что танцующие располагались крестом (от белорусского «крыж» – крест). Ноктюрн («ночной» – в переводе с французского) исполнялся ночью на открытом воздухе. Одни имена берут начало от названий инструментов (фанфара, мюзет), другие – от песен (марсельеза, камаринская).
Часто музыка получает имя жанра тогда, когда переносится в другую среду: например, народный танец – в балет. Но бывает и наоборот: композитор берёт тему «Времена года» и пишет произведение, а затем эта тема становится жанром с определённой формой (4 сезона как 4 части) и характером содержания.
Вместо заключения
Рассказывая о том, какие бывают жанры музыки, нельзя не упомянуть часто встречаемую ошибку. Это путаница в понятиях, когда такие стили как классика, рок, джаз, хип-хоп называют жанрами. Здесь важно помнить о том, что жанр – это схема, на основе которой создаются произведения, а стиль указывает скорее на особенности музыкального языка творения.
Автор – Александра Рамм
Основные музыкальные жанры
Сегодняшний пост посвящён теме – основные музыкальные жанры. Для начала давайте определимся, что мы будем считать музыкальным жанром. После этого будет названы собственно жанры, а в конце вы научитесь не путать «жанр» с другими явлениями в музыке.
Итак, слово «жанр» имеет происхождение французское и с этого языка его обычно переводят как «вид» или род. Следовательно, музыкальный жанр – это вид или, если хотите, род музыкальных произведений. Не больше и не меньше.
Чем различаются музыкальные жанры между собой?
А чем же один жанр отличается от другого? Конечно же, не только названием. Запомните четыре главных параметра, которые помогают опознать тот или иной жанр и не спутать его с каким-нибудь другим, похожим типом сочинений. Это:
Что всё это значит? Ну, например, возьмём в качестве примера такой жанр как «вальс». Вальс – это танец, и это уже о многом говорит. Раз это танец – значит, музыку вальса играют не всякий раз, а именно тогда, когда нужно танцевать (это к вопросам условий исполнения). Зачем танцуют вальс? Иногда для развлечения, иногда, чтобы просто насладиться красотой пластики, иногда и потому, что танцевать вальс – это традиция праздника (это к тезису о жизненном предназначении). Для вальса как танца характерно кружение, лёгкость, а потому и в музыке его есть то же мелодическое кружение и изящная ритмичная трёхдольность, в которой первая доля – сильная как толчок, а две – слабые, полётные (это имеет отношение к стилистическим и к содержательным моментам).
Основные музыкальные жанры
Все жанры музыки с большой долей условности можно распределить в четыре категории: жанры театральные, концертные, массово-бытовые и культово-обрядовые. Рассмотрим каждую из названных категорий в отдельности и перечислим основные музыкальные жанры, которые туда входят.
Почти все основные музыкальные жанры мы назвали (опера, балет, оратория, кантата, симфония, концерт, соната – это наиболее крупные). Они действительно являются основными и поэтому нет ничего удивительного в том, что каждый из названных жанров имеет по нескольку разновидностей.
И ещё… Не нужно забывать о том, что разделение жанров между этими четырьмя классами очень условно. Бывает так, что жанры кочуют из одной категории в другую. Например, это происходит тогда, когда настоящий жанр музыкального фольклора воссоздаётся композитором на оперной сцене (как в опере Римского-Корсакова «Снегурочка»), или в каком-нибудь концертном жанре – так, к примеру, в финале 4-й симфонии Чайковского процитирована очень известная народная песня. Смотрите сами! Если вы узнали, что это за песня – напишите её название в комментариях!
П.И. Чайковский Симфония №4 – финал
Струна, вокал и их союз. Музыкальные жанры
«Единственно возможный комментарий к музыкальному сочинению — другое музыкальное сочинение.»
Игорь Стравинский
Каковы же основные музыкальные жанры и как ориентироваться в их многообразии?
«Ничто так сильно не меняет нравы и обычаи людей как музыка» (Джу Шин)
Что такое жанр музыки?
Приступая к классификации любого явления, сначала необходимо вывести и принять общие определения, иначе будет просто непонятно, о чем идет речь. И чаще всего затруднения возникают при попытке определить, что же такое музыкальный жанр, и отделить его от понятия музыкального стиля.
Жанр — это исторически сложившийся род музыки. Он сочетает в себе форму, содержание и цель музыкального произведения. Подробнее об этом мы поговорим ниже. Стиль же — это «кирпичики», из которых строится музыка,— гармония, мелодия, ритм — и то, как они используются в произведении. И точно так же, как и в других направлениях искусства, в музыке стиль определяется либо по эпохе (барокко, рококо, романтизм и т. д.), либо по композиторам, творившим в то время (музыкальные школы). Стиль включает в себя идеи и выразительные средства музыки, которые выбирает композитор, исходя из своего мировоззрения и вкусов.
Но, безусловно, невозможно полностью разделить жанр и стиль. Они всегда тесно переплетались между собой, составляя единую систему. Каждая ситуация — обрядовая, культовая, бытовая — ставила перед музыкантами свои задачи, которые можно было решить только в жанрово-стилевом взаимодействии.
«Музыка — это особенно трудноуловимое искусство, обладающее неисчислимыми эмоциональными коннотациями. Она состоит из многих элементов, и, в соответствии с их пропорцией, она может успокаивать или ободрять, облагораживать или вульгаризировать… Она — мощная сила, как для добра, так и для зла» (Герхард Хансен)
Классификация жанров
Однако даже после разграничения понятий жанра и стиля, пусть и условного, остается неясным, как определяется жанр музыкального произведения.
И снова мы сталкиваемся с трудным выбором критерия классификации. Если говорить очень широко, то самая простая классификация — по способу исполнения. Тогда мы получаем всего две большие группы:
Если немного сузить понятийные поля, то в широком смысле можно говорить о жанре оперном, камерном, симфоническом, а в более узком смысле ввести нисходящую подробную классификацию, выделяя «жанры внутри жанров»: лирическая и комическая опера, симфония и симфониетта, ария и ариозо и т. д.
Существует другое деление музыки на четыре основных жанра по принципу обстановки исполнения:
Условно выделяются четыре критерия, по которым музыка относится к тому или иному жанру:
Это противопоставление давно утратило свою значимость, хотя деление оркестров на обычные и камерные осталось. И до сих пор камерные ансамбли, включающие до десяти музыкантов, носят именно такое название (струнный квартет, фортепианное трио и т. п.).
Немного науки
Ученые провели эксперимент с участием 36 518 молодых людей со всего мира и пришли к выводу: жанр музыки, который вы слушаете, влияет на ваше мировосприятие.
От молитвы богам до рока
Теперь необходимо рассмотреть, в какой последовательности рождались жанры. Самыми древними, разумеется, являются религиозные гимны. Вершиной развития этого жанра считается культово-обрядовая музыка Древнего Египта и Древней Греции.
Средневековье и Возрождение с их постепенным разделением церковного и светского дали начало таким вокальным и вокально-инструментальным жанрам, как опера и хорал, месса и мадригал, шансон и павана.
«Музыка — универсальный язык человечества.» (Генри Лонгфелло)
В 1600-1700-е годы, когда в Европе наблюдался расцвет симфонической музыки, в Северной Америке активно развивался своеобразный жанр сельской музыки — кантри. На конец 1800-х и начало 1900-х годов пришлось возрождение фольклорных ритмов Африки и Латинской Америки, в среде афроамериканцев появился блюз, а на его основе — джаз. Кстати, в одном только жанре джаза насчитывается более двух десятков стилей: новоорлеанский, диксиленд, свинг, вестерн-свинг, бибоп, хард-боп, буги-вуги, прохладный джаз, соул-джаз, босса-нова и даже электрический джаз. Оба этих жанра — блюз и джаз — стали родоначальниками такого песенно-танцевального жанра 1940-х годов, как ритм-н-блюз. Позднее началось развитие фанка и соула.
Чем дальше, тем больше ветвится жанровое музыкальное древо. Одновременно с расцветом афроамериканских стилей 1900-х годов зарождается поп-музыка, которая берет начало в уличных романсах и балладах. Одним из самых ярких «детей», рожденных в жанре поп, стало танцевальное направление. Наконец, 1950-е годы — это время возникновения рока, ответвлений и стилей которого просто не счесть. Два десятка лет спустя новое поколение выберет регги, потом рэп, а еще чуть позже в свои права вступит электронная музыка.
Даже этот краткий обзор позволяет понять, насколько многообразен мир музыкальных жанров, число которых продолжает расти и по сей день.
Совершенно ясно, что все музыкальные направления и жанры музыки охватить в одной статье просто невозможно. Но можно попробовать рассказать о самых популярных.
«Чем старинней наивность романса. »
Как вы думаете, когда возник жанр романса? Первое, что, наверное, приходит на ум, это романс русский, тот самый, что с такой экспрессией исполняли многие певцы в первой половине ХХ века. Но на самом деле романс старше на несколько веков.
Во Франции этот термин стал употребляться наравне с термином «шансон» (фр. chanson — песня) в XVIII и в начале XIX века. (Не следует смешивать понятие французского шансона (лирической песни) и русского шансона, или, как его еще называют, «блатной песни». Это совершенно разные явления!) В некоторых странах романс и песня обозначаются одним словом: нем. Lied, англ. song. В России же романсом первоначально называли небольшие вокальные произведения, написанные на. французский текст, даже если это было написано русским композитором.
В чем же принципиальное отличие романса от обычной песни? Говоря простыми словами, в романсе мелодия связана с лирическим содержанием гораздо теснее, музыка подчеркивает не только общий поэтический размер, но и отдельные образы, их развитие, а инструментальное сопровождение нередко играет не меньшую роль, чем сам текст.
«Мы с полным правом можем назвать классический романс одним из самых демократических жанров» (Вера Васина-Гроссман)
Несмотря на то что романс начал достаточно активно развиваться еще в XVIII веке, одним из ведущих жанров он становится с наступлением эпохи романтизма, для которой были характерны обращение к внутреннему миру человека и разработка народных мотивов. Ранее, чем в других странах, романс сложился в австрийской и немецкой школе; его основными представителями считаются Ф. Шуберт, а также Р. Шуман, И. Брамс, X. Вольф. Довольно скоро начинают вспыхивать и другие яркие национальные школы этого жанра: французская (Г. Берлиоз, Ш. Гуно, Ж. Бизе, Ж. Массне), русская (М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, композиторы «Могучей кучки», П. И. Чайковский, С. В. Рахманинов). Одновременно с романсом классическим развивался и романс бытовой, который чаще всего исполнялся певцами-любителями, а стилистически был очень близок к песне. Особенно ярко взаимодействие этих двух ветвей романса видно на примере романса русского. Следует отметить, что творчество великих мастеров романса в музыке нередко развивалось в тесной связи с поэтическими направлениями. В истории искусства имена Ф. Шуберта и И. В. Гёте, Р. Шумана и Г. Гейне, М. И. Глинки и А. С. Пушкина, П. И. Чайковского и А. К. Толстого, Н. А. Римского-Корсакова и А. Н. Майкова стоят рядом, а с русским романсом особенно тесно связано творчество «солнца русской поэзии» А. С. Пушкина.
Русский романс как отдельный жанр формируется в первой половине XIX века, на волне роста популярности и развития такого направления, как романтизм. Основной вклад в его становление внесли А. А. Алябьев, А. Е. Варламов и А. Л. Гурилёв. Нередко в русском романсе обыгрываются цыганские мотивы. Постепенно складывается несколько поджанров русского романса, а его расцвет как отдельного жанра приходится на начало ХХ века, и с ним связывают творчество таких талантливых и самобытных исполнителей, как А. Вертинский и А. Вяльцева. Позже их традиции подхватили Петр Лещенко и Алла Баянова, а в СССР — Изабелла Юрьева, Тамара Церетели и Вадим Козин.
Виды русского романса
Кроме того существуют:
Совсем другим путем шло развитие французского шансона. Как мы уже сказали, не стоит путать глубоко лирическую, возвышенную и всегда наполненную высоким поэтическим смыслом песню французских шансонье, ведущую свою историю от средневековых труверов, с песней блатной, родственницей «арестантских», «каторжных», «кандальных» песен середины XIX — начала XX веков, а если смотреть глубже, то и наследницей «разбойных» песен, чья тематика так близка раннему негритянскому блюзу — тяжкая доля угнетенных и несбыточная мечта о свободе.
Шансон (фр. Chanson — песня) — французская эстрадная песня в стиле кабаре, перенявшая традиции светских песен французских труверов. Считается, что первым из известных шансонье был Гильом де Машо, который жил в XIV веке
Французский шансон рождается в конце XIX века в стенах маленьких театров-кабаре. Здесь не только танцевали канкан, но и исполняли короткие скетчи, разыгрывали различные сценки, а также пели песни, зачастую исполняемые авторами, где музыка была неразрывно связана с текстом и сюжетом. Именно шансон становится воплощением пылкого галльского характера — взрывного и романтичного, язвительного и в то же время чуткого ко всякой несправедливости.
Первыми шансонье (исполнителями шансона) в современном значении этого слова были Аристид Брюан и Мистенгет. Афиши к выступлениям Брюана, едко обличавшего буржуазные ценности своего времени, писал сам великий Тулуз-Лотрек! А Мистенгет, снимавшаяся в кино с Габеном и десять лет выступавшая со своим любовником Морисом Шевалье, придумала головные уборы с перьями, которыми славится теперь на весь мир Мулен Руж.
«Область русской протяжной песни действительно является одним из высших этапов мировой мелодической культуры, ибо в ней человеческое дыхание управляет интонацией глубоких душевных помыслов, на несколько веков вперед сохраняя силу воздействия» (Борис Асафьев)
Шансон изменялся вместе с миром. Предвоенный Париж был полон джазовых мотивов, исполняемых Шарлем Трене и Джонни Хессом, после войны комедийность и шутки отходят на второй план, уступая место серьезному диалогу между певцом и слушателем. Это эпоха прозаика и джазмена Бориса Виана, бельгийца Жака Бреля, большого поэта с голосом, сразу берущим за душу, Жоржа Брассенса, сочинявшего песни не только на свои, но и на чужие стихи, и чьи! — Франсуа Вийона, Пьера Корнеля, Виктора Гюго. Кто не слышал имени «парижского воробушка» Эдит Пиаф — легенды и боли Франции, или Шарля Азнавура? А Сальваторе Адамо с его «Tombe la neige» или Сержа Генсбура? К середине ХХ века, когда во французской музыке окончательно складываются два основных направления, таких исполнителей назовут шансонье (chansonnier). Второе направление — эстрадная песня, которую исполняют певцы (chanteur), и самыми известными представителями этого течения становятся Ив Монтан, Мирей Матье, Джо Дассен, Далида, Патрисия Каас, Лара Фабиан, Милен Фармер и многие другие.
Но грань между французским шансоном и эстрадой была и остается довольно условной, а традиции его продолжают развиваться, постепенно втягивая в свой круг и рок (Джонни Холлидей), и электронику (Бенжамен Бьолэ), и даже панк-рок (Мано Соло).
«Чем старинней наивность романса, Тем живее его соловьи» (Белла Ахмадуллина)
«Весь этот джаз»
В то время как Старый Свет развивал традиции, унаследованные еще от эпохи рыцарей и прекрасных дам, в Новом Свете зарождалась музыка, которая, наверное, не смогла бы появиться нигде более, а только в котле, сплавившем воедино музыкальное наследие практически всех континентов.
Далекий уже от нас XVIII век, густая южная ночь в долине реки Миссисипи, у бедной хибары, вокруг костра — горстка негров, напевающих мелодию, от которой веет тоской, одиночеством и страданием. Ритмы ударных и переливы духовых, неповторимые, которые не спутать ни с чем, наследие предков, чей прах остался по ту сторону океана, в Африке. Так зарождался блюз. Вывезенные с Черного континента рабы, могли ли они петь о веселье и радости? Что радостного было в их жизни, что ждало их в будущем? Blue devils — печаль, депрессия, тоска, так переводится это выражение с английского, от него и получила свое название музыка жанра блюз, уникальное смешение традиционных негритянских песен, религиозных песнопений Африки и библейских спиричуэлс.
Но с отменой рабства блюз не исчез. Напротив, бывшие рабы, по-прежнему не имевшие никакой уверенности в завтрашнем дне, хлынули в города, распространяя «черную» музыку среди белых.
«Блюз — индивидуальное искусство. Один человек с гитарой против всего мира» (Эрик Клэптон)
В 1912 году выходит первая пластинка с блюзовыми записями, к этому времени относится и само название стиля. «Dallas Blues», написанный Хартом Уэндом, стал первой в истории полностью блюзовой композицией. Классический блюз представлял собой импровизацию, проследить можно было только основу композиции, вместе же голос, текст и музыка каждый раз составляли новый, неповторимый узор. Самыми популярными исполнителями того времени были Ма Рейни, Джимми Рашинг, Джон Слипи Эстес. Знаковой фигурой классики блюза навсегда останется Роберт Джонсон с культовой композицией «Crossroad» («Перекресток»), позже увековеченной не менее культовым, одноименным фильмом Уолтера Хилла 1986 года.
Топ пяти блюзменов всех времен:
К сороковым годам на сцене начинает появляться электроника: электрогитары, электроорганы, бас-гитары. Это навсегда меняет облик блюза, в него все больше проникают джазовые ритмы, да и название становится другим — ритм-энд-блюз. Мадди Уотерс, Би Би Кинг, Ти-Бон Уолкер и Альберт Коллинз — они не просто играли блюз, они жили им. И хотя классический блюз никогда больше не будет пользоваться такой популярностью, но останется жить в творчестве этих гениев, которые, в свою очередь, оказали огромное влияние на рок-музыкантов последующих поколений.
Знаменитый блюз
«Cross Road Blues» (более известная как «Crossroads») — одна из самых известных песен Роберта Джонсона, выпущенная в 1937 году. Позже на эту композицию было создано множество каверов. Версия группы Cream, записанная в 1968 году вместе с Эриком Клэптоном, попала в список 500 величайших песен всех времен по версии журнала «Rolling Stone»
Еще одним жанром, без которого мировая музыкальная палитра потеряла бы изрядную долю красок, — это джаз, смесь африканского фольклора и европейской музыкальной традиции. Музыка, появившаяся в начале ХХ века, взяла от первого прародителя импровизацию, ритмичность, многократное повторение основного мотива, а от второго — гармонию и равно правомерное звучание в миноре и мажоре.
Никто не скажет, где и когда точно родился джаз, как и откуда именно взялся термин, обозначающий его, но центром возникновения классического направления джаза считается Новый Орлеан, где в 1917 году коллективом Original Dixieland Jazz Band была записана первая джазовая грампластинка.
Есть несколько признаков, отличающих джаз от других музыкальных направлений,— это полиритмия, синкопированные ритмы, ритмичная пульсация контрабаса и ударных, свинг и преднамеренное отклонение от него, использование инструментов, имитирующих речь человека, своеобразный диалог между этими инструментами и специфический вокал, который интонацией напоминает разговор.
Каждое десятилетие американского джаза отмечено рождением нового стиля. Двадцатые годы — это биг-бэнды (ансамбли из трех групп инструментов: саксофоны и кларнеты, трубы и тромбоны («медные») и ритм-секция (фортепиано, гитара, контрабас, ударные). Самые известные биг-бэнды — это оркестры под руководством знаменитых джазовых музыкантов Флетчера Хендерсона, Каунта Бэйси, Бенни Гудмена, Глена Миллера, Дюка Эллингтона. Последний уже в 40-е годы обратится к более крупным джазовым формам на основе негритянского и латиноамериканского фольклора. Тридцатые не только рождают свинг, но и привносят в джаз танцевальность, эстрадность, песенность, направление стремительно коммерциализируется. В противовес этому очень скоро возникает стиль «бибоп», открывающий современную эпоху джаза. Его яркие представители: Чарли Паркер, Диззи Гиллеспи, Телониус Монк. С 40-х по 60-е годы джаз развивался в двух основных направлениях: «cool» («прохладный») и «west coast» («западное побережье»). И оба включают в себя серьезные разработки классической музыки, постепенно усложняется размер, а еще позже делаются попытки создать джазовые произведения крупной формы, и отсюда ведет начало еще один джазовый стиль — симфоджаз («Рапсодия в блюзовых тонах» Дж. Гершвина). В 60-е снова вспыхивает интерес к импровизации и рождается стиль, который не ограничивается даже одной музыкальной темой — фри-джаз, но ладовый принцип все-таки берет верх, а в 70-е в джаз приходят электроинструменты и ритмы рок-музыки, рождая стиль фьюжн.
Топ пяти джазовых композиций:
Сегодня, пожалуй, не найдется человека, хоть сколько-нибудь знакомого с музыкой и не слышавшего имен Луи Армстронга, Билли Холлидей, Чарли Паркера, Рэя Чарльза, Эллы Фитцджеральд или Фрэнка Синатры. А джаз и не думает уходить со сцены, это направление — одно из самых смелых в плане музыкальных экспериментов, живет и здравствует и поныне.
«Если вы спрашиваете, что такое джаз, то вам этого никогда не понять» (Луи Армстронг)
Ну и, наконец, совершенно невозможно представить себе разговор о музыке, рожденной за океаном, без народной музыкальной «белой» традиции Америки — знаменитого на весь мир кантри (англ. country music — сельская музыка).
Рожденное на юге и западе США, основанное на песенных и танцевальных мелодиях, которые привезли с собой переселенцы из Европы, опирающееся на англо-кельтскую музыкальную традицию, кантри очень долго сохранялось в почти нетронутом, первозданном виде в ряде горных районов штатов Теннесси, Кентукки и Северная Каролина.
Абсолютно узнаваемым с первых же аккордов жанром кантри становится к началу ХХ века, но есть исторические свидетельства, что самые первые кантри-мелодии относятся еще к XVII столетию. Долгое время именно обособленность и замкнутость некоторых районов Америки способствовали развитию этого оригинального направления, но в то же время и не давали ему популяризироваться. Стремительное распространение кантри получает с возникновением радио.
Одна из первых записанных кантри композиций — это «Arkansas Traveler» (Henry C. Gilliland & A. C. Robertson, 1922), однако первой «документально зафиксированной» песней в стиле кантри является «The Little Old Log Cabin in the Lane», написанная в 1871 году Уиллом Хейссом из Кентукки. Харлен Говард, один из законодателей стиля кантри, как-то сказал: «Она состоит из трех аккордов и правдивости!» И был в этом совершенно прав. Отличительными чертами этого стиля являются задушевность, простота и близость к народу. Лирические баллады, обычные житейские истории, исполнитель которых — «человек из толпы», не особенный, обычный, твой сосед или даже приятель, простые незамысловатые инструменты, знакомые каждому (гитара, банджо, губная гармоника, скрипка),— и вот перед нами одно из самых популярных направлений в музыке. Кантри — это музыка глубокой провинции, ковбойских салунов и пограничной романтики Дикого Запада.
«Получив свободу» и выйдя за пределы замкнутого пространства малолюдных территорий, кантри-музыка стала просто невероятно популярна. И очень быстро почти вся ушла на эстраду. В конце 40-х на сцене царит Хэнк Уильямс, игравший хиллбилли и задавший имидж исполнителя кантри на несколько поколений вперед, а также обозначивший основные темы жанра: любовь, одиночество и тяготы рабочей жизни. Позже ему на смену приходят Боб Уиллс и его Texas Playboys, Билл Монро, игравший в стиле блюграсс, а в 50-х кантри становится — вместе с госпелом и ритм-энд-блюзом — одним из прародителей рок-н-ролла. С пограничного жанра рокабилли начинали карьеру Элвис Пресли, Карл Перкинс и Джонни Кэш. Успех альбома «Gunfighter Ballads and Trail Songs» (1959) Марти Роббинса выводит в отдельную ветвь кантри-н-вестерн, в котором упор делался на сюжеты из жизни Дикого Запада. В 60-х на смену старому доброму кантри Уильямса приходит «нэшвиллский саунд», славившийся отшлифованным чистым звучанием и изумительными аранжировками. Его ярчайшими представителями становятся Джордж Джонс, Пэтси Клайн, Бренда Ли.
Рокабилли (англ. rockabilly) — ранняя разновидность рок-н-ролла, представляющая собой синтез рок-н-ролла и кантри-музыки
Дорожный кантри дальнобойщиков (Дейв Дадли), кантри-рок (Крис Кристоферсон, Нил Янг, Линда Ронстадт), кантри классическое (Лоретта Линн, Мерл Хаггард, Вилли Нельсон) и эстрадное (Конвей Твитти, Глен Кемпбелл, Энн Мюррей), кантри с поп-музыкой и роком (Шанайя Твейн, Ричард Маркс, Бон Джови, Дон Хенли) и даже альтернативное кантри (Стив Эрл, Райан Адамс, «Дядя Тупело»). Поджанры здесь невероятно разнообразны, эта музыка продолжает привлекать все новых и новых поклонников, и во всем мире ежегодно проводится не один десяток фестивалей кантри.
Рок-н-ролл жив?
В середине прошлого столетия рождается музыка, которая — в невероятно многочисленных своих проявлениях — будет определять в дальнейшем развитие массовой музыкальной культуры всего мира. Это рок-н-ролл.
Рок-н-ролл (англ. rock and roll или rock’n’roll — «качайся и катись») стал итогом слияния трех жанров: афроамериканских национальных ритмов, ритм-энд-блюза и кантри. Специалисты спорят, какое из музыкальных произведений стоит считать первым исполненным в стиле рок, но к единому мнению на сей счет так и не пришли. Основными чертами жанра стали четкий ритм, быстрый темп и свободная, раскованная манера исполнения. Композиции строились на чередовании куплетов и припева, в середине исполнялось гитарное соло — инструментальная вставка, а мелодии базировались на «риффе» — достаточно простой последовательности гитарных аккордов, развивавших музыкальную тему. Направлений в рок-музыке насчитывается неимоверное количество, и здесь мы можем затронуть лишь основные.
Наибольшее влияние на развитие рок-н-ролла в ранний период оказали Билл Хейли, Фэтс Домино и Чак Берри. К слову, один из великолепнейших хитов Хейли — «Rock Around The Clock» — был потом многократно перепет самыми разными исполнителями рока. Практически с самого момента возникновения за позицию лидера в этом жанре стали бороться Америка и Британия. Но первым признанным королем рок-н-ролла еще при жизни был назван Элвис Пресли.
Свой первый сингл Чак Берри записал в 1955 году и положил начало рок-стилю в текстах, имидже и игре на гитаре. В 1957 году впервые на гитаре был использован эффект фузза (англ. fuzz), при записи композиции «Rumble» гитариста Линка Рея, и это стало началом рождения всех «тяжелых» видов рока, в частности хэви-металла и панк-рока.
Расцвет рок-н-ролла был стремительным, но и падение началось почти сразу же. Литл Ричард оставил поп-музыку в 1957 году, всего два года спустя после своего успеха. Король рок-н-ролла был призван в армию, а спустя два года, по возвращении, занялся в первую очередь кинокарьерой. В течение всего двух лет, в 1959 и 1960 годы погибли Бадди Холли, Ричи Валенс и Эдди Кокран, а Чака Берри приговорили к тюремному заключению. К началу 60-х рок-н-ролл как жанр был на грани исчезновения. Спасение пришло из Старого Света.
В середине 60-х на основе ритм-энд-блюза, соула и рок-н-ролла в Британии появилась новая танцевальная музыка — бит. Именно бит в исполнении The Beatles, а конкретнее, сингл «I Want To Hold Your Hand», впервые потеснил в американских чартах американских же исполнителей, тем самым начав так называемое «британское вторжение» (англ. British Invasion). С его началом почти все хиты 50-х были перепеты британскими группами, а в обиход входит общий термин для всех направлений рок-н-ролла — рок.
Принято считать, что, по сути, рок начинается именно с The Beatles, но с другой стороны, многие музыковеды предпочитают не употреблять термин «рок» в отношении этой культовой группы, а также их музыкальных современников, творивших в середине 60-х годов. Их предложено квалифицировать как «бит», что в переводе с английского означает «ритм», и считать просто разновидностью, хоть и более жесткой и ритмичной, поп-музыки. Антиподом всемирно известных англичан принято считать группу The Rolling Stones, появившуюся примерно в то же время на музыкальной арене. Однако их противопоставление во многом преувеличено, обе группы — мощнейшие представители бит-направления, хотя «роллинги» очевидно более жестки в звучании.
В силу простоты бит довольно быстро себя исчерпал, и к середине 60-х рок совершает поворот в сторону психоделии, и это был важнейший этап в истории рок-музыки. Основой психоделического рока стали эксперименты так называемых «гаражных групп» с одной стороны, а с другой — фолк-рок, тоже переживавший период активного развития. Впервые термин «психоделический» был применен к гаражной группе, впервые же использовавшей слово «psychodelic» в названии альбома — The 13th Floor Elevators. Первым психоделическим хитом называют «Eight Miles High» The Byrds.
Топ самых узнаваемых рок-песен всех времен и народов:
Психоделическая культура развивалась одновременно с субкультурой хиппи и массовым употреблением наркотиков, главным образом галлюциногенов (ЛСД, мескалин и марихуана). Для этого стиля характерны «мистические» звук и текст песен, зачастую композиции строятся на философии хиппи (среди прочего, идеалы любви и пацифизм). Развитие психоделии в Британии было во многом обусловлено влиянием индийской и другой этнической музыки. Индийские мотивы использовала группа The Yardbirds, позже их развила The Kinks. Ну а «Битлы» первыми использовали в своей музыке национальный индийский инструмент ситар, и их песни стали самым известным случаем использования этих этнических мотивов в психоделическом роке.
Годы с 1966 по 1969-й принято считать расцветом так называемого «классического рока», который включает в себя все основные направления музыки 60-х. Год же 1967-й считается лучшим в истории рока: именно в этот год один за другим появлялись величайшие произведения в жанре поп-рока, психоделического рока, брит-попа, блюз-рока, а также началось развитие раннего музыкального андеграунда. Это время таких групп, как Pink Floyd, Jefferson Airplane, The Doors с неповторимым вокалом Джима Моррисона и Vanilla Fudge, явно повлиявшей на все виды тяжелого рока и предвосхитившей стиль арт-рок. Музыка 60-х была социальна, она неразрывно связана с культурой хиппи в Америке, молодежной революцией в Европе, общественным движением против войны во Вьетнаме. Она заложила основы всего дальнейшего пути развития рока.
Психоделия становится почвой для зарождения нескольких стилей, которые будут развиты роком в 70-е. И первый из них — хард-рок, или тяжелый рок. Кому не известны названия Queen, Deep Purple, Black Sabbath и Led Zeppelin? Жесткий гитарный звук, сложный для исполнения, но очень четкий ритм, агрессивный вокал — вот основные признаки хард-рока. Именно хард возвел в абсолют такую музыкальную категорию, как драйв.
Одновременно зарождается и стиль арт-рока (прогрессив-рок), объединившего бит и психоделию с достижениями классической музыки, джаза и народными элементами. В сущности, постепенно прогрессив-группы уходят от собственно роковых корней, но тем не менее в истории музыки The Moody Blues, King Crimson, Genesis и Yes остаются рок-группами.
Серьезное влияние на развитие жанра оказали Nazareth, Scorpions, Rainbow, Black Widow. Uriah Heep пытались скрестить хэви-металл с симфонической музыкой, Montrose и Mountain экспериментировали в области блюз-рока, развивались глэм-рок, альтернатива и другие стили. Все они отличались от более раннего рока большей масштабностью и патетичностью. «Космический рок», скрещенный с классикой, вычурный тяжелый глэм, монументальный металл — все это во многом способствовало появлению такого жанра, как рок-опера, самой известной из которых является «Иисус Христос — суперзвезда», записанная в 1970 году.
Вторая половина 70-х становится для рок-музыки роковой. Два основных направления — хард-рок и арт-рок — постепенно исчерпали свои возможности. Эксперименты и поиски новых вариантов развития не приводят к успеху, а когда в конце 70-х на мировую арену выходит стиль «диско», для большинства рок-групп это становится фатальным.
Однако природа не терпит пустоты, и 80-е годы становятся для рока эпохой возрождения. Роберт Гордон, Дейв Эдмундс и Stray Cats поднимают на вершины хит-парадов обновленное рока- билли. Нео-рокабилли, а также его поджанр сайкобилли отличались драйвом, тяжелым грязным саундом и текстами, полными черного юмора (The Meteors, The Cramps, King Curt, Quakes, Mental Hospital).
Поп-рок переживает тяжелые времена, но Пол Маккартни, Элтон Джон и The Kinks продолжают выпускать альбомы, а в конце 80-х на арену выходит The Traveling Wilburys, где принимают участие Джордж Харрисон и Боб Дилан.
Панк-рок, пост-панк, а потом и альтернативный рок провели четкий водораздел между рок- и поп-музыкой. Мейнстримом становится уже, скорее, не поп-рок, а именно поп, стоит вспомнить хотя бы таких его представителей, как Майкл Джексон и Мадонна. К середине 80-х хард-рок практически исчезает, на смену ему приходит хэви-металл. Самые известные группы этого направления — Metallica, Slayer и Megadeаth.
Альтернативный рок, пытавшийся совместить энергетику и агрессию панка, гитарные приемы и фолк-гармонии, подарил миру такого яркого представителя, как R.E.M. К концу 80-х манчестерская музыкальная сцена — мэдчестер — выводит на орбиту жанр брит-поп (The Stone Roses), хаус и техно (Happy Mondays), и это становится началом «музыки 90-х».
Такого расцвета, как в 80-е, стиль металл больше не переживет никогда. Зато в 90-е становятся чрезвычайно популярными направления, синтезирующие металл с другими стилями. Группа Pantera оказала огромное влияние на развитие грув-металл, невероятного коммерческого успеха достигло направление ставшего более мелодичным блэк-металла (Dimmu Borgir, Cradle of Filth). Соединив фанк, рок и панк, сумела «оседлать волну» группа Red Hot Chili Peppers, популярная и в настоящее время. Ярко и шумно вспыхивает стиль гранж — в противовес успевшей изрядно надоесть молодым поп-музыке — и главная звезда этого направления Nirvana. Брит-поп ложится в основу творчества одной из самых интересных инди-групп десятилетия— Radiohead.
Гранж (англ. grunge, букв. «грязь», «пренебрежение») — подстиль альтернативного рока, рожденный из хардкор-панка в середине 1980-х годов. Гранжу свойственны «грязное» гитарное звучание, контрастная динамика, мрачные тексты на тему отчуждения, одиночества и апатии
Европейский металл продолжает развитие темы классической музыки, в моду входит богатый женский вокал, так формируется своеобразный стиль симфоник-металл, главными представителями которого можно считать группы Therion, Nightwish, Within Temptation и Rhapsody. Думается, никому не придет в голову усомниться, что рок жив и продолжает процветать и развиваться и в XXI веке.
Конечно, даже краткий рассказ о роке будет неполон,если не упомянуть такое явление, как русский рок. Его формирование началось в 60-х годах ХХ века, на волне повального увлечения The Beatles. Первые советские бит-группы по сути своей и были первыми рок-ансамблями («Славяне», «Странники», «Мифы», «Авангард», «Лесные братья», «Песняры»). Но западная музыка в то время хоть и была безумно популярной в народе, не пользовалась благосклонностью властей. «Тлетворное влияние Запада» — это были не просто слова, это были слова, которые могли поставить крест на существовании любого творческого коллектива. Поэтому в это же время начинается расцвет вокально-инструментальных ансамблей (ВИА), которые «маскировались» под советскую эстраду, простую и разрешенную, такими были «Веселые ребята», «Поющие гитары» и многие другие.
Начало 80-х становится временем расцвета тяжелого рока на Западе и появления в стране настоящего рок-движения, которое уже было не остановить. Один за другим возникают не только рок-коллективы, но и рок-клубы, и первым становится основанный в 1981 году Ленинградский рок-клуб, в который вошли такие группы, как «Аквариум», «Секрет», «АукцЫон», «ДДТ», «Кино», «Алиса» и др. Многие группы исполняли композиции в стиле, получившем название «New wave» («Новая волна»). Более мягкий и мелодичный, менее тяжелый, чем хард-рок, ленинградский рок был вдумчив, философичен и глубок, словно в противовес року московскому, на первый взгляд более легкому, ироничному по отношению к существующим реалиям. Москвичи объединились в 1985 году в Московскую рок-лабораторию при ДК им. Горбунова (знаменитая Горбушка); туда вошли такие группы, как «Машина времени», «Звуки Му», «Бригада С», «Воскресенье», «Ва-банкъ», «Крематорий», «Браво» и другие. Годом позже в Свердловске также был основан рок- клуб, в него вошли «Наутилус Помпилиус», «Урфин Джюс», «Ассоциация», «Чайф», «Агата Кристи», «Настя». Уральский рок очевидно испытывал влияние психоделии, для него были характерны сложные аранжировки с ведущей ролью клавишных.
Конец 80-х и начало 90-х становятся для русского рока временем выхода из подполья. Цензура уходила в прошлое, рушился железный занавес, открывались границы. О роке писали и говорили, его пели и о нем снимали культовые фильмы.
Современный русский рок потрясающе разнообразен — брит-поп («Мумий Тролль», Земфира, «Би-2», «Сплин», Чичерина, «Танцы Минус», «Маша и медведи»), панк и гранж («Люмен», «Король и шут», «Тараканы!», «Пилот», «Наив»), фолк-рок («Мельница», The Dartz) и многие, многие другие.
Так как же соотносятся между собой эти направления и стили? Враг ли романс року, а панк — кантри? Противопоставлены ли джаз и шансон? Отнюдь нет. Все направления в музыке лишь оттеняют и подчеркивают достоинства друг друга, образуя единое органичное целое.
«Хиппи стремились к миру и любви. Мы, рокеры, хотели только Ferrari, блондинок и финские ножи. Даже не верится, что такие люди могли создавать такую глубокую музыку!» (Элис Купер)