Что относится к мусору
Классы опасности отходов
Глобальное ухудшение экологической обстановки на планете привело к необходимости тотального контроля за обращением населения и предприятий с мусором. Разработаны государственные программы по защите окружающей среды, законы, регламентирующие правила сбора, хранения и утилизации отходов.
Виды мусора
На территории Российской Федерации действует кодификация, согласно которой все утильсырье разделяют на группы для дальнейшей безопасной утилизации. Согласно правовому документу, мусор сортируют по ряду признаков на различные категории.
По агрегатному состоянию:
По возможности повторного применения:
Важно! При сортировке мусора в классификации отражаются все признаки, на основании этих данных выбирается соответствующая технология утилизации.
Разделение отходов по классам опасности
О вреде для экологии неправильного обращения с мусором упоминать лишний раз не приходится. Не подлежащие захоронению отходы веками остаются в почве, загрязняя грунтовые воды, а утилизированные не по технологии промышленные продукты выделяют вещества, которые попадают в воздух, что неблагоприятно сказывается на природе.
Чтобы грамотно избавляться от мусорных накоплений, создана специальная классификация, позволяющая определить класс опасности отхода. Это важно для организации сбора, хранения, транспортировки и конечного уничтожения без негативных последствий для человека и окружающей среды.
Внимание! Критерии классов опасности отходов определяются стандартом ГОСТ 12.1.007-76. Классификация расширена приказом Минприроды РФ №536 от 04.12.2014г.
Вред для экологии определяется в первую очередь по источнику происхождения:
Основная цель систематизации – контроль экологической безопасности на государственном уровне. В зависимости от класса опасности подбирается метод утилизации отходов, от которого не будет вреда атмосфере, почве и воде.
V класс – безопасный мусор
В эту категорию относят пищевые остатки, бумагу, керамику, золу, снег, необработанную древесину, текстиль из натурального волокна, отходы сортировки сельскохозяйственных культур и прочий продукты органического происхождения, которые не требуют специальных условий обращения. При нахождении в открытой среде отходы 5 класса опасности не представляют угрозы для природы и человека, быстро разлагаются естественным путем.
IV класс – малоопасный
Таким называют утильсырье, срок разложения которого не превышает 3 лет. Если источник загрязнения исключен, то ущерб для природы незначителен. К данному виду хлама причисляют предметы, которые в процессе изготовления прошли обработку химическими веществами. Кроме того, малоопасными считают сухие корма для животных, остатки кожи, использованные средства гигиены, флаконы и емкости от косметики, технические ткани, полиэтиленовую упаковку, пластмассу, фильтровальные ткани и масла, протравленные семена, свежий навоз, асфальтные и битумные смеси, зеркала, автостекла, автомобильные покрышки, металлический лом и многое другое.
Эта категория самая разнообразная, поскольку к ней относят и органические, и неорганические объекты. Мусор, относящийся к 4 класс опасности отходов, собирают в контейнеры, установленные на оборудованных площадках, перевозят обычным способом. Его транспортируют на полигоны, где подвергают ликвидации или переработке.
III класс – умеренно-опасный
Мусор, который в природе переработается за 10 лет, относится к отходам 3 класса опасности. Сюда включены:
От условий хранения требуется немного – они должны исключать возможность утечки. Отходы III класса скапливают отдельно от другого мусора, для них предназначены закрытые емкости, исключающие взаимодействие с окружающей средой.
II класс – опасный
Под категорию 2 класс опасности отходов попадает утильсырье, который представляет серьезную угрозу для экосистемы – урон от его воздействия может быть восстановлен минимум через 30 лет. Это при условии своевременной ликвидации, иначе, вызванные его попаданием в воздух и почву негативные процессы будут необратимыми.
К таким отходам относят:
Для сбора такого рода веществ должны быть организованы специальные площадки. Хранят их в герметично закрытых емкостях.
I класс – чрезвычайно опасный
Если в паспорте класс опасности отходов определен как первый, значит, в них содержатся вещества, наносящие непоправимый вред здоровью людей, а также приводящие к разрушению экосистемы. Это соединения, которые не распадаются веками и содержат:
Источниками токсических веществ являются конденсаторы, трансформаторы, ртутные и люминесцентные лампы, градусники, ракетное топливо, синтетические масла. За их хранением, перевозкой и дальнейшей утилизацией с соблюдением всех правил ТБ должен осуществляться особый контроль.
Обратите внимание! Основанная масса отходов I-II классов – отработка промышленных предприятий.
Как определяется, насколько опасен мусор
Если есть достоверная информация о количестве вредных элементов общей массе мусора, то влияние каждого из них рассчитывают по простому примеру
где С – вес вредоносных элементов в мг, W – 1 кг мусора.
Затем все опасные вещества суммируют, результат расчета сравнивают с табличными данными.
Если данных недостаточно, документация отсутствует, а мусор приходит неоднородным, используют иной метод. Отходы отправляются в лаборатории, где по стандартным методикам проводится тестирование образцов.
На заметку! Для разложения мусорных масс используют бактерии. По результатам разложение определяют, к какому классу можно отнести утилизируемые продукты.
Особенности утилизации
Выбор способа ликвидации мусора зависит от его класса опасности, происхождения и вида. Применяют следующие методы:
Неопасное бытовое утильсырье, которое разлагается в естественной среде, подлежит захоронению на полигонах, сжиганию или пиролизу. Пригодные для вторичной переработки продукты отправляют на заводы, изготавливающие вторсырье. Опасный промышленный утиль на полигонах изолируют в накопителях. Это герметичные емкости, из которых невозможна утечка. Располагаются такие контейнера под землей или на ее поверхности.
Проблемы с утилизацией ТБО и промотходов постепенно решаются государственными организациями и представителями бизнеса. Активно развивается научное направление, цель которого – создание применяющих вторсырье природосберегающих производственных технологий.
Что такое твердые бытовые отходы, сбор, утилизация и переработка
В повседневной жизни каждый человек сталкивается с необходимостью выбрасывать мусор, поэтому объёмы отходов растут ежегодно. Твёрдые бытовые отходы – термин, знакомый горожанам и сельским жителям.
Что такое твердые бытовые отходы?
ТБО – сокращённо называют то, что люди выбрасывают ежедневно. Сюда относят предметы и остатки, непригодные к дальнейшему использованию. Не весь выброшенный мусор к нему относится, только 25% мусора принято относить к твёрдым бытовым отходам.
По своим характеристикам ТБО делят на биологические компоненты и синтетические. Первая группа безопасна для окружающей среды, вторая имеет длительный период разложения в природе с выделением опасных для организмов веществ. Это разделение позволяет по-разному утилизировать отходы.
Классификация твердых бытовых отходов
Чтобы иметь возможность собрать информацию об объёмах и способах утилизации, необходимо систематизировать мусор по составу, влиянию на окружающую среду, источнику происхождения. Классификация делит их на группы:
Классы опасности твердых бытовых отходов
В зависимости от химического состава, степени вредного влияния на экологию, обращения, твёрдые отходы поделены на несколько классов опасности. Они приведены ниже.
Опасность ТБО для экологии
Если своевременно не решать проблему скопления твердых бытовых отходов, то отравляющие вещества приводят к экологическим проблемам. Люди, живущие рядом, приобретают заболевания, порой неизлечимые, а местность становится непригодна для дальнейшего использования в хозяйстве.
Возрастание количества загрязняющих веществ приводит к исчезновению многих представителей флоры и фауны из их естественных мест обитания.
Свалки привлекают переносчиков инфекции – крыс и мышей, а пустые ёмкости губят насекомых, случайно в них забравшихся.
Закон и СанПиН о ТБО
По ОКВД сбор мусора можно найти в разделе Е. Виды деятельности: организация сбора, утилизация, обработка мусора. Кодовое обозначение групп деятельности ОКВЭД 38.11 и 90.00.
Существуют методы и средства стандартизации, регулирующие обращение с твёрдыми бытовыми отходами. Список включает санитарные правила, приведённые в «СанПиН по ТБО».
На территории России действует закон о ТБО – ФЗ №89 от 24.06.1997г. Он называется – «Об отходах производства и потребления». В этом документе можно найти информацию о классах опасности ТБО, правах и обязанностях сторон, мерах ответственности в случае нарушений. Там же описаны условия и порядок получения лицензии для работы с ТБО.
Сбор и нормы обращения с твердым мусором
Сбор мусора производится на специально оборудованных площадках, имеющих металлические контейнеры, расположенных недалеко от жилых домов. Ежегодно россияне выбрасывают в утиль около 60 миллионов тонн. Для планирования действий по сбору, вывозу, переработки такого количества нужны сведения – нормы накопления твердых бытовых отходов. Какие факторы влияют на нормы накопления?
В зависимости от региона, нормы накопления ТБО имеют различия. Примерные объемы накопления:
Источник | Норматив, кг на 1 человека в год |
Жилые комплексы | От 200 до 300 |
Организации (частные и государственные) | 160 |
Населённые пункты с количеством жителей от 100 тысяч | До 330 |
Лица, занятые в сфере по работе с отходами, обязаны вести журнал по ТБО. В него заносят информацию по действиям с твёрдыми бытовыми отходами, такими как сбор, транспортировка, приём. Если правила заполнения такого журнала нарушены, то организация, выполняющая работы с мусором будет оштрафовано, возможно – закрыта.
Методы сортировки ТБО
Для эффективной сортировки мусора уже на стадии его сбора используются контейнеры с отделениями. В разные ячейки предлагается складировать бумагу, пластик, стекло, другие отходы.
Оборудование для работы с ТБО
На промышленных предприятиях по переработке мусора имеется специальное оборудование, помогающее утилизации или переработке.
Название оборудования | Функции |
Шредер | Размельчение мусора ножами и дробилками |
Пресс | Сжимает отходы, уменьшая в объёме |
Сортировочная линия | Сортирует утиль |
Контейнерные шкафы | Хранение |
Тягач | Доставка |
Печь | Сжигание |
Могут присутствовать на предприятии и другие виды механизмов, стационарные и передвижные.
Требования к транспорту для сбора ТБО
Согласно требованиям СанПин, сбор и перевозка осуществляется по следующим правилам.
Плата за вывоз ТБО
Закон от 1.12.2015 года включил плату за вывоз ТБО в состав коммунальных услуг. Расчёт производится соответственно количеству жильцов дома и тарифам.
Как устроены свалки ТБО?
Преобладающая часть мусора ликвидируется путём захоронения на свалках. Организуются такие мусорные полигоны в карьерах или котлованах, обязательно за территорией городов и сёл. При наступлении предельной вместимости свалки, она закрывается, после чего начинаются работы по рекультивации (восстановлению) этой территории.
Переработка ТБО
Комплексный подход предусматривает удаление отходов и переработку. Удаление происходит путём захоронения и сжигания, что неблаготворно сказывается на состоянии атмосферы. Переработка помогает повторно использовать мусор, но для этого необходим раздельный сбор. В некоторых городах он уже организуется.
Для повторного введения в использование территорий бывших свалок проводится техническая очистка земель. После этого наступает биологический этап агротехнических работ – посев растений, способных восстановлению почв.
Органические остатки используются для получения энергетических ресурсов, таких как биогаз или компост.
При захоронении мусора с преобладающей долей биологической массы возможно получение компоста. В дальнейшем его используют в сельском хозяйстве.
Пиролиз – сжигание отходов в бескислородной среде в печах при температуре около 1000°C. При такой переработке мусор не требует подготовки, ещё одним преимуществом является отсутствие загрязняющих атмосферу веществ. Выделяющуюся энергию тоже можно использовать в отопительных целях.
Исполняя закон 28.12.2016 года, органы исполнительной власти в результате тендера выбирают единого оператора по работе с коммунальными отходами, куда причисляют и ТБО. Это юридическое лицо, занимающееся утилизацией мусора в своём регионе.
Вторичной переработкой мусора занимаются специальные фабрики и заводы.
Переработав миллион тонн макулатуры, можно сохранить от вырубки 62 га лесных массивов.
Стекло используется как добавка в строительных материалах. Пластик подлежит переплавке, затем из него делают новые предметы.
Законодательство и практика обращения с бытовыми отходами в странах Европы
Европейские страны имеют значительный опыт сбора, перемещения, переработке отходов. Узаконены меры, направленные на уменьшение объёма ТБО, такие как захоронение, переработка, вторичное использование.
Принцип обращения с отходами на примере Польши
Власти Польши на местном уровне выполняют функции по урегулированию процесса утилизации бытовых отходов. В населённых пунктах действуют региональные ассоциации по управлению отходами, с которыми управляющие домовладениями компании заключают договор. Об этом сообщается в местные органы власти, выдающие лицензии на работу с бытовыми отходами.
Количество таких фирм немалое, что гарантирует невысокую стоимость за вывоз мусора. Власти обязали указывать в лицензии результат утилизации отходов. Это позволяет контролировать работу фирм и стимулировать развитие схем утилизации. Повысилась стоимость захоронения мусора, что делает это невыгодным по сравнению с вторичной переработкой.
Проблема ТБО с каждым годом обостряется всё больше и приобретает глобальные масштабы. От успешного её решения зависит будущее планеты. В каком состоянии Земля достанется следующим поколениям, будет ли это огромная свалка или цветущий мир, зависит от принятых сегодня мер по обращению с мусором.
Расчет объема образования твердых коммунальных отходов
Что относится к ТКО (ТБО): перечень отходов по закону и ФККО
Расшифровка понятия ТБО, нормы накопления, методы утилизации и переработки
Продолжительность и правила хранения отходов
Организация раздельного сбора мусора в России и Европе
Отходы от ремонтных и строительных работ
Лицензирование деятельности по обращению с отходами
Утилизация отходов в законодательстве РФ
Самые большие городские свалки в мире и их опасность
Что такое промышленные отходы, методы ликвидации и захоронения
Как осуществляется сбор отходов в России?
Какие отходы входят в ТКО: состав, обращение с отходами, утилизация
Классификация и утилизация твердых бытовых отходов
Твёрдые бытовые отходы (ТБО, бытовой мусор) — непригодные для дальнейшего использования пищевые продукты и предметы быта или товары, потерявшие потребительские свойства, наибольшая часть отходов потребления. ТБО делятся также на отбросы (биологические ТО) и собственно бытовой мусор (небиологические ТО искусственного или естественного происхождения), а последний часто на бытовом уровне именуются просто мусором.
Твердые бытовые отходы и их классификация
Ежегодно количество мусора возрастает примерно на 3 % по объёму. Количество ТБО в СНГ составляет около 100 млн тонн/год, причём на долю России приходится более четверти этого объёма (по другим данным за 2007 год для РФ — около 63 млн тонн/год).
Состав твёрдых бытовых отходов зависит от многих факторов: уровня развития страны и региона, культурного уровня населения и его обычаев, времени года и других причин. Более трети ТБО составляют упаковочные материалы, количество которых непрерывно увеличивается. ТБО характеризуются многокомпонентностью и неоднородностью состава, малой плотностью и нестабильностью (способностью к загниванию). Источниками образования ТБО могут быть как жилые, так и общественные здания, торговые, зрелищные, спортивные и другие предприятия. В зарубежной практике названию «ТБО» соответствует термин «твердые муниципальные отходы» (Municipal Solid Waste).
В состав ТБО входят следующие виды важных отходов:
К опасным ТБО относятся:
Одни отходы (например, медицинские, ядохимикаты, остатки красок, лаков, клеев, косметики, антикоррозийных средств, бытовой химии) представляют опасность для окружающей среды, если попадут через канализационные стоки в водоемы или как только будут вымыты со свалки и попадут в грунтовые или поверхностные воды. Батарейки и ртутьсодержащие приборы будут безопасны до тех пор, пока не повредится корпус: стеклянные корпуса приборов легко бьются еще по пути на свалку, а коррозия через какое-то время разъест корпус батарейки. Затем ртуть, щелочь, свинец, цинк станут элементами вторичного загрязнения атмосферного воздуха, подземных и поверхностных вод.
По характеру и степени воздействия на природную среду они делятся на:
Таблица №1: Обращение с ТБО в России
Способ переработки | Захоронение | Сжигание с использованием энергии | Компостирование | Рециклинг |
---|---|---|---|---|
% | 97 | 1 | 0,3 | 1 |
млн. т | 55,096 | 0,568 | 0,1704 | 0,568 |
Российская нормативно-правовая база обращения с отходами
Действующие национальные стандарты РФ в сфере ресурсосбережения. За 1994-2003 годы были разработаны и приняты МГС стран СНГ и Госстандартом России 13 следующих стандартов:
Все указанные стандарты направлены на решение проблем ресурсосбережения путем эффективного вовлечения отходов в промышленный оборот, использования современных методов и средств стандартизации и метрологии, необходимых для регулирования этой деятельности, в том числе с использованием таких инструментов, как паспортизация, регистрация, сертификация, лицензирование, а также идентификация, кодирование, классификация, информационное обеспечение, определение опасных и товарных (инертных) характеристик отходов.
Совершенствование российского экологического законодательства в сфере обращения с отходами Российская нормативно-правовая база в области обращения с отходами21 на сегодняшний день во многом устарела, отстает от норм международного права и требует модернизации. Государство слабо стимулирует переработку отходов. Современные экологические принципы, подходы и требования не учитываются должным образом при размещении госзаказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Изготовление продукции из вторичного сырья не является приоритетным критерием государственных закупок. Развитые страны пришли к пониманию необходимости усиления государственного регулирования в области управления отходами. Их утилизация рассматривается как самостоятельная отрасль экономики, тесно связанная с теми отраслями промышленности, где образуются соответствующие виды отходов. Пересмотр подходов к проблеме обращения с отходами в европейских странах проводится регулярно и влечет изменения в законодательстве. В России основополагающий Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» был принят почти 15 лет назад – в 1998 году, и уже в силу этого требует корректировки. Именно на этот закон ориентируется большинство субъектов, занятых в процессе обращения с отходами. Эксперты отмечают, что в нем не закреплены:
Важнейшими принципами выбранной в ЕС стратегии в области ресурсосбережения, отходопереработки и управления отходами являются:
В России в области наилучших доступных технологий до сих пор не сформирована эффективно работающая правовая база, хотя именно это направление способно стимулировать технологическое обновление производств.
В Федеральном законе от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплен термин «наилучшая существующая технология», что вызывает беспокойство экспертов в связи с тем, что внедрить наилучшую существующую технологию ввиду возможной ее недоступности трудно, в том числе экономически. Поэтому предлагается использовать термин «наилучшая доступная технология», который распространен в европейском законодательстве. Еще одним недостатком существующего законодательства является то, что закон не уточняет критерии отнесения технологий к этой категории и не приводит обоснование выбора этих технологий. В Европейском союзе наилучшие доступные технологии внедряются в промышленности с момента вступления в 1996 году в силу Директивы 96/61/ЕС «О комплексном предотвращении и контроле загрязнений». Эта директива обязывает государства – члены ЕС обеспечивать регулирование промышленной деятельности посредством разрешительной процедуры, основанной на технологических нормативах с использованием «наилучших доступных технологий». В целом европейское законодательство в данной отрасли становится более системным и комплексным. Так, данная директива была заменена Директивой Европейского парламента и Совета Европейского союза 2008/1/EC от 15 января 2008 года. Новая директива включает нормы Директивы Совета 96/61/ЕС, а также несколько крупных изменений, внесенных последующими директивами в этой сфере, в частности, Директивой 2003/4/ЕС.
Ключевым элементом современных регулятивных общеевропейских механизмов, основанных на принципе использования наилучших доступных технологий, являются не только законодательные нормы сами по себе, но и инфраструктура, включающая специализированные государственные институты, занимающиеся их анализом, мониторингом, информированием заинтересованных субъектов, внедрением соответствующих технологических и экологических стандартов, выпуском и обновлением соответствующих справочников по отраслям. В законопроекте «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий» все это неявно возлагается на «уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти». Сегодня необходимость сближения норм государственной экологической политики России в области обращения с отходами с основными направлениями европейского законотворчества приобретает первостепенное значение. Поэтому в настоящее время рассматривается «прямое внедрение» норм ЕС в действующее законодательство в области экологии, ресурсосбережения и управления отходами и их переработкой. Слабое знание нормативно-правовой базы ЕС уже сейчас негативно сказывается на экспорте российской продукции. В перспективе значимость экологичности как конкурентного преимущества будет лишь возрастать.
Законодательство и практика обращения с бытовыми отходами в странах Европы
Вопросы обращения с бытовыми отходами в настоящее время являются одной из наиболее острых проблем современных городов. В странах Европы накоплен большой опыт по сбору, транспортировке и переработке мусора. Основные применяемые меры направлены на сокращение объема отходов, подлежащих захоронению, переработку отходов и превращение их во вторичное сырье. Данный материал посвящен вопросам организации работ по обращению с бытовыми отходами, ответственности органов исполнительной власти, деятельности частных компаний.
Принцип обращения с отходами на примере Польши
За организацию сбора домашнего мусора и отходов несут ответственность местные органы власти. Их главные функции включают:
Польский муниципалитет (в особенности в сельских районах страны) в среднем занимает небольшую площадь, что не позволяет создавать полноценные и экономически эффективные системы сбора и утилизации отходов. Поэтому приветствуется создание местными органами власти региональных ассоциаций по управлению отходами. Однако, поскольку такое объединение не является обязательным, в стране создано немного таких ассоциаций. Все домовладельцы (владельцы и управляющие) обязаны заключить договор с фирмой, занимающейся сбором, транспортировкой и утилизацией отходов. Они имеют право выбирать из фирм данного профиля, действующих на рынке. Фирма должна сообщить соответствующим местным органам власти обо всех заключаемых контрактах (местные органы власти ведут реестр контрактов). Это является гарантией того, что все домовладельцы обращаются с отходами должным образом. Местные органы власти определяют условия выдачи лицензий. Это могут быть, например, требования к оборудованию, которым располагает и пользуется фирма. Формально для выдачи лицензий не существует никаких ограничений. Число фирм, работающих на рынке отходов, является значительным. В результате нередко бывает, когда мусор из разных зданий на одной улице собирают несколько различных фирм. Сторонники такой системы утверждают, что это выгодно для домовладельцев (они могут выбрать оператора, предлагающего самые низкие цены). Однако, по мнению местных властей, есть претензии к такой системе, поскольку увеличиваются затраты на охрану окружающей среды и полный контроль над потоками отходов становится более затруднительным. Транспорт мусороуборочных фирм используется при такой системе неэффективно, пропадает и не используется часть вторичного сырья, поскольку сами фирмы выбирают удобное для них решение, а закапывание мусора, например, оказывается самым дешевым. Как результат – в Польше более чем 95 % домашних отходов оказывается на свалках. Вследствие этого парламент уполномочил местные органы власти указывать в лицензии, каким должен быть конечный результат работы по обращению с отходами. Несмотря на протесты частного сектора (фирмы, работающие с отходами, например, утверждают, что подобное регулирование является нарушением правил свободного рынка), новые правила регулирования, вероятно, усилят контроль над потоками отходов и будут способствовать развитию системы их утилизации. Другая мера направлена на значительное увеличение уровня платы за закапывание мусора. Таким образом, в перспективе закапывание мусора будет менее конкурентоспособным в сравнении с разными вариантами рециркуляции и вторичного использования отходов.