Что относится к микросреде функционирования предприятия
Основные факторы микросреды функционирования предприятия
Успех руководства маркетингом зависит от многих факторов. Силы, действующие в рамках микросреды предприятия, представлены на рисунке 3.2
События в «среде поставщиков» могут серьезно повлиять на маркетинговую деятельность предприятия. Управляющие по маркетингу должны внимательно следить за ценами на предметы снабжения, т.к. их рост может повлечь за собой и рост цен на продукцию, выпускаемую фирмой.
Клиентура. Она может выступать на пяти типах клиентурных рынков:
5) Товаро-родовая конкуренция, т.е. другие основные способы удовлетворения какого-либо желания (транспорт: велосипед, мотоцикл, автомобиль).
На поведение каждой фирмы влияет характер, тип рынка, на котором она функционирует. Различают четыре основных типа рынков или рыноч. структур:
1) Чистая (совершенная) конкуренция возникает при следующих условиях:
— существует множество мелких фирм, предлагающих на рынке однородную продукцию;
— доля каждой фирмы в общем объеме рыночного предложения данной продукции настолько мала, что любое ее решение о повышении или понижении цены не отразится на цене рыночного равновесия;
— вступление новых фирм в отрасль не встречает каких-либо препятствий или ограничении; вход и выход из отрасли абсолютно свободен;
— нет ограничений и на доступ той или иной фирмы к информации о состоянии рынка, о ценах на товары и ресурсы, о затратах, качестве товаров, технике производства и т.д.
2) Монополия является противоположностью совершенной конкуренции. В условиях монополии одна фирма является единственным продавцом данной продукции, не имеющей близких заменителей. Барьеры для вступления других фирм в отрасль практически непреодолимы.
3) Монополистическая конкуренция представляет собой тип рынка, в условиях которого большое количество мелких фирм предлагают разнородную продукцию. Вход на рынок, как и уход с него, обычно не представляют каких-либо трудностей. Существуют различия в качестве, внешнем виде и других характеристиках товаров, производимых разными фирмами, которые делают эти товары чем-то уникальными, хотя и взаимозаменимыми; развита неценовая конкуренция.
4) Олигополия предполагает существование на рынке нескольких крупных фирм, продукция которых может быть как разнородной (автомобили), так и однородной (нефтепереработка). Вступление новых фирм в отрасль, как правило, затруднено. Особенностью олигополии является взаимная зависимость фирм в, принятии решений о ценах на свою продукцию.
В странах с развитой рыночной экономикой преимущественно существуют рынки монополистический конкуренции (одежда, обувь, сфера услуг и т.д.), а также олигополии (автомобили, нефтепереработка). Совершенная же конкуренция и чистая монополия встречаются очень редко и скорее являются абстракциями, т.е. моделями, на примере которых можно провести анализ поведения фирмы, формирования ее ценовой стратегии и определения объема выпуска, обеспечивающего, максимальную прибыль.
Любая фирма действует в окружении контактных аудиторий семи типов:
4) Гражданские группы действий. Маркетинговые решения, принятые фирмой, могут вызвать вопросы со стороны организаций потребителей, групп защитников окружающей среды, представителей национальных меньшинств и т.п.
6) Широкая публика. Фирме необходимо следить за отношением широкой публики к своим товарам и своей деятельности, так как образ фирмы в глазах публики сказывается на ее коммерческой деятельности (пожертвования на благотворительные цели, разработка порядка рассмотрения претензий потребителей и т.п.).
Корпоративная культура. Это понятие включает единую систему ценностей, норм и правил деятельности, передаваемую сотрудникам, которые должны ее соблюдать. Сюда входят временные понятия (ориентация фирмы на кратко или долгосрочную перспективу), гибкость рабочей среды (требования к внешнему виду, возможность отходить от правил, официальность и сотрудничество в отношениях с подчиненными и т.д., использования централизованной (децентрализованной) структуры управления (какое влияние на принимаемые решения оказывают руководители среднего уровня), уровень неформальных контактов (свободно ли общаются сотрудники друг с другом), выдвижение кандидатов на вакансии из собственной организации (пользуются ли сотрудники фирмы преимуществами при заполнении открывающихся вакансий).
Микросреда предприятия
1. Потребители (покупатели) — это юридические и физические лица или их группы, готовые приобретать товары и услуги данного предприятия. Они представляют собой важнейшую составляющую микросреды, так как их наличие и способность предприятия находить их определяет само его существование и является условием выживания и развития. Потребители, решая какие товары и услуги для них желательны и по какой цене, оказывают огромное влияние на внутреннюю среду и результаты деятельности предприятия.
5. Контактные аудитории — это системы и социальные группы, которые проявляют реальный или потенциальный интерес к деятельности предприятия и могут оказать существенное влияние на её результаты. Сюда относятся:
— аудиторские и консалтинговые фирмы;
— независимые средства массовой информации: пресса, радио, телевидение;
— государственные органы: налоговые, статистики, лицензирования, санитарного, экологического и других видов надзора;
— общественность: профсоюзы, союзы потребителей, экологические и другие общества.
Все факторы микросреды непосредственно воздействуют на деятельность предприятия, однако сами в большой мере или полностью неподконтрольны предприятию из-за активного воздействия на них других общественных факторов и непредсказуемых действий конкурентов. В то же время, путём исследования и выявления их характеристик и тенденций изменения, предприятие может подстраиваться под них и в значительной мере воздействовать на них с помощью инструментов комплекса маркетинга.
Маркетинговая среда
Маркетинговая среда предприятия обусловливает эффективность ведения любой коммерческой деятельности. Без этого невозможно полноценно оценить влияние сторонних факторов, которые определяют принципы общения с клиентами, поставщиками, партнерами и прочими участниками рынка. Чтобы выстроить грамотную стратегию, важно понимать, как работает система, и научиться взаимодействовать с ней.
Что такое маркетинговая среда
Маркетинговая среда — это совокупность характеристик, субъектов и организационных структур, определяющих условия ведения деятельности предприятия. Это та среда, в которой компания функционирует и с условиями которой считается при принятии решений. Сюда относятся все факторы, которые оказывают влияние на возможность компании устанавливать контакты с рынком.
Это важный показатель, который необходимо проанализировать перед разработкой маркетинговой стратегии. Для этого применяются разные методы, использование которых зависит от типа анализируемых факторов: внешних или внутренних.
Внутренняя маркетинговая среда
Внутренняя маркетинговая среда организации основывается на тех потенциальных возможностях, которые имеются у предприятия в области маркетинга и производства. Смысл внутреннего управления в том, чтобы приспособить фирму к изменениям со стороны внешней среды, опираясь на имеющиеся ресурсы.
В понятие внутренней среды входят элементы, располагающиеся внутри компании:
численность персонала и его специализация;
опыт работы компании на рынке.
Внешняя маркетинговая среда
Внешние элементы маркетинговой среды разделяются на две категории, так как могут принадлежать макросреде и микросреде. Сюда входят все объекты и события, лежащие за пределами предприятия, но при этом влияющие на его работу.
Микросреда фирмы
К этому понятию относятся все контакты организации с посредниками, конкурентами, клиентами и поставщиками. Это непосредственная работа с участниками рынка, от которых зависит успешность реализации продуктов компании.
Поставщики
Сюда входят те субъекты микросреды, которые обеспечивают компанию ресурсами (товарами). Собственникам бизнеса необходимо изучать возможности разных поставщиков, чтобы выбрать самого надежного и экономически выгодного.
Конкуренты
Это те компании, которые работают в вашей нише. Они становятся соперниками для других организаций и могут изменить ситуацию на рынке через взаимодействие с поставщиками, посредниками и клиентами. Понимания маркетинговой стратегии конкурентов, знание их сильных и слабых сторон помогает спланировать стратегию развития с упором на конкурентные преимущества.
Посредники
В эту категорию входят компании или физические лица, которые занимаются продвижением, доставкой или продажей. Посредники могут предлагать свои услуги в сфере торговли, логистики, финансов, маркетинга.
Потребители
Это те, кто готов купить товар. Поведение потребителей постоянно изучается маркетологами для выработки оптимальных стратегий привлечения внимания клиентов. Именно они создают фирме прибыль, а потому лояльность покупателей ценится дорого и требует продуманной схемы организации бизнеса.
Аудитория
Это группы, интересующиеся компанией или влияющие на нее каким-либо образом. Аудитории бывают благотворные (например, спонсоры), искомые (СМИ) и нежелательные (преступные группировки). Соответственно, контактная аудитория может либо положительно способствовать усилиям предприятия, либо мешать достижению целей.
Макросреда фирмы
Это системы и факторы, которые косвенным образом воздействуют на фирму через ее микросреду и не подконтрольны ей. Предприятие не сталкивается с ними напрямую, но ощущает серьезное влияние на деятельность.
Основные факторы макросреды
Среда маркетинга в макрообъеме состоит из:
демографических характеристик: численности населения, разделения по возрасту и полу, географии жителей;
социально-экономических условий: скорости экономического роста, показателей доходов населения;
культурных традиций: обычаев, привычек, степени образованности граждан;
научного прогресса: достижений, позволяющих оптимизировать бизнес-процессы и обновлять продукты;
природных условий: местоположения компании, климатических особенностей.
Кроме того, в расчет необходимо брать налоговое законодательство, действующее в стране, правовое регулирование деятельности в вашем сегменте.
Структура анализа маркетинговой среды
В упрощенном виде она разделяется на макровнешнюю и микровнешнюю. Это помогает глубже вникнуть в происходящие процессы и провести более детальный анализ.
Анализ микровнешней среды
Под микровнешней средой понимается прямое действие всех субъектов и факторов, которые влияют на способность фирмы обслуживать потребителей. Среди показателей, анализируемых в этом направлении, можно выделить участников рынка, СМИ, организации, регулирующие исполнение законов, и саму компанию.
В том случае, когда организация становится фактором микровнешней среды, исследуется эффективность маркетингового управления, зависящая от работы других отделов фирмы.
Анализ макровнешней среды
Среда маркетинга на этом уровне представляет собой сочетание социальных и природных факторов, оказывающих влияние на элементы микровнешней среды. Они практически не поддаются коррекции, фирме остается только подстраивать свою стратегию под изменяющиеся условия рынка.
Существует несколько способов анализа:
PEST-анализ (или STEP-анализ) делит внешние факторы на такие категории, как: политические, экономические, социальные и технологические. Такая классификация довольно удобна, несмотря на то, что некоторые аспекты можно отнести к нескольким факторам сразу.
Перечень ICEDRIPS позволяет проанализировать среду более подробно. Список включает следующие факторы:
Разновидности воздействия внешней среды на процессы производства и продажи продукта. Поступательное развитие организации
Оглавление
Чтобы понять, что происходит с организацией под воздействием внешней среды, достаточно проследить ее влияние на процесс производства и продажи одного из продуктов.
Итак, организация занимается производством и продажей конкретного продукта. Это значит, что элементы ее функциональной модели задействованы в идеологии интеграции, идеологии предпринимательства, а также в алгоритме и контенте процесса производства и продажи этого продукта. И текущему состоянию шести элементов функциональной модели организации соответствует текущая результативность и текущая эффективность продукта.
С одной стороны, процесс производства и продажи продукта, в частности его результативность и эффективность, напрямую зависит от состояния (потенциала) элементов функциональной модели организации. Иными словами, функциональная модель оказывает воздействие на процесс производства и продажи. С другой стороны, производя и продавая продукт, организация изменяется, т. е. процесс производства и продажи продукта воздействует на функциональную модель организации. Следовательно, можно говорить о взаимном влиянии организации и процесса производства и продажи продукта.
Но на процесс производства и продажи продукта оказывают воздействие не только элементы функциональной модели организации. И на организацию воздействует не только участие элементов ее функциональной модели в процессе производства и продажи. Внешняя среда является активным участником всего происходящего. Она постоянно меняется, и эти изменения — основной источник перемен, возникающих как в элементах функциональной модели организации, так и в процессе производства и продажи продукта (рис. 1).
Рис. 1. Воздействие изменений внешней среды
Чтобы использовать благоприятные изменения внешней среды, а также защититься от негативных изменений, организация вынуждена, принимая управленческие решения, постоянно корректировать четыре компонента процесса производства и продажи продукта — идеологию интеграции, идеологию предпринимательства, алгоритм и контент.
Однако, как известно, способность организации осуществлять нужные корректировки этих компонентов во многом зависит от состояния (потенциала) элементов ее функциональной модели. Поэтому органы управления организацией обеспечивают принятие еще одной группы управленческих решений — направленных на корректировку элементов функциональной модели.
Итак, посредством корректировок четырех компонентов процесса и шести элементов функциональной модели осуществляется управление результативностью и эффективностью каждого продукта и всей организации в целом.
Далее нам предстоит поближе познакомиться с внешней средой, рассмотреть разновидности ее воздействия на процессы производства и продажи продукта (т. е. на результативность и эффективность продукта). И самое главное, мы познакомимся с таким понятием, как поступательное развитие организаций. Рассмотрим, какие управленческие решения необходимы организации, чтобы поступательно развивать свою функциональную модель, переходить от одной ступени развития к другой, достигать нового уровня результативности и эффективности.
Миграция внешних и внутренних изменений
Прежде чем составить представление об управленческих решениях, содействующих поступательному развитию организации, достижению ею потенциальной результативности и эффективности в условиях меняющейся внешней среды, необходимо определить, какие именно изменения происходят во внешней среде и какое воздействие они оказывают на организацию и ее процессы.
Активность изменений
Все изменения, происходящие во внешней среде, по степени их активностиможно отнести к одному из трех типов.
К первому относятся изменения, которые не оказывают никакого существенного воздействия ни на одну из организаций. Ко второму — изменения, оказывающие существенное воздействие только на определенную часть организаций. К третьему — изменения, оказывающие существенное воздействие практически на все организации.
Примечание. Существенным мы будем называть то воздействие внешней среды, следствием которого является изменение или необходимость изменения как минимум одного из четырех компонентов процесса производства и продажи продукта организации: идеологии интеграции, идеологии предпринимательства, алгоритма или контента.
Например, незначительные изменения погоды, мизерные колебания курса валют или почти нулевые отклонения цен на основные энергоносители вряд ли могут оказать существенное воздействие на деятельность подавляющего большинства организаций мира.
Проведение ежегодных бразильских карнавалов на несколько дней очень сильно меняет жизнь Рио-де-Жанейро, Сан-Паулу и других городов страны. И тем самым оказывает существенное воздействие на деятельность городских властей, полиции, отелей, торговых, туристических и транспортных компаний, всевозможных танцевальных школ. Вместе с тем на деятельность казахстанской или российской организации проведение ежегодных бразильских карнавалов практически никакого существенного воздействия не оказывает.
Совсем иное влияние оказывают глобальные экономические или финансовые кризисы, резкие скачки мировых цен на нефть, металлы и продовольствие, а также «обвалы» и «взлеты» обменных курсов доллара США, евро, китайского юаня и японской иены. Такие изменения, как правило, сказываются на деятельности практически всех организаций мира. Степень активности изменений внешней среды зависит от того, что меняется, какова величина (отклонение от первоначального состояния, волатильность, амплитуда колебаний), скорость и продолжительность изменений.
Другими словами, география и потенциал воздействия каждого изменения зависят от того, что именно меняется во внешней среде и каковы масштабы этих изменений. Однако одни и те же изменения по-разному сказываются на судьбе организаций. Для одних организаций это воздействие может быть позитивным (созидательным), для других — негативным (разрушительным).
Примечание. В дальнейшем мы будем рассматривать изменения только второго и третьего типов — оказывающие существенное воздействие как минимум на часть организаций. Иными словами, изменение, следствием которых является изменение или необходимость изменения как минимум одного из четырех компонентов процесса производства и продажи продукта: идеологии интеграции, идеологии предпринимательства, алгоритма или контента.
Макросреда и микросреда организации
Внешняя среда для каждой отдельно взятой организации состоит из микро- и макросреды (рис. 2), соответственно, и все изменения происходят либо в микро-, либо в макросреде.
Рис. 2. Схема миграции изменений
К изменениям микросреды относятся изменения:
К изменениям макросреды относятся все остальные изменения, происходящие во внешней среде. Как правило, они включают в себя природно-климатические изменения, а также перемены, происходящие на международном и национальном уровнях в таких сферах деятельности, как:
Каждая организация, создавая свою идеологию интеграции и избирая тем самым предмет деятельности, определяет свою «среду обитания» и поэтому имеет представление о том, где проходит граница между его микро- и макросредой. Так, организация, занимающаяся производством и продажей лекарственных препаратов, имеет своих потребителей, своих конкурентов, своих поставщиков технологий, оборудования и сырья, свой рынок услуг и свой рынок труда — одним словом, свою микросреду. Есть своя микросреда у производителей бытовой техники, одежды, энергии, продуктов питания, автомобилей, недвижимости, туристических и гостиничных услуг и т. д.
Воздействие, которое изменения микросреды и макро-среды могут оказывать на процессы организации, может быть как опосредованным, так и прямым.
Опосредованное воздействие
Опосредованное воздействие — это «удел» изменений макросреды, обладающих умеренным характером. Величина, скорость и продолжительность таких изменений, как правило, не превышают прогнозов и ожиданий организации. И самое важное, умеренные изменения, зарождающиеся в макро-среде, оказывают непосредственное воздействие не на процессы производства и продажи продуктов, а на микросреду орга низации.
Результатом подобного воздействия является возникновение последовательных умеренных изменений: сначала в микросреде организации, затем в функциональной модели организации, а лишь потом — в процессе производства и продажи продукта. Информация о таких изменениях посредством управленческого учета доводится до органов управления и исполнения организации. Реагируя на изменения, эти органы могут определить степень их фактического и потенциального воздействия на результативность и эффективность каждого отдельного продукта организации и, исходя из такой оценки, принять ответные управленческие решения, направленные как на использование позитивного воздействия, так и на защиту от негативных изменений, — провести корректировку элементов функциональной модели организации, а также идеологии интеграции, идеологии предпринимательства, алгоритма и контента.
Аналогично воздействие умеренных изменений, зарождающихся в микросреде. Величина, скорость и продолжительность таких изменений, как правило, также не превышают ожиданий и прогнозов. Результатом их опосредованного воздействия является возникновение последовательных умеренных изменений сначала в элементах функциональной модели, а затем в процессах организации.
Опосредованное воздействие показано на рис. 2 короткими стрелками.
Прямое воздействие
Прямое воздействие — это «удел» масштабных изменений, обладающих неумеренным характером. Величина, скорость и продолжительность таких изменений, как правило, превосходят прогнозы и ожидания организации. Воздействие масштабных изменений макросреды называется прямым, потому что оно способно оказывать непосредственное влияние на процессы производства и продажи продуктов, вызывать масштабные изменения в идеологии интеграции, идеологии предпринимательства, алгоритме и контенте.
Масштабные изменения микросреды тоже могут оказывать прямое непосредственное воздействие на процессы производства и продажи продуктов, вызывать масштабные изменения в идеологии интеграции, идеологии предпринимательства, алгоритме и контенте.
Информация о «проникновении» масштабных изменений в процесс производства и продажи продукта, как правило, посредством управленческого учета может быть доведена до органов управления и исполнения организации. Оценивая степень их фактического и потенциально возможного воздействия на результативность и эффективность продукта, органы управления и исполнения принимают управленческие решения, направленные как на использование позитивного воздействия, так и на защиту от негативного воздействия, т. е. проводят корректировку элементов функциональной модели организации, а также идеологии интеграции, идеологии предпринимательства, алгоритма и контента.
Прямое воздействие показано на рис. 2 длинными стрелками.
К масштабным изменениям макросреды, оказывающим прямое воздействие на процессы организаций, могут быть отнесены:
Примеры опосредованного и прямого воздействия
Пример 1. Для организаций, использующих в своей деятельности транспортные средства, биржевые колебания оптовых цен на нефть будут являться умеренными изменениями макросреды, которые оказывают на них опосредованное воздействие. Потому что предметом их интереса является не нефть, а продукты переработки нефти, т. е. горюче-смазочные материалы (ГСМ). Следовательно, для этих предприятий изменения оптовых цен на нефть — лишь предпосылки изменений на рынке средств и предметов производства, т. е. изменений в микросреде.
Пример 2. Для предприятий, осуществляющих оптовые поставки нефти, и нефтеперерабатывающих заводов умеренные биржевые колебания цен на нефть являются умеренными изменениями рынка средств и предметов производства, т. е. являются изменениями их микросреды.
Пример 3. Засушливая весна является масштабным изменением макросреды для большинства фермерских хозяйств. Она приводит к острому дефициту влаги в почве, оказывая этим прямое воздействие на контент процесса производства и продажи продуктов. Иными словами, засуха негативно сказывается на заготовке кормов для скота, а также на проведении весенних полевых работы. Дефицит кормов впоследствии приведет к сокращению производства молока и мяса, дефицит влаги в почве — к снижению урожая основных культур.
Пример 4. Для предприятий, торгующих ГСМ или осуществляющих грузовые перевозки, засушливая весна — это умеренное изменение макросреды. Она окажет на предприятия не прямое, а опосредованное воздействие. Потому что сокращение объемов производства молока и мяса, а также урожая основных культур приведет впоследствии к сокращению объемов перевозок грузов и персонала. А это, в свою очередь, — к падению спроса на ГСМ и услуги автопредприятий. Иными словами, засушливая весна окажет опосредованное воздействие на микросреду данных предприятий.
Пример 5. Дефицит электрической мощности в каком-либо регионе окажет прямое масштабное воздействие на деловую активность людей и организаций, использующих электрическую энергию для производства своих продуктов. Таким образом, для этих предприятий дефицит электрической мощности будет являться масштабным изменением микросреды, оказывающим прямое воздействие на процессы производства и продажи продуктов.
Пример 6. Предприятия, торгующие ГСМ, а также занимающиеся грузовыми и пассажирскими перевозками, как правило, потребляют электрическую энергию небольшой мощности. Поэтому прямого масштабного воздействия на их работу дефицит электрической мощности не окажет. Для таких предприятий это будет являться умеренным изменением макросреды, способным оказать опосредованное воздействие на их микросреду. И вот почему. Дефицит электроэнергии приведет к простоям станков на промышленных предприятиях и сокращению производства продуктов. Следовательно, сократятся перевозки сырья, материалов, оборудования, готовой продукции и персонала. Для автопредприятий и предприятий, торгующих ГСМ, это будет означать сокращение продаж.
Пример 7. Возникновение в макросреде или микросреде организации такого явления, как масштабная коррупция, может привести к прямому воздействию на процесс производства и продажи продуктов за счет влияния на людей, наделенных организацией определенными полномочиями. Точнее, воздействие будет оказано на людей, исполняющих функции администрирования (создание контента) и производства и продажи продукта. Результатом такого воздействия может быть саботаж идеологии интеграции, т. е. сбалансированных групповых интересов владельцев, менеджеров, персонала и потребителей, а также возникновение и неформальное доминирование ранее неучтенных личных интересов отдельных лиц — идеологии коррупции.
Если в организации система управленческого учета, анализа и контроля поставлена на должном уровне, о саботаже идеологии интеграции станет быстро известно органам управления и исполнения. Тогда последующие события могут развиваться по одному из двух сценариев:
Если же в организации система управленческого учета, анализа и контроля поставлена не на должном уровне, факт деформации идеологии интеграции пройдет мимо внимания органов управления и исполнения. Идеология коррупции, негативно воздействуя на идеологию предпринимательства, алгоритм и контент, начнет подчинять их новым коррупционным интересам.
Уязвимость организаций
Итак, изменения, происходящие в микро- и макросреде, могут оказывать на организацию как опосредованное (умеренное), так и прямое (масштабное) воздействие. Каждое такое изменение мы можем рассматривать как испытание для организации на предмет готовности принимать и исполнять надлежащие управленческие решения, способные обеспечить достижение потенциальной результативности и эффективности в условиях меняющейся внешней среды. А каждую организацию — оценивать с позиции ее готовности к такому испытанию.
Как показывает мировая практика, нет такой организации, которая обладала бы стопроцентной готовностью к любым испытаниям. Другими словами, организация не может обладать функциональной моделью, способной обеспечить абсолютную готовность ко всем возможным изменениям микро- и макросреды. Она лишь способна постоянно стремиться к созданию такой функциональной модели. И пусть достижение высокого совершенства, так называемого супремума (лат. supremum — крайний предел), невозможно, зато постоянное стремление к нему развивает организацию, делает ее устойчивой по отношению к изменениям, происходящим во внешней среде. Так что к одним испытаниям внешней среды организация может быть готова, а к другим — не вполне или не готова вообще.
Давайте рассмотрим, какие основные риски для результативности и эффективности организации могут нести с собой изменения в микро- и макросреде, т. е. в чем состоит «врожденная» уязвимость организации, которую ей надлежит преодолеть посредством развития потенциала элементов своей функциональной модели:
Поступательное развитие организации
Участие в создании, владении и управлении организацией, как правило, не является для человека праздным занятием. Напротив, следуя своим убеждениям и стремясь реализовать свои важнейшие интересы, человек использует все элементы своей функциональной модели, включая знания, опыт, личные связи, капитал и время. Поэтому создавая организацию, люди чаще всего предполагают, что сроки ее существования будут неограниченными, функционирование — непрерывным, а развитие — поступательным.
Что значат неограниченность сроков существования и непрерывность функционирования организации, вряд ли нужно объяснять. Тогда как поступательное развитие организации, скорее всего, потребует рассмотрения. Шесть элементов функциональной модели человека постепенно меняются на протяжении всей его жизни. Каждому возрасту соответствуют свои убеждения и интересы, знания и опыт, здоровье и физическая форма, сознание и характер, окружение и коммуникабельность, ресурсы и право. Люди старшего поколения могут сравнивать, какими были их функциональные модели в младенчестве, детстве, отрочестве, юности, молодости и в более поздние годы. Участие в создании, владении и управлении организацией, по сути, является следствием таких изменений функциональной модели человека и прежде всего его убеждений и интересов.
Человек, становясь владельцем или совладельцем какой-либо организации, не перестает меняться, не остаются неизменными его убеждения и личные интересы. Поэтому система ценностей владельцев организации и их групповые интересы тоже меняются, причем таким же образом, как убеждения и личные интересы каждого человека, т. е. поступательно. Поступательное изменение групповых ценностей и групповых интересов владельцев является предпосылкой поступательного развития организации.
В чем проявляется поступательное развитие организации?
Вероятно, в поступательном изменении ценности того, что она делает. Иными словами, поступательно меняются намерения, возможности и способность создавать, производить и продавать потребителям все более совершенные, значимые и востребованные продукты.
Но если на каждой новой ступени развития организации ее продукты станут более ценными для потребителей, то ее результативность также будет выше, чем на ранней ступени. Вместе с тем чтобы переход на новую ступень развития был возможен и осуществим, необходимо, чтобы на каждой ступени своего развития организация была достаточно эффективной. Другими словами, развитие организации определяется экономической целесообразностью. Таким образом, поступательное развитие организации зависит не только от роста ее результативности, но и от роста эффективности.
Давайте рассмотрим очередной этап развития организации с позиции процесса создания и реализации продуктов (рис. 3).
Рис. 3. Ступень развития организаци
Итак, функциональная модель организации включает ценности и еще пять других элементов. Ценности организации, основу которых составляют ценности ее владельцев, ориентируют организацию на конкретные виды и классы потребительских интересов, а также на виды и классы интересов, которые могут быть реализованы их обладателями — менеджерами и персоналом — во время работы в организации. Одним словом, владельцы создают идеологию интеграции интересов четырех групп, связанных с организацией. По сути, это означает выбор предмета деятельности организации, а также микросреды ее «обитания» и соответствующее определение границы раздела между микро- и макросредой.
Руководствуясь идеологией интеграции, используя потенциал пяти других элементов функциональной модели организации, а также состояние микро- и макросреды:
От того, какими будут идеология предпринимательства, алгоритм и контент, зависит, какими будут результативность и эффективность процессов производства и продажи продуктов организации.
Таким образом, каждая ступень развития организации включает в себя многократное повторение одной и той же последовательности изменений. Причем каждое повторение завершается как минимум незначительными изменениями всех шести элементов функциональной модели организации, которые происходят под воздействием изменений микро- и макросреды, идеологии предпринимательства, алгоритма и контента, результативности и эффективности организации.
Иными словами, каждое последующее повторение последовательности изменений начинается с изменившегося потенциала элементов функциональной модели. И когда существенные изменения, происходящие в микро- и макросреде, вынудят организацию внести коррективы в идеологию интеграции и предпринимательства, алгоритм и контент, это можно будет сделать только в пределах потенциала элементов функциональной модели организации. Каждая такая корректировка совпадает с началом следующего отрезка жизненного цикла продукта (линейки, матрицы продуктов). А каждый отрезок жизненного цикла продукта приводит к очередным изменениям элементов функциональной модели организации.
Изменения шести элементов функциональной модели организации постепенно накапливаются и сопровождаются постоянными изменениями в личных убеждениях и интересах владельцев организации. Так будет продолжаться до тех пор, пока владельцы организации не признают свои групповые ценности и групповые интересы ограниченными и устаревшими. Что, в свою очередь, приведет к «перезагрузке» системы ценностей владельцев и их групповых интересов.
Формирование новых групповых интересов может привести к одному из четырех вариантов поступательного развития организации. Первый предусматривает обновление действующей идеологии интеграции и, как следствие, обновление идеологии предпринимательства, алгоритма и контента. Иными словами, этот вариант предусматривает достижение новой степени результативности и эффективности посредством пересмотра действующей идеи о ценности продукта (линейки или матрицы продуктов), его качественных характеристик, технологического процесса, ресурсоемкости, а также качества исходного материала, сырья, комплектующих и т. д. (рис. 4).
Рис. 4. Первый вариант поступательного развития организации
Второй вариант (рис. 5) предусматривает создание в дополнение к действующей (1) новой идеологии интеграции (2), что, по сути, означает рождение нового продукта (новой линейки или матрицы продуктов) в дополнение к «старому» продукту (линейке или матрице продуктов).
Рис. 5. Второй вариант поступательного развития организации
Третий вариант (рис. 6) предусматривает появление новой идеологии интеграции (2) взамен старой (1). По сути, это создание нового продукта (новой линейки или матрицы продуктов), а также окончание жизненного цикла «старого» продукта («старой» линейки или матрицы продуктов).
Рис. 6. Третий вариант поступательного развития организации
Четвертый вариант (рис. 7) предусматривает обновление действующей идеологии интеграции (1) и создание в дополнение к ней новой идеологии интеграции (2).
Рис. 7. Четвертый вариант поступательного развития организации
Итак, поступательное развитие — это переход организации с одной ступени развития на другую, который сопровождается:
Миссия организации
Каждый переход организации на новую ступень развития не происходит сам по себе. Организация должна управлять своим развитием, иначе она рискует задержаться на прежней ступени или, совершив переход на новую ступень, оказаться неготовой к новым вызовам микро- и макросреды, что ведет к потере ожидаемой результативности и эффективности.
Получается, что организация нуждается в «эскизном проектировании» каждой ступени своего развития. А так как ее готовность к переходу на новую ступень развития зависит от потенциала элементов функциональной модели, то и проектирование этой ступени должно завершиться пониманием того, каким должен быть потенциал элементов функциональной модели организации.
Для создания «эскизного проекта» будущей функциональной модели организации нужен своего рода «стартовый вектор», который обозначит начало и идейное направление «проекта». Как правило, роль такого «стартового вектора» выполняют ключевые ценности организации, которые входят в систему ценностей владельцев организации и являются предпосылками для формирования ключевых интересов владельцев организации.
Если сфера групповых интересов владельцев организации — это «обслуживание» (реализация) определенной группы потребительских интересов, тогда ключевые интересы «выполняют основную часть этой работы». Сфера ключевых интересов — это «обслуживание» основных потребительских интересов — тех, реализация которых предусмотрена всеми без исключения продуктами организации (рис. 8).
Рис. 8. Ключевые интересы организации
Можно сказать, что ключевые ценности и ключевые интересы присутствуют во всех продуктах организации, тогда как остальные ценности и остальные групповые интересы владельцев присутствуют только в отдельных ее продуктах.
Изысканностьи исключительный комфортможно отнести к ключевым ценностям таких конкурирующих между собой марок, как Mercedes-Benz, Toyota (марка Lexus), Audi и BMW.
К ключевым ценностям Toyota также, по всей вероятности, можно отнести надежность, функциональностьи практичность. Таким образом, ключевые ценности являются ядром системы ценностей организации и служат базой для определения миссии организации. Миссия — это декларация видов и классов потребительских интересов, находящихся в сфере ключевых интересов организации (рис. 9).
Рис. 9. Миссия организации
Миссия организации охватывает не все виды и классы потребительских интересов, которые владельцы организации интегрируют или будут интегрировать со своими групповыми интересами, а только те из них, которые являются приоритетными с точки зрения групповых интересов владельцев.
Другими словами, миссия — это основа идеологии интеграции каждого будущего продукта организации. Если продукт будет ориентирован на реализацию определенной группы потребительских интересов, то основу этой группы составят интересы, декларируемые миссией. Миссия — это выбранное организацией направление основной деятельности. Она «показывает», каким должно быть основное предназначение функциональной модели организации, в чем должна быть ее специфика, какие виды и классы потребительских интересов организация будет реализовывать при создании, производстве и продаже каждого своего продукта.
Видение организации
Рассмотрим в качестве «эскизного проекта» будущей ступени развития видениеорганизации, представленное на рис. 10.
Рис. 10. Видение организации
Предположим, в организации уже произошла «перезагрузка» системы ценностей и групповых интересов. И сформировалась миссия следующего этапа развития. Необходимо отметить, что миссия играет в организации три роли.
Во-первых, она показывает, каким должно быть основное предназначение функциональной модели организации, в чем должна быть ее специфика, какие виды и классы потребительских интересов организация обязательно будет реализовывать. Иными словами, миссия представляет предмет основной деятельности организации на новой ступени развития.
Во-вторых, миссия определяет, какие основные виды и классы интересов могут быть реализованы их обладателями, если они будут привлечены в качестве менеджеров, специалистов и производственного персонала.
В-третьих, миссия определяет микросреду «обитания» организации, а значит и линию раздела между микро- и макросредой.
Анализируя изменения в микросреде, произошедшие в обозримом прошлом, организация может сделать в меру обоснованные предположения о том, какие ключевые изменения могут произойти в микросреде в обозримом будущем. Иными словами, определить, каким будет ее видение микросредына конкретный период времени, а именно представить:
Каким будет видение микросреды, во многом зависит от видения макросреды, включающей:
Миссия и видение микро- и макросреды служат предпосылкой для разработки стратегииперехода на следующую ступень развития организации.
Стратегия — это способ реализации миссии организации в условиях конкретной микро- и макросреды. Стратегия «показывает», какой потенциал элементов функциональной модели организации будет использован для реализации миссии в условиях конкретной микро- и макросреды и каким образом.
Стратегия организации включает:
Рассмотрим их более подробно.
Миссия организации
Стратегия предпринимательства состоит из двух частей: стратегии преобразованияи маркетинговой стратегии.
Стратегия преобразования
Прежде чем мы сформулируем суть стратегии преобразования, рассмотрим следующий пример.
Пример. Давайте попробуем определить, в чем схожесть и отличия фотоаппаратов предыдущего поколения, в которых использовалась фотопленка, и современных фотоаппаратов с картой памяти. С этой целью проанализируем сходство и различия миссий организации, производящей фотоаппараты, на предыдущей стадии ее развития и сегодня.
Схожесть обеих миссий заключается в интеграции одного и того же (общего) основного интереса потребителей: фиксировать изображения материальных объектов. Иными словами, оба аппарата предназначены для фотографирования, и в этом их схожесть. Что касается интеграции других основных интересов потребителей, то здесь миссии сильно отличаются.
Давайте ограничимся перечислением основных интересов потребителей, которым отвечают современные аппараты и которым не удовлетворяет «мыльница»:
Конечно, основные отличия двух миссий базируются на применяемых в фотоаппаратах отраслевых технологиях. Если в «мыльницах» изображение фиксировалось на фотопленку, которую необходимо проявить, чтобы напечатать фотографии, то в современных аппаратах используется массив полупроводниковых светочувствительных элементов на твердотельной подложке, называемый фотоматрицей, на которую изображение фокусируется с помощью системы линз объектива. А полученное изображение сохраняется в электронном виде на цифровой карте памяти фотоаппарата.
Теперь постараемся понять, что же такое стратегия преобразования. Для этого мысленно перенесемся в то время, когда мы еще пользовались «мыльницами» и испытывали вполне определенные неудобства и неудовлетворенность от того, что часто приходилось покупать фотопленку и посещать фотоателье, чтобы распечатать получившиеся снимки. Давайте представим, что могло тогда происходить в каждой организации, производящей фотоаппараты.
Владельцы, менеджеры и ключевые специалисты такой компании, по всей вероятности, уже тогда хорошо знали о неудовлетворенных потребительских интересах. Поэтому в компании не могла не произойти «перезагрузка» системы ценностей и групповых интересов владельцев, в том числе ключевых ценностей и ключевых интересов. И вероятно, появилась новая миссия — декларация о реализации потребительских интересов, среди которых немало таких, что ранее не входили в сферу ключевых интересов компании, включая описанные выше шесть пунктов.
Владельцам, менеджерам и ключевым специалистам компании предстояло найти ответы на следующие важные вопросы:
Последовательно найденные ответы на все четыре вопроса и составляют стратегию преобразования для перехода на новую ступень развития организации.
Следовательно, мы можем сформулировать определение:
Стратегия преобразования — это описание обоснованных, целенаправленных и планомерных действий организации, связанных с внедрением технологий преобразования (материалов, сырья и комплектующих), открывающих новые возможности для реализации миссии в условиях конкретной микро- и макросреды.
Иными словами, ответ на первый вопрос может служить обоснованием действий организации; ответ на второй — задавать стратегическую цель; ответ на третий — содержать подробный план этих действий, а ответ на четвертый — результаты действий.
Организация, выполняя научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, занимаясь поиском, привлечением, покупкой и освоением ключевых отраслевых технологий, планомерно создает предпосылки для перехода к использованию технологий новой ступени своего развития. Конечно, делать это необходимо с учетом текущего состояния и перспектив развития отраслевых технологий, действующих и готовящихся предложений рынка, инноваций, а также последних и ожидаемых достижений отраслевой науки.
Маркетинговая стратегия
Чтобы сформулировать, что такое маркетинговая стратегия, продолжим рассмотрение примера с фотоаппаратами.
Пример. Предположим, стратегия предпринимательства готова и организация имеет формализованные представления о том:
Теперь владельцам, менеджерам и ключевым специалистам организации необходимо найти ответы на следующие, не менее важные вопросы:
Последовательно найденные ответы на эти четыре вопроса составляют маркетинговую стратегию для перехода на новую ступень развития организации.
Следовательно, мы можем сформулировать определение:
Маркетинговая стратегия — это описание обоснованных, целенаправленных и планомерных действий организации, связанных с внедрением бизнес-технологий продвижения и продажи продуктов, открывающих новые возможности для реализации миссии в условиях конкретной микро- и макросреды.
Иными словами, ответ на первый вопрос может служить обоснованием действий организации; ответ на второй — задавать стратегическую цель; ответ на третий — содержать подробный план этих действий, а ответ на четвертый — результаты действий.
Организация, занимаясь разработкой, поиском, привлечением, покупкой и освоением ключевых изнес-технологий, планомерно создает предпосылки для перехода к их использованию на новой ступени своего развития. Конечно, делать это необходимо с учетом текущего состояния и перспектив развития бизнес-технологий организации, действующих и готовящихся предложений рынка бизнес-образования, а также последних достижений маркетинга и менеджмента.
Операционная стратегия
Чтобы сформулировать, что такое операционная стратегия, продолжим рассмотрение примера с фотоаппаратами.
Пример. Предположим, стратегия предпринимательства уже готова. Теперь владельцам, менеджерам и ключевым специалистам предстоит найти ответы на следующие вопросы:
Последовательно найденные ответы на эти четыре вопроса составляют операционную стратегию для перехода на новую ступень развития организации.
Следовательно, мы можем сформулировать определение:
Операционная стратегия — это описание обоснованных, целенаправленных и планомерных действий организации, связанных с созданием новых процессов, формированием новых структур и систем управления, открывающих новые возможности для реализации миссии в условиях конкретной микро- и макросреды.
Операционная стратегия показывает, что каждой организации кроме технологий преобразования и бизнес-технологий необходимы еще и технологии операционного менеджмента. Занимаясь разработкой, поиском, привлечением, покупкой и внедрением технологий операционного менеджмента, организация планомерно создает предпосылки к переходу на новую ступень своего развития. Конечно, делать это необходимо с учетом текущей организационной структуры и системы управления, действующих и готовящихся предложений рынка бизнес-образования, а также последних достижений операционного менеджмента.
Стратегия администрирования
Стратегия администрирования состоит из двух частей: HR-стратегии и финансовой стратегии.
HR-стратегия
Чтобы сформулировать, что такое HR-стратегия (human resources — человеческие ресурсы), продолжим рассмотрение примера с фотоаппаратами.
Пример. Предположим, что стратегия предпринимательства и операционная стратегия готовы. Теперь владельцам, менеджерам и ключевым специалистам предстоит найти ответы на следующие вопросы:
Последовательно найденные ответы на данные вопросы составляют HR-стратегию для перехода на новую ступень развития организации.
Следовательно, мы можем сформулировать определение:
HR-стратегия — это описание обоснованных, целенаправленных и планомерных действий организации по формированию команды менеджеров, специалистов и производственного персонала, открывающих новые возможности для реализации миссии в условиях конкретной микро- и макросреды.
HR-стратегия показывает, что каждой организации, помимо технологий преобразования, бизнеса (маркетинга) и операционного менеджмента, необходимы технологии HR-менеджмента. Организация, занимаясь поиском, привлечением и обучением менеджеров, специалистов и производственного персонала, планомерно создает предпосылки для их «использования» на новой ступени своего развития. Конечно, делать это необходимо с учетом текущего состояния персонала организации, действующих предложений рынка труда и отраслевых учебных заведений.
Финансовая стратегия
Чтобы сформулировать, что такое финансовая стратегия, продолжим рассмотрение примера с фотоаппаратами.
Пример.Предположим, что стратегия предпринимательства, операционная стратегия и HR-стратегия уже созданы. Теперь владельцам, менеджерам и ключевым специалистам предстоит найти ответы на следующие вопросы:
Последовательно найденные ответы на эти вопросы и составляют финансовую стратегию для перехода на новую ступень развития организации.
Следовательно, мы можем сформулировать определение:
Финансовая стратегия — это описание обоснованных, целенаправленных и планомерных действий организации по финансированию основных и оборотных средств, открывающих новые возможности для реализации миссии в условиях конкретной микро- и макросреды.
Финансовая стратегия показывает, что каждой организации, помимо технологий преобразования, бизнеса (маркетинга), операционного и HR-менеджмента, необходимы технологии финансового менеджмента.
Организация, управляя структурой и качеством своих активов — их абсолютной, быстрой и текущей ликвидностью, создает необходимые предпосылки для финансирования основных и оборотных средств, необходимых для производства и продажи каждого нового продукта (в том числе и для привлечения финансирования из внешних источников).
Ключевые компетенции организации
Итак, видение новой ступени развития организации включает миссию, видение микро- и макросреды и стратегию организации, которая состоит из стратегии предпринимательства, операционной стратегии и стратегии администрирования. Иными словами, видение показывает:
По сути, стратегия предпринимательства, операционная стратегия и стратегия администрирования организации, «объединившись», представляют собой:
Что мы будем называть ключевыми компетенциями организации?
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо понимать, что «емкость» потребительских интересов какого бы то ни было рынка не является безграничной. И если какой-либо организации удастся реализовать часть такой «емкости», т. е. быть результативной, это означает, что ее продукты воспринимаются потребителями как имеющие некоторые преимущества перед продуктами других организаций.
Такие преимущества, как мы понимаем, не возникают из ничего. Они являются следствием целенаправленного и планомерного «накопления» потенциала элементов функциональной модели организации. Иными словами, ключевые компетенции организации — это та часть потенциала элементов функциональной модели организации, которая в глазах потребителей дает ей преимущества перед конкурентами.
С учетом наших рассуждений о видении организации необходимо внести некоторые изменения в модель управления организацией и представить ее в обновленном виде (см. рис. 11).
Рис. 11. Обновленная модель управления организацией
Теперь, когда мы знаем, чтотакое видение организации, становится понятным, какими могут и должны быть решения органов управления о функциональной модели организации.