Что относится к материалу для игр на физическую компетенцию
Материалы для игры с правилами
Задание на практику
Анализ предметной игровой среды для игр с правилами
Для проведения анализа условий для организации игр с правилами вспомните особенности подбора игр с правилами в каждой возрастной группе.
Типы игрового материала для игры с правилами
Как и для сюжетной игры, материал для игры с правилами должен быть типизирован и подобран с учетом культурных форм игры с правилами. Так, мы будем говорить о следующих типах игрового материала:
1) материал для игр на физическую компетенцию (подвижных, на ловкость),
2) материал для игр на удачу (шансовых),
3) материал для игр на умственную компетенцию.
Для игр на физическую компетенцию это материалы (предметы, наборы предметов), поддерживающие результативное действие по правилу. Примером таких материалов могут служить мячи, мешочки для бросания, наборы кеглей, кольцебросы и т.п.
Для игр на удачу (шансовых) существуют специально созданные материалы — настольные игры типа «гусек» и «лото» с самым разнообразным тематическим содержанием.
Предметной опорой игр с правилами на умственную компетенцию также служат настольные игры: детское домино (с картинками), а также шашки, шахматы, нарды и т.п., не отличающиеся от «взрослых» игр.
Первая младшая группа
Материалы для игры с правилами
В возрасте от 2 до 3 лет ребенок овладевает элементарным действием по правилу (осуществлять одинаковые действия одновременно или поочередно с другими участниками игры). Это только предтеча игры с правилами.
Материальной опорой таких действий служат разнообразные мячи, шары, с воротцами для прокатывания, желоб для прокатывания шаров и симметричных тележек, машин, зверей на колесиках (от одного ребенка к другому и обратно). Частично эти предметы совпадают с материалами для развития двигательной активности детей (см. раздел «Материалы и оборудование для двигательной активности»).
Типы игрового материала для игры с правилами
Как и для сюжетной игры, материал для игры с правилами должен быть типизирован и подобран с учетом культурных форм игры с правилами. Так, мы будем говорить о следующих типах игрового материала:
1) материал для игр на физическую компетенцию (подвижных, на ловкость),
2) материал для игр на удачу (шансовых),
3) материал для игр на умственную компетенцию.
Для игр на физическую компетенцию это материалы (предметы, наборы предметов), поддерживающие результативное действие по правилу. Примером таких материалов могут служить мячи, мешочки для бросания, наборы кеглей, кольцебросы и т.п.
Для игр на удачу (шансовых) существуют специально созданные материалы — настольные игры типа «гусек» и «лото» с самым разнообразным тематическим содержанием.
Предметной опорой игр с правилами на умственную компетенцию также служат настольные игры: детское домино (с картинками), а также шашки, шахматы, нарды и т.п., не отличающиеся от «взрослых» игр.
Сюжетообразующие наборы материала и его размещение
Материалы для сюжетной игры
Игрушки-предметы оперирования в возрастном диапазоне 5-7 лет изменяются в двух направлениях. С одной стороны, это усиление реалистичности облика игрушки с одновременным уменьшением ее размеров и степени готовности к использованию. Это готовые реалистические игрушки-модели (например, автомобильчики разных марок), вплоть до действующих моделей (например, механические подъемный кран, лебедка, заводные и управляемые электрифицированные железная дорога, автомобили, луноходы и пр.), а также сборные модели (самолеты, яхты и пр., действующие сборные модели типа «лего», сборные мелкие игрушки из «киндер-сюрпризов») и игрушки-трансформеры (игрушки-модели, сборно-разборные игрушки являются одновременно и хорошим материалом для познавательно-исследовательской деятельности).
С другой стороны, весьма привлекательными для детей в этом возрасте становятся игрушки, реалистические по облику и соразмерные настоящей вещи, позволяющие ребенку осуществлять действие, приближающееся к реальному, не просто его изображающее, а имеющее определенный практический результат. Например, набор дротиков позволяет «охотнику» в рамках сюжетной игры реально упражняться в ловкости; игрушечная швейная машина, которая действительно шьет, позволяет «портнихе» в самом деле одевать обитателей кукольного дома и т.п. Такого рода реалистично действующие игрушки-предметы оперирования позволяют перекидывать мост от сюжетной игры к результативному практическому действию.
Игрушки-маркеры условного пространства также претерпевают изменения в двух направлениях. Первое направление — изменение в сторону большей реалистичности и, одновременно, уменьшения размеров. Очень большое значение приобретают макеты — предметы, представляющие в уменьшенном виде реальные сооружения и территории. Макеты как мелкие маркеры условного пространства становятся опорой в построении детьми достаточно сложных игровых «миров» в режиссерской игре (совместной и индивидуальной). Целесообразно предоставить детям несколько универсальных (многотемных) макетов, позволяющих реализовать широкий спектр игровых интересов: кукольный дом, замок (крепость), ландшафтные макеты (моделирующие городской и природный ландшафт). [6]
Также необходимы для построения игровых «миров» мелкие маркеры разной степени готовности (различного рода строения — гаражи, бензозаправочные станции, фермы, соразмерные мелким фигуркам-персонажам, строительные наборы специального назначения для возведения сборных замка, крепости, домиков и пр.).
Второе направление — изменение крупных прототипических маркеров в сторону все большей условности. Они теряют определенную тематически-смысловую нагрузку и приближаются к крупным полифункциональным предметам, как бы смыкаются с ними. Например, складная многочастная рама (ширма), которая по прихоти детей может обозначить контур корабля или самолета, или автомобиля (как и набор крупных набивных модулей, из которых может быть сооружено все, что угодно). В пределе, мы имеем дело в этом направлении уже не с игрушками как таковыми (т.е. предметами, специально предназначенными для игры), а с любым крупным подсобным материалом (диванные подушки, перевернутые стулья, стол со спущенной скатертью, который становится «пещерой», и пр.). Крупные условные маркеры особенно ценны для поддержки совместной сюжетной игры старших дошкольников.
Игрушки- персонажи в старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) выступают в двух видах: с одной стороны, они меняются в направлении еще большей реалистичности, стремясь к ее крайнему полюсу, с другой стороны, большое значение приобретают крайне условные игрушки. И те, и другие уменьшаются в размерах, т.е. по этому параметру они приближаются к полюсу максимальной условности.
Необходимость реалистичной игрушки-персонажа обусловлена предпочтениями детей, которые стремятся организовать свой игровой «мир» как настоящий. Большую ценность для ребенка приобретает не отдельная игрушка-персонаж, а персонаж в наборе с предметами оперирования и маркерами пространства («наполненный» макет) или наборы из нескольких персонажей, относящихся к общему смысловому контексту. Такого рода наборы позволяют ребенку не просто осуществлять условные игровые действия или их цепочки, реализовывать ту или иную роль, но строить свой игровой мир и управлять им, т.е. выступать в качестве творца (в режиссерской игре).
Стремление к реалистичности проявляется у девочек в желании иметь небольшого размера куклу (кукол) с «прикладом» —разнообразной одеждой, подходящим по размерам реалистическим антуражем (этот спрос уловлен современной зарубежной промышленностью, но доведен до недетского гротеска в виде куклы Барби и ее мира). Те же предпочтения проявляются и у мальчиков в традиционном увлечении наборами солдатиков, ковбоев, рыцарей, туземных воинов, роботов и пр., выполненными в реалистической манере (с правдоподобными деталями этнографического, исторического или футурологического характера).
Отвечают детским потребностям и наборы реалистических животных (мелких по размеру): домашние и дикие животные, доисторические животные — динозавры и пр., позволяющие ребенку «творить» более разнообразные миры в игре, проникая в реальность и расширяя ее исторические и географические рамки для себя.
Как уже указывалось, в старшем дошкольном возрасте, несмотря на стремление самих детей к реалистичности в игрушке, разнообразие игровых тем и активность воображения стимулируются в большей степени условными игрушками. Это относится и к игрушкам-персонажам. В этом возрасте для игры полезны мелкие игрушки-персонажи крайней степени условности, так сказать, суперусловные, которые могут обслужить любую задуманную ребенком тему игры. Это человеческие фигурки размером 5-6 см., с условным телом (конусом или цилиндром) и головой с намеченными в общем виде чертами лица. Ребенок может приписать им любые роли (ведь предусмотреть все многообразие интересующих детей ролей и предоставить для этого реалистические игрушки не представляется возможным). Такого рода игрушки служат опорой для игры как мальчиков, так и девочек. Данные в наборе, они часто используются ребенком для разыгрывания разного рода семейных коллизий (моделирования семейных конфликтов и изживания их, построения идеальных на его вкус отношений и пр.). Для реализации семейной тематики достаточно, например, набора из четырех условных человечков, намекающих на возможных членов семьи. Ребенок, приписав таким фигуркам привлекающие его роли, может подбирать остальной антураж для игры из уже имеющихся мелких игрушек или мелких полифункциональных предметов (палочек, катушек, коробочек и пр.).
Полифункциональные материалы для данного возраста остаются примерно такими же, как и в средней группе.
Предметно-игровая среда для детей дошкольного возраста
Игра как культурная форма деятельности ребёнка передаётся ему двумя путями – через живые образы деятельности взрослого и через игровой материал.
Чтобы подбирать материал для детской игры, педагогу необходимы некоторые общие ориентиры, позволяющие определить, какие игрушки будут наиболее полезны для освоения и активизации игровой деятельности на каждом возрастном этапе. Конкретный подбор игрового материала осуществляется в зависимости от условий и возможностей детского сада.
Игра ребёнка дошкольного возраста представляется в двух видах:
Сюжетная игра связана с условным действием в воображаемой ситуации (Приложение 1). По характеру включённости в неё выделяются разновидности сюжетной игры. Это:
— собственно ролевая игра (ребёнок принимает на себя игровую роль, вокруг которой строится воображаемая ситуация);
— режиссёрская игра (воображаемая ситуация развёртывается через действия игрушечных персонажей, которые служат как бы посредниками между ребёнком и игровыми ролями);
— игра-фантазирование (воображаемая ситуация развёртывается преимущественно в речи и представлении, сюжетные события происходят с кем-то, т.е. ребёнок не отождествляет себя с какой-то конкретной ролью).
В дошкольном детстве происходит постепенный переход от овладения предметным (условным) замещающим действием (в 2-3 года) к ролевому действию – в форме собственно ролевой игры (в 3-5 лет) и к сюжетосложению в форме режиссёрской игры или игры-фантазирования (в 5-7 лет).
Игра с правилами также имеет свои культурные формы:
— игра на физическую компетенцию (подвижная, на ловкость),
— игра на умственную компетенцию (внимание, память, комбинаторику),
— игра на удачу (шансовая), предъявляющая минимальные требования к способностям играющих.
Игра с правилами складывается у дошкольников постепенно. Ребёнок прежде всего осваивает действия по правилу (в 2-4 года), затем – представление о выигрыше в рамках готовых правил (в 4-5,5 лет) и в дальнейшем приобретает способность видоизменять правила по договору с партнёрами (в 5,5-7 лет).
Все эти изменения игры на протяжении дошкольного детства включаются в общую тенденцию психического развития ребёнка: он постепенно освобождается от ситуационной связанности внешней обстановкой, его действия начинают всё в большей мере зависеть от замысла, который заставляет ребёнка активно преобразовывать предметно-игровую среду “под замысел”. Ребёнок становится всё менее зависимым от игрушек и игрового материала, специально созданного для обслуживания игры: к концу дошкольного возраста любая вещь может получить игровое значение – быть встроена в сюжетную игру или стать поводом для возникновения игры с правилами.
Воображаемая ситуация в детской игре поддерживается предметными опорами.
Чтобы правильно подбирать игровой материал с учетом специфики детской сюжетной игры, необходимо рассмотреть его со стороны меры условности.
В других случаях игрушка может быть достаточно обобщенным отображением реального предмета, например, деревянный игрушечный грузовик может не быть точной копией настоящего грузовика, но отображает его типичные черты: наличие кузова, кабины, колес. Такого рода игрушки принято называть прототипическими игрушками.
Второй параметр, определяющий меру условности игрушки, — ее размер. Игрушки могут быть крупными, соразмерными ребенку, приближающимися к величине реальных предметов (например, игрушечный пласстмассовый молоток, утюг и пр.). Это полюс наименее условных игрушек. Игрушки могут быть мелкими, располагающими к режиссерской игре (например, фигурки людей и животных, гаражи, железные дороги, наборы самолетов, автомобилей и пр.). Это полюс наиболее условных игрушек. Ряд между этими полюсами заполняется игрушками среднего размера.
Типы игрового материала для игры с правилами
Как и для сюжетной игры, материал для игры с правилами подобран с учетом её культурных форм. Так, мы будем говорить о следующих типах игрового материала:
1) материал для игр на физическую компетенцию (подвижных, на ловкость),
2) материал для игр на удачу (шансовых),
3) материал для игр на умственную компетенцию.
Предметной опорой игр на умственную компетенцию также служат настольные игры: детское домино (с картинками), а также шашки, шахматы, нарды и т. п., не отличающиеся от “взрослых” игр.
Освоение игры с правилами связано с последовательным включением в детскую практику простых подвижных игр с предметом и результативным действием (2-4 года), игр на удачу (4-5,5 лет) и игр на умственную компетенцию (5-7 лет). Соответственно игровой материал для возрастных групп должен подбираться с учетом поэтапного добавления материала для нового типа игры и усложнения материала для уже освоенного типа.
Организация предметно-игровой и пространственно-развивающей среды является необходимым условием формирования игровой деятельности ребенка. Одно из требований к организации развивающей среды – создание возможностей для удовлетворения потребностей детей в новых впечатлениях, в открытии нового, позволяющих фантазировать, перевоплощаться в самых разнообразных героев.
Пространство игровой комнаты необходимо организовать таким образом, чтобы оно позволяло детям свободно перемещаться, одновременно играть нескольким группам детей, чтобы в случае необходимости любой ребенок мог уединиться для индивидуальной игры.
Для игры детей 2-3 года, почти всецело зависящих от внешней обстановки, необходимы наборы игрового материала, в которых представлены все типы сюжетообразующих игрушек (персонажи, предметы оперирования, маркеры пространства) (Приложение 3).
В пространстве группового помещения имеются 4 целостные тематические зоны. Это комплексы материалов (и часть пространства) для развертывания бытовой тематики:
1) шкафчик с посудой, кухонная плита и несколько кукол на стульчиках вокруг стола;
2) кукольная кровать, шкафчик с “постельными принадлежностями”, диванчик, на котором могут сидеть и куклы, и дети;
4) автобус-каркас с модулями-сиденьями внутри и рулем.
Остальные игровые материалы размещаются в низких стеллажах, пластмассовых емкостях, переносных ящиках. Все материалы, находящиеся в поле зрения, доступны детям.
Во II младшей группе используется тот же принцип, что и I младшей группе, но сюжетообразующие наборы становятся более мобильными. Здесь воспитатель предлагает детям перемещать маркеры игрового пространства (чтобы не мешать другим играющим), соединять их по смыслу сюжета, т. е. постепенно направляет детей на частичную переорганизацию обстановки.
В средней группе предметно-игровая среда существенным образом изменена. Постоянные тематические зоны уступают место более гибким сочетаниям игрушек. Дети уже частично сами организуют среду под замысел.
Тематические зоны сокращаются до ключевого маркера условного пространства, а подходящие игрушки-персонажи располагаются в непосредственной близости на стеллажах, полках.
Кухня для кукол в этой возрастной группе уже должна быть представлена только мобильной плитой; кукольная спальня и столовая — одной кукольной кроватью, столиком и диванчиком, которые легко перемещаются; все остальное достраивается детьми из других материалов. Универсальная “водительская” зона также становится мобильной, она представлена штурвалом или рулем на подставке, который легко переносится с места на место. Пара ширм обеспечивает огораживание любого условного игрового пространства (дома, корабля и пр.).
Универсальные игровые макеты располагаются в местах, легко доступных детям; они переносные (чтобы играть на столе, на полу, в любом удобном месте). Тематические наборы мелких фигурок-персонажей размещаются в коробках, поблизости от макетов (так, чтобы универсальный макет мог быть легко и быстро “населен” по желанию играющих).
Педагоги привлекают к оформлению игровых зон самих детей, вместе с ними расставляют игрушки, обыгрывая каждую новую игрушку и вызывая к ней эмоциональное отношение, следят за чистотой игрушек и их состоянием, отдают игрушки в родителям для ремонта и обновления.
Невозможно недооценить значение дидактических и настольно-печатных игр для формирования у ребенка предпосылок и навыков сюжетно-ролевой игры. Поэтому в группах имеются разнообразные настольные игры, соответствующие интересам детей и стимулирующие их развитие. Дети дошкольного возраста также охотно играют с мелкими дидактическими игрушками (куклами, машинками, солдатиками, фигурками животных, разборными домиками). Эти игрушки используются для воплощения замысла в сюжетно-ролевой игре и выполняют вспомогательные функции (например, украшение интерьера, игрушки для дочки в игре “семья”).
Игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому столь актуальной для дошкольной педагогики является проблема использования игры в целях всестороннего развития ребенка, формирования его положительных личностных качеств и социализации как члена общества.
Содержимое публикации
Виды игр и типы игрового материала для детей дошкольного возраста
Игра как культурная форма деятельности ребёнка передаётся ему двумя путями – через живые образы деятельности взрослого и через игровой материал.
Чтобы подбирать материал для детской игры, необходимо определить, какие игрушки будут наиболее полезны для освоения и активизации игровой деятельности на каждом возрастном этапе.
Игра ребёнка дошкольного возраста представляется в двух видах:
Разновидности сюжетной игры:
— ролевая игра (ребёнок принимает на себя игровую роль, вокруг которой строится воображаемая ситуация);
— режиссёрская игра (воображаемая ситуация развёртывается через действия игрушечных персонажей, которые служат как бы посредниками между ребёнком и игровыми ролями);
— игра-фантазирование (воображаемая ситуация развёртывается преиму-щественно в речи и представлении, сюжетные события происходят с кем-то, т.е. ребёнок не отождествляет себя с какой-то конкретной ролью).
В дошкольном детстве происходит постепенный переход от овладения предметным (условным) замещающим действием (в 2-3 года) к ролевому действию – в форме собственно ролевой игры (в 3-5 лет) и к сюжетосложению в форме режиссёрской игры или игры-фантазирования (в 5-7 лет).
Игра с правилами также имеет свои культурные формы:
— игра на физическую компетенцию (подвижная, на ловкость),
— игра на умственную компетенцию (внимание, память, комбинаторику),
— игра на удачу (шансовая), предъявляющая минимальные требования к способностям играющих.
Игра с правилами складывается у дошкольников постепенно. Ребёнок прежде всего осваивает действия по правилу (в 2-4 года), затем – представление о выигрыше в рамках готовых правил (в 4-5,5 лет) и в дальнейшем приобретает способность видоизменять правила по договору с партнёрами (в 5,5-7 лет).
Все эти изменения игры на протяжении дошкольного детства включаются в общую тенденцию психического развития ребёнка: он постепенно освобождается от ситуационной связанности внешней обстановкой, его действия начинают всё в большей мере зависеть от замысла, который заставляет ребёнка активно преобразовывать предметно-игровую среду “под замысел”. Ребёнок становится всё менее зависимым от игрушек и игрового материала, специально созданного для обслуживания игры: к концу дошкольного возраста любая вещь может получить игровое значение – быть встроена в сюжетную игру или стать поводом для возникновения игры с правилами.
Исходя из этих общих представлений об игровой деятельности можно обозначить типы игрового материала для сюжетной игры и игры с правилами. Принято выделять следующие компоненты воображаемой ситуации:
— пространство (место) действия.
Воображаемая ситуация в детской игре поддерживается предметными опорами.
Типы игрового материала для сюжетной игры:
1. предметы оперирования — игрушки, имитирующие реальные предметы,
2. орудия, инструменты, средства человеческой деятельности, позволяющие воссоздавать смысл настоящего действия (например, игрушечные чашка, утюг, молоток, руль и т.п.)
3. игрушки-персонажи — разного рода куклы, фигурки людей и животных. Сюда же относится игровой материал, представляющий ролевые атрибуты, специфичные для какого-либо персонажа (роли), например белая шапочка врача, каска пожарника, красочный ремень ковбоя и т.п.
Чтобы правильно подбирать игровой материал с учетом специфики детской сюжетной игры, необходимо рассмотреть его со стороны меры условности.
В достаточно ёмком понятии меры условности игрушки скрыты три параметра:
В других случаях игрушка может быть достаточно обобщенным отображением реального предмета, например, деревянный игрушечный грузовик может не быть точной копией настоящего грузовика, но отображает его типичные черты: наличие кузова, кабины, колес. Такого рода игрушки принято называть прототипическими игрушками.
—второй параметр, определяющий меру условности игрушки, — ее размер. Игрушки могут быть крупными, соразмерными ребенку, приближающимися к величине реальных предметов (например, игрушечный пластмассовый молоток, утюг и пр.). Это полюс наименее условных игрушек. Игрушки могут быть мелкими, располагающими к режиссерской игре (например, фигурки людей и животных, гаражи, железные дороги, наборы самолетов, автомобилей и пр.). Это полюс наиболее условных игрушек. Ряд между этими полюсами заполняется игрушками среднего размера.
Типы игрового материала для игры с правилами.
Как и для сюжетной игры, материал для игры с правилами подобирается с учетом её культурных форм.
1) материал для игр на физическую компетенцию (подвижных, на ловкость),
2) материал для игр на удачу (шансовых),
3) материал для игр на умственную компетенцию.
Предметной опорой игр на умственную компетенцию также служат настольные игры: детское домино (с картинками), а также шашки, шахматы, нарды и т. п., не отличающиеся от “взрослых” игр.
Освоение игры с правилами связано с последовательным включением в детскую практику простых подвижных игр с предметом и результативным действием (2-4 года), игр на удачу (4-5,5 лет) и игр на умственную компетенцию (5-7 лет). Соответственно игровой материал для возрастных групп должен подбираться с учетом поэтапного добавления материала для нового типа игры и усложнения материала для уже освоенного типа.
Организация предметно-игровой и пространственно-развивающей среды
Организация предметно-игровой и пространственно-развивающей среды является необходимым условием формирования игровой деятельности ребенка. Одно из требований к организации развивающей среды – создание возможностей для удовлетворения потребностей детей в новых впечатлениях, в открытии нового, позволяющих фантазировать, перевоплощаться в самых разнообразных героев.
Пространство игровой комнаты необходимо организовать таким образом, чтобы оно позволяло детям свободно перемещаться, одновременно играть нескольким группам детей, чтобы в случае необходимости любой ребенок мог уединиться для индивидуальной игры.
Для игры детей 2-3 года, почти всецело зависящих от внешней обстановки, необходимы наборы игрового материала, в которых представлены все типы сюжетообразующих игрушек (персонажи, предметы оперирования, маркеры пространства).
Главные требования к «интегральной среде для всестороннего развития ребёнка»:
• среда должна быть гетерогенной, состоящей из разнообразных элементов, необходимых для оптимизации всех видов деятельности ребёнка;
• среда должна быть связной, позволяющей ребёнку, переходя от одного вида деятельности к другому, выполнять их как взаимосвязанные жизненные моменты;
• среда должна быть достаточно гибкой и управляемой как со стороны ребёнка, так и со стороны взрослого;
• среда должна соответствовать эмоциональному благополучию малыша, среда как часть «Я» ребёнка («То, что меня согревает»). Содержание её определяется предметами и игрушками, которые ребёнок приносит из дома. Они являются носителями эмоционального благополучия для малыша, так как напоминают ему о близких людях, когда он испытывает грусть или одиночество.
Игровые средства и оборудование по основным направлениям раз-
• оборудование для развития общих движений;
• игровые средства для развития мелкой моторики;
• игровые средства для развития сенсорного восприятия;
• игровые средства для развития мышления;
• игровые средства для развития речи и языка;
• игровые средства для ознакомления с окружающим миром;
• игровые средства для социально-эмоционального развития;
• игровые средства и материалы для творческого развития;
• игровые средства и оборудование для организации сюжетной игры.
В пространстве группового помещения имеются 4 целостные тематические зоны. Это комплексы материалов (и часть пространства) для развертывания бытовой тематики:
1) шкафчик с посудой, кухонная плита и несколько кукол на стульчиках вокруг стола;
2) кукольная кровать, шкафчик с “постельными принадлежностями”, диванчик, на котором могут сидеть и куклы, и дети;
4) автобус-каркас с модулями-сиденьями внутри и рулем.
Остальные игровые материалы размещаются в низких стеллажах, пластмассовых емкостях, переносных ящиках. Все материалы, находящиеся в поле зрения, доступны детям.
Во второй младшей группе используется тот же принцип, что и первой младшей группе, но сюжетообразующие наборы становятся более мобильными. Здесь воспитатель предлагает детям перемещать маркеры игрового пространства (чтобы не мешать другим играющим), соединять их по смыслу сюжета, т. е. постепенно направляет детей на частичную переорганизацию обстановки.
В средней группе предметно-игровая среда существенным образом изменена. Постоянные тематические зоны уступают место более гибким сочетаниям игрушек. Дети уже частично сами организуют среду под замысел.
Тематические зоны сокращаются до ключевого маркера условного пространства, а подходящие игрушки-персонажи располагаются в непосредственной близости на стеллажах, полках.
Кухня для кукол в этой возрастной группе уже должна быть представлена только мобильной плитой; кукольная спальня и столовая — одной кукольной кроватью, столиком и диванчиком, которые легко перемещаются; все остальное достраивается детьми из других материалов. Универсальная “водительская” зона также становится мобильной, она представлена штурвалом или рулем на подставке, который легко переносится с места на место. Пара ширм обеспечивает огораживание любого условного игрового пространства (дома, корабля и пр.).
Универсальные игровые макеты располагаются в местах, легко доступных детям; они переносные (чтобы играть на столе, на полу, в любом удобном месте). Тематические наборы мелких фигурок-персонажей размещаются в коробках, поблизости от макетов (так, чтобы универсальный макет мог быть легко и быстро “населен” по желанию играющих).
Нужно привлекать к оформлению игровых зон самих детей, вместе с ними расставляют игрушки, обыгрывая каждую новую игрушку и вызывая к ней эмоциональное отношение, следят за чистотой игрушек и их состоянием, отдают игрушки в родителям для ремонта и обновления.
Невозможно недооценить значение дидактических и настольно-печатных игр для формирования у ребенка предпосылок и навыков сюжетно-ролевой игры. Поэтому в группах имеются разнообразные настольные игры, соответствующие интересам детей и стимулирующие их развитие. Дети дошкольного возраста также охотно играют с мелкими дидактическими игрушками (куклами, машинками, солдатиками, фигурками животных, разборными домиками). Эти игрушки используются для воплощения замысла в сюжетно-ролевой игре и выполняют вспомогательные функции (например, украшение интерьера, игрушки для дочки в игре “семья”).
Игра – подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. Поэтому столь актуальной для дошкольной педагогики является проблема использования игры в целях всестороннего развития ребенка, формирования его положительных личностных качеств и социализации как члена общества.