Что относится к моторному судну маломерному

Что относится к моторному судну маломерному

Статья 3. Основные понятия

В целях настоящего Кодекса используются следующие основные понятия:

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 14.06.2012 N 78-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(абзац введен Федеральным законом от 23.04.2012 N 36-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 23.04.2012 N 36-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 23.04.2012 N 36-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 28.07.2012 N 131-ФЗ; в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(абзац введен Федеральным законом от 28.07.2012 N 131-ФЗ; в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 02.08.2019 N 294-ФЗ)

Источник

Маломерные суда, типы маломерных судов, основные определения

Что относится к моторному судну маломерному

Сегодня разработаны десятки видов небольших лодок, которые задействуются в спорте (воднолыжном, гребном, парусном), для обеспечения народнохозяйственных целей и использующиеся для общих нужд. Для определения ходовых качеств и истинной задачи судна следует чётко определить виды на основании конструктивных и эксплуатационных критериев.

Какие суда считаются маломерными и кому они подчинены

Испокон веков судном считалась любая инженерная конструкция, способная удерживаться на воде и перевозить пассажиров или грузы. Поэтому судами являются и банальный плот, и грузовая баржа, и огромный пассажирский лайнер. Но чтобы как-то разграничить эти виды транспорта, водные инспекции ввели в ход такое понятие, как маломерные суда. Разберемся, что же оно за собой скрывает.

Итак, на 2019 год маломерное судно определение в РФ имеет такого вида:

Маломерным признается любое судно, у которого габаритная длина корпуса не превышает 20 метров, а показатель грузоподъемности и пространство кокпита позволяют размещать на борту не более 12 человек.

Таким образом, под указанные критерии попадает подавляющая часть водного транспорта, использующегося в частных целях. Например, лодки и катера для любительской рыбалки или охоты, суда для водного туризма и спорта, плавсредства, использующиеся для переправ и выполнения хозяйственных нужд.

В общем, категория «маломерок» невероятно обширна, причем все эти судна законодательно находятся под надзором Государственной Инспекции Маломерных Судов (ГИМС). Служба была создана в 1984 году и за время деятельности подчинялась разным ведомствам СССР и России, пока в 2004 году окончательно не перешла в ведение МЧС РФ. На сегодняшний день к компетенции госинспекции по маломерным судам отнесены вопросы классификации плавсредств, соблюдения безопасности и правил судоходства; выдача судоводительских прав, ведение общего учета суден, а также надзор за их надлежащим техническим состоянием.

Вдобавок отметим, что многие пользователи задаются вопросом, является ли маломерное судно транспортным средством. Для ответа вновь обратимся к определению: «Транспорт – средство для перемещения пассажиров и/или грузов». Поскольку каждое плавсредство, собственно, для выполнения этих функций и предназначено, то любое маломерное судно является транспортным средством без малейших сомнений.

По предназначению

Ключевым фактором классификации является предназначение судна. Сегодня выделяют несколько основных направлений использования:

Что относится к моторному судну маломерномуСпасательные катера класса «Tamar»

Каждая категория объёмная, но следует разобрать их вкратце для понимания конструкционных особенностей.

Для народнохозяйственных целей

В сельском хозяйстве используется много небольших судов, которые позволяют транспортировать необходимые ресурсы: сено, продукты, дрова, скот. В таких моделях всегда делается больший упор на вместимость и грузоподъёмность. Предпочитается также остойчивость, экономный расход топлива и надёжная конструкция.

Подобные модели часто лишены предметов интерьера для обеспечения комфорта (мягких сидений, ветрозащитного стекла или тента). В отдельных районах пользуются популярностью модели, приспособленные к местным условиям. Для сельскохозяйственных целей используются исключительно речные суда.

Спортивные

Главное отличие заключается в способности причислить его к одному из существующих видов спорта. В России самыми популярными спортивными катерами являются модели из класса SB-350 и SC-500 – это современные суда, распределённые по объёму цилиндров двигателя, у SB-350 – 350 см3, а у SC-500 – 500 см3. Что относится к моторному судну маломерномуКатер спортивный

Для этих моделей разработаны индивидуальные правила строения, они имеют специальный регламент по размерам корпусов. Правила запрещают использование специальных поверхностей с аэродинамическими свойствами, превосходящими установленные нормы. Стандарты предписаны с целью предотвращения несчастных случаев и создания равных условий для получения победы.

Ключевым отличием гоночных лодок является способность развивать высокую скорость при создании определённых условий. Преимущественно их мореходность невысока, а комфортабельности должного значения не придаётся. К исключениям можно отнести крейсерно-гоночные суда, но они относятся к большим конструкциям.

Прогулочные

Применяются для непродолжительных выходов в плавание. Преимущественно прогулки занимают не больше 2 суток. Количество пассажиров от 2 до 6 человек. Акцент в их конструкции сделан на пространный кокпит с повышенными удобствами для размещения пассажиров. Для защиты экипажа от плохой погоды предусматривается мягкий или жёсткий тент, в некоторых моделях встроена рубка-убежище, которая располагается в носовой платформе. Прогулочные суда с навесным мотором комплектуются небольшим топливным баком, горючего в котором достаточно на 100 км, иногда на 120 км.

Гребные лодки также бывают прогулочными и туристическими. Отличить такие модели можно по небольшому количеству пассажиров и широкому кокпиту, так как место необходимо для хранения походных вещей. В таких лодках не ночуют, в основном берут палатки, и разбивают лагерь на берегу.

Что относится к моторному судну маломерномуПрогулочные суда

Туристические

Модели лодок туристического предназначения используются для прогулок на дальние расстояния, соответственно, имеют удобства для обитаемости и обладают высокими мореходными свойствами. Конструкция суден зависит от условий, в которых они будут эксплуатироваться.

К туристическим лодкам относятся как складные каноэ, байдарки (их единственная задача заключается в движении по воде), так и комфортабельные крейсерские яхты, обеспечивающие обитание на несколько дней, недель, а бывает – и месяцев.

Для рыбалки и охоты

Преимущественно подразумевается любительская охота и рыбная ловля. К группе судов могут причисляться многочисленные суда. Часто лодки имеют небольшое количество мест – 1–3 человека. К таким суднам относятся разборные, надувные и быстроходные лодки, ходящие на вёслах или под мотором. Их основная задача заключается в выезде жителей мегаполисов на прилегающие водохранилища.

Владельцам нередко требуется преодолевать большие расстояния до рыбных мест или охотничьих угодий, соответственно, подобным моделям присущи высокая скорость и мореходные характеристики.

Важнейшим параметром суден является проходимость, конструкция обязана без вреда пересекать мелководье и заросли камыша. Такие лодки не должны также выделяться и отпугивать живность или рыбу. По перечисленным причинам эти суда должны быть бесшумными. Предпочтение чаще отдают моделям, которые легко транспортируются в одиночку и могут устанавливаться на обычный автомобиль. Что относится к моторному судну маломерномуКатер для рыбалки и охоты

Жильё на воде

Это принципиально другой вид водного судна, которое позволяет своим владельцам длительное время проживать на нём, соответственно, обеспечивает достаточным уровнем комфорта и приспособленное для длительных стоянок или путешествий. Передвигаться плавучие дачи способны только при благоприятных метеоусловиях в пределах акватории. Отдельные модели неспособны к самостоятельному передвижению и требуют буксировки.

Жильё на воде имеет крытое помещение с потолками порядка 2 метров, и дополнительно оборудуются открытым участком для складирования вещей и приёма солнечных ванн. Предусматривается небольшой уровень осадки.

По методу передвижения

Суда могут отличаться также по способу передвижения и в зависимости от типа двигателя:

Что относится к моторному судну маломерномуПарусные суда

Галерея

Что относится к моторному судну маломерному

Что относится к моторному судну маломерному

Что относится к моторному судну маломерному

Что относится к моторному судну маломерному

По конструкции двигателя

На основании устройства, которое преобразует момент вращения в движущую силу лодки, различают несколько моделей:

Бывают также движители, не относящиеся к двигателям. Они преобразуют энергию ветра и силу человека.

Когда нужно регистрировать маломерные суда

Часто спрашивают, в каких случаях нужно ставить «маломерки» на госучет и куда по этому поводу обращаться. Здесь все просто: так как понятие о том, что является маломерным судном, а вместе с ним и классификация судов определены ГИМС, то и вопросами регистрации плавсредств занимается это ведомство.

Однако, обращаться к инспекторам за оформлением документов нужно отнюдь не каждому судовладельцу. Так, если судно при полной нагрузке весит менее 200 кг, а используемый двигатель по мощности равен или менее 10, 88 л.с. (для электромоторов порог до 8 квт включительно), то в постановке на учет оно не нуждается. Все остальные суда подлежат регистрации в ГИМС, а водитель, соответственно, должен обязательно сдать экзамен на право управления маломерным судном. Аттестация тоже проводится инспекторами ГИМС, но для успешной сдачи новичкам может потребоваться дополнительное обучение на курсах в специальном центре подготовки или в школе яхтинга.

По типу движения

Небольшие лодки бывают различных характеров движения. Типы речных судов:

Что относится к моторному судну маломерномуГлиссирующие лодки удерживаются благодаря гидродинамическим усилиям

По месту плавания

На основании районов использования небольшие суда бывают:

По району плавания

Лодки могут допускаться к выходу в море в различных акваториях. Классификация судов по районам плавания:

Что относится к моторному судну маломерномуМорские лодки используются в прибрежных зонах морей

По конструкции

Конструкционные особенности лодок приводят в классификации:

Если каюта предусмотрена, выделяют ещё несколько типов:

По материалу

На основании типа используемого материала для изготовления различают:

Характеристика идентична как для морских, так и речных судов.

По типу кормы

В зависимости от формы кормовой части выделяют:

Источник

Какие плавсредства классифицируются как маломерные суда

Водный транспорт включает в себя множество плавсредств, отличающихся по конструкции и техническим характеристикам. Здесь есть и крупнотоннажные корабли, и элитные яхты, и спортивные суда, и маленькие надувные лодочки. Но невозможно разработать правила судоходства для каждого вида транспорта, поэтому в законодательстве используются обобщающие термины, и одно из наиболее известных понятий – маломерные суда. С этим правовым определением и будем сегодня разбираться: узнаем, какие суда относятся к маломерным в РФ, и чем, собственно, отличается эта категория транспорта. Итак, в статье приводятся определение и классификация маломерных судов, их сроки навигации и районы плавания, а также кратко разбираются основные правовые нюансы – регистрация и получение прав на лодку в ГИМС.

Что относится к моторному судну маломерному

Какие суда считаются маломерными и кому они подчинены

Испокон веков судном считалась любая инженерная конструкция, способная удерживаться на воде и перевозить пассажиров или грузы. Поэтому судами являются и банальный плот, и грузовая баржа, и огромный пассажирский лайнер. Но чтобы как-то разграничить эти виды транспорта, водные инспекции ввели в ход такое понятие, как маломерные суда. Разберемся, что же оно за собой скрывает.

Итак, на 2020 год маломерное судно определение в РФ имеет такого вида:

Маломерным признается любое судно, у которого габаритная длина корпуса не превышает 20 метров, а показатель грузоподъемности и пространство кокпита позволяют размещать на борту не более 12 человек.

Таким образом, под указанные критерии попадает подавляющая часть водного транспорта, использующегося в частных целях. Например, лодки и катера для любительской рыбалки или охоты, суда для водного туризма и спорта, плавсредства, использующиеся для переправ и выполнения хозяйственных нужд.

В общем, категория «маломерок» невероятно обширна, причем все эти судна законодательно находятся под надзором Государственной Инспекции Маломерных Судов (ГИМС). Служба была создана в 1984 году и за время деятельности подчинялась разным ведомствам СССР и России, пока в 2004 году окончательно не перешла в ведение МЧС РФ. На сегодняшний день к компетенции госинспекции по маломерным судам отнесены вопросы классификации плавсредств, соблюдения безопасности и правил судоходства; выдача судоводительских прав, ведение общего учета суден, а также надзор за их надлежащим техническим состоянием.

Вдобавок отметим, что многие пользователи задаются вопросом, является ли маломерное судно транспортным средством. Для ответа вновь обратимся к определению: «Транспорт – средство для перемещения пассажиров и/или грузов». Поскольку каждое плавсредство, собственно, для выполнения этих функций и предназначено, то любое маломерное судно является транспортным средством без малейших сомнений.

Что относится к моторному судну маломерному Что относится к моторному судну маломерному Что относится к моторному судну маломерному Что относится к моторному судну маломерному Что относится к моторному судну маломерному Что относится к моторному судну маломерному Что относится к моторному судну маломерному Что относится к моторному судну маломерному Что относится к моторному судну маломерному Что относится к моторному судну маломерному Что относится к моторному судну маломерному

Общее устройство маломерного моторного судна

Основными составными частями маломерного моторного судна (на примере катера любительской постройки) являются:

Корпус [1] — Основная часть судна, в которую входят набор и обшивка. Набор состоит из продольных и поперечных связей, служащих основанием для обшивки. Передняя часть корпуса называется баком (бак), средняя часть — шканцами (шканцы), кормовая часть — ютом (ют).

Надстройка [2] — Конструкция над корпусом судна, являющаяся продолжением его бортов, или помещение, расположенное на палубе по всей ширине корпуса судна.

Рубка [3] — Часть надстройки или конструкция на палубе не занимающая всей ширины корпуса судна (расстояние от борта до стены рубки более 4% от ширины корпуса). Является помещением для управления судном и двигателем. На маломерных судах надстройка и рубка совмещается.

Моторная ниша [4] — Отсек в кормовой части корпуса судна для размещения главного судового двигателя, узлов и агрегатов систем двигателя, топливных емкостей. Моторная ниша может быть открытая (как правило для подвесных двигателей) и закрытая (для стационарных двигателей).

Главный двигатель [5], реверс-редукторное устройство с гребным винтом [6] — Механизмы, приводящие в движение маломерное судно.

Кокпит [7] — Вырез или углубление в палубе маломерного судна на юте, как правило отделен от остальной палубы буртиком. Предназначен для размещения пассажиров, грузов и экипажа.

Леер [8] — Туго натянутый тонкий трос в качестве ограждения вдоль бортов судна при отсутствии фальшборта. Фальшборт — продолжение борта над палубой в носовой и кормовой части судна.

Мачта [9] — Часть рангоута маломерного судна, установленная в диаметральной плоскости судна, возвышающаяся над рубкой и предназначенная для установки приборов сигнализации (ходовых огней [10]) и связи.

Надводный борт [11], подводный борт [14], днище [13] — Элементы внешней обшивки корпуса выше и ниже конструктивной ватерлинии (КВЛ).

Редан [12] — Уступ на поверхности днища маломерного судна в носовой части, который обеспечивает при движении судна его подъем из воды до положения скольжения (глиссирования).

Каюта [15], кубрик [16] — Помещения на судне, предназначенное для проживания экипажа судна и пассажиров.

Форпик [17] — Носовой отсек, расположенный непосредственно у форштевня.

Маломерные суда в различных классификациях

Итак, что относится к маломерным судам в России в общих чертах мы узнали, теперь настал черед более детального разбора. Дело в том, что помимо самой категории ГИМС определило еще и типы маломерных судов, которые меняются в зависимости от классифицирующего признака. Предлагаем ознакомиться с основными классификациями.

По назначению

Само понятие маломерного судна подразумевает плавсредство для перевозки пассажиров или грузов. Но вот цель этих перевозок может быть различной, соответственно, все суда классифицируют на следующие виды:

Возможно будет интересно: Замена удостоверения на право управления маломерным судном — порядок действий

Еще можно выделить категорию спортивных плавсредств, но среди маломерных судов они встречаются не так часто.

Что относится к моторному судну маломерному

По конструкционным особенностям

В классификации маломерных судов, относящейся к нюансам конструкции плавсредств, сложно выделить единый критерий отбора. Да, определение, что такое маломерное судно, указывает на ограничение длины корпуса в 20 метров, но кроме этого параметра вариации строения плавательных средств ничем не ограничены.

Так, по материалам изготовления, можно разделить суда на металлические, деревянные, пластиковые, резиновые и выполненные из ПВХ тканей. Кроме того, отдельно выделяют плавсредства комбинированного типа: их конструкция включает элементы, изготовленные из разных материалов. Суда такого плана называют композитными.

По строению корпуса и особенностям хода все, что в российском законодательстве относится к маломерным судам, делят на следующие категории:

Кроме того, еще можно выделить классификацию по типу набора корпуса. В таком случае суда могут быть с поперечным и продольным набором, смешанного типа, а также вовсе безнаборные.

И отдельного внимания заслуживает деление по форме обводов маломерного судна. По этому критерию плавсредства бывают с плоскодонными обводами, остроскулыми или круглоскулыми. Дополнительно выделяют смешанный тип (остроскулые+круглоскулые), а также остроскулые реданные (поперек днища есть уступ) или безреданные (днище плавное) судна. И, наконец, обводы еще могут быть катамаранного типа (с двумя килеватыми образованиями у днища) или тримаранного типа (соответственно, с тремя образованиями).

По типу движения

Ходовые качества – важнейшая характеристик суден, и примечательно, что по этому критерию тоже есть несколько классификаций.

В первую очередь все плавсредства делятся на самоходные и несамоходные. Первые приводятся в движение за счет инструментов и установок, передающим им энергию. Ключевым моментом здесь является то, что суда в итоге способны двигаться относительно самостоятельно. Несамоходные же плавсредства перемещаются только с постоянной посторонней помощью, т.е. на буксире. К такому типу относятся пантоны, дебаркадеры и стоечные суда.

Вторая классификация делит суда по способу передвижения на гребные, моторные и парусные. В данном случае отдельно выделяют весельные плавсредства, катера со стационарными двигателями, лодки с ПЛМ, парусники и суда смешанного типа, на которых есть возможность использовать как паруса, так и двигатель. Кстати, еще проводится и разделение суден по типу движителя. Здесь выделяют уже упомянутые весла и паруса, а также водометы и винты (гребные и воздушные). Соответственно, по данному критерию суда бывают весельные, парусные, водометные и винтовые.

И напоследок стоит отметить еще одну классификацию, которая сочетает в себе конструкционные особенности и ходовые параметры. Согласно ей, все маломерные суда подразделяются на:

Возможно будет интересно: Как снять с учета маломерное судно — заявление на исключение судна из реестра

Что относится к моторному судну маломерному

По акватории плавания

Есть также и классификация района плавания для маломерного судна. Сотрудники ГИМС чаще всего пользуются таким распределением:

Отметим, что характерна для крайнего района плавания 4 категория сложности, т.е. к судну выдвигаются повышенные требования безопасности.

Кроме того, существует также отдельная морская классификация. По ней суда последовательно разделяются на:

Некоторым малым судам удаление от берега и вовсе разрешается лишь в пределах 10 миль и при условии волнении моря менее чем 4 балла.

Также отдельного внимания стоят приграничные водные зоны, т.к. там могут действовать особые правила. Например, в некоторых регионах для выхода на воду требуется получение особого разрешения от местного погрануправления. Кроме того, следует четко различать проходящую по воде пограничную линию.

Что относится к моторному судну маломерному Что относится к моторному судну маломерному Что относится к моторному судну маломерному Что относится к моторному судну маломерному Что относится к моторному судну маломерному Что относится к моторному судну маломерному

Общее устройство корпуса маломерного моторного судна

Несмотря на разнообразие маломерных судов, их корпуса устроены, в основном, из одних и тех же элементов:

Как уже упоминалось выше, корпус судна состоит из набора и обшивки. Набор состоит из продольных и поперечных связей, которые служат основанием для обшивки, придают корпусу необходимую форму и обеспечивают его прочность.

Для продольной прочности корпуса судна в нижнюю часть набора укладывается продольный брус — киль [11], заканчивающийся в носовой части вертикальным брусом — форштевнем [10], а в кормовой части — ахтерштевнем. Штевни соединяются с килем с помощью книц на латунных болтах. На маломерных моторных судах к ахтерштевню заподлицо врезана транцевая доска (транец) [8]. Параллельно транцу, ближе к носу, установлена кормовая переборка [7], которая совместно с транцем образует моторную нишу [9]. На киль и форштевень накладывается металлическая полоса — оковка, предохраняющая судно от повреждения при швартовке.

Поперечной прочностью и надежностью набора корпуса судна служат шпангоуты [19], которые крепятся к килю по всей длине судна с обеих сторон. Шпангоуты могут быть выполнены из цельного бруса, но могут быть и составными (из двух частей, как на рисунке). В этом случае нижняя часть шпангоута (со стороны днища) называется флор-тимберсом, верхняя часть шпангоута (со стороны бортов) — топ-тимберсом. Флор-тимберсы соединены между собой флорой.

Поверх шпангоутов накладывается кильсон — съемная доска, которая соединена с килем латунными болтами. Верхние концы шпангоутов соединяются двумя изогнутыми по форме борта судна привальными брусьями, которые в свою очередь врезаны в форштевень и соединены с ним и между собой брештуком — мощной стальной кницей с деревянной накладкой. Кормовые концы привальных брусьев скреплены кницей с транцевой доской. Привальный брус, также как и киль, придает судну продольную прочность и надежность набора.

Для установки бортовой (наружной) обшивки [12] и днища к шпангоутам крепятся стрингеры [14, 15, 18]. По периметру настила палубы установлен планширь [13], который уплотняет соединение палубной и бортовой обшивки и предохраняет корпус судна от попадания воды сверху. Снизу планширя с наружной стороны бортов укрепляется полукруглый (в сечении) бортик, который защищает борта шлюпки от ударов при швартовке. Расширенный в носовой части буртик (чаще на моторных лодках, яхтах и катерах) называется бархоутом.

В настиле палубы выделяют среднюю часть (средняя доска), которая располагается от форштевня к ахтерштевню, и называется мидельвейсом. Элемент палубы в виде бруса, расположенный у самого борта называется ватервейсом, служит для предохранения судна от попадания в него воды.

По типу крепления наружной обшивки корпуса судна к набору корпуса различают: вгладь, клинкерную, диагональную (чаще для деревянной обшивки) и композитную (чаще для металлической и пластиковой обшивки).

Период навигации маломерных судов

Понятие маломерного судна включает в себя и такой момент, как период навигации. Под этим словосочетанием скрывается официально разрешенный ГИМС диапазон дат для эксплуатации водного транспорта на местных реках, озерах, водохранилищах и т.п.

Как правило, судоходный период начинается с приходом весны и длится до поздней осени, но конкретные даты всегда разные. Например, в одних регионах России сроки навигации маломерных судов в 2020 году стартовали с 1 марта, в других – с 1 апреля, а для третьих госинспекция официально разрешила выход на воду только с наступлением мая. Точно также и закрытие навигации где-то приходится на 1 октября, а где-то «сушат весла» только по окончанию этого месяца: что поделать, ведь правит бал матушка-природа. В любом случае, до установленной госинспекцией даты открытия судоходного сезона на воду лучше не выходить.

Внимание! Подробнее узнать про начало и конец навигации можно в специальной статье!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *