Что относится к материальным благам и нематериальным благам
Материальные и нематериальные блага
Альтернативная стоимость и факторы производства.
Благо – это все то, что люди хотели бы присвоить, что представляет для них ценность, имеет полезность – реальную или мнимую, что человек считает важным или нужным для себя.
Примеры благ – продукты питания (хлеб, масло, мясо, молоко и т.д.), другие предметы потребления (одежда, автомобили и т.п.), определенные явления или процессы в природе (солнечный свет, вода из родника, воздух).
С учетом приведенного нами определения в особую категорию выделяются антиблага, или блага со знаком «минус». Антиблаго – это то, что люди (в нормальном состоянии) не хотели бы присвоить, что они считают вредным.
Примеры антиблаг – выхлопные газы, кислотные дожди, ураганы, шумы двигателей, магнитные бури, снежные заносы и т.д.
Как можно заметить, термин «благо» является универсальным в том смысле, что охватывает как предметы, к которым приложил руку человек (рукотворные блага), так и естественные явления и процессы в окружающем мире, не связанные с деятельностью людей.
При определении категории «благо» необходимо принять во внимание два следующих аспекта.
1. Иногда приходится выбирать не среди благ, а среди антиблаг («из двух зол выбирать меньшее»). В нашей стране людям именно так нередко приходится поступать при проведении всевозможных выборов (непростая задача – отобрать из числа недостойных более достойных).
На основе объектной классификации благ можно выделить следующие их виды (группы).
Материальные блага включают: естественные дары природы (земля, воздух, климат), продукты хозяйственной (производственной) деятельности людей (продукты питания, здания и сооружения, машины и оборудование и т.п.).
Нематериальные блага – это блага, воздействующие на развитие способностей человека или определяющие его статус (в частности, социальный). Одна (видимо, основная) их часть создается в непроизводственной сфере (здравоохранение, образование, искусство, кино, театр и т.д.), другая – связана преимущественно с образом (условиями) жизни конкретного человека.
С учетом этого можно выделить две подгруппы нематериальных благ: внутренние и внешние. Внутренние блага – это способности, данные данному человеку природой, которые он развивает в себе по собственной воле (голос, музыкальный слух, склонность к научной деятельности и т.д.). Внешние блага – это все то, что дает внешний мир для развития человека и удовлетворения его потребностей (репутация, деловые связи, определенное социальное положение в обществе и т.п.).
О благах первой группы обычно говорится, что они потребляются, исчезают, а о благах второй группы – что они используются и при этом постепенно изнашиваются.
Для получения недостающих потребительских благ (предметов потребления), как правило, нужны косвенные блага (ресурсы).
Косвенные блага (ресурсы), в свою очередь, делятся на реальные (физические) и финансовые (в денежной форме).
Смысл хозяйствования часто заключается в том, чтобы ресурсы, существующие в настоящем, применить для создания благ в будущем.
Степень хранимости зависит от конкретных благ. Так, абсолютно нехранимыми являются услуги, поскольку они потребляются непосредственно в момент производства. Малохранимыми являются скоропортящиеся продукты питания (например, свежая рыба, парное мясо, молоко). Близкими к абсолютно хранимым благам являются так называемые благородные металлы (например, золото, серебро). Большая часть реальных (физических) благ обладает неполной хранимостью во времени, подвержена негативным воздействиям внешней среды. Существуют также блага, абсолютно хранимые и даже способные количественно прирастать во времени (например, деньги, ценные бумаги и другие финансовые активы).
2. Неэкономические (даровые или свободные) блага — это блага, которые предоставляются внешней средой (природой) без приложения человеком усилий. Такие блага существуют в природе «свободно» в количестве, достаточном для полного и постоянного удовлетворения определенных потребностей человека (атмосферный воздух, солнечный свет, вода в открытых водоемах и т.д.).
В зависимости от степени доступности (собственности) благ и характера их использования экономическими агентами различают следующие их виды.
Побудительным мотивом для организации общественного производства являются потребности людей. В экономической литературе существует несколько трактовок потребностей. Наиболее распространен следующий подход: потребности человека – это состояние неудовлетворенности, или нужды, которое он стремится преодолеть. Есть и другие точки зрения – это осознанные запросы или нужды в чем-либо, это объективно необходимые условия жизни и др. Поскольку человеческие потребности разнообразны, постольку необходима их классификация по определенным признакам.
Можно выделить следующие критерии классификации:
— по значимости (первичные, или биологические, и вторичные, или социальные);
— по субъектам (индивидуальные, групповые, коллективные, общественные);
— по объектам (материальные, духовные, этические, эстетические);
— по возможности реализации (реальные, идеальные);
— по сферам деятельности (потребности в труде, общении, отдыхе и т.п.);
— по характеру удовлетворения выделяют экономические потребности (к ним относят ту часть человеческих нужд, для удовлетворения которых используются ограниченные ресурсы и необходимо производство) и неэкономические потребности (те, что могут быть удовлетворены без производства, например, потребности в воде, воздухе, солнечном свете и т.д.).
Классификацию потребностей людей с учетом стадийности общественного развития предложил американский социолог российского происхождения А. Маслоу. Ее наглядная интерпретация – в виде «пирамиды Маслоу» – имеет пять уровней. Считается, что потребности эти образуют иерархию. Только после сравнительно полного обеспечения потребностей одного уровня внимание лица, принимающего решение, переключается на потребности следующего уровня. Экономическая теория имеет дело в основном с первым и вторым уровнями.
Материальное благо: определение, примеры
В экономической теории понятие «материальное благо» проработано слабо. Считается, что оно однозначно. Кроме того, существует примерный перечень благ, поэтому учёные мало размышляют по этому поводу. При этом явление имеет ряд особенностей, на которых стоит остановиться.
Понятие блага
Ещё древнегреческие философы начали задумываться над тем, что такое благо для человека. Оно всегда воспринималось как нечто положительное для индивида, несущее ему удовольствие и комфорт. Но вот о том, что это может быть, единого мнения долго не существовало. Для Сократа им была способность к размышлениям, разум человека. Индивид может рассуждать и составлять правильные мнения – это есть его главная цель, ценность, предназначение.
Платон считал, что благо – это нечто среднее между разумностью и удовольствием. По его мнению, понятие нельзя сводить ни к тому, ни к другому. Благо есть нечто смешанное, трудноуловимое. Аристотель приходит к выводу, что не существует единого блага для всех. Он тесно увязывает понятие с моралью, утверждая, что только соответствие удовольствия с этическими установлениями может быть благом. Поэтому главную роль в создании благ для человека отводил государству. Отсюда пошли две традиции считать их образцом добродетельности или источником наслаждения.
Индийская философия выделяла четыре основные блага для человека: удовольствие, добродетель, выгоду и освобождение от страданий. При этом его составляющей является наличие определённой выгоды от вещи или события. Позже материальное благо начали соотносить и даже отождествлять с понятием Бога. И только появление экономических теорий переводит размышления о благе в практическую область. Под ними в самом широком смысле понимается нечто, удовлетворяющее требования и отвечающее интересам человека.
Свойства благ
Для того чтобы материальное благо стало таковым, оно должно отвечать определённым условиям и иметь следующие свойства:
При этом блага имеют главное свойство – это полезность. То есть, они должны приносить людям реальную пользу. Именно в этом их ценность.
Благо и потребности человека
Для того чтобы благо было признано таковым, должны быть соблюдены несколько условий:
Для понимания сущности благ, нужно вспомнить, что такое потребности. Под ними понимаются внутренние побудительные стимулы, которые реализуются в деятельности. Потребность начинается с осознания нужды, которая связана с ощущением дефицита чего-либо. Она создаёт дискомфорт разной степени интенсивности, неприятное ощущение нехватки чего-либо. Заставляет предпринимать какие-либо действия, искать способ удовлетворения потребности.
Человека одновременно атакуют несколько потребностей и он их ранжирует, выбирая для удовлетворения сначала актуальные. Традиционно выделяют биологические или органические нужды: в еде, сне, размножении. Есть и социальные потребности: необходимость принадлежности к какой-либо группе, стремление к уважению, взаимодействию с другими людьми, достижение определённого статуса. Что касается духовных нужд, то эти требования соответствуют высшему порядку. К ним относятся познавательная потребность, необходимость в самоутверждении и самореализации, поиск смысла существования.
Человек постоянно занят удовлетворением своих потребностей. Этот процесс приводит к желаемому состоянию удовольствия, даёт в финальной стадии позитивные чувства, к которым и стремится любой индивид. Процесс возникновения и удовлетворения нужд называют мотивацией, так как она заставляет человека осуществлять деятельность. У него всегда есть выбор, как лучше достичь желаемого результата и он самостоятельно отбирает наилучшие способы снятия дефицитного состояния. Для удовлетворения потребностей индивид использует различные предметы и именно их можно называть благом, так как они приводят человека к приятному ощущению удовлетворения и являются частью большой экономической и социальной деятельности.
Экономическая теория о благах
Наука об экономике не могла обойти вниманием такой вопрос блага. Так как материальные потребности человека удовлетворяются при помощи предметов, производимых на базе ресурсов, то и возникает теория об экономических благах. Под ними понимаются предметы и их свойства, способные соответствовать требованиям и желаниям человека. Особенность процесса удовлетворения материальных потребностей такова, что нужды людей всегда превышают производственные возможности. Поэтому благ всегда меньше, чем потребностей в них. Таким образом, экономические ресурсы всегда обладают особым свойством – редкостью. Их всегда на рынке меньше, чем необходимо. Это и создаёт повышенный спрос на экономические блага и позволяет устанавливать на них цену.
Для их производства всегда необходимы ресурсы, а они, в свою очередь, ограничены. Кроме того, материальные блага имеет ещё одно свойство – полезность. Они всегда связаны с выгодой. Существует понятие предельной полезности, т. е. возможность блага наиболее полно удовлетворить потребность. При этом по мере потребления наблюдается убывание предельной потребности. Так, голодный человек удовлетворяет нужду в еде первыми 100 граммами пищи, но он продолжает есть, при этом польза снижается. Позитивные характеристики различных благ могут быть сходными. Человек выбирает необходимое из них, ориентируясь не только на этот показатель, но и на другие факторы: цену, психологическое и эстетическое удовлетворение и т. п.
Классификации благ
Разнообразное потребление материальных благ приводит к тому, что в экономической теории существует несколько способов делить их на виды. В первую очередь их классифицируют по степени ограниченности. Есть блага, на производство которых затрачиваются ресурсы и они конечны. Их называют экономическими или материальными. Существуют также блага, которые имеются в неограниченном количестве, например, солнечный свет или воздух. Их называют неэкономическими или даровыми.
В зависимости от способа потребления блага делятся на потребительские и производственные. Первые предназначены для удовлетворения нужд конечного пользователя. Вторые необходимы для производства потребительских благ (например, станки, технологии, земля). Также выделяются материальные и нематериальные, частные и общественные блага.
Материальные и нематериальные блага
Различные потребности человека требуют специфических средств их удовлетворения. В связи с этим существуют материальные и нематериальные блага. К первым относятся предметы, постигаемые органами чувств. Материальным благом является всё, что можно потрогать, понюхать, рассмотреть. Обычно они могут накапливаться, использоваться продолжительное время. Выделяют материальные блага разового, текущего и длительного применения.
Вторая категория – это неосязаемые блага. Обычно их ассоциируют с услугами. Нематериальные блага создаются в непроизводственной сфере и влияют на состояние и способности человека. К ним относятся услуги здравоохранения, образования, торговли, сервиса и т. п.
Общественные и частные
В зависимости от способа потребления материальное благо можно охарактеризовать как частное или общественное. Первый вид потребляется одним человеком, который за него заплатил и владеет им. Это средства индивидуального спроса: автомобили, одежда, пища. Общественное благо неделимо, оно принадлежит большой группе людей, которые совокупно его оплачивают. К этому виду относятся охрана окружающей среды, чистота и порядок на дорогах и в общественных местах, защита правопорядка и обороноспособность страны.
Производство и распределение материальных благ
Создание материальных благ – это сложный, затратный процесс. Для его организации необходимы усилия и ресурсы многих людей. По сути, вся сфера экономики занимается производством материальных благ разного вида. В зависимости от доминирующих потребностей сфера может самостоятельно регулироваться, выпуская необходимые товары. Процесс распределения материальных благ не так прост. Рынок при этом является инструментом, однако, есть ещё и социальная сфера. Именно в ней государство берёт на себя функции распределения, чтобы снизить социальную напряжённость.
Услуга как благо
Несмотря на то что под средством удовлетворения потребности принято понимать материальные блага, услуги также являются средством ликвидации нужды. Экономическая теория сегодня активно использует это понятие. Согласно ей, материальные услуги являются разновидностью экономического блага. Их особенность состоит в том, что услуга неосязаема, её невозможно накопить или оценить до того, как она будет получена. При этом она также обладает полезностью и редкостью, как и прочие экономические блага.
Материальные и нематериальные блага и их особенности
Материальные блага
Материальные блага – это результат функционирования материального производства, таких как отрасли промышленности или сельского хозяйства, могут выступать в качестве различных товаров: продукты питания, одежда, медикаменты, транспорт и т.п.
Некоторые учёные, к примеру А. Маршалл, относит к материальным благам патенты, авторские права и закладные. Таким образом в одну группу объединяются различные по своему характеру блага, некоторые из них удовлетворяют потребности, а некоторые представляют собой форму присвоения.
Нематериальные блага
Существование нематериальных благ происходит чаще всего в форме услуг или конкретного вида деятельности.
Нематериальные блага – это блага, которые оказывают влияние на развитие способностей человека и создаются им в непроизводственном виде, к примеру, здравоохранение, образование, искусство, кино, театр, музеи и т.п.
Нематериальные блага делятся на подгруппы: внешние и внутренние. Внутренние блага – это те, которые человек получает от природы, может самостоятельно развить в себе, к примеру, голос, декламация, музыкальный слух или способности к творческой деятельности или науке. Внешние блага – это те, которые человек получает извне для удовлетворения потребностей, к примеру, репутация, деловые связи, проекция и т.п.
Принято считать, что в рыночной экономике блага выступают в форме товаров и услуг.
Товар – это специфического рода благо, которое производится для обмена.
Потребительская стоимость товара складывается из способности товара удовлетворять какую-либо потребность человека. Всякий товар обладает стоимостью. Одновременно с тем стоит отметить, что характер потребности может быть при этом самый разный: физический, духовный. В большинстве своём товары являются материальными объектами. Здесь продукты питания. Интернет-технологии, некоторые продукты интеллектуального труда.
Услуга же является действием конкретного человека или группы лиц. Сюда причисляют юридические услуги, бытовые, медицинские или образовательные.
Отличие услуги от товара в том, что она не имеет никакой вещественной формы, её нельзя накопить, она должна быть потреблена на протяжении периода её предоставления.
Производство и потребление
Производством называется процесс, в ходе которого изготавливается товар или услуга, а потребление – это процесс, в ходе которого приобретается товар или услуга.
Анализ процесса производства и потребления предоставляет возможность определить отличительные черты материальных и нематериальных благ.
Особенность материальных благ характерно разделение процессов производства и потребления. Важно понимать, что прежде, чем приступить к потреблению необходимо создать материальные блага. Эти процессы для материальных благ разделены и по времени, и в пространстве.
Нематериальным благам свойственно осуществление процесса, что само по себе является процессом предоставления услуг и их потребление. В качестве примера можно использовать услуги парикмахера или мастера по маникюру. Ошибочно думать, что процесс предложения услуг является процессом фактического их предоставления.
Каждый мобильный оператор сегодня предлагает услуги роуминга, но это не значит, что каждый абонент ими пользуется. Процесс предоставления услуги в такой ситуации начинается с момента, когда пользователь подключил данную услугу, при этом действует только в период, когда пользователь звонит или ему звонят, а также отправляет смс-сообщения или использует интернет-трафик.
Что относится к материальным благам и нематериальным благам
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 142-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.
2. Нематериальные блага защищаются в соответствии с настоящим Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения.
В случаях, если того требуют интересы гражданина, принадлежащие ему нематериальные блага могут быть защищены, в частности, путем признания судом факта нарушения его личного неимущественного права, опубликования решения суда о допущенном нарушении, а также путем пресечения или запрещения действий, нарушающих или создающих угрозу нарушения личного неимущественного права либо посягающих или создающих угрозу посягательства на нематериальное благо.
В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, нематериальные блага, принадлежавшие умершему, могут защищаться другими лицами.
Курсовая работа: Материальные и нематериальные экономические блага
Тема: Материальные и нематериальные экономические блага
Тип: Курсовая работа | Размер: 150.10K | Скачано: 140 | Добавлен 13.04.15 в 11:27 | Рейтинг: 0 | Еще Курсовые работы
Содержание
1. Материальные и нематериальные экономические блага 5
1.1. Материальные блага 7
1.2. Нематериальные блага 7
1.3. Экономические и неэкономические блага 8
1.4. Общественные и частные блага 10
1.5. Предметы роскоши и предметы первой необходимости 12
1.6. Специфическая форма экономического блага 13
1.6.1. Социальные услуги 14
1.7. Роль рынка нематериальных благ в структуре экономики 16
2. Экономические блага, прямо удовлетворяющие потребности людей и косвенно 18
3. Взаимодополняемые и взаимозаменяемые экономические блага 22
Список используемой литературы 32
Введение.
С каждым годом человеческие потребности растут, и для их удовлетворения человечество развивает различные сферы услуг, промышленность, технологии. Средства, удовлетворяющие потребности, называются благами.
Каждый день человек потребляет то или иное благо, что-то утрачивает, что-то получает взамен. Для создания благ требуются ресурсы, к сожалению, многие из них не возобновляются. В современном мире это одна из важнейших проблем человечества.
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что удовлетворение потребностей общества напрямую зависит от создания благ, а блага в свою очередь требую всё большее количество ресурсов для их производства. Ученые обеспокоены тем, что в ближайшем будущем произойдет сильнейшая нехватка ресурсов, и для удовлетворения потребностей их будет не хватать.
В своей курсовой работе я использовала актуальные источники информации, которые представлены в списке используемой литературы.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
— рассмотреть сущность материальных и нематериальных благ;
— рассмотреть экономические блага, прямо удовлетворяющие потребности людей и косвенно;
— рассмотреть взаимодополняемости и взаимозаменяемости благ.
Глава 1. Материальные и нематериальные экономические блага.
Экономические блага – это материальные и нематериальные предметы (и их свойства), ограниченные количеством, благодаря которым человек удовлетворяет свои потребности на протяжении жизни. Под экономическими благами подразумеваются результаты экономической деятельности, получаемые в меньшем (ограниченном) количестве в сравнении с потребностями, которые они могут удовлетворить.
Главными свойствами экономического блага стоит считать ценность и стоимость. Ценность блага так же может быть потребительской и меновой в зависимости от непосредственного и косвенного потребления ( то есть путем обмена).
Потребительная ценность блага – это полезность, которую получает человек от использования какого-либо блага. В данном случае обеспечивается удовлетворение потребностей при определенных обстоятельствах, при которых подобный результат не был бы достигнут без обладания благами.
Меновая ценность блага – это другие блага, которые достигаются путем отказа от потребления «данного» блага. То есть происходит обмен одного блага на другое, путем пропорциональности одного блага к другому. Чаще всего «данным» благом являются деньги. Ценность блага напрямую зависит от его полезности. Полезностью обладают все блага.
Стоимость блага – это цена, которую нужно заплатить, чтобы получить желаемое благо или услугу.
Маркс считает [4, с. 45], что стоимость (ценность) экономического блага определяется затратам и общественно необходимого труда, т.е. труда, совершаемого при средних общественно-нормальных условиях производства и средней интенсивности труда. Согласно неоклассическим воззрениям, ценность благ зависит от их редкости, прежде всего от интенсивности потребности и количества благ, способных данную потребность удовлетворить. При этом предполагается, что любая потребность может быть удовлетворена несколькими благами, а любое экономическое благо может использоваться для удовлетворения разных потребностей.
Если q1,q2. qn — совокупность определенных количеств каждого из n благ, а р1, р2. рn — их цены, то стоимость совокупного набора благ может быть записана как:
Рис. 1 Схематическая структура благ.
1.1. Материальные блага.
К материальным относятся:
— естественные дары природы (вода, земля, воздух, песок):
— продукты производимые людьми (автомобили, инструменты, продукты питания, дома и т.д.):
— долговые обязательства.
Материальные блага делятся на блага длительного пользования (дом, мебель) и кратковременного (продукты питания, спички). Долговременные блага предполагают многоразовое пользование, кратковременные – исчезают сразу после использования или непосредственно в процессе. Кратковременные используются чаще.
Так же материальные блага делят на первый род полезных вещей (предметы потребления: продукты первой необходимости, вода, воздух и т. д.) и на второй род полезных вещей (средства производства, используемые для изготовления предметов потребления).
1.2. Нематериальные блага.
К нематериальным благам относятся услуги, а так же способности человека, его деловые и личные качества, профессиональное мастерство.
Услуги производятся в таких сферах, как: образования, здравоохранения, искусства, культуры, социального обеспечения, кино и т. д.
Нематериальные блага классифицируются на две группы: блага, имеющие биологическое начало (жизнь, здоровье, внешний облик), и блага, имеющие социальное начало (честь, достоинство, деловая репутация, имя, личная неприкосновенность, тайна частной жизни и др.).
Нематериальные блага являются экономическими благами, ограниченными благами – благами, которые в связи с их редкостью или ограниченностью следует производить и распределять. Так как спрос на данные блага значительно превышает их количество и поскольку на их производство затрачиваются усилия – они обладают ценностью.
Нематериальные блага могут выступать как индивидуальные блага – блага, предоставление которых возможно каждому отдельному лицу в связи с тем, что такие блага обладают свойствами исключительности или конкурентности, как со стороны производителя, так и со стороны потребителя и как общественные блага – блага, к которым имеют доступ все индивиды (оборона, бесплатное образование, общедоступное посещение парков, музеев и т.п.) Нематериальные блага обладают полезностью, характеризующая меру удовольствия, пользы или удовлетворенности, которые получают субъекты от потребления благ. [8, с17]
1.3. Экономические и неэкономические блага.
Свободными (неэкономическими) благами принято называть те блага, которые существуют в изобилии и для их получения не требуется усилия человека. Их цена приравнивается к нулю. В пример можно привести: солнечный свет, воздух и т.д.
Но не все бесплатные товары являются свободным благом. Например, фирма может раздавать свою продукцию для увеличения базы клиентов, но в товар были вложены определенные ресурсы и человеческие усилия, значит, такая продукция неэкономической считаться не может.
Экономические блага – это блага доступные в ограниченном количестве (товары, ресурсы и услуги).
