Что относится к методическим принципам физического воспитания
Методические принципы физического воспитания
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Методические принципы физического воспитания
Описание слайда:
Методические принципы физического воспитания
Сознательности и активности
Наглядности
Доступности и индивидуализации
Систематичности
Прогрессирования (динамичности)
Описание слайда:
1. Принцип сознательности и активности
Сознательность представляет собой способность человека правильно разбираться в объективных законах, понимать их и в соответствии с ними осуществлять свою деятельность
Активность – это мера или величина проявляемой человеком деятельности, степень его включения в работу.
Активность обучаемого является главным показателем меры его сознательного отношения к учебному процессу. Важнейшими признаками активности являются инициатива, самостоятельность и творчество.
Описание слайда:
1. Принцип сознательности и активности
Назначение принципа:
сформировать у занимающихся глубоко осмысленное отношение, устойчивый интерес и потребности к физкультурно-спортивной деятельности, а также побуждать их к оптимальной активности.
Описание слайда:
При формировании сознательного отношения к занятию необходимо предусмотреть следующее:
1. Сообщать занимающимся в доступной для них форме знания о физической культуре и спорте.
2. Всегда ставить перед занимающимися не только конкретные задачи, реализуемые на отдельных занятиях, но и обязательно обозначать перспективные цели совершенствования.
3. Формировать и умело регулировать мотивы физкультурной деятельности.
Описание слайда:
При формировании сознательного отношения к занятию необходимо предусмотреть следующее:
4. Формировать у занимающихся устойчивый интерес к физкультурно-спортивной деятельности.
5. Развивать способность критически относится к своим успехам и неудачам стимулировать потребность в самооценке, самоанализе и самоконтроле двигательной деятельности.
6. Применять специальные методы и методические приемы обучения, способствующие более активному включению в этот процесс сознания обучаемых. К ним можно отнести:
– идеомоторную тренировку;
–последовательная концентрация внимания на основных элементах техники физического упражнения;
– анализ выполняемых действий на основе получаемых ощущений, особенно мышечных;
–словесный отчет о выполненном действии;
Описание слайда:
Существенную роль в повышении активности занимающихся играет
Систематическая оценка и поощрение достигнутых результатов, организация самостоятельных занятий;
Выполнение заданий творческого характера, связанных с элементами поиска новых форм техники движений и тактики, новых средств и методических приемов;
Доступность предъявляемых заданий и требований;
Использование музыкального сопровождения на занятиях;
Применение педагогических воздействий таким образом, чтобы занимающийся расценивал свою активность как проявление личного желания, а не подчинение воле преподавателя.
Описание слайда:
Принцип наглядности предполагает широкое использование в процессе обучения и воспитания зрительных ощущений, восприятий, образов, а также всех других органов чувств, благодаря которым достигается непосредственный контакт с действительностью.
Описание слайда:
Назначение принципа наглядности
Создание зрительного и двигательного представления об изучаемых двигательных действиях.
Содействие разностороннему глубокому пониманию сущности физкультурно-спортивной деятельности.
Облегчение и ускорение процесса обучения движениям.
Описание слайда:
Основные пути реализации принципа наглядности на практике
1. Систематически использовать разнообразные методы обеспечения наглядности: показ упражнения в целом и по частям, замедленный показ, демонстрация различных наглядных пособий (схем, рисунков, фото), просмотр кино и видеозаписей, применение музыкальных сопровождений, звуковых сигналов, направленного прочувствование движения, различных ориентиров и т.д.
2. Находить наиболее оправданные соотношения в использовании разных форм наглядности.
3. Искать разумные соотношения наглядности и слова в зависимости от возраста и уровня подготовленности занимающихся.
Описание слайда:
3. Принцип доступности и индивидуализации
Доступность и индивидуализация обучения выражается в дифференциации учебных заданий и способов их решения (средств, методов, форм организации занятий и пр.) в соответствии с индивидуальными особенностями занимающихся.
Описание слайда:
Назначение принципа доступности и индивидуализации
Эффективно совершенствовать физическую сферу человека, не нанося при этом вреда его здоровью
Описание слайда:
Описание слайда:
Факторы определяющие доступность задания:
1. Количество информации заложенной в двигательном действии.
2. Структурная сложность Д Д и величина психофизиологических усилий, затрачиваемых на его выполнение.
3. Уровень развития соответствующих двигательных способностей.
Описание слайда:
Методические правила при реализации принципа доступности:
— от легкого к трудному,
— от простого к сложному,
— от освоенного к неосвоенному.
Необходимо распределять учебный материал таким образом, чтобы содержание каждого предыдущего занятия служило ступенькой, подводящей к освоению программы следующего занятия.
Описание слайда:
Объективные показатели для определения доступных нагрузок и заданий:
показатели здоровья (они определяются медиками и самими занимающимися – кардиограммы, артериальное давление, различные функциональные пробы, стабильность веса, отсутствие травм и многие другие);
показатели тренированности (динамика спортивных результатов, МПК, ЖЕЛ, динамика роста двигательных способностей и технической подготовленности и т.д.). Они определяются преподавателем-тренером в содружестве с врачом, ученым.
Методические принципы физического воспитания.
Однако в сфере физического воспитания и, в частности, в области спортивной тренировки эти принципы конкретизируются и наполняются содержанием, отражающим специфику процесса.
Принцип сознательности и активности. Этот принцип предусматривает формирование осмысленного отношения и устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями. Это обеспечивается определенной мотивацией, например, желанием укрепить здоровье, внести коррекцию в телосложение, достичь высоких спортивных результатов. В качестве мотива может быть просто желание активно отдохнуть или получить хорошую оценку по физической культуре. В любом случае важно, чтобы был сформулирован четкий личный мотив занятий физическими упражнениями и развился устойчивый интерес к ним. Однако необходимая мотивация к занятиям у некоторых студентов возникает не сразу. Здесь потребуется индивидуальная разъяснительная работа преподавателя со студентом. Одновременно необходим сознательный анализ и самоконтроль успехов и неудач самого занимающегося.
Повторяемость и вариативность в применении различных упражнений и заданий в оптимальных временных отрезках также являются обязательными составляющими принципа непрерывности. Фактор повторяемости в физическом воспитании выражен в большей мере, чем в других видах воспитания. Это объясняется специфическими закономерностями приобретения и закрепления умений и навыков, совершенствования форм и функций организма. Не меньшее значение имеет и вариативность, т.е. видоизменение упражнений, динамичности нагрузок, обновление форм и содержания занятий без изменения их целевой направленности. Это разнообразит учебно-тренировочный процесс, снижает психологические перегрузки, возникающие при выполнении однообразных заданий.
Последовательность в освоении учебно-тренировочных заданий и учебного материала в рамках одного занятия, многомесячного и многолетнего процесса физического воспитания также является одной из сторон принципа систематичности. Общая последовательность (в многомесячном и многолетнем аспекте) определятся логикой перехода от широкого общего физического образования к более углубленным специализированным занятиям. В многолетнем плане на общую последовательность оказывают влияние и особенности возрастного развития человека.
Ответные реакции организма на одну и ту же нагрузку не остаются неизменными. По мере приспособления к нагрузке уменьшаются вызываемые ею биологические сдвиги. Под воздействием привычной нагрузки происходит адаптация, а значит, экономизация функции: возможности организма, возросшие в результате приспособления к неизменной работе, позволяют ему выполнить ту же работу с меньшим напряжением. В этом состоит биологический смысл адаптации к нагрузкам.
Динамика нагрузок характеризуется постепенностью, проявляющейся в различных формах: Прямолинейное повышение нагрузок используется, когда общий уровень их сравнительно невысок и требуется постепенно втянуться в работу. Ступенчатая же динамика резко стимулирует тренированность на базе уже проделанной работы. Волнообразные колебания нагрузок в недельном, месячном, годовом циклах являются своеобразным фоном, на который накладываются прямолинейная и ступенчатая динамика.
В заключение еще раз важно подчеркнуть тесную взаимосвязь рассмотренных методических принципов, поскольку, в конце концов, они отражают отдельные стороны и закономерности одного и того же процесса физического воспитания. Отсюда следует, что ни один из указанных принципов не может быть реализован в полной мере, если игнорируются другие.
36. Понятие «здоровье», его содержание и критерии.
Таблица 3.1. Удельный вес факторов, определяющих риск для здоровья
Какие содержательные характеристики используются при рассмотрении здоровья? Наиболее широкое распространение в настоящее время получил функциональный подход. Его особенность заключается в способности индивида осуществлять присущие ему биологические и социальные функции, в частности, выполнять общественно полезную трудовую, производственную деятельность. Их утрата является наиболее распространенным и наиболее значимым для человека, семьи, общества социальным последствием болезней человека.
В связи с функциональным подходом к здоровью возникло понятие «практически здоровый человек», поскольку возможны патологические изменения, которые существенно не сказываются на самочувствии и работоспособности человека. Однако при этом чаще всего не учитывается, какую цену организм платит за сохранение работоспособности. В ряде случаев цена может быть настолько высокой, что грозит серьезными последствиями здоровью и работоспособности в будущем, поскольку изменения в организме до определенного уровня могут не сказываться па субъективных ощущениях и даже не отражаться на функции того или иного органа и системы. Поэтому качественные и количественные характеристики как здоровья, так и болезни имеют довольно широкий диапазон толкования. В пределах его различия в степени выраженности здоровья определяются по многим критериям-признакам: уровню жизнеустойчивости организма, широте его адаптационных возможностей, биологической активности органов и систем, их способности к регенерации и др.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ
Обучениев процессе физического воспитания специально направлено на формирование и совершенствование двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний. Наряду с этим осуществляется направленное воздействие на физическое развитие занимающихся, в результате которого происходит совершенствование форм и функций организма (повышение его функциональных возможностей, укрепления здоровья, улучшение телосложения). Данную сторону процесса физического воспитания можно обозначить, как «воспитание физических качеств» или «физическое воспитание в узком смысле».
Физическое воспитание органически связано с другими видами воспитания. Единство, взаимопроникновение всех видов воспитания – одна из коренных педагогических закономерностей.
Определенные стороны умственного, нравственного и эстетического воспитания настолько органично включены в процесс физического воспитания, что представляют нераздельное целое с ним.
Наряду с ними существуют принципы, выражающие главным образом методические закономерности обучения и воспитания в процессе физического воспитания. К ним относятся: принципы сознательности и активности, наглядности, доступности и индивидуализации, систематичности, прогрессирования.
Принцип сознательности и активности. Успех любого педагогического процесса определяется помимо всего и тем, насколько сознательно и активно относятся к делу сами воспитуемые. Понимание существа заданий, как и активно заинтересованное выполнение их, ускоряет ход обучения и воспитания, обуславливает глубокое совершенствование и творческое использование приобретаемых знаний, умений и навыков в жизни. Эти давно подмеченные закономерности имеют, прежде всего, в основе принцип сознательности и активности.
Формирование осмысленного отношения и устойчивого интереса к общей цели и конкретным задачам занятий.
Исходным моментом сознательного отношения к деятельности является соответствующая мотивация ее. Мотивы, побуждающие заниматься физическими упражнениями, разнообразны.
Преподаватель – тренер физического воспитания призван раскрыть перед занимающимся подлинный смысл физкультурной деятельности и, опираясь на первоначальные мотивы, постепенно подвести к пониманию общественной сущности физической культуры, ее значения как средства гармонического развития, укрепления здоровья, подготовки к творческому труду и защите Родины.
Принцип сознательности и активности предусматривает далее необходимость довести до сознания занимающихся конкретный смысл заданий, выполняемых в процессе обучения и воспитания.
Принцип наглядности. В процессе физического воспитания наглядность играет особенно важную роль, поскольку деятельность занимающихся носит в основном практический характер и имеет одной из своих специальных задач всестороннее развитие органов чувств.
Принцип систематичности. Суть этого принципа раскрывается в ходе положений, касающихся, во-первых, регулярности занятий и системы чередования нагрузок с отдыхом и, во-вторых, последовательности занятий и взаимосвязи между различными сторонами их содержания.
Принцип доступности и индивидуализации. Принцип доступности и индивидуализации определяют также как принцип учета особенностей воспитуемых и посильности предлагаемых им заданий.
Принцип прогрессирования. Этот принцип выражает общую тенденцию требований, предъявляемых к занимающимся в процессе физического воспитания, которая заключается в постановке и выполнении все более трудных новых заданий, в постепенном нарастании объема и интенсивности связанных с ними нагрузок.
Принцип постепенного повышения требований (динамичности).Этот принцип выражает общую тенденцию требований, предъявляемых к занимающимся в процессе физического воспитания, которая заключается в постановке и выполнении все более трудных новых заданий, в постепенном нарастании объёма и интенсивности, связанных с ними нагрузок.
ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ДВИЖЕНИЯМ
Основная особенность обучения в процессе физического воспитания заключается в том, что оно направлено на овладение двигательными умениями, навыками и специальными знаниями.
Двигательное умение– приобретённая на основе знаний и опыта способность не автоматизировано управлять движениями в процессе двигательной деятельности.
В процессе физического воспитания приобретаются двигательные умения двух разновидностей:
1. Умения осуществлять целостную двигательную деятельность;
2. Умения выполнять отдельные движения различной сложности.
Двигательные навыки. Многократное стереотипное повторение двигательного действия приводит к образованию навыка. Это происходит в тех случаях, когда при повторении не вносятся существенные изменения в структуру движений и выполняются в одних и тех же условиях.
Структура процесса обучения и особенности его этапов
Процесс обучения отдельному двигательному действию имеет следующие этапы (ступени):
1. Первоначальное изучение, в процессе которого формируется умение выполнять действие в его основном варианте.
2. Углубленное разучивание, в результате которого вырабатывается умение выполнять действие с необходимой четкостью.
3. Закрепление и дальнейшее совершенствование действия, что связано с возникновением двигательного навыка, а также умений использовать его в различных условиях.
С учетом указанных особенностей формирования начального двигательного умения на первом этапе обучения ставятся задачи:
1. Сформулировать целостное представление о двигательном акте, основанное на понимании его сути.
2. Пополнить двигательный опыт занимающихся студентов теми элементами, которые нужны для освоения нового действия.
3. Добиться выполнения действия целиком.
4. Устранить ненужные движения, излишнее мышечное напряжение.
Дидактические задачи на втором этапе обучения:
1. Углубить понимание закономерностей изучаемых движений;
2. Добиться освоения и уточнения диалектики изучаемого действия;
3. Добиться четкого, свободного и слитного выполнения двигательного действия в целом.
Частные задачи третьего этапа обучения:
1. Закрепить освоенную технику двигательного действия наряду с дальнейшим уточнением ее деталей;
2. Довести до необходимой степени совершенства индивидуальные черты техники;
3. Обеспечить целесообразное применение усвоенного действия в различных внешних условиях и в соединениях с другими действиями;
4. Обеспечить совершенное владение двигательным действием при максимальных физических усилиях.
Одна из наиболее характерных черт процесса обучения на третьем этапе, как видно из сказанного – органическое слияние его с процессом воспитания физических качеств.
ОСНОВЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ
Физическая подготовка
Основные понятия.Термин «тренировка» неоднозначен. Этим словом, чаще всего обозначают процесс упражнения или приучения. Термин «спортивная тренировка» в широком смысле слова близок к понятию «подготовка спортсмена»: в узком смысле под «тренировкой» понимают тренировочное занятие. Подготовка спортсмена – направленное использование всей совокупности факторов, с помощью которых обеспечиваются готовность спортсмена к спортивным достижениям. Тренированность – это мера приспособления организма к пониженной работе, достигнутая путем тренировки.
Спортивная тренировка – это подготовка спортсмена, системно построенная на основе методов управления.
Понятие «тренированность»обычно связывают по преимуществу с биологическими приспособительными изменениями, которые происходят в организме спортсмена под воздействием тренировочных нагрузок и выражаются в росте его работоспособности.
«Подготовленность»– понятие более емкое, чем «тренированность». «Подготовленность» спортсмена – это определенная степень развития двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости).
«Спортивная форма» – оптимальная готовность к спортивным достижениям, которая приобретается при определенных условиях в каждом макроцикле тренировки.
Методические принципы и методы физического воспитания
К методическим принципам физического воспитания относятся:
· принцип сознательности и активности;
· доступности и индивидуализации;
· динамичности (постепенного повышения требований).
Принцип сознательности и активности
Принцип предусматривает формирование осмысленного отношения и устойчивого интереса к занятиям физическими упражнениями. Это обеспечивается наличием определенной мотивации: желание укрепить здоровье, внести коррекцию в телосложение, достичь высоких спортивных результатов, получить хорошую оценку по физической культуре и т.д. Необходимая мотивация к занятиям у некоторых студентов возникает не сразу, требуется индивидуальная разъяснительная работа преподавателя со студентом. Одновременно необходим сознательный анализ и самоконтроль успехов и неудач самого занимающегося.
Принцип наглядности позволяет сформировать правильное представление о выполнении двигательного задания или отдельного элемента.
Для реализации этого принципа на практике применяются:
· показ двигательного действия преподавателем;
· демонстрация наглядных пособий;
· звуковая и световая сигнализация.
Принцип доступности и индивидуализации
Принцип предполагает определение посильного упражнения, задания, оптимальных методических условий для их реализации, а также обязывает строго учитывать индивидуальные различия в физических и психологических особенностях занимающихся.
Принцип предполагает регулярность занятий, рациональное чередование нагрузок и отдыха. При проведении учебно-тренировочных занятий данный принцип во многом обеспечивает преемственность и последовательность в освоении учебного материала, а также непрерывность учебно-тренировочного процесса при оптимальном чередовании нагрузок и отдыха.
Принцип динамичности, или постепенного повышения требований, заключается в постановке все более трудных заданий по мере выполнения предыдущих. Это выражается в постепенном усложнении двигательных задач, в нарастании объема и интенсивности нагрузок. При реализации принципа динамичности предусматривается регулярно обновлять учебный материал, а также увеличивать объем и интенсивность нагрузок.
Для решения задач физического воспитания используется множество различных методов, как специфического, так и неспецифического характера.
К специфическим методам (характерные для физического воспитания) относятся:
· метод строго регламентированного упражнения;
К неспецифическим методам относятся общепедагогические методы словесного и сенсорного воздействия, используемые в единстве со специфическими методами.
Метод строго регламентированного упражнения – это метод, характерным отличием которого является выполнение каждого упражнения в строго заданной форме и с точно обусловленной нагрузкой.
Использование данного метода позволяет:
· избирательно воздействовать на различные части тела;
· строго дозировать нагрузку;
· осуществлять индивидуальный подход;
· избирательно развивать отдельные физические качества;
· использовать физические упражнения в занятиях с любым контингентом;
Условно методы строго регламентированного упражнения можно разделить на две группы:
· методы обучения двигательным действиям;
· методы, направленные преимущественно на развитие физических качеств.
Методы обучения двигательным действиям разделяют на методы целостного и расчлененного упражнения. Метод целостного упражнения заключается в многократном повторении двигательных действий целиком. Метод расчлененного упражнения предполагает расчленение системы движений на относительно самостоятельные части, которые разучиваются с последующим соединением в единое целое.
К методам, направленным преимущественно на развитие физических качеств, относятся: равномерный, переменный, повторный, интервальный, круговой и т.д. Равномерный метод заключается в выполнении упражнения с относительно постоянной интенсивностью. При использовании переменного метода производится непрерывная работа меняющейся интенсивности. Повторный метод характеризуется выполнением одних и тех же упражнений в чередовании с интервалами отдыха, во время которых обеспечивается достаточно полное восстановление работоспособности. Интервальный метод отличается от повторного тем, что одна и та же нагрузка выполняется с жестко заданными интервалами для отдыха, которые по мере возрастания тренированности сокращаются. Круговой метод позволяет использовать как отдельные движения, так и их комплексы, объединяющие разнородные физические качества. Для каждого вида упражнений устанавливается место, которое называется станцией. На каждой из них занимающийся выполняет одно из упражнений.
Игровой метод – это метод, в основе которого лежит определенным образом упорядоченная игровая двигательная деятельность.
Признаками игрового метода являются: ярко выраженные элементы соперничества и эмоциональности в игровых действиях; изменчивость условий ведения борьбы, условий выполнения движений; высокие требования к творческой инициативе в движениях; отсутствие строгой регламентации в характере движений и их нарушение; комплексное проявление разнообразных двигательных навыков и качеств.
Соревновательный метод – это метод, основой которого является стимулирование и активизация деятельности занимающихся с установкой на победу или достижение максимального результата. Данный метод, как правило, связан с большими, а не редко предельными физическими нагрузками, что обусловливает осторожное его использование в процессе физического воспитания. Обязательным условием его применения – подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться.
Методы словесного и сенсорного воздействия основаны на использовании слова и чувственной информации.
Слово играет необходимую роль в осмыслении, самооценке и саморегуляции действий занимающихся. К методам словесного воздействия относятся:
· рассказ, объяснение, беседа, лекция (передача знаний);
· распоряжения, указания, команды (управление деятельностью занимающихся);
· оценка, разбор, замечания (анализ и оценивание деятельности занимающихся).
Посредством сенсорных ощущений (зрительные, слуховые, мышечные) обеспечивается наглядность в восприятии изучаемых упражнений, их отдельных сторон, характеристик и условий выполнения.
Основными методами сенсорного воздействия являются:
· непосредственный показ (целостное представление о самом двигательном действии);
· демонстрация наглядных пособий (видеозапись, различных муляжей, многообразных схем, рисунков и т.д.);