Что относится к метроритму в музыке шорникова

Ритм и метр в музыке: что это такое и зачем они нужны?

Музыка – это такое искусство, языком которого является звук. Звуки различаются между собой не только своей высотой, но еще и длительностью, то есть временной протяженностью. Редко встречаются мелодии, составляют которые звуки строго одинаковые по протяженности. Гораздо чаще мы сталкиваемся с сочетанием различных нот: долгих и коротких. Вот это сочетание как раз и называют ритмом.

Что такое ритм в музыке?

Определение понятия РИТМ – очень простое. Ритм – это чередование звуков и пауз разной продолжительности. Такое объяснение этого термина можно встретить во многих учебниках по теории музыки.

Обратите внимание, что образуют ритм мелодии не только длительности звуков, но еще и паузы – моменты тишины, так как они тоже занимают время.

Почему ритм является основой музыки?

Часто задают такой вопрос: «могла бы музыка существовать без ритма»? Правильный ответ: конечно, нет, не могла бы. Почему? Да потому что музыка существует только во времени, точно также как и кино или театральная постановка. Если остановить время, остановится, пропадет и музыка.

Вам нужно запомнить, что музыка – это искусство временное, а ритм, то есть длинные и короткие ноты, паузы – это как бы события, которые происходят в этом времени.

Как отмеряется музыкальное время?

Но время в музыке – не такое, как в физике. Его не отмерить точными, эталонными секундами. Время в музыке относительное, оно похоже на биение сердца человека, и единицы музыкального времени даже называются таким словом – ПУЛЬС.

Что такое пульс? Пульс в музыке – это равномерные одинаковые удары. Эти удары могут быть быстрыми, могут быть и медленными, главное – чтобы они были равномерными. Послушайте, например, равномерный пульс на ноте ЛЯ.

В ритме чередуются долгие и короткие звуки, но основой всего является пульс. Конечно, в музыкальных произведениях удары пульса вслух не отбиваются, чтобы не портить музыку, но музыканты их всегда чувствуют и слышат внутри себя. Чувство равномерной пульсации – это главное чувство, которое должен выработать у себя музыкант, если он хочет научиться играть ритмично.

Сильные и слабые удары пульса

Удары пульса всегда равномерны, но не однородны. Есть удары сильные, а есть слабые. Это явление можно сравнить с ударением в словах: есть слоги ударные и есть безударные. И если ударные и безударные слоги чередуются в определенном порядке, то получается поэзия. В стихосложении есть даже свои ритмические фигуры – стопы ямба и хорея, дактиля, амфибрахия и анапеста и т.д. Но это тема отдельной статьи, а мы вернемся снова к ритму музыкальному.

Кстати, расстояние, то есть время от одной сильной доли до следующей сильной доли в музыке называется ТАКТОМ. В нотной записи такты отделяются друг от друга вертикальными тактовыми чертами. Таким образом, получается, что каждый такт содержит в себе одну сильную долю и одну или несколько слабых.

Что относится к метроритму в музыке шорникова

Что такое музыкальный метр?

Метр как термин имеет связь со словом «измерять», то есть считать, превращать свойства явлений в числа. Метры бывают разные: простые и сложные. Простые метры – это двухдольный и трехдольный.

ДВУХДОЛЬНЫЙ МЕТР – содержит две доли, то есть два удара пульса: сначала сильный, затем слабый. Счет будет как в марше: РАЗ-ДВА, РАЗ-ДВА, РАЗ-ДВА и т.д. Послушайте пример с таким метром.

ТРЕХДОЛЬНЫЙ МЕТР – содержит три удара пульса, один из них – первый – сильный, а два других – слабые (второй и третий). Счет метра напоминает о вальсе: РАЗ-ДВА-ТРИ, РАЗ-ДВА-ТРИ и т.д. Послушайте для сравнения пример и такого метра.

Сложные метры получаются, когда склеиваются, соединяются два или несколько простых метров. Причем соединяться могут как одни и те же (однородные), так и разные метры. То есть можно соединить два двухдольных, но можно и смешать двухдольный метр с трехдольным.

Числовое выражение метра

Числовым выражением метра является МУЗЫКАЛЬНЫЙ РАЗМЕР. Понятие размера относится к музыкальным тактам – именно их он измеряет. Музыкальный размер с помощью двух чисел рассказывает нам о том, какой в такте должен быть метр (сколько должно быть долей всего), и о том, какой из длительностей бьётся пульс (четвертной, восьмушкой или половинной).

Музыкальный размер обычно пишется в начале нотного стана после скрипичного ключа и ключевых знаков альтерации, если они, конечно, в пьесе есть. Запись его представляет собой два числа, которые помещаются одно над другим по типу математической дроби.

Что относится к метроритму в музыке шорникова

Подробнее о музыкальном размере мы еще поговорим в следующих выпусках. Давайте повторим важнейшие определения сегодняшнего урока.

Что относится к метроритму в музыке шорникова

Если у вас по ходу чтения материала возникли какие-то вопросы, пожалуйста, задайте их в комментариях. Нам очень важно, чтобы вы понимали все, что мы хотели до вас донести.

Источник

Что относится к метроритму в музыке шорникова

Область ритма, метра, темпа — важнейшая сторона музыки — находится в прямой зависимости от ее временной природы. Всякое исполненное музыкальное произведение занимает то или иное время. Между частями музыкального целого образуются определенные временные соотношения.

Ритмом в музыке называется организация звуков и пауз по их длительностям.

Количество длительностей в такте определяется размером. Размер – это числовое выражение метра. Размер указывается в начале музыкального произведения, после ключа в виде дроби. Верхняя цифра дроби (числитель) показывает сколько долей в такте, нижняя (знаменатель) длительность каждой доли.

Простые метры бывают двухдольные и трехдольные.

Двухдольный метр – музыкальный метр, в котором сильная доля повторяется равномерно через одну слабую долю. К двухдольным относятся размеры: 2/2, 2/4, 2/8 и т.д.

Трехдольный метр – музыкальный метр, в котором сильная доля повторяется равномерно через каждые две слабые доли (состоит из одной сильной и двух слабых). К трехдольным размерам относятся: 3/2, 3/4, 3/8 т.д.

Сложные метры. Сложный (комбинированный, составной) метр в музыке – получаемый при слиянии двух и более простых метров. Могут включать в себя несколько сильных долей, общее количество которых равняется количеству сильных долей простых метров, входящих в состав сложного метра.

В сложном метре первая сильная доля так и называется сильной, а вторая сильная доля – относительно сильная. Акцент сильных долей выше, нежели относительно сильных.

Какими бывают сложные размеры.

Пятидольный – 5/4, 5/8

Шестидольный – 6/4, 6/8 и т.д.

Темп – скорость исполнения музыкального произведения, зависящая от частоты пульсации метрических долей. Темпы подразделяются на медленные, умеренные и быстрые. Обозначаются темпы в музыке обычно итальянскими терминами, которые выставляются в начале произведения и в тех местах, где требуется смена темпа.

Источник

Презентация на тему: » Метроритм в музыке»

Что относится к метроритму в музыке шорникова

Описание презентации по отдельным слайдам:

МЕТРОРИТМ В МУЗЫКЕ МБУ ДО ДШИ №3 г. Волгоград Преподаватель, концертмейстер Виноградова З.И.

В музыке всегда присутствует равномерная пульсация. Она пронизывает музыку и является её основой, фундаментом, организующим началом. Она подобна тиканью часов или биенью сердца. Именно эта пульсация заставляет нас танцевать, хлопать в ладоши, покачиваться под музыку, маршировать.

Двудольный метр Двудольный метр — музыкальные метр, в котором сильная доля повторяется равномерно через одну слабую долю (РАЗ-два, РАЗ-два). Двудольный метр состоит из одной сильной и одной слабой доли. Этот метр ощущается как шаг, он четкий и равномерный.

Ритм в музыке Ритм – это чередование звуков и пауз различных длительностей. Любое неточное исполнение ритмического рисунка приводит к искажению самой мелодии. Ритм может быть любой, а метр равномерен и неизменен.

Длительность в музыке Длительность в музыке- продолжительность звучания звука или паузы. Пауза – это тишина, молчание в музыке. Звуки по протяженности бывают: быстрые (короткие) долгие (протяжные)

Длительности пауз Какие нотные знаки нужны для того, чтобы показать тишину в музыкальном произведении? Длительность пауз определяется так же, как и у звуков (нот): она может быть равна целой ноте, половинной, четвертной и т.д.

Такт Такт – это расстояние от одной сильной доли до следующей сильной доли. Такты отделяются друг от друга тактовой чертой, которая ставится перед сильной долей.

Вальс, менуэт, мазурка, полонез – имеют размер 3/4, 3/8

Список литературы 1.Затямина Т.А. Музыкальная ритмика. М., Глобус,2009. 2.Королева Е.А.Азбука музыки в сказках, стихах и картинках. М., Владос,2001. 3. Медушевский В.В., Очаковская О.О. Энциклопедический словарь юного музыканта.М.,Педагогика,1985. 4. Сиротина Т. Ритмическая азбука.М.,2007.

Что относится к метроритму в музыке шорникова

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Что относится к метроритму в музыке шорникова

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

Что относится к метроритму в музыке шорникова

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы преподавания музыки в условиях реализации ФГОС

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

Что относится к метроритму в музыке шорникова

В музыке всегда присутствует равномерная пульсация. Она пронизывает музыку и является её основой, фундаментом, организующим началом. Она подобна тиканью часов или биенью сердца.Именно эта пульсация заставляет нас танцевать, хлопать в ладоши, покачиваться под музыку, маршировать.

Пульсация в музыке называется метром.

Двудольный метр — музыкальные метр, в котором сильная доля повторяется равномерно через одну слабую долю (РАЗ-два, РАЗ-два).

Ритм – это чередование звуков и пауз различных длительностей.

Длительность в музыке- продолжительность звучания звука или паузы.

Пауза – это тишина, молчание в музыке.

Длительности нот и пауз.

Такт – это расстояние от одной сильной доли до следующей сильной доли.

Размер – это числовое выражение метра.

Сложный состоит из слияния нескольких простых одинаковых размеров и имеет кроме сильной доли ещё и относительно сильную.

Размеры 4/4, 6/4,6/8— зто сложные размеры.

Номер материала: ДБ-1281198

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Что относится к метроритму в музыке шорникова

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что относится к метроритму в музыке шорникова

В России стартует пилотный проект по реабилитации детей-инвалидов

Время чтения: 2 минуты

Что относится к метроритму в музыке шорникова

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Что относится к метроритму в музыке шорникова

Все школы РФ с 2023 года подключат к государственной информационной системе «Моя школа»

Время чтения: 1 минута

Что относится к метроритму в музыке шорникова

В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников

Время чтения: 1 минута

Что относится к метроритму в музыке шорникова

В Минпросвещения рассказали о формате обучения школьников после праздников

Время чтения: 1 минута

Что относится к метроритму в музыке шорникова

Московские школьники победили на международной олимпиаде по информатике

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Урок ритмики. 5-й класс. «Метроритм»

Класс: 5

Основная цель предмета ритмики – развитие у учащихся музыкальности, чувства ритма, творческой активности и фантазии.

В начале курса подобно изучается три первых раздела на простых движениях, а затем, возвращаясь к этим же разделам, планируются более сложные упражнения, в более быстром темпе, включая элементы из остальных разделов. Все обучение проходит по спирали. Предложенный урок совмещает 2 раздела: музыкальная грамота и упражнения для развития тела «Разминка». Рассчитан он на средний уровень учащихся. Такой урок можно проводить на любом году обучения, т.к. он опирается на некоторые понятия и навыки, которые учащиеся получили на других уроках в школе. Такие уроки, как правило, положительно влияют на память, внимание, слух ребенка, эмоциональное состояние. Учащиеся осознано учатся владеть своим телом. Использование игровой формы на уроке способствует поддержание интереса к предмету

Тип урока: комплексный урок с изучением нового материала

Оборудование: магнитофон.

Музыкальное сопровождение для «разминки»: любой музыкальный материал с размером 2/4

I. Вводная часть. Организационный момент.

– Поклон.
– Озвучивание темы урока.

II. Упражнения на выработку и совершенствование двигательных навыков. Комплекс «Разминка» (Приложение 1)

– Исполнение разминки
– Отработка неточностей в движениях, в положении рук и ног.
– Повторное исполнение.

III. Знакомство с понятием «метроритм»

Метр – греческое происхождение (означает «мера»). Метр – непрерывное чередование сильных и слабых долей. Вслушиваясь в музыкальное произведение, мы ощущаем равномерность. Это напоминает, жизненные процессы в организме человека (сердцебиение, дыхание).
Ритм – чередование звуков различной длительности в их последовательности, образующих ритмический рисунок. Ритм – один из основных элементов выразительности мелодии. Любое неточное исполнение ритмического рисунка приводит к искажению самой мелодии. Метр и ритм неразрывно взаимосвязаны – понятием метроритм.

Чтоб не спутать польку с маршем
Или с вальсом, например,
Обязательно на страже
Здесь всегда стоит …

Работа с метроритмом начинается с определения размеров музыкальных произведений.

Возьмем простые музыкальные размеры: 2/4; 3/4.

Прослушивания музыкальных примеров. В качестве примеров можно взять небольшие пьески с ярко выраженным музыкальным размером. (для размера 2/4.
«Аннушка» – чешская народная песня, «Полька»; для размера 3/4 спокойный, размеренный вальс.)

Музыкальный размер 2/4характерен для польки – легкого подвижного танца.

Имеет одну сильную долю, одну слабую. Образное объяснение и показ дирижерского жеста: сильная доля-земля (руки вниз), слабая – небо (руки вверх). На сильную долю хлопок перед грудью, слабые доли – палец о палец. Поделить на 2 половины: 1 – сильные доли, 2 – слабые (использовать хлопки, притопы, прыжки).

Музыкальный размер 3/4характерен для вальса – плавный, изящный, элегантный танец.

Содержание игры: Постараться «прочесть» в движении. Движения должны быть не произвольными, а опираться на его ритмическую основу. Характер движения подсказывается текстом.

IV. Приемы работы над ритмическими рисунками

1. Узнавать знакомые песни по ритмическому рисунку, исполняемому без музыкального сопровождения.
2. Прохлопать ритмический рисунок в кругу по очереди (каждому достается какая-то длительность соответственно последовательности их чередования в мелодии).
3. Пройти шагами знакомый ритмический рисунок с частичным выключением музыкального сопровождения (пропеть мелодию про себя).
4. Применять прием «эхо». Учитель прохлопывает придуманный ритм, а все вместе или по одному его повторяют. Можно, например, наиграть мелодию.

Что относится к метроритму в музыке шорникова

5. Прохлопать ритмический рисунок, пройти его шагами без дирижирования, затем (по-возможности) с дирижированием.

V. Подведение итога урока

– Что мы узнали нового?
– Что такое метроритм?

Учащиеся самостоятельно выставляют оценки за свою работу.

Домашние задание: придумать ритмический рисунок и исполнить его с помощью различных движений. Для более слабых учеников можно предложить просто ритмический рисунок, исполненный хлопками.

Использованная литература:

1. Программа «Ритмика и бальные танцы» для начальной и средней школы. 1998.
2. И.В.Лифиц «Ритмика» учебное пособие. Издательски центр «Академия» 1999.
3. Т.А.Затямина. Музыкальная ритмика Москва «Глобус» 2009.

Источник

Терминологический словарь. к теме метроритм

Акко́рд (фр. accord, итал. accordo, от позднелат. accordo – согласовываю) – созвучие из трёх и более разновысотных музыкальных звуков.

Акце́нт – ударение в музыке (ударная доля).

Группировка длительностей – образование ритмических групп внутри такта; используется для более чёткого осознания ритма и размера.

Дли́тельность – одно из основных свойств музыкального звука, результат продолжительности колебания звучащего тела.

До́ля(в музыке) — элементарная единица музыкального метра.

Зата́кт – неполный такт, с которого начинается музыкальное произведение или часть его; затакт начинается со слабой доли.

Ли́га – дугообразная черта, обозначает связность исполнения ряда звуков; звуки одинаковой высоты, соединённые лигой, не повторяются, а длятся столько времени, сколько обозначают залигованные ноты.

Метр– равномерное чередование сильных и слабых долей.

Па́уза перерыв в звучании называется.

Разме́р – выражение долей метра определенной длительностью.

Ритм – чередование различных длительностей.

Сильные доли – доли, на которые приходятся акценты.

Синко́па – смещение акцента с сильной доли на слабую.

Слабые доли – доли, не имеющие акцентов.

Такт– часть музыкального произведения от одной сильной доли до другой (от одной тактовой черты до другой).

Та́ктовая черта – вертикальная черта на нотном стане, которая ставится перед сильной долей.

Трезву́чие – акко́рд, состоящий из трёх звуков, которые можно расположить по терциям.

Точка справа возле ноты или паузы удлиняет длительность на её половину.

Ферма́та – знак увеличивает длительность звука или паузы по желанию исполнителя (приблизительно в два раза), в зависимости от характера произведения.

Интервалы. Аккорды. Трезвучия

Цель: ознакомление с простыми интервалами, аккордами и их характеристикой

Интервалы

Интервал (от лат. intervallum – промежуток) – это соотноше­ние двух звуков в одновременном или последовательном сочета­нии.

Различают два вида интервалов – гармони­ческий (при одновременном звучании) и мелодический (при последовательном сочетании звуков).

Нижний звук интервала называется его основанием, верхний – его вершиной:

Что относится к метроритму в музыке шорникова

В зависимости от направления, мелодический интервал может быть восходящим или нисходящим:

Что относится к метроритму в музыке шорникова

а) восходящий мелодический интервал читается от основания к вершине, без всяких оговорок (досоль) или с указанием направления (досоль вверх):

б) нисходящий мелодический интервал читается с обязательным указанием направления (сольдо вниз).

в) гармонический интервал читается от основания (до) к вершине (соль).

Каждый интервал определяется двумя величинами – ступеневой и тоновой:

Название простых интервалов

Интервалы в пределах октавы называются простыми. Ступеневаявеличина интервалов обозначается арабскими цифрами; названия интервалов применяются на латинском языке и в виде порядковых числительных: 1 – прима, 2 – секунда, 3 – терция, 4 – кварта, 5 – квинта, 6 – секста, 7 – септима, 8 – октава.

Тоновая величина обозначается прилагательными: малая, большая, чистая, увеличенная, уменьшенная (сокращённо м., б., ч., ув., ум.)

В зависимости от качества звучания интервалы делятся на:

1) консонансы (звучат мягко);

2) диссонансы (звучат резко).

Характеристика интервалов

Прима

Прима чистая – это интервал, состоящий из повторения одного и того же звука («до-до», «ре-ре» и т.д.). Такое сочетание звуков называется унисоном. Ступеневая величина – 1, тоновая «0» тонов. Унисон достигается полным слиянием высоты, силы и тембра поющих голосов. Интервал «прима» часто используется в русских народных прибаутках, скороговорках: «Андрей-воробей», «Дон-дон», «Барашеньки-крутороженьки» и др.

По характеру звучания – консонанс.

Небо синее

Что относится к метроритму в музыке шорникова

Секунда

Ступеневая величина – 2 ступени.

Тоновая величина – м. 2 – ½ тона,б. 2 – 1 тон.

По характеру звучания относится к диссонансам.

Две соседние ступени звукоряда образуют интервал «секунда».

Малые секунды: ми-фа, си-до, а также между белыми и соседними чёрными клавишами (до-ре Что относится к метроритму в музыке шорникова, ре-ми Что относится к метроритму в музыке шорниковаи т.д.); большие секунды: до-ре; ре-ми; фа-соль; соль-ля; ля-си, а также до Что относится к метроритму в музыке шорникова-ре Что относится к метроритму в музыке шорникова, си-до Что относится к метроритму в музыке шорникова, ми-фа Что относится к метроритму в музыке шорниковаи т.д.

Интервал «секунда» часто используется в русских народных скороговорках: «Дождик», «Срока» и др.

Гармошка

Что относится к метроритму в музыке шорникова

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *