Что относится к монтажным работам в смете
Расшифровка СМР: строительно-монтажные работы
Расшифровка СМР: строительно-монтажные работы
Капитальный ремонт помещения, строительство зданий и дорог представляют собой комплекс работ и мероприятий, которые приводят к результату. Строительно-монтажные работы является основой сферой строительства, без которого невозможно строительство и ремонт построек, зданий.
СМР (Строительно-монтажные работы) – это комплекс работ направлены на строительство зданий и сооружений, ремонт и реконструкцию, монтаж и установка оборудования. Масштаб направленности задач и средств исполнения огромна и одна компания не может заниматься всеми видами СМР.
Виды строительно-монтажных работ (СМР)
СМР делится на несколько основных видов:
■ транспортные и погрузочно-разгрузочные (доставка материалов, приспособлений и техники);
■ специальные (с особым видом материалов).
Общестроительные работы включает себя спектр работ:
■ земляных (рытье ям, траншей, котлованов), свайных (забивка, устройство свайных фундаментов) и каменных работ (возведение стен, кладка камня и др.);
■ кровельных (устройство чердачных помещений, крыши), штукатурных (окраска, оклейка) и изоляционных;
■ устройства полов, инженерных сетей и коммуникаций;
■ работ по монтажу деревянных, бетонных и железобетонных, легких ограждающих конструкций;
■ работ по монтажу технологического оборудования;
■ пусконаладочных работ и др.
Особенности строительно-монтажных работ
Самое важное в строительно-монтажных работах является качество, которое напрямую зависит от грамотной организации, взаимодействие звеньев между собой и профессионализм специалистов. На старте выполнение СМР большую роль играет планирование и контроль, а финишем – качественное производство СМР.
Самое важное в строительно-монтажных работах начальный этап, а именно организация и подготовка, так как допущение ошибки может привести к опасности всех, кто работает на объекте и к дорогостоящему исправлению дефектов. Так же важно закупать только проверенные и качественные материалы.
СМР – это грамотное и последовательное выполнение всех этапов строительных и монтажных работ.
Как мы писали раньше, важно уделять организации работ, поэтому первым этапом рои строительстве зданий и сооружений выполняют проект. В проект, как правило, входит календарный план, генеральный план и пояснительная записка. Для более детального рассмотрения данных проектов Вы можете посмотреть здесь. Так же для сложных зданий выполняют технологические карты, где прописываются техника безопасности, основные этапы и т.д.
Расчет СМР включает себя прямые расходы (стоимость материалов, затраты на специалистов), накладные расходы (административно-хозяйственные) и плановые накопления.
Автор: Тихонов Владимир
Независимый строительно-технический эксперт
Что именно нужно относить к СМР?
Оснащение проходки горных выработок, ПОС, нормоконтроль, КР, АР
У нас так вообще часть работ плавает постоянно из Строительных в монтажные.
Как понимаю (я не сметчик и могу наврать) разницы особой нету ибо считаются они потом всё равно вместе.
Всё-таки какой-то список должен быть в МДС к ФЕРам. Ээээ, ну основополагающий документ на сметы. Там должно быть.
Или ищите письма на конкретные случаи.
Thượng Tá Quân Đội Nhân Dân Việt Nam
Не входят в СМР стоимость оборудования (за исключением некоторых особо оговариваемых случаев, когда оборудование изготавливается подрядчиком), плановые накопления и «прочие» затраты.
Изучайте общую часть сметных норм.
СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫЕ РАБОТЫ — работы по возведению новых объектов, зданий и монтажа в них оборудования.
Словарь «Борисов А.Б. Большой экономический словарь. — М.: Книжный мир, 2003. — 895 с.»
4.2. К строительным работам относятся:
4.2.1. Работы по возведению, расширению и реконструкции постоянных и временных (титульных) зданий и сооружений и связанные с ними работы по монтажу железобетонных, металлических, деревянных и других строительных конструкций; работы по устройству и разработке подкрановых путей для башенных и других кранов.
4.2.2. Работы по сооружению внешних и внутренних сетей водоснабжения, канализации, теплофикации, газификации и энергоснабжения; возведение установок (сооружений) по охране окружающей среды от загрязнений.
4.2.5. Работы по устройству оснований, фундаментов и опорных конструкций под оборудование, по обмуровке и футеровке котлов, печей и других агрегатов.
4.2.6. Работы по освоению участков, по подготовке и планировке территорий строительства, включая намыв территории и связанные с этим снос строений, вырубку леса, корчевание пней, осушение, вертикальную планировку и т.д.
4.2.7. Работы по озеленению и благоустройству территорий застройки, а также поселков и городов.
4.2.8. Мелиоративные работы (орошение, осушение, обводнение и др.).
4.2.9. Работы по строительству противоэрозионных, противоселевых, противолавинных, противооползневых и других природоохранных сооружений.
4.2.11. Берегоукрепительные и болотоподготовительные работы (кроме работ по осушению болот на действующих торфопредприятиях).
4.2.12. Строительные работы, связанные с освоением равновеликой площади новых земель взамен изымаемых у землепользователей земельных участков для строительства и других государственных и общественных нужд.
4.2.14. Геологические и гидрологические работы (бурение, шурфование, откачка воды и др.), связанные со строительством зданий и сооружений.
4.2.15. Затраты, связанные с управлением и производством строительных работ и включаемые в их стоимость:
— средства на возмещение затрат по транспортировке работников к месту работы и обратно в направлениях, не обслуживаемых пассажирским транспортом общего пользования;
— затрат, связанных с командированием работников для выполнения строительных, монтажных и специальных работ;
— затрат, связанных с подготовкой и переподготовкой кадров строительных и монтажных организаций;
— средства, связанные с осуществлением работ вахтовым методом;
— средства на выплату надбавок к заработной плате стимулирующего характера по системным положениям (премии, надбавки к тарифным ставкам и окладам за профессиональное мастерство и т.д.), компенсирующего характера, связанных с режимом работы и условиями труда (за работу в ночное время, в многосменном режиме, тяжелых, вредных условиях труда, доплаты за подвижной и разъездной характер работы и т.д.), оплата очередных и дополнительных отпусков и др. выплат за неявочное время, выплаты по районным коэффициентам за работу в пустынных, безводных и высокогорных местностях, надбавки за непрерывный стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах Европейского Севера и других районах с тяжелыми климатическими условиями;
— средства на возмещение затрат строительных и монтажных организаций на содержание пожарной и сторожевой охраны.
4.2.17. Другие, не перечисленные выше виды строительных работ и затрат, предусмотренные в Строительных нормах и правилах.
4.3. К работам по монтажу оборудования относятся:
4.3.2. Работы по устройству подводок к оборудованию (подвод воды, воздуха, пара, охлаждающих жидкостей, прокладка, протяжка и монтаж кабелей, электрических проводов и проводов связи).
4.3.3. Работы по монтажу и установке технологических металлоконструкций, обслуживающих площадок, лестниц и других устройств, конструктивно связанных с оборудованием.
4.3.4. Работы по изоляции и окраске устанавливаемого оборудования и технологических трубопроводов.
4.3.5. Затраты, перечисленные в подпункте 4.2.15, связанные с производством работ по монтажу оборудования.
4.3.6. Другие не перечисленные выше работы и затраты, предусмотренные в ценниках на монтаж оборудования.
4.3.7. Не включают в объем работ по монтажу оборудования:
— затраты по демонтажу и монтажу оборудования, производимые во время пусковых и наладочных работ;
— работы по монтажу и демонтажу строительных машин и механизмов;
— работы по доизготовлению, предмонтажной ревизии, устранению дефектов и повреждений оборудования.
«
Как составить смету
На ремонт квартиры или дома
Я потратил на ремонт в полтора раза больше денег и времени, чем рассчитывал.
Я делал ремонт без сметы: подумал, что раз бригадир огласил сумму 10 тысяч рублей за квадратный метр, то так и будет. Никогда в жизни я так не ошибался.
После того как улеглась строительная пыль, я решил разобраться, в чем ошибся и как надо было делать по уму, поэтому обратился к специалисту по составлению смет.
Лучше поздно, чем никогда. Зато теперь могу поделиться полученными знаниями с вами.
Что такое смета
Смета — документ, в котором рассчитывают затраты на проект исходя из расходов: на работы, стройматериалы, хозяйственные нужды, приобретение комплектующих и прочее.
Когда составляется смета
Нестыковку заметил замерщик компании, у которой я заказывал кухню. Для замеров он использовал высокоточное лазерное оборудование, а планы начертил в специальной программе, которая контролирует результат и не позволят ошибиться в расчетах.
Замеры делают быстро, а результат можно получить в течение нескольких дней. Я получил детальные чертежи, где указаны не только длины, площади пола, но и площади стен, которые очень сложно подсчитать самостоятельно из-за окон и дверей.
Учтите, что размеры до демонтажа, после демонтажа и после черновых работ отличаются. Это важно для заказа всего, что планируется вписывать в помещение: мебель, кухня, двери, встроенные шкафы. Ошибка даже в сантиметр здесь имеет значение. Например, мне подпиливали полочки и полировали наждачкой пластиковые вставки для света: из-за слоя штукатурки пространство между стенами стало на пару сантиметров меньше.
Для чего нужна смета
Смета лежит на пересечении интересов заказчика и исполнителя. Заказчик хочет потратить на ремонт как можно меньше, а исполнитель заработать как можно больше.
Почему важно правильно составить и оформить смету. Без сметы у вас как у заказчика меньше аргументов, чтобы защитить свой бюджет: вам могут навязать дополнительные работы или взять деньги за то, что даже не делали. Но даже идеальная смета может не уберечь от дополнительных трат. Зато она поможет решить, обоснованны эти траты или нет.
Если вы заключили договор со строительной фирмой, вы можете попросить объяснить, почему от вас требуют больше денег, чем указано в смете. Они обязаны доступно рассказать, почему нужны дополнительные работы.
Смета определяет и технологию проводимых работ. Представьте: вам звонит бригадир и требует денег. Говорит, что пришлось шпаклевать стены по другой методике, и он докупал материалы и плюмбус за свой счет.
Если правильно составили смету и согласовали ее с представителем фирмы, можете сказать: «Вы не согласовали со мной траты, изменение техпроцесса и не предупредили о дополнительных работах. Поэтому я не могу подтвердить, обоснованны эти траты или нет. А плюмбуса в смете вообще не было — я не понимаю, зачем он нужен, и платить за него не буду».
Задачи сметы
Вот какие задачи выполняет смета.
Фиксирует объем и стоимость работ. Исполнитель не сможет внезапно повысить стоимость работ или приписать новые без обсуждения с заказчиком. Смета защищает заказчика от внезапных, безосновательных изменений стоимости ремонта.
Оценивает затраты на материалы. Служит ориентиром для закупок и помогает не потратить лишние деньги.
Дает юридические гарантии. На основе сметы суды в спорах между заказчиком и исполнителем выносят решения.
Дает инструмент контроля. По смете вы сможете определить, что происходит на объекте. Легко сравнить то, что на бумаге, с тем, что сделано по факту.
Виды смет и способы расчета
В профессиональном строительстве существует множество самых разных смет, каждая со своими требованиями и особенностями. Но ремонт в квартире не будут инспектировать суровые проверяющие, так что можно ограничиться следующими видами.
Смета на работы. Предварительная смета на работы — ценник на услуги бригады. Она позволяет оценить, что должно быть сделано и сколько это будет стоить. Итоговая смета на работы отчитывается за все, что было сделано бригадой на объекте.
Смета на материалы. Точно спрогнозировать цены в магазинах невозможно: они постоянно меняются. К тому же конечные затраты зависят от вашего выбора паркета, обоев, плитки. Поэтому предварительная смета на материалы лишь служит ценовым ориентиром. Итоговая смета на материалы — по сути это сумма всех чеков.
Как выбрать оптимальный способ расчета сметы. Невозможно описать «стандартную» смету. Сколько строителей — столько смет. Каждый делает так, как ему удобнее и привычнее. Некоторые составляют сметы методом «от балды»: в таких сметах демонтаж запросто может стоять после монтажа.
Самый удобный для заказчика вариант — запрашивать смету по хронологии. Другими словами, чтобы строитель расставил работы в смете в порядке их плановой последовательности.
Такая смета снижает неопределенность и тревогу: заказчик начинает хотя бы примерно представлять себе ход работ, не становясь при этом прорабом. Если заказчик видит, что работы из конца списка почему-то выполняются сейчас, то может спросить, с чем связано изменение планов. Это помогает отследить проблему и не дать ей перерасти в потери.
Когда заказчик понимает последовательность работ, ему легче планировать оплату и поставку материалов строителю. Строителю тоже удобно — ему не нужно перестраиваться и что-то существенно менять в своей работе. Он выполняет работы последовательно по смете.
Бывает, что строители сопротивляются и спрашивают, зачем нужна такая смета. Для этого можно говорить волшебную фразу: «Мне нужно планировать время и деньги, чтобы у вас не было простоев и я вам не задерживал оплату».
Подготовка хронологической сметы занимает чуть больше времени. Многим строителям сложно разделить работы по хронологии: они привыкли сливать в одну работу несколько. Например, демонтаж и поклейку новых обоев могут написать как «сделать обои». Придется объяснять такой подход: скажите, что это позволит вам быстрее проверить ход работ и заплатить за сделанное.
Некоторые работы могут идти параллельно, так как ремонт будут делать несколько человек. Строитель может сказать, что расписать смету в хронологическом порядке не получится. В этом случае нужно сказать, чтобы работы расставили так, как будто это будет делать один человек.
Помимо сметы по хронологии можно выделить еще несколько способов расчета.
По этапам. Отдельные сметы составляют на демонтаж, монтаж, черновую и чистовую отделку. Это самый популярный способ расчета, так как позволяет оценить состояние объекта после каждого этапа и вовремя скорректировать смету.
Все корректируют сметы в среднем на 20% — это нормально. Например, после демонтажа старых обоев выяснилось, что стена сыпется и ее нужно заново выравнивать. Затраты на дополнительные материалы согласуют с заказчиком и внесут в смету на монтаж.
По комнатам. Подойдет, если вы делаете ремонт не во всей квартире. Или, наоборот, если на объекте слишком много комнат и легко запутаться, в какую сколько материалов необходимо.
Но в такой смете может быть подвох. Когда вы составляете сметы по комнатам, легко купить лишние материалы. Например, вы планируете покрасить потолок и пишете в смету каждой комнаты по ведру краски. В жизни одного ведра может хватить на несколько комнат. Еще краску выгоднее покупать большими объемами — а если брать маленькие емкости, это может выйти дороже.
По видам работ. Отдельные сметы для стен, электрики, сантехники и так далее. Такие сметы одни из самых распространенных, но заказчику сложно отслеживать остатки материалов и ход ремонта.
Кто уполномочен заниматься сметой
Сметой заказчику и подрядчику лучше заниматься сообща. Это в интересах обеих сторон.
Если нанимаете бригаду, бригадир составит смету и согласует ее с вами. Если заказали услуги у компании, смету, скорее всего, составит профессиональный сметчик. В любом случае контролировать ее исполнение вы будете вместе с подрядчиком.
Все изменения в смету бригадир вносит только с одобрения заказчика. Если необходимы материалы и работы, которые не заложены в смету, бригадир должен остановить ремонт, позвонить заказчику и получить его согласие.
Например, при плановой замене двери обнаружилось, что стена между комнатами рухнет в любой момент. Хороший бригадир пригласит вас на объект и согласует изменения в смете. Плохой — укрепит стену, а потом будет спорить и требовать оплату. Если работы, не заложенные в смету, провели без вашего ведома, вы имеете право не платить за них.
Требуйте чеки на все покупки, сверяйте чек со сметой и просите бригадира объяснять смысл покупок. Если не доверяете рукописным чекам с рынков, просите бригадира покупать материалы не на строительных рынках, а в крупных сетевых магазинах: в них чеки печатают и подделать их практически невозможно. Цены в магазинах могут быть как выше, так и ниже, чем на рынках. Но даже у крупного строительного супермаркета ассортимент будет скромнее рыночного.
Основные принципы составления сметы
Перед началом работ смету должен утвердить и заказчик, и исполнитель. Все изменения в смете должны согласовываться с заказчиком.
Обязательно нужно заложить сумму на непредвиденные расходы. Обычно она составляет 30% от планируемой сметы. В моем случае оказалось, что стены нужно демонтировать и возводить их с нуля. Это не только лишние траты на работу и материалы, но еще на доставку со склада и вывоз мусора. Для меня эти траты стали неприятной неожиданностью, так как я не закладывал на них деньги.
Чем подробнее смета — тем меньше разночтений возникнет в процессе. Лучше разбить работу «привести стены в порядок» на более мелкие задачи: «содрать старые обои», «выровнять стены», «подготовить стены к покраске» и «поклеить обои».
Правильно названные работы — это уже половина сметы
Сколько строителей, столько и формулировок работ — каждый формулирует работу так, как привык или прижилось в его документах.
Одна и та же работа у разных строителей может называться по-разному и включать в себя разные действия. Например, в понятие «выравнивание стен» каждый строитель будет вкладывать свое представление в зависимости от ситуации. Это усложняет жизнь заказчикам и приводит к недопониманию.
Неправильно сформулированная задача снижает эффективность контроля, управления, приемки. Растут ошибки в подсчетах необходимого количества материалов и оплатах, увеличивается неразбериха.
Расскажу, как определить правильно и неправильно сформулированные работы.
В одной ячейке таблицы сметы могут быть только работы, у которых общие материалы. В идеале — у каждой работы своя ячейка.
Неправильно: установка подвесного потолка, покраска.
Правильно: установка подвесного потолка — одна работа, покраска подвесного потолка — другая.
Нельзя смешивать работы, у которых разные единицы измерения.
Неправильно: поклейка обоев, установка потолочных плинтусов.
Правильно: поклейка обоев — одна работа (потому что считается в квадратных метрах), установка плинтусов — другая (потому что считается в погонных метрах).
Строители реагируют на такой запрос настороженно. Они не любят детализацию из-за того, что так стоимость их работ легче сравнить с конкурентами. Строители привыкли к собственным формулировкам и считают, что детализация увеличивает их нагрузку.
Но строители быстро и с удовольствием перестраиваются, если вы договариваетесь, что будете платить раз в неделю «за завершенные строки в смете». Тогда они заинтересованы сформулировать работы и разместить их в разных строках так, чтобы получать оплату регулярно. Потому что строитель, как и любой человек, ценит стабильность и регулярность оплат.
Как оформляется смета
Смета — это несложная таблица. В самом простом варианте она содержит следующие столбцы: наименование, единица измерения, количество, цена и сумма. Хорошо, если присутствует столбец «скидка» — это позволит указывать скидку не на всю смету, а на конкретную работу. Так будет легче понять, что именно вам обошлось дешевле. Если давать скидку на всю смету — непонятно, будет ли действовать скидка в случае, если какие-то работы придется в нее добавить и смета расширится.
Не так важно, как конкретно она оформлена и в какой программе. Важно, чтобы заказчик и исполнитель понимали смету одинаково.
Проще всего сделать смету по готовому шаблону.
Программы для составления и заполнения смет
В интернете много платных программ для составления смет: « Гранд-смета », « Смета-ру », «1С: Смета». Такие программы используют для смет на жилые дома, мосты, стадионы и подобные объекты, где необходимо подробно документировать каждую мелочь. Обучение работе с этими программами займет у вас больше времени, чем сам ремонт. Например, в таких программах нет понятия «поклеить обои». Вместо него используют термин «нанесение бумажных полотен».
Если вы никогда не составляли сметы, попробуйте сайт « Сметус-ком » или «Гибкая смета» — они более дружелюбны к новичкам.
Основные ошибки при составлении смет
Невозможно учесть все нюансы, если составляете смету самостоятельно и никогда раньше не занимались подобным. Вот основные вещи, про которые забывают чаще всего.
Доставка и подъем на этаж. Статья расходов, про которую забывают чаще всего. Обычно магазины доставляют строительные материалы только до подъезда. За подъем в квартиру придется платить либо грузчикам, либо строителям. Я живу на восьмом этаже в доме без грузового лифта и тихо плакал от расценок грузчиков каждый раз, когда заказ не помещался в тесную кабину лифта.
Вынос мусора. Выбросить строительный мусор на обычную помойку не получится — придется заказывать контейнер. Контейнер на 3 тонны не всегда получится загрузить на 3 тонны: водителям запрещено загружать контейнер выше бортов. Мне пришлось заказывать несколько машин, хотя рассчитывал только на одну.
До начала ремонта спросите бригадира или старшего строителя, сколько примерно будет стоить вывоз мусора по окончании работ. Рассчитать конечную стоимость по вывозу мусора сложно. Заложите на это минимум 10 000—15 000 Р дополнительно. Если в доме нет лифта — цена возрастет.
Входная дверь. После ремонта многие меняют замки и обивку двери. Эти траты редко включают в смету, и я тоже это не учел.
Краска. Распространенная ошибка — заложить в смету только один слой краски, а не два. Мне пришлось не только заплатить в два раза больше, чем планировал, но и раскошелиться на еще одну доставку.
Счетчики. Ремонт — хороший повод поменять счетчики. Я забыл, что стоит заложить в смету не только стоимость самих приборов, но и установку с проверкой.
Допустимо ли превышать указанные в смете цифры
Смета — это приблизительный план, а ремонт никогда не идет по плану. Менять смету по ходу ремонта нормально. Главное, чтобы все изменения в смете заранее согласовывались с заказчиком и были аргументированы. Если есть возможность — заключайте дополнительные соглашения на выходящие за смету работы.
Как правильно составить смету
Ремонт — это боль. В какой-то момент я просто закрыл глаза и давал бригадиру все, что он попросит, лишь бы это побыстрее закончилось. Меня выбили из колеи незапланированные расходы, а из-за нервов и спешки я принял несколько неправильных решений.
Вот что я понял теперь:
Структура и элементы сметной стоимости строительства, порядок ее определения
В соответствии с технологической структурой инвестиций в виде капитальных вложений и сложившейся на современном этапе производственной деятельностью строительных организаций расходы, входящие в состав сметной стоимости, подразделяются на следующие группы затрат (рис.3.6):
— монтажные работы (работы по монтажу оборудования);
затраты на приобретение (в том числе и изготовление) основного и
— вспомогательного технологического оборудования, приспособлений, инструментов, инвентаря, мебели;
Рис 3.6 Общая сметная стоимость строительной продукции
К строительным работам относятся:
работы по возведению зданий и сооружений (земляные работы; устройство сборных и монолитных железобетонных и бетонных, кирпичных, блочных, металлических, деревянных и других строительных конструкций, полов, кровель; отделочные работы);
работы: буровзрывные (свайные; по закреплению грунтов; по устройству опускных колодцев; по бурению скважин; по защите строительных конструкций и оборудования от коррозии; теплоизоляционные, включая обмуровку и футеровку котлов, промышленных печей и других агрегатов);
работы по устройству внутреннего водопровода, канализации, отопления, газоснабжения, вентиляции и кондиционирования воздуха (включая стоимость отопительных котлов, радиаторов, калориферов-бойлеров и других санитарно-технических изделий и обустройств), а также других внутренних трубопроводов;
работы, выполняемые при специализированном строительстве. В том числе: автомобильные и железные дороги, мосты и трубы, тоннели и метрополитены, линии электропередачи, сооружения связи, радиовещания и телевидения, конструкции гидротехнических сооружении, промышленные печи и трубы, противоэрозийные и другие природоохранные сооружения, берегоукрепительные работы;
работы по строительству наружных сетей и сооружений водоснабжения, канализации, тепло- и энергоснабжения, газопроводов, сооружений для очинки сточных вод и для охраны атмосферы от загрязнения;
работы по озеленению;
работы по подготовке территории строительства (вырубка леса и кустарника, корчевание пней, планировка территории, намыв грунта и другие работы по созданию рельефа, снос и перенос строений, автоперевозки грунта и строительного мусора и т. п.;
работы по устройству оснований, фундаментов и опорных конструкций под оборудование, связанные со строительством зданий и сооружений, геологические и гидрогеологические (шурфование, откачка воды и др.);
другие работы, предусмотренные в сборниках расценок на строительные, ремонтно-строительные, реставрационно-восстановительные работы,
К монтажным работам относятся:
сборка и установка в проектное положение на месте постоянной эксплуатации, включая проверку и индивидуальное испытание) всех видов оборудования, в том числе компрессорных машин, насосов, вентиляторов, электротехнических установок, приборов, средств автоматизации и вычислительной техники;
прокладка линий электроснабжения и сетей к электросиловым установкам, присоединение к электрическим сетям и подготовка к сдаче под наладку электрических машин, устройство электроосвещения зданий;
прокладка технологических трубопроводов и устройство подводок к оборудованию воды, воздуха, пара, охлаждающих и других жидкостей в объемах, предусмотренных сборниками расценок на монтаж оборудования;
другие работы, предусмотренные в сборниках расценок на монтаж оборудования, в том числе демонтаж оборудования, установок, машин и устройств, осуществляемый при реконструкции и техническом перевооружении действующих предприятий, зданий и сооружений.
К стоимости оборудования, мебели и инвентаря, учитываемой в сметах на строительство, относятся:
стоимость приобретения (изготовления) и доставки на приобъектный склад комплектов всех видов (инженерного, технологического, энергетического, подъемно-транспортного насосно-компрессорного и другого) монтируемого и не монтируемого оборудования, в том числе нестандартизированного (включая стоимость его проектирования) оборудования электронно-вычислительных центров;
лабораторий, мастерских различного назначения, медицинских кабинетов;
транспортных средств, технологически связанных с процессом промышленного производства, включая принимаемый на баланс застройщика подвижной железнодорожный состав для перевозки грузов по путям, предусмотренный проектом, а также специальный подвижной состав других видов транспорта для перевозки немассовых грузов;
машин по уборке территорий, цехов и других объектов;
оборудования средств пожаротушения, контрольно-измерительных приборов, средств автоматизации и связи;
инструмента, инвентаря, штампов, приспособлений, оснастки, запасных частей, специальных контейнеров дли транспортировки полуфабрикатов или готовой продукции, включаемых в первоначальный фонд вводимых в действие производств;
оборудования, инструмента, инвентаря, мебели и других предметов внутреннего убранства, требующихся для первоначального оснащения объектов коммунального хозяйства, просвещения, культуры, здравоохранения, торговли;
стоимость конструирования машин и сложного технологического оборудования разовых (единичных) заказов с длительным циклом изготовления;
стоимость материалов, изделий и конструкций, учтенных в сборниках расценок на монтаж оборудования совместно с оборудованием.
К прочим затратам относятся:
— все остальные затраты, не включаемые в стоимость строительных и монтажных работ, а также оборудования, мебели и инвентаря;
проектно-изыскательские и научно-исследовательские работы, подготовка эксплуатационных кадров, содержание службы заказчика-застройщика и др.;
наладка отдельных видов оборудования и систем при их индивидуальном испытании для сдачи их рабочей комиссии для комплексного опробования;
наладка технологических процессов оборудования и систем при комплексном опробовании оборудования для выпуска продукции (оказания услуг), предусмотренной проектом в объеме, соответствующем нормам освоения проектных мощностей в начальный период.
Как правило, средства па покрытие прочих затрат определяются в целом по стройке или объекту. Прочие затраты, относящиеся к строительству в целом, учитываются в отдельных главах сводного сметного расчета в графе 7 в виде лимитов средств, расходуемых заказчиком для возмещения соответствующих затрат. Прочие затраты, относящиеся к отдельным объектам и работам, учитываются в соответствующих локальных и объектных сметах, определяющих сметную стоимость вида работ или объекта.
По содержанию и методам экономического расчета, стоимость строительных и монтажных (строительно-монтажных) работ складывается из прямых затрат, накладных расходов и сметной прибыли (рис 3.7).
Полную (общую) сметную стоимость ( С о6щ.) можно определить по формуле:
В общем виде сумма средств по прямым затратам может быть выражена формулой:
где: Wi— объём i-ro вида работ или конструктивных элементов в натуральных единицах измерения;
Общую сумму прямых затрат (Спр.затр.). с учетом статей затрат (рис.2.4.2), можно определить по формуле:
Сз.пл. -затраты по основной заработной плате рабочих;
Сэ.м.— затраты по эксплуатации машин и механизмов;
Рис.3.7 Структура затрат, определяющих сметную стоимость строительных работ.