Что относится к моторному судну маломерному
Что относится к моторному судну маломерному
Статья 3. Основные понятия
В целях настоящего Кодекса используются следующие основные понятия:
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 14.06.2012 N 78-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 23.04.2012 N 36-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 23.04.2012 N 36-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 23.04.2012 N 36-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 28.07.2012 N 131-ФЗ; в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 28.07.2012 N 131-ФЗ; в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 367-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 367-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 367-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 367-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 367-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 367-ФЗ)
(абзац введен Федеральным законом от 02.08.2019 N 294-ФЗ)
Маломерные суда, типы маломерных судов, основные определения
Сегодня разработаны десятки видов небольших лодок, которые задействуются в спорте (воднолыжном, гребном, парусном), для обеспечения народнохозяйственных целей и использующиеся для общих нужд. Для определения ходовых качеств и истинной задачи судна следует чётко определить виды на основании конструктивных и эксплуатационных критериев.
Какие суда считаются маломерными и кому они подчинены
Испокон веков судном считалась любая инженерная конструкция, способная удерживаться на воде и перевозить пассажиров или грузы. Поэтому судами являются и банальный плот, и грузовая баржа, и огромный пассажирский лайнер. Но чтобы как-то разграничить эти виды транспорта, водные инспекции ввели в ход такое понятие, как маломерные суда. Разберемся, что же оно за собой скрывает.
Итак, на 2019 год маломерное судно определение в РФ имеет такого вида:
Маломерным признается любое судно, у которого габаритная длина корпуса не превышает 20 метров, а показатель грузоподъемности и пространство кокпита позволяют размещать на борту не более 12 человек.
Таким образом, под указанные критерии попадает подавляющая часть водного транспорта, использующегося в частных целях. Например, лодки и катера для любительской рыбалки или охоты, суда для водного туризма и спорта, плавсредства, использующиеся для переправ и выполнения хозяйственных нужд.
В общем, категория «маломерок» невероятно обширна, причем все эти судна законодательно находятся под надзором Государственной Инспекции Маломерных Судов (ГИМС). Служба была создана в 1984 году и за время деятельности подчинялась разным ведомствам СССР и России, пока в 2004 году окончательно не перешла в ведение МЧС РФ. На сегодняшний день к компетенции госинспекции по маломерным судам отнесены вопросы классификации плавсредств, соблюдения безопасности и правил судоходства; выдача судоводительских прав, ведение общего учета суден, а также надзор за их надлежащим техническим состоянием.
Вдобавок отметим, что многие пользователи задаются вопросом, является ли маломерное судно транспортным средством. Для ответа вновь обратимся к определению: «Транспорт – средство для перемещения пассажиров и/или грузов». Поскольку каждое плавсредство, собственно, для выполнения этих функций и предназначено, то любое маломерное судно является транспортным средством без малейших сомнений.
По предназначению
Ключевым фактором классификации является предназначение судна. Сегодня выделяют несколько основных направлений использования:
Спасательные катера класса «Tamar»
Каждая категория объёмная, но следует разобрать их вкратце для понимания конструкционных особенностей.
Для народнохозяйственных целей
В сельском хозяйстве используется много небольших судов, которые позволяют транспортировать необходимые ресурсы: сено, продукты, дрова, скот. В таких моделях всегда делается больший упор на вместимость и грузоподъёмность. Предпочитается также остойчивость, экономный расход топлива и надёжная конструкция.
Подобные модели часто лишены предметов интерьера для обеспечения комфорта (мягких сидений, ветрозащитного стекла или тента). В отдельных районах пользуются популярностью модели, приспособленные к местным условиям. Для сельскохозяйственных целей используются исключительно речные суда.
Спортивные
Главное отличие заключается в способности причислить его к одному из существующих видов спорта. В России самыми популярными спортивными катерами являются модели из класса SB-350 и SC-500 – это современные суда, распределённые по объёму цилиндров двигателя, у SB-350 – 350 см3, а у SC-500 – 500 см3. Катер спортивный
Для этих моделей разработаны индивидуальные правила строения, они имеют специальный регламент по размерам корпусов. Правила запрещают использование специальных поверхностей с аэродинамическими свойствами, превосходящими установленные нормы. Стандарты предписаны с целью предотвращения несчастных случаев и создания равных условий для получения победы.
Ключевым отличием гоночных лодок является способность развивать высокую скорость при создании определённых условий. Преимущественно их мореходность невысока, а комфортабельности должного значения не придаётся. К исключениям можно отнести крейсерно-гоночные суда, но они относятся к большим конструкциям.
Прогулочные
Применяются для непродолжительных выходов в плавание. Преимущественно прогулки занимают не больше 2 суток. Количество пассажиров от 2 до 6 человек. Акцент в их конструкции сделан на пространный кокпит с повышенными удобствами для размещения пассажиров. Для защиты экипажа от плохой погоды предусматривается мягкий или жёсткий тент, в некоторых моделях встроена рубка-убежище, которая располагается в носовой платформе. Прогулочные суда с навесным мотором комплектуются небольшим топливным баком, горючего в котором достаточно на 100 км, иногда на 120 км.
Гребные лодки также бывают прогулочными и туристическими. Отличить такие модели можно по небольшому количеству пассажиров и широкому кокпиту, так как место необходимо для хранения походных вещей. В таких лодках не ночуют, в основном берут палатки, и разбивают лагерь на берегу.
Прогулочные суда
Туристические
Модели лодок туристического предназначения используются для прогулок на дальние расстояния, соответственно, имеют удобства для обитаемости и обладают высокими мореходными свойствами. Конструкция суден зависит от условий, в которых они будут эксплуатироваться.
К туристическим лодкам относятся как складные каноэ, байдарки (их единственная задача заключается в движении по воде), так и комфортабельные крейсерские яхты, обеспечивающие обитание на несколько дней, недель, а бывает – и месяцев.
Для рыбалки и охоты
Преимущественно подразумевается любительская охота и рыбная ловля. К группе судов могут причисляться многочисленные суда. Часто лодки имеют небольшое количество мест – 1–3 человека. К таким суднам относятся разборные, надувные и быстроходные лодки, ходящие на вёслах или под мотором. Их основная задача заключается в выезде жителей мегаполисов на прилегающие водохранилища.
Владельцам нередко требуется преодолевать большие расстояния до рыбных мест или охотничьих угодий, соответственно, подобным моделям присущи высокая скорость и мореходные характеристики.
Важнейшим параметром суден является проходимость, конструкция обязана без вреда пересекать мелководье и заросли камыша. Такие лодки не должны также выделяться и отпугивать живность или рыбу. По перечисленным причинам эти суда должны быть бесшумными. Предпочтение чаще отдают моделям, которые легко транспортируются в одиночку и могут устанавливаться на обычный автомобиль. Катер для рыбалки и охоты
Жильё на воде
Это принципиально другой вид водного судна, которое позволяет своим владельцам длительное время проживать на нём, соответственно, обеспечивает достаточным уровнем комфорта и приспособленное для длительных стоянок или путешествий. Передвигаться плавучие дачи способны только при благоприятных метеоусловиях в пределах акватории. Отдельные модели неспособны к самостоятельному передвижению и требуют буксировки.
Жильё на воде имеет крытое помещение с потолками порядка 2 метров, и дополнительно оборудуются открытым участком для складирования вещей и приёма солнечных ванн. Предусматривается небольшой уровень осадки.
По методу передвижения
Суда могут отличаться также по способу передвижения и в зависимости от типа двигателя:
Парусные суда
Галерея
По конструкции двигателя
На основании устройства, которое преобразует момент вращения в движущую силу лодки, различают несколько моделей:
Бывают также движители, не относящиеся к двигателям. Они преобразуют энергию ветра и силу человека.
Когда нужно регистрировать маломерные суда
Часто спрашивают, в каких случаях нужно ставить «маломерки» на госучет и куда по этому поводу обращаться. Здесь все просто: так как понятие о том, что является маломерным судном, а вместе с ним и классификация судов определены ГИМС, то и вопросами регистрации плавсредств занимается это ведомство.
Однако, обращаться к инспекторам за оформлением документов нужно отнюдь не каждому судовладельцу. Так, если судно при полной нагрузке весит менее 200 кг, а используемый двигатель по мощности равен или менее 10, 88 л.с. (для электромоторов порог до 8 квт включительно), то в постановке на учет оно не нуждается. Все остальные суда подлежат регистрации в ГИМС, а водитель, соответственно, должен обязательно сдать экзамен на право управления маломерным судном. Аттестация тоже проводится инспекторами ГИМС, но для успешной сдачи новичкам может потребоваться дополнительное обучение на курсах в специальном центре подготовки или в школе яхтинга.
По типу движения
Небольшие лодки бывают различных характеров движения. Типы речных судов:
Глиссирующие лодки удерживаются благодаря гидродинамическим усилиям
По месту плавания
На основании районов использования небольшие суда бывают:
По району плавания
Лодки могут допускаться к выходу в море в различных акваториях. Классификация судов по районам плавания:
Морские лодки используются в прибрежных зонах морей
По конструкции
Конструкционные особенности лодок приводят в классификации:
Если каюта предусмотрена, выделяют ещё несколько типов:
По материалу
На основании типа используемого материала для изготовления различают:
Характеристика идентична как для морских, так и речных судов.
По типу кормы
В зависимости от формы кормовой части выделяют:
Какие плавсредства классифицируются как маломерные суда
Водный транспорт включает в себя множество плавсредств, отличающихся по конструкции и техническим характеристикам. Здесь есть и крупнотоннажные корабли, и элитные яхты, и спортивные суда, и маленькие надувные лодочки. Но невозможно разработать правила судоходства для каждого вида транспорта, поэтому в законодательстве используются обобщающие термины, и одно из наиболее известных понятий – маломерные суда. С этим правовым определением и будем сегодня разбираться: узнаем, какие суда относятся к маломерным в РФ, и чем, собственно, отличается эта категория транспорта. Итак, в статье приводятся определение и классификация маломерных судов, их сроки навигации и районы плавания, а также кратко разбираются основные правовые нюансы – регистрация и получение прав на лодку в ГИМС.
Какие суда считаются маломерными и кому они подчинены
Испокон веков судном считалась любая инженерная конструкция, способная удерживаться на воде и перевозить пассажиров или грузы. Поэтому судами являются и банальный плот, и грузовая баржа, и огромный пассажирский лайнер. Но чтобы как-то разграничить эти виды транспорта, водные инспекции ввели в ход такое понятие, как маломерные суда. Разберемся, что же оно за собой скрывает.
Итак, на 2020 год маломерное судно определение в РФ имеет такого вида:
Маломерным признается любое судно, у которого габаритная длина корпуса не превышает 20 метров, а показатель грузоподъемности и пространство кокпита позволяют размещать на борту не более 12 человек.
Таким образом, под указанные критерии попадает подавляющая часть водного транспорта, использующегося в частных целях. Например, лодки и катера для любительской рыбалки или охоты, суда для водного туризма и спорта, плавсредства, использующиеся для переправ и выполнения хозяйственных нужд.
В общем, категория «маломерок» невероятно обширна, причем все эти судна законодательно находятся под надзором Государственной Инспекции Маломерных Судов (ГИМС). Служба была создана в 1984 году и за время деятельности подчинялась разным ведомствам СССР и России, пока в 2004 году окончательно не перешла в ведение МЧС РФ. На сегодняшний день к компетенции госинспекции по маломерным судам отнесены вопросы классификации плавсредств, соблюдения безопасности и правил судоходства; выдача судоводительских прав, ведение общего учета суден, а также надзор за их надлежащим техническим состоянием.
Вдобавок отметим, что многие пользователи задаются вопросом, является ли маломерное судно транспортным средством. Для ответа вновь обратимся к определению: «Транспорт – средство для перемещения пассажиров и/или грузов». Поскольку каждое плавсредство, собственно, для выполнения этих функций и предназначено, то любое маломерное судно является транспортным средством без малейших сомнений.
Общее устройство маломерного моторного судна
Основными составными частями маломерного моторного судна (на примере катера любительской постройки) являются:
Корпус [1] — Основная часть судна, в которую входят набор и обшивка. Набор состоит из продольных и поперечных связей, служащих основанием для обшивки. Передняя часть корпуса называется баком (бак), средняя часть — шканцами (шканцы), кормовая часть — ютом (ют).
Надстройка [2] — Конструкция над корпусом судна, являющаяся продолжением его бортов, или помещение, расположенное на палубе по всей ширине корпуса судна.
Рубка [3] — Часть надстройки или конструкция на палубе не занимающая всей ширины корпуса судна (расстояние от борта до стены рубки более 4% от ширины корпуса). Является помещением для управления судном и двигателем. На маломерных судах надстройка и рубка совмещается.
Моторная ниша [4] — Отсек в кормовой части корпуса судна для размещения главного судового двигателя, узлов и агрегатов систем двигателя, топливных емкостей. Моторная ниша может быть открытая (как правило для подвесных двигателей) и закрытая (для стационарных двигателей).
Главный двигатель [5], реверс-редукторное устройство с гребным винтом [6] — Механизмы, приводящие в движение маломерное судно.
Кокпит [7] — Вырез или углубление в палубе маломерного судна на юте, как правило отделен от остальной палубы буртиком. Предназначен для размещения пассажиров, грузов и экипажа.
Леер [8] — Туго натянутый тонкий трос в качестве ограждения вдоль бортов судна при отсутствии фальшборта. Фальшборт — продолжение борта над палубой в носовой и кормовой части судна.
Мачта [9] — Часть рангоута маломерного судна, установленная в диаметральной плоскости судна, возвышающаяся над рубкой и предназначенная для установки приборов сигнализации (ходовых огней [10]) и связи.
Надводный борт [11], подводный борт [14], днище [13] — Элементы внешней обшивки корпуса выше и ниже конструктивной ватерлинии (КВЛ).
Редан [12] — Уступ на поверхности днища маломерного судна в носовой части, который обеспечивает при движении судна его подъем из воды до положения скольжения (глиссирования).
Каюта [15], кубрик [16] — Помещения на судне, предназначенное для проживания экипажа судна и пассажиров.
Форпик [17] — Носовой отсек, расположенный непосредственно у форштевня.
Маломерные суда в различных классификациях
Итак, что относится к маломерным судам в России в общих чертах мы узнали, теперь настал черед более детального разбора. Дело в том, что помимо самой категории ГИМС определило еще и типы маломерных судов, которые меняются в зависимости от классифицирующего признака. Предлагаем ознакомиться с основными классификациями.
По назначению
Само понятие маломерного судна подразумевает плавсредство для перевозки пассажиров или грузов. Но вот цель этих перевозок может быть различной, соответственно, все суда классифицируют на следующие виды:
Возможно будет интересно: Замена удостоверения на право управления маломерным судном — порядок действий
Еще можно выделить категорию спортивных плавсредств, но среди маломерных судов они встречаются не так часто.
По конструкционным особенностям
В классификации маломерных судов, относящейся к нюансам конструкции плавсредств, сложно выделить единый критерий отбора. Да, определение, что такое маломерное судно, указывает на ограничение длины корпуса в 20 метров, но кроме этого параметра вариации строения плавательных средств ничем не ограничены.
Так, по материалам изготовления, можно разделить суда на металлические, деревянные, пластиковые, резиновые и выполненные из ПВХ тканей. Кроме того, отдельно выделяют плавсредства комбинированного типа: их конструкция включает элементы, изготовленные из разных материалов. Суда такого плана называют композитными.
По строению корпуса и особенностям хода все, что в российском законодательстве относится к маломерным судам, делят на следующие категории:
Кроме того, еще можно выделить классификацию по типу набора корпуса. В таком случае суда могут быть с поперечным и продольным набором, смешанного типа, а также вовсе безнаборные.
И отдельного внимания заслуживает деление по форме обводов маломерного судна. По этому критерию плавсредства бывают с плоскодонными обводами, остроскулыми или круглоскулыми. Дополнительно выделяют смешанный тип (остроскулые+круглоскулые), а также остроскулые реданные (поперек днища есть уступ) или безреданные (днище плавное) судна. И, наконец, обводы еще могут быть катамаранного типа (с двумя килеватыми образованиями у днища) или тримаранного типа (соответственно, с тремя образованиями).
По типу движения
Ходовые качества – важнейшая характеристик суден, и примечательно, что по этому критерию тоже есть несколько классификаций.
В первую очередь все плавсредства делятся на самоходные и несамоходные. Первые приводятся в движение за счет инструментов и установок, передающим им энергию. Ключевым моментом здесь является то, что суда в итоге способны двигаться относительно самостоятельно. Несамоходные же плавсредства перемещаются только с постоянной посторонней помощью, т.е. на буксире. К такому типу относятся пантоны, дебаркадеры и стоечные суда.
Вторая классификация делит суда по способу передвижения на гребные, моторные и парусные. В данном случае отдельно выделяют весельные плавсредства, катера со стационарными двигателями, лодки с ПЛМ, парусники и суда смешанного типа, на которых есть возможность использовать как паруса, так и двигатель. Кстати, еще проводится и разделение суден по типу движителя. Здесь выделяют уже упомянутые весла и паруса, а также водометы и винты (гребные и воздушные). Соответственно, по данному критерию суда бывают весельные, парусные, водометные и винтовые.
И напоследок стоит отметить еще одну классификацию, которая сочетает в себе конструкционные особенности и ходовые параметры. Согласно ей, все маломерные суда подразделяются на:
Возможно будет интересно: Как снять с учета маломерное судно — заявление на исключение судна из реестра
По акватории плавания
Есть также и классификация района плавания для маломерного судна. Сотрудники ГИМС чаще всего пользуются таким распределением:
Отметим, что характерна для крайнего района плавания 4 категория сложности, т.е. к судну выдвигаются повышенные требования безопасности.
Кроме того, существует также отдельная морская классификация. По ней суда последовательно разделяются на:
Некоторым малым судам удаление от берега и вовсе разрешается лишь в пределах 10 миль и при условии волнении моря менее чем 4 балла.
Также отдельного внимания стоят приграничные водные зоны, т.к. там могут действовать особые правила. Например, в некоторых регионах для выхода на воду требуется получение особого разрешения от местного погрануправления. Кроме того, следует четко различать проходящую по воде пограничную линию.
Общее устройство корпуса маломерного моторного судна
Несмотря на разнообразие маломерных судов, их корпуса устроены, в основном, из одних и тех же элементов:
Как уже упоминалось выше, корпус судна состоит из набора и обшивки. Набор состоит из продольных и поперечных связей, которые служат основанием для обшивки, придают корпусу необходимую форму и обеспечивают его прочность.
Для продольной прочности корпуса судна в нижнюю часть набора укладывается продольный брус — киль [11], заканчивающийся в носовой части вертикальным брусом — форштевнем [10], а в кормовой части — ахтерштевнем. Штевни соединяются с килем с помощью книц на латунных болтах. На маломерных моторных судах к ахтерштевню заподлицо врезана транцевая доска (транец) [8]. Параллельно транцу, ближе к носу, установлена кормовая переборка [7], которая совместно с транцем образует моторную нишу [9]. На киль и форштевень накладывается металлическая полоса — оковка, предохраняющая судно от повреждения при швартовке.
Поперечной прочностью и надежностью набора корпуса судна служат шпангоуты [19], которые крепятся к килю по всей длине судна с обеих сторон. Шпангоуты могут быть выполнены из цельного бруса, но могут быть и составными (из двух частей, как на рисунке). В этом случае нижняя часть шпангоута (со стороны днища) называется флор-тимберсом, верхняя часть шпангоута (со стороны бортов) — топ-тимберсом. Флор-тимберсы соединены между собой флорой.
Поверх шпангоутов накладывается кильсон — съемная доска, которая соединена с килем латунными болтами. Верхние концы шпангоутов соединяются двумя изогнутыми по форме борта судна привальными брусьями, которые в свою очередь врезаны в форштевень и соединены с ним и между собой брештуком — мощной стальной кницей с деревянной накладкой. Кормовые концы привальных брусьев скреплены кницей с транцевой доской. Привальный брус, также как и киль, придает судну продольную прочность и надежность набора.
Для установки бортовой (наружной) обшивки [12] и днища к шпангоутам крепятся стрингеры [14, 15, 18]. По периметру настила палубы установлен планширь [13], который уплотняет соединение палубной и бортовой обшивки и предохраняет корпус судна от попадания воды сверху. Снизу планширя с наружной стороны бортов укрепляется полукруглый (в сечении) бортик, который защищает борта шлюпки от ударов при швартовке. Расширенный в носовой части буртик (чаще на моторных лодках, яхтах и катерах) называется бархоутом.
В настиле палубы выделяют среднюю часть (средняя доска), которая располагается от форштевня к ахтерштевню, и называется мидельвейсом. Элемент палубы в виде бруса, расположенный у самого борта называется ватервейсом, служит для предохранения судна от попадания в него воды.
По типу крепления наружной обшивки корпуса судна к набору корпуса различают: вгладь, клинкерную, диагональную (чаще для деревянной обшивки) и композитную (чаще для металлической и пластиковой обшивки).
Период навигации маломерных судов
Понятие маломерного судна включает в себя и такой момент, как период навигации. Под этим словосочетанием скрывается официально разрешенный ГИМС диапазон дат для эксплуатации водного транспорта на местных реках, озерах, водохранилищах и т.п.
Как правило, судоходный период начинается с приходом весны и длится до поздней осени, но конкретные даты всегда разные. Например, в одних регионах России сроки навигации маломерных судов в 2020 году стартовали с 1 марта, в других – с 1 апреля, а для третьих госинспекция официально разрешила выход на воду только с наступлением мая. Точно также и закрытие навигации где-то приходится на 1 октября, а где-то «сушат весла» только по окончанию этого месяца: что поделать, ведь правит бал матушка-природа. В любом случае, до установленной госинспекцией даты открытия судоходного сезона на воду лучше не выходить.
Внимание! Подробнее узнать про начало и конец навигации можно в специальной статье!