Что относится к методам повышения речевой культуры

Средства и методы повышения речевой культуры.

Какие существуют средства и методы повышения речевой культуры?

1. Приобретение новых знаний, накопление сведений из различных областей науки и техники, получение информации из периодической печати, передач радио и телевидения, чтение научной, публицистической, художественной литературы.

2. Расширение лингвистического кругозора, знаний о языке.

3. Обогащение словарного запаса.

4. Развитие речевого слуха. Следует слушать, как говорят, как произносят слова, как употребляют слова, т. е. обращать внимание не только на содержание речи, но и на форму преподнесения материала, языковое мастерство, ораторские приемы.

5. Практика говорения (ведение беседы, переговоров, выступление в массовой аудитории, участие в дискуссиях и т. п.).

6. Овладение техникой речи.

Основные элементы речевой техни­ки – фонационное (речевое) дыхание, голос (правильные навыки голосообразования) и дикция (степень отчетливости в произношении слов, слогов, звуков).

Хорошо поставленный голос, правильное дыхание во время гово­рения, четкая дикция, безупречное произношение позволяют высту­пающему привлечь внимание аудитории, наилучшим образом доне­сти до слушателей содержание выступления, воздействовать на их сознание, воображение, волю.

Владение техникой речи помогает лучше передать смысловые свя­зи между частями речевого высказывания.

Чтобы поддерживать свой речевой аппарат в рабочем состоянии следует систематически выполнять рекомендованные специалиста­ми упражнения по технике речи.

7. Знакомство с основами ораторского мастерства.

8. Анализ текстов. Читая тексты, важные документы, выполняйте роль редактора – текст читается медленно, слово за словом, пытаясь установить, как иначе можно толковать отдельные слова и предложения, какие мысли сформулированы неясно.

Ваша задача заключается в том, чтобы найти слабые места в тексте.

9. Овладение нормами литературного языка – одно из важнейших условий совершенствования речевой культуры.

10. Овладение технологиями речевого общения.

Современному деловому человеку необходимо освоить методику организации и проведения различных видов бесед, переговоров, презентаций, телефонных разговоров и т. д., овладеть стратегией и тактикой поведения в наиболее типичных ситуациях делового общения.

11. Развивайте эпистолярной жанр, пишите письма, оттачивайте слог, вырабатывайте собственный стиль.

«Перо – лучший и превосходнейший

творец и наставник красноречия»

12. Одним из эффективных способов совершенствования речевой культуры является работа со словарями.

1. Азарова, Е.В. Русский язык: Учеб. пособие / Е.В. Азарова, М.Н. Никонова. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2005. – 80 с.

2. Голуб, И.Б. Русский язык и культура речи: Учеб. пособие / И.Б. Голуб. – М. : Логос, 2002. – 432 с.

3. Культура русской речи: Учебник для вузов / под ред. проф. Л.К. Граудиной и проф. Е.Н. Ширяева. – М.: НОРМА-ИНФРА, 2005. – 549с.

4. Никонова, М.Н. Русский язык и культура речи: Учеб пособие для студентов-нефилологов / М.Н. Никонова. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2003. – 80 с.

5. Русский язык и культура речи: Учеб. / под редакцией проф. В.И. Максимова. – М. : Гардарики, 2008. – 408с.

6. Русский язык и культура речи: Учебник для технических вузов / под ред. В.И. Максимова, А.В. Голубевой. – М. : Высшее образование, 2008. – 356 с.

Источник

О способах повышения речевой культуры обучающихся

Одной из проблем развития современного общества можно считать значительное снижение уровня речевой культуры. В настоящее время стало модным усиленно наводнять язык вульгаризмами, пытаться узаконить применение ненормативной лексики, без разбора использовать заимствования, регулярно демонстрировать в средствах массовой информации стилистическую небрежность. Таким образом, актуальным является формирование у обучающегося устойчиво высокого уровня речевой культуры на основе осмысленного отношения к русскому языку как духовной сокровищнице нации.

Речевая культура проявляется в трёх аспектах, взаимосвязанных между собой.

Первый – нормативный. Охрана норм литературного языка является делом национальной важности, так как литературный язык – один из факторов (наряду с единством территории и хозяйственной жизни), объединяющих нацию в единое целое.

Второй аспект – коммуникативный. Порой текст, в котором безупречно соблюдены все нормы, тем не менее не выполняет поставленной задачи. Дело в том, что в каждой конкретной ситуации общения из всех языковых средств необходимо выбрать такие, которые с максимальной полнотой и эффективностью выполнят поставленную коммуникативную задачу. Развитие коммуникативного аспекта культуры речи возможно только в свободной речевой деятельности, любая диктатура и творчество несовместимы.

Третий аспект культуры речи – этический. В каждом обществе существуют общепринятые нормы поведения, которые в рамках культуры речи определяются как речевой этикет. Уже древние риторики (руководства по красноречию) указывали на тесную связь речи с её содержанием и именно последнему отдавали приоритет при оценке высказывания. Первый и главный критерий хорошей речи – критерий нравственный: речь должна быть правдивой, а цели коммуниканта благородными.

Содержательность и правдивость высказывания – важные внелингвистические факторы эффективности общения. Остальные критерии оценки уровня речевой культуры имеют непосредственное отношение к языку: культурная и грамотная речь – это речь правильная (нормированная), точная, логичная, уместная, чистая, выразительная, богатая.

Исходя из данных аспектов культуры речи, можно сформулировать несколько правил, которые будут приняты обучающимися в процессе общения.

Данные правила должны быть осознаны и приняты всеми участниками общения, так как их выполнение обеспечит эффективность общения. Центральным понятием общения становится “речевой поступок”. Тем самым, во-первых, подчёркивается личная ответственность говорящего за своё слово; во-вторых, приоритетной оказывается спонтанная “изобретаемость” речи (воспроизведения готовой речи здесь быть не может).

Одним из критериев оценки уровня речевой культуры является степень активности обучающегося в процессе общения, которую легко определить и зафиксировать. Таким образом, представляется интересным обратить внимание на такие формы урока, как дискуссия, полемика, семинар, так как именно риторизированная технология является наиболее эффективной для повышения активности обучающегося.

Наиболее целесообразно, на мой взгляд, использовать такие формы проведения урока, как семинар, полемика, дискуссия, то есть те, в основе которых лежит обсуждение предложенной проблемы. При таких формах учителю достаётся лишь организационная роль, а само содержание урока определяется совместно обучающимися.

Такое обучение является личностно-ориентированным и обеспечивает развитие и саморазвитие личности обучающегося, исходя из выявления его индивидуальных особенностей. Процесс личностно-ориентированного обучения предполагает, что обучающийся может реализовать себя относительно своих собственных способностей.

При использовании данных форм урока педагогу можно порекомендовать придерживаться следующих рабочих принципов, которые способствуют повышению эффективности обучения.

В качестве примера использования риторизированной технологии приведу разработку урока-дискуссии, проведённого в 8-м классе.

Задача для учителя: ознакомить обучающихся с правилами, организовать ход дискуссии, чтобы не нарушались временные рамки каждого этапа.

Задача для обучающихся: подчиняться принятым правилам, любое своё выступление доказывать, обосновывать или иллюстрировать.

Не исключено, что кто-то будет против правил. Необходимо объяснить их полезность. Если подобные уроки проводятся систематически, то проблем не возникает, если впервые, то необходимо потратить время, чтобы все участники общения осознали, что правила способствуют плодотворному общению, а не мешают ему.

Обучающимся самим было предложено выбрать тему для дискуссии. Единогласно остановились на теме “Компьютерная зависимость”. Такой выбор можно было прогнозировать: тема актуальна, интересна и соответствует подростковому возрасту.

Первый этап урока: формулировка проблемы, выделение различных её аспектов.

Проблема сформулирована: опасность компьютерной зависимости.

Выделены были следующие её аспекты:

В целом видно, что обучающиеся осознают опасность компьютерной зависимости. На первом этапе урока высказались 12 человек. В классе присутствовали 23 человека.

Второй этап урока: выяснение причины возникновения данной проблемы.

Названы были следующие причины:

На втором этапе урока высказались 8 человек.

Третий этап урока: предложения по решению проблемы.

Высказаны следующие предложения:

На третьем этапе урока высказались 8 человек. Как видно, обучающиеся очень грамотно обсудили проблему, даже без специальной подготовки, чувствовали себя свободно, не боялись оценки. Результата такого урока можно считать положительным, так как цель, ставившаяся учителем для себя, достигнута: на уроке высказались 92% обучающихся, прозвучали разные типы аргументов, участники дискуссии были искренни, соблюдали культуру слушания, продемонстрировали умения обобщать материал и делать выводы.

Обобщая всё вышесказанное, можно сделать вывод: риторизированная технология способствует формированию высокого уровня речевой компетенции, позволяя воздействовать в первую очередь на увеличение степени активности обучающегося в учебном диалоге. Данные формы обучения эффективно повышают уровень развития речевой культуры обучающегося.

Источник

Развитие культуры речи

Что относится к методам повышения речевой культуры

Скажи мне слово, и я скажу, кто ты. Речь – наша визитная карточка. Культура речи отображает образ мысли человека, уровень воспитания, образования и осознанности. Убогая, неуклюжая и малокультурная речь не способна оказывать влияние на окружающих. Более того, вызывает отторжение к говорящему.

Если вы желаете владеть вниманием собеседника, производить на него благоприятное впечатление и быть убедительным в своих высказываниях, развивайте культуру речи. В статье мы расскажем, как это сделать.

Элементы культуры речи

Культура речи – обширное понятие. Оно включает совокупность элементов, цель которых – наилучшим образом воздействовать на получателя информации.

Составляющие культурной речи:

Рассмотрим подробнее каждый элемент.

Содержательность

Пустословие – первый враг культуры речи. Народная мудрость тому подтверждение: «Век мелет, а помолу нет», «Звону много, да толку мало», «Наговорила, что наварила, а глядь – и нет ничего».

Содержательная речь должна соответствовать критериям:

Иными словами, ваши высказывания должны иметь внутренний посыл, смысл. Чтобы понять, не играете ли вы в словестный пинг-понг, задайте себе вопрос: моя речь обогащает слушателей? Делюсь ли я полезными знаниями, вдохновляю, вселяю уверенность или побуждаю к активным действиям? Любой «спич» должен иметь цель, быть ориентированным на слушателя.

Одно из самых распространенных препятствий на пути к культурной, содержательной речи – это слова- и звуки-паразиты. Всем известные «ну», «короче», «так скажем», «вообще», «типа», «как бы», «вот», «собственно», «ээ» и т.д. Пока мозг подбирает нужное слово, в речи появляется пауза. Именно ее и стремится заполнить слово-паразит.

Предлагаем несколько советов для избавления от мусорных слов и звуков:

Прочтите выбранное произведение несколько раз и перескажите своими словами, четко контролируя отсутствие слов-паразитов в речи. Этот способ мощно активирует речевой интеллект.

Вам потребуется напарник. Подготовьте небольшой рассказ о себе: самые простые и хорошо известные факты из биографии. Начните пересказывать подготовленный текст напарнику. В тот момент, когда вы произнесете любое слово-паразит, ваш помощник должен сказать: «Стоп. Начинай сначала». И вы начинаете воспроизводить текст заново. Повторяйте упражнение до тех пор, пока пересказ не будет полностью очищен от бесполезных слов.

Такой способ помогает сформировать речевой самоконтроль.

За каждое произнесенное слово-паразит выписывайте себе штраф… в 5 приседаний, например. Либо найдите в своем окружении счастливчика, которому будете платить по 100 рублей за каждый «блин».

Возьмите любой текст. Например, «Сказку о золотой рыбке». Припомните свое излюбленное слово-паразит. Начните читать текст сказки, вставляя после каждого нормального слова паразитное.

«Жил как бы старик как бы со своею как бы старухой как бы у самого как бы синего как бы моря как бы». Таким образом повторите сказку три раза. На четвертый раз вы почувствуете явное отторжение к слову-паразиту. Внутреннее сопротивление поможет вам в дальнейшем не употреблять мусорное слово в речи.

Найдите любой тест в Интернете. Например, психологический. Прочитайте вопрос и самостоятельно сформулируйте ответ, не подглядывая в предлагаемые варианты и не используя бесполезные слова/звуки.

Слова-паразиты обедняют речь и являются костылями, на которые опирается человек. Смело отказывайтесь от них. Учитесь говорить ярко и лаконично.

Словарный запас

15 тысяч слов составляет активная лексика среднестатистического человека. Произведения Александра Сергеевича Пушкина содержат около 23 тыс. слов, словарь Владимира Ивановича Даля – 200 тысяч. Героиня романа «Двенадцать стульев» Эллочка-людоедка обходилась 30 словами. Узнать величину своего пассивного словарного запаса можно здесь.

Пассивный словарь – это знакомые человеку слова, но в речи им не востребованные. Активный словарь – слова, регулярно употребляемые человеком при коммуникации. Культура речи предполагает систематическое использование хотя бы 50% пассивного словарного запаса.

Предлагаем выполнять 4 упражнения, которые переведут ваш словарный запас из спящего режима в активный.

Возьмите ручку, лист бумаги, таймер. В течение минуты произнесите вслух максимальное количество любых существительных, не повторяясь. При этом за каждое слово ставьте на листе бумаги палочку/точку/галочку. Посчитайте количество названных существительных. То же самое проделайте с прилагательными и глаголами.

Нормой является соотношение существительных / прилагательных / глаголов – 54/46/42 слова.

Количество глаголов указывает на авторитетность и способность речи побуждать к действиям. Прилагательные делают речи выпуклой, эмоциональной и запоминающейся. Существительные – дают определение предметам и явлениям.

Эта техника речевой креативности способствует распаковке ресурсов мозга, памяти и воображения. Практикуйте в течение 7 дней, и вы заметите, как увеличивается активный вокабуляр.

Древнеримский философ, оратор и политический деятель Цицерон расширял словарный запас, пересказывая возвышенные стихи. Причем он передавал содержание прочитанного в самых лучших выражениях, какие только мог подобрать.

Последуйте его примеру. Помните, в русском языке существует как минимум 6 синонимов для каждого слова. Используйте их.

Данный метод не только расширит ваш активный словарный запас, но и научит импровизировать в любой ситуации.

Ваша задача вспомнить и описать человека, с которым общались час назад. Напрягите память и дайте характеристику его внешнему виду, манере речи, предмету разговора, вашим ощущениям в процессе коммуникации. Чем больше эпитетов назовете, тем лучше.

Чтение и прослушивание аудиокниг – разумный метод обогащения лексики. Предлагаем его усовершенствовать. Найдя в книге выразительное, редко употребляемое слово, выпишете его. Составьте несколько предложений, где оно было бы уместно. На протяжении 5 дней используйте найденное слово при живом общении или в переписке.

Так новое слово не ляжет на пыльную полочку вашей памяти, а войдет в активный лексикон.

Упражняйтесь, друзья, и вам точно не придется лезть за словом в карман.

Лексические нормы

Емкий словарный запас – признак высокой культуры речи. Не менее важно при этом следить за соответствием лексического значения слова ситуации, где оно употребляется. Приведем примеры речевых ошибок, которые препятствуют культуре речи:

Пример: «Рок-группа выпустила очередной дебютный альбом».

Пояснение: слово «дебют» употреблено ошибочно. Дебют – это первое выступление. Из контекста предложения ясно, что рок-группа выпустила далеко не первый альбом.

Пример: «Катя ведет праздничную жизнь».

Пояснение: слова «праздничный» и «праздный» – паронимы. В данном предложении уместно использовать слово «праздный».

Примеры: «Корреспондент дает подробные подробности произошедшего»; «В саду растут только многолетние растения»; «Проливной ливень помешал городским гуляниям».

Пример: «Лишь небольшая толика людей понимала, что происходит».

Пояснение: толика – и есть небольшая часть. Поэтому «Небольшая толика» – избыточное выражение.

Примеры: «Войска одержали поражение в битве»; «Поднимем тост за молодоженов»; «Государство стремится улучшить уровень жизни населения».

Пояснение: поражение можно только терпеть, тост – произнести, уровень жизни – повысить.

Примеры: «Всё вернулось на места своя»; «Не за горой тот день, когда мы разбогатеем».

Пояснение: нельзя искажать структуру фразеологизма (правильно говорить «вернулось на круги своя») и грамматическую форму слов, входящих в его состав (правильно говорить «не за горами»).

Как же минимизировать количество лексических ошибок в речи? Как развить грамотность? Вот несколько советов:

Культурного, хорошо владеющего речью человека отличает богатство активного словаря и соблюдение речевых норм.

Логичность

Логика – это умение последовательно излагать мысли, исключать противоречие между ними и строить связный текст. Чтобы каждое ваше высказывание было таковым, необходимо соблюдать 4 основных закона логики и не допускать логических ошибок.

Одно рассуждение – одна мысль.

Типичный пример нарушения закона тождества: «Самое смертоносное цунами произошло в 2004 году: погибло более 230 тыс. человек на острове Суматра, в Таиланде, Шри-Ланке, Индии. Цунами возникает из-за подводных землетрясений. Магнитуда может достигать… Самые разрушительные цунами в истории человечества произошли…Чтобы спасти свою жизнь, нужно…».

В примере тема цунами 2004 года перетекает в рассказ о цунами, как явлении вообще. Появляются две нити повествования вместо одной.

Из двух взаимоисключающих высказываний одно истинно, а другое ложно, третьего не дано.

Пример нарушения этого закона: «У туристов совсем не осталось еды. На троих – только банка шпрот и два апельсина».

Высказывания, противоположные по смыслу, одновременно истинными быть не могут.

Пример нарушения закона противоречия: «Всем известно, у Сталина не было хобби. Какие же увлечения были у Сталина?» В данном случае истинно лишь одно высказывание: либо у Сталина не было хобби, либо было.

Каждое утверждение должно быть подтверждено убедительными доказательствами.

Пример нарушения этого закона: «Коля – вор, потому что он подписал показания». Тут усматривается нарушение логики, ведь подписание показаний не означает доказательства вины.

Здесь вы найдете перечень полезной литературы, которая поможет вам не допускать ошибок логического типа.

Композиция

Неоспоримый признак культуры речи – четко продуманная композиция высказывания. Было бы некультурно приступить к повествованию, не поприветствовав аудиторию. Или начать речь с кульминации рассказа.

Возможно ли овладеть мастерством композиции? Да. Для этого нужно соблюдать несколько условий:

Правильно построенная композиция позволяет оратору владеть и управлять вниманием слушателей. Наращивать интерес, если аудитория остыла. Чтобы оживить речь, сделать ее эмоционально-привлекательной для слушателей, выполняйте упражнение древнегреческого философа и ритора Горгия.

Возьмите любой предмет. Например, горшок с кактусом. В течение минуты пойте ему дифирамбы. Припомните его положительные качества, пользу, опишите визуальную привлекательность предмета в самых ярких красках. Затем сразу же в течение минуты хулите его.

Старайтесь быть максимально категоричными, радикальными как в порицании, так и в рукоплескании. Обязательно выражайте свои эмоции невербально: мимикой, жестами, выражением глаз. Проявляйте свободу в интонационном выражении.

Дикция

Представьте оратора, который невнятно говорит, еле шевелит ртом или «проглатывает» звуки. О какой культуре речи здесь можно говорить? Безупречная дикция является знаком уважения к собеседнику, а также располагает к нам людей и вызывает симпатию.

Рекомендуем вам совершать 4 действия, которые сделают вашу дикцию четкой:

Чтобы наработать этот речевой навык, читайте вслух, артикулируя выразительнее, чем вы делаете это в повседневной жизни.

На нашем сайте вы найдете скороговорки для улучшения дикции.

Друзья, развивайте культуру речи. Повышайте общую культуру. Уважайте своих собеседников и русский язык в целом. Успехов вам!

Источник

Способы повышения речевой культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2010 в 22:54, реферат

Описание работы

Интерес к проблемам речевой культуры в настоящее время велик, об этом свидетельствуют следующие факты: при президенте РФ создан комитет по вопросам русского языка, разрабатывается Государственный закон о русском языке, Государственным образовательным стандартом предмет введен во все учебные заведения (средние и высшие), выходит много учебных пособий, справочной литературы, популярной по вопросам речевой культуры.

Работа содержит 1 файл

Способы повышения речевой культуры.doc

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального

«Волгоградский государственный педагогический университет»

Институт дошкольного, начального образования и специальной педагогики

Факультет дошкольного и начального образовании

Кафедра русского языка и методики его преподавания в начальной школе

«Способы повышения речевой культуры»

Русский язык и культура речи

Исполнитель: студентка группы

Бурмистрова Е. А., канд. филол.

Интерес к проблемам речевой культуры в настоящее время велик, об этом свидетельствуют следующие факты: при президенте РФ создан комитет по вопросам русского языка, разрабатывается Государственный закон о русском языке, Государственным образовательным стандартом предмет введен во все учебные заведения (средние и высшие), выходит много учебных пособий, справочной литературы, популярной по вопросам речевой культуры.

Наконец-то общество осознало, в каком плачевном состоянии находится речевая культура. Даже появилось такое понятие – «экология речевой среды

Итак, интерес к проблемам речевой культуры связан с создавшейся неблагополучной ситуацией в речевом пространстве, с низким уровнем речевой культуры. Следующей причиной большого общественного интереса к проблемам речевой культуры является повышение требований к речевой подготовки современного специалиста.

Владение культурной речи – показатель профессионального уровня, профессиональной пригодности преподавателей, юристов, социальных работников, психологов, специалистов по связям с общественностью, менеджеров, всех тех, в профессиональной деятельности которых слово является главным «инструментом».

Профессиональный успех, профессиональный рост во многом определяется владением речевой культурой.

Понятие «культура речи» следует рассматривать в нескольких аспектах: наука, характеристика качества речи, учебная дисциплина.

1. Культура речи – лингвистическая наука, занимающаяся проблемами нормализации речи, разрабатывающая рекомендации по умелому пользованию языком.

2. Культура речи – это такой выбор и такая организация языковых средств, которые в той или иной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач.

(Граудина Л. К., Ширяев Е. Н.. Культура русской речи: Учебник для вузов. М.:

Издательская группа НОРМА-ИНФРА М, 1999.)

Итак, три составляющих компонента определяют сущность культуры речи – нормативный, коммуникативный, этический.

Признаки характерисики хорошей речи:

1. Правильность речи, т. е. соответствие принятым в определенную эпоху литературно-языковым нормам: произношения, ударения, образования и употребления грамматических форм, словоупотребления.

2. Точность – коммуникативное качество речи, проявляющееся в использовании слов в полном соответствии с их значением.

3. Ясность – качество речи, обеспечивающее адекватное понимание сказанного. «Говори так, чтобы тебя нельзя было не понять», – писал еще в античные времена римский учитель красноречия Квинтилиан.

4. Уместность – соответствие слов и выражений целям и условиям общения.

5. Логичность речи, то есть соответствие законам логики. Небрежность языка обусловливается нечеткостью мышления. «Что неясно представляешь, то неясно и выскажешь; неточность и запутанность выражений свидетельствует только о запутанности мыслей» (Чернышевский).

6. Простота речи, т. е. безыскусственность, естественность, отсутствие вычурности, «красивостей» слога. «Под напыщенностью и неестественностью фразы скрывается пустота содержания» (Л. Толстой).

7. Чистота речи, т. е. устранение из нее слов нелитературных, диалектных, жаргонных, просторечных, вульгарных.

8. Живость речи, т. е. отсутствие шаблонов; выразительность, образность, эмоциональность.

Существуют следующие средства и методы повышения речевой культуры:

1. Приобретение новых знаний, накопление сведений из различных областей науки и техники, получение информации из периодической печати, передач радио и телевидения, чтение научной, публицистической, художественной литературы.

2. Расширение лингвистического кругозора, знаний о языке.

3. Обогащение словарного запаса.

4. Развитие речевого слуха. Следует слушать, как говорят, как произносят слова, как употребляют слова, т. е. обращать внимание не только на содержание речи, но и на форму преподнесения материала, языковое мастерство, ораторские приемы.

5. Практика говорения (ведение беседы, переговоров, выступление в массовой аудитории, участие в дискуссиях и т. п.).

6. Овладение техникой речи. Основные элементы речевой техники – фонационное (речевое) дыхание, голос ( правильные навыки голосообразования) и дикция (степень отчетливости в произношении слов, слогов, звуков). Хорошо поставленный голос, правильное дыхание во время говорения, четкая дикция, безупречное произношение позволяют выступающему привлечь внимание аудитории, наилучшим образом донести до слушателей содержание выступления, воздействовать на их сознание, воображение, волю. Владение техникой речи помогает лучше передать смысловые связи между частями речевого высказывания.

Чтобы поддерживать свой речевой аппарат в рабочем состоянии следует систематически выполнять рекомендованные специалистами упражнения по технике речи.

7. Знакомство с основами ораторского мастерства.

8. Анализ текстов. Читая тексты, важные документы, выполняйте роль редактора – текст читается медленно, слово за словом, пытаясь установить, как иначе можно толковать отдельные слова и предложения, какие мысли сформулированы неясно. Задача заключается в том, чтобы найти слабые места в тексте.

9. Овладение нормами литературного языка – одно из важнейших условий совершенствования речевой культуры.

10. Овладение технологиями речевого общения. Современному деловому человеку необходимо освоить методику организации и проведения различных видов бесед, переговоров, презентаций, телефонных разговоров и т. д., овладеть стратегией и тактикой поведения в наиболее типичных ситуациях делового общения.

11. Развивайте эпистолярной жанр, пишите письма, оттачивайте слог, вырабатывайте собственный стиль. «Перо – лучший и превосходнейший творец и наставник красноречия» (Цицерон)

12. Одним из эффективных способов совершенствования речевой культуры является работа со словарями. Методы и средства повышения речевой культуры, изложенные выше, – это своеобразные ориентиры в работе студента над совершенствованием собственной речи.

Одним из важнейших условий формирования речевой культуры является обогащение словарного запаса. Для успешного усвоения «новых» для вас понятий следуйте методическим советам. Свободное использование лексического запаса предполагает определенную частотность практического применения слов.

Каждое слово в процессе закрепления его в личном словаре проходит три стадии.

Первая стадия может быть названа стадией узнавания и, воспроизведения, т. е. человек узнает новое слово или выражение, его значение, может правильно реагировать на него и может воспроизвести контекстно. Обилие эквивалентов помогает усвоению изучаемых слов и выражений. Часто человек употребляет слова свободно лишь в одном его стилистическом варианте и испытывает затруднения, если сталкивается с необходимостью употребления другого синонимического выражения. На этой стадии рекомендуется самостоятельно выполнить упражнения на перифраз, замену нового слова известным синонимом; вопросы, включающие новые слова, передачу содержания текста с опорой на новые слова. Новые слова и выражения заучиваются как иностранные и служат своеобразными ключами для воспроизведения содержания текста.

Вторая стадия: говорящий самостоятельно выбирает новые слова или выражения, используя их в заданной ситуации, подбирает синонимы к новым словам, употребляет их при устном изложении прочитанного или услышанного материала. Бывает так, что на этой стадии обучающийся по смыслу говорит правильно, но длинно, путано, неясно, без должной эстетической окраски.

Третья стадия: закрепление нового слова – является наиболее важной, ответственной, творческой. Говорящий самостоятельно составляет, ситуацию, используя новые слова и выражения в общении с собеседником. Эта методика способствует успешному овладению устной речью. (Данцев А.А.,

Культура человека наиболее ярко и непосредственно проявляется в его речи. В определенном смысле культура речи человека, манера выражать свои мысли и чувства являются его визитной карточкой. Первое представление о человеке и его первоначальная характеристика, как правило, формируются на основании впечатления, которое возникает от речевой манеры собеседника.

Сегодня важно не только уметь построить свое устное высказывание, убедительно отстаивая собственную позицию (естественно, с соблюдением правил культуры речевого общения), но и уметь понимать чужую речь и адекватно реагировать на нее.

Поэтому человек должен постоянно совершенствовать свою речь: читать классическую художественную литературу, содержащую лучшие образцы речевой культуры; внимательно вслушиваться и перенимать речевые приемы наиболее интеллигентных дикторов радио и телевидения, артистов, лекторов; расширять свой словарный запас, совершенствовать свою дикцию, образность, четкость, яркость и выразительность своей речи. Только при этих условиях он сможет в совершенстве владеть культурой речи.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *