Что относится к местам общего пользования в общежитии
НЕЖИЛЫЕ ПОМЕЩЕНИЯ И МЕСТА ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ В МНОГОКВАРТИРНОМ ДОМЕ
Очень часто сегодня возникает вопрос о понятии «нежилое помещение» в многоквартирном доме. Многие путают его с помещениями, входящими в состав общего имущества, или местами общего пользования (МОП), и от этого вопросов по расчету размера платы за коммунальные услуги становится ещё больше.
В этой статье мы разъясним, что же относится к нежилым помещениям в многоквартирном доме, и каким образом для них рассчитывается плата за коммунальные услуги.
Итак, согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее – Постановление № 354) нежилое помещение в многоквартирном доме – это помещение в многоквартирном доме, указанное в проектной или технической документации на многоквартирный дом либо в электронном паспорте многоквартирного дома, которое не является жилым помещением и не включено в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от наличия отдельного входа или подключения (технологического присоединения) к внешним сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе встроенные и пристроенные помещения.
К нежилым помещениям приравниваются части многоквартирных домов, предназначенные для размещения транспортных средств (машино-места, подземные гаражи и автостоянки, предусмотренные проектной документацией).
Нежилые помещения можно условно обозначить как коммерческие – различные магазины, офисы, аптеки, кафе, которые расположены в доме и, естественно, являются его частью.
У нежилых помещений также имеются собственники, на них также должны быть оформлены свидетельства регистрации права собственности конкретным юридическим или физическим лицом, впрочем, как и для обычных квартир.
Так как собственники нежилых помещений в многоквартирном доме имеют такие же права и обязанности, как и собственники квартир, расчет размера платы за коммунальные услуги производится для них на общих основаниях.
Они обязаны нести расходы на оплату коммунальных услуг по отоплению, согласно занимаемой общей площади, газоснабжению, холодному и горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению по показаниям индивидуальных приборов учета или по объемам, выявленным расчетным способом. Также за ними сохраняется обязанность по оплате коммунальных услуг, предоставленных на общедомовые нужды.
В формулах расчета размера платы за коммунальные услуги Постановления № 354 применяется понятие общей площади всех жилых и нежилых помещений, и здесь используется именно площадь помещений, за которыми закреплены собственники или пользователи помещений, помещения общего пользования, входящие в состав общего имущества, в эту площадь не включаются.
Следует отметить, что вопросы с правильным определением площади стали возникать в связи с необходимостью оборудования многоквартирных домов общедомовыми приборами учета, ведь на тех домах, где такие приборы отсутствуют, совершенно все равно какую площадь занимают, допустим, магазины, расположенные на первом этаже, расчет производится для квартир по нормативам, для нежилых помещений определенный объем коммунальной услуги рассчитывает ресурсоснабжающая организация, учитывая, что в этом помещении находится, какая у него площадь и другие параметры.
Когда же на доме установлен общедомовой прибор учета на какую-нибудь коммунальную услугу очень важно учитывать все помещения, а не только квартиры, например. Ведь если в расчет не брать нежилые помещения, доля расходов по оплате за коммунальные услуги, предоставленных на общедомовые нужды, существенно возрастет для собственников и пользователей квартир.
Бдительные граждане в многоквартирных домах совсем недавно стали обращать на это внимание, так как эта проблема касается как новостроек, так и старых домов. Сегодня становится популярным выкупить в многоквартирном доме квартиру, расположенную на первом этаже, перевести в нежилое помещение и открыть в нем магазин, например. Если в дальнейшем это помещение учитывается при расчете размера платы за коммунальные услуги, ничего плохого в этом нет, а вот если расчет производится без учета таких помещений, это уже неправильно.
Хотя вопросы возникают и с другой стороны – от собственников нежилых помещений, которые согласно формулам должны оплачивать, например, отопление или электроснабжение, используемые в подъездах многоквартирного дома, хотя они такими помещениями не пользуются, так как имеют отдельный выход на улицу. Но исключение нежилых помещений из общего расчета было бы нарушением как самого Постановления № 354, так и принципов всего жилищного законодательства.
Бывают случаи, когда некоторые помещения, входящие в состав общего имущества, такие как подвалы или цоколи, переходят в категорию нежилых помещений. Говорить о том насколько это законно мы не будем, а вот по порядку расчета размера платы за коммунальные услуги будет вырисовываться следующая картина. Если некоторые помещения в подвале или цоколе оформлены юридически как нежилые помещения, то есть на них оформлены свидетельства регистрации права собственности, то расчет будет производиться как для нежилых помещений.
А вот если такие помещения не зарегистрированы как нежилые помещения, то подвалы и цоколи будут относиться к помещениям, входящим в состав общего имущества многоквартирного дома, соответственно и плата за коммунальные услуги, потребляемые в этих помещениях будет распределяться на собственников и пользователей жилых и нежилых помещений этого дома.
Если же подвал или цоколь, например, сдаются в аренду (такое тоже очень часто используется) для этого нужно решение общего собрания собственников помещений, на котором и определяется порядок сдачи в аренду таких помещений, стоимость оплаты, а также порядок использования средств, полученных от сдачи в аренду таких помещений. Обязанность по оплате коммунальных услуг для арендатора возникнет, только если такое решение будет принято общим собранием и предусмотрено договором аренды.
Поэтому в многоквартирных домах, где помещения, входящие в состав общего имущества собственников помещений используется в коммерческих целях, а также имеются нежилые помещения необходимо четко знать, на каком основании такие помещения занимаются, и каким образом рассчитывается для них плата за коммунальные услуги.
В связи с этим напоминаем, что подпунктом р) пункта 31 Постановления № 354 в обязанность исполнителя коммунальных услуг входит предоставлять любому потребителю в течение 3 рабочих дней со дня получения от него заявления письменную информацию за запрашиваемые потребителем расчетные периоды о помесячных объемах (количестве) потребленных коммунальных ресурсов по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета (при их наличии), о суммарном объеме (количестве) соответствующих коммунальных ресурсов, потребленных в жилых и нежилых помещениях в многоквартирном доме, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, рассчитанных с применением нормативов потребления коммунальных услуг, об объемах (количестве) коммунальных ресурсов, предоставленных на общедомовые нужды.
Поэтому потребителям коммунальных услуг не нужно стесняться, а необходимо своевременно обращаться к исполнителю за разъяснением при возникновении вопросов по оплате за коммунальные услуги. Может чувство контроля со стороны потребителей заставит исполнителей более серьезно и ответственно подходить к своим обязанностям.
Роспотребнадзор (стенд)
Роспотребнадзор (стенд)
На базе ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Орловской области» работает Консультационный центр по защите прав потребителей и консультационные пункты:
Консультационный центр расположен по адресу:
г. Орел, ул. Карачевская, д.56а
Время приема граждан
Ежедневно: с 9.00 до 18.00
перерыв с 13.00 до 14.00
выходные дни: суббота, воскресенье.
Адрес электронной почты:
Порядок содержания мест общего пользования в жилом доме
Содержание мест общего пользования в многоквартирном доме может осуществляться собственниками помещений или иными лицами с учетом выбранного способа управления. Перечень работ, условия их выполнения и финансирования устанавливаются на общем собрании собственников помещений.
Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме (ч. 1 ст. 36 ЖК РФ).
Перечень мест общего пользования
К общему имуществу многоквартирного дома (местам общего пользования), в частности, относятся (ч. 1 ст. 36 ЖК РФ; п. 2 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491):
· помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в доме. Например, это межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, коридоры, колясочные, технические этажи, чердаки и подвалы;
· иные помещения, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в доме;
· земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства дома и расположенные на указанном земельном участке.
Лица, обязанные содержать места общего пользования
Собственники помещений вправе самостоятельно совершать действия по содержанию и ремонту мест общего пользования или привлекать иных лиц (п. 12 Правил № 491).
В зависимости от способа управления многоквартирного дома содержание мест общего пользования может осуществляться (п. п. 12, 16 Правил № 491; п. 8 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 № 290):
1) управляющей организацией;
2) ТСЖ, ЖК, ЖСК или иным специализированным потребительским кооперативом;
3) застройщиком (в отношении помещений в доме, не переданных иным лицам по передаточному акту, с момента выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию);
4) лицом, принявшим от застройщика после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в доме по передаточному акту;
5) иными лицами, с которыми заключен договор о содержании и ремонте общего имущества в многоквартирном доме;
Порядок содержания мест общего пользования
Содержание мест общего пользования включает в себя, в частности (п. 11 Правил № 491):
1) осмотр помещений в целях выявления несоответствия их состояния требованиям законодательства, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан;
2) поддержание в помещениях необходимой температуры и влажности;
3) уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества;
4) меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством РФ о пожарной безопасности;
5) содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества;
6) текущий и капитальный ремонт.
Собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании утверждают перечень услуг и работ по содержанию мест общего пользования, условия их оказания и выполнения, а также размер финансирования (п. 17 Правил № 491).
По общему правилу периодичность оказания услуг и выполнения работ определяется с учетом установленных законодательством требований, но собственники помещений в многоквартирном доме могут принять решение об установлении более частой периодичности (п. 5 Правил № 290).
Периодичность видов работ
Некоторые виды работ по содержанию мест общего пользования проводятся со следующей примерной периодичностью (п. п. 3.2.7, 3.2.9, 3.3.6, 5.9.11 Правил и норм технической эксплуатации, утв. Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 № 170):
Текущий и капитальный ремонт мест общего пользования проводится по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (п. п. 1, 4.1 ч. 2 ст. 44, ч. 1 ст. 189 ЖК РФ; п. п. 18, 21 Правил № 491).
Бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме несут собственники помещений в этом доме (ст. 210 ГК РФ; ч. 1 ст. 39 ЖК РФ).
Энциклопедия судебной практики. Назначение жилых помещений в общежитиях (Ст. 94 ЖК)
Энциклопедия судебной практики
Назначение жилых помещений в общежитиях
(Ст. 94 ЖК)
1. Общие вопросы применения ст. 94 ЖК РФ
1.1. Нежилые помещения общего пользования входят в общее понятие об общежитии и являются его неотъемлемой частью
Как правомерно установлено судебными инстанциями, помещения, переданные в пользование по договору аренды, согласно техническому паспорту являются местами общего пользования, которые предназначены для удовлетворения бытовых и иных нужд, связанных с проживанием в них граждан, в том числе несовершеннолетних лиц, в общежитии.
Несмотря на то, что переданные в аренду помещения фактически не являются жилыми, однако они входят в общее понятие об общежитии и являются его неотъемлемой частью, поскольку являются помещениями общего пользования, которыми должна быть обеспечена возможность прямого доступа в общежитие, к жилым помещениям (комнатам) и которое должно использоваться для бытовых нужд, проживающих.
1.2. Включение общежития в перечень программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах не означает изменение правового статуса общежития
Доводы истца о том, что указанное общежитие фактически является многоквартирным домом, поскольку включено в перечень многоквартирных домов, в отношении которых на период реализации Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах планируется проведение капитального ремонта (Постановление Правительства Самарской области от 29.11.2013 года N 707), являются необоснованными. Включение общежития в Перечень Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах не означает изменение правового статуса данного здания. Исключение жилого помещения из состава специализированного жилищного фонда осуществляется на основании специального решения органа, осуществляющего управление муниципальным жилищным фондом, однако такое решение в отношении спорной комнаты не принималось.
1.3. Закон не предусматривает возможности изменения договора найма жилого помещения в общежитии в части нанимателя
Право пользования жилым помещением в общежитии у членов семьи работника производно от права пользования этого работника предоставленным ему жилым помещением, в случае прекращения трудовых отношений прекращается и право пользования такого работника жилым помещением в общежитии, предоставленным на период трудовых отношений, следовательно, прекращается право пользования этим жилым помещением и у членов семьи такого работника.
Не имеет значение наличие трудовых отношений других членов семьи работника с лицом, с которым работник состоял в трудовых отношениях, предоставившим жилое помещение в общежитии, так как жилищным законодательством не предусмотрена возможность изменения (перезаключения, как указывает в жалобе ответчик) договора найма жилого помещения в общежитии в части нанимателя.
1.4. Отсутствие у жилых помещений признаков, предусмотренных ч. 3 ст. 94 ЖК РФ, свидетельствует об утрате ими статуса жилых помещений в общежитии
В ходе рассмотрения дела установлено, что общежитие мебелью не укомплектовано, выдача постельного белья не производится, в общежитии не имеется коменданта, сторожа, уборщика, за общежитием не закреплена мебель и прочее оборудование. Ремонт в занимаемых помещениях производится жильцами за свой счет.
Указанные обстоятельства в своей совокупности свидетельствуют о том, что статус общежития в соответствии с требованиями ст. 94 ЖК РФ утрачен. Ответчиком в свою очередь не представлено доказательств того, что статус общежития сохранен или возобновлен.
1.5. Наймодателем может выступать лицо, не являющееся работодателем гражданина, которому предоставлено жилое помещение в общежитии
Доводы стороны истца о том, что для предоставления помещения в общежитии наймодатель и работодатель должны совпадать, основаны на ошибочном толковании норм, регулирующих спорные правоотношения.
Наймодателем может являться лицо, которое не является работодателем гражданина, которому предоставлено жилое помещение в общежитии.
1.6. Установление в договоре найма конкретного срока его действия, отличного от периода работы (учебы) заселяющегося в общежитие лица, противоречит ст. 94 ЖК РФ
Учитывая, что жилое помещение было предоставлено ответчице в 1982 году, заменено в 1998 году, каких-либо решений после этих дат в отношении предоставления жилого помещения ответчице не принималось, оснований для заключения с ней нового договора найма не имелось. Кроме того, определение конкретного срока, отличного от периода работы (учебы) заселяющегося в общежитие лица, противоречит ст. 94 ЖК РФ.
1.7. Указывать в договоре найма жилого помещения в общежитии номер предоставляемой лицу комнаты необязательно
2. Предоставление жилого помещения в общежитии
2.1. Перечень оснований для предоставления жилых помещений в общежитиях является исчерпывающим
На основании ч. 1 ст. 94 ЖК РФ жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период работы, службы или обучения. Аналогичная норма содержалась и в статье 109 ЖК РСФСР, действовавшей на период возникновения правоотношений. Других оснований предоставления общежитий жилищным законодательством не предусмотрено.
2.2. Основанием для предоставления жилого помещения по договору социального найма жилого помещения в общежитии является нуждаемость лица в улучшении жилищных условий
2.3. Предоставление жилого помещения в общежитии относится к исключительной компетенции собственника данного помещения
Предоставление места в общежитиях и заключение договора найма специализированного жилого помещения относится к исключительной компетенции собственника помещения либо предприятия, в ведении которого находится данное жилое помещение. Департамент жилищной политики и жилищного фонда реализовал свое право распоряжения принадлежащим ему имуществом, отказав [истцу] в предоставлении комнат в общежитии. Нормы ст. ст. 94, 100 ЖК РФ не предусматривают возложение на собственника жилого помещения такой обязанности в судебном порядке.
2.4. Предоставление жилых помещений в общежитиях не является мерой улучшения жилищных условий
Доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что он был вселен в спорное жилое помещение для постоянного проживания, не могут быть признаны состоятельными, поскольку предоставление жилья в общежитии носит временный характер, осуществляется в перечисленных в ч. 1 ст. 94 ЖК РФ целях и не является мерой улучшения жилищных условий.
Жилые помещения в общежитиях относятся к жилым помещениям специализированного жилищного фонда, предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения, предоставление данной категории жилья не является мерой улучшения жилищных условий. Договор найма жилого помещения в общежитии заключается на период трудовых отношений, прохождения службы или обучения. Прекращение трудовых отношений, учебы, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма жилого помещения в общежитии (п. 2 ч. 1 ст. 92, ст. ст. 94, 105 ЖК РФ).
2.5. В качестве жилых помещений в общежитиях могут предоставляться отдельные квартиры многоквартирных домов
Верен вывод суда о том, что в силу положений ст. ст. 16, 94 Жилищного кодекса РФ в качестве помещений в общежитиях могут выступать не только специально построенные или переоборудованные для этих целей дома, но и части домов, в том числе отдельные квартиры многоквартирных домов.
2.6. Предоставление жилого помещения в общежитии влечет прекращение прав лица на служебное помещение и наоборот
Предоставление в разное время [служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях] связано с наличием трудовых отношений и временем работы, носит условный, а не постоянный характер, возникновение в установленном порядке прав на одно из них влечет за собой прекращение прав на другое.
2.7. Трудовые отношения одного из супругов с наймодателем не дают другому супругу права на заключение договора найма жилого помещения в общежитии после смерти первого
Суд пришел к обоснованному выводу о том, что заключенный договор найма специализированного жилого помещения с [истицей] не соответствует требованиям ст. ст. 94, 99 ЖК РФ, поскольку оснований, установленных законом, для предоставления ей жилого помещения не имелось, так как на момент вселения в общежитие она была зарегистрирована по месту жительства, была обеспечена жилой площадью, в трудовых отношениях с ОАО никогда не состояла, и правильно признал недействительным договор найма специализированного жилого помещения в общежитии, заключенный между ОАО и [истицей], выселил ее из квартиры со снятием с регистрационного учета по месту жительства без предоставления другого жилого помещения.
Суд правильно учел, что то обстоятельство, что в ОАО ранее работал ее супруг, не является основанием, предусмотренным законом, для заключения с ней договора найма специализированного жилого помещения после смерти супруги.
2.8. Факт вселения гражданина в общежитие сам по себе не свидетельствует о законности его проживания в нем
Предоставление жилого помещения в общежитии лицам, не относящимся к категории лиц, имеющих право на предоставление жилого помещения в общежитии, противоречит специальному и целевому назначению такого фонда и является незаконным. Пользование общежитием не носит постоянный и бессрочный характер и в силу правового режима специализированного жилого фонда, предусмотренного законом.
Сам факт вселения не свидетельствует о законности проживания.
2.9. Наличие в здании общежития комнат, переданных гражданам в собственность, не может служить основанием возникновения у других нанимателей права на приобретение комнат в общежитии в собственность в порядке приватизации
Доводы истца о наличии в здании общежития четырех комнат, переданных гражданам в собственность в порядке приватизации, суд правильно оценил как не имеющие правового значения для разрешения спора, поскольку они не затрагивают спорные правоотношения сторон и не свидетельствуют о возникновении у истцов права на приобретение комнат в общежитии в собственность в порядке приватизации.
2.10. Регистрация по месту жительства в общежитии при отсутствии правоустанавливающего документа не влечет возникновение жилищных правоотношений на условиях договора социального найма или найма жилого помещения в общежитии
Как отмечала истец, спорное жилое помещение предоставлено ей ПТУ. Между тем, материалами дела не подтверждается, что истица состояла в трудовых отношениях с указанным учреждением. Ордер на право занятия комнаты в общежитии истцу не выдавался. Сама по себе регистрация по месту жительства в общежитии возникновение жилищных правоотношений не влечет и о возникновении таковых на условиях договора социального найма или найма жилого помещения в общежитии, при отсутствии правоустанавливающего документа, не свидетельствует, равно как и квитанции об оплате коммунальных услуг и квартплаты за комнату.
Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В «Энциклопедии судебной практики. Жилищный кодекс РФ» собраны и систематизированы правовые позиции судов по вопросам применения статей Жилищного кодекса РФ.
Каждый материал содержит краткую характеристику позиции суда, наиболее значимые фрагменты судебных актов, а также гиперссылки для перехода к полным текстам.
Материал приводится по состоянию на август 2021 г.
См. информацию об обновлениях Энциклопедии судебной практики
При подготовке «Энциклопедии судебной практики. Жилищный кодекс РФ» использованы авторские материалы, предоставленные А. Горбуновым, Н. Даниловой, М. Зацепиной, Е. Ефимовой, О. Коротиной, Е. Костиковой, С. Кошелевым, Ю. Красновой, М. Крымкиной, Д. Крымкиным, А. Куликовой, А. Кусмарцевой, Е. Кустовой, Н. Королевой, О. Лаушкиной, А. Мигелем, А. Назаровой, А. Пелишенко, О. Слюсаревой, Я. Солостовской, Е. Филипповой, Е. Хохловой, А. Чернышевой, Т. Эльгиной, Д. Демченко.
Общежития
Жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения (ст.94 ЖК РФ).
В то же время в некоторых нормативных актах в качестве категорий лиц, имеющих право на предоставление жилого помещения в общежитии, фигурируют граждане, не соответствующие названным в ст. 94 ЖК РФ критериям. Например, в соответствии с Положением о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в РФ[1] и Положением о фонде жилья для временного поселения лиц, признанных беженцами, и его использовании[2]предусмотрена возможность обеспечения названных лиц жилыми помещениями в общежитии. Аналогичные нормы закреплены и в отношении граждан, страдающих психическими расстройствами и утративших социальные связи[3]. Многие авторы указывают на то, что термин «общежитие» используется здесь условно, не в юридическом смысле[4]. Скорее всего, имеется в виду структура жилья, а не его правовой режим. Договор найма жилым помещением в общежитии в таких случаях, по нашему мнению, не заключается, для этого отсутствуют предусмотренные в ЖК РФ основания. Но во избежание смешения терминологии, следует привести указанные нормы в соответствие с положениями жилищного законодательства. В литературе по этому поводу высказана и иная позиция. Так, Э.Д. Горина предлагает дополнить п.1 ст. 94 ЖК РФ, закрепляющий перечень лиц, обеспечиваемых жилыми помещениями в общежитии, перечисленными категориями граждан[5]. Но в последнем случае неизбежно встанет вопрос об объеме прав, обязанностей нанимателей и особенностях расторжения таких договоров, ведь подвиды специализированных жилых помещений хоть и подчинены в целом единому правовому режиму, но имеют ряд отличий, не позволяющих их совместить, что подтверждается наличием отдельных неоднородных по содержанию типовых договоров найма для каждой из обозначенных групп пользователей.
В ЖК РФ, иных нормативных актах, теории и судебной практике были названы следующие разноплановые характеристики общежития:
В ныне действующем законодательстве (ст. 94 ЖК РФ) общежитиями признаются специально построенные или переоборудованные дома либо части домов, предназначенные для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения. Таким образом, в настоящее время в качестве общежитий могут быть использованы и части домов, что ранее законом не допускалось (ст. 109 ЖК РСФСР). Оправданность такого подхода вызывает сомнения: обособленность дома, в котором предоставляются комнаты в общежитии, один из важнейших признаков общежитий, позволяющих обеспечить его специальный правовой режим, поддерживать в нем соответствующий распорядок и обеспечивать жилищные и иные права проживающих.
В настоящее время согласно ст. 7 ФЗ от 29.12.2004 г. № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение ОМСУ, применяются положения ЖК РФ о договоре социального найма.
Приведенные положения ст. 7 Вводного закона также вызывают целый ряд вопросов. В частности, имеет ли правовое значение факт заключения (переоформления) договора найма. Отсутствие решения собственника фонда об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда и договора социального найма не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов, что подтверждается выводом Верховного Суда РФ[7].
Кроме того, договор социального найма рассчитан на проживание и пользование жилым помещением нанимателем и членами его семьи. Следовательно нормы, регулирующие пользования жилыми помещениями, предоставленными по этим договорам, рассчитаны лишь на семейные общежития, на что обращалось внимание в научной литературе[8]. А если в комнате проживают лица, не состоящие в семейных отношениях (такая ситуация вполне вероятна, поскольку допускалось «покоечное» вселение)? Распространение на данных пользователей правил о договоре социального найма становится практически невозможным. Немало проблем возникнет и при приватизации такими лицами занимаемых жилых помещений. Частичным решением поднятых вопросов могло бы стать введение режима сонанимательства, при этом речь идет именно о частичном решении, ибо без реального улучшения жилищных условий оптимального и эффективного выхода из данной ситуации объективно не существует.
Сходная ситуация возможна и в отношении служебных жилых помещений, но в отличие от общежитий данный вопрос законодательно не разрешен. Указанный пробел устранен судебно практикой, согласно выводам Верховного Суда РФ служебные жилые помещения, переданные в муниципальную собственность также утрачивают статус специализированных и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений по договору социального найма[9].
Ряд общежитий были переданы после 1 марта 2005г либо жилые помещения в них в качестве общежитий предоставлялись после указанного срока – в этой связи возник вопрос об их правовом режиме.
В ЖК РФ не предусмотрено классификаций общежитий. В теории предложено проводить их деление по следующим критериям.
В зависимости от субъектного состава на стороне нанимателей выделяют общежития, предоставляемые только нанимателям или нанимателю и членам его семьи (возможен также смешанный вариант).
В зависимости от условий заключения договора следует обозначить общежития, предоставляемые в связи с работой, предоставляемые в связи с прохождением службы и в связи с обучением. Правовое значение представленных классификаций состоит в различии содержания правоотношений по найму, сроках проживания и ответственности нанимателей.
[1] Постановление Правительства от 8.11.2000 № 845 «Об утверждении положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в РФ» // СЗ РФ. – 13.11.2000. — № 46. – Ст. 4562.
[3] Постановление Правительства РФ от 25.05.1994 № 522″О мерах по обеспечению психиатрической помощью и социальной защите лиц, страдающих психическими расстройствами» /СЗ РФ. — 6.06.1994. — № 6. — Ст. 606.
[4] См., например: Лукьяненко М.Ф. Жилищное право Российской Федерации: учебное пособие. – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2005. – С. 10 и др.
[5] См.: Горина Э.Д. Особенности правового режима общежитий по российскому законодательству // Юридический мир. – 2010. — № 10.
[6] См.: Толстой Ю.К. Жилищное право: Учебное пособие. – М.: Пост-Фактум, 1996. – С. 41; Богданов Е.В. Право на жилище. – Мн. Университетское, 1990. — С. 89; Ким Е.П. Техническая инвентаризация зданий жилищно-гражданского назначения и оценка их стоимости: Практическое руководство. – М.: Экспертное бюро-М, 1997. – С. 11.
[7] См.: Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 3.04.2007 № 57-ВО7-2.
[8]См., например: Филимонов С.Л., Шешко Г.Ф. Комментарий к новому Жилищному кодексу РФ. – М.: Ф53 МЦФЭР, 2005. – С. 308.
[9] См. Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2006г. (утв. постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 7 и 14 июня 2006 г.) // Бюллетень Верховного Суда РФ. – сентябрь. — 2006. — № 9.