Что относится к методам оценки и самооценки
Методики диагностики самооценки личности
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие и сущность самооценки
Самооценка – это оценка самого себя, собственных возможностей, качеств и места среди других людей.
Самооценка имеет для человека большое значение, так как она оказывает влияние на эффективность и успешность его деятельности, а также развитие человека как индивидуальной личности. По своей природе самооценка является субъективным личностным образованием психики человека. Она выполняет защитную и регуляторную функции, оказывает определенное влияние на деятельность, поведения и развитие личности, успешность ее взаимодействия с окружающими людьми, а также она в некоторой степени взаимосвязана с уровнем притязаний личности.
Выделяют несколько видов самооценки личности:
Самооценка является одним из важнейших компонентов целостного самосознания личности. Она выступает одним из необходимых условий гармоничного развития человека, выстраивания адекватных взаимоотношений с окружающими. В настоящее время существует достаточно большое количество разнообразных диагностических методик, направленных на исследование самооценки личности.
Современная психология располагает обширным кругом экспериментальных методов, каждый из которых направлен не просто на выявление и исследование самооценки, но и на предоставление качественной и количественной характеристики полученных результатов.
Выбор исследователем диагностической методики или комплекса методик, зависит от поставленной цели исследователя. Успешность применения методик во многом зависит и от навыков самого исследователя.
Готовые работы на аналогичную тему
Характеристика основных диагностических методик самооценки личности
Наиболее популярными методиками исследования самооценки личности на сегодняшний день являются следующие методы.
Методика Дембо-Рубинштейн – методика направлена на исследование представлений о счастье у человека. На основании полученных результатов, осуществляется их проекция на уровень самооценки. В первоначальном виде методика включала в себя лишь четыре шкалы (ум, здоровье, счастье и характер), позднее методика была модернизирована П.В. Яньшиным и добавлены еще две шкалы (оптимизм и удовлетворенность собой). Еще позднее А.М. Прихожан расширил и модифицировал методику, включив в нее дополнительно три шкалы (умение что-то делать своими руками, авторитет среди сверстников, внешность), а шкала «счастье» была заменена на «уверенность в себе».
В настоящее время данная методика имеет несколько разнообразных модификаций, однако принципы ее проведения остаются неизменными. В ходе проведения тестов исследователь получает представление о самооценки личности испытуемого на основании трех параметров: реалистичность, устойчивость и высота.
Важным для этой методики является то, что необходимо регистрировать все комментарии испытуемого. С этой целью, после прохождения тестирования проводится беседа.
Методика Будассии – является одной из самых популярных в современной психологии, так как дает возможность провести количественное исследование самооценки личности, выявить уровень адекватности, соотношения у человека реального и идеального «Я».
В качестве стимульного материала данной методики выступает набор из 48 свойств личности (мечтательность, вдумчивость, развязность и т.д.). Основной методики выступает ранжирование. Целью обработки полученных результатов является определение взаимосвязи между ранговыми оценками личности, которые входят в состав представления «Я реальное» и «Я идеальное». Уровень взаимосвязи устанавливается посредством коэффициента ранговой корреляции.
Методика предусматривает самооценивание испытуемого, которое может быть осуществлено двумя способами. Первый способ – человек сопоставляет свои притязания с объективными, реальными показателями собственной деятельности. Второй способ заключается в сравнении себя с окружающими людьми.
Тест Кеттелла (16-факторный личностный опросник) – представляет собой один из наиболее распространенных анкетных методов оценки индивидуальных и психологических особенностей личности. Данная методика популярна не только в нас в стране, но и за рубежом.
Опрос ориентирован на установление 16-ти относительно независимых факторов личности. Каждый из факторов представляет собой определенные поверхностные черты личности, которые объединены вокруг одной основной черты.
Методика позволяет не только установить уровень самооценки личности, но и дать комплексную оценку зрелости личности.
Методика «Лесенка», автор В.Г. Щур – может быть использована и среди взрослых, и среди детей. Направлена на выявление системы представлений ребенка о самом себе, о том, как его оценивают другие люди, а также соотношение данных представлений между собой.
Методика представлена в двух вариантах:
Стимульный материал методики Г.Ю. Айзенка представлен в виде перечня психических состояний, присущих или не присущих испытуемому. В результате интерпретации результатов можно определить характерную для испытуемого степень выраженности исследуемых состояний.
В целом же методики диагностики самооценки личности направлены на выявление уровня самооценки, определение ее адекватности, на исследование общей и частной самооценки, а также на определение соотношения «Я реального» и «Я идеального».
Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.
Методы контроля, самоконтроля и самооценки в воспитании.
К основным методам контроля относятся: педагогическое наблюдение за учениками; беседы, направленные на выявление воспитанности; опросы (анкетные, устные и пр.); анализ результатов общественно полезной деятельности, деятельности органов ученического самоуправления; создание ситуаций для изучения поведения воспитуемых.
Беседы с воспитанниками помогают педагогам выяснить степень информированности учащихся в области проблем, норм и правил поведения, выявить причины отклонений от выполнения этих норм, когда они наблюдаются. Одновременно учителя фиксируют мнения, высказывания учеников, чтобы оценить и качество своих воспитательных влияний, отношение детей друг к другу, их симпатии, антипатии и т.п.
Опытные воспитатели для контроля за ходом воспитания школьников применяют и такой более сложный метод, как сознательное включение учеников в такие виды деятельности и общения, в которых они могут наиболее полно проявить те или иные стороны своей воспитанности.
О результативности воспитания свидетельствуют такие показатели: сформированность у учащихся основ мировоззрения, умение оценивать события, происходящие в нашей стране и за рубежом; усвоение ими норм морали, знание и соблюдение законов, в том числе Правил для учащихся; общественная активность, коллективизм, участие в ученическом самоуправлении; инициатива и самодеятельность воспитанников; эстетическое и физическое развитие.
Выбор методов воспитания не есть произвольный акт. Он подчиняется ряду закономерностей и зависимостей, среди которых первостепенное значение имеют цель, содержание и принципы воспитания, конкретная педагогическая задача и условия ее решения, учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся. Методика воспитания не допускает стереотипных решений и даже хорошего шаблона по определению.
Система методов педагогического воздействия.
Если методы воспитания обладают характеристикой стратегического плана: прямо выходят на планируемый педагогом результат, то иначе выглядит система методов воспитательного воздействия, методов тактического плана. Исходным для обнаружения данной системы служит отношение ребенка к окружающей действительности в его реальном проявлении и развитии. Педагог, воздействуя на отношение, корректирует, инициирует отношение, придает формам его культурные контуры.
Так как отношение имеет три формы своего существования (субстанции), то естественным и логичным является вывод о трех воспитательных каналах педагогического влияния. Рациональная сторона отношения подвергается влиянию через слово, апеллирующее к разуму. Практическо-действенная складывается в ходе непосредственно организуемых действий ребенка. Эмоциональное отношение подвластно влиянию через оценочное воздействие. Поэтому в педагогическом арсенале три основных метода воспитательного воздействия: метод убеждения, метод упражнения, метод оценки.
Метод убеждения выступает в виде следующего:
– суждение педагога (например: «Глупый неспособен быть свободным, потому что не умеет предвосхищать последствия”);
– аргументация педагога (например:”В транспорте мальчишкам лучше не садиться, ибо всегда найдутся те, кто слабее”);
– мнение, высказанное педагогом, сообщение о личном отношении и самочувствии (например:”Мне не нравится, когда люди опаздывают, это всегда сбивает ритм работы”);
– сообщение об общепринятом в культуре (например:”Удобнее пить из стакана или чашки, не принято пить из бутылки”);
– диалог педагога с детьми (например:”Я так считаю, а вы что думаете?”);
– раскрытие внутреннего скрытого смысла происшедшего, отношенческого смысла (например:”Теперь мы не сможем основательно все выполнить, так как необходимый материал легкомысленно забыт тобою”);
– дискуссия, спонтанно либо специально организуемая педагогом (например:”Давайте сначала обсудим, что такое дисциплина и зачем она каждому из вас…”);
– обмен впечатлениями по восприятию художественного образа (например:”На этом портрете прекрасное человеческое лицо, а здесь – явная мордашка…”);
– совет, рекомендация педагога по поводу жизненной коллизии (например:”Я советую тебе, как умному и красивому человеку, принести извинения в адрес обиженной девочки”);
Метод упражнения – это такого рода воздействие, которое обеспечивает реальные практические действия ребенка, воплощающие его внутреннее отношение, которое как бы материализует отношение, делая его видимым для другого.
В поступке соединяются внутреннее и внешнее отношение, но чтобы совершить поступок, ребенок должен владеть внешней формой. Метод упражнения содействует такому оснащению поведенческими умениями. Он реализуется следующим образом:
– примером педагога(например, учитель-мужчина встает при входе в классную комнату женщины);
– просьбой что-либо сделать, направленной в адрес ребенка (например:”Пожалуйста, отнеси диапроектор малышам”);
– просьбой что-либо переделать, изменив характер действия (например:”Я вас прошу вернуться и проверить, остался ли класс таким же чистым, каким он был до нашего прихода”);
– показом-инструкцией, вплетенной в контекст совместной деятельности (например:”Протяните, юноши, руку девушке – вот так, ладошкой вверх, чтобы она могла опереться”);
– специальным тренингом, отрабатывающим поведенческие навыки (например, урок этикета);
– игрой с этико-психологическими правилами (например, ”честно играть” в прятки или слышать другого в “эстафете смыслов”);
– традиционным оформлением некоторых правил поведения (например, урок считается завершенным только при обмене учителя и детей благодарностью за общение и работу: ”Спасибо” – “Спасибо”);
– приказ к действию в особых случаях, от экстремальных ситуаций до ситуаций, наносящих оскорбление в чей-либо адрес (например, прекратить драку, отдать взятую без разрешения чужую вещь, не прикасаться к смертоносному предмету);
Метод педагогической оценки имеет две разновидности: открытой педагогической оценки и скрытой педагогической оценки. К открытой следует прибегать редко, лишь в случае, когда воспитанник полностью отдает себе отчет в содеянном. Скрытая педагогическая оценка – наиболее эффективна, так как. Рассчитанная на субъективную самостоятельность, она интенсивно развивает эту самостоятельность.
– одобрением – предельно лаконичной формой вербального, мимического, пластического характера (например, улыбка, кивок головы или слово ”хорошо”);
– похвалой – развернутой формой одобрения, раскрывающей основание оценки (например: ”Замечательно! Теперь всем будет комфортно”);
– материальным предметом, который благодаря материализации создает протяженность оценки и длительность положительных переживаний (например, открытка, игрушка-символ, лакомство);
– благодарностью – персональным или коллективным признанием значимости сделанного ребенком;
– присвоением звания – признанием его существенных качеств и выражением уверенности в достоинстве личности навсегда.
Наказание организуется аналогично, у него те же виды, меняется лишь оценочный вектор. Перечислим аналогичные виды: неодобрение, замечание, лишение удовольствий, выговор, исключение из системы общения либо из группы.
В современной практике воспитания увеличивается доля скрытой педагогической оценки, имеющей следующее выражение:
– “ Я – сообщение”, оглашение вслух собственного состояния и переживаний, связанных жизненным явлением (например: ”Мне всегда стыдно, когда я слышу грубые слова красивой дамы”);
– “ Ты – сообщение”, оглашение предполагаемого состояния ребенка в момент содеянного им (например: ”Ты, наверное, очень расстроился и потерял контроль над собой, а теперь тебе, конечно же стыдно. ”);
– “ естественное последствие”, как логически развернутая неизбежность обстоятельств, в которые поставил своим поведением себя ребенок (например: ”Разлил? – Неси тряпку!” или “Не сделал? Значит, надо сделать!”);
– возложение оценочных полномочий на ребенка (например: ”Что ты скажешь? Как расцениваешь свои действия?”);
– оттянутая во времени оценка (например: ”Я потрясен, поговорим, когда я приду в себя…”) и другие.
Методы воспитательного воздействия разрабатывает такая научная дисциплина, как педагогическая технология. Реализация этих методов осуществляет тончайшее психологическое прикосновение к личности, потому нуждается в особом педагогическом искусстве.
ОЦЕНКА И САМООЦЕНКА КАК УСЛОВИЕ И МЕТОД ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ
Нравственные ценности и гражданские качества становятся внутренним достоянием личности при определенных условиях. Чтобы понять, каковы механизмы развития качеств личности, нужно знать суть объективных психологических процессов, которые протекают в сознании воспитанника. При этом возможно лишь косвенное вмешательство воспитателя через создание условий для
формирования этих качеств.
В науке переход социальных идей во внутренние детерминанты поведения определяется как усвоение, интернализация, социализация и др. Наиболее полно суть этого явления, по мнению Б. П. Битийаса, выражает понятие «интернализация», т. е. превращение обобщенного социального опыта во внутреннюю силу, побуждающую воспитанника к социально ценному поведению и деятельности и удерживающую его от социально нежелательных поступков. Такой процесс возможен лишь при взаимодействии педагогов и воспитанников, личности и коллектива, на основе активной мыслительной и практической деятельности. Обучение, приобщение к неуклонно повышающемуся уровню общественной культуры, осознание основных моральных ценностей и норм поведения, нравственного идеала закладывают основы формирования качеств личности.
Управление процессом воспитания на этом этапе состоит в том, чтобы предъявить нравственные образцы в яркой, убедительной форме и приблизить их через раскрытие поступков близких людей, товарищей, сверстников. Чтобы управлять этим процессом, надо знать степень готовности школьника к усвоению нравственного образца, его «зону ближайшего развития»: нравственные представления и понятия, ведущие мотивы, опыт общественной работы, привычные формы поведения, т. е. осуществлять диагностику воспитанности учащихся и индивидуальный подход к воспитанию.
Возрастные особенности подростков, выражающиеся в их стремлении к взрослости и самостоятельности, пробуждающийся интерес к своему «я» и положению, занимаемому в системе коллективных и межличностных от-. ношений, обеспечивают осознаваемую или неосознаваемую потребность в самосознании. Это делает подростков особо предрасположенными к анализу и самоанализу своей воспитанности.
Адекватная самооценка открывает большие возможности для воспитания и самовоспитания. Учащиеся с такой самооценкой,. как правило, самократичны. целеустремленны, самостоятельны, хорошие коллективисты. Завышенный уровень самооценки, расхождение ее с оценками педагогов и учащихся являются сигналом для дополнительного изучения особенностей проявления качеств и черт характера учащихся. Школьники, склонные к переоценке своих способностей, высокомерию, недооценке мнений и достоинств других, далеко не всегда
1 Ананьев Б. Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания // Избранные психологические труды. Т. 2. М., 1980. С. 266.
2 См.: Васильева 3. И. Воспитание убеждений у школьников в процессе обучения. Л., 1981,С, 70,
радуются чужому успеху. Дети с заниженной самооценкой чаще всего малоинициативны, не уверены в себе, не принципиальны. Их позиция неустойчивая, они боятся ответственности и ответственных поручений. При адекватной самооценке школьники правильно воспринимают и похвалу и порицание, наилучшим образом воспитаны. Учащиеся, которых либо только хвалят, либо только порицают, нередко имеют отклонения от норм поведения, у них низкий уровень воспитанности. Систематические порицания школьника не только вызывают заниженную самооценку, неверие в себя, но и изменяют способ его общения. Он начинает отчуждаться от коллектива, замыкается в себе.
Самооценка подростка формируется под влиянием оценки учителя, классного руководителя, товарищей и родителей. В педагогическом процессе поведение и деятельность школьника-подростка, его отношение к товарищам, учению и учителю постоянно оцениваются при-помощи различных методических приемов: замечания, порицания, одобрения и ободрения, согласия и несогласия, игнорирования личности. Эти оценочные суждения учителя чаще всего не имеют категорической формы, но являются исходными для самооценки личности и характеристики коллектива, хотя педагоги не придают своим оценочным суждениям столь большого значения. Нередко это приводит к ложным самооценкам, к нарушению взаимоотношений школьника и учителя, школьника и классного руководителя. В практике воспитания нет специальных контрольных, диктантов, заданий, которые помогла бы подростку добиться изменения о нем мнения. Не случайно подростки идут на рискованные поступки, чтобы доказать свои личные достоинства, в случае безуспешности вступают в открытый конфликт с учителем.
Причина таких явлений в том, что школьник далеко не всегда способен без соответствующей помощи и позиции учителя добиться успехов в учении и общественной работе, установить нужные отношения с товарищами, проявить свои лучшие качества, т. е. быть признанным, замеченным коллективом, учителями, родителями. Вот почему так важно в процессе организации учебной и внеучебной жизни и деятельности детей, их общения преднамеренно создавать ситуации для проявления, подчеркивания сильных, лучших сторон личности, использовать различные приемы и средства для ориентации в правильном поведении и поступках.
Ученики очень часто получают необъективную характеристику и оценку личностных качеств, и это нередко закрепляется надолго. Практически чаще всего оценка успешности и неуспешности школьника в учении переносится на общую оценку личности, что нередко приводи г к завышенным самооценкам сильных в учении и к осуждению по отношению к учителю и классному коллективу слабых и средних школьников. Избежать эти нежелательные явления в общении педагогов и учащихся, педагогов и роди гелей можно лишь на основе согласованного анализа воспитанноей личности, изучения ее разносторонней деятельности и общения. Это не исключает, а предполагает итоговые выводы-оценки о степени зрелости и развития качеств личности, уровня ее воспитанности.
В методике воспитательной работы оценка и самооценка проявлений качеств личности как способы обогащения нравственных представлений и понятий, регуляции и саморегуляции поведения должны занять свое место. Для этого необходима работа классного руководителя и учащихся в следующих направлениях: 1) включение подростков в такую деятельность, которая вызывала бы потребность и необходимость обдумывания своих действий и поступков и предвидения их последствий;
2) обогащение теоретическими знаниями, нравственными представлениями и понятиями, расширение н углубление представлений о нравственном идеале, сравнение своего поведения с общественными нормами и ценностями. Постепенное развитие способности анализировать и контролировать себя, управлять собой; 3) формирование
1 Ананьев К Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания // Избранные психологические труды. Т. 2. С. 227.
прочной системы нравственной саморегуляции, выработка потребности в высоконравственных поступках и самостоятельном поведении.
В связи с этим важно не только педагогам оперативно диагностировать-уровень воспитанности школьников, но и учащимся приобщаться к формам и методам самоанализа.
Задача классного руководителя — создать открытую или скрытую ситуацию обдумывания уже совершенных или задуманных поступков. Периодически выявляя уровень воспитанности, он тем самым учитывает естественное развитие, возросшие возможности школьников. Здесь вступает в силу корректирующая функция управления, обеспечивающая благоприятные условия развития.
Групповой или коллективный анализ проявления воспитанности показывает школьнику, что в такой ситуации непременно будет и он, что коллектив наблюдает и анализирует его поведение. Это побуждает школьника обдумывать свои действия и поступки, согласовывать их с нравственными требованиями товарищей, коллектива. Влияние общественного мнения срабатывает через оценку и самооценку в зависимости от того, насколько адекватным и благоприятным явилось мнение класса.
В том случае, когда анализируется воспитанность каждого, а не отдельных трудных, воспитанник чувствует свое равенство с другими, отчуждения от коллектива не происходит. Мастерство учителя и заключается в том, чтобы избежать необъективности в оценке достоинств и недостатков учащихся, суметь подойти к каждому с гуманистических позиций, выработать единую позицию педагогов и родителей, классного коллектива, побудить самих учащихся к самоанализу.
В оценке воспитанности личности внимание направляется на мотивацию деятельности. Классный руководитель готовит актив класса к тому, чтобы он раскрыл школьнику значимость деятельности и поступков для общества и коллектива, для формирования личностных качеств.
Привлекая подростков к анализу и самоанализу воспитанности, составлению заданий самому себе, нужно научить их адекватной оценке и самооценке, поддерживать и стимулировать стремление стать лучше. Нетерпеливое желание получить одобрение за проявленное усилие — возрастная особенность школьников-подросков.
И если подростки этого не получают, желание угасает. Особенно нетерпеливы младшие подростки. Их волевых усилий^ хватает не надолго. Пятиклассник, спрашивая классного руководителя, скоро ли они снова будут говорить о воспитанности, добавляет: «Я ведь уже две недели не дерусь!» Другой школьник, учащийся VI класса, не надеясь на свою выдержку, пытается управлять своим поведением: «Чтобы не вмешаться в какую-нибудь бузу, я ухожу на перемене на первый или на третий этаж» (учится он на втором этаже).
Коллективное определение уровня воспитанности учащихся, проводимое периодически на классных и комсомольских собраниях, пионерских сборах, получает воспитательное значение при условии, если отмечается рост личности, ее достижения, перспективы дальнейшего развития. Усилия педагога должны быть направлены на помощь школьнику приобрести положительный опыт и показать его коллективу.
Младшие подростки не всегда подходят к оценке своих действий и поступков достаточно самокритично, их нужно подвести к этому, научить анализировать и строить отношения, работать над собой. В этих целях можно использовать беседы: «Умеете ли вы учиться?», «Как бороться с ленью?», «Как стать внимательным?», «Как надо работать?» и др. Этому способствуют дневники по самовоспитанию, самохарактеристики и взаимные характеристики, «пионерское слово» и «пионерская поверка».
На материалах «Пионерской правды», публикуемых под рубриками «Ситуация», «Сигнал тревоги», «Сове г неравнодушных», можно успешно учить воспитанников размышлять, оценивать факты и явления, отстаивать свои убеждения.
Есть такая возможность и на уроках, особенно на уроках литературы. Образы героев помогают понять их социально-нравственные взаимоотношения, познакомиться с разновидностями человеческого поведения. При этом происходит характерный для подросткового возраста «перенос на себя» переживаний литературных героев. Нравственные и психологические проблемы, рассматриваемые в курсе литературы, включают подростков в аналитическую деятельность и развивают способность самоанализа и самооценки. Жаль только, что эту возможность далеко не всегда использует учитель. Лишь одна треть учащихся высказывают свои оценочные суждения на уроках.
В обучении самоанализу деятельности и поведения, нравственных отношений можно условно выделить три этапа. Первый — расширение и углубление нравственных понятий, норм, знаний о себе, о коллективе. Второй — обсуждение нравственных поступков, мотивов поведения на основе прочитанного, анализ ситуации с нравственным содержанием. Третий — анализ и оценка учащимися нравственных отношений в коллективе, самооценка деятельности и поведения. Этому может служить цикл бесед «Познай и совершенствуй себя».
Расширение и углубление нравственных понятий целесообразно начинать с выяснения тех’вопросов, которые волнуют подростков, когда они думают о себе, о своем коллективе. Характерны уже сами формулировки вопросов: «Как увидеть себя со стороны?», «Как узнать недостатки человека?», «Что делать, чтобы класс стал дружным?», «Как научиться быть смелым?», «Что надо сделать, чтобы меня понимали одноклассники?» и др. Вопросы могут быть заданы вслух, а могут быть переданы в почтовый ящик «Доверие».
Важно, чтобы школьники познавали себя сами, посмотрели на себя глазами товарищей, выявили в себе то, над чем еще надо работать, и научились работать.
По мнению подростков-комсомольцев, изучение и анализ воспитанности помогают разработать программу самовоспитания.
Школьники пионерского возраста ставят задачи по самовоспитанию в тетрадях-дневниках или отмечают уровни воспитанности на последней странице школьного дневника. В процессе коллективного анализа я самоанализа обнаруживается уровень присвоения нравственных ценностей. Процедура анализа вызывает желание стать лучше, формировать недостающие и слаборазвитые качества. Появляются самостоятельные записи в дневниках, в пионерских тетрадях, где ставятся задачи по самовоспитанию. Например: «Задание самому себе выполнил, начинает вырабатываться сила воли, дал слово, что не пойду гулять, пока не выучу уроки, и не пошел. Получил «4» по истории, а хотелось бы «5». Теперь надо учить, учить, учить» (Саша К.). Проведение таких мероприятий, как «День рождения» (прием гостей, поведение в гостях), «В театре», помогает школьникам вырабатывать навыки культурного поведения. В итоге даже у тех воспитанников, кто не соблюдал элементарных моральных требований, не прислушивался к мнению кол-
лектива, появилось желание регулировать свое поведение и свои отношения с классом.
Однако соблюдение внешних требовании без соответствующего личностного отношения к ним может развивать у школьников лицемерие, формировать демагогов. Поэтому одновременно с накоплением опыта поведения необходимо усвоение социально-политических и нравственных требований общества к личности.
Самоанализ-обсуждение нередко превращается в диспут, этическую беседу, в результате чего вырабатывается общественное мнение. Специально организуемая и направляемая педагогом оценочная деятельность способствует, с одной стороны, усвоению нравственных требований и норм, а с другой — пробуждению у воспитанника положительных или отрицательных переживаний либо собственных действий, либо поведения своих товарищей. «Чтобы чувствовать себя хорошо, надо держать себя в рамках. Систематический анализ и самоанализ воспитанности заставляют постоянно управлять собой,— говорит Нина Н.— Раньше я была очень вспыльчива, любила покомандовать. Мне товарищи открыто сказали об этом, и я стала следить за своим поведением», Люда С. призналась: «Стыдно, если тебе говорят, что ты недостаточно трудолюбива или груба. Знаешь, что впереди снова предстоит разговор о тебе, о твоем поведении, отношении к делу, к товарищам, поэтому работаешь над собой. И это происходит, наверное, о каждым». Марина 3.: «В этом году таким анализом в основном занимается актив. Нам доверяют. Но, как правило, с активом остается почти весь класс. Ребята относятся к этому серьезно. Раньше вроде бы даже зависть появлялась, когда твоего товарища больше ценили за какие-то качества, а тебя — меньше. Но примеры ребят убеждали, в чемихнравственное, превосходство, над чем тебе надо работать».
Мнение коллектива для школьника становится воспитательной силой, побуждающей к положительным действиям и поступкам. С помощью оценочных суждений коллектив стимулирует школьника к адекватной положительной или критической самооценке и регулированию нравственного поведения. Учащиеся постепенно усваивают истину, что не тот воспитан, кто может поступать красиво, а тот, кто никогда не сможет поступать некрасиво.
Таким образом, оценка и самооценка воспитанности 63
развивают у школьника способность предварительно обдумывать предстоящую деятельность и поведение, выполняют функции нравственного развития — самоторможения, самоконтроля, саморегулирования, благодаря чему личность становится относительно независимой от ситуации, начинает проявлять нравственную воспитанность. Эмоциональное состояние ожидания анализа воспитанности мобилизует волевые усилия школьников. Личный опыт, усвоенный ранее, обогащается эмоциональными переживаниями, формируется личностное отношение к нравственным принципам и требованиям. Через оценочные суждения учащиеся выражают свое отношение к людям и явлениям общественной жизни, у них возникает чувство уверенности в правильности своих суждений и, как следствие — стремление к самовоспитанию. Так на практике обеспечивается связь между оценивающей функцией слова и эмоциями. Знания школьника о качествах изучаемых образов, которые он получает из разных источников, усваиваются не формально и имеют практическое значение в оценке им своих собственных качеств.
О том, что анализ воспитанности способствует усвоению нравственных норм и представлений, можно судить, если сравнить ответы учащихся опытно-экспериментальных школ, где эта работа проводилась систематически и в разных формах, и учащихся других школ (см. табл. 5).
Данные таблицы свидетельствуют о том, что для подростков и контрольных и экспериментальных классов с возрастом не снижается престиж доброты и отзывчивости, честности, физической силы. В ряду значимых и наиболее популярных качеств — любовь к Родине, ум и смекалка, скромность, коллективизм и товарищество,
Важность для человека таких качеств, как вежливость, правдивость, принципиальность и требовательность, дисциплинированность, целеустремленность, самостоятельность и самокритичность, не осознается учащимися контрольных классов даже в VIII классе.
В экспериментальных классах произошло перераспределение мест среди популярных ц значимых качеств. Поднялись значимость и популярность трудолюбия, коллективизма и товарищества, принципиальности и требовательности, справедливости, добросовестного отношения к учению, долга и ответственности, самостоятельности, инициативности и общественной активности.