Что относится к макросоциологическим понятиям

Макросоциология

Вы будете перенаправлены на Автор24

Структура социологии

Современное социологическое знание представляет собой очень обширную, неоднородную науку. Она выглядит как разветвленная система знаний, находящихся на различном уровне. Исследователями принято рассматривать структуру современной социологии в виде трехуровневой модели, которая включает в себя:

Первый уровень социологии – теоретический. Он включает в себя теории более высокого порядка, а основанием его служит социальное философское знание. Эмпирическую базу общих социологических теорий составляют данные конкретных социологических исследований, которые реализуются в эмпирической социологии на третьем уровне. Эти данные можно собирать при помощи обоснованных методов, а за разработку и реализацию несет ответственности социология теоретического порядка. Благодаря теоретической социологии учитываются конкретные социологические факты и условия, а также общие социологические теории. Они представляют абстрактные объекты, вскрывают сущностные характеристики и связи между ними, а также закономерности развития.

Теории среднего уровня – уровень отраслевой социологии занимает промежуточное место между теоретическим и эмпирическим уровнями. Благодаря ему происходит обобщение и структурирование многочисленных эмпирических данных, которые получены в пределах конкретных, отдельных областей знания. Сегодня социология распадается на более чем четыре десятка отраслей, каждая из которых обладает своими уникальными характеристиками, объектом и предметом исследования и, конечно же, методологией. Сюда входят такие отрасли, как социология культуры, экономическая социология, социология духовной жизни, политическая социология, социология семьи и многие другие.

Все теории среднего уровня также следует делить на три крупные группы:

Что касается третьего уровня, то он представлен социологией, которая осуществляет конкретные социологические исследования. Сюда же входит и эмпирическая социология, которая призвана не просто собрать факты и работать с ними, но и обеспечить их достоверность, актуальность и своевременность. К эмпирической социологии примыкают крупномасштабные исследования, в которых происходит сравнение и репрезентация данных, соответствующих требованиям научного сообщества и направленных на то, чтобы обеспечивать различные сферы жизни человека новыми знаниями и фактами, которые ранее не были обозначены или актуализированы.

Готовые работы на аналогичную тему

Характеристики макросоциологического знания

Помимо того, что в социологии выделяют трехуровневую модель, в ее структуре также присутствует еще одна модель, которая делит социологическую науку на макро- и микросоциологию. В этой части статьи для нас наибольший интерес представляет именно макросоциология как одна из частей общей социологии и отраслей социологического знания.

Макросоциология – это часть научного знания, в рамках которого исследователями делается акцент на типичных образцах поведения человека или отдельных групп социума. Эти образцы поведения дают возможность в целом лучше понимать общество, тенденции его развития и наиболее актуальные направления жизнедеятельности, которые в той или иной степени привлекают людей.

С точки зрения макросоциологии, основными структурными элементами, выделяемыми в обществе, являются:

Ключевой интерес для макросоциологических теорий представляет изучение и углубленный анализ крупных закономерностей, которые присутствуют в становлении и последующем развитии общества, а также взаимозависимости и взаимоотношения, которые складываются между ключевыми элементами общественной системы, и изменение этих отношений под влиянием определенных внешних и внутренних факторов.

Макросоциология функционирует для того, чтобы более углубленно и подробно проанализировать содержание и сущность социальных структур и общностей, а также большие социальные группы и слои, системы и процессы, которые происходят внутри них и результаты, к которым приводят подобные процессы и явления на более высоком уровне. Соответственно, объектом макросоциологического анализа являются социальные общности, которая представлена в качестве цивилизации и наиболее крупных ее образований, которые представляют интерес для изучения исследователей именно макросоциологического уровня.

Одна из особенностей макросоциологии заключается в том, что она не требует от специалиста детального рассмотрения мелких, конкретизированных проблем и ситуаций, а в больше степени нацелена на то, чтобы произвести комплексный охват этих явлений и событий, их группировку по общим признакам. Макросоциологический подход напрямую связан с общественными мировыми системами и характером их взаимодействия друг с другом, с разнообразными формами и типами культур, а также с социальными и общественными структурами, институтами, глобальными процессами, которые происходят в мире и оказывают заметное воздействие на различные сферы человеческой жизни.

Исследователи в области макросоциологии высказывают предположение о том, что общество – это первичное образование, а индивид обладает вторичными признаками. Он становится таким же, каким является общество, в котором он родился и в котором осуществляет свою деятельность.

Макросоциология также уделяет внимание моделям поведения, которые помогают осознать сущность любого крупного сообщества. В ее рамках оперируют такими важными понятиями, как «общество», «культура», «социальный институт», а также социальная система, глобализация глобальные процессы.

Источник

Социология. Тест 18

Поможем успешно пройти тест. Знакомы с особенностями сдачи тестов онлайн в Системах дистанционного обучения (СДО) более 50 ВУЗов. При необходимости проходим систему идентификации, прокторинга, а также можем подключиться к вашему компьютеру удаленно, если ваш вуз требует видеофиксацию во время тестирования.

Закажите решение теста для вашего вуза за 470 рублей прямо сейчас. Решим в течение дня.

1. Предметом социологии является
человек
социальная жизнь человека, группы, общества
общество

2. Одно из понятий, относящееся к сфере изучения социологии
симпатия
капитал
статус
чувство

3. Направление в социологии, исходящее из положения, что новое «положительное» знание должно быть свободно от всяких домыслов, опираться на естествознание
понимающая социология
позитивизм
интеракционизм
этнометодология

4. Понятия, характеризующие социологию как науку об обществе как целостной, органической системе
структура
функция
индивид
малая первичная группа

5. Понятия, характеризующие социологию в первую очередь как науку о человеке
социальная система
социальные институты
личность
индивид

6. К макросоциологическим понятиям относятся
малая группа
социализация
цивилизация
взаимодействие

7. Теоретические построения, находящиеся между теоретической и эмпирической социологией – это
макросоциологические
теории среднего уровня
социального обмена

8. Основная функция социологии
познавательная
ценностная
управленческая
научная

9. Суть позитивизма как социологического метода заключается в
отрицании основных принципов негативизма
признании универсализма законов природы и целесообразности применения методов естественнонаучных дисциплин к изучению общества
утверждении первостепенного и исключительного значения социальной реальности и социологических методов в объяснении бытия человека и его среды
признании необходимости специфического метода познания в социальных науках, отличающего их от дисциплин естественно-научного цикла

10. Принято считать, что методология и методика эксперимента заимствованы социологами у __________
антропологов
психологов
культурологов
филологов

11. Укажите самый распространенный метод социологии
анализ документов
наблюдение
опрос

12. Общенаучным методом социологии является
контент-анализ
структурно-функциональный метод
анкетирование
социометрия

13. Метод исследования, предполагающий воздействие на изучаемый социальный объект посредством видоизменения или введения новых контролируемых факторов, называется
социологическим экспериментом
интервьюированием
социологическим опросом
анкетированием

14. Блок вопросов социологической анкеты, называемый паспортичкой, никогда не включает вопрос
о возрасте
о поле
об имени, отчестве и фамилии
об образовании

15. Метод получения первичной социологической информации, основанный на устном или письменном обращении к исследуемой совокупности людей с вопросами, отражающими проблему исследования, называется
эксперимент
анализ документов
опрос
наблюдение

Источник

Макросоциология – это что? Значение, особенности, предмет изучения

Что означает макросоциология? Прежде всего она относится к самым глобальным единицам человеческого бытия – целым обществам. Тем не менее значение макросоциологии не стоит недооценивать и при изучении отдельных лиц, семей и других составных аспектов общества, но нужно помнить, что она всегда подразумевает более широкую социальную систему, частью которой и являются эти составные аспекты. Макросоциология также может подразумевать анализ больших коллективов (например города, церкви).

Что такое общество?

Что относится к макросоциологическим понятиям Вам будет интересно: Как разобрать предложение по членам? Примеры

Что относится к макросоциологическим понятиям

Для того чтобы понять значение слова «макросоциология», нужно разобраться с главным предметом ее изучения – обществом. Человеческое население считается обществом в той степени, в какой оно является политически независимым, и его члены участвуют в широком спектре совместных действий. Например, это определение будет применяться к населению Германии, которое считается обществом, но немецкоязычные люди в целом, разбросанные по разным странам, не будут считаться обществом.

Что относится к макросоциологическим понятиям

Макросоциология – это наука, которая имеет дело с широкими социальными тенденциями, которые впоследствии могут быть применены к более мелким частям общества. Для сравнения: макросоциология занимается такими проблемами, как война, бедствие стран третьего мира, нищета и экологическая депривация, тогда как микросоциология анализирует такие вопросы, как роль женщин, характер семьи и иммиграция.

Основы макросоциологии

В современной макросоциологии существует ряд теоретических стратегий, но четыре из них выделяются как основные:

Что относится к макросоциологическим понятиям

Роль глобализации

Глобализация не могла не повлиять на макросоциологию, что привело к развитию двух разных отраслей. Одна из них основана главным образом на сравнительной и исторической социологии (CHS), а другая на политической экономии мировых систем (PEWS). CHS основывает свой анализ на состояниях и ищет «обобщения о свойствах и принципах вариации между экземплярами во времени и пространстве». PEWS, с другой стороны, использует системы состояний для анализа и ищет «обобщения о взаимозависимости между компонентами системы и принципами вариации между системными условиями во времени и пространстве ». Несмотря на различия в двух школах, обе используют исторические знания, чтобы попытаться решить некоторые проблемы, возникающие в области макросоциологии. В последнее время утверждается, что глобализация создает угрозу для применения CHS, потому что часто приводит к растворению отдельных обществ в массах.

Что относится к макросоциологическим понятиям

Основатели макросоциологии

Основателями макросоциологии считаются двое видных ученых:

Что относится к макросоциологическим понятиям

Парадоксальность общества по Энтони Гидденсу

Возможно, наиболее высокоразвитое интегративное усилие, связанное с микросоциологическими и макросоциологическими явлениями, найдено в теории структурирования Энтони Гидденса. Согласно Гидденсу, социальная структура по своей сути парадоксальна и может определяться одновременно как ограничение и способствование человеческой деятельности, а также как одновременно внутренняя и внешняя по отношению к нему сущность. Попытки связать микро- и макроявления очевидны в растущем объеме эмпирических исследований. Так или иначе, макросоциология – это то, что позволяет нам понять самые тонкие и существенные особенности любого общества, преодолевая его парадоксальную сущность.

Источник

Направления макросоциологии

Вы будете перенаправлены на Автор24

Школы западной макросоциологии

Макросоциология активно развивалась на рубеже 19-20 веков, и ее весьма бурное развитие привело к возникновению множества направлений и школ, а также достаточно оригинальных теорий, которые отражали специфику макросоциологического уровня знаний. Представители этих направлений и школ по-разному смотрели на окружающие явления и процессы, придавали совершенно разный смысл всем теоретическим разработкам, поэтому нередко вступали друг с другом в дискуссии.

Тем не менее, ни одно из этих направлений так и не смогло однозначно закрепиться как единственно истинное, так что исследователи пришли к выводу, что каждая макросоциологическая школа имеет право на существование и на то, чтобы продолжать развивать свои ключевые идеи.

На сегодняшний день сложилось более 10 основных школ и направлений, которые функционируют с точки зрения макросоциологии и ее идей. Наиболее влиятельными являются такие, как:

Одним из ведущих направлений рубежа 19-20 веков является позитивизм, родоначальниками которого принято считать известных зарубежных исследователей в области социологии – Анри де Сен-Симона и Огюста Конта. Последователями их стали не менее известные социологи – Герберт Спенсер и Эмиль Дюркгейм. Одним из ключевых устремлений позитивизма принято считать категоричный отказ от умозрительных рассуждений об обществе, его развитии и структуре. Позитивная социология стремилась к тому, чтобы быть такой же доказательной, как и естествознание. Характерными ее чертами является натурализм, органицизм и, конечно же, эволюционизм.

Одной из идей механицизма является то, что общество представляет из себя целый агрегат элементов, каждый из которых можно изучать как в системе взаимосвязей, так и независимо друг от друга. Людей также можно изучать отдельно друг от друга, но при этом в привязке к той общественной системе, экономическим и политическим условиям, в которых они существуют в определенный момент времени. Авторы, которые сделали большой вклад в это направлений – Генри Чарльз Кэри и Адольф Кетле.

Готовые работы на аналогичную тему

Организицизм ввел идею о том, что общество и человеческий организм подобны друг другу. Общество также состоит из отдельных органов, каждый из которых выполняет свои уникальные функции и направлен на то, чтобы поддерживать общую жизнедеятельность всего организма (то есть, общества). Ключевые фигуры в области органицизма – Т. Гоббс, Г. Спенсер, Р Вормс.

Социальный дарвинизм – основная идея данного макросоциологического направления заключается в том, что механизм эволюции, происходящей в социуме, ничем не отличается от общей биологической эволюции. Именно по этой причине в обществе выживает и добивается наибольшего успеха только сильнейшие. Основными факторами эволюционных процессов в обществе принято считать изменчивость, наследственность, естественный отбор и борьбу за существование и выживание. Основные представители социального дарвинизма – Т. Мальтус, Г. Спенсер, Чемберлен и де Гобино, Вольтман, Гальтон и Гумплович.

Характеристики основных направлений в макросоциологии

Психологическое направление в социологии начало формироваться и развиваться в качестве ответа на необходимость рассматривать общество и его специфику еще и с психологической точки зрения. основная мысль этого направления заключается в том, что все законы общества в принципе можно свести к единым законам психологии, не потеряв при этом их первоначального значения. Жизнь в обществе выстраивается на основании инстинктов, а также на подражании, что сводится к психологии толпы или к так называемой национальной психологии. Представителями этого направления являются такие авторы-исследователи, как З. Фрейд, У. Макдугалл, Г. Лебон и Г. Тард.

Бихевиоризм – еще одно направление в макросоциологии. Основной мыслью бихевиоризма является идея того, что поведение любого индивида можно свести к ответным реакциям на раздражители и стимулы, которые исходят со стороны окружающей среды. Эти стимулы отзываются по принципу условного рефлекса, и иногда человек может даже не отдавать себе отчет в том, что он реагирует так или иначе на внешние раздражители. Любой поступок человека можно интерпретировать как действие, которое он исполняет для того, чтобы получить вознаграждение и избежать какого-либо наказания (прежде всего, телесного). Главными исследователями, а также основателями бихевиоризма принято считать Джона Уотсона и Берреса Скиннера.

Интеракционизм – исследователи (Дж. Мид, Г. Блумер, И. Гофман и Г. Гарфинкель) пришли к выводу о том, что при помощи языка жестов люди могут обменивать определенной значимой информацией и, тем самым, осуществлять психологический контроль за адресатом. С помощью разыгрываемых сцен можно унизить или наоборот продемонстрировать высокое мнение о человека, с которыми индивид вступает в коммуникацию. На работе, а также в рамках политической деятельности на первый план выходит создание имиджа – умение преподнести себя, убедительно вести себя на публике и при помощи невербальных средств уметь расположить к себе большинство, стать для них настоящим лидером.

Также следует упомянуть о еще нескольких направлениях в макросоциологии. Например, главная мысль аксиологического учения гласит, что человек смотрит на мир исключительно через призму своих субъективных оценок, которые выстраиваются, исходя из его мировоззрения. Соответственно, он осуществляет все свои действия, также опираясь на систему оценок. Что касается структурного функционализма, то здесь идея заключается в том, что абсолютно каждая организация, а также каждая идея, обычай, действие – все это имеет свою особую функцию, которая осуществляется и позволяет обществу развиваться в соответствии с глобальными требованиями. Но эти же функции могут носить разрушительный характер, мешать человеку развиваться, тормозить общественный прогресс.

Источник

Тест по социологии. Тема Объект, предмет социологии. Функции социологии. Методы социологических исследований

Тема № 1. Объект, предмет социологии. Функции социологии. Методы социологических исследований

1. СОЦИЛОГИЯ КАК НАУКА ВОЗНИКЛА:

1) после Второй мировой войны

2) в первой половине 19 в.

2. ПРЕДМЕТОМ СОЦИОЛОГИИ ЯВЛЯЕТСЯ:

2) социальная жизнь человека, группы, общества

3. ФАМИЛИИ АВТОРОВ, КОТОРЫМ ПРИНАДЛЕЖАТ СЛЕДУЮЩИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СОЦИОЛОГИИ:

А) Э. ДЮРКГЕЙМ; Б) М. ВЕБЕР; В) О. КОНТ

1) это позитивная наука об обществе — В

2) это наука о социальных фактах

3) это наука о социальном поведении, которое она стремится понять и истолковать-Б

4. СОЦИОЛОГИЯ – ЭТО НАУКА О ПОВЕДЕНИИ:

1) групп, состоящих из небольшого числа людей

2) личности в обществе

3) больших социальных групп

4) людей в своей семье

5. ОДНО ИЗ ПОНЯТИЙ, ОТНОСЯЩЕЕСЯ К СФЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ СОЦИОЛОГИИ:

6. НАУКА, СТАВШАЯ ОСНОВОЙ ДЛЯ ПОЯВЛЕНИЯ СОЦИОЛОГИИ:

7. НАПРАВЛЕНИЕ В СОЦИОЛОГИИ, ИСХОДЯЩЕЕ ИЗ ПОЛОЖЕНИЯ, ЧТО НОВОЕ «ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ» ЗНАНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ СВОБОДНО ОТ ВСЯКИХ ДОМЫСЛОВ, ОПИРАТЬСЯ НА ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

1) понимающая социология

8. ОБЪЕКТИВНОСТЬ, НАУЧНОСТЬ, СИСТЕМНОСТЬ, КОНКРЕТНОСТЬ И ДРУГИЕ КАТЕГОРИИ ПРЕДСТАВЛЯЮТ СОБОЙ:

1) принципы социологии

2) методы социологии

3) функции социологии

4) законы социологии

9. ПОНЯТИЯ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ СОЦИОЛОГИЮ КАК НАУКУ ОБ ОБЩЕСТВЕ КАК ЦЕЛОСТНОЙ, ОРГАНИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ:

(укажите не менее двух вариантов ответа)

4) малая первичная группа

10. СОВОКУПНОСТЬ СВОЙСТВ, СВЯЗЕЙ И ОТНОШЕНИЙ, КОТОРЫЕ НОСЯТ НАЗВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ – ЭТО:

1) объект социологии

2) метод социологии

3) предмет социологии

4) функции социологии

11. ПОНЯТИЯ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ СОЦИОЛОГИЮ В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ КАК НАУКУ О ЧЕЛОВЕКЕ:

(укажите не менее двух вариантов ответа)

1) социальная система

2) социальные институты

12. МИКРОСОЦИОЛОГИЯ ИЗУЧАЕТ:

1) поведение одного индивида

2) поведение больших социальных групп

3) поведение малых социальных групп

4) поведение общностей

13. К МАКРОСОЦИОЛОГИЧЕСКИМ ПОНЯТИЯМ ОТНОСЯТСЯ:

14. К МИКРОСОЦИОЛОГИЧЕСКИМ ПОНЯТИЯМ ОТНОСЯТСЯ:

15. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОСТРОЕНИЯ, НАХОДЯЩИЕСЯ МЕЖДУ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ И ЭМПИРИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИЕЙ – ЭТО:

2) теории среднего уровня

3) социального обмена

16. ТЕРМИН «ТЕОРИИ СРЕДНЕГО УРОВНЯ» БЫЛ ВВЕДЕН В ПРАКТИЧЕСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:

17. ОСНОВНАЯ ФУНКЦИЯ СОЦИОЛОГИИ:

18. ПРИКЛАДНАЯ ФУНКЦИЯ СОЦИОЛОГИИ:

1) формирует способы изучения социальных явлений

2) обеспечивает накопление социальной информации

4) разрабатывает социальные прогнозы

19. СУТЬ ПОЗИТИВИЗМА КАК СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО МЕТОДА ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В:

1) отрицании основных принципов негативизма

2) признании универсализма законов природы и целесообразности применения методов естественнонаучных дисциплин к изучению общества

3) утверждении первостепенного и исключительного значения социальной реальности и социологических методов в объяснении бытия человека и его среды

4) признании необходимости специфического метода познания в социальных науках, отличающего их от дисциплин естественно-научного цикла

20. ОБЩЕПРИЗНАННАЯ ВСЕМИ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ (ИЛИ ОТДЕЛЬНОГО ЕЕ ТЕЧЕНИЯ) СОВОКУПНОСТЬ ВЗГЛЯДОВ И МЕТОДОВ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ:

2) органическая аналогия

4) символический интеракционизм

21. ПРИНЯТО СЧИТАТЬ, ЧТО МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДИКА ЭКСПЕРИМЕНТА ЗАИМСТВОВАНЫ СОЦИОЛОГАМИ У __________

22. К СОБСТВЕННО СОЦИОЛОГИЧЕСКИМ МЕТОДАМ ОТНОСИТСЯ:

3) контент-анализ документов

23. УКАЖИТЕ САМЫЙ РАСПРОСТРАНЕННЫЙ МЕТОД СОЦИОЛОГИИ:

1) анализ документов

24. ВАЖНЕЙШИМ ПРЕИМУЩЕСТВОМ ОПРОСА ПЕРЕД ДРУГИМИ ТИПАМИ ПРИКЛАДНЫХ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ ЯВЛЯЕТСЯ:

1) более высокая степень достоверности получаемых результатов

2) простота формирования инструментария

3) широта охвата разнообразнейших сфер социальной жизни

4) возможность быстрой и непосредственной проверки выдвинутых гипотез

25. ОБЩЕНАУЧНЫМ МЕТОДОМ СОЦИОЛОГИИ ЯВЛЯЕТСЯ

2) структурно-функциональный метод

26. ГИПОТЕЗА В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ИССЛЕДОВАНИИ – ЭТО:

1) прогноз (предсказание) того, что должно произойти

2) положение, предполагающее наличие связи между двумя или более переменными

3) описание процедуры сбора данных

4) выбор индикаторов, выявляющих социальные признаки

27. МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ, ПРЕДПОЛАГАЮЩИЙ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА ИЗУЧАЕМЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ОБЪЕКТ ПОСРЕДСТВОМ ВИДОИЗМЕНЕНИЯ ИЛИ ВВЕДЕНИЯ НОВЫХ КОНТРОЛИРУЕМЫХ ФАКТОРОВ, НАЗЫВАЕТСЯ…

1) социологическим экспериментом

3) социологическим опросом

28. ВЫБОРКА НАЗЫВАЕТСЯ СЛУЧАЙНОЙ, ЕСЛИ…

1) любой представитель генеральной совокупности имеет равные шансы попасть в выборку

2) анализируются отдельные случаи

3) используется принцип эквивалентности

4) используется метод элиминативной индукции

29. БЛОК ВОПРОСОВ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ АНКЕТЫ, НАЗЫВАЕМЫЙ ПАСПОРТИЧКОЙ, НИКОГДА НЕ ВКЛЮЧАЕТ ВОПРОС…

3) об имени, отчестве и фамилии

30. МАКСИМАЛЬНОЙ СТЕПЕНЬЮ СОБЛЮДЕНИЯ ИНСТРУКЦИЙ И МИНИМАЛЬНОЙ СВОБОДОЙ ТВОРЧЕСТВА ИНТЕРВЬЮЕРА ХАРАКТЕРИЗУЕТСЯ __________ ИНТЕРВЬЮ

31. МЕТОД ПОЛУЧЕНИЯ ПЕРВИЧНОЙ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ, ОСНОВАННЫЙ НА УСТНОМ ИЛИ ПИСЬМЕННОМ ОБРАЩЕНИИ К ИССЛЕДУЕМОЙ СОВОКУПНОСТИ ЛЮДЕЙ С ВОПРОСАМИ, ОТРАЖАЮЩИМИ ПРОБЛЕМУ ИССЛЕДОВАНИЯ, НАЗЫВАЕТСЯ…

2) анализ документов

32. МЕТОД СБОРА ИНФОРМАЦИИ О КОЛИЧЕСТВЕННОМ И КАЧЕСТВЕННОМ ИЗМЕНЕНИИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ОБЪЕКТА В РЕЗУЛЬТАТЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА НЕГО НЕКОТОРЫХ УПРАВЛЯЕМЫХ И РЕГУЛИРУЕМЫХ ФАКТОРОВ НАЗЫВАЕТСЯ…

1) анализ документов

33. ___________ ОСНОВЫВАЕТСЯ НА СИСТЕМАТИЧЕСКОМ ИЗУЧЕНИИ ПИСЕМ, АВТОБИОГРАФИЙ, МЕМУАРОВ И ПРОЧИХ «ЛИЧНЫХ» НОСИТЕЛЕЙ ИНФОРМАЦИИ

1) качественный контент-анализ

2) количественный контент-анализ

3) статистический анализ

4) документально-биографический метод

34. ПОНЯТИЕ, КОТОРОЕ ОТРАЖАЕТ СООТВЕТСТВИЕ ПРОЦЕДУРЫ ИЗМЕРЕНИЯ ОБЪЕКТУ ИССЛЕДОВАНИЯ, НАЗЫВАЕТСЯ…

35. ТИП АНКЕТНОГО ВОПРОСА, ТРЕБУЮЩИЙ ОТ РЕСПОНДЕНТА ТОЛЬКО САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ФОРМУЛИРОВАНИЯ ОТВЕТА, НАЗЫВАЕТСЯ _________

36. ШИРОКОЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ КОНТЕНТ-АНАЛИЗА СВЯЗАНО С ВЫХОДОМ В СВЕТ КНИГИ __________ «КОНТЕНТ-АНАЛИЗ В КОММУНИКАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ»

37. АНАЛИЗ КАК НЕОПРОСНЫЙ МЕТОД ПРЕДПОЛАГАЕТ ИЗУЧЕНИЕ ДАННЫХ _________

3) телефонного опроса

4) исторических документов

38. МЕТОД СБОРА ПЕРВИЧНОЙ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ ПУТЕМ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЕМ СОБЫТИЙ, ЯВЛЕНИЙ И ПРОЦЕССОВ, ПРОИСХОДЯЩИХ В ОПРЕДЕЛЕННЫХ УСЛОВИЯХ, НАЗЫВАЕТСЯ…

39. «ЗАКРЫТЫМИ» НАЗЫВАЮТ ТАКИЕ ВОПРОСЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ АНКЕТЫ, ГДЕ…

1) респондент должен сделать выбор из нескольких, готовых вариантов ответа

2) респондент может сам предложить варианты ответа

3) респондент сам формулирует вопрос

4) раскрывается содержание гипотезы социологического исследования

40. К ДВУМ ОСНОВНЫМ ЭТАПАМ СОСТАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ОТНОСЯТСЯ:

(укажите не менее двух вариантов ответа)

1) опрос респондентов

2) интерпретация результатов

3) формулировка проблемы исследования

4) изучение специализированной литературы

41. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ, ЦЕЛЬЮ КОТОРЫХ ЯВЛЯЕТСЯ ПРИРАЩЕНИЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ И ФОРМУЛИРОВАНИЕ КОНЦЕПЦИИ, НАЗЫВАЮТСЯ…

42. ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННАЯ БЕСЕДА СОЦИОЛОГА С РЕСПОНДЕНТОМ ПО ВОПРОСАМ ПРОГРАММЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ, ПРЕДПОЛАГАЮЩАЯ НЕЗАМЕДЛИТЕЛЬНОЕ РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОТВЕТОВ ПОСЛЕДНЕГО ПО КАТЕГОРИЯМ, – ЭТО _______ ИНТЕРВЬЮ

43. ДВА ВИДА ОПРОСОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ДЛЯ ОЦЕНКИ ПОПУЛЯРНОСТИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ЛИДЕРОВ ПАРТИЙ, ПОЛИТИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ И Т.П.:

(укажите не менее двух вариантов ответа)

1) свободное интервью

3) глубинное интервью

44. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ОБЩЕСТВА В СОЦИОЛОГИИ ОСНОВЫВАЕТСЯ НА ТАКИХ МЕТОДАХ, КАК ЭСПЕРИМЕНТ И НАБЛЮДЕНИЕ:

45. ПОНЯТИЕ «ЗАКРЫТЫЙ ВОПРОС» ОЗНАЧАЕТ:

1) вопрос, предполагающий закрытие проблемы

2) вопрос, на который не существует ответа

3) вопрос, на который предлагается несколько альтернативных вариантов ответа, из которых предстоит выбрать только один

4) вопрос, ответ на который ясен с самого начала

46. ПОНЯТИЕ «ОТКРЫТЫЙ ВОПРОС» В СОЦИОЛОГИЧЕСКОМ ОПРОСЕ ОЗНАЧАЕТ:

1) вопрос, который не получил ответа

2) вопрос, на который не предлагается никаких альтернативных вариантов ответа

3) вопрос, сформулированный предубежденным образом

4) вопрос, на который можно ответить как угодно

47. КОНТЕНТ-АНАЛИЗ – ЭТО:

1) один из способов обработки данных, полученных в ходе экспресс-опроса

2) процедура, с помощью которой вербальные записи, качественные по своему характеру, преобразуются в количественные данные

3) один из способов анализа результатов социального эксперимента

4) чтение текста с последующим подсчетом символов

48. ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ УСЛОВИЕМ ЭКСПЕРИМЕНТА ЯВЛЯЕТСЯ:

1) грамотная формулировка условий

2) правильный подбор экспериментальной и контрольной групп

3) добровольное согласие участников

4) сохранение в тайне от участников подлинных целей и задач исследования

49. НАУЧНО ОБОСНОВАННОЕ ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ О НАЛИЧИИ (ИЛИ ОТСУТСТВИИ) СВЯЗИ МЕЖДУ ДВУМЯ И БОЛЕЕ ПЕРЕМЕННЫМИ, А ТАКЖЕ О ЕЕ ХАРАКТЕРЕ – ЭТО:

50. СТЕПЕНЬ, ДО КОТОРОЙ ИЗМЕРЕНИЕ ДАЕТ ТЕ ЖЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, ЧТО И ПРИ БОЛЬШИНСТВЕ ПОВТОРНЫХ ПОПЫТОК:

51. ВОЗДЕЙСТВИЕ ПРОЦЕССА СБОРА ДАННЫХ НА НАБЛЮДАЕМОЕ ЯВЛЕНИЕ:

52. ВОПРОС, КОТОРЫЙ ПОДТАЛКИВАЕТ РЕСПОНДЕНТА К ВЫБОРУ КОНКРЕТНОГО ОТВЕТА, ВСЛЕДСТВИЕ ЧЕГО ИНФОРМАЦИЯ ПРИОБРЕТАЕТ ПРЕДУБЕЖДЕННЫЙ ХАРАКТЕР:

53. ЛИЧНОСТЬ, ДАЮЩАЯ ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ОПРОСА:

54. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОД ОПРОСА ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ:

3) анализ документов

4) экспериментальную оценку

55. ПОЛНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ОПРОС ПРОВОДИТСЯ:

1) в малой социальной группе

2) в малой социальной группе, при наличии всех членов этой социальной группы

3) в большой социальной группе, при наличии всех членов этой социальной группы

4) в большой социальной группе

56. ТЕРМИН «ПОЛЕВОЕ НАБЛЮДЕНИЕ» В ИССЛЕДОВАНИИ СОЦИАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ СЛЕДУЕТ ПОНИМАТЬ КАК:

1) наблюдение за социальными процессами, не ограниченными рамками замкнутого пространства

2) наблюдение за социальными процессами в условиях природы

3) непосредственное наблюдение социального объекта в нормальных, естественных условиях

4) искусственно смоделированная ситуация, за которой осуществляется наблюдение

57. ОПЕРАТИВНЫЙ ЭТАП СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ:

1) предварительный анализ социологами уже проведенных социальных исследований по данной проблематике

2) быстрое, оперативное осмысление предварительных исследований

3) анализ полученной информации

58. ЛОНГИТЮДНОЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТ:

1) пробное исследование для сбора первичной социальной информации

2) метод изучения количественного содержания социальной информации

3) исследование социального явления в естественных условиях

4) вид повторного исследования одного и того же социального явления с определенным временным интервалом

59. ЛИЦО, ВЫСТУПАЮЩЕЕ В КАЧЕСТВЕ ИСТОЧНИКА ПЕРВИЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОПРОСА ИЛИ В РЕЗУЛЬТАТЕ НАБЛЮДЕНИЯ – ЭТО:

60. ОБЩНОСТЬ, НА КОТОРУЮ СОЦИОЛОГ РАСПРОСТРАНЯЕТ ВЫВОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:

2) выборочная совокупность

3) генеральная совокупность

61. СИСТЕМА НАИБОЛЕЕ ОБЩИХ ПРИНЦИПОВ, ПОЛОЖЕНИЙ, МЕТОДОВ, СОСТАВЛЯЮЩИХ ОСНОВУ СОЦИОЛОГИИ, – ЭТО:

62. СВОЙСТВО ВЫБОРОЧНОЙ СОВОКУПНОСТИ ВОСПРОИЗВОДИТЬ ПАРАМЕТРЫ И ЗНАЧИМЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СТРУКТУРЫ ГЕНЕРАЛЬНОЙ СОВОКУПНОСТИ:

Тема №2. История социологии

1. ОСНОВОПОЛОЖНИКОМ ТЕОРИИ ПОЗИТИВИЗМА ЯВЛЯЕТСЯ…

2. ОСНОВОПОЛОЖНИКОМ СОЦИОЛОГИИ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ НАУКИ ЯВЛЯЕТСЯ:

3. НАЗОВИТЕ СОЦИОЛОГА И ЕГО ТРУД, ГДЕ ВПЕРВЫЕ БЫЛ ВВЕДЕН В УПОТРЕБЛЕНИЕ ТЕРМИН «СОЦИОЛОГИЯ»:

1) Э. Дюркгейм «О разделении общественного труда»

2) И. Кант « Критика чистого разума»

3) М. Вебер « Основные социологические понятия»

4) О. Конт «Курс позитивной философии»

4. ТЕРМИН «СОЦИОЛОГИЯ» В НАУЧНЫЙ ОБОРОТ ВПЕРВЫЕ ВВЕЛ…

5. ПРИНЦИПЫ КЛАССИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ СФОРМУЛИРОВАЛ:

6. ОСНОВОПОЛОЖНИК «ЧИСТОЙ» ИЛИ «ФОРМАЛЬНОЙ» СОЦИОЛОГИИ:

7. ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ПОНИМАЮЩЕЙ СОЦИЛОГИИ:

1) поведение, действие и социальное действие

2) поведение, действие и прогноз

3) поведение, социальное действие и мораль общества

4) действие, прогноз и поведение

8. РАБОТЫ ПЕРИОДА АНТИЧНОСТИ «ГОСУДАРСТВО», «ЗАКОНЫ» НАПИСАЛ:

9. АНТИЧНЫЙ МЫСЛИТЕЛЬ АРИСТОТЕЛЬ К «НЕПРАВИЛЬНЫМ» ФОРМАМ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА ОТНОСИЛ:

10. ИДЕАЛЬНЫМ ТИПОМ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА КАК ПРАВЛЕНИЕ ЛУЧШИХ И БЛАГОРОДНЫХ ПЛАТОН СЧИТАЛ:

11. АРИСТОТЕЛЬ СЧИТАЛ ОПОРОЙ СТАБИЛЬНОСТИ И ПОРЯДКА…

12. ТЕРМИН «ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНТЕРЕС» АКТИВНО ИСПОЛЬЗОВАЛ В СВОИХ РАБОТАХ:

13. УЧЕНЫЙ ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 17 В., ЗАЛОЖИВШИЙ ОСНОВЫ НАУКИ О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ, ПЕРВЫМ ВЫДВИНУЛ ИДЕЮ «ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА»:

14. О. КОНТ НАЗЫВАЛ СОЦИОЛОГИЮ:

15. О. КОНТУ ПРИНАДЛЕЖИТ СЛЕДУЮЩЕЕ ПОЛОЖЕНИЕ:

1) сформулировал закон социальной гармонии

2) подчеркивал важность понимания субъективного смысла, который вкладывается в действие индивида

3) обосновал закон соответствия производительных сил характеру производственных отношений

16. О.КОНТ БЫЛ СТОРОННИКОМ НАПРАВЛЕНИЯ В СОЦИОЛОГИИ:

17. ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОГРЕСС, ПО О. КОНТУ, ЯВЛЯЕТСЯ ПРЕДМЕТОМ ИЗУЧЕНИЯ:

1) социальной статики

2) социальной динамики

3) социальной физики

18. ВЕРШИНОЙ ПИРАМИДЫ «ИЕРАРХИИ НАУК» О. КОНТА ЯВЛЯЕТСЯ:

19. НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА, КОТОРУЮ О. КОНТ ПОСТАВИЛ В ОСНОВАНИЕ СВОЕЙ «ИЕРАРХИИ НАУК»:

20. ОСНОВНАЯ ИДЕЯ СОЦИАЛЬНОЙ СТАТИКИ О. КОНТА:

21. О. КОНТ УТВЕРЖДАЕТ, ЧТО ЭЛЕМЕНТАРНОЙ СТРУКТУРНОЙ ЕДИНИЦЕЙ ОБЩЕСТВА ЯВЛЯЕТСЯ:

22. ОСНОВНЫЕ РАЗДЕЛЫ СОЦИОЛОГИИ, ВЫДЕЛЕННЫЕ О. КОНТОМ:

(укажите не менее двух вариантов ответа)

1) социальная статика

2) социальная аналитика

3) социальный контроль

4) социальная динамика

23. ЭМИЛЮ ДЮРКГЕЙМУ ПРИНАДЛЕЖИТ:

1) теория общественного договора

2) закон иерархии наук

3) концепция механической и органической солидарности

4) теория общественно-экономических формаций

24. Э. ДЮРКГЕЙМ СФОРМУЛИРОВАЛ:

1) технологию антикризисного развития общества

2) концепцию социального действия

3) методы социологизма

4) направление натурализма в социологии

25. ГЛАВНЫЕ ПРИЗНАКИ СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОВ, ПО ДЮРКГЕЙМУ:

(укажите не менее двух вариантов ответа)

1) принадлежность их к общественной жизни и независимость от природной среды

2) независимое от индивида существование и способность оказывать на индивида давление (принудительная сила)

3) происхождение из социального взаимодействия членов общества

4) культурная и политическая природа

26. ОБЩЕСТВО, ПО Э. ДЮРКГЕЙМУ, ОСНОВАННОЕ НА МЕХАНИЧЕСКОЙ СОЛИДАРНОСТИ, ГДЕ ЛИЧНОСТЬ НЕ ПРИНАДЛЕЖИТ СЕБЕ И ПОГЛОЩАЕТСЯ КОЛЛЕКТИВОМ:

27. В СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ Э. ДЮРКГЕЙМА ЦЕЛЬЮ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ЯВЛЯЕТСЯ…

1) социальное равенство

2) социальная справедливость

3) нарастание солидарности

4) развитие личности

28. ОДНА ИЗ ЦЕНТРАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ В ТРОРЧЕСТВЕ Э. ДЮРКГЕЙМА:

1) социальной солидарности

2) проблема собственности

3) социальных изменений

4) социального порядка

29. ПО Э.ДЮРКГЕЙМУ, НАУКУ МОЖНО РАССМАТРИВАТЬ КАК:

1) особую систему знаний

2) систему организаций и учреждений, вырабатывающих, хранящих и распространяющих эти знания

3) особый вид деятельности

4) все вышеперечисленное

30. Э. ДЮРКГЕЙМ СТАЛ ОСНОВОПОЛОЖНИКОМ:

1) теории марксизма

2) прикладной социологии

4) отечественной социологии

31. Э. ДЮРКГЕЙМ РАССМАТРИВАЛ СОЦИАЛЬНУЮ РЕАЛЬНОСТЬ КАК:

1) особого рода бытие, имеющее свой смысл в силу своей особой –коллективной – природы и свои, только ей присущие закономерности

2) реальность особого рода, не сводимая ни к какой другой

3) особого рода свобода действий

4) политическая организация особого рода

32. СВОЮ КОНЦЕПЦИЮ М.ВЕБЕР НАЗЫВАЛ:

1) понимающая социология

2) принимающая социология

4) концепция статики

33. М. ВЕБЕР ВЫДЕЛЯЛ ДВА ТИПА СОЦИАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ:

(укажите не менее двух вариантов ответа)

34. ВЫБРАТЬ ПРАВИЛЬНОЕ СУЖДЕНИЕ:

А) СОГЛАСНО М. ВЕБЕРУ, В БЮРОКРАТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СУЩЕСТВУЕТ ЧЕТКАЯ ИЕРАРХИЯ ВЛАСТИ;

Б) СОГЛАСНО М. ВЕБЕРУ, В БЮРОКРАТИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НЕ СУЩЕСТВУЕТ ЧЕТКАЯ ИЕРАРХИЯ ВЛАСТИ…

1) оба суждения верны

2) оба суждения неверны

35. В КАЧЕСТВЕ ОСНОВЫ ТИПОЛОГИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА М. ВЕБЕР ПРЕДЛАГАЛ СЧИТАТЬ:

1) виды экономической деятельности

2) способ производства

3) культуру и религию

4) правовые отношения

36. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ТРУД М. ВЕБЕРА:

1) «История хозяйства: Город»

2) «Система позитивной политики»

3) «Человек и государство»

4) «Правила социологического метода»

37. С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ М.ВЕБЕРА, ОБЩЕСТВО – ЭТО…

1) арена борющихся между собой статусных групп, каждая из которых имеет свои собственные экономические интересы, амбиции, свое понимание мира и других людей

2) сложная система отношений, целостный организм, об отдельных структурных элементах которого можно судить только по соотношению с целым

3) это организм, целостность, составляющаяся взаимозависимыми частями, находящимися в равновесии

38. СОГЛАСНО КОНЦЕПЦИИ М. ВЕБЕРА, СОЦИАЛЬНЫМИ ДЕЙСТВИЯМИ, В НАИБОЛЬШЕЙ СТЕПЕНИ ОПРЕДЕЛЯЮЩИМИ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНУЮ РАЦИОНАЛИЗАЦИЮ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ, ЯВЛЯЮТСЯ:

39. НАУЧНУЮ КОНЦЕПЦИЮ М.ВЕБЕРА НЕРЕДКО ОПРЕДЕЛЯЮТ КАК «ПОНИМАЮЩУЮ» СОЦИОЛОГИЮ ВСЛЕДСТВИЕ ТОГО, ЧТО ОНА ОРИЕНТИРУЕТ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ НА ПОНИМАНИЕ…

1) объективных основ функционирования «социальных тональностей», таких, как государство, профсоюзы, партии

2) причин социальных конфликтов

3) законов общественного развития

4) поведенческих мотивов человека как «причин» его деятельности

40. ЦЕНТРАЛЬНЫМ ПОНЯТИЕМ «ПОНИМАЮЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ» М. ВЕБЕРА ЯВЛЯЕТСЯ:

2) закон интеллектуальной эволюции

3) социальное действие

4) способ производства

41. ГЕРБЕРТ СПЕНСЕР ЯВЛЯЕТСЯ ОСНОВОПОЛОЖНИКОМ:

2) органической аналогии

3) концепции идеальных типов

4) исторического материализма

42. ОБЩЕСТВО, ПО МНЕНИЮ СПЕНСЕРА – ЭТО:

1) случайное скопление взаимодействующих между собой людей

2) группа индивидов, состоящих в родственной связи между собой

3) достаточно длительное объединение самостоятельных индивидов, не вступающих в регулярные взаимодействия

4) продукт эволюции малых человеческих сообществ в большие.

43. ИДЕЯ, КОТОРУЮ ВЫСКАЗАЛ В СВОЕЙ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ Г. СПЕНСЕР:

1) изучение причин порядка и беспорядка в обществе

2) обоснование «понимающей» социологии

3) обоснование теории конфликта

4) перенесение теории эволюции природы на человеческое общество

44. СУТЬ ИСТОРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛИЗМА СОСТОИТ В:

1) рассмотрении исторического процесса как материальной субстанции

2) признании преимущества материального мира перед духовным

3) выделении в качестве ведущих отношений по поводу производства материальных благ

4) особом внимании к материальным объектам и вещам

45. ПО МАРКСУ, __________ ПРЕДСТАВЛЯЮТ СОБОЙ «ЛОКОМОТИВЫ ИСТОРИИ»

46. В МАРКСИСТСКОЙ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ РЕВОЛЮЦИИ ЦЕНТРАЛЬНЫМ ЯВЛЯЕТСЯ ВОПРОС:

1) о борьбе основных антагонистических классов

2) о распределении власти

3) о характере распределения материальных благ

4) о перехвате гегемонии прогрессивным классом

47. ОСНОВНОЕ В ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЯХ К.МАРКС И Ф.ЭНГЕЛЬС ВИДЕЛИ В:

1) отношениях собственности

2) отношениях распределения

3) отношениях обмена

4) отношениях потребления

48. ПИТИРИМ СОРОКИН ОДНИМ ИЗ ВАЖНЕЙШИХ УСЛОВИЙ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЧИТАЛ:

1) наличие значимых символов

2) наличие проводников взаимодействия

3) наличие социальной группы

4) успешное прохождение социализации

49. ВАЖНЕЙШИМ УСЛОВИЕМ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ П. СОРОКИН СЧИТАЕТ:

1) наличие соответствующей мотивации

2) наличие двух или более индивидов, обусловливающих поведение и психическое переживание друг друга

3) наличие взаимной заинтересованности

4) наличие взаимной выгоды

50. СПОСОБ УЛУЧШЕНИЯ И РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ П.А. СОРОКИН ВИДЕЛ В:

2) сокращении свободы

51. ОСНОВОЙ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА, ПО П.А. СОРОКИНУ, ЯВЛЯЕТСЯ:

1) социальное поведение, взаимодействие

2) отдельный индивид

3) проточеловеческие сообщества

4) не занимался разработкой социологического анализа

52. СЛОИ ВНУТРИ ГРУПП, ПО П.А. СОРОКИНУ:

53. ТИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВА, ВЫДЕЛЕННЫЕ П.А. СОРОКИНЫМ:

1) быстрый и медленный

2) вертикальный и горизонтальный

3) плоский и объѐмный

4) низкий и высокий

54. П.А. СОРОКИН СЧИТАЛ, ЧТО РЕВОЛЮЦИЯ – ЭТО…

1) «приращение свободы»

2) «единственный способ улучшения социальной жизни»

3) «великая трагедия»

4) «помощь обществу в развитии»

55. ОДНОЙ ИЗ РАБОТ Н.К. МИХАЙЛОВСКОГО ЯВЛЯЕТСЯ:

1) «Правила социологического метода»;

2) «Что такое прогресс?»

3) «Общая социология»

4) «К общей теории действия»

56. ОСНОВНЫЕ ТРУДЫ П.Л. ЛАВРОВА:

(укажите не менее двух вариантов ответа)

1) «Исторические письма»

2) «Курс позитивной философии»

4) «Философия и социология. Избранные произведения: В 2-х т.»

57. ПО МНЕНИЮ П.Л. ЛАВРОВА, ЕДИНСТВЕННОЙ РЕАЛЬНОЙ ДВИЖУЩЕЙ СИЛОЙ ОБЩЕСТВА ЯВЛЯЕТСЯ:

1) социальная группа

58. ГЛАВНЫЕ ФАКТОРЫ, НАПРАВЛЯЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЛЮДЕЙ, ПО МНЕНИЮ П.Л. ЛАВРОВА:

1) внутренние мотивы, идеалы и воля

2) социальные факторы

3) биологические факторы

4) общественные идеалы

59. СУБЪЕКТИВНЫЙ МЕТОД РУССКОЙ СОЦИОЛОГИИ СОЗДАЛИ…

1) М.А. Бакунин и П.Н. Ткачев

2) Г.В. Плеханов и В.И. Ленин

3) П.Л. Лавров и Н.К. Михайловский

4) М.М. Ковалевский и П.А Струве

60. П.Л. ЛАВРОВ ЯВЛЯЕТСЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕМ:

1) психологического направления

3) классического позитивизма

4) философского иррационализма

61. АНАЛИЗИРУЯ СОЦИАЛЬНУЮ МОТИВАЦИЮ, В КАЧЕСТВЕ ВЫСШЕГО МОТИВА П.Л. ЛАВРОВ ОПРЕДЕЛЯЕТ:

1) потребность в развитии

2) потребность в желаниях

3) потребность в существовании

4) потребность в знании

62. ПРЕДСТАВИТЕЛИ НАТУРАЛИСТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ В РУССКОЙ СОЦИОЛОГИИ:

(укажите не менее двух вариантов ответа)

63. ОСНОВОПОЛОЖНИК «ПОНИМАЮЩЕЙ СОЦИОЛОГИИ»:

64. ОСНОВАТЕЛЬ ФРАНЦУЗСКОЙ СОЦИОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ И СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОГО АНАЛИЗА:

65. ЦИКЛИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА ОПИСАЛ СОЦИОЛОГ:

66. ВПЕРВЫЕ СИСТЕМАТИЗИРОВАЛ И РАЗВИЛ ТЕОРИЮ БЮРОКРАТИИ СОЦИОЛОГ…

67. В ОСНОВЕ ТИПОЛОГИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА ПО ВИДАМ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАЛОЖЕНЫ ПОЗИЦИИ:

68. ОСНОВАТЕЛЕМ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ БЫЛ:

69. ТЕОРИЮ СОЦИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ ВЫДВИНУЛ:

70. ПОНЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ СТАТИКИ И СОЦИАЛЬНОЙ ДИНАМИКИ ВВЕЛ…

71. ПИОНЕРОМ СОЦИАЛЬНОЙ СТАТИСТИКИ В СОЦИОЛОГИИ ПРИНЯТО СЧИТАТЬ:

72. СОЦИОЛОГ-КЛАССИК, ОТДАВШИЙ ВЕДУЩЕЕ МЕСТО ПРИ ПОСТРОЕНИИ СВОЕЙ ТЕОРИИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ ОТНОШЕНИЯМ:

73. КОНЦЕПЦИЯ АНОМИИ РАЗРАБАТЫВАЛАСЬ В РАБОТАХ:

74. СОЦИОЛОГ-КЛАССИК, АВТОР ВЫРАЖЕНИЯ: «КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК СТРОИТ СВОЕ Я, ОСНОВЫВАЯСЬ НА ВОСПРИНЯТЫХ ИМ РЕАКЦИЯХ ДРУГИХ ЛИЦ, С КОТОРЫМИ ОН ВСТУПАЕТ В КОНТАКТ. ДЛЯ ИНДИВИДА ВАЖНО НЕ ТОЛЬКО ТО, ЧТО ОН ДУМАЕТ О СЕБЕ САМ, НО И ТО, ЧТО ДУМАЮТ О НЕМ ДРУГИЕ. МЫ ИСПОЛЬЗУЕМ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДРУГИХ О НАС САМИХ КАК ЗЕРКАЛО»…

75. АВТОРОМ КОНЦЕПЦИИ ХАРИЗМАТИЧЕСКОГО ГОСПОДСТВА ЯВЛЯЕТСЯ:

76. ОСНОВАТЕЛЕМ ТЕОРИИ СИМВОЛИЧЕСКОГО ИНТЕРАКЦИОНИЗМА ПРИНЯТО СЧИТАТЬ:

77. КЛАССИК-СОЦИОЛОГ, ИЗУЧАВШИЙ ОСОБОЕ ВЛИЯНИЕ РЕЛИГИОЗНЫХ ВОЗЗРЕНИЙ НА СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ЖИЗНИ:

78. ПОНЯТИЕ ЛОКАЛЬНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ КАК ОСОБОГО КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОГО ТИПА ВВЕЛ В НАУЧНЫЙ ОБОРОТ:

79. НАИБОЛЕЕ РАЗВЕРНУТОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЭВОЛЮЦИИ ПРИНАДЛЕЖИТ:

80. ИДЕЯ О НЕОБХОДИМОСТИ РЕВОЛЮЦИОННОГО ПРЕОБРАЗОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ СОСТАВЛЯЕТ ГЛАВНЫЙ ВЫВОД:

2) исторического материализма

3) понимающей социологии

4) социологического реализма

81. СОЗДАТЕЛЕМ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОГО КОНФЛИКТА СЧИТАЮТ:

4) Питирима Сорокина

82. НЕЗОВИТЕ СОЦИОЛОГА, СЧИТАВШЕГО, ЧТО ГЛАВНОЕ В ОБЩЕСТВЕННОМ РАЗВИТИИ – ЭТО НЕ СТАБИЛИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА, А ЕГО РАЗРУШЕНИЕ И ЗАМЕНА ДРУГИМ, БОЛЕЕ СПРАВЕДЛИВЫМ:

83. ВМЕСТО ИССЛЕДОВАНИЯ ОБЩЕСТВА В ЦЕЛОМ _____ ПРЕДЛОЖИЛ «ФРЕЙМ-АНАЛИЗ» И ПРИМЕНИЛ ЕГО К ИЗУЧЕНИЮ РЕАЛЬНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ ИНДИВИДОВ….

84. ПРЕДСТАВИТЕЛЕМ ЭВОЛЮЦИОННОЙ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНЫХ ИЗМЕНЕНИЙ ЯВЛЯЕТСЯ…

85. В КОНЦЕПЦИИ ДЖ. МИДА СОВОКУПНОСТЬ СОЦИАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ, В КОТОРЫХ ДЕЙСТВУЕТ СУБЪЕКТ, ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ КАК…

86. __________ ЯВЛЯЕТСЯ АВТОРОМ КОНЦЕПЦИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ, СОГЛАСНО КОТОРОЙ ДЕТИ ФОРМИРУЮТ СЕБЯ КАК СОЦИАЛЬНЫЕ СУЩЕСТВА, ПОДРАЖАЯ ПОВЕДЕНИЮ ВЗРОСЛЫХ И ИМИТИРУЯ ИХ ДЕЙСТВИЯ В ПРОЦЕССЕ ИГРЫ

87. __________ РАССМАТРИВАЛ РЕВОЛЮЦИЮ КАК СЛУЧАЙНОЕ И ПАТОЛОГИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ.

88. ЗАПАДНЫЙ СОЦИОЛОГ, КОТОРЫЙ ПРИДЕРЖИВАЛСЯ МНЕНИЯ, ЧТО ВСЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОДЧИНЕНЫ ПРИНЦИПУ ЭКВИВАЛЕНТНОСТИ ОБМЕНА…

89. ОДИН ИЗ СОЦИОЛОГОВ-КЛАССИКОВ, В ПРОТИВОВЕС К. МАРКСУ, НАСТАИВАЛ НА ОПРЕДЕЛЯЮЩЕМ ВОЗДЕЙСТВИИ НАДСТРОЙКИ НА БАЗИС:

90. МЫСЛИТЕЛЬ, АВТОР СЛЕДУЮЩЕГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ: ЕСТЕСТВЕННОЕ СОСТОЯНИЕ – ЭТО «ВОЙНА ВСЕХ ПРОТИВ ВСЕХ»:

91. РАБОТА «САМОУБИЙСТВО» НАПИСАНА…

92. РАБОТУ «ПРОТЕСТАНТСКАЯ ЭТИКА И ДУХ КАПИТАЛИЗМА» НАПИСАЛ:

93. РАБОТА «ФИЛОСОФИЯ ОБЩЕГО ДЕЛА» БЫЛА НАПИСАНА…

94. ФРАНЦУЗСКИЙ СОЦИОЛОГ, АВТОР КНИГИ «О РАЗДЕЛЕНИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ТРУДА» – ЭТО________.

95. «РЕТРЕТИЗМ» В СОЦИОЛОГИИ Р. МЕРТОНА – ЭТО:

1) форма нормального поведения

2) делинквентное поведение

3) поведение, характерное для «белых» воротничков

4) форма девиантного поведения, когда человек отвергает и цели общества, и средства их достижения

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *