Что относится к мусору в частном секторе
Пользование мусорными баками в частном секторе
Какими нормами регулируется использование жителями индивидуальных мусорных баков при вывозе мусора в частном секторе? Каковы требования к их установке при вывозе из них мусора?
Обязанность оплачивать услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО) имеется у каждого мусорообразователя. Так согласно п. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники твердых коммунальных отходов заключают договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их сбора.
На основании п. 9 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156, потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами. Эта же обязанность имеется и в типовом договоре на вывоз мусора.
Отказаться от услуг нельзя. В случае если у вас не установлены контейнеры для сбора мусора, вы вправе направить жалобу в Росприроднадзор на нарушение региональным оператором условий лицензии по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, в орган местного самоуправления, также региональное управление Роспотребнадзора.
В случае отсутствия оборудованной контейнерной площадки и (или) контейнеров для сбора мусора необходимо обратиться в территориальное управление Роспотребнадзора, поскольку надзор за исполнением санитарно-эпидемиологического законодательства находится в его компетенции. Основание: Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН «2.1.2.2645-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы».
Оплата вывоза мусора
У меня частный дом, свой контейнер под мусор. Я не подписывал ни с кем договор на вывоз мусора. С нового года администрация города уведомила, что будут взимать с каждого жителя по 120 руб. за вывоз мусора, а у меня трое несовершеннолетних детей. Если я оплачу хоть одну квитанцию за вывоз мусора, то автоматически даю свое согласие. Что мне грозит, если я не буду оплачивать вывоз мусора?
Ранее данная услуга называлась, как правило, «вывоз мусора или твердых бытовых отходов» и входила в разряд жилищных услуг. Изменения были обусловлены проведением на территории России «мусорной реформы».
Согласно п. 148 (1) Правил предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора.
Эта же норма предусматривает, что договор может быть заключен как в письменной форме, так и путем совершения конклюдентных действий (действия, которые свидетельствуют о воле лица заключить сделку, к таким действиям относят в том числе оплату услуг).
Однако отсутствие письменного договора и даже отсутствие совершения конклюдентных действий не освободит от оплаты услуг по вывозу мусора по следующим причинам.
Во-первых, согласно п. 1 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта РФ обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.
Это означает, что оказать услугу по обращению с ТКО может лишь одна организация.
Во-вторых, согласно п. 148(11) Правил региональный оператор по обращению с ТКО приступает к предоставлению коммунальной услуги по обращению с ТКО собственникам и пользователям жилых домов (домовладений) со дня возникновения права собственности на жилой дом (домовладение) или иного законного права пользования жилым домом.
Это означает, что вне зависимости от наличия между потребителем и региональным оператором договора услуга должна оказываться.
В-третьих, наличие мусора (ТКО) будет всегда по объективным причинам, поскольку в процессе жизнедеятельности так или иначе возникают бытовые отходы.
В итоге можно сделать выводы.
1. Услуга по вывозу мусора официально называется «обращение с твердыми коммунальными отходами».
2. Договор на вывоз мусора заключается как в письменной форме, так и путем совершения гражданами действий, подтверждающих волю заключить договор и пользоваться услугой.
3. Услуга по обращению с ТКО оказывается региональным оператором в отношении собственников и пользователей домовладений со дня возникновения на дом права собственности или иного права проживания в доме у граждан, вне зависимости от договорных отношений с потребителями.
РОСПОТРЕБНАДЗОР по РТ
РОСПОТРЕБНАДЗОР по РТ
Требования к сбору, хранению и вывозу ТКО
Требования к сбору, хранению и вывозу ТКО
С 1 марта 2021 г. постановлением ГГСВ РФ от 28 января 2021 г. N 3 введены в действие СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
Разделом II названных правил регламентированы требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, в т.ч. и к местам (площадкам) накопления ТКО.
Согласно СанПиН 2.1.3684-21 в населенных пунктах в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами должны быть обустроены:
— контейнерные площадки для накопления ТКО или системы подземного накопления ТКО с автоматическими подъемниками для подъема контейнеров;
— и (или) специальные площадки для накопления крупногабаритных отходов (КГО).
Основные требования при накоплении ТКО (КГО) установлены:
1. К обустройству площадок накопления ТКО (КГО):
— в пределах санитарно-защитной полосы водоводов должны отсутствовать источники загрязнения почвы и грунтовых вод (п.3.4.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения»)
— при отсутствии организации 1 пояса ЗСО источника питьевого водоснабжения не допускать размещение контейнерной площадки на расстоянии менее 30 – 50 метров от устья источника (п.3.2.1.2).
Допускается уменьшение не более чем на 25% на основании результатов оценки заявки на создание места (площадки) накопления ТКО на предмет ее соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям.
— не более 8 контейнеров для смешанного накопления ТКО;
Использовать плотно закрывающихся емкостей для пищевых и бытовых отходов(п.3.11 СП 3.5.3.3223-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации и проведению дератизационных мероприятий»).
3. Периодичности вывоза отходов ТКО (несортированные ТКО исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение 3-х суток:
5. К содержанию площадок накопления ТКО (КГО) (владелец контейнерной и (или) специальной площадки обеспечивает: проведение уборки, дезинсекции и дератизациив зависимости от температуры наружного воздуха, количества контейнеров на площадке, расстояния до нормируемых объектов;в случае загрязнения при погрузке очистку площадки от отходов после погрузки ТКО (КГО) в мусоровоз).
Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия при эксплуатации контейнерных и специальных площадок
Расстояние от объектов нормирования
Количество контейнеров на площадке, в том числе для КГО
Кратность промывки и дезинфекции контейнеров и контейнерной площадки
Кратность вывоза отходов
Кратность профилактических дератизационных работ
Кратность профилактических дезинсекционных работ (летом)
Навес над мусоросборниками (за исключением бункеров)
Контейнеры для ТКО
от 15 до 20 метров
Бункеры для крупногабаритных отходов
Контейнеры для ТКО на территории зон рекреационного назначения (пляжей)
50 метров и более от уреза воды
Допускается сбор и удаление (вывоз) ТКО (КГО) с территорий сельских поселений или с территорий малоэтажной застройки городских поселений бестарным методом (без накопления ТКО (КГО) на контейнерных площадках).
С 1 января 2019 г. вступило в действие Постановление Правительства РФ от 31 августа 2018 г. N 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра».
В соответствии с требованиями Правил:
— контейнерные площадки создаются органами местного самоуправления путем принятия Решения (п.3).
В соответствии с п.6 Правил после поступления заявки от хозяйствующего субъекта в целях ее оценки на предмет соблюдения требований санитарного законодательства ОМС (Администрации) запрашивает позицию Управления.
При поступлении запросов Управлением по результатам рассмотрения направляется в ОМС (Администрацию) заключение о соответствии или несоответствии размещения контейнерной площадки требованиям санитарных норм и правил.
Федеральным законом 89-ФЗ регламентировано также, что ОМС в соответствии с Правилами обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 г. N 1039)определяют:
— схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и
— осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО.
Входят ли уличный смёт и листья в состав ТКО : мнение эксперта
Мы рассказывали о письме, в котором Минприроды РФ разъяснило, что смёт, ветки, листва и обрезки деревьев не входят в состав ТКО. В новом выпуске онлайн-журнала «ЖКХ: Мечты сбываются» наш постоянный эксперт Елена Шерешовец дала оценку такой позиции, подкрепив своё мнение законодательством и судебной практикой.
Минприроды РФ исключает уличный смёт и листья из состава твёрдых коммунальных отходов
В новом выпуске онлайн-журнала «ЖКХ: Мечты сбываются» наш эксперт, практикующий юрист Елена Шерешовец проанализировала позицию Минприроды РФ, законодательство и судебную практику по вопросу о том, входят ли в состав твёрдых коммунальных отходов и относятся ли к зоне ответственности регоператора такие отходы как смёт, ветки, листва и обрезки деревьев:
Министерство природных ресурсов и экологии РФ в письме от 11.10.2019 № 08-25-53/24802 со ссылкой на ст. 1 № 89-ФЗ указало на то, что к ТКО относятся только отходы, образованные физическими лицами в пределах жилых помещений.
Поскольку листва, уличный смёт, ветки и обрезки деревьев образовались на придомовой территории, эти отходы не относятся к коммунальной услуге по обращению с ТКО, оказываемой региональным оператором. Минприроды РФ в письме предлагает организовать вывоз такого мусора с помощью регионального оператора по отдельной нерегулируемой цене, а не в счёт тарифа на его услуги, утверждённого в регионе.
Такое же мнение Минприроды РФ высказало в рамках горячей линии по вопросам проведения «мусорной реформы» в регионах. При этом всего год назад Минстрой РФ в письме от 25.09.2018 № 43298-ОГ/06 высказал противоположную позицию и обозначил, что уличный смёт, образующийся при уборке придомовой территории, растительные отходы при уходе за газонами, цветниками и растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками входят в состав ТКО.
Нормативно-правовые акты учитывают отходы от уборки придомовой территории в составе ТКО
Суды относят уличный смёт, листья и ветки деревьев к твёрдым коммунальным отходам
В новом выпуске онлайн-журнала Елена Шерешовец также остановилась на судебной практике, которая уже сложилась по вопросу отнесения отходов от уборки придомовых территорий в состав ТКО.
В 2019 году в Верховном суде РФ рассмотрели обращение гражданина, который попытался оспорить нормативы накопления ТКО в Омской области и исключить оттуда отходы, образующиеся при уборке придомовой территории. Судебная коллегия по административным делам ВС РФ в решении от 23.09.2019 № АКПИ19-543 отметила: довод о том, что твёрдые коммунальные отходы не могут образоваться за границами жилых помещений, основаны на неправильном толковании норм права.
По мнению суда, ТКО могут образовываться на придомовой территории. Таким образом, при оплате коммунальной услуги по обращению с твёрдыми коммунальными отходами потребитель одновременно оплачивает услугу в части отходов, образующихся при содержании общего имущества собственников помещений в МКД.
Как отметила эксперт, похожие судебные решения были вынесены и в других регионах России, например, в апелляционном определении Севастопольского городского суда от 31.01.2019 по делу № 33-321/2019. Такую же позицию занимает и УФАС в некоторых регионах: антимонопольная службы в Челябинской области обязала регоператора вывозить отходы, образовавшиеся после уборки УО придомовой территории многоквартирных домов.
Будьте в курсе
Основываясь на нормах законодательства и примерах из судебной практики, Елена Шерешовец делает однозначное заключение, что в состав твёрдых коммунальных отходов входит уличный смёт, листва и обрезки деревьев. Перечисленные отходы являются зоной ответственности регионального оператора и должны вывозиться в счёт единого тарифа.
Вывоз мусора и твердых бытовых отходов в частном секторе, правила обращения с ТКО в 2021 году
Твёрдые бытовые отходы (по правилам, действующим в 2021 году, они называются Твёрдые коммунальные отходы или ТКО) – одна из ключевых экологических проблем человеческого общества. До недавнего времени, пока не ввели новые правила обращения с ТКО (это произошло в 2019 году), вывоз мусора и твердых бытовых отходов в частном секторе регулировалось небрежно. Жители городских и сельских многоэтажек полагались на коммунальные службы и не участвовали в процессе сбора и хранения ТКО. В сельской местности отсутствие общих правил приводило к спонтанным свалкам. В лесополосах, по обочинам дорог, прямо за территориями посёлков и на берегах рек росли горы мусора, угрожая здоровью людей, нарушая экологию и эстетический вид местности.
Современная «мусорная реформа» закрепила ряд правил вывоза ТБО в частном секторе. В 2021-м году, вместе с изменениями для многоэтажного жилого сектора, в Жилищном кодексе появились статьи, по которым владелец частного дома не может сам заниматься утилизацией бытового мусора свой хлам. Для него введена коммунальная услуга. Чтобы не нарваться на штраф, нужно знать свои права и обязанности, представлять, какие есть способы утилизации твердых бытовых отходов для частного сектора.
Твердые отходы, что относится к ТКО
Чем выше плотность населения – тем больше мусора нужно вывозить и утилизировать. До 2014 года в России учитывались так называемые «твёрдые бытовые отходы». С 1 января 2019 года, «мусорная реформа» не только ввела ряд изменений касающихся тарифов на вывоз мусора и услуг операторов по обращению с ТКО, но и определила, что такое твёрдые коммунальные отходы. К ним относится весь хлам от процесса жизнедеятельности частных лиц или организации:
Всё, что мы выбрасываем за ненадобностью, объединяет понятие – ТКО. Не включается в это понятие лишь мусор промышленных предприятий.
По Федеральному Закону «Об отходах производства и потребления» за утилизацию всего хлама от частного жилья, отвечает местный орган власти. Если у нас имеется ТСЖ (товарищество собственников жилья), ответственным лицом становится ТСЖ. Владельцы наделов складывают свой мусор в места, которые указывает управление ТСЖ.
Если у нас нет подобной организации, ТБО необходимо относить на контейнерную площадку, место которой официально утверждено исполнительной властью, либо упаковывать в ёмкости, которые предоставляет региональный оператор по вывозу ТБО. Оператор становится ответственным за ваш мусор лишь после того, как загрузит его в свой мусоровоз. Вот такие вот правила вывоза ТКО в сельской местности, в деревнях и селах действуют с 1 января 2019 года.
Контейнерное складирование отходов подразумевает сортировку. Биологический мусор, помои, органика складываются отдельно. Они привлекают крыс и птиц, становясь источником биологического заражения, поэтому вывозятся в первую очередь. Хлам, который не требует спешной утилизации, скапливается отдельно.
Контролировать качество услуг компании, которая вывозит ТКО – гражданский долг каждого собственника или арендатора. Если услуги оказываются небрежно, нерегулярно, вообще не оказываются, следует подать жалобу в Роскомнадзор или районную прокуратуру. Обычно мы любим громко возмущаться, но из лени ограничиваемся словесным выражением протеста. Если вместо «ора» использовать своё право и вовремя информировать власти о нарушениях – польза окажется в разы больше.
Где и как хранить мусор?
По традиции, на территории частного сектора выделяется площадка, оборудованная ёмкостями для сбора мусора. Минус такого способа – вероятность, что кто-то будет сваливать на площадку предметы, не относящиеся к ТКО.
Другой вариант: каждый владелец участка сам оборудует на своей территории место для хранения отходов, на удалении от источников воды, жилой зоны и грядок. Оно должно быть:
Кто с кем заключает договор на утилизацию отходов?
По новому закону, за вывоз и утилизацию отвечают выбранные конкурсом региональные операторы. Договор на утилизацию отходов заключается между ними и местной властью. Оператор обязан предоставить собственникам частных наделов бланки договора, где указано, какие услуги он предоставляет. Даже если владелец земли не подписывает такой бланк – услуга вступает в силу и придётся платить за вывоз ТКО.
Если местная исполнительная власть не заключила договор с организацией, ответственной за вывоз ТКО, хозяин участка имеет право сам подобрать лицензированную компанию и заключить с ней договор на вывоз своего хлама. В тексте указываются реквизиты и название оператора, паспортные данные владельца участка, обязанности обеих сторон, место складирования мусора перед вывозом, срок действия договора, число, подписи сторон. Сведения об этом закреплены ФЗ «Об отходах. », № 89-ФЗ. Статья 24.7, пункт пятый.
Если срок договора истекает, но ни одна из сторон не изъявила желание расторгнуть его – договор автоматически продлевается. Если во время действия договора, собственник меняется – новый собственник начинает оплачивать услуги с момента вступления в права владения.
Тарифы на вывоз ТКО, как происходит оплата в 2021 году?
Все подсчёты лежат на государственной власти субъектов РФ. Параметры, по которым высчитывается плата за вывоз:
На основании этих параметров устанавливаются тарифы на вывоз ТКО, по которым оплачиваются услуги в 2021 году. Если в доме никто не зарегистрирован, цена будет зависеть от количества собственников. Сортировка хлама играет роль лишь тогда, когда раздельный сбор мусора утверждён местной властью, для него есть отдельные контейнеры и все собственники соблюдают правила.
Для малоимущих семей предоставляются льготные тарифы. Чтобы получить компенсацию, нужно обратиться в местную социальную защиту.
Какова ответственность за нарушения?
Многие любят сжигать у себя на участке горючий мусор, ветки, старую листву. Во-первых, эта мера не освободит от оплаты за вывоз ТКО по установленному тарифу. Во-вторых, закон о противопожарной безопасности запрещает жечь кучи хлама на открытом пространстве. Ответственность за нарушения:
Заключение
Существует немало способов утилизировать отходы, не причиняя вред себе и окружающей среде. Остатки пищи, травы, листьев – отличное сырьё для компоста. Удобрение для грядок из него гораздо лучше любой химической подкормки. Ветки и спилы деревьев пойдут на растопку, а в измельчённом виде сыграют роль укрывающего слоя при посадках. Если есть возможность вывозить и сдавать во вторсырьё бумагу, железо, пластик – за это можно получить деньги.
Правильное хозяйствование уменьшает количество проблем. Неправильное – серьёзно нарушает качество жизни. Уродливые, вонючие свалки в лесопосадках, на окраинах посёлков, гниют, отравляют грунтовые воды и почву. Дожди и ветра возвращают вредные вещества на наши участки. Подобного круговорота легко избежать, научившись обращаться с побочными продуктами жизнедеятельности.