Что относится к маркетинговым расходам
Расходы на маркетинговые услуги
Е. БУКАЧ, эксперт «ЭЖ
Расходы на маркетинг у налоговиков всегда вызывают огромный интерес. Налогоплательщику придется доказывать налоговым органам обоснованность таких расходов, а также подтвердить эти затраты документально. О том, как это сделать, и пойдет речь в предлагаемой статье.
В бухгалтерском учете ООО «Мега» отражаются следующие проводки:
В бухгалтерском учете ООО «Союз» необходимо оформить следующие проводки:
По окончании месяца все эти расходы списываются на счет реализации.
Постановление ФАС Московского округа от 02.02.2006 N КА-А40/83-06. ОАО обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным решения налоговых органов об отказе в возмещении НДС и об обязании налогового органа возместить сумму налога путем возврата. Решением апелляционного суда заявление удовлетворено. Суд исходил из того, что расходы общества по маркетинговым и рекламным услугам документально подтверждены, экономически обоснованны. Следовательно, НДС по этим услугам обоснованно предъявлен к вычету. Налоговой инспекцией подается кассационная жалоба. По мнению налоговых органов, произведенные ОАО по договорам на рекламу, изучение конъюнктуры рынка молочной продукции и т. п. расходы не являются экономически оправданными. В связи с этим НДС, уплаченный при осуществлении этих расходов, не может приниматься к вычету. Суд при рассмотрении дела руководствовался Общероссийским классификатором видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОК 004-93) (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 06.08.93 N 17), который дает понятие «маркетинговое исследование». Он исходил из того, что расходы, которые понесло ОАО, предприняты с целью реализации товаров. В процессе рассмотрения спора были представлены договоры на рекламные и маркетинговые услуги. Из них следует, что договоры заключались с целью оказания услуг ОАО по сбору и обобщению информации о рынке сбыта продуктов, а также изготовления и размещения рекламы. К тому же судебными инстанциями в соответствии с нормами НК РФ сделан обоснованный вывод о том, что рекламные и маркетинговые услуги приобретались для осуществления облагаемых НДС операций по производству и реализации продукции.
УСПЕЙТЕ ДО НГ!
Самый посещаемый курс «Клерка» про управленческий учет проходят уже более 100 ваших коллег. Успейте записаться на курс по старой цене 2021 года. Потом – дороже. Оплатите сейчас, учитесь в 2022 году в удобном потоке.
Что включают в себя коммерческие расходы?
Сведения о коммерческих и управленческих расходах компания должна раскрывать в отчете о финрезультатах:
Ни НК РФ, ни другие нормативные акты не содержат четкой формулировки, что именно следует относить к коммерческим расходам, а что — к управленческим. На практике коммерческие и управленческие расходы — это траты компании, отражаемые на счетах 44 и 26 соответственно.
Что относится к управленческим затратам?
К управленческим расходам относятся суммы, формируемые на счете 26 и связанные с содержанием общего имущества фирмы и организацией ее деятельности. Отличительный признак таких расходов — они не связаны напрямую с производством, оказанием услуг или торговлей. Примером управленческих расходов могут служить траты:
Управленческие расходы могут быть включены в себестоимость по мере продажи произведенной продукции. Тогда бухгалтер должен списать их проводкой по дебету счета 20 (23 или 29) и кредиту счета 26.
Второй способ учета управленческих расходов — отнести их в полной сумме в себестоимость того отчетного периода, в котором они возникли. Бухгалтер сделает в таком случае проводку Дт 90 Кт 26.
Выбранный порядок учета управленческих расходов должен быть указан в учетной политике компании (п. 20 ПБУ 10/99).
Алгоритм учета затрат зависит от вида деятельности компании и каждый налогоплательщик утверждает выбранный вариант под собственные нужды. Как правильно зафиксировать затраты в учетной политике, узнайте с помощью советов от КонсультантПлюс. Изучите материал, получив пробный доступ к системе бесплатно.
Подробнее о счете 26 узнайте из публикации «Счет 26 в бухгалтерском учете (нюансы)».
Что входит в состав коммерческих расходов?
В отличие от управленческих расходов коммерческие расходы включают затраты компании, которые связаны с производственной или торговой деятельностью. Для фирм, работающих в сфере производства, коммерческими расходами будут траты на упаковку изделий, их доставку до склада покупателя, рекламные мероприятия и др.
В коммерческие расходы торговой компании входят затраты на перевозку и хранение товаров, оплату труда, аренду или содержание зданий, где осуществляется торговля, рекламу, представительские расходы и т. п.
Как правильно оформить представительские расходы, расскажем в этой статье.
Что относится к коммерческим расходам компаний, занимающихся сельхоззаготовкой и переработкой? Это траты на содержание заготовительных и приемных пунктов, содержание скота и птицы (приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н).
В бухучете коммерческие расходы собираются по дебету счета 44. При этом есть 2 способа учесть такие расходы в себестоимости:
Выбранный способ распределения компания указывает в своей учетной политике.
Отражаются ли коммерческие расходы в балансе, см. в этой статье.
Итоги
Четкого перечня коммерческих затрат законодательные акты РФ не содержат. На основании сложившейся практики российского бухучета коммерческие расходы следует относить на счет 44. Исходя из данного принципа коммерческими расходами можно признать те затраты, что перечислены инструкцией к Плану счетов в описании счета 44.
Подробнее о том, как организации составить собственный рабочий план счетов и какие счета в него включить, читайте в этой публикации.
Как сделать, чтобы в маркетинговых расходах налоговикам не мерещилась очередная схема
Полноценная инструкция, как избежать претензий налоговиков к расходам на маркетинг. Эксперт на собственном опыте рассказывает, какие документы и как составить, чтобы отстоять расходы на маркетинговые услуги.
Бухгалтер уже давно переступил порог простого регистратора фактов хозяйственной жизни и специалиста, который «просто подготавливает и представляет отчетность» в налоговые органы. Для того, чтобы защитить расходы своей компании и уберечь ее от штрафов за нарушение налогового законодательства, бухгалтер должен обладать огромным багажом знаний и практического опыта в подготовке и оформлению первичных документов, обосновывающих расходы.
В части подтверждения факта оказания маркетинговых услуг НК РФ не устанавливает конкретного перечня документов, которые смогли бы подтвердить расходы компании. Термин «маркетинг» также до сих пор не определен ни в гражданском ни бухгалтерском законодательстве.
Данный факт неопределенности особенно усложняет жизнь компаниями, которые несут высокие расходы на маркетинг. Дополнительно масло в огонь подливают недобросовестные предприниматели, которые используют договоры на оказание маркетинговых услуг, чтобы прикрыть вывод денег из компании для смещения центра формирования прибыли и, как следствие, получение необоснованной налоговой выгоды.
Как результат – в ходе налоговой проверки расходы на маркетинг сразу же попадают под прицел налоговых инспекторов и проверяются контролерами особенно тщательно. Инспекторам сразу же мерещатся незаконная оптимизация расходов, вывод средств из-под налогообложения и получение пресловутой необоснованной налоговой выгоды.
Итак, номы НК РФ гласят, что расходы должны быть подтверждены первичными документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, и экономически обоснованы (п. 1 ст. 252 НК РФ).
1. Документальное подтверждение
Многочисленные разъяснения чиновников Минфина и ФНС также не дают четкого ответа, как должны быть оформлены документы, а только пытаются донести до нас некие обобщенные требования о документальном оформлении.
Таким образом, форму акта сдачи-приемки оказанных маркетинговых услуг (далее по тексту — Акт) компании необходимо разработать самостоятельно и закрепить ее в учетной политике для целей бухгалтерского учета и, в случае наличия, в маркетинговой политике компании (о данной политике мы поговорим позднее).
Мы не будем перечислять все обязательные реквизиты – они все нам с вами хорошо известны. Остановимся лишь на одном из таких реквизитов, который обязательно должен быть в любом первичном документе – это реквизит «содержание факта хозяйственной жизни».
Для того, чтобы правильно заполнить данный реквизит в Акте, мы должны знать, что контролирующие органы под маркетинговыми понимают услуги по исследованию конъюнктуры рынка (например — письмо Минфина России от 24.01.2006 № 03-04-08/21).
На примере данного письма мы можем сделать вывод, что примерный перечень маркетинговых услуг будет следующим:
Во вторую очередь стоит отметить тот факт, что даже идеально оформленный акт об оказании маркетинговых услуг не сможет убедить контролеров в том, что услуги были фактически оказаны.
Услуги, как таковые, не имеют материальной формы и, чтобы доказать факт их оказания, мы должны в качестве приложений (расшифровок) к акту представить проверяющим документально оформленный результат их оказания.
Мы хотели бы сразу предостеречь от оформления одностраничных Актов, содержащих общие фразы или завуалированные формулировки.
Конечно, в Акте не обойтись без стандартных пунктов «клише». Например, нельзя забывать о стандартном пункте о приемке-сдаче оказанных услуг, в котором должно быть указано, что исполнитель оказал услуги своевременно и в полном объеме, а компания удовлетворена качеством оказанных услуг, принимает их, и у сторон отсутствуют взаимные претензий.
В этом случае будут полезны ссылки на договор, указание полного перечня результатов, полученных компанией в результате оказания маркетинговых услуг (проведения маркетинговых мероприятий).
В свою очередь, если объем информации о результатах оказания маркетинговых услуг получается очень большим, у компании нет необходимости составлять громоздкий акт.
Весь объем информации можно привести в отдельных документах, которые будут выступать в качестве приложений к Акту. В этом случае компании важно указать в Акте ссылки на такие приложения.
По нашему мнению, в качестве приложений к Актам не стоит использовать общедоступные сведения, особенно те, которые размещены на информационных ресурсах в Интернет и не представляющие какой-либо информационной ценности для компании.
В свою очередь, исполнитель должен подтверждать тот факт, что он затратил значительные усилия на проведение маркетинговых мероприятий.
На наш взгляд надлежащими доказательствами фактического оказания маркетинговых услуг будут служить следующие документы, оформленные исполнителем:
— территориальном расположении изучаемого рынка;
— Ф.И.О. исполнителей, проводивших исследование;
— количестве времени, затраченном специалистами исполнителя на работу по проекту и о величание их почасовой ставки;
— ссылках на источники информации, используемые исполнителем для оказания услуг (книги, статьи, исследования других компаний). В договоре с исполнителем можно и даже нужно закрепить обязанность указать данные ссылки.
— фото и видео материалы (например, видеозапись проведенного опроса потенциальных покупателей);
— копии платежных и первичных документов, подтверждающих расходы исполнителя, понесенных им в процессе оказания услуги.
Компании не стоит забывать о таком важном элементе подтверждения расходов как договор. В договоре должно быть максимально подробно и четко определено:
— какие услуги оказываются компании (предмет договора);
— порядок определения стоимости услуг
— сроки оказания услуг;
— порядок оказания услуг (собственными силами исполнителя и/или с привлечением сторонних исполнителей);
— документальное оформление результатов оказания услуг;
— порядок принятия Компанией результатов оказания услуг у исполнителя.
По нашему опыту, при проверке расходов контролеры всегда в первую очередь запрашивают договор, Акт и платежные поручения. Отсутствие договора или недочеты в его оформлении могут сразу перечеркнуть все усилия Компании по документальному подтверждению факта и экономической обоснованности оказания маркетинговой услуг.
2. Экономическая обоснованность расходов
Однако, понятие экономической целесообразности, так же, как и термин «маркетинг», не нашло своего определения в налоговом законодательстве.
В результате складывается ситуация, когда у налоговых инспекторов свой взгляд и понимание на то, что же такое экономическая целесообразность расходов, а у проверяемых ими компаний другое понимание этого определения.
В свою очередь, так как в соответствии с гражданским законодательством, налогоплательщик осуществляет предпринимательскую деятельность «на свой страх и риск», был сделан вывод от том, что предприниматель вправе самостоятельно и единолично оценивать эффективность и целесообразность понесенных им расходов.
Следовательно, компания может решить самостоятельно, какие именно расходы ей нужно осуществить в ходе своей предпринимательской деятельности, чтобы эта деятельность приносила доходы.
Также был сделан акцент на том, что нормы Налогового Кодекса не содержат положений, позволяющих налоговым органам оценивать произведенные налогоплательщиком расходы с позиции их экономической целесообразности, рациональности и эффективности.
Анализируя сказанное выше, мы можем сделать вывод, что компания, которая осуществляет предпринимательскую деятельность, ставит перед собой основной целью получение дохода от этой деятельности.
Соответственно, руководство должно следить, что бы расходы на маркетинг были направлены на получение дохода и соотносились с характером деятельности компании.
Хотим обратить внимание на тот факт, что для признания расходов в налоговом учете изначально необходимо, что бы расходы были направлены именно на получение дохода.
Однако, даже если в результате деятельности компания в какой-то момент и понесла убыток, т. к. расходы превысили полученные доходы, это не будет являться основанием ставить под сомнение экономическую целесообразность расходов на маркетинг и исключать данные расходы из принимаемых для целей налогового учета.
В этом помогут следующие документы:
— утвержденная маркетинговая политика, определяющая стратегию развития компании;
— запросы должностных лиц (например, отдела продаж или маркетингового отдела) о необходимости проведения маркетинговых мероприятий;
— решение руководства компании о необходимости развития новых видов деятельности компаний, открытие для себя новых рынков сбыта, выпуск новых видов товаров (работ, услуг);
— отчет должностного лица о возможных перспективах применения результатов исследований. Из данного документа должно прямо следовать, что результат оказания маркетинговых услуг планируется использовать в деятельности компании;
— распоряжение руководства компании о необходимости проведения маркетинговых мероприятий, основанные на перечисленных выше документах.
Маркетинговая политика компании
Как следует из названия – это основной документ, которым компания руководствуется в своей деятельности при продвижении новых товаров (работ или услуг) на рынок, а также для поддержания интереса покупателей к уже существующим на рынке товаром (работам, услугам). В маркетинговой политике определяются конкретные программы и виды маркетинговых мероприятий, на которые будут выделяться финансирование, устанавливаются критерии, по которым будет определяться эффективность проведенных мероприятий.
Мы в своей практике сталкиваемся с тем, что контролеры, особо не вникая в характер проведенного мероприятия, зачастую считают, что компания вообще не нуждалась в проведении маркетинговых мероприятий.
Маркетинговая политика в этом случае поможет обосновать проверяющим, что понесенные расходы являются экономически целесообразными и необходимыми для развития компании и, соответственно, являются обоснованными и имеющими деловую цель.
Таким образом, если в вашей компании бюджет на маркетинговые мероприятия составляет существенную величину – мы настоятельно рекомендуем вам разработать и утвердить на уровне высшего руководства данный локальный нормативный акт.
Что еще поможет подтвердить расходы
— отчет о внедрении программы или иной документ, доказывающий использование компании результата маркетинговых мероприятий в своей деятельности;
— отчет должностного лица об информационных источниках, способствовавших привлечению новых клиентов, которые были найдены в результате проведения маркетинговых мероприятий;
— контракты / соглашения о намерениях, заключенные с новыми покупателями. Если на рынок выводился новый продукт – заключение новых контрактов на их поставку существующим клиентам компании;
— отчет о динамике продаж, отражающий рост выручки после применения результатов маркетинговых мероприятий.
Если же маркетинговое мероприятие не принесло ожидаемого эффекта, по нашему мнению, компания все же имеет право признать расходы на их проведение в налоговом учете, так как изначально предполагалось, что данные расходы направлены на получение дохода.
— аналитические / служебные записки должностных лиц отдела продаж или маркетингового отдела о невозможности применения результатов. В качестве обоснования невозможности применения результатов будут полезны расчеты экономического эффекта от их применения.
Например, в служебной записке можно привести расчет, который покажет, что расходы на освоение нового сегмента рынка или вывод нового продукта будут превышать поступления (выручку, чистую прибыль) от продаж;
— отчет о мероприятиях по продвижению товара, не давших положительного результата. Например, при проведении исследовании рынка не удалось достоверно определить его емкость в виду отсутствия необходимых данных;
— иные подобные документы.
Отдельно стоит отметить тот факт, что обоснование расходов на маркетинговые мероприятия, проведенные с привлеченным сторонним исполнителем, при наличии в компании отдела маркетинга или отдельных специалистов по маркетингу, необходимо оформить дополнительные документы.
Например, руководитель отдела маркетингового отдела может подготовить служебную записку, в которой изложит факты, доказывающие обоснованность привлечения стороннего исполнителя.
— объем или специфика предстоящих маркетинговых мероприятий;
— место проведения или обширная территория проведения мероприятия, охватывающая одновременно несколько регионов (областей, городов);
— сжатые сроки проведения маркетингового мероприятия;
— отсутствие в штате компании необходимых специалистов.
И в заключении хотел отметить, что компания не должна забывать и о должной осмотрительности при выборе поставщика маркетинговых услуг. Прежде чем заключить договор на оказание маркетинговых услуг, запросите у контрагента пакет документов, характеризующий его как добросовестного исполнителя услуг, имеющего хорошую деловую репутацию на рынке, подтверждающие тот факт, что он является добросовестным налогоплательщиком.
УСПЕЙТЕ ДО НГ!
Самый посещаемый курс «Клерка» про управленческий учет проходят уже более 100 ваших коллег. Успейте записаться на курс по старой цене 2021 года. Потом – дороже. Оплатите сейчас, учитесь в 2022 году в удобном потоке.