Экономическое благо может быть произведено и использовано:
а) для удовлетворения своих потребностей;
б) как товар для продажи, в качестве источника получения дохода;
Экономические блага, являющиеся продуктами экономической деятельности, характеризуются цикличностью существования. Она разделяется на два аспекта:
— в соответствии с фазами экономических циклов объемы производства экономических благ, их обмена, распределения и потребления нарастают или уменьшаются;
— экономические блага, являющиеся материальным активом, имеют собственный период существования, называемым жизненным циклом.
В общественном производстве по назначению экономические блага делятся на промежуточные и конечные или на производственные и потребительские.
Производственные блага – это продукты труда, которые служат для производства другого нового блага. К производственным благам относят: станки, сырье, материалы, а так же землю, труд, информацию и многое другое.
Потребительские блага – продукты труда для личного пользования населения. Эти продукты труда окончательно покидают процесс производства. К таким благам относят: продукты питания, одежду, мебель и прочее.
Экономические блага разделяются по месту своего создания на внешние и внутренние.
Внешние блага – продукты труда, созданные в других странах и импортируемые в нашу страну.
Внутренние блага – продукты труда, созданные внутри страны.
1.4. Общественные и частные блага.
В экономики идет так же разграничение на общественные и частные блага.
Большая часть предлагаемых производителями и находящих спрос у потребителей благ представляет собой блага, предназначенные для личного потребления, или частные блага. Благо считается частным, если, будучи использовано одним лицом, оно не может одновременно быть использовано другим. Одежда или бутерброд – это частное благо. Когда вы едите свой бутерброд, другой человек, например, ваш знакомый не может есть его, так же вашу одежду не может носить кто то другой в тоже самое время.
Но существуют блага, которые являются общественно необходимыми и осуществляют важные общественные функции.
Некоторые блага в зависимости от обстоятельств могут быть как общественными, так и частными (смешанные блага). Например, фейерверк – благо общественное, если его запускают для всего города и все жители выходят бесплатно на него посмотреть. Но если вы наблюдаете фейерверк в частном увеселительном парке, фейерверк – скорее частное благо, потому что его посетители заплатили за вход. Для того чтобы определить общественное благо, необходимо оценить количество потребителей, извлекающих выгоду из пользования благом, и возможность помешать им. Проблема бесплатного использования возникает, когда число пользователей велико, а исключение хотя бы одного из них невозможно. Если маяк приносит пользу капитанам многих кораблей, это общественное благо, если выгоду извлекает, прежде всего, владелец порта, речь идет скорее о частном благе. [3, с. 239-245]
В постиндустриальном обществе рынок в состоянии удовлетворить спрос только частных благ. Удовлетворение общественных благ лежит на плечах государства. Стоит обратить внимание, что общественные блага не однородны. Они могут выступать как чисто и частично общественные блага. Чисто общественные блага создаются только государством, частично общественные – могут создаваться как государством, так и частным лицом. Ярким примером будут частные школы и муниципальные школы.
1.5. Предметы роскоши и предметы первой необходимости.
По принципу физического выражения блага делятся на предметы первой необходимости и предметы роскоши.
Предметы роскоши – это эксклюзивная продукция, как правило, выпускаемая в небольшом количестве. Предмет роскоши не постоянен. Возьмем на рассмотрение музыкальные пластинки, которые в прошлом веке продавались на каждом шагу, они звучали в каждом доме, век их популярности прошел, в наше время их осталось немного и пластинки особенно очень популярных групп в последствие стали антиквариатом, продаваемым за достаточно крупные для них суммы. Другой пример сотовые телефоны. Они появились не так давно и первое время были эксклюзивным товаром в маленьком количестве, не каждый гражданин мог позволить себе приобрести данную вещь. Но с развитием техники и информации сотовые телефоны стали неотъемлемой частью каждого из нас, их появилось огромное множество, разные фирмы, модели, комплектации из чего на рынке появилась конкуренция и цена на них стала падать, каждый теперь может приобрести себе сотовый. Так со временем этот товар из эксклюзивного стал обычным продуктом массового потребления. Тоже самое в свое время происходило с автомобилями, авторучками и прочими предметами.
Но всегда оставались и будут оставаться предметами роскоши – драгоценные камни. Причина кроется в том, что на земле этого ресурса ограниченное количество, а добыча несет с собой большие затраты.
В экономике действует закон Энгеля: при увеличении доходов потребители повышают расходы на предметы роскоши в большей степени, а расходы на товары первой необходимости – в меньшей, чем увеличиваются их доходы. [6, с. 73]
1.6. Специфическая форма экономического блага.
Специфической формой экономического блага считаются товары и услуги, предназначенные для купли-продажи или обмена.
Товар – это специфическое экономическое благо, которое создано для удовлетворения потребностей человека, которое можно покупать, продавать и обменивать. Нормальный товар – такое благо, величина спроса на которое увеличивается с ростом дохода покупателя при каждом значении цены. Низший товар – это товар, объем спроса на который, уменьшается с повышением дохода. Низшими являются блага, которые можно заменить товарами с большим качеством и большим удобством. Приведем пример. Раньше семья исходя из доходов могла себе позволить покупать картофель, замороженные окорочка и хлеб, со временем доходы семьи возросли, и она заменила окорочка на более дорогостоящие продукты: филе говядины, красную икру.
Услуга – это экономическая деятельность человека, результаты которой выражаются в удовлетворении личных потребностей. Услуги не накапливаются и не могут сохраняться в течение длительного времени. Процесс производства и потребления данной услуги совпадают. Пример: услуга парикмахера заключается в стрижке людей, услуга врача в лечении больного, услуга педагога в передачи знаний ученику.
— коммуникационные (транспортные услуги);
— распределительные (торговля и сбыт);
— деловые (финансовые, страховые услуги, лизинг, маркетинг);
— общественные (услуги органов государственной власти);
— социальные (услуги образования, здравоохранения, искусства, культуры, социального обеспечения).
1.6.1. Социальные услуги.
Социальные услуги предусматривают помощь и всестороннюю поддержку гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Социальные услуги в зависимости от их назначения подразделяют на следующие основные виды:
— Cоциально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности граждан в быту;
— Социально-медицинские, направленные на поддержание и улучшение здоровья граждан;
— Социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении клиентов, формирование у них позитивных интересов, в том числе в сфере досуга, организацию их досуга;
-Социально-правовые, направленные на оказание юридической помощи, защиту законных прав и интересов граждан.
-Социально-психологические, предусматривающие коррекцию психологического состояния граждан для их адаптации в среде обществе;
-Социально-экономические, направленные на поддержание и улучшение жизненного уровня.
Социальные услуги. В соответствии с пунктом 1 статьи 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги:
1) обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов;
1.1) предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
2) бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
При предоставлении социальных услуг в соответствии с настоящей статьей граждане, имеющие I группу инвалидности, и дети-инвалиды имеют право на получение на тех же условиях второй путевки на санаторно-курортное лечение и на бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно для сопровождающего их лица. [9]
1.7. Роль рынка нематериальных благ в структуре экономики.
Для структуры рынка нематериальных благ характерно расширение полиморфизма нематериальных благ как объекта рыночных отношений. Если в прошлом ведущие позиции в структуре данного сектора в развитых странах занимали торговые, бытовые, рекреационные и ряд других услуг, сегодня же на центральное место выдвинулась группа наукоемких видов деловых и профессиональных услуг, телекоммуникации, а с ними и образование, здравоохранение, культура. В сочетании с наукоемкими отраслями индустрии они образуют наряду с модернизированными традиционными отраслями (торговля и транспорт) активно развивающееся ядро современной экономики и во многом определяют динамику, качественные параметры, конкурентоспособность как сферы услуг, так и всего хозяйства. [8, с. 67]
В условиях постиндустриальной экономики рынок нематериальных благ выступает в качестве комплементарного для рынка труда и рынка материальных благ. Рынок нематериальных благ дополняет и координирует деятельность традиционных экономических рынков.
Рис. 4. Роль рынка нематериальных благ в структуре экономики.
Поэтому можно сказать, что развитый рынок нематериальных услуг – это один из признаков становления в той или иной стране высокоразвитой постиндустриальной экономики.
По мере развития экономики в будущем произойдет усложнение самой структуры рынка нематериальных услуг за счет включения в него тех благ, которые ранее не относились к экономическим (сферы фундаментальной и прикладной науки и институтов). [8, с. 68]
2. Экономические блага, прямо удовлетворяющие потребности людей и косвенно.
Ресурсы, как косвенные блага.
Принято выделять несколько основных видов ресурсов:
— «земля» (пахотные земли, леса, месторождения полезных ископаемых, водные и климатические ресурсы и т. д.)
Природные ресурсы – это совокупность природных объектов и явлений, которые используются человеком для поддержания жизни и удовлетворения своих потребностей.
Природные ресурсы делятся на исчерпаемые и неисчерпаемые.
Исчерпаемые ресурсы – это ресурсы, которые после использования либо невозможно восстановить совсем, либо для их восстановления понадобиться длительный период времени. Пример, лес. Вырубленный лес может восстановиться через 100-300 лет.
Неисчерпаемые ресурсы, это те ресурсы, которые постоянно и быстро восстанавливаются. К ним относятся солнечная энергия, воздух и т.д.)
Рис. 3 Классификация природных ресурсов.
— труд (физические и умственные способности людей, применяемые в производстве товаров и услуг);
Трудовые ресурсы — это трудоспособное население, обладающее физическим развитием и умственными способностями, необходимыми для осуществления производственной деятельности. Трудовые ресурсы представлены населением в трудоспособном возрасте.
В России трудоспособным возрастом считается: у мужчин 16—65 лет, у женщин — 16—60 года Границы трудоспособного возраста различаются по странам. В одних нижняя граница составляет 14—15 лет, а других —18 лет. Верхняя граница во многих странах составляет 65 лет для всех или 65 лет — для мужчин и 60—62 гола — для женщин. Очевидно, что трудовые ресурсы как отдельной страны, так и мировой экономики также ограничены.
Сегодня для промышленно развитых стран и государств с переходной экономикой характерно демографическое старение населения, когда численность трудоспособного населения лишь ненамного превышает численность пенсионеров. В 1950 г. на одного пенсионера приходилось 12 человек 15—64 лет. Сегодня средний мировой показатель — 9, и по прогнозам ожидается его снижение до 4. Если количественно трудовые ресурсы растут вместе с ростом населения, то качественно — по мере развития образования. По уровню высшего образования Россия находится на четвертом месте в мире (после Израиля, Норвегии и США). [10]
— капитал (ресурс длительного пользования, создаваемый с целью производства большего количества товаров и услуг).
Реальным капиталом называют капитал, воплощенный в средствах производства. Реальный капитал делится на основной и оборотный капитал. К основному капиталу обычно относят имущество, служащее больше одного года. В России основной капитал называют основными фондами.
К реальному оборотному капиталу следует относить только материальные оборотные средства, т.е. производственные запасы, незавершенное производство, запасы готовой продукции и товары для перепродажи.
Рис. 2 Структура реального капитала
Денежный капитал представляет собой инвестиционные ресурсы и используется для приобретения оборудования, техники и других средств производства. Процесс производства и накопление средств производства называется инвестированием.
— предпринимательская способность. Эта способность, служащая для эффективного использования в хозяйственной деятельности всех прочих экономических ресурсов с целью получения прибыли.
Понятие предпринимательства в экономической науке появилось в XVIII в., и часто предпринимателя отождествляли с собственником. Сегодня к предпринимателям относят владельцев компаний; менеджеров, не являющихся их собственниками; организаторов бизнеса, являющихся в одном лице и владельцем и управляющим. [10]
Предпринимательская способность (предприимчивость, предпринимательский потенциал, предпринимательский ресурс) состоит в умении организовать производство и управлять им, в умении ориентироваться в рыночной конъюнктуре. Предприниматель — центральная фигура в рыночной экономике. Значение предпринимательской способности для экономики раскрывается через функции, которые выполняет предприниматель. Во-первых, предприниматель, соединив все прочие экономические ресурсы (землю, капитал, труд) и начав процесс производства, берет на себя ответственность за его успешное осуществление и принимает основные решения в ходе ведения дела. Во-вторых, успешное предпринимательство сегодня невозможно без новаторства. Предприниматель занимается разработкой и внедрением инноваций — новых товаров, технологий, новой информации. И, в-третьих, любой предприниматель рискует. Предпринимательство предполагает освоение новых рынков, заключение сделок с новыми поставщиками и покупателями, производство новых товаров и услуг и использование новых технологий, в эффективности которых никто не уверен. Риск — неизбежная составляющая предпринимательской деятельности. [10]
3. Взаимодополняемые и взаимозаменяемые экономические блага.
По способу удовлетворения потребностей блага делятся на взаимодополняемые и взаимозаменяемые.
Приведем примеры: магнитофон и кассеты, автомобиль и бензин.
Комплементарные товары или услуги невозможно использовать по отдельности.
Взаимодополняемость бывает абсолютной и относительной. Абсолютная взаимодополняемость выделяется тем, что одному из благ – комплементов соответствует вполне определенное количество другого. Например, для сноуборда нужно пару креплений.
При относительной взаимодополняемости нет определенного заданного количества. Например, сахар и чай, положите вы 2 ложки сахара или 4 он все равно будет сладким.
В условиях современной экономики рынок нематериальных благ выступает в качестве комплементарного для рынка труда и рынка материальных благ, дополняющего и координирующего деятельность традиционных экономических рынков.
Мерой взаимозаменяемости двух благ служит перекрестная эластичность спроса на них. Блага с высокой степенью замещения характеризуются высокой перекрестной эластичностью спроса, а продукты со слабой взаимозаменяемостью имеют низкую перекрестную эластичность спроса. Вместе с тем следует отметить, что рассчитать перекрестную эластичность спроса довольно трудно из-за отсутствия необходимой статистической информации и использования специальных навыков расчетов. Поэтому в прикладных экономических науках подобными расчетами, как правило, почти не пользуются, а взаимозаменяемость благ определяют на основе экспертных оценок качественными методами анализа. [5]
По аналогии с взаимодополняемостью взаимозаменяемость может быть абсолютной (совершенной) или относительной. Совершенная взаимозаменяемость характеризуется ситуацией, при которой одно из благ-субститутов может целиком и полностью заменить другое. При относительной взаимозаменяемости одно благо можно заменить другим только частично. Производителям (фирмам) очень важно иметь в виду и использовать свойства взаимодополняемости и взаимозаменяемости благ, потому что они влияют на поведение потребителей при покупках и потреблении благ, на потребительский выбор. [7, с. 141]
Заключение
В курсовой работе были рассмотрены понятие экономического блага, как то, благодаря чему человек удовлетворяет свои потребности на протяжении жизни.
Под экономическим благом подразумевается результат экономической деятельности, получаемые в меньшем количестве в сравнении с потребностями, которые они могут удовлетворить. Рассмотрены такие виды благ, как: материальные и нематериальные, экономические и неэкономические, общественные и частные, внутренние и внешние, прямые и косвенные.
Большая часть предлагаемых производителями и находящих спрос у потребителей благ представляет собой блага, предназначенные для личного потребления, или частные блага. Благо считается частным, если, будучи использовано одним лицом, оно не может одновременно быть использовано другим.
Кроме того, рассмотрена проблема ограниченности благ и ресурсов. Ресурсы необходимы для производства благ, поэтому количество благ ограничивается количеством доступных ресурсов.
Необходимо ограничить использование ресурсов, потому что в будущем проблема их ограниченности может оказаться неразрешимой и привести к серьезным последствиям.
Но современные технологии совершенствуются с огромной скоростью и позволяют уже сейчас использовать, например, безотходное производство, то есть они помогают сохранять ресурсы.
Практикум
1. Примером экономических благ может быть:
1) солнечная энергия;
Примером экономических благ являются продукция и ресурсы, т.к. блага, количество которых ограничено по сравнению с потребностью в них, называют экономическими, а продукция и ресурсы ограниченные блага.
В зависимости от внешних обстоятельств одни и те же блага могут выступать в качестве:
1) экономических и неэкономических;
2) продуктов и услуг;
3) предметов длительного и разового пользования;
4) нормальных и низших.
Дополнение к вопросу 1.
Характерная особенность этой группы объектов состоит в том, что они:
• не имеют материального (имущественного) содержания;
• неотделимы от личности их носителя;
• обладают свойством индивидуализации самой личности обладателя этих прав.
Регулирование и защита нематериальных благ осуществляются комплексно, нормами ряда отраслей права. Применительно к гражданскому праву в теории права существовали, по крайней мере, две точки зрения на предмет гражданско-правового регулирования отношений по поводу нематериальных благ и связанных с ними личных неимущественных прав. По мнению одной группы ученых, гражданское право не регулирует, а лишь охраняет личные неимущественные права. По мнению других, правовое регулирование и охрана прав не могут противопоставляться, поскольку регулирование означает охрану прав, а их охрана осуществляется путем регулирования соответствующих отношений. В последние годы едва ли не господствующим стало мнение, что гражданское право как регулирует, так и охраняет нематериальные блага.
Блага первого уровня неразрывно связаны с самим существованием личности. Они объективно существуют независимо от их правовой регламентации и только в случаях посягательств на эти блага нуждаются в правовой защите.
Правоотношение, элементом которого является субъективное право лица на нематериальное благо, является абсолютным, так как управомоченному субъекту противопоставляются абсолютно все, обязанные воздерживаться от нарушения этого права. Однако в случае его нарушения оно приобретает характер относительного правоотношения.
Для обоих слагаемых «нематериальных благ» характерными оказываются, по крайней мере, два неразрывно связанных между собой признака. Это:
— отсутствие материального (имущественного) содержания;
— неразрывная связь с личностью носителя, предопределяющая не отчуждаемость и непередаваемость этого блага.
Не отчуждаемость нематериальных благ не исключает того, что их осуществление и защита может быть поручена третьим лицам, например, иски о защите чести и достоинства несовершеннолетних могут предъявить их законные представители.
Не товарность, отсутствие экономического содержания нематериального блага, его неразрывная связь с личностью носителя, являются необходимыми, но не исключительными признаками. Будучи неотделимым от личности носителя данного нематериального блага, наличие этого блага индивидуализирует, делает неповторимой саму личность носителя. Нематериальные блага характеризуют общественное состояние их обладателя и являются его неотъемлемым, хотя и подверженным изменениям, качеством в течение всего периода его существования.
Дополнение к вопросу 2.
1. Товары производственного назначения — удовлетворяют потребности косвенно, становясь частью производственных ресурсов (здания производственного назначения, оборудование, сырье).
2. Производственные услуги — выступают в виде информационного обеспечения производства, банковских, торговых, страховых, транспортных и др. видов услуг.
потребителей созданию условий, при которых они не потребляют эти блага.
Наиболее существенные и устоявшиеся причинно-следственные и функциональные взаимосвязи между потребностями и ресурсами, потреблением и производством отражаются экономическими законами. Наиболее важное значение имеют: закон возвышения потребностей, закон экономии времени, закон редкости, закон возрастающих вмененных издержек производства, законы убывающей предельной полезности и предельной производительности, законы спроса и предложения.
Сочетание двух типичных для хозяйственной жизни ситуаций — безграничность потребностей и ограниченность ресурсов — образует основу всей экономики, экономической теории. В сущности, это наука, «изучающая, каким образом общество с ограниченными, дефицитными ресурсами решает, что, как и для кого производить», или, говоря по-другому, она «исследует проблемы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов или управления ими с целью достижения максимального удовлетворения материальных потребностей человека».
Свести только к этому современную экономическую теорию нельзя. Однако противоречие между безграничностью потребностей и ограниченностью ресурсов образует ту ось, вокруг которой вращается хозяйственная жизнь, и стержень экономики как науки. Домохозяйству, фирме, всей национальной экономике приходится постоянно делать выбор, на покупку или производство каких благ следует потратить свои ресурсы, которые почти всегда ограниченны.
Ресурсы взаимопереплетены. Например, такой экономический ресурс, как знания, используется, когда природные ресурсы стремятся потребить более рационально на основе новых знаний (научных достижений). Знания являются важным элементом такого ресурса, как труд, когда его оценивают с качественной стороны и обращают внимание на квалификацию работников, которая зависит прежде всего от полученного ими образования (знаний). Знания (прежде всего технологические) обеспечивают повышение уровня использования оборудования, т.е. реального капитала. Наконец, они (особенно управленческие знания) позволяют предпринимателям организовывать производство товаров и услуг наиболее рационально.
Экономические ресурсы мобильны (подвижны), так как могут перемещаться в пространстве (внутри страны, между странами), хотя степень их мобильности различна. Наименее мобильны природные ресурсы, подвижность многих из которых близка к нулю (землю трудно переместить из одного места в другое, хотя и возможно). Более подвижны трудовые ресурсы, что видно из внутренней и внешней миграции рабочей силы в мире в заметных размерах. Еще более мобильны предпринимательские способности, хотя часто они перемещаются не сами по себе, а вместе с трудовыми ресурсами или/и капиталом (это связано с тем, что носителями предпринимательских способностей являются или наемные управляющие, или владельцы капитала). Наиболее мобильны два последних ресурса — капитал (особенно денежный) и знания.
Потребительские блага – это блага «первого порядка», но для их изготовления употребляются блага второго порядка, третьего и еще более высоких порядков. Потребительские блага сами наделяют ценностью и те производственные ресурсы, или факторы, которые участвуют в их изготовлении. Блага первого порядка сообщают ценность благам более высоких порядков, которые нужны, чтобы могли появиться на свет те первоочередные блага. В этой идеи заключается знаменитая теория вменения Австрийской школы. Ценность вменяется производственными благами в силу их нужности для существования потребительских благ (сегодня экономисты называют последнее предметами конечного потребления).
Список использованных источников
1. Герасименко В. Современная рыночная экономика и общественные блага. // Российский экономический журнал. 1999, № 9-10. 120 с.
2. Курс экономической теории / Под общ. Ред. М. Н. Чепурина, Е.А. Киселевой – Киров, 1995. Киров: «АСА», 1995. –624 с.
4. Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов.—
Н9 02-еизд.,изм.—М.: Издательство НОРМА, 2002.—572с.
6. Салов А. Экономика. Конспект лекций. 3 из-е. Издательство: Юрайт, 2014. 208с.
7. Самсонов Р. Институциональный монополизм: сущность и особенности регулирования// Вопросы экономики. – 2007,
9. Справочная правовая система «КонсультантПлюс» // Компания
«Консультант Плюс»: [Сайт]. — URL: http://www.consultant.ru/
onlain. Доступ свободный. (Вход на сайт 5.05.2014.)
10. Экономические ресурсы, их виды. Ограниченность ресурсов. [Сайт]. — URL: http://modern-econ.ru/vvedenie/problemy/potrebnosti-i-resursy/resursy.html. Доступ свободный. (Вход на сайт 7.05.2014.)
Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы