Что относится к морским судам и судам внутреннего плавания

Что относится к морским судам и судам внутреннего плавания

Статья 3. Основные понятия

В целях настоящего Кодекса используются следующие основные понятия:

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 14.06.2012 N 78-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(абзац введен Федеральным законом от 23.04.2012 N 36-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 23.04.2012 N 36-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 23.04.2012 N 36-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 28.07.2012 N 131-ФЗ; в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(абзац введен Федеральным законом от 28.07.2012 N 131-ФЗ; в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 367-ФЗ)

(абзац введен Федеральным законом от 02.08.2019 N 294-ФЗ)

Источник

Морские, воздушные суда, суда внутреннего плавания и космические объекты как разновидность недвижимости

С.П. ГРИШАЕВ

Гришаев Сергей Павлович, кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права МГЮА.

Статья А.М. Эрделевского «О государственной регистрации ипотеки» включена в информационный банк.

Эрделевский А.М. Государственная регистрация ипотеки / Закон. 2002. N 10. С. 40.

Фалилеев П.А. Правовые проблемы ипотеки морских судов. Залог и ипотека в российском и зарубежном праве. Материалы международной научной конференции. М., 2000. С. 27.

Звоницкий А.С. О залоге по русскому праву. Киев, 1912. С. 306.

Юридическое признание указанного имущества в качестве недвижимого (хотя оно по своей физической сути является движимым) объясняется различными причинами. В частности, существует мнение, что оно является дорогостоящим и поэтому требует особого порядка регистрации, который предусмотрен для недвижимости. При этом регистрирующие органы не только регистрируют права на них, но и осуществляют контроль за этими объектами.

Орлова М. Недвижимое имущество и ипотека // Российская юстиция. 1998. N 11. С. 11.

Сыроедов Н.А. Регистрация прав на землю и другое недвижимое имущество // Государство и право. 1998. N 8. С. 92.
Тихомиров Ю.А. Государственная регистрация статусов юридических и физических лиц // Право и экономика. 2000. N 1. С. 3.

Однако, представляется, что отнесение указанных объектов к недвижимости обусловлено тем, что у них присутствует такой признак, как связь с землей, хотя этот признак проявляется не непосредственно, а опосредованно. В частности, речь идет о том, что все морские суда и суда внутреннего плавания имеют порт приписки, а воздушные суда приписаны к определенному аэропорту.

Черных А.В. Залог недвижимости в российском праве. М., 1995. С. 57.

Понятие и виды упомянутых транспортных средств, рассматриваемых в качестве недвижимости, раскрываются в соответствующих транспортных уставах и кодексах. В транспортных уставах и кодексах также указывается, на какие транспортные средства регистрируются права, и устанавливается порядок их регистрации.

Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права. СПб., 1909. Т. 3. С. 252.

Согласно статье 12 КТМ суда могут находиться в собственности:

При этом суда с ядерными энергетическими установками могут находиться в собственности только Российской Федерации. Таким образом, любой субъект гражданского права может быть собственником морского судна.

Согласно статье 13 КТМ РФ собственник судна вправе по своему усмотрению совершать в отношении судна любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам Российской Федерации и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать судно в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения судном, устанавливать ипотеку судна и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

В соответствии с п. 1 ст. 14 КТМ собственник судна вправе также передать его доверительному управляющему по договору доверительного управления судном на срок, не превышающий пяти лет, для осуществления управления судном за вознаграждение в интересах собственника (за исключением судов, находящихся в хозяйственном ведении или оперативном управлении, которые не могут быть переданы в доверительное управление). При этом сама по себе передача судна в доверительное управление не влечет за собой перехода права собственности на него к доверительному управляющему. Такая передача судна подлежит обязательной регистрации в Государственном судовом реестре или судовой книге.

Различают следующие типы морских судов: пассажирские, грузопассажирские, нефтеналивные, буксируемые, спортивные и прогулочные суда, суда рыбопромыслового флота.

Каждое морское судно обладает определенной национальностью, которая состоит в исключительной юрисдикции государства, флаг которого несет судно в открытом море. Таким образом, под национальностью судна понимается его принадлежность к определенному государству, которая удостоверяется регистрацией судна. При этом судну выдаются соответствующие документы, которые дают ему право плавать под этим флагом. Соответственно, судно должно подчиняться законам того государства, флаг которого указан.

Суда внутреннего водного транспорта могут находиться в любой собственности. При этом право собственности на судно или часть судна возникает с момента государственной регистрации такого права в Государственном судовом реестре Российской Федерации или судовой книге.

Собственник судна вправе передать его доверительному управляющему по договору доверительного управления судном на срок, не превышающий пяти лет. Передача судна в доверительное управление подлежит обязательной государственной регистрации в Государственном судовом реестре Российской Федерации или судовой книге. Доверительным управляющим может быть компетентный в области управления судами и их эксплуатации индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия.

См.: Закон РФ от 20.08.93 «О космической деятельности».
Конвенция ООН о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство, от 14.01.1975.

Василевская Э.Г. Космос и проблемы всеобщего мира. М., 1966. С. 71.

Государственная регистрация прав собственности и других вещных прав на морские, воздушные суда, суда внутреннего плавания, космические объекты, их возникновение, переход и прекращение, а также установление порядка государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними осуществляются в соответствии со ст. 131 ГК РФ.

В ней сказано, что порядок государственной регистрации прав на недвижимость и основания отказа в регистрации устанавливаются в соответствии с Законом о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Однако в ст. 4 указанного Федерального закона предусмотрено, что он не распространяется на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Таким образом, в вопросе регистрации прав на них и сделок с ними возникает правовой вакуум. Тем самым предполагается некий особый порядок регистрации прав на эти вещи.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что Закон о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним применяется только к недвижимости, которая является таковой по своей физической сути. Таким образом, Закон не распространяется на воздушные, морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты, для которых предусмотрены особые правила регистрации, прописанные главным образом в транспортных уставах и кодексах, а также в ведомственных нормативных актах, принятых в соответствии с ними.

Хуже всего процедура государственной регистрации прав и сделок предусмотрена в отношении воздушных судов. Это привело к значительным сложностям в деятельности лиц, владеющих воздушными судами, и в их отношениях с контрагентами.

Официально эти Правила не были опубликованы.

Действующие в настоящее время указанные Правила государственной регистрации гражданских воздушных судов Российской Федерации регулируют только регистрацию гражданских воздушных судов. В данных Правилах прямо предусмотрено, что вопросы прав собственности и других прав ими не решаются.

Для осуществления подобной регистрации предусмотрено создание специального реестра. В частности, гражданские воздушные суда подлежат регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных судов РФ с выдачей свидетельства о государственной регистрации.

Регистрацию воздушных судов осуществляет Главная инспекция по безопасности полетов гражданских воздушных судов РФ. Собственнику воздушного судна выдается свидетельство о регистрации воздушного судна, в котором указывается, кто является собственником. При изменении собственника согласно п. 3.1 Правил в свидетельство о регистрации воздушного судна делается соответствующая запись. Для этого необходимо предоставить ряд документов, в частности копию договора купли-продажи судна и копию передаточного акта.

Имеющиеся Правила государственной регистрации гражданских воздушных судов РФ регламентируют вопросы регистрации самих воздушных судов, но не прав на них. Внесение в Государственный реестр гражданских воздушных судов РФ сведений о собственнике судна не может считаться регистрацией права собственности. В пункте 3.6 Правил прямо указано, что акт регистрации воздушного судна не является актом регистрации сделки по отчуждению имущества, а свидетельство о регистрации гражданского воздушного судна не может удостоверять право собственности лица на соответствующее судно.

Согласно названным Правилам и сложившейся практике внесение изменений в свидетельство о регистрации гражданского воздушного судна в связи со сменой его собственника может быть произведено только по заявлению эксплуатанта судна. Заявление собственника, не являющегося одновременно эксплуатантом, не служит основанием для внесения в реестр записи о новом собственнике. Такой порядок, безусловно, нарушает интересы данной категории собственников. Дело в том, что любое заинтересованное лицо может получить информацию из реестра о собственнике воздушного судна. Такую информацию все, как правило, считают достоверной, поскольку она исходит из официального источника. Но если информация в реестре уже устарела, то у нового собственника воздушного судна могут возникнуть проблемы с доказыванием своих прав.

Государственные воздушные суда регистрируются в порядке, установленном специально уполномоченными органами в области обороны по согласованию со специально уполномоченными органами подразделений государственной авиации.

Так, согласно п. 3 Федеральных авиационных правил государственной регистрации государственных воздушных судов, утвержденных Приказом Министра обороны РФ от 28 ноября 2002 г. N 460, Государственной регистрации подлежат все государственные воздушные суда отечественного или иностранного производства, предназначенные для выполнения полетов.

Государственную регистрацию государственных воздушных судов авиации Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляет Главное командование Военно-воздушных сил (Управление технической эксплуатации и войскового ремонта авиационной техники и вооружения Военно-воздушных сил), а государственных воздушных судов других федеральных органов исполнительной власти и организаций проводят федеральные органы исполнительной власти и организаций, осуществляющие организацию деятельности и оперативное управление деятельностью подведомственной им государственной авиации.

Государственная регистрация государственных воздушных судов федеральных органов исполнительной власти и организаций, не имеющих органа государственной регистрации, осуществляется в других федеральных органах исполнительной власти и организаций на основании заключенных соглашений.

Государственные воздушные суда подлежат государственной регистрации в Реестре с выдачей свидетельства о государственной регистрации государственного воздушного судна.

Поскольку речь идет о государственных воздушных судах, то указанные Правила не предусматривают государственной регистрации сделок с ними или перехода прав на них. Однако согласно п. 23 Правил государственное воздушное судно, занесенное в Реестр, подлежит исключению из него в следующих случаях:

Согласно п. 3 ст. 16 КВВТ под государственной регистрацией судна и прав на него понимается акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на судно в соответствии с гражданским законодательством. Эта формулировка идентична формулировке государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, данной в ст. 2 Закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Государственной регистрации подлежат также право собственности и другие вещные права на судно. Наряду с государственной регистрацией прав на судно подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) указанных прав, а также иные сделки с судном, подлежащие обязательной государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Государственная регистрация самоходных судов внутреннего плавания с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт и несамоходных судов вместимостью не менее чем 80 тонн, а также любых пассажирских и наливных судов в Государственном судовом реестре Российской Федерации осуществляется государственными речными судоходными инспекциями бассейнов.

Регистрация морских судов, вещных прав на эти суда, обременения этих прав и сделок с ними осуществляется в Государственном судовом реестре или судовой книге (п. 2 ст. 33, ст. 376 КТМ). Она осуществляется в соответствии с Правилами регистрации судов и прав на них в торговых портах, утвержденными Приказом Минтранса РФ от 29 ноября 2000 г. N 145, и Правилами регистрации судов в рыбных портах, утвержденными Приказом Госкомрыболовства РФ N 30 от 31 января 2001 г.

Судно, зарегистрированное в реестре судов иностранного государства, может быть зарегистрировано в Государственном судовом реестре после исключения из реестра судов иностранного государства и представления свидетельства, удостоверяющего, что судно исключено из такого реестра.

Датой регистрации является день внесения соответствующих записей в Государственный судовой реестр. Ипотека судна или строящегося судна регистрируется на день получения заявления о регистрации.

Регистрация осуществляется в одном из торговых портов Российской Федерации по выбору собственника судна или фрахтователя иностранного судна, зафрахтованного по бербоут-чартеру. Регистрация права собственности на строящееся судно осуществляется в ближайшем к судостроительной организации торговом порту. Ипотека строящегося судна регистрируется в реестре строящихся судов, в котором зарегистрировано право собственности на строящееся судно.

Регистрации подлежат суда, право собственности и другие вещные права на суда, а также ограничения (обременения) прав на них.

Выписки из указанных реестров, оформленные в установленном порядке, должны содержать сведения о судне, зарегистрированных правах на него, а также об ограничениях (обременениях) прав.

Регистрация морских судов осуществляется капитаном морского торгового порта, который также осуществляет выдачу документов, подтверждающих регистрацию. Работу по приему, регистрации и проверке входящих документов, подготовке к оформлению свидетельств и других исходящих документов выполняют работники соответствующей службы капитана торгового порта.

Что касается космических судов, то система их государственной регистрации пока отсутствует. Вместе с тем следует упомянуть о Нью-Йоркской конвенции о регистрации объектов, запускаемых в космическое пространство от 14 января 1975 г., к которой СССР присоединился 13 января 1978 г. Согласно п. 1 ст. II указанной Конвенции регистрация космического объекта, запускаемого на орбиту вокруг Земли или дальше в космическое пространство, осуществляется запускающим государством путем записи в соответствующий реестр. Возможность государственной регистрации предусмотрена также Законом РФ от 20 августа 1993 г. N 5663-1 «О космической деятельности в Российской Федерации». Согласно п. 1 ст. 15 этого Закона предусмотрено, что использование (эксплуатация) космической техники в целом осуществляется ее собственником или уполномоченным лицом при условии государственной регистрации прав на эту технику.

Источник

Воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания.

Что относится к морским судам и судам внутреннего плавания Что относится к морским судам и судам внутреннего плавания Что относится к морским судам и судам внутреннего плавания Что относится к морским судам и судам внутреннего плавания

Что относится к морским судам и судам внутреннего плавания

Что относится к морским судам и судам внутреннего плавания

В соответствии со ст. 32 Воздушного кодекса РФ от 19.03.1997 N 60-ФЗ воздушное судно представляет собой летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды и предназначено для выполнения полетов в гражданской, государственной или экспериментальной авиации.

Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 N 60-ФЗ (в ред. от 07.02.2011) // Собрание законодательства РФ. 24.03.1997. N 12. Ст. 1383.

Федеральный закон от 14.03.2009 N 31-ФЗ «О государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними» // Собрание законодательства РФ. 16.03.2009. N 11. Ст. 1260; Приказ Минтранса РФ от 02.07.2007 N 85 (в ред. от 17.11.2009) «Об утверждении Правил государственной регистрации гражданских воздушных судов Российской Федерации» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 41. 08.10.2007.

Постановление Правительства РФ от 30.07.2004 N 396 (в ред. от 15.06.2010) «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве воздушного транспорта» // Собрание законодательства РФ. 09.08.2004. N 32. Ст. 3343.

В случае внесения гражданского воздушного судна в качестве предмета залога сведения о залоге подлежат включению в Государственный реестр гражданских воздушных судов Российской Федерации (ст. 33 Воздушного кодекса Российской Федерации).

Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 N 81-ФЗ (в ред. от 22.11.2010) // Собрание законодательства РФ. 03.05.1999. N 18. Ст. 2207.

В соответствии со ст. 12 Кодекса торгового мореплавания РФ морские судна могут находиться в собственности граждан и юридических лиц и являться объектом залога.

Суда с ядерными энергетическими установками могут находиться в собственности только Российской Федерации, за исключением судов с ядерными энергетическими установками атомного ледокольного флота, которые могут находиться в собственности российских юридических лиц, включенных в утверждаемый Президентом Российской Федерации перечень российских юридических лиц, в собственности которых могут находиться ядерные установки.

Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 N 24-ФЗ (в ред. от 27.12.2009) // Собрание законодательства РФ. 12.03.2001. N 11. Ст. 1001.

Что относится к морским судам и судам внутреннего плавания

В соответствии со ст. 15, 16 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ суда внутреннего плавания могут находиться в любой собственности, которая возникает с момента государственной регистрации такого права в Государственном судовом реестре Российской Федерации или судовой книге.

Государственная регистрация самоходных судов внутреннего плавания с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт и несамоходных судов вместимостью не менее чем 80 тонн, а также любых пассажирских и наливных судов, прогулочных парусных судов независимо от наличия и мощности главных двигателей и вместимости таких судов, других прогулочных судов и спортивных судов (за исключением парусных) независимо от количества пассажиров на них, в том числе спортивных и прогулочных самоходных судов с главными двигателями мощностью не менее чем 55 киловатт, спортивных и прогулочных несамоходных судов вместимостью не менее чем 80 тонн осуществляется государственными речными судоходными инспекциями бассейнов в Государственном судовом реестре Российской Федерации.

Не подлежат государственной регистрации в Государственном судовом реестре Российской Федерации спортивные парусные суда независимо от наличия и мощности главных двигателей и вместимости таких судов (ст. 17).

Суда внутреннего плавания, находящиеся в собственности физических и юридических лиц, зарегистрированные в установленном законом порядке, могут являться предметом залога как меры пресечения.

В качестве предмета залога как меры пресечения не может выступать следующее недвижимое имущество: 1) участки недр, 2) космические объекты, 3) культурные ценности.

Закон РФ от 20.08.1993 N 5663-1 (в ред. от 30.12.2008) «О космической деятельности» // Российская газета. N 186. 06.10.1993.

Приказ Роскосмоса от 22.03.2010 N 44 «Об утверждении Административного регламента Федерального космического агентства по исполнению государственной функции по ведению Регистра космических объектов, запускаемых Российской Федерацией в космическое пространство» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. N 42. 18.10.2010.

В соответствии со ст. 17 Закона о космической деятельности космические объекты РФ подлежат регистрации и должны иметь маркировку, удостоверяющую их принадлежность РФ. Статьей 1207 ГК РФ установлено, что к праву собственности и иным вещным правам на космические объекты, подлежащие государственной регистрации, их осуществлению и защите применяется право страны, где эти суда и объекты зарегистрированы.

В качестве предмета залога, обеспечивающего явку подозреваемого либо обвиняемого к следователю, дознавателю или в суд, а также предупреждения совершения ими новых преступлений, космические объекты не могут быть использованы.

Основы законодательства Российской Федерации о культуре (в ред. от 08.05.2010) // Ведомости СНД и ВС РФ. 19.11.1992. N 46. Ст. 2615.

2. В качестве предмета залога может вноситься движимое имущество в виде: 1) денег, 2) ценностей и 3) допущенных к публичному обращению в Российской Федерации акций и облигаций.

Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ (в ред. от 07.02.2011) «О валютном регулировании и валютном контроле» // Собрание законодательства РФ. 15.12.2003. N 50. Ст. 4859.

Положение о безналичных расчетах в Российской Федерации (утв. Банком России 03.10.2002 N 2-П) (в ред. от 22.01.2008); Положение о порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации (утв. Банком России 01.04.2003 N 222-П) (в ред. от 26.08.2009).

Деньги, являющиеся предметом залога, вносятся на депозитный счет соответствующего суда или органа, в производстве которого находится уголовное дело (ст. 106 УПК).

Инструкция Банка России от 14.09.2006 N 28-И (в ред. от 25.11.2009) «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)» // Вестник Банка России. N 57. 25.10.2006.

Федеральный закон от 26.03.1998 N 41-ФЗ (в ред. от 08.12.2010) «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» // Собрание законодательства РФ. 30.03.1998. N 13. Ст. 1463.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 26.03.1998 N 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» драгоценные металлы и драгоценные камни, приобретенные в порядке, установленном законодательством РФ, могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности юридических и физических лиц.

Драгоценные металлы и драгоценные камни могут быть использованы в качестве предмета залога.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